Названия сосудов у алхимиков

Названия сосудов у алхимиков thumbnail

Некоторые алхимические сосуды.

Жан Батист Порта “Книги о дистилляции”, глава XIX

Существует столько видов сосудов, сколько существует различных вещей, которые следует дистиллировать. Они происходят от вдохновения тех, кто их придумал; каждый представляет собой образ, запечатлевший желание автора, и все они могут совершенствоваться и изменяться до бесконечности. Это и небольшие овальные сосуды, циркуляторы, сосуды с изгибам, с прямыми и спиральными ответвлениями, но некоторые, являются совершенными. Эти сосуды разработаны с исключительным пониманием и техническим совершенством, умелыми исследователями достоинств растений, без которых затруднительно понять трудную науку.
Фактически, они адаптировали и использовали дистилляции, согласно знакам, качествам и природе простых дистилляций, позаимствовав эти формы у природы животных. Один из фактов: животные, имеющие очень тонкое дыхание, имеют длинный дыхательный канал. Поэтому, для выделения из растений очень летучего испарения, поднимающегося легко к верху, применяют сосуд с очень длинной шеей, чтобы у него был более длинный путь при улетучивании. Шея сосуда имеет длину в восемь футов (фут = 32,4 см), именно он изображен на рисунке под литерой “А”. Этот сосуд мы чаще всего используем при дистилляции воды жизни. Действительно, поднимаясь по очень длинному пути, дух освобождается от влажных частей и нечистот, для 
достижения, благодаря собственным усилиям, наиболее высокой степени субтильности (тонкости). Обычно, мы называем этот сосуд “колбой” (matarozzo), страусом, “жирафом” или “журавлем”.  

Названия сосудов у алхимиков

Наоборот, простая земная сухость, имеет малое количество пара и испарения, что требует для своей дистилляции широких инструментов. Черепаха, достаточно наземное и сухое животное, покрытое жестким панцирем, созданным из земной части. Она имеет широкое тело; при медленном движении вперед, слегка наклоняет и опускает свою голову, неся свой дом. Поэтому, мы используем черепаху для простых земных тел, таких как, соли, купорос и других минералов, которые не летучие. Обычно, этот сосуд называем “лютней”, так как его форма подобна животному или музыкальному инструменту, называемого “лирой” или “лютней”.
Этот сосуд, имеет, образно говоря, склоненную на плечи голову, абсолютно повторяя форму движущейся черепахи; его помещают в печь, для того, чтобы жидкость, извлеченная силой огня, прошла в колбу, помещенную под него. 

Названия сосудов у алхимиков

Для простых влажных и густых частей, содержащих мало испарений, используют сосуд имитирующий животное, названное медведем; он имеет густое, земное, вязкое, полное и бесформенное строение, а его грузное, мясистое и короткое тело, не соединяется шеей с головой. Сосуд изготавливается, согласно подобию, и обычно называется “ursale” или “urinal”. В него помещают малоспиритуальные (малоиспаряемые) или трудновозгоняемые вещи, чтобы они освободились от их вязкости и густоты (плотности), благодаря своему небольшому и объемному движению.

Названия сосудов у алхимиков

Если части спиритуальной сущности скрыты в осадке и в землистом мусоре, для того, чтобы поднялись наиболее чистые и тонкие части и освободились от грубых и нечистых – бесполезных в лекарственных препаратах, – следует, после увеличения их сил и растворения, подвергнуть циркуляции. Сосуд, мы называем “пеликаном”, потому что он воспроизводит силуэт птицы. В этом сосуде, наиболее разряженные части поднимаются через шею вверх, оставляя нечистоты внизу, а через клюв, воткнутый в грудь, тонкие части возвращаются в сосуд, где снова поднимаются через шею; таким непрерывным движением, они понемногу освобождаются от своей водянистости, которая сгущается. Благодаря этой постоянной циркуляцией, 
происходит не только очищение простых вещей, но и увеличение их достоинств. Этот сосуд обозначен литерой “E”.

Названия сосудов у алхимиков

Но некоторые используют иной метод. Они берут два сосуда: первый соединяют со вторым так, чтобы один получая, отдавал другому, а второй – первому; каждый сосуд имеет “клюв” направленный в приемник другого; они переплетаются между собой, словно близнецы братья. Поэтому, некоторые исследователи назвали эти сосуды “близнецами”. С помощью их, тела становятся более утонченными и благодаря ускоренной циркуляции они освобождаются от любых нечистот и отложений, и приобретают более благородные достоинства.

Названия сосудов у алхимиков

Существуют, также и вещи, которые проходя через длинный и извилистый путь, приобретают более субтильную (возвышенную) природу. Действительно, вещи, поднимающиеся через извилистый змеевик, теряют свои наиболее тяжелые и влажные части, остающиеся внизу, в то время, когда поднимаются более чистые элементы. Поэтому, этот сосуд называют “змеевик”, так как своими спиральными изгибами он имитирует движение змеи. Мы использовали его довольно часто для получения воды жизни, чтобы она стала более пронизывающе, более чистой и более летучей. Все это достигалось благодаря более 
вытянутым и более частым спиралям, оставляющих флегму на дне сосуда. Изображение сосуда обозначено литерой “F”.

Названия сосудов у алхимиков

Мы также использовали для дистилляции воды жизни сосуд, составленный из восьми или десяти шлемов (колпаков перегонного куба); вершины одних сосудов взаимно соединяются с серединой других. Когда достигается максимальная степень огня, вино поднимается и производит воду жизни различного качества; чем выше она поднимается, тем больше становится субтильной, а чем ниже – более грубой, влажной, густой и насыщенной флегмой. Этот сосуд имитирует шеи и головы гидры, поэтому мы называем его “геркулесовая гидра с семью головами”. Некоторые исследователи (при его изготовлении) используют медь или латунь, иные же – стекло. Сосуд изображен под литерой “G”.

Названия сосудов у алхимиков

  
Еще мы пользуемся изогнутым сосудом, с загнутой шеей и объемным основанием, когда работаем с простыми вещами, не очень летучими. Он имитирует шею аиста, и отсюда его название – “аист” или “storca”. Мы используем его для дистилляции крепкой воды. Из-за изогнутости шейки, его еще называют “реторта”: то, что медленно возгоняется благодаря силе огня, легко проходит через шейку реторты.

Читайте также:  В чем отличие сосудов от вен

Названия сосудов у алхимиков

При перечислении сосудов, мы не пренебрегали и сходства с растениями и плодами. Для дистилляции простых вещей, едких и агрессивных духов, как соль аммониак и соль нитра, для получения крепкой воды, мы используем просторный пузатый сосуд, большой емкости. Из-за его сходства с тыквой, он получил 
название “Cucurbite” (цукурбит). Если мы попытаемся сгустить мощную силу духов в тесном сосуде, он будет разрушен взрывом и разлетится на тысячи частей. Следовательно, нам нужен объемный сосуд, чтобы бурные духи смогли беспрепятственно циркулироваться внутри, а при охлаждении, эти испарения полные дыхания, могли перейти в жидкость.

Della Porta “De Distillationibus”, 1609

Любительский перевод с французкого языка.

Источник

Во многих алхимических трактатах мы можем найти перечень основных лабораторных операций – таких, как растворение, сублимация, мультипликация (умножение) и др. Перечень таких операций у разных алхимиков выглядит по-разному. Например, известный исламский алхимик, Абу Бакр ар-Рази (ок. 865 – ок. 925) выделяет среди них такие как дистилляция (перегонка), кальцинация (окислительный обжиг), растворение, выпаривание, кристаллизация, сублимация (возгонка), амальгамирование и др.. Каждая из операций – это врата к успеху в Великом делании, и каждая из них по-своему необходима и важна.

Но кем бы ни были написаны труды об основных алхимических операциях, многими алхимиками среди самых важных выделяется дистилляция. Она известна с древнейших времен, активно используется и в наши дни – как алхимиками, так и химиками. Те, кто помнит школьный курс химии, наверно, знает, что дистилляция – это перегонка, при которой жидкость испаряется, а затем конденсируется.

Иллюстрация из греческого алхимического трактата.

Уже в трактатах первых алхимиков начала нашей эры мы встречаем описания этой операции и необходимых сосудов.

Дистилляция с помощью алембика (арабская рукопись, VIII в.).

Уже в трактатах первых алхимиков начала нашей эры мы встречаем описания этой операции и необходимых сосудов. Она активно используется арабскими алхимиками, описывается во многих трактатах европейских авторов Средневековья и Возрождения.

Остановимся на одном из таких алхимических трудов, написанных известным английским алхимиков и врачом Джоном Френчем (1616–1657).

Он родился в дер. Бротон (Оксфордшир), получил степень бакалавра искусств в Оксфордском университете, затем – магистра искусств, а в 1648 ему была присвоена степень доктора медицины. В историю алхимии вошла его книга «Искусство дистилляции» (Лондон, 1651), о содержании которой сообщает ее название.

Джон Френч “Искусство дистилляции” (фрагмент текста с иллюстрациями).

Дж. Френч подробно рассматривал лабораторно-практические аспекты дистилляции, описывал множество сосудов, приборов и приспособлений, снабдив свой труд большим количеством иллюстраций. Но автору не чуждо было и философское осмысление процесса дистилляции, о чем говорят его три тезиса в предисловии:

1. Дистилляция – это искусство извлечения жидкости или влажной части вещей посредством тепла (как того требует предмет), сначала разряженного в паре, а затем снова конденсируемого холодом.
2. Дистилляция – это искусство извлечения духовной и эссенциальной влажности из слизистого или слизистого из духовного.
3. Дистилляция – это превращение грубых плотных тел в более тонкое и жидкое вещество или отделение чистой жидкости от нечистых фекалий.

О сосудах и материалах, из которых они изготавливаются английский алхимик писал так: «Сосуды для дистилляции бывают разного вещества и формы. Ибо они могут быть либо из свинца, который я вообще не одобряю, потому что они превращают жидкости в белое, молочного цвета, вещество, помимо зловредности, которую они им придают, либо из меди, железа или олова, которые лучше, чем свинец».

Автор, конечно, воспользовался сочинениями других авторов, написанными за многовековую историю алхимии, но не вызывает сомнений, что и сам Дж. Френч обладал значительным опытом практической работы. Этот трактат стал довольно популярным, он вполне мог послужить учебником для практикующего алхимика или фармацевта.

Автор «Искусства дистилляции» был не только врачом и алхимиком, он известен также и как переводчик, в частности, он перевел знаменитую книгу Генриха Корнелия Агриппы (1486–1535) «О тайной философии в трех книгах» (лат. «De occulta philosophia libri tres»), скромно обозначив авторство перевода инициалами J. F.

Для тех, кто интересуется историей и философией алхимии. Готовится к изданию книга Ю. Ф. Родиченкова “XX веков алхимии”. Вы можете поддержать проект. Подробнее здесь: https://vk.com/hermetisme

Только оригинальные материалы. © Автор публикаций исследователь истории и философии алхимии Ю. Ф. Родиченков.

Чем больше Вы читаете об алхимии, тем больше у Вас появляется вопросов? Может быть, найти ответы на некоторые из них Вы сможете в наших публикациях. Читайте другие статьи, посвященные тайнам алхимии.

Источник

Прима – ТЕРРА: Первый Элемент – Земля. Сущность -жизни. Является продуктом Природы.

Секунда – АКВА: Второй Элемент – Вода. Вечная жизнь через четырехкратную репродукцию вселенной.

Терция – АЭР: Третий Элемент – Воздух. Сила  через связь с элементом Духа.

Кварта – ИГНИС: Четвертый Элемент – Огнь. Превращение вещества.

ТРИ ВЕЛИКИХ ПРИНЦИПА

Сульфур (Сера)   Меркурий (Ртуть)   Соль (Слева на право)

Далее три точки – это триада алхимиков – сера, соль и ртуть. Особенностью этой теории являлась идея макро и микрокосмоса. Т.е. человек в ней рассматривался как мир в миниатюре, как отражение Космоса со всеми присущими тому качествами. Отсюда и значение элементов: Сера – Дух, Ртуть – Душа, Соль – тело. Т.о. и Космос и человек состоят из одних и тех же элементов – тела, души и духа. Если сравнить эту теорию с теорией четырех элементов то можно увидеть, что Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля. И если при этом учесть что в основе алхимического метода лежит принцип соответствия, который на практике означает что химические и физические процессы, происходящие в природе сходны тем, что происходят в душе человека, получим:

Читайте также:  Как лечить стеноз сосудов ног

В алхимии различают три основные субстанции – принципа , которые присутствуют во всех вещах.

Имена и алхимические обозначения этих трех принципов:

Сульфур (Сера) – бессмертный дух / то, что без остатка исчезает из материи при обжиге

Меркурий (Ртуть) – душа / то, что соединяет тело и дух

Соль – тело / то материальное, что остается после обжигa

Эти субстанции будучи очищенными имеют такое же название. Эта триада принципов может считаться как неразделенное целое.

Однако, это целое существует только перед алхимическим очищением (процесс изучения).

Когда три компонента очищаются они возвышают целое

ПРИНЦИП СЕРЫ

(Коптское -Then, Греческое -Theion, Латинское -Sulfur)

Является динамическим, экспансивным, непостоянным, кислотным, унифицированным, мужским, отцовским, и огненным принципом. Сера – эмоциональна, это чувство и страстное побуждение, которое мотивирует жизнь. Это символическое желание для позитивного изменения и жизненного тепла. Полное превращение зависит от правильного приложения этого изменчивого принципа.

Огонь является центральным элементом в алхимии. Сера – это  “Дух огня”.

В практичной алхимии, Сульфур (серу) обычно извлекают из Меркурия (ртуть, точенее сульфат ртути) дистилляцией. Сульфур – это аспект стабилизации Меркурия, из которого он извлечен и растворен в нем снова. В мистической алхимии, Сульфур – это аспект кристаллизирования вдохновения начатого Меркурием.

ПРИНЦИП СОЛИ

(Коптское-Hemou, Греческое-Hals, Патинское – Salt)

Это принцип субстанции или формы, которая задуманна как тяжелое, инертное минеральное тело, которое является частью природы всех металлов. Он является фиксатором, замедлителем, завершающим кристализацию. Соль является базой в которой свойства Сульфура и Меркурия закрепляются. Соль – это весьма важный принцип  который относят к стихии земли.

ПРИНЦИП МЕРКУРИЯ

(Коптское -Thrim, Греческое – Hydrargos, Латинское – Mercurius)

Это Ртуть. Принцип – водяной, женский, касается понятий сознания. Меркурий – это универсальный дух или жизненный принцип который пронизывает все живое вещество. Этот жидкий и творческий принцип символизирует действие.

Его превращения являются частью преобразования в алхимическом процессе. Меркурий является весьма важным компонентом, самым важным из всех трех принципов, которые взаимодействуют друг с другом, изменяя свои свойства.

МЕРКУРИЙ И СЕРА КАК АНТАГОНИСТЫ

Две точки тетраксиса – серно – ртутная теория

В практической алхимии, Меркурий представлен двумя веществами.

Первое (непостоянно) – вещество после удаления серы.

Второе (фиксированное) вещество после возвращения серы.

Этот продукт и стабилизированное вещество иногда называют – Секретный Огонь или Подготовленный Меркурий.

Сера и ртуть рассматриваются как отец и мать металлов. При их соединении образуются различные металлы. Сера обуславливает изменчивость и горючесть металлов, а ртуть твердость, пластичность и блеск. Алхимики изображали эти два принципа то в виде алхимического андрогина, то в виде двух драконов или же змей кусающих друг друга. Сера – бескрылой змеей, ртуть же крылатой. Если алхимику удавалось соединить оба

принципа, то он получал первоматерию. Символически это изображалось вот так:

Одна точка – идея единства (всеединства), была присуща всем алхимическим теориям. На основе ее алхимик начинал свою Работу с поиска первовещества. Обретя первовещество, он путем специальных операций низводил его до первоматерии, после чего, прибавив к ней нужные ему качества, получал Философский Камень. Идея единства всего сущего символически изображалась в виде уробороса – змея пожирающего свой хвост – символа Вечности и всей алхимической Работы

ПЕРВИЧНАЯ МАТЕРИЯ

Первичная материя – для алхимика это не сама материя, а скорее ее возможность, сочетающая в себе все качества и свойства присущие материи. Дать ее описание можно только в противоречивых понятиях т.к. Первичная материя – это то, что остается от предмета, когда он лишен всех своих характеристик.

Первовещество – вещество наиболее близкое к Первичной материи по своим свойствам.

Первовещество – это (мужское) вещество становящаяся Единым и неповторимым в соединении с женским. Все его составляющие одновременно стабильны и изменчивы.

Это вещество уникально, бедный им владеет в той же степени что и богатый. Оно известно каждому и не распознается ни кем. В своем невежестве обычный человек считает его мусором продает по дешевке, хотя для философов это наивысшая ценность.

Первовещество – это не однородная субстанция оно состоит из двух компонентов: “мужского” и “женского”. С химической точки зрения один из компонентов металл, другой же минерал содержащий ртуть.

Пожалуй, это определение достаточно универсально, и для изучения Мистической алхимии оно вполне самодостаточно.

МЕТАЛЛЫ

Металлы, отнесенные к Планетам в Алхимии

Взгляд алхимика на природу металлов совсем другой нежели в металургии.

Творец создал металлы, как вещи равные животным и растениям.

Читайте также:  Очищения и чистка сосудов

И подобно всему эти вещества в природе, испытывают естественную эволюцию – рождение, рост и расцвет.

Металлы содержат в себе “зерна” для дальнейшей эволюции. Согласно различным условиям, это зерно может преобразовываться, но только в природе. Вот почему во многих алхимических трактатах мастера сообщают – нужно время и опять время, чтобы продолжить превращение проводите различные стадии в естественной среде, без прикладывания лишних усилий.

Материалы сообщества доступны в соответствии с условиями лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

Источник

Одним из знаменитых алхимиков первых веков нашей эры была Клеопатра, которую, конечно же, не стоит путать египетской царицей. Клеопатре-алхимику приписывают такое утверждение: «Божественное скрыто от людей согласно мудрости Господа». Кроме того, считают, что именно она изобрела алембик (стеклянный, керамический или металлический сосуд для дистилляции, элемент перегонного куба), так популярный у алхимиков последующих столетий. Название его арабского происхождения, о чем нам говорит артикль ал-, но арабы позаимствовали корень из греческого языка – амбикс. Так по-гречески называлась насадка с отводом для сбора дистиллята (в современной химической терминологии функционально ему соответствует насадка Вюрца, в некоторых вариациях – насадка Кляйзена). Кстати, так же называется издающийся в наше время журнал (англ. «Ambix»), где публикуются научные работы, посвященные истории алхимии и химии.

Клеопатру считают автором ряда алхимических трактатов. В качестве примера можно привести небольшой отрывок из текста, который приписывается Клеопатре. Он известен как «Диалог», а в некоторых источниках на эту книгу ссылаются как на «Диалог Клеопатры и философов». Там Клеопатра описывает получение золота: «Возьми из четырех элементов мышьяк, который является высшим и низшим, белым и красным, [воплощает] мужское и женское в равновесии так, что они могут быть соединены друг с другом. Точно так же, как птица согревает яйца своим теплом и выводит их до их назначенного срока, так вы сами нагреваете свой состав и доводите его до назначенного срока. И после того, как ты выносишь его и заставишь пить божественные воды на Солнце и в нагретых местах, вари его на слабом огне с молоком девственницы, уберегая от дыма. Затем закрой ингредиенты в Аиде и помешивай осторожно, пока состав не станет гуще и не побежит от огня. Затем убери его с огня, и когда душа и дух соединятся и станут одним, внеси его на тело серебра, и у тебя будет золото, какого нет и в сокровищницах королей».

Высшее и низшее, Солнце и тьма Аида, жизнь, трансформация и возвращение к жизни после смерти в новом качестве – арсенал символов классического алхимического трактата.

В истории алхимии достойное место занимает своеобразный – на одном листе – трактат Клеопатры «Хризопея», т. е. в дословном переводе «Златоделие», где изображений больше, чем текста. В двух концентрических кругах в правом верхнем углу надпись по-гречески: «Одно – это змея, имеющая свой яд согласно двум составам, и Одно – это Все и через это есть Все, и от этого есть Все, и если ты обладаешь не Всем, Все – это ничто». Также на этом листе изображена змея, пожирающая свой хвост, с надписью «Одно – это все», а также алхимические символы, указывающие, вероятно, на трансмутацию металлов, и лабораторный прибор для дистилляции. Именно с этим произведением связывают появление в символическом арсенале алхимиков такого образа, как уроборос (от др.-греч. οὐρά хвост + βορά пища, еда, корм) – змей (реже два змея или дракон), пожирающий свой хвост.

Правда, стоит отметить, что уроборос встречается и во многих других трактатах, например, в книге женщины-алхимика Изиды в повествовании о получении тайн алхимии от ангела Амнаэля. Он призывает Изиду принести страшную клятву, ведь секреты, которые она провоцирует его открыть, будут впервые переданы смертному созданию.

«Я заклинаю тебя небом и землей, светом и тьмой. Я заклинаю тебя огнем, водой, воздухом и землей. Я заклинаю тебя высотою небес и глубиною Тартара. Я заклинаю тебя Гермесом и Анубисом и ревом змея Уробороса и трехглавым псом Кербером, стражем Аида. Я заклинаю тебя переправой и лодочником, что пересекает Ахерон. Я заклинаю тебя тремя богинями судьбы, их бичами и их мечом».

Трактовок у символа уробороса очень много, чаще всего он означает цикличность, вечность, вечное возвращение, возникновение и уничтожение, трансформацию, связь высшего и низшего в соответствии с «Изумрудной скрижалью» Гермеса Трисмегиста.

Символ уробороса появился задолго до возникновения алхимии, он встречается уже в изображениях на стенах гробниц Древнего Египта (II тыс. до н. э.), известны аналогичные изображения и по наследию других древних культур. В философии же алхимии он обретает новую жизнь и греческое название. Интересно, что змея, заглатывающая свой хвост, – далеко не редкое явление в природе. Такие случаи отмечались со змеями, которые охотятся за другими змеями, например, с королевскими кобрами. Так что прообраз этого знаменитого символа позаимствован из живой природы.

Чем больше вы читаете об алхимии, тем больше у вас появляется вопросов? Может быть, найти ответы на некоторые из них вы сможете в наших публикациях. Читайте другие статьи, посвященные тайнам алхимии.

Источник