Не наполнить сосуд а зажечь

Не наполнить сосуд а зажечь thumbnail

Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет.

Ульям Артур Уорд

Когда на свет появляется маленький человек, взрос¬лые не всегда готовы терпеливо идти рядом, сопровождая его по жизни. Многие хотят идти впереди на правах рож¬денных первыми. Хотят и требуют от ребенка следовать за ними – шаг в шаг, след в след. Но размер взрослого шага намного больше размера шага ребенка. Да и размер ноги отличается.

На самом деле чего же хотят взрослые, даря новую жизнь? Несомненно, они хотят вырастить человека. Че¬ловека с большой буквы. Человека, умеющего думать и любить.

Мне кажется, именно учитель и нужен для того, чтобы помочь людям (и маленьким и взрослым) научиться думать и любить.

Не люблю, когда меня кто-либо назидательно учит, и не люблю таким образом учить других! Мне нравится учиться самой, и когда мне оказывают помощь, если это требуется. И я готова помочь другим, если в этом есть необходимость. Ведь «роль педагога состоит в том, чтобы открыть двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика» (А. Шнабель). Считаю, что роль учителя не указывать до¬рогу, а помогать ребенку идти своим путем. Стараться не давать детям готовых знаний, а помогать добыть их само¬стоятельно, используя различные источники информации. Недаром древняя мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму». Главное – позволить каждому быть собой, не по¬давить того, кто хочет быть другим, сберечь «непов¬торимую прелесть индивидуальности». Ведь человек имен¬но в индивидуальности своей несет свой существенный, особый смысл. Надо видеть в каждом ребенке личность. Академик Е.В. Бондаревская утверждает: «Становление личностного образа ребенка — процесс внутренний, он обусловлен становлением само¬сознания ребенка. Ребенок самоценен, поэтому свойства личности не «задаются» учителем в соответствии с нор¬мативами, а «востребуются», поскольку они изначально заложены природой в ученика как возможности его лич¬ностного саморазвития».

Опыт работы подтвержда¬ет, что образование и воспитание должно быть природосообразным и человекоцентричным. А для этого надо сначала измениться самому и признать в ученике творца, равного учителю. Ведь «каждый человек – остров внутри себя, и он может построить мост к другому, если… ему позволят быть самим собой», – писал Р. Роджерс.

Итак, ученик – творец. Он не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. А. Дистверг писал: «Было время, когда считали возможным сообщать образование. Даже знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности… Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить ничем нельзя. Он должен самодеятельно все охватить, усвоить, переработать».

Я согласна с Я. Корчаком, который писал: «Уважайте незнание ребенка! Уважайте труд познания! Уважайте не¬удачи и слезы! Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не дадим ему жить сегодня сознательной, ответственной жиз¬нью?». Мне так же близко мнение Ж.Ж. Руссо об автори¬тарности: «Пусть ребенок узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее. Если когда-нибудь вы замените в его уме рассуждение авторитетом, он не будет уже рассуждать: он станет лишь игрушкой чужого мнения… Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его». Поэтому нужно образовательные традиции связывать с исследовательской деятельностью, чтобы психическое разви¬тие ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития, чтобы от «учения пассивно¬го, экстенсивного» – посредством преподавания перейти к «учению ак¬тивному, интенсивному» – посредством собственного опыта.

Чтобы действовать эффективно, важно следовать следующим правилам:

– всегда работать творчески;

– помогать детям действовать самостоятельно, неза¬висимо;

– избегать прямых инструкций;

– не сдерживать инициативу детей;

– не делать за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно;

– помогать детям формировать навыки самостоятель¬ного решения проблем;

– поощрять стремления делать выводы, высказывать суждения и умозаключения;

– научиться слышать каждого, когда говорят все одновременно;

– верить в своего ученика.

Итак, ученик получает право на свободный поиск. Подчас этот поиск занимает длительное время, но в этом и заключается смысл образовательного процесса, требующего не только знания различных методик, но и постоянного поиска, творчества, отдачи самого себя делу, которому посвятил свою жизнь. «Мы, как строители всех зданий, кладем высотные дома из кирпичей незримых – знаний». Но ведь и награда велика: светящиеся глаза детей и уверенность в том, что ты сможешь сделать их счастливыми.

Так хочется, чтобы спустя много лет мои ученики смогли сказать обо мне словами А. С. Пушкина:

«Он создал нас, он воспитал наш пламень…

Заложен им краеугольный камень,

им чистая лампада возжена».

PS. Если бы из множества предметов мне предложили выбрать один, который характеризовал собственное педагогическое кредо, я выбрала бы свечу, и неспроста, ведь горящая свеча – символ жизни. Между прочим, от одной свечи очень легко зажечь множество других.

Источник

  Моя педагогическая философия. (Эссе)

  Ученик не сосуд, который надо наполнить,

  а факел, который надо разжечь.

  Платон.

Школа – это удивительный мир, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где  каждый день не похож на предыдущий, где нет времени скучать, ссориться, тратить время по пустякам, и главные жители в нем – это наше будущее – дети.

Читайте также:  Если на руках лопаются сосуды симптомы

  Я  считаю, что тысячу раз прав Платон. Каждый ребенок талантлив по – своему, каждому нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности. Мастерство учителя состоит в умении зажечь этот факел, чтобы никогда не иссякала жажда знаний, стремление узнать больше и больше. Как сказал  немецкий  педагог-демократ  Дистервег :

« Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель». Каким примером он является, чему научится у него ребенок? Ответ на этот вопрос мы получим, спустя многие годы. Для того чтобы результаты нас не огорчили, мы  сами  всегда совершенствуемся. Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей.

Каждый человек, размышляющий о смысле жизни, своих возможностях и ценностях, в сущности — философ. Учитель вдвойне, так как эта профессия  одна из самых ответственных.  А главное, учитель своим словом преподает самую трудную на свете науку — быть людьми.

Безусловно,  современная жизнь требует от нас жизнестойкости, подвижности, иногда даже цинизма, жестокости, но для того, чтобы не раствориться в этом тревожном и неустойчивом мире, не стать безликой, часто необходимо иметь основу — стержень, благодаря которому человек остается личностью.

Педагогическая деятельность, будто мозаика, где образ складывается из кусочков, который необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Работа кропотливая, трудоемкая. Не всегда частички совпадают. Иной раз приходится всё перекладывать заново, пересматривать.

Чего и по какому праву добиваемся мы от учеников? Ведь идеальных людей не существует. Значит, прежде всего, надо уважать интересы и потребности детей. Не подавлять природу ребёнка, а, словно скульптор, следовать за ней. Ценить своеобразие ребёнка, наблюдать, выявлять, поддерживать и развивать основные линии его развития.

Я часто задумываюсь, всегда ли действую верно,  правильно ли разбираюсь в ситуации, понимаю ли  ребёнка? Ведь знай я, что двигало учеником в тот момент, о чём он думал, сто раз поступила бы по-другому.

  Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимая вещь, которую я бы назвала душевным равновесием. Это ощущение детьми  уверенности в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей.  И каждое наше слово и дело оставляют след в душе ребенка. Потом они обязательно вернутся к ним и, к сожалению, не всегда в образе синей птицы. И кто будет в этом виноват?  Значит, детей нужно просто любить. Просто, да не очень… Учительской любви необходимо учиться, принимать и любить их такими, какие они есть, уметь направлять неисчерпаемую энергию детства в нужное русло, ведь

дети понимают и ощущают больше, чем кажется нам на первый взгляд. Они заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения: перед ними невозможно замаскироваться, только искренность в каждый момент общения и кропотливый труд помогают проложить тропинку к их душам. Как сказал Соловейчик: «Общение-это соединение двух душ, они хотя бы на миг становятся равными».

Я ни о чём не жалею!

Ведь именно благодаря моей работе вокруг меня всегда много людей, которым нужна я и которые нужны мне. Рядом коллеги-единомышленники, для которых каждый ученик – это личность, а не объект учения, каждый урок – это творчество, а не работа, и каждая двойка не итог, а причина для серьёзного размышления.

  Учитель и ученик дополняют друг друга, если позиция ученика: «Я так много хочу знать, помоги мне», то позиция учителя: «Возьми то, что хочешь узнать и понять, если трудно, разберёмся вместе». И  поднятая рука – не только сигнал учителю «Я знаю», но и «Можно, я попробую». 

Нужно ли, чтобы дети  принимали своего учителя? Конечно, нужно. Это необходимое условие, чтобы воспитательное влияние давало добрые всходы.  Если ребёнок  принимает учителя, значит, любит учиться, любит школу, уроки, книги. Мнения, оценки любимого учителя становятся для ученика эталоном отношения к людям, их поступкам, явлениям действительности.

  Любимый учитель – это хрустально – прозрачное, чистое стекло, через которое ученик смотрит на жизнь.  Он с величайшим удивлением, увлечением, восхищением, радостью, упорством всматривается в предметы и явления, которые открываются в окне познания. Ребёнок задаёт бесчисленные «почему?», высказывает сомнения, утверждения. Должен кто-то задавать вопросы, и должен кто-то гордиться найденным  ответом.

Но  кто  же такой настоящий учитель,  которого  могут полюбить дети,  за которым  могут пойти.  Спустившись с высоты своих знаний до незнания ученика, учитель вместе с ним совершает восхождение, вызывая интерес и радость общения. Ребенок чувствует поддержку со стороны. Чувствует великодушие, доброту, отзывчивость, сердечность взрослых – вот то, без чего  невозможен союз учителя и ученика. Без любви к своему делу, без любви к своему ученику невозможно быть хорошим учителем.

А при каких условиях учение для ребенка может стать смыслом жизни? Как сделать обучение комфортным? Ответы на эти вопросы можно найти, создав на уроке такие условия, при которых у ребенка загораются глаза, в его душе пробегает искра, при этом ученик работает увлеченно, азартно. Находясь не «над ним», а «рядом с ним» появляется возможность попробовать найти не единственно верное решение проблеме. Урок окончен, но вопросы не кончаются. Значит, взволновало, зацепило за живое. Пора расходиться, а спор продолжается. Значит, есть оно-сотрудничество. Все это и дает творить каждый день, оставив за порогом житейские проблемы, изо дня в день входить в класс, совершая таинства познания.

Желая вызвать интерес к получению знаний, рассказываю о своей учебе, о том, как эти знания пригодились в моей жизни. Ученику интересно все то, что затрагивает его чувственно-эмоциональную сферу, вызывает тревогу, волнение, переживание.

Читайте также:  Как сделать паспорт сосуда

Польский врач, педагог, писатель Януш Корчак сказал: « Вы говорите: дети утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться до их чувств. Чтобы не обидеть».

Разжечь огонь в душе ребенка можно, только если любишь детей искренне, ведь душа ребенка как струны скрипки. От того как прикасаешься к ним, будет зависеть результат – это музыка, которую можно получить. А чистую музыку  получает только  профессионал. Таким профессионалом я считаю УЧИТЕЛЯ. Да, именно учителя с большой буквы.

За семнадцать лет своей педагогической деятельности я твердо усвоила, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, совместный с учениками труд, часто черновой, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.

  Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советам к мудрецам. Те задали ему три вопроса, какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный, какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час – настоящий, тот, который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, который с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным. Применительно к моей педагогической философии и моему учительскому счастью отвечу на эти вопросы так. Любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Давать их моим ученикам – мое первое педагогическое счастье. Главный человек для меня – мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. И где бы  мои ученики ни были, чем бы ни занимались, кусочек моего сердца, моей души остается с ними. В этом заключается мое второе счастье учителя. Именно сейчас я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель видеть смысл в любом деле. Вот мое третье счастье.

У меня есть прекрасная возможность быть со своими учениками каждый день, видеть их успехи, вместе радоваться, разжигая те самые искорки, из которых вспыхнут факелы, которые будут освещать им дорогу.

, учитель русского языка и литературы, КОГОКУ «Тужинская школа – интернат, для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Источник

31 мая 2016

Не наполнить сосуд а зажечь

Не наполнить сосуд, а зажечь огонь

     Есть такая мудрость, что ученик – это не сосуд, который должен наполнить учитель, а огонь, который он должен зажечь. Если это верно об учениках и учителях вообще, то трижды верно для воспитанников воскресных учебно-воспитательных групп, работающих при храмах нашего Кореновского церковного округа. Потому что перед прихожанами храма, работающими с детьми в таких группах, ставится цель не просто дать детям определенный объем знаний по православию, а зажечь в детских душах огонь Веры Православной, воспитать из обычных детей воцерковленных людей, активных прихожан храма. Задача эта многотрудная, ведь нельзя заставить верить в Бога, мало будет проку от посещения из-под палки занятий учебно-воспитательных групп.

     Об этом, а также об итогах учебы детей, о планах на лето и путях решения проблем воспитания и преподавания шла речь на состоявшемся 29 мая собрании родителей, чьи дети посещают учебно-воспитательную группу при Свято-Владимирском храме г.Кореновска. Здесь занятия организованы для трех возрастных групп детей – младшего, среднего и старшего возрастов. Всего занятия посещают 26 детей прихожан храма. Понятно, что уровень знаний основ православия у детей очень разный, и даже в одной возрастной группе больше знают и активнее участвуют в жизни храма те дети, родители которых сами активны, искренне веруют и хотят видеть своих детей настоящими христианами.

     Екатерину Петровну Воробьеву, преподающую основы богослужения, волнуют вопросы дисциплины детей. Она обратилась к родителям с просьбой, чтобы они постоянно интересовались, что усвоил их ребенок на очередном занятии. Владимир Григорьевич Байбаков, дающий исторические знания, подчеркнул, что взрослые хотели бы видеть в подрастающем поколении людей, активно пропагандирующих среди сверстников и окружающих Православную Веру. Он напомнил родителям, что в свое время шла речь о том, чтобы ученикам группы выставлялись оценки за уровень знаний. Однако этот вопрос завис, и теперь преподаватель обратился к родителям с просьбой окончательно решить, нужны оценки или нет. Он также подчеркнул, что изучаемые предметы не похожи по степени простой доходчивости, детям нужно прилагать определенные усилия, чтобы понимать, запоминать. А вот усидчивости, настойчивости в овладении знаниями у детей не хватает. И родители обязаны помогать усваивать материал.

     Подводя итог собранию, настоятель храма игумен Трифон отметил, что в основном дети неплохо усвоили преподаваемые им знания. Однако состояние дисциплины иногда просто поражает: некоторые ученики, особенно мальчики, не видят разницы между общеобразовательной школой и учебно-воспитательной группой при храме, так же балуются, во время богослужений в храме разговаривают, делятся своими впечатлениями о прошедшем, смеются и ведут себя неподобающим образом. Преподаватели почему-то не решаются строго спрашивать с нарушителей дисциплины, побаиваются, что родители будут предъявлять претензии к ним за строгость.

     Говоря об итогах года, батюшка Трифон подчеркнул, что своеобразным поощрением для детей стало их участие в параде в честь Дня Победы, когда они вместе со взрослыми прошли в одном строю по главной улице города, стояли под хоругвями и иконами у Вечного огня. Игумен Трифон предложил организовать для детей учебно-воспитательной группы крестный ход в станицу Платнировскую на празднование 110-й годовщины Свято-Троицкого храма.

Читайте также:  Как помочь венозным сосудам

     Были обсуждены и другие предложения организации детей на летний период.

 

 

Не наполнить сосуд а зажечь

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

Татьяна Владимировна Грек
Эссе «Ребенок-не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который нужно зажечь»

Войдя, впервые, в группу к своим детям я поняла, что буду находиться в постоянном поиске. Поиске особенного- каждого малыша, которого важно правильно раскрыть, чтобы разжечь огонь познания и творчества. Воспитатель живет в мире фантазии и сказок, сюжет которых постоянно меняется. Важно успеть «зацепить» и оставить задуманное в детях, чтобы продолжить более значимое и ответственное в будущем.

Любить маленького человека – это значит понимать его, уметь поставить себя в его положение, проникнуться его настроением, чувствами. «В глубине души каждого ребенка спрятаны серебряные колокольчики. Их нужно отыскать, затронуть так, чтобы они зазвенели радостным и веселым звоном». – не помню, кто так образно выразил мысль о том, что воспитатель должен в каждом ребенке увидеть «изюминку», высветить в нем все доброе и светлое, раскрыть его способности, дарования, а может быть, и талант, помочь ему в будущем стать человеком с большой буквы.

В своей работе я предоставляю детям, прежде всего, право выбора. Стараюсь заинтересовать детей, найти к каждому малышу индивидуальный подход. Наполняю повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включают каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствую реализации детских интересов и жизненной активности. Организую образовательную деятельность детей, развивая у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций. (чтобы большую часть говорили дети, рассуждали по теме, участвовали в художественном творчестве, опытах, труде.)

Ребенку важно быть успешным и моя задача уметь создавать для него ситуации успеха. Я создаю такие условия, где ребенок растет и развивается гармонично.

Тщательно продумываю содержание развивающей среды по возрастам, постоянно обновляю игровую и наглядную среду в зависимости от темы образовательной деятельности. которую дети могут по своему желанию трансформировать. При планировании предусматриваю виды самостоятельной свободной детской деятельности в развивающей среде, где дети могут закрепить знания, умения, навыки в самостоятельных играх и взаимодействии с окружающей средой.

я никогда не останавливаюсь на достигнутом уровне знаний и всегда повышаю свое профессиональное мастерство, стараюсь идти в ногу со временем. Часто дети сами являются инициаторами чего-то нового. Значит нам (получилось зажечь в нем «огонек».)удалось задеть частичку его души. Получив от них запрос я начинаю искать материал в книгах, интернете, овладеваю новыми техниками. (например плести из резинок на рогатке игрушки,браслеты)

Свои знания, я передаю детям, чем бы мы с ними не занимались – играли бы, познавали или трудились – я стараюсь проявить внимание ко всем и одновременно к каждому, чтобы ребенок чувствовал себя незаменимой личностью. Ведь педагог детского сада должен быть внимательным к детям, понимать их проблемы, чувствовать их настроение, сопереживать им, быть готовым всегда прийти на помощь и утешить в трудную минуту, а еще нужно быть требовательным и справедливым. Твердо верю, что каждого ребенка можно увлечь, найдя в каждом свое зерно познания, которое увлечет его

. В моей углубленной работе я занимаюсь творческим видам деятельности.

И моя главная задача– разглядеть в каждом ребенке это познание, направить в нужное русло, развить и совершенствовать. …

В. А.Сухомлинский говорил: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – то этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Мне, как и каждому воспитателю, хочется, чтобы мои ребята в своей взрослой жизни вспоминали не только свой детский сад, а и свою группу, своего воспитателя. Хочется, чтобы их воспоминания были светлыми и теплыми.

Ведь если вспоминают по-доброму, то значит, мы оставили свой след в дальнейшей жизни ребенка.

Я поняла, что одной любви к детям и желания с ними работать недостаточно, нужны специальные знания. Я пересмотрела много методической литературы. Да, сейчас существует широкий выбор методической литературы, наглядных пособий, дидактических материалов. Я пользуюсь предоставленными материалами, совершенствую процесс обучения и воспитания, чтобы моим детям было интересно, увлекательно и познавательно. И в то же время нельзя не опираться на многолетний опыт педагогов. На наглядном примере учусь быть с детьми справедливой, честной, доброй и внимательной.

В своей работе ставлю одну из основных задач – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей в наиболее близких и естественных для ребёнка –дошкольника видов деятельности: игре, общении со взрослыми и сверстниками, труде. Именно в этих видах деятельности происходит становление таких новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтроль, творческое воображение, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения. Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, стараюсь использовать каждую возможность, чтобы разгрузить детей посредством игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе

Я считаю, что знание мы должны «открывать» вместе с детьми. Мы вместе догадаемся, мы вместе сделаем, мы вместе достигнем. Личное совершенство и саморазвитие воспитателя — один из критериев его мастерства.

Источник