Не наполнить сосуд а зажечь огонь
Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.
Ульям Артур Уорд
Когда на свет появляется маленький человек, взрос¬лые не всегда готовы терпеливо идти рядом, сопровождая его по жизни. Многие хотят идти впереди на правах рож¬денных первыми. Хотят и требуют от ребенка следовать за ними – шаг в шаг, след в след. Но размер взрослого шага намного больше размера шага ребенка. Да и размер ноги отличается.
На самом деле чего же хотят взрослые, даря новую жизнь? Несомненно, они хотят вырастить человека. Че¬ловека с большой буквы. Человека, умеющего думать и любить.
Мне кажется, именно учитель и нужен для того, чтобы помочь людям (и маленьким и взрослым) научиться думать и любить.
Не люблю, когда меня кто-либо назидательно учит, и не люблю таким образом учить других! Мне нравится учиться самой, и когда мне оказывают помощь, если это требуется. И я готова помочь другим, если в этом есть необходимость. Ведь «роль педагога состоит в том, чтобы открыть двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика» (А. Шнабель). Считаю, что роль учителя не указывать до¬рогу, а помогать ребенку идти своим путем. Стараться не давать детям готовых знаний, а помогать добыть их само¬стоятельно, используя различные источники информации. Недаром древняя мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму». Главное – позволить каждому быть собой, не по¬давить того, кто хочет быть другим, сберечь «непов¬торимую прелесть индивидуальности». Ведь человек имен¬но в индивидуальности своей несет свой существенный, особый смысл. Надо видеть в каждом ребенке личность. Академик Е.В. Бондаревская утверждает: «Становление личностного образа ребенка – процесс внутренний, он обусловлен становлением само¬сознания ребенка. Ребенок самоценен, поэтому свойства личности не «задаются» учителем в соответствии с нор¬мативами, а «востребуются», поскольку они изначально заложены природой в ученика как возможности его лич¬ностного саморазвития».
Опыт работы подтвержда¬ет, что образование и воспитание должно быть природосообразным и человекоцентричным. А для этого надо сначала измениться самому и признать в ученике творца, равного учителю. Ведь «каждый человек – остров внутри себя, и он может построить мост к другому, если… ему позволят быть самим собой», – писал Р. Роджерс.
Итак, ученик – творец. Он не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. А. Дистверг писал: «Было время, когда считали возможным сообщать образование. Даже знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности… Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить ничем нельзя. Он должен самодеятельно все охватить, усвоить, переработать».
Я согласна с Я. Корчаком, который писал: «Уважайте незнание ребенка! Уважайте труд познания! Уважайте не¬удачи и слезы! Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не дадим ему жить сегодня сознательной, ответственной жиз¬нью?». Мне так же близко мнение Ж.Ж. Руссо об автори¬тарности: «Пусть ребенок узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее. Если когда-нибудь вы замените в его уме рассуждение авторитетом, он не будет уже рассуждать: он станет лишь игрушкой чужого мнения… Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его». Поэтому нужно образовательные традиции связывать с исследовательской деятельностью, чтобы психическое разви¬тие ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития, чтобы от «учения пассивно¬го, экстенсивного» – посредством преподавания перейти к «учению ак¬тивному, интенсивному» – посредством собственного опыта.
Чтобы действовать эффективно, важно следовать следующим правилам:
– всегда работать творчески;
– помогать детям действовать самостоятельно, неза¬висимо;
– избегать прямых инструкций;
– не сдерживать инициативу детей;
– не делать за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно;
– помогать детям формировать навыки самостоятель¬ного решения проблем;
– поощрять стремления делать выводы, высказывать суждения и умозаключения;
– научиться слышать каждого, когда говорят все одновременно;
– верить в своего ученика.
Итак, ученик получает право на свободный поиск. Подчас этот поиск занимает длительное время, но в этом и заключается смысл образовательного процесса, требующего не только знания различных методик, но и постоянного поиска, творчества, отдачи самого себя делу, которому посвятил свою жизнь. «Мы, как строители всех зданий, кладем высотные дома из кирпичей незримых – знаний». Но ведь и награда велика: светящиеся глаза детей и уверенность в том, что ты сможешь сделать их счастливыми.
Так хочется, чтобы спустя много лет мои ученики смогли сказать обо мне словами А. С. Пушкина:
«Он создал нас, он воспитал наш пламень…
Заложен им краеугольный камень,
им чистая лампада возжена».
PS. Если бы из множества предметов мне предложили выбрать один, который характеризовал собственное педагогическое кредо, я выбрала бы свечу, и неспроста, ведь горящая свеча – символ жизни. Между прочим, от одной свечи очень легко зажечь множество других.
Источник
Нет комментариев. Ваш будет первым!
31 мая 2016 Не наполнить сосуд, а зажечь огонь Есть такая мудрость, что ученик – это не сосуд, который должен наполнить учитель, а огонь, который он должен зажечь. Если это верно об учениках и учителях вообще, то трижды верно для воспитанников воскресных учебно-воспитательных групп, работающих при храмах нашего Кореновского церковного округа. Потому что перед прихожанами храма, работающими с детьми в таких группах, ставится цель не просто дать детям определенный объем знаний по православию, а зажечь в детских душах огонь Веры Православной, воспитать из обычных детей воцерковленных людей, активных прихожан храма. Задача эта многотрудная, ведь нельзя заставить верить в Бога, мало будет проку от посещения из-под палки занятий учебно-воспитательных групп. Об этом, а также об итогах учебы детей, о планах на лето и путях решения проблем воспитания и преподавания шла речь на состоявшемся 29 мая собрании родителей, чьи дети посещают учебно-воспитательную группу при Свято-Владимирском храме г.Кореновска. Здесь занятия организованы для трех возрастных групп детей – младшего, среднего и старшего возрастов. Всего занятия посещают 26 детей прихожан храма. Понятно, что уровень знаний основ православия у детей очень разный, и даже в одной возрастной группе больше знают и активнее участвуют в жизни храма те дети, родители которых сами активны, искренне веруют и хотят видеть своих детей настоящими христианами. Екатерину Петровну Воробьеву, преподающую основы богослужения, волнуют вопросы дисциплины детей. Она обратилась к родителям с просьбой, чтобы они постоянно интересовались, что усвоил их ребенок на очередном занятии. Владимир Григорьевич Байбаков, дающий исторические знания, подчеркнул, что взрослые хотели бы видеть в подрастающем поколении людей, активно пропагандирующих среди сверстников и окружающих Православную Веру. Он напомнил родителям, что в свое время шла речь о том, чтобы ученикам группы выставлялись оценки за уровень знаний. Однако этот вопрос завис, и теперь преподаватель обратился к родителям с просьбой окончательно решить, нужны оценки или нет. Он также подчеркнул, что изучаемые предметы не похожи по степени простой доходчивости, детям нужно прилагать определенные усилия, чтобы понимать, запоминать. А вот усидчивости, настойчивости в овладении знаниями у детей не хватает. И родители обязаны помогать усваивать материал. Подводя итог собранию, настоятель храма игумен Трифон отметил, что в основном дети неплохо усвоили преподаваемые им знания. Однако состояние дисциплины иногда просто поражает: некоторые ученики, особенно мальчики, не видят разницы между общеобразовательной школой и учебно-воспитательной группой при храме, так же балуются, во время богослужений в храме разговаривают, делятся своими впечатлениями о прошедшем, смеются и ведут себя неподобающим образом. Преподаватели почему-то не решаются строго спрашивать с нарушителей дисциплины, побаиваются, что родители будут предъявлять претензии к ним за строгость. Говоря об итогах года, батюшка Трифон подчеркнул, что своеобразным поощрением для детей стало их участие в параде в честь Дня Победы, когда они вместе со взрослыми прошли в одном строю по главной улице города, стояли под хоругвями и иконами у Вечного огня. Игумен Трифон предложил организовать для детей учебно-воспитательной группы крестный ход в станицу Платнировскую на празднование 110-й годовщины Свято-Троицкого храма. Были обсуждены и другие предложения организации детей на летний период. |
Источник
– Плутарх
Вариант: Ум – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который необходимо зажечь.
Взято из Wikiquote. Последнее обновление 28 апреля 2021 г.
Темы
эта, факел, сосуд, ученик
Плутарх123
древнегреческий философ, биограф, моралист 46 – 127
Похожие цитаты
“Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет.”
– Адриан Декурсель французский драматург 1821 – 1892
О книгах
“Ученик, который учится без желания – это птица без крыльев.”
– Саади персидский поэт 1210 – 1291
Учусь, О птицах
“Гипотезы – это колыбельные, которыми учитель убаюкивает учеников.”
– Иоганн Вольфганг Гёте немецкий поэт 1749 – 1832
Об учителях
“Деяньями этого мира разум мой сокрушен,
Мой плащ на груди разодран, ручьями слез орошен.
Фиал головы поникшей познанья вином не наполнить, –
Нельзя ведь сосуд наполнить, когда опрокинут он.”
– Омар Хайям персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог 1048 – 1131
О познании, О слезах, О вине, О мире
Этот перевод ждет рассмотрения. Правильный ли перевод?
“Факел, который он (Томас Пейн) передал из рук в руки, не будет погашен.”
– Томас Эдисон американский изобретатель и предприниматель 1847 – 1931
“Беларусь как хрустальный сосуд, слабенький хрустальный сосуд, который я несу в своих руках уже два десятилетия и боюсь уронить.”
– Александр Григорьевич Лукашенко президент Республики Беларусь 1954
Интервью первому заместителю генерального директора ТАСС Михаилу Гусману 12.09.2016 года.
“Жалок тот ученик, который не превзошёл своего учителя.”
– Леонардо да Винчи итальянский художник, учёный, изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения 1452 – 1519
Codice Forster III
Tristo è quel discepolo che non avanza il suo maestro.
Вариант: Плох тот ученик, который не превзошел своего учителя.
Об учителях
“Принципиально важно даже не сжиженный газ, важно, чтобы не было вот этих факелов, которые коптят небо, все, что мы берем от природы, нужно превращать в безотходный продукт.”
– Анатолий Васильевич Квашнин российский генерал 1946
Источник: Готовится к реализации уникальный для Сибири проект перереботки попутного газа https://tayga./news/2007/11/30/~75213
О природе
“«…человек лишь сосуд, в который вливается то, что хочет выразить “всеобщая природа”»”
– Антон Веберн австрийский композитор, дирижёр 1883 – 1945
С.14
Путь к новой музыке
О природе
“…Цель молитвы – раскрыть сосуды и наполнения в состояниях в которых человек еще не находится.”
– Михаэль Лайтман каббалист 1946
О молитве
“Первична всегда любовь и она заполняет сосуд, а вторичное это уже реакция сосуда на эту любовь.”
– Евгений Сергеевич Шахов советский и украинский футболист 1962
Любовь
О любви
“Гнев является кислотой, которая может нанести больше вреда сосуду, в котором она хранится, чем тому, на кого она изливается.”
– Марк Твен американский писатель, журналист и общественный деятель 1835 – 1910
О гневе
“История – самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики.”
– Индира Ганди индийский политический деятель 1917 – 1984
Об истории, Об учителях
“Любая автобиография напоминает школьный дневник, из которого ученик вырвал страницы с двойками.”
– Ашот Сергеевич Наданян армянский шахматист 1972
“Я ничему не учу своих учеников, я лишь создаю условия, в которых они сами научатся.”
– Альберт Эйнштейн физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии, общественный деятель-… 1879 – 1955
Учусь
“Желание человека ненасытно; это – настоящая пропасть, куда падают и где исчезают все конечные блага, но которую блага бесконечные наполнят и переполнят когда-нибудь.”
– Луи Николя Бешерель французский лексикограф и грамматик 1802 – 1883
“Жизнь для меня не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал мне в руки на мгновение, и я хочу заставить его пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям.”
– Джордж Бернард Шоу Британский писатель, романист, драматург, лауреат Нобелевской премии в области литературы, общественный деятель 1856 – 1950
“Не так ли я, сосуд скудельный”
– Афанасий Афанасьевич Фет российский поэт-лирик, переводчик, мемуарист 1820 – 1892
Поэзия
“Я не мастер, я ученик-мастер. У меня есть знания и опыт мастера, но я продолжаю учиться. Следовательно, я ученик-мастер. Я не верю в слово «мастер», думая о нем как человеке, на котором можно поставить крест.”
– Брюс Ли киноактёр, популяризатор и реформатор боевых искусств 1940 – 1973
Учусь, О вере
“Ты – это задача. Ни одного ученика кругом.”
– Франц Кафка австрийский писатель, основоположник модернизма в литературе 1883 – 1924
Афоризмы
Связанные темы
- Эта
- Факел
- Сосуд
- Ученик
Источник
Мастер-класс для родителей «Ребенок – не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который нужно зажечь!»
Здравствуйте, уважаемые коллеги, дорогие родители! – Посмотрите, у меня в руках рюкзак. Как вы думаете, зачем человеку может понадобиться такой рюкзак? – Согласитесь, от того, как мы соберем рюкзак, может зависеть успех нашего мероприятия. Каждый человек к сборке рюкзака подходит индивидуально: один положит только все самое необходимое, и оно действительно пригодится; другой отнесётся к этому делу несерьезно – упустит что-то, понадеявшись на случай; третий – перегрузит свой рюкзак, и эта ноша будет только мешать. У кого-то, возможно, возник вопрос, а зачем на родительском собрании обсуждать процесс сборки рюкзака? Я прошу Вас назвать, что обычно кладут в рюкзак, собираясь в школу? – Кто из вас помогал своему ребенку собирать школьный рюкзак? – Наверняка Вы положили все, что необходимо, но всегда ли, вернувшись из школы, Ваш ребенок приносил «пятерку»? Всегда ли Вы были довольны им? – Чего же не хватало? Почему возникали проблемы? Почему аккуратно собранный Вами рюкзак не может решить всех проблем, которые возникают у подростка в школе?
Конечно, образно выражаясь, мы понимаем: мало наполнить сосуд (внашем случае это рюкзак), надо постараться заставить нашего ребенкавоспользоваться его содержимым. И тема нашего родительскогособрания звучит так: «Ребенок – не сосуд, который надо наполнить, афакел, который нужно зажечь!»
– А каково значение слова «зажечь»? ЗАЖЕЧЬ 1. Заставить гореть 2. перен. Возбудить, воодушевить (высок.). – Таково толкование слова «зажечь» в словаре. Мы же можем сказать иначе: зажечь – значит мотивировать. Это глагол совершенного вида, который указывает на завершённость действия, его конечный результат. А нам, педагогам и родителям, чаще приходится говорить о процессе, о действиях длительных и повторяющихся. Таким образом, мы сегодня должны поговорить скорее о том, как научиться «зажигать», и цель нашего собрания – обсудить, обменяться мнениями, как «открыть» всё лучшее в ребёнке. И, возвращаясь к нашему рюкзачку, я предлагаю такой приём – совместный сбор
рюкзака. У каждого из Вас на столе такой милый небольшой портфельчик, который мы сегодня постараемся наполнить. Наш разговор предлагаю начать с просмотра очень известного эпизода из всеми любимого киножурнала «Ералаш» («Папа, мама, я – дружная семья») Несмотря на очевидную гротескную ситуацию, она очень распространена в современных семьях, возможно, знакома и вам. Наверное, кто-то в ней узнает себя. Попробуем сделать работу над ошибками. Проанализируйте ситуацию, обсудите её в парах. Напишите на зеленых листочках, какие ошибки допустили взрослые и как их можно исправить. (Работа в парах)
Жюри:Уважаемые члены жюри, данный приём, «Работа над ошибками»,приходится довольно часто использовать на родительском собрании.Цель его – рефлЕксия. Такой прием помогает осмыслить проблему,посмотреть на себя со стороны, проанализировать свой стильвоспитания, услышать мнение других, возможно, исправить какие-томоменты.
Итак, уважаемые родители, что же получилось? Какие ошибки вы предлагаете исправить? (надо делать не ВМЕСТО ребенка, а ВМЕСТЕ с ребенком) Об этом задумывались многие великие люди, педагоги, философы, писатели. У вас на столе на
желтых
листочках высказывания известных людей, своеобразная копилка мудрости. Выберите фразу, которая созвучна Вашим представлениям о поднятой проблеме и положите её в свой портфель. (Родители выбрали фразу) А мы двигаемся дальше в нашем стремлении добыть огонь. И перед вами контуры двух ладошек. Возьмем одну из них, голубую. На каждом пальчике напишите, чем вы увлекаетесь в жизни. Ваши хобби, интересы, таланты…. Возьмите другую ладошку, розовую. Напишите на каждом пальчике интересы и увлечения вашего ребенка. (Родители пишут на ладошках)
Жюри:Данный прием называется «Отражение». Суть его в том, чтобы родительзадумался, попытался найти в своем ребенке «себя», «свои» качества,проанализировать насколько они похожи, хорошо это или плохо, чторебенок является его собственным отражением. Не обязательноиспользовать ладошки. Это могут быть ромашки, листочки и т.д.
Сравните голубую и розовую ладошку. Ваши увлечения совпали? В чем совпали? Подумайте, почему так произошло? Ваш ребенок взял с вас пример или, может быть, вы настояли на том, чтобы он занимался именно этим? А у кого интересы скорее не совпали? Попробуйте ответить себе на вопрос, почему произошло именно так? Ваш ребенок другой, хорошо ли это или плохо? Таким образом, Ваш ребенок берет пример с Вас. У Вас общие увлечения, и это замечательно. А если у Вашего ребенка другое хобби – значит, у него есть свобода выбора, значит, Вы помогаете ему раскрыться там, где, возможно, не получилось у Вас. И это тоже хорошо. Подведем итог выполнения этого задания, опять-таки выбрав мудрость из предложенного перечня (найдите листочки зеленого цвета). Выберите фразу, заключающую Ваш подход к решению данной проблемы, и положите в свой портфель. (Родители выбрали фразу) Итак, мы сказали, насколько важно для того, чтобы зажечь ребенка взаимодействие, личный пример родителей и свобода выбора ребенком тех занятий, которые ему по душе. И наконец, еще одна важная составляющая. Что же еще мотивирует человека? Заставляет его действовать, идти вперед и добиваться успеха? Конечно, похвала. Поощрение. Вам предстоит выполнить еще одно задание – продолжить фразу, написанную на листочке. (Родители дописывают фразы)
Жюри:Методика «Незаконченные предложения» Сакса и Леви очень популярнау психологов. Она позволяет выявить осознаваемые и неосознаваемыеустановки человека, показывает его отношение к близким.
Уважаемые родители! Что же у Вас получилось? (зачитываем 2-3 предложения) Насколько же важно поощрение для ребенка? Поощрения, которые мы используем, могут быть очень разными. Важно осознавать, насколько важна для ребенка Ваша похвала. И я предлагаю вернуться к сбору нашего портфеля, добавьте в него фразу, выбрав среди красных листочков, которая отражает суть данной проблемы. (Родители выбрали фразу)
Таким образом, наш портфель практически собран. Каждый из Вас нашел себе пищу для размышлений. Просмотрев дома высказывания, вы сможете их не спеша осмыслить, проанализировать и принять верное для себя решение. Однако на любом собрании остаются вопросы, на которые не удается найти ответы, так называемые «острые» вопросы, для которых у нас есть вот такие замечательные перечницы. Думаю, у Вас сегодня такие вопросы наверняка возникли. Возможно, за столь короткое время мы так и не нашли точного однозначного ответа на вопрос: как мотивировать ребенка, пробудить его духовные и физические силы, заставить жить яркой, насыщенной жизнью. Напишите свой «острый» вопрос и поместите в перечницу. (Родители пишут вопрос)
Жюри:Такой прием, «острый» вопрос, считаю, просто необходимо использоватьна родительском собрании, потому что эти вопросы – материал длябудущих собраний. Я изучаю содержимое перечниц, понимаю, что ихволнует родителей, готовлюсь к новым встречам с ними.
(Собираю перечницы) Уважаемые родители! Ваш ребенок – как глина в Ваших руках. От того, насколько искусным скульптором Вы будете, настолько прекрасным станет Ваше творение. Будет ли это просто наполненный сосуд, или он станет зажженным факелом, который будет гореть сам и обогревать окружающих людей, – зависит только от Вас.
Источник