Носим в глиняных сосудах

Носим в глиняных сосудах thumbnail

Свт. Иоанн Златоуст

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам

И величие даров, и слабость получивших их показывают силу не только тем, что Бог даровал столь великие блага, но и тем, что даровал слабым. Под глиняным сосудом он как раз подразумевает хрупкость нашей смертной природы и немощь нашей плоти. Ибо она ничуть не крепче глиняного сосуда, столь же легко повреждается и так же просто разрушается смертью, болезнями, непостоянством воздухов и множеством других причин… Тогда-то особенно и проявляется сила Божия, когда она совершает великие дела через ничтожные орудия.

Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.

Какое сокровище? Наитие Духа, оправдание, освящение, искупление. Какое, скажи мне сокровище? «во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. – Эней! исцеляет тебя Иисус Христос, – обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее» (Деян. 3:6, 9:34, 16:18).

Видишь ли сокровище, блистательнейшее царских сокровищ? Может ли царский жемчуг сделать то, что совершали слова апостольские? Наложи тысячи диадем на мертвого, и он не встанет; а произнесено одно слово апостола, и оно восстановило мятежную природу и возвратило ее в прежнее состояние.

«Но сокровище сие». О, сокровище, не только сохраняющееся, но и сохраняющее тот дом, в котором оно находится! Понял ли ты, что я сказал? Земные цари и начальники, имея сокровища, приготовляют великие дома, стены, запоры, двери, стражей, замки, чтобы сохранить сокровище; а Христос сделал иначе: Он положил свое сокровище не в каменный, а в глиняный сосуд. Если это сокровище велико, то почему слабый сосуд? Именно потому-то и слабый сосуд, что велико сокровище: не сосуд хранит это сокровище, а оно хранит сосуд. Я полагаю, говорил Он, сокровище, и кто может похитить его? Приходил дьявол, приходила вселенная, приходили тысячи, и не похитили сокровища; сосуд был поражаем ударами, а сокровище не далось; он был потопляем в море, а оно не потонуло; он умер, а сокровище остается.

Беседа, когда Евтропий, найденный вне церкви, был схвачен.

Свт. Феофан Затворник

Имамы же сокровище сие в скудельных сосудех, да премножество силы будет Божия, а не от нас

Сокровищем называет Апостол то, о чем говорил пред сим, то есть слово благовестия с полнотою благодати Святого Духа на устроение духовного царства Христова на земле, или Святой Его Церкви. Это сокровище, столь великое, столь преславное, столь многодейственное, имеем мы, говорит, или носим в скудельных сосудах, разумея под сим тело немощное, с подразумеванием и внешнего своего положения, всегда уничиженного и стеснительного, как изображает вслед за сим. Для чего же это так устроено? Разве не мог Господь так сделать, чтоб Апостолы одним видом своим, или своею показностию, уже влияли на людей? – Мог, но не благоволил так сделать, для того, говорит, чтоб в действовании нашем ничего нашего не было видно, чтоб ничто наше не бросалось в глаза, а все было относимо к силе Божией. Смотря на нас, столь немощных и уничиженных, никто и подумать не может, чтоб, когда или слово сильней от нас исходит, или дело какое чрезвычайное нами совершается, это и подобное сему зависело от нас, но все то прямо отнесет к силе Божией, чрез нас действующей. Сия сила ничем с нашей стороны заслоняема не бывает; она видится во всей своей наготе и полноте. Если же так, то всякий должен был заключать словами Господа: если сии о персте Божии все сие творят, убо постиже на нас царствие Божие; надо покориться слову их и веровать, чтоб не быть Богоборцами.

Святой Златоуст говорит на это место: «Сие-то особенно и удивительно, и есть величайшее чудо силы Божией, что скудельный сосуд может вмещать в себе такой свет и хранить такое сокровище. Да премножество, говорит, силы Божия будет, а не от нас. Ибо и величие даров, и слабость получивших оные, показывают силу Божию, как в том, что Бог столь великие даровал блага, так особенно в том, что даровал людям слабым. Под скудельным сосудом он разумеет слабость нашего естества и немощь нашей плоти, потому что плоть наша нисколько не крепче скудельного сосуда; она столь же удобосокрушима и так же легко сокрушается и смертию, и болезнями, и воздушными переменами, и другими бесчисленными причинами. И сие сказал он, как для того, чтобы постыдить высокомерие гордящихся собою, так и для того, чтобы всем показать, что в делах его служения нет ничего человеческого. Ибо тогда особенно и бывает видна сила Божия, когда она чрез слабые орудия совершает великие дела; как сие видно из сказанного Господом сему же Апостолу: сила бо Моя в немощех совершается (2 Кор. 12:9). – Так, послав только двенадцать человек, покорил Он вселенную, и притом тогда, когда сии двенадцать сами были гонимы. Подивимся в сем силе Божией, почудимся ей и поклонимся! Вопросим иудеев, спросим еллинов: кто убедил всю вселенную оставить отеческие обычаи и переменить образ жизни? Не рыболовы ли, не скинотворцы ли, не мытари ли, не книжные и простые люди? Как же бы это могло совершиться, если бы не действовала чрез них сила Божия? Притом – что говорили они, когда убеждали? – Креститесь во имя Распятаго. Какого? – Того, Которого они не знали и не видали. И, однако ж, несмотря на то, что говорили и проповедали сие, пригвожденный ко кресту Христос привлекал к Себе всех. Откуда же такая сила убедительности? – Ниоткуда более, как от силы Божией. Новость проповеди была противна всем, а проповедники были из народа, всеми презираемого, бедные и неученые. Каким же образом они покорили вселенную? Не ясно ли сие показывает, что они имели Бога помощником себе? Ибо не человеческой силе свойственно производить такие действия, но силе Божией всемощной».

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам

Итак, имеем сокровище сие сокрытым в сосудах глиняных, то есть даны нам эти дары чрез тело Христово, — дабы изобилие силы было от Бога, и не от нас, то есть: дабы от Него был успех наш и совершенствование наше, а не от наших дел.

Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.

Прп. Исидор Пелусиот

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам

Слова сии: имамы убо сокровище сие в скудельных сосудех, кажется мне, имеют двоякий смысл. Или они означают, что сокровище сие, то есть небесное богатство и преестественные дарования, превышающие наше достоинство, имеем мы в смертном сем теле, справедливо названном скудельным, потому что оно сотворено из земли, или, что богатство Божественной премудрости в Священных Писаниях имеем заключенным в низких и простых речениях и примерах. А что это дает разуметь Апостол, присовокупил он на то и причину: да премножество силы будет Божия, а не от нас. Ибо видевшие, что проповедники Слова, будучи людьми неучеными, невеждами и немощными, которых везде били и гнали, преодолевают и препобеждают все, прославляли Бога, потому что сила Божия в немощи Апостолов наиболее открывалась и просиявала. Ибо они, будучи немощными, превозмогали сильных, будучи бедными, овладевали богатыми, будучи невеждами, преодолевали мудрых.

Не знаешь ты, кажется мне, состояния Церкви в первые времена, ибо, зная, не усомнился бы в этом. А я, пролив горячие слезы о том, что, имея у себя сумы с богатством, по нерадению (говорю это о себе) утратили мы истинное богатство, перейду к объяснению указанного тобою. Апостолы, имея тело смертное и более слабое, чем всякое брение, гонимые и преследуемые, воскрешали мертвых, воздвигали расслабленных, исцеляли больных, изгоняли демонов, предрекали будущее, являли присутствие Святаго Духа.

Читайте также:  В кровеносных сосудах образовались бляшки

Не слышал ты разве, что говорил им Симон: дадите и мне власть сию, да на него же аще положу руце, приимет Духа Святаго (Деян. 8:19)? Что сравнится с сим богатством? Что драгоценнее сего? Если кто, совокупив воедино царства всей земли – разумею царства ассирийское, персидское, македонское и римское – словом своим соделает из них одно и приравняет к этому богатству, то осужу его, как несмысленного ребенка, не умеющего различать свойства вещей. Даже если представишь в уме и нечто большее, то увидишь, что богатство сие и того выше.

Апостолы соделались сожителями и сотрапезниками Владыки всех, сподобились Божественного собеседования, удостоены преестественных наставлений, усыновления и содружества, были как бы областными какими правителями окрест Царя, как бы звездами, сопровождающими Солнце правды, и приняли не писания на слоновой кости, составляющие, может быть, человеческое преимущество, но власть, какой не имеют и цари земные. Ибо сказано им было: елика аще свяжете на земли, будут связана на небесех, и елика аще разрешите, будут разрешена (Мф. 18:18).

Если же вообразишь в уме и оные обетованные им блага, то придешь в большее изумление. А если кто не поверит будущему, то пусть за доказательство примет настоящее. Ибо Царствующий на суше и на море нисходит в гробницу рыбаря, лобызать его кости. Видишь ли это неприкосновенное богатство, лежащее в скудельных сосудах?

Обрати взор и на Божественную Премудрость, растворенную в низких словах и примерах. Если бы на Свое только достоинство взирал Бог, а не на пользу тех, которые будут читать, то употребил бы слова и примеры небесные и Божественные. Напротив того, поскольку Он давал закон людям, которые немощны и имеют нужду в словах человеческих (в таком только случай могли они удобно понимать и то, что выше их), то Божественные уроки растворил словами простыми, чтобы и женщина, и ребенок, и самый неученый из всех людей приобретали некую пользу и от одного слышания. Ибо, озаботившись спасением многих и даже несведущих, Слово, по человеколюбию Законоположника растворенное такою ясностью, никого не лишает посильной пользы.

Не вознерадело Оно и о более мудрых, потому что в такой ясности, как некие сокровища, сокрыты учения настолько таинственные, что самые мудрые и ученые люди приходят в недоумение от глубины мыслей, и часто не могут проникнуть в непостижимость премудрости.

Письма. Книга I.

Прп. Макарий Великий

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам

Если кто в мире очень богат, и есть у него скрытое сокровище: то на сие сокровище и на богатство, какое имеет он, приобретает себе все, что хочет, и, какие угодно ему, стяжания в мире без труда достает, полагаясь на свое сокровище; потому что им без труда приобретается всякая вещь, какую только человек захочет иметь. Так и те, — которые прежде всего взыскали у Бога, и обрели, и имеют уже небесное сокровище Духа, самого Господа, воссиявшего в сердцах их, — сим сокровищем, сущим в них Христом, приобретают себе всякую правду добродетелей и всякое обладание благостью заповедей Господних, и тем же сокровищем присовокупляют себе еще большее небесное богатство. Ибо с помощию небесного сокровища, твердо полагаясь на обилие в них духовного богатства, исполняют всякую добродетель правды, и силою невидимого богатства сущей в них благодати без труда совершают всякую правду и заповедь Господню. И Апостол говорит: имея «сокровище сие в скудельных сосудех», то есть, будучи еще во плоти, сподобились приобрести в себе оное сокровище — освящающую силу Духа. И еще: «Иже бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление» (1 Кор. 1:30).

Посему, кто обрел, и имеет в себе, сие небесное сокровище Духа, тот неукоризненно и чисто совершает им всякую правду по заповедям и всякое делание добродетелей уже без принуждения и затруднения. Поэтому и мы станем умолять Бога, взыщем и будем просить, чтобы и нам даровал сокровище Духа Своего, и таким образом, возмогли мы неукоризненно и чисто пребывать во всех заповедях Его, чисто и совершенно исполнять всякую правду Духа, при помощи небесного сокровища, то есть Христа. Кто нищ и беден, истаевает голодом, тот, по причине нищеты своей, не может ничего приобрести в мире. Но кто имеет сокровище, тот, как сказано уже, без труда и болезни приобретает всякое стяжание, какое только захочет. Так и душа, которая обнажена и лишена общения с Духом и пребывает в страшной нищете греха, прежде причастия Духа, не может, хотя бы и желала, действительно сотворить духовный плод правды.

Собрание рукописей типа II. Беседа 18.

Прп. Симеон Новый Богослов

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам

Сокровищем называет он Сына Божия, в Коего благодатию Святого Духа облекаемся и Коего имеем в сердцах своих. Так и мы, когда веруем от всей души, всесокрушенно каемся, зачинаем в сердцах своих Бога Слово, как Дева имея, то есть и мы, души свои девственными и чистыми. И как Пресвятой Девы не опалил огнь Божества, так как Она была пренепорочна, так и нас не опаляет он, когда имеем сердца свои чистыми и непорочными, но бывает в нас небесною росою, источником воды живой, потоком жизни вечной.

Слова (Слово 45-е).

Блж. Иероним Стридонский

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам

Мы имеем сокровище в глиняных сосудах. Многие это понимают в отношении тела и Святого Духа, подразумевая, что мы имеем сокровище в глиняных сосудах. Так, конечно же, можно понимать, но есть и другое понимание, и намного лучшее: мы имеем ценнейшее сокровище в глиняных сосудах – это сокровище в простых словах Писания.

Трактат на Псалмы (Пс. 77).

Блж. Феофилакт Болгарский

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах

Поскольку сказал о неизреченной славе много великого и высокого, то, дабы кто не сказал: как же мы, получив такие, как ты говоришь, блага, останемся в смертном теле? – говорит: глиняный сосуд вмещает такие сокровища силой Божиею.

чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам

Чтобы преизбыточная сила, являющаяся в нас, была Божией и чтобы не подумали, что мы совершаем что-нибудь сами собой, но чтобы все, кто видит, говорили, что все это Божие. Намекает на лжеапостолов, которые все приписывали себе.

Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Ориген

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам

Как Божественное провидение не сводится к выдумке убежденных в его существовании от того, что дела его или планы человеческой способностью не охватить, так и о святом Божественном вдохновении Писания, которое простирается на все его тело, не следует думать как о несуществующем по причине нетвердости нашей способности к пониманию, не справляющейся с открытием скрытых глубоких мыслей в отдельных словах. Ибо в сосудах простых и неприкрашенных слов скрывается сокровище божественной мудрости, как это подчеркивает апостол, говоря: Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, – с тем чтобы тем сильнее божественная сила добродетели воссияла, поскольку никакие прикрасы красноречия человеков не примешивались к истине основ учения.

Читайте также:  Чистка сосудов клюква лимон мед рецепт

О началах.

Амвросиаст

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам

Под сокровищем апостол Павел здесь имеет в виду таинство Бога во Христе, которое открыто для верующих, а от неверующих сокрыто покрывалом; ибо как сокровище помещается в потайном месте, так и таинство Бога внутри человека, то есть в сердце человеческом, хранится. Это сокровище в душе и теле он называет даром Бога, дабы высота добродетели Его обнаружилась через проповедующих человеков, чтобы утешилось все языком Творца своего, не для прославления человеков, но Бога. Ибо человеки, когда сами были малы и малоопытны, восприняли от Бога подвиг и чудо слова и дела. О глиняных сосудах апостол Павел говорит, чтобы подчеркнуть хрупкость природы человеческой, которая сама ничего не может иначе, как восприняв добродетель от Бога, и Сам Бог Себя во славу Свою проповедует через то, что непрочно.

На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П.

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам

Сокровище сие, т. е. величие внутреннее. — Мы, т. е. Ап. Павел. — В глиняных сосудах — т. е. в теле, которое по внешнему виду было слабо, хрупко. И весь вид Ап. Павла не отличался представительностью (ср. 2 Кор. 12:7 и сл.; Гал. 4:14). — Чтобы преизбыточная сила — т. е. та неустанная энергия, с какою Павел совершал свое служение. — Была приписываема Богу, а не нам. Весь мир должен узнать, что эта духовная энергия исходит от Бога, а не от Павла.

Ст. 7-12 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь в вас

После изображения апостольского величия своего Павел начинает говорить о том, в каком резком противоречии с этим величием стоит внешнее униженное положение Апостола, и прежде всего говорит о цели, с какою Бог допустил это по отношению к Своему верному служителю.

Толковая Библия.

Источник

Опубликовано 19.06.2019

В категориях: Библия говорит,Комментарии

Носим в глиняных сосудах

Притесняемы, но не повержены.

Бог Есть

(2 Коринфянам 4:7–15)

Много лет назад мы с семьей ходили по Лувру, восхищаясь величайшими в мире произведениями искусства. В одном из залов мы увидели толпу, собравшуюся перед какой-то картиной. Эта картина была помещена в стеклянный ящик. Рядом стояла охрана. Подойдя поближе, мы узнали знаменитую Мону Лизу. Среди многих других художественных ценностей, собранных в этом великолепном зале, эта была бесценным сокровищем. Картина была защищена от возможной кражи, вандализма и прикосновений поклонников. Только поместив это уникальное произведение искусства за стекло, можно было, по-видимому, сохранить его должным образом.

Я часто замечал, какие изощренные меры предосторожности предпринимаются музеями, чтобы уберечь свои сокровища. Тысячи людей, выстраивавшиеся в очередь, чтобы посмотреть на сокровища Тутанхамона, видели, как много сил было положено на защиту экспонатов за стеклянными витринами. Ни один ответственный человек не позволит, чтобы чей-то бездумный поступок испортил сокровище, которому три тысячи лет. Во всех музеях за безопасностью картин, если они не защищены стеклянным футляром, следят электронные устройства, подающие звуковой сигнал при малейшем прикосновении к полотнам. Любая ценность, будь она в музее или дома, требует особого обращения, потому что жалко видеть, как портится бесценная вещь.

Учитывая все это, можно представить себе, какой шокирующий эффект производят слова Павла во 2 Кор. 4:7: “Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах…” Глиняными сосудами во времена Павла были дешевые глиняные горшки. Археологи, раскапывающие такие древние города, как Коринф, находят тысячи фрагментов подобных глиняных горшков и кувшинов. Эти “не разлагаемые микроорганизмами” предметы чаще всего выбрасывали, возможно, из-за их большого количества и дешевизны. Как показывают бесчисленные черепки, горшки и кувшины были очень хрупкими. В них было удобно хранить продукты, но никому бы и в голову не пришло положить хоть в один из них сокровище. Сокровище помещали туда, где оно могло быть надежно защищено от воздействия стихий или человеческой алчности. Поэтому слова Павла: “Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах”, – звучали весьма необычно.

Сокровище

Сокровище, которое “мы носим”, – это проповедь евангелия. В предыдущем стихе Павел говорит о свете, который “озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа” (4:6). А свет – это провозглашение Иисуса Христа Господом (4:5). Говоря о сокровище, которое “мы носим”, Павел особо подчеркивает тот факт, что это сокровище нам дано. Он несколько раз повторяет, что христиане “имеют” благословения (3:4, 12; 4:1) от Бога. Это дар нам. Божье сокровище принадлежит нам, потому что Бог вложил его нам в руки.

“Сокровище” – любимый библейский образ для обозначения благой вести евангелия. Иисус однажды сказал: “Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле” (Мф. 13:44). Затем Он рассказал аналогичную притчу, в которой царство сравнивалось с “одной драгоценной жемчужиной” (Мф. 13:46). Павел пишет, что во Христе “сокрыты все сокровища премудрости и ведения” (Кол. 2:3). Эта метафора нашла такое широкое применение потому, что сообщает о евангелии важный факт: оно настолько бесценно, что к нему нельзя относиться легкомысленно.

Не случайно, что евангелие сравнивают с сокровищем, а не с дешевой безделушкой. Когда человек из притчи нашел сокровище и жемчужину, он продал все, что у него было, чтобы иметь эту одну вещь. Притча говорит о бесконечной ценности евангелия. Понять это – все равно что найти сокровище, ради которого мы готовы пожертвовать всем.

В Афинском национальном музее есть предметы из золота, датируемые двенадцатым столетием до нашей эры, то есть относящиеся к периоду Троянской войны. Их в конце девятнадцатого века извлек из земли Генрих Шлиман, хотя ему много раз говорили, что невозможно отыскать материальные следы того героического века. Хотя он даже не представлял себе всего великолепия ценностей, которые ему предстояло найти, идея страстно увлекала его. Он потратил все свое состояние на археологические раскопки, потому что его неодолимо влекла мечта о греческом сокровище.

Иисус знал, что у всех нас есть сокровище. Мы предпочитаем или сокровища земные, которые могут быть украдены либо испорчены, или небесные, которые никто не может у нас отнять. “Где сокровище ваше, – говорил Он, – там и сердце ваше” (Мф. 6:21). Павел был уверен, что мы имеем “сокровище сие”, когда служим Христу.

Знаком христианина является понимание того, что нам в руки было дано сокровище. Мы часто не воспринимаем свое служение всерьез, потому что очень мало ожидаем от него. Повторяемость многих задач, а также неуважение к ним со стороны многих людей превращают служение в монотонную работу. Очень мало таких общин, где важная работа – посещение больниц, забота о бедных, посещение на дому – не умирает медленной смертью. Энтузиазм имеет тенденцию со временем угасать.

Читайте также:  Как алкоголь влияет на сосуды глаза

Во многих случаях нам не хватает напоминания о том, что в этих делах мы имеем сокровище. Если оно там, где мы служим, то мы никогда не позволим, чтобы другие дела препятствовали нашей преданности важному служению. Джеймс Стюарт, известный шотландский проповедник, задал уместный вопрос: “Что больше всего нужно сегодня церкви для исполнения ею своей евангелизационной миссии?” И сам же ответил на него: «Более современные приемы и методы, без сомнения, отвечающая требованиям дня структура церковной жизни, новейшая техника. Но главное, конечно, это более глубокое ощущение богатств, которыми мы владеем, более живое овладение сверхъестественными, трансцендентными возможностями, которые всегда присутствуют в нашей вере в воскресшего Господа».

Не так давно я услышал, как одна женщина прокомментировала активное участие ее мужа в работе церкви. Она объясняла это тем, что в детстве он был лишен христианского окружения. Только став взрослым, он открыл для себя евангелие и христианскую общину. Он никогда не воспринимал христианскую жизнь как нечто само собой разумеющееся, и поэтому она стала для него чем-то особенным! Говоря языком Павла, этот человек нашел сокровище. Наше нежелание браться за многие церковные дела или выполнение их спустя рукава объясняется тем, что они стали для нас обыденными. Тот, кто живет с сокровищем долгое время, может позабыть о его истинной ценности. Но те, кто смотрит на него свежим взглядом, видят его ценность для себя.

В глиняных сосудах

Нет никаких сомнений, что глиняный сосуд, хранящий сокровище, – это христианин со своими слабостями, несовершенствами и хрупкостью. Бог не стал хранить Свое сокровище за семью замками в самом крепком и самом безопасном стеклянном футляре. Он положил Свое сокровище в хрупкие глиняные сосуды.

Образ глиняного сосуда настолько соответствует нашей хрупкой жизни, что часто используется в Библии для напоминания о наших собственных слабостях. “Я – как сосуд разбитый”, – говорит псалмопевец (Пс. 30:13). Иеремия называет человека “сосудом непотребным” (Иер. 22:28). Но хотя мы так же хрупки, как глиняные сосуды, пророки постоянно напоминают нам, что Бог – мастер, который может найти хрупкому сосуду хорошее применение. Бог работает с глиной, формируя ее в Своих собственных целях (Иер. 18:1-11; см. Ис. 29:16; 45:9). Слабая глина не имеет права сопротивляться воле горшечника (см. Рим. 9:19, 20), ибо он может взять ничего не стоящую глину и использовать ее как свое орудие.

Слова Павла о том, что “сокровище сие мы носим в глиняных сосудах”, настолько ярко, что мы легко забываем его первоначальный контекст. Павел, вероятно, не сказал бы так, если бы не стал мишенью для острой критики. Противники подвергали сомнению его подлинность на том основании, что он был слишком слаб, чтобы быть истинным служителем. “В посланиях он строг и силен, – говорили они, – а в личном присутствии слаб, речь его незначительна” (2 Кор. 10:10). Это, как если бы они сказали: “Мы ждали, что он такой же заводящий оратор, как все публичные ораторы”. Или: “Мы ожидали увидеть красивого и богоподобного мужа, похожего на участника Олимпийских игр”. Павел, глашатай Божьего Слова, совсем не соответствовал представлению искушенных коринфян о лидере. Своим ответом он напоминал им о том, что для Своего сокровища Бог преднамеренно избрал глиняные сосуды, а не крепкие и безупречные емкости.

Павел уже приводил сходный довод в 1 Коринфянам, когда убеждал коринфян в том, что Бог не сообразуется с человеческими мерками. Бог предпочел сообщить о Себе через крест, символ позора и слабости. Затем Павел добавил: “Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных” (1 Кор. 1:26). Вся церковь была составлена из “глиняных сосудов” – людей, которые не обладали своей собственной силой. Богу не нужны были мудрые, сильные и благородные, чтобы осуществлять Его работу.

Забывая о том, что Божье сокровище помещено в “глиняные сосуды”, мы создаем серьезные проблемы для церкви. В нашей культуре с ее равнением на всевозможных звезд, порожденных средствами массовой информации, мы думаем, что для важных задач нужны суперзвезды. В последние годы одно крупное евангелистское движение сделало особый упор на том, чтобы в пользу веры высказывались шикарные поп-звезды. По-видимому, наличие необычайного таланта вызывает к вере большее доверие.

Забывая о том, что Бог преднамеренно поместил Свое сокровище в глиняные сосуды, мы становимся нетерпеливыми с теми, кто руководит нами. Мы торопимся обвинить старейшин в “неспособности”, а проповеди благовестников назвать посредственными, после чего делаем скоропалительный вывод, что будущее церкви можно обеспечить только при условии, что каждое богослужение будет таким же гладким, как специальная передача по телевидению. И приходим к заключению, что церковь может быть жизнеспособной только в том случае, если мы найдем того, кто обладает качествами настоящей “звезды”.

Однажды я слышал, как несколько членов общины жаловались, что их проповедник “такой посредственный”, что ему следует оставить свой пост, так как в нем кроется главная причина неудач церкви. Более мудрый брат ответил на это: “Да, но ведь и мы «посредственная» община.” Таковыми является большинство общин. Уровню знаний и умений в них может быть далеко до уровня какой-нибудь корпорации. Программы могут осуществляться не так гладко, как хотелось бы, а руководящий состав может быть ничем не лучше простых членов. Но я убежден, что при серьезном отношении к словам Павла мы будем помнить, что церковь состоит из хрупких сосудов.

Понимание этого должно придать нам терпения по отношению к ошибкам, которые мы замечаем у других. Практически все, кто серьезно включается в работу, делают серьезные ошибки, о которых потом сожалеют. Часто нам не хватает достаточной прозорливости, чтобы предусмотреть результаты, идущие от наших решений. Мы делаем опрометчивые замечания, а после размышлений над случившимся думаем, что лучше бы мы не произносили этих слов. То, что мы “глиняные сосуды”, предполагает, что мы не свободны от некоторых человеческих недостатков. Та церковь, которая не забывает этого факта, будет проявлять терпение.

Поскольку мы “глиняные сосуды”, мы должны быть терпеливы и по отношению к тем, кто совершает серьезные моральные проступки. Порой мы подолгу не можем простить чью-то оплошность, допущенную в далеком прошлом. Мы можем вести себя так, будто она навсегда лишает этого человека права участвовать в работе церкви. Но такое отношение перечеркивает тот факт, что Бог может использовать в качестве Своего “избранного орудия” (Деян. 9:15; Современный Перевод) тех, кто совершил серьезные проступки. Он использовал даже того, кто преследовал церковь.

Тот факт, что Бог предпочел использовать “глиняные сосуды”, вовсе не означает, что мы должны мириться с нашей некомпетентностью и недостатками, не прилагая никаких усилий к тому, чтобы полностью отдаться выполнению задачи. Мы бы исказили учение Павла, если бы предположили, будто Бог, избрав склонных к ошибкам людей в качестве Своих орудий, не требует от нас ревностной преданности и приложения всех наших способностей в делах церкви. Истинное служение строится на уверенности в том, что Бог может использовать такие хрупкие сосуды, как мы, но это вовсе не означает, что мы самодовольно принимаем наши недостатки, не прилагая никаких усилий, чтобы стать лучше.

Да, Бог может использовать ничем не примечательного оратора или человека, не обладающего особым талантом администратора и организатора. Но сознание того, что мы держим в своих руках сокровище, уберегает нас от безразличия и самодовольства.

mail.google.com

Источник