Немощнейший сосуд апостол петр
Прп. Исидор Пелусиот
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах
Почему в послании Петровом повелено, чтобы мужи воздавали честь, яко немощнейшу сосуду женскому?
Хотя брак честен и ложе законно, но не всегда должно приступать к нему, а иногда должно оставлять его пустым и уступать законам естества, пока оно не очистится и не сделается способным к чадородию. И сие постановил закон; благодать же дает совет, чтобы делалось сие для чистоты и при посредстве непрестанных молитв, и устами Ап. Павла сказала: да пребываете в молитве (1Кор.7:5), а устами Ап. Петра изрекла то самое, что ты желал узнать, а именно, что мужи должны воздавать честь яко немощнейшу сосуду женскому.
Письма.
Прп. Макарий Великий
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах
Тогда через змия с женой говорил лукавый – возможно, потому, что не дерзал даже приближаться к Адаму, но, убедив женщину – слабейший сосуд, –
через нее обманул Адама, и таким образом напала на них смерть <…> Точно так же здесь словом второго Адама вторая Ева – Мария – зачала, и через нее произошла жизнь и спасение всем верующим во имя Христа.
Слово.
Блж. Августин
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах
Разве такие супруги не думают о Господнем, как угодить Господу (1 Кор. 7:32)? Но они встречаются очень редко – кто станет это отрицать?
О супружеском благе.
Блж. Феофилакт Болгарский
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах
См. Толкование на 1 Пет. 3:5
Север Антиохийский
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах
Наставив к послушанию жен, апостол увещевает и мужей быть к ним долготерпеливыми. Он указывает и на другую причину для долготерпения – чтобы не было препятствий молитвам, ведь домашние распри являются препятствием для Божьих дел.
Фрагменты.
Иларий Арелатский
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах
Головам приносят беспокойство члены, но сначала Петр исправляет члены, то есть людей презренных и служащих, чтобы большие не презирались меньшими. Однако в конце речи он напоминает большим, чтобы они сострадали меньшим.
[Все говорится] согласно учению, то есть согласно закону, устанавливающему молитву супружества, чтобы муж не осквернялся во время поста, так как это может препятствовать в молитвах.
Как с немощнейшим сосудом – потому что слабое тело женщины не способно сопротивляться сильному мужу. Как сонаследницам благодатной жизни – словно [Петр] говорит прямо: пока Бог призывает жен к воздаянию
вечной жизни, не насмехайтесь над ними. Хорошо говорится: благодатной жизни, потому что жизнь вечная – в благодати, не в плате за труд, разве лишь Бог даст ее даром, как сказано: не от желающего и не от подвизающегося,
но от Бога милующего (Рим 9:16).
Трактат на семь Кафолических посланий.
Беда Достопочтенный
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах
Он говорит также, призывая мужей к подражанию, потому что еще раньше он предписывал это женам словами: когда мужи увидят ваше чистое, богобоязненное житие; а благоразумно [сказано] – чтобы они поняли, чего хочет Бог, и оказывали честь немощному сосуду. Если мы воздерживаемся от соития, мы оказываем честь; если не воздерживаемся, очевидно, что соитие есть
нечто противоположное чести. Дабы не было вам препятствия в молитвах. И
Павел говорит: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для
упражнения в молитве (1 Кор 7:5).
О семи Кафолических посланиях.
Лопухин А.П.
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах
Подчинение жены мужу в христианстве не должно иметь рабского характера, напротив, должно носить характер свободного нравственного повиновения при ответном добром отношении к ней мужа-христианина. Отношения христианских мужей к женам своим, по Апостолу, должны отличаться благоразумною бережностью обращения, как со стороною слабейшею, и, кроме того, особою почтительностью, деликатностью, уважением. Обе черты представляют новое, чисто христианское основание: женщины вместе и наравне с мужами являются сонаследницами благодатной жизни и вечного спасения (ср. Гал 3:28); частнее, взаимная, совместная молитва супругов, домашняя и общественная (ср. 1Кор.7:5; 1Тим. 2:8-9), требует примиренного и ничем не возмущаемого христианского духа, а это возможно лишь при требуемых Апостолом чисто нравственных взаимных отношениях супругов-христиан.
Источник
Книга: «ОН и ОНА» :: «Немощнейший сосуд»
Известно, что Господь сотворил первую жену Еву, как помощницу своему мужу. Возникает вопрос: почему тогда женская физическая природа значительно слабее мужской, ведь очень хорошо было бы иметь Адаму такого же физически крепкого, мощного напарника, который бы помогал ему во всех его трудах. Но Бог ничего случайного и ненужного не делает. Женщина призвана помогать мужу не только в житейских делах, но и в самом главном деле – в спасении. И даже физиологические различия мужского и женского пола служат этому. Адам, имея более слабую, хрупкую чем он сам помощницу, должен был беречь её и заботиться о ней. Слабость женщины должна пробуждать в мужчине самые лучшие качества его души: благородство, сострадание, милосердие.
Святой апостол Петр дает такое наставление мужчинам: «Также и вы, мужья обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь как сонаследницам благодатной жизни…» (1Петр. 3,7)
Христианство вообще в корне изменило отношение древнего мира к женщине. Она теперь не раба, не служанка мужу, не очередная вещь в его доме, а сестра во Христе, соработница и «сонаследница» спасения. Подчинение женщины мужу теперь носит свободно-нравственный характер. Мужу так же предписывается почитание жены, уважительное и бережное отношение к ней.
Именно христианство, а не феминизм возвысило женщину, сделало ее по-настоящему свободной. Эмансипация, наоборот, поработила женщин, навязав им несвойственные для них роли и модели поведения.
Как сказал один московский священник: «В результате борьбы женщин за равенство и равноправие с мужчинами, женщины получили право поднимать тяжести».
Апостол Петр сравнивает женщину с хрупким сосудом, обращаться с которым нужно весьма осторожно и бережно. Почти вся посуда: кувшины, горшки в древности из-за дороговизны металла была глиняной и при неосторожном обращении могла разбиться.
В сравнении женщины с сосудом есть и другой смысл. Женщина, жена – это мать, в ней зарождается новая жизнь, она вместилище, сосуд, сохраняющий эту жизнь. И её нежная, деликатная и тонкая физическая природа служит этой великой цели. Большинство физиологических различий между полами связано с репродуктивной функцией женщины. Мужчины и женщины два совершенно разных существа, не только по своему душевному, но и физическому устройству. На эту тему можно было бы написать целые тома, но остановимся только на некоторых, самых ярких различиях мужской и женской телесной природы. Американский психолог Джеймс Добсон, сравнивая физиологию мужчин и женщин приводит весьма интересные данные, вот некоторые из них:
1) «Мужчины и женщины отличаются по характеристикам обмена веществ, которые у женщин обычно ниже, чем у мужчин.
2) Они различаются по структуре скелета: у женщин голова короче, лицо шире, подбородок меньше выступает вперед, торс длиннее. У женщин указательный палец обычно длиннее безымянного, у мужчин наоборот. У мальчиков зубы не выпадают дольше, чем у девочек.
3) У женщин желудок, почки, печень и аппендикс большего, а легкие меньшего размера, чем у мужчин.
4) Женщины имеют функциональные особенности, которые полностью отсутствуют у мужчин: менструация, беременность и лактация. Все это оказывает воздействие на поведение и эмоции. У женщин больше различных гормонов, чем у мужчин. Одинаковые железы функционируют по-разному у мужчин и женщин. Так, щитовидная железа у женщин больше, чем у мужчин, и функционирует более активно. Она увеличивается во время беременности, а также во время менструации. Женщины чаще страдают зобом, но более устойчивы к простудам. Они имеют более гладкую кожу, на теле практически отсутствует волосяной покров, и есть тонкая подкожная жировая прослойка, что является элементами женской красоты.
Все это связано с работой щитовидной железы. Но она также является причиной эмоциональной неустойчивости — женщины чаще смеются и плачут.
5) В крови женщин больше воды и соответственно на 20 процентов меньше красных кровяных телец, а поскольку они снабжают организм кислородом, женщина устает быстрее, чем мужчина, и более подвержена обморокам. Поэтому ее жизнеспособность зависит от обстоятельств. Когда во время войны в Англии рабочий день на фабриках увеличили с 10 до 12 часов, несчастные случаи с женщинами выросли на 150 процентов, тогда как количество несчастных случаев с мужчинами не изменилось.
6) В смысле физической силы, мужчины на 50 процентов сильнее женщин.
7) Женское сердце бьется сильнее (80 ударов у женщин и 72 у мужчин), кровяное давление у женщин меняется ежеминутно (на 10 единиц выше, чем у мужчин), но женщины менее склонны к повышенному давлению, по крайней мере в доклимактерическом возрасте.
8) Соотношение дыхательного объема легких у женщин и мужчин 7:10.
9) Женщины легче переносят высокую температуру; обмен веществ снижается у них медленнее»1.
Апостол Павел говорит, чтобы мужья любили своих жен как свою плоть: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела; любящий свою жену любит само себя. Ибо никто, никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь». (Еф. 5.28-30) И вообще в том, что мужчина заботится о своей жене, бережет ее, оказывает ей уважение и почитание, нет собственно никакого особого подвига, сверх должной заслуги.
Муж и жена – это единое целое в браке и если плохо одному, но не может быть хорошо другому, именно поэтому «любящий жену любит самого себя». Жена сравнивается с телом. Тело – это то, что наиболее близко нам. Говорят: «Своя рубашка ближе к телу». Скажите, кому будет хорошо, если он перестанет заботиться о теле? Что случиться, если в один далеко не прекрасный день перестанем есть, пить, мыться и лечить наши болезни? Думаю, очень скоро протянем ноги.
На хрупкие женские плечи ложиться порой весьма тяжелый труд: воспитание детей, забота о муже, ведение домашнего хозяйства. А некоторые жены трудятся вообще в две смены; сначала на работе, а потом дома, у плиты и стиральной машинки. Думаю, что авторитет любого настоящего мужчины, главы семьи, даже если он занимает весьма важный, ответственный пост, не пострадает если он после работы найдет время помочь жене по хозяйству, облегчить ее труд. Скажем, помыть посуду или сделать уроки с детьми.
И конечно нужно не забывать благодарить наших любимых женщин за все то, что они делают для семьи и для нас лично. Труд хозяйки, в отличии от мужской работы, не очень заметен, зато весьма тяжел. Мужчина видит и чувствует результаты своего труда. Если он хорошо работает, его положительно оценивает начальство, окружающие. А домашний труд женщины может быть оценен только ее близкими. Все что делает жена она, по большому счету, делает для любимого мужа, и помогает ему этим самым в его деятельности. Нужно завести себе правило благодарить жен за все. За приготовленный обед, уборку в доме, выглаженную рубашку. Иногда очень хорошо сделать какой-нибудь неожиданный подарок, не в праздник, а просто так. Не потребуется особых средств и труда, чтобы купить жене цветок или какую-нибудь другую приятную мелочь. Ведь из таких приятных моментов и складывается семейное счастье. Когда женщина любима, когда ее ценят и заботятся о ней, она даже внешне меняется, расцветает и хорошеет. Для женщины вообще важны знаки внимания и заботы со стороны мужчины, она испытывает душевный подъем и прилив сил, когда ощущает заботливое покровительство любимого человека. Но более всего женщины ценят понимание и душевное тепло – это для них дороже самых дорогих подарков.
1 Джеймс Добсон. Что хотят женщины, чтобы о них знали мужья. Спб., 2006, С. 146, 147.
Источник
Б. Новое поведение в семье (3:1-7)
Действие принципа уважительной покорности властям апостол распространяет и на область семейных отношений. Он призывает своих читателей по-новому вести себя, а именно жен – быть покорными, а мужей – внимательными и заботливыми.
1. ПОВЕДЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ ЖЕН (3:1-6)
1Пет. 3:1-4. Властно повелевает Петр: повинуйтесь (хьюпотассоменай – буквально «будьте под властью», 2:18). Повеление это дается женам – дабы они повиновались собственным мужьям (Еф. 5:22, Кол. 3:18). Не вообще мужчинам как таковым, но своим мужьям – ради соблюдения порядка в доме. Жене надлежит занимать свое место в семье, пребывая под руководством мужа, которого Бог поставил главою семьи.
Жены должны повиноваться своим мужьям даже и в тех случаях, когда мужья не верят в Бога, потому что поведение жен может привести неверующих мужей на путь спасения. Одной своей духовной чистотой, без лишних слов, истинно верующая женщина способна размягчить и самое твердокаменное мужское сердце (сравните Тит. 2:5).
Жена, которая в состояния одержать такую победу, обладает неотразимой привлекательностью, не от внешнего украшательства идущей, но от кроткого и молчаливого духа и от ее сокровенного сердца человека (сравните 1Тим. 2:9-11). Ибо духовная красота – драгоценна пред Богом. Это мир ценят дорогую одежду и золотые украшения, а Бог ценит кроткий и молчаливый дух. Петр не говорит, что женщины не должны носить нарядной одежды или драгоценных украшений, но он не хочет, чтобы они думали, будто истинная красота достигается благодаря им.
1Пет. 3:5-6. В подтверждение своих мыслей апостол ссылается на примеры из Ветхого Завета. Чистое житие (стих 2) и кроткий дух (стих 5) всегда были источником красоты и привлекательности богобоязненных жен. В качестве особого примера покорной жены апостол приводит Сарру. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Она таким образом признавала его главенствующую роль в семье (Быт. 18:12). Как и другие святые женщины, Сарра возлагала свою надежду на Господа.
Лишь духовные наследницы Сарры способны вести себя таким же образом: вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха (греческое слово птоэсис – «ужас» употреблено в Новом Завете только один раз). Если жены боятся (возможно, потому, что не повинуются мужьям), значит, они не тверды в своей вере в Бога.
2. ПОВЕДЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ МУЖЕЙ (3:7)
Апостол призывает верующих мужей относиться к своим женам с пониманием и уважением, ибо это свойства любви.
1Пет. 3:7. Греческое выражение ката гносин, переведенное словом «благоразумно», буквально значит: «согласно знанию» или «с пониманием», и указывает на то, что мужьям следует понимать своих жен и уважительно, внимательно относиться к их духовным, эмоциональным и материальным нуждам. Павел тоже развивает мысль о том, что мужья обязаны заботиться о своих женах и оберегать их, как Христос поступает в отношении Церкви (Еф. 5:28-30).
Отношение мужей к женам должно определяться тем, что последние есть «немощнейшие сосуды». «Немощнейший» (астенестерос) относится к их физическому и эмоциональному состоянию, а не к умственному развитию – ведь жены вместе с мужьями являются сонаследницами Божиего дара жизни. Фразу «сонаследницам благодатной жизни» можно понимать двояко. Если апостол имеет в виду верующих жен и верующих мужей, то речь тут идет о спасении (Рим. 8:17; Еф. 3:6).
Но если увещание его было обращено к верующим мужьям, чьи жены не были верующими (ведь адресует он сказанное в стихах 3:1-2 к верующим женам неверующих мужей), то под «благодатной жизнью», возможно, понимался дар совместной физической жизни. Затем апостол добавляет, что мужья, которые неуважительно относятся к своим женам (здесь тимэн честь, 2:17), не могут рассчитывать на то, что Бог будет отвечать на их молитвы.
IV. Предостережение относительно новых гонений (3:8 – 4:19)
В первых двух главах апостол Петр говорит о «различных искушениях» (1:6), о злословии, которому подвергаются христиане (2:12), «о невежестве безумных людей» (2:15), жертвой которого они становятся, о несправедливых страданиях (2:19). Все эти беды вызывались, по-видимому, стихийной реакцией языческого общества на жизнь христиан, верно служивших своему Господу Иисусу Христу. Теперь же Петр говорит о том, что приближается время более жестоких гонений и страданий. Он предупреждает верующих, чтобы хранили добрую совесть перед лицом надвигающегося зла и встретили неизбежные страдания с мужеством, достойным христиан.
А. Противостояние несправедливости (3:8-22)
Апостол Петр приводит в пример Христа и Ноя; чтобы показать, что во времена нарастающего зла правильное отношение к несправедливости приносит благословение.
I. ИМЕЙТЕ ЖАЛОСТЬ И СОСТРАДАНИЕ (3:8-12)
1Пет. 3:8-12. Слово наконец не предыдущий раздел завершает, а скорее предваряет новый (сравните Фил. 3:1; 1Фес. 4:1). Теперь апостол обращается ко всем своим читателям, как бы подчеркивая слово «все», и дает практические советы, как им мирно жить во враждебном языческом окружении. Свое поучение апостол основывает на Пс. 33:13-17. Именно ему соответствуют стихи 8-9 этой главы. А далее Петр прямо цитирует стихи из Псалма (3:10-12). Мысли апостола сосредоточены на трех поучениях, изложенных в упомянутом Псалме.
Ибо кто любит жизнь… тот удерживай язык свой от зла (3:10). В стихе 8 апостол перечисляет те черты христианского характера, которые помогают удерживать язык от зла. Верующие должны быть единомысленны, сострадательны (симпатеис), братолюбивы (филаделфон), милосердны (эуспланчнои), сравните спланчна в Фил. 2:2, дружелюбны и смиренномудры (тареинофронес).
Из шести свойств характера, перечисленных в 1Пет. 3:8, только «сострадательны» встречаются в Новом Завете дважды – здесь и в Еф. 4:32. Уникальностью этого перечисления подчеркивается необходимость для верующих обладать всеми этими качествами, чтобы удерживать язык свой от зла и уста своя от лукавых речей (сравните 1Пет. 2:1,22).
Второй совет взят из Пс. 33:14 и повторен в 1Пет. 3:9: не воздавайте злом за зло (Рим. 12:17). «Уклонение от зла» (1Пет. 3:11) подразумевает, что обиженный не воздает за причиненное ему зло. Иисус говорил то же самое: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Матф. 5:39).
Не воздавать злом за зло, но искать мира (1Пет. 1:2; 5:14), и стремиться к нему (Пс. 33:15) должен верующий. А мир достигается тем, что оскорбляющих его верующий благословляет (1Пет. 3:9). Под словом «благословляйте» апостол понимает «говорите о людях хорошо». В греческом языке есть и другое слово, которое также переводится словом «благословение» и производными от него, а именно – макариои, но оно имеет значение «счастья» или «привилегии» и в русском тексте передано как «блаженны» (стих 14; 4:14; Матф. 5:3-11).
Иисус Христос говорит: «молитесь за обижающих вас» (Матф. 5:44), а апостол Павел пишет: «Злословят нас, мы благословляем» (1Кор. 4:12). Это и есть путь сочувствия и сострадания, которым верующие идут к миру. В результате верующие наследуют благословение (1Пет. 3:9 сравните 1:4; 3:7), потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитвам их. Слова «уши» и «глаза» – это антропоморфические образы, наделяющие Бога человеческими атрибутами, с целью подчеркнуть, что Он внимательно наблюдает за Своим народом и знает о всех его нуждах (сравните 2:25).
2. ИМЕЙТЕ ЧИСТУЮ СОВЕСТЬ (3:13-22)
Несмотря на то, что верующие стремятся к миру и искренне стремятся к добру, гонений им не избежать. Своих читателей Петр ободряет тем, что смиренное приятие незаслуженных страданий будет увенчано благословением. В стихах с 13 по 17 он излагает принципы, а с 18 по 22 приводит примеры, подтверждающие его мысли.
1Пет. 3:13-14. И кто сделает вам зло? Это риторический вопрос. Несмотря на враждебное отношение окружающих, несмотря на физические страдания или материальные потери, которые, возможно, ожидают тех, кто ревнует о добром, подлинное зло бессильно против них, потому что они принадлежат Христу. Даже и перед лицом неизбежных страданий не должны христиане страшиться, ибо они – благословенны.
В греческом тексте здесь стоит упомянутое слово макариои – блаженны, то же слово, что и в Матф. 5:3-11. В данном случае «быть благословенным» значит не «испытывать удовольствие», но – «иметь привилегию». Христианам не следует бояться того, что могут сделать им люди (Матф. 10:28). Поэтому в 3:14 апостол и приводит слова пророка Исаии (8:12) о том, что бояться нужно не людей, а Бога.
1Пет. 3:15. Господа Бога святите в сердцах ваших, то есть в сердцах ваших Ему – как Господу – отведите особое место. Александр Макларен писал: «Только тот, кто может сказать: Господь – крепость жизни моей, может от сердца произнести: Кого мне бояться?» Христиане только тогда могут победить страх, когда в их сердцах Христос святится как Господь. И в этом случае они будут готовы (сравните 1:5) дать ответ (апологиан – это речь в защиту обвиняемого на суде, Деян. 22:1; 25:16) относительно своей надежды на Христа. Такая устная защита должна подкрепляться святым поведением.
1Пет. 3:16. Тон христианского свидетельства не должен быть дерзким, но говорить следует «с кротостью и благоговением» (здесь словом «благоговение» переведено греческое фобос, т. е. «страх», видимо, подразумевается страх перед Богом). Так свидетельствовать о своей вере в Господа способны только те христиане, которые остаются тверды и перед лицом гонений. Чистой (агатен – доброй, сравните 3:21) хранят они свою совесть.
Тут апостол, возможно, намекает на случившееся с ним лично, когда он из страха отрекся от Христа, причем сделал это в словах отнюдь не «кротких и благоговейных». Верующие, страдая несправедливо и сохраняя при этом чистую совесть, покрывают позором тех, кто злословит их «доброе житие во Христе». Апостол снова подчеркивает мысль, что в добром поведении – лучшая защита от преследований и гонений.
1Пет. 3:17. Но при этом он замечает, что, возможно, в этом – воля Божия (телема, 2:15; 4:2, 19), чтобы они страдали за добрые дела. Ранее он тоже говорил, что такое страдание «угодно Богу» (2:20) и что это лучше, чем заслуженно страдать за злые дела (2:14). В 3:17 апостол фактически, подводит итог тому, что было им сказано в 2:15,19-20.
1Пет. 3:18. В стихах 18-22 Петр иллюстрирует принципы, изложенные в стихах 13-17. Снова приводится им – в качестве совершенного примера – Христос. Он страдал за то, что делал добро (2:14). Его безгрешная жизнь вызывала неоправданно враждебное отношение к Нему со стороны людей. Но Он не боялся их, поскольку вверил Себя Богу. Христос ясно заявил о Своей цели и посвятил Себя делу, ради которого пришел на землю. Он умер за людей, сохранил Свою совесть чистой (2:23). И вот получил величайшие благословение и награду – в воскресении Своем и последующей славе.
М. И. Росс писал по поводу 18 стиха: «В этом стихе дано самое короткое и самое простое, но в то же время одно из самых убедительных в Новом Завете объяснений того, что произошло на кресте». Христос… пострадал за грехи наши. Выражение «за грехи наши» (пери гамартион; сравните 2:21,24) в греческом переводе Ветхого Завета относилось к тем грехам, за которые нужно было приносить жертву искупления.
Но, в отличие от ветхозаветного времени, когда жертвы следовало приносить ежегодно, в День искупления, Христос пострадал «однажды», т. е. раз и навсегда (сравните Рим. 6:10; Евр. 9:26,28; 10:10), и это свидетельствует о совершенстве Его жертвы. На заместительный характер смерти Иисуса Христа указывают слова праведник за неправедных (дикаиос гупер адикон).
Христос – Праведник (дикаиос) умер как заместитель (гупер – «вместо») неправедных (адикон). Определенная Богом цель, заместительной смерти Христа состояла в том, чтобы примирить человека с Богом, дать людям возможность прийти к Богу. Подводя итог Христовым искупительным страданиям, апостол Петр говорит о Его воскресении: быв умерщвлен по плоти, но ожив духом… Греческое слово пневмати. переведенное как «духом», может относиться к третьему Лицу Троицы, действием и силой Которого был оживлен Христос, но оно может также относиться и к человеческому духу Христа, в отличие от Его человеческого тела (1Пет. 4:6).
1Пет. 3:19-20. …Которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал… На этот стих есть много толкований. Некоторые понимают его так, что Дух Христа сошел в преисподнюю, в период между Его смертью и воскресением, с тем, чтобы там предложить людям, жившим до потопа, вторую возможность спастись. Однако, Писание не подтверждает такого толкования.
Другие полагают, что Христос сошел в ад после Своей смерти с тем, чтобы провозгласить о Своей победе падшим ангелам, при этом они ссылаются на 2Пет. 2:4-5 приравнивая ангелов к «Сынам Божиим», о которых говорит Моисей (Быт. 6:1-2). Однако, несмотря на то, что многое говорит в пользу такого толкования, все же речь здесь идет, по-видимому, не об ангелах, а о людях.
Словом «духи» (пневмазин) обычно называют сверхъестественных существ, но, по крайней мере, один раз им названы в Новом Завете человеческие духи (Евр. 12:23). Однако, и в 1Пет. 3:20 под ними скорее всего понимаются те, кто оставались непокорными Богу, пока Он терпеливо ожидал, чтобы Ной окончил постройку ковчега. На протяжении 120 лет, пока строился ковчег, не хотели они слушать слов, исходивших от Бога. Между тем, Бог сказал, что не будет вечно терпеть человеческое нечестие, но что терпение Его продлится только эти 120 лет (Быт. 6:3).
Поскольку все человечество, за исключением Ноя, было нечестиво (Быт. 6:5-9), Бог решил стереть человеческую расу с лица земли. «Духи», упоминаемые в 1Пет. 3:20, – это, вероятно, души нечестивцев, живших во дни Ноя. Теперь эти «духи» находятся в заключении, ожидая окончательного Божиего суда при конце века.
Остается решить вопрос, когда Христос, «сошед» (не в преисподнюю, а на землю) проповедывал этим «духам». Объясняя воскресение Иисуса Христа тем, что «Он ожил духом» (3:18), Петр наводит нас на мысль, что до Своего воплощения Христос жил в Ное и Духом Святым служил и свидетельствовал через него. В 1Пет. 1:11 сказано, что Дух Христов говорил через ветхозаветных пророков. Затем Петр называет Ноя «проповедником правды» (2Пет. 2:5). Таким образом представляется вероятным, что Дух Христа проповедовал через Ноя безбожным людям, души которых во времена Петра «находились в темнице», ожидая последнего суда.
Такое объяснение, по-видимому, согласуется с темой этого раздела (1Пет. 3:13-22) в целом – хранить добрую совесть и перед лицом незаслуженных преследований. Ной служит здесь примером человека, который, ради сохранения доброй совести перед Богом, не отступал от своего дела, несмотря на то, что непрестанно подвергался оскорбительным насмешкам.
Ной не боялся людей и был послушен Богу, проповедуя о Нем. Наградой ему за то, что, страдая несправедливо, он сохранил свою совесть чистой, было спасение – его и всей его семьи; они были спасены от потопа в ковчеге, «в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды». Заметим, однако, что Ной и его семья, «спасшись от воды», и спасены были посредством воды, т. е. в ковчеге, плывшем по воде.
1Пет. 3:21. Так и нас ныне подобное сему образу крещение… Вода символизирует крещение, смысл которого в полном разрыве с прошлой жизнью. Подобно тому, как потоп уничтожил старый греховный мир, крещение водой знаменует «отделение» человека от его прежней греховной жизни и приобщение его к новой жизни во Христе Иисусе.
Далее Петр прилагает к своим читателям принципы, изложенные им в стихах 13-17 и подтвержденные примерами в стихах 18-20. Он увещевает их набраться мужества и, приняв водное крещение в знак обещания Богу доброй совести, посвятить себя великому делу служения Христу. Публичный акт крещения «спасет» их от искушения пойти на сделку с совестью и такой ценой избежать страданий. Не следует забывать, что для христианина, жившего в первом столетии, принятие крещения означало, что он готов следовать за Христом, не взирая на последствия. Крещение спасает не от грехов, а от нечистой совести.
Апостол Петр ясно указывает на то, что оно не сводится к обрядовому физическому очищению, но (здесь по-гречески алла – предлог, употребляемый для резкого противопоставления) обещание (еперотема) Богу доброй совести (сунейдесеос – также в стихе 16). Крещение – это символ того, что уже произошло в сердце и в жизни человека, доверившегося Христу как своему Спасителю (Рим. 6:3-5; Гал. 3:27; Кол. 2:12). Чтобы не осталось сомнений относительно источника спасения, апостол уточняет: спасает воскресением Иисуса Христа (1Пет. 1:3).
1Пет. 3:22. Упоминание о воскресении Иисуса Христа возвращает мысль апостола к Господу, Которого он привел христианам в пример, и он говорит о награде и благословении, которых удостоился Христос. Быв свидетелем вознесения Христа в теле (Мар. 16:19; Лук. 24:51; Деян. 1:6-11), апостол Петр пишет, что Он «восшел на небо». Наградою Христа за верность Его Отцу было возвышение Его над всем сущим. Он воссел на трон по правую руку Отца (Пс. 109:1; Евр. 1:13; 8:1; 10:12; 12:2), т. е. занял исключительно почетное место и управляет теперь всем творением (Кол. 1:15-16; 2:14-15).
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите:
Ctrl + Enter
Толкование Далласской семинарии на 1-е послание Петра, 3 глава
Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте,
возможно вы будете приятно удивлены.
Источник