Неорганические вещества в растении передвигаются по сосудам

Биология, 6 класс

Урок 7. Передвижение веществ у растений

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. На уроке будут раскрыты особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растении.
  2. Сформировано представление о биологическом значении транспорта веществ для растения.
  3. Более подробно изучены проводящие ткани.

Тезаурус

Проводящая ткань – вид тканей растений, служащих для передвижения по организму растворённых питательных веществ. У многих высших растений она представлена проводящими элементами (сосудами и ситовидными трубками).

Сосуды (трахеи) – длинные трубки, образованные одним рядом мёртвых клеток со сквозными отверстиями на поперечных стенках, по которым происходит передвижение веществ из корней в другие органы растений (восходящий ток веществ).

Ситовидные трубки – удлинённые живые клетки, по которым органические вещества передвигаются из листьев в другие органы растений (нисходящий ток веществ).

*Луб – проводящая ткань растений, в состав которой входят ситовидные трубки и другие виды клеток.

*Древесина – проводящая ткань растений, состоящая из сосудов и других видов клеток.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018.
  2. Биология в схемах и таблицах / А. Ю. Ионцева, А. В. Торгалов.
  3. Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. для уч – ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А. И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
  4. Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М.: Баласс, 2014.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение процессов жизнедеятельности живых организмов и познакомимся с тем, как осуществляется транспорт веществ.

Вы уже знаете, что в живых организмах происходят сложные процессы, в результате которых образуются разнообразные вещества. Обычно эти вещества могут передвигаться внутри клетки от одного органоида к другому или же между клетками одного организма, переходя от одной клетки к другой.

Вода с минеральными веществами поступает в растение из почвы через корневые волоски. Затем по клеткам коры этот раствор поступает в сосуды проводящей ткани, которые находятся в центральном цилиндре корня. Сосуды – это длинные трубки, которые образуются из многих клеток, поперечные стенки между которыми разрушаются, а внутреннее содержимое отмирает. Таким образом, сосуды – мертвые проводящие элементы. По сосудам, благодаря действию ряда факторов, вода и растворённые в ней вещества передвигаются по стеблю к листьям. Это направление движения растворов получило название восходящий поток веществ.

Органические вещества транспортируются от листьев по стеблю в направлении корневой системы. Передвижение этих веществ происходит сначала по ситовидным трубкам листа, а потом стебля. Ситовидные трубки – это живые клетки, поперечные стенки которых имеют много отверстий и похожи на сито. Отсюда и название этих проводящих элементов. Поток органических веществ по ситовидным трубкам от листа ко всем органам называют нисходящим.

Таким образом, восходящий поток обеспечивает транспорт неорганических веществ по сосудам, а нисходящий поток – транспорт органических веществ по ситовидным трубкам.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Закончите фразу.

Передвижение веществ в растении обеспечивает____________________.

В образовании органических веществ принимает участие__________________.

Варианты ответов:

  1. Проводящая ткань
  2. Образовательная ткань
  3. Фотосинтезирующая ткань
  4. Покровная ткань
  5. Механическая
  6. Запасающая

Правильный вариант ответа:

Передвижение веществ в растении обеспечивает проводящая ткань.

В образовании органических веществ принимает участие фотосинтезирующая ткань.

Разбор типового контрольного задания

Задание 2. Заполните таблицу.

Поливаем растения правильно

Как не следует поливать растения

Варианты ответов:

  1. Поливать водой комнатной температуры
  2. Рыхление почвы после полива
  3. Соблюдать режим полива, учитывая экологические характеристики растения
  4. Поливать можно любые растения 1 раз в день
  5. Воду из-под крана необходимо отстаивать
  6. Почву после полива не рыхлить
  7. Поливать водой из-под крана сразу
  8. Поливать нужно холодной водой

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Поливаем растения правильно

Как не следует поливать растения

  • Поливать водой комнатной температуры
  • Рыхление почвы после полива
  • Соблюдать режим полива, учитывая экологические характеристики растения
  • Воду из-под крана необходимо отстаивать
  • Поливать можно любые растения 1 раз в день
  • Почву после полива не рыхлить
  • Поливать водой из-под крана сразу
  • Поливать нужно холодной водой

Источник

Бреклева Марина борисовна учитель биологии МОУ Яхромская сош №3

6 класс

Тема урока:   «Передвижение воды и питательных веществ в растении».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: наглядный, практический, поисковый, проблемный

Цель урока: на основе знаний о строении побега, стебля сформировать представления о процессе переноса веществ в растении.

Задачи:

образовательные: 

  1. сформировать представление об особенностях транспорта веществ в растении и его биологическом значении;
  2. показать соответствие строения органа  растения или его частей выполняемым функциям.
  3. показать роль древесины и луба в транспорте веществ, используя опыты, подтверждающие передвижение минеральных и органических веществ в растительном организме;
Читайте также:  Пережимание сосудов при шейном остеохондрозе

развивающие: : продолжить формирование умений

– проводить анализ, синтез, сравнение;                                                                                                               – работать с натуральными объектами;                                                                                                              – решать проблемные задачи;                                                                                                                                       – работать с рисунками;

воспитательные: 

       1.  воспитывать положительную мотивацию к учёбе;

2.  осуществлять на уроке экологическое воспитание школьников

Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование:

– компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное учебное пособие «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»,  презентация; вопросы к анимационному ролику; растения (тюльпаны или др.), стаканы с подкрашенной и простой водой; побег древесного растения в сосуде с подкрашенной водой;

– для ЛР: лупы, пинцеты, продольный и поперечный срезы побега тополя, инструктивная карточка;

Планируемые результаты. Учащиеся должны знать:

  1. способы переноса питательных веществ;
  2. роль древесины и луба в транспорте веществ;
  3. значение передвижения веществ в жизни растений.

                                                              Ход урока

I. Ориентировочно-мотивационный этап

Здравствуйте, меня зовут …  

Обратите внимание на оборудование, которое есть у вас на столах: ножи, веточки для Л.р. и приложения в файле, которыми  предлагаю вам активно пользоваться на уроке. А также на столах вы видите для каждого из вас листочек с Д/З.

Слайд 2.     

 Настрой на работу: дерево эмоций. На ветках дерева лица с различным выражением эмоций. Учитель: Предлагаю вам выбрать лицо, эмоция которого будет помогать работать на уроке (эмоция радости). Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь.

Давайте начнём наш урок с закладки опыта. У меня в руках букетик тюльпанов. Вы видите, что они одинаковые по цвету, размеру.  Они сегодня будут нашими помощниками. Я поставлю их в стаканы и создам им разные условия. А в конце урока они помогут нам ответить на главный вопрос.

Слайд 3.       Учитель: американский натуралист Винсон Браун  сказал, “…накопление знаний подобно росту дерева…”, и я надеюсь на то, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из вас прирастёт новой веточкой знаний о совершенно удивительном явлении в жизни растений – передвижении веществ.

II. Актуализация опорных знаний обучающихся.

Слайд 4.   

Сегодня мы будем опираться на знания, которые вы получили на предыдущих уроках. Давайте проведём биологическую разминку.

Задание 1: назвать общим понятием

– Корень, побег, цветок, на месте которого образуется плод с семенами (органы растения)

– Стебель, листья, почки (части побега)

– Покровная, проводящая, основная, механическая, образовательная (ткани растений)

Вопрос:

1. Какие процессы происходят в клетках растений?

Задание 2: привести  в соответствие (найди пару)

Вещества

Их участие в процессах жизнедеятельности

Вода

Зелёный пигмент, находящийся в хлоропластах и способный улавливать солнечную энергию.

Углекислый газ

Газ, необходимый живым организмам для дыхания

Кислород

Газ, который участвует в образовании глюкозы.

Хлорофилл

Неорганическое вещество – растворитель, которое участвует в образовании глюкозы

Глюкоза

Газ, выделяющийся при дыхании живых организмов

Крахмал

Органическое вещество – хорошо растворимый в воде углевод – образующееся в процессе фотосинтеза

Органическое вещество – углевод, плохо растворимый в воде, которое откладывается про запас.

Газ, выделяющийся в процессе фотосинтеза

Сообщение учителя. На основании того, что мы с вами повторили из ранее изученного, можно сделать вывод (со слайда зачитывается текст вывода с пропущенным словом «клетках»,  учащимся на основании повторенного материала предлагается подобрать пропущенное слово): все процессы жизнедеятельности осуществляются в клетках: перемещаясь по растению, необходимые вещества поступают к ним, а образовавшиеся – удаляются.

Читайте также:  Кровь из сосудов ног

Постановка учебной задачи. Вопрос. Ещё раз прочитайте внимательно вывод и скажите, с чем нам следует познакомиться?

Учебная задача: узнать, как передвигаются  вещества в растении.

Ребята, как вы думаете, как передвигаются вещества в растении. Ваши гипотезы. В конце урока  мы посмотрим,  кто же окажется прав?

Ребята, это и будет тема нашего урока. Запись в тетради. Дата. Тема «Передвижение веществ в растении».

III. Изучение нового материала.

Организация учителем деятельности учащихся по изучению

передвижения минеральных веществ по стеблю

Вопрос. Какая часть побега играет ведущую роль в передвижении веществ по растению? (Стебель)

Сообщение учителя. За 3 дня до сегодняшнего урока, я поставила в воду, подкрашенную чернилами, несколько побегов ивы и сейчас в ходе выполнения лабораторной работы предлагаю вам  выяснить результат.

Слайд 5.      

Лабораторная работа «Передвижение веществ по стеблю»

Инструктивная карточка

Цель: определить путь движения  веществ по стеблю

Ход выполнения:

  1. С помощью лупы рассмотрите продольный и поперечный разрезы побега ивы
  2. Путём рассуждений, установите направление движения воды и растворённых в ней веществ (каких) Установите,  какой слой стебля окрасился.  
  3. Сделайте рисунки срезов побега ивы, подпишите название слоя стебля, по которому передвигаются растворённые в воде минеральные вещества. Для определения названия слоя рассмотрите в учебнике на с. 163  рисунок 130 опыта,…  найдите в тексте на с. 162 название клеток этого слоя.
  4. Сделайте  вывод о передвижении данных веществ в растении с использованием знаний о растительных тканях.

Предполагаемый вывод: минеральные вещества, растворённые в воде, передвигаются от корня по стеблю к другим частям побега по сосудам древесины (восходящий ток)

Слайд 6.       

Слайд 7.       

Слайд 8.       

Например, у эвкалиптов, растущих в Австралии, вода поднимается на высоту до 100м.

– Какая сила заставляет вещества перемещаться в нужном направлении на необходимое расстояние?  (корневое давление)    КОРНЕВОЕ ДАВЛЕНИЕ, давление в проводящих сосудах корней, обеспечивающее передвижение воды и растворённых в ней минеральных веществ к надземным органам растения. Возникает за счёт разницы осмотического давления в клетках корня и почвенного раствора.

Значит: На процесс передвижения веществ оказывает влияние корневое давление и испарение.

Корневое давление хорошо заметно весной  (при сокодвижении) например, у березы

Ребята, а кто из вас пробовал берёзовый сок?

Когда? В какое время года? А как его добыть?

Чем отличается березовый сок от обычной воды?

Как вы считаете, если все мы будем неограниченно брать у дерева сок, какой вред ему мы можем нанести?

А ведь береза – это дерево-символ России. Русская красавица. Белоствольная, величавая.

Что надо сделать, чтобы не навредить дереву?

Слайд 9. + видеофрагмент  

Организация учителем деятельности учащихся по изучению

передвижения органических веществ по стеблю

Сообщение учителя. В ходе лабораторной работы вы выяснили, что минеральные вещества, растворённые в воде, передвигаются от корня по стеблю к другим частям побега по древесине.

Ставится проблемный вопрос. Как осуществляется передвижение органических веществ?

Вопрос. Назовите известное вам место образования органических веществ? (листья)

Учащимся предлагается посмотреть анимационный ролик (Мультимедийное учебное пособие. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. «Движение воды и органических веществ) и ответить на вопросы. Рекомендуется при просмотре обратить внимание на направление движения растворённых органических веществ.

Вопросы к анимационному ролику

1. Куда перемещаются углеводы, образовавшиеся в листьях в процессе фотосинтеза?

2. По каким клеткам проводящей ткани они доставляются к месту назначения?

3. Что происходит с глюкозой при поступлении к месту назначения?

4. Каково направление перемещения органических веществ в растении?

5.  Сделайте  вывод о передвижении органических веществ в растении. (давайте ещё раз посмотрим фрагмент)

Предполагаемый вывод: органические вещества, растворённые в воде, передвигаются от листьев и запасающих органов по стеблю к другим частям побега по ситовидным трубкам луба.

Ребята, давайте обратим внимание на рис.133 с.164 учебника. На стебле комнатного растения (драцены, фикуса или других) осторожно сделали кольцевой надрез. Удалим с поверхности стебля кольцо коры и обнажили древесину.  Окольцевав ветку, мы перерезали ситовидные трубки.

Вопросы:

Почему выше кольцевого надреза появилось утолщение в виде наплыва? Какие вещества там скапливаются?

Какие корни образовались в этом месте? Почему?

(На поверхности свежего среза у растения всегда образуется раневая пробка. Клетки, находящиеся под раневой пробкой, энергично делятся. Они используют питательные органические вещества, скопившиеся перед кольцевым надрезом. Вскоре возникает кольцеобразный наплыв, заживляющий рану. Из наплыва развиваются придаточные корни, а у некоторых растений — и почки.)

– Каково практическое значение знаний о транспорте веществ в растении?

Зная, как передвигаются в растении питательные вещества, человек может управлять их движением. Например, если обрезать боковые побеги у томата и винограда, можно направить к плодам те органические вещества, которые использовались бы при развитии удаленных побегов. Это ускорит созревание плодов и увеличит урожай.  Видефрагмент

Вопрос для работы в паре.  Ребята, обсудите в паре ответ на вопрос: как можно защитить плодовые деревья, например яблони, зимой от грызунов.  Слайд 12.

Читайте также:  Что можно пропить от сосудов ног

Грызуны часто наносят коре деревьев серьезные повреждения. Чтобы избежать таких повреждений, садоводы на зиму обвязывают стволы молодых деревьев колючими ветвями ели, толем и другими защищающими ствол материалами.

Физминутка способствует улучшению мозгового кровообращения (выполняется в положении “стоя”)

1.        И.п. – о.с. 1 – руки в стороны. 2 – повернуть кисти ладонями кверху, голову наклонить назад. 3-4 – руки расслабить и опустить вниз, голову слегка наклонить вперёд. Повторить 4-6 раз.

2.        И.п. – сидя. 1 – голову повернуть на лево. 2-3 – голову повернуть на право и наклонить назад. 4 – и.п. 5-8- то же в другую сторону. Повторить 4-6 раз (очень медленно).

Запасание питательных веществ.

Слайды 13 – 16.  Не все органические вещества сразу используются для питания растения и роста его молодых органов. Часть веществ откладывается в запас. У однолетних растений — в клетках плодов и семян, у двулетних и многолетних растений, кроме того, в клетках корней и стеблей. Вы уже знаете, что корнеплоды моркови, свеклы, брюквы, репы — это своеобразные кладовые питательных веществ. Капуста кольраби образует толстый шаровидный стебель, похожий на репу. В таком стебле растение запасает питательные вещества.

У деревьев и кустарников основные запасы органических веществ откладываются в сердцевине и древесине. Весной эти вещества растворяются в воде, поднимающейся из корней по сосудам древесины к почкам.

Многие из вас видели ранней весной, как вытекает сок березы из ранки. Сок — это растворенный в воде сахар. Он поднимается к распускающимся почкам. При повреждении коры и потере сока деревья слабеют и могут погибнуть. Поэтому следует охранять растения от повреждений.

Обобщение: 

в растении проходят 2 тока веществ, растворенных в воде – минеральных по сосудам древесины из корня во все органы и органических веществ по ситовидным трубкам луба из листьев во все органы. Благодаря этому растение растет и развивается. Передвижение веществ осуществляется за счет проводящей ткани.

IV. Закрепление.

Вернуться к выдвинутым детьми гипотезам.

Кто же прав?

Возвращение к учебной задаче, обсуждение её решения.

Предполагаемый вывод по решению учебной задачи урока: транспорт веществ в растении осуществляется по клеткам проводящей ткани: сосудам древесины и ситовидным трубкам луба.

1. Какие  клетки проводят воду с мин. в-вами от корней ко всем другим органам? В каком слое стебля они находятся?(Что такое восходящий ток?)

2. Каким образом орг. вещества из листьев идут вниз к другим органам?  (Что такое нисходящий ток?)

3. Какие клетки образуют проводящую ткань растений?

4. Где запасаются питательные вещества у растений? А в стебле запасаются? В каком слое?

 V. Контрольный тест по теме “Передвижение воды и питательных веществ в растении”.

На рисунке отметьте точками, правильные ответы, соедините точки.

1. Слой стебля, в котором накапливаются питательные вещества:

а) сердцевина                 б) луб                  в) кора                     г) кожица

2. Какой слой принимает участие в передвижении органических веществ по стеблю:

а) сосуды                      б) луб                   в) древесина                       г) сердцевина

3. Какой слой принимает участие в передвижении минеральных веществ по стеблю:

а) кора                б) древесина                     в) сердцевина                           г) луб

4. В состав какой ткани входят сосуды  и ситовидные трубки:

а) проводящей           б) образовательной                   в) механической                  г) покровной

Ребята, посмотрите на мой большой смайлик с правильными ответами. Поднимите руку, у кого получилась улыбка. Молодцы! Вы отлично справились с тестом.

 VI. Итог урока. Рефлексия.

Опыт с тюльпаном.

Какие изменения произошли с этим растением? Почему? Где вы можете применить полученные знания? (на 8 марта в будущем году подарить маме букет из необыкновенных цветов)

Подводит итог, оценивает успешную работу. Хвалит отличившихся.

Домашнее задание (слайд)

1. Изучить п.37, выполнить задания в конце параграфа.

2. Заложить опыты к следующему уроку (с.165).

Дополнительный материал:

– Энциклопедия для детей. Т 43 Ботаника – М., Аванта+, 2010 (с. 114-117, 133-138, 96-101).

– Рохлов В., Теремов А., Петросова Р.  Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

Сайты:

– geo-plant.ru

– beaplanet.ru

– biology.nm.ru

– sbio.info

Источник