Огонь мерцающий в сосуде или сосуд в котором
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Анализ стихотворения «Некрасивая девочка» Заболоцкого
Тема различий внешней и внутренней красоты поднимается в произведениях поэтов разного времени, и возможно, будет звучать еще долгое время. В своем стихотворении «Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий описывает внешность главной героини без использования метафор и гипербол – он пишет то, что видит: «черты лица остры и некрасивы», «рот длинен, зубки кривы». Это простая маленькая девочка в дырявой рубашке, отличающаяся от своих сверстников внешностью, которую обыватель назвал бы дурной, некрасивой и отталкивающей.
Но в противовес внешней «некрасивости», автор произведения тонко подмечает ее характер, ее внутреннюю красоту, тот самый огонь, который горит внутри сосуда и тот, что есть истинная красота. Заболоцкий отмечает, что чужая радость для девочки точно так же, как и своя, она еще не делит, как взрослые, на свое и чужое все то, что ее окружает. Она чиста в своей детской наивности, и своим произведением автор как будто просит читателя все-таки обращать внимание именно на красоту внутри, а не то, что снаружи.
Размышляя о том, что же ждет девочку в будущем, автор с горечью подмечает, что со временем, подрастая, бедный ребенок поймет, что среди своих сверстниц она всего лишь «бедная дурнушка», над которой будут подшучивать или же дружить из жалости. Выделяется то, что большее внимание отводят внешности, а не душе и сердцу, что в современном даже автору мире то, что снаружи ценится гораздо больше, чем то, что внутри. И все же поэт надеется, что даже чужие насмешки не осквернит чистую душу, а грязный мир не заполнит сердце пороками и завистью. Он рассуждает на тему того, что же все-таки есть красота – пустой сосуд, или огонь, мерцающий в сосуде.
Портрет ребенка создается Заболоцким не с помощью метафорических описаний, автор прибегает к четким эпитетам: «худая рубашонка», «колечки кудрей» и т.д. Однако, размышляя на тему чувств, а затем и будущего некрасивой девочки, начинают появляться и метафоры- «охваченная счастьем бытия», «…радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется», «младенческая грация души».
Стихотворение можно отнести к жанру элегии, поскольку его автор рассуждает об одном из вечных философских вопросов – что есть истинная красота. Преобладающий настрой произведения – грустный. Размер стихотворения – пятистопный ямб. Представлены разные типы рифмы – параллельная, кольцевая, перекрестная. Встречается и женская, и мужская рифмы.
- Следующий стих → Николай Заболоцкий – Неудачник
- Предыдущий стих → Николай Заболоцкий – Не позволяй душе лениться
Читать стих поэта Николай Заболоцкий – Некрасивая девочка на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник
На этой странице читайти стихи «Некрасивая девочка» русского поэта Николая Заболоцкого, написанные в 1955 году.
Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы. Двум мальчуганам, сверстникам её, Отцы купили по велосипеду. Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, Гоняют по двору, забывши про неё, Она ж за ними бегает по следу. Чужая радость так же, как своя, Томит её и вон из сердца рвётся, И девочка ликует и смеётся, Охваченная счастьем бытия. Ни тени зависти, ни умысла худого Ещё не знает это существо. Ей всё на свете так безмерно ново, Так живо всё, что для иных мертво! И не хочу я думать, наблюдая, Что будет день, когда она, рыдая, Увидит с ужасом, что посреди подруг Она всего лишь бедная дурнушка! Мне верить хочется, что сердце не игрушка, Сломать его едва ли можно вдруг! Мне верить хочется, что чистый этот пламень, Который в глубине её горит, Всю боль свою один переболит И перетопит самый тяжкий камень! И пусть черты её нехороши И нечем ей прельстить воображенье,- Младенческая грация души Уже сквозит в любом её движенье. А если это так, то что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?
Русская и советская поэзия для студентов-иностранцев. А.К.Демидова, И.А. Рудакова. Москва, изд-во “Высшая школа”, 1969.
Другие стихи Николая Заболоцкого
» На рынке
В уборе из цветов и крынок Открыл ворота старый рынок. Здесь бабы толсты, словно кадки, Их шаль невиданной красы,…
» Над морем
Лишь запах чабреца, сухой и горьковатый, Повеял на меня – и этот сонный Крым, И этот кипарис, и этот дом, прижатый К поверхности горы, слились навеки с ним….
» Народный дом
Народный Дом, курятник радости, Амбар волшебного житья, Корыто праздничное страсти, Густое пекло бытия!…
» Начало осени
Старухи, сидя у ворот, Хлебали щи тумана, гари. Тут, торопяся на завод, Шел переулком пролетарий….
» Не позволяй душе лениться
Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!…
» Неудачник
По дороге, пустынной обочиной, Где лежат золотые пески, Что ты бродишь такой озабоченный, Умирая весь день от тоски?…
» Новый быт
Восходит солнце над Москвой. Старухи бегают с тоской: Куда, куда идти теперь? Уж Новый Быт стучится в дверь!…
» Ночное гулянье
Расступились на площади зданья, Листья клена целуют звезду. Нынче ночью – большое гулянье, И веселье, и праздник в саду….
» Ночь в Пасанаури
Сияла ночь, играя на пандури, Луна плыла в убежище любви, И снова мне в садах Пасанаури На двух Арагвах пели соловьи….
» О красоте человеческих лиц
Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица – подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг….
Николай Заболоцкий
Источник
ВикиЧтение
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений
Серов Вадим Васильевич
Сосуд она, в котором пустота, / Или огонь, мерцающий в сосуде?
Из стихотворения «Некрасивая девочка» (1955) советского поэта Николая Алексеевича Заболоцкого (1903-1958):
И пусть ее черты нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, –
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Читайте также
ПЯТАЯ СТИХИЯ – «ПУСТОТА»
ПЯТАЯ СТИХИЯ – «ПУСТОТА» Вся система боя держится на четырех стихиях: земля, вода и ветер – они окружают нас со всех сторон и в нашей повседневной жизни, но можно говорить и о существовании пятой стихии – пустоты, без нее в нашем мире не найдется места всем четырем. Даосы
Что такое пустота?
Что такое пустота? С бытовой точки зрения проблемы в определении пустоты нет. Мы всегда с легкостью видим, пусто ли помещение, пуста ли посуда. Пустое место – это где ничего нет. Мало того, его нередко понимали как место, где нет ничего важного, существенного. Например,
Ендова (сосуд)
Мир, в котором мы живем
Мир, в котором мы живем Самое главное – научить людей мыслить. Б. Брехт Необозримы границы мира, в котором мы живем, необозримо его разнообразие. Вечный в своем развитии, он является неистощимым источником познания. Бесконечный в своих проявлениях, он ставит перед разумом
Ковш (сосуд)
Ковш (сосуд) Ковш, сосуд для питья и разлива браги, кваса и мёда, широко распространённый на Руси с древности вплоть до середины 19 в. Имеет округлую ладьевидную форму с одной высоко приподнятой ручкой или двумя – в виде головы и хвоста птицы. К. делались из дерева (для
Хум (глиняный сосуд)
Хум (глиняный сосуд) Хум, большой (высотой до 1,5 м ) глиняный сосуд, суживающийся книзу, с горлом (или без него) для хранения воды и продовольственных запасов. Широко распространён в быту населения Средней Азии с 1-й половины 1-го тыс. до н. э. В верхней части Х. обычно
Антонов есть огонь, но нет того закону, / Чтобы огонь всегда принадлежал Антону
Антонов есть огонь, но нет того закону, / Чтобы огонь всегда принадлежал Антону Из басни «Помещик и трава» Козьмы Пруткова.Иносказательно: далеко не все, что хочется, можно
vas, vasis m – сосуд
vas, vasis m – сосуд Примерное произношение: вас.Z: Случай в гастрономе: Мне уже в который раз Продают прокисший кВАС. Вы его залили в ВАС, Лучше б квас залили в
Источник
Огонь, мерцающий в сосуде. К юбилею Н. Заболоцкого 7 мая – день рождения советского поэта Николая Заболоцкого. 1903-1958. 111-ая годовщина в 2014г. Это не юбилейная, строго говоря, цифра, но по своему примечательная триада единиц:111. Да и просто день рождения! Рамки этой заметки не позволят обширного экскурса в биографию и творчество, переводческие штудии Н.Заболоцкого. Все это при желании можно легко найти на просторах Сети. Моя задача скромнее:напомнить, что сегодня день рождения замечательного поэта, одного из наиболее философски звучащих поэтов Советской страны. Когда называется имя Николая Заболоцкого, то чаще всего приходят на ум любому сколько-то знакомому с русской поэзией20 века два его стихотворения: Некрасивая девочка и Метаморфозы. Первое-пронзительная картинка, увиденная автором и навеявшая этот поэтический шедевр. О чистоте детской души, о зависти, разъедающей душу, вступающую в взросление, и наконец-изумительный афоризм, венчающий стих, который давно существует самостоятельно, так что, цитируя, многие даже не всегда знают источник: А если это так, то что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Стихотворение”Метаморфозы”-известнейший философско-поэтический шедевр, и тоже содержащий строки, ставшие широко цитируемым афоризмом:это первые четыре строки. Читая его, современный читатель, конечно, подумает, что автор говорит о реинкарнации, переселении душ, в которую верили на Востоке и которая стала модной верой во всем мире. Однако это не то что бы не так, но шире. Это стихотворение-квинтессенция философских воззрений Николая Заболоцкого. Я бы сказала так. В СССР религии были практически запрещены. Но религиозное сознание-врожденный импульс, как нравственный закон. Чем нравственно совершеннее личность, тем ближе она к Богу. Но поскольку коммунисты запретили Бога, то людям, ищущим “пути к храму”, приходилось изыскивать особые пути. Многие образованные люди в СССР не приемля в силу полученного образования и общего нерелигиозного строя жизни – традиционных конфессий, но испытвая врожденное беспокойное стремление к высшему, не называя это религиозным чувством-сочиняли разнообразные концепции, в основе которых лежала наука и могущество человеческого разума, но в ближайшем рассмотрении это были в все те же разные “Пути к Храму”! Чаще всего в духе Спинозы:пантеизм, воспевание Материи, но одухотворенной и очеловеченной. Так появляется целый ряд произведений в жанрах самых разных от философских трактатов до научной фантастики. От трактатов Циолковского до Туманности Андромеды Ивана Ефремова, сильнейшее воздействие которого на умы в СССР ныне забыто. Чтобы понять Метаморфозы Николая Заболоцкого аутентично-тот смысл, котрый вкладывал сам автор-нужно знать, что он общался с Циолковским, штудировал Энгельса, Николая Сковороду, Тимирязева, Вернадского, читал труды Эйнштейна. Испытывал влияние Велимира Хлебникова, одного из самых загадочных русских поэтов. Коллекционировал и изучал творчество художников Шагала, Филонова-русский авангард. Также Брейгеля и других голландцев. Наконец, был впечатлен концепцией Николая Федорова. Натурфилософия Николая Заболоцкого очень интересна и меня навела на любопытные параллели. Но об этом в другой статье. Здесь же насладимся поэтическим кристаллом Николая Заболоцкого, освежив в памяти два самых известных поэтических произведения. Но далеко не только эти стихи сделали бы честь любому поэту, но шире о поэзии Н.Заболоцкого другой раз. Здесь лишь пунктрирно…
Метаморфозы
Как мир меняется!
И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной,-
Не я один. Нас много. Я – живой
…
Жива природа.
Жив среди камней
И злак живой и мертвый мой гербарий.
Звено в звено и форма в форму.
Мир Во всей его живой архитектуре –
Орган поющий, море труб, клавир,
Не умирающий ни в радости, ни в буре.
Как все меняется!
Что было раньше птицей,
Теперь лежит написанной страницей;
Мысль некогда была простым цветком,
Поэма шествовала медленным быком;
А то, что было мною, то, быть может,
Опять растет и мир растений множит.
Вот так, с трудом пытаясь развивать
Как бы клубок какой-то сложной пряжи,
Вдруг и увидишь то, что должно называть Бессмертием.
О, суеверья наши!
1937
Некрасивая девочка
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка. .
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
1955
Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 261
© 26.04.2015г. Зера Черкесова
Свидетельство о публикации: izba-2015-1325313
Метки: заболоцкий, философская поэзия,
Рубрика произведения: Проза -> Статья
Источник
Юрист Профи (850) 14 лет назад
Огонь…сосуд ..мерцанье красоты…
Все тленно в этом сумеречном мире,
Прибавь огонь, и вот она любовь!
Убавь его и вот оно унынье…
Сосуд лишь тело, он безликий плод,
наполненный отравою корысти,
Немного красоты, зажжет огонь..
И многие теперь заметят люди…
Что красота, не есть сосуд…
Она огонь, мерцающий в сосуде!
Источник: Мой разум воспаленный…:)))
Иван Листков Мастер (2427) 14 лет назад
Я конечно думаю, что мне далеко до Заболоцкого.. .
Но.. .
Мне кажется что, в здесь смешаны два разных понимания красоты… и ответить на этот вопрос не возможно)
1 Профи (906) 14 лет назад
Красота каждый по своему понимает и что красота? Красота это конечно хорошо но сильно увлекатся ею не надо. Это мое сугубо личное мнение
DJX Гуру (4842) 14 лет назад
Отлично сюда анекдот подходит:
Красота – страшная сила…
Красота требует жерт…
Красота спасёт мир…
Что ж это за страшная сила, которая требует жерт и при этом собирается спасти мир…
—
Красив каждый по-своему, да и красоту надо искать в глазах…
*** Профи (569) 14 лет назад
Красоту внешнюю обожествляют пустые люди, сами не имеющей красоты не внешней, не внутренней. Потому что люди, красивые душой, никогда не станут зацикливаться на внешней красоте.
Евгений Подлубный Мыслитель (6408) 14 лет назад
Ещё писатель и философ И.Ефремов в своей повести “Лезвие бритвы” пришёл к выводу, что внешняя красота на самом деле говорит о физическом здоровье человека. Отсюда и такая притягательность её, особенно для мужчин. Ведь желательно, чтобы его потомство вынашивала здоровая женщина. Когда наши предки жили в пещерах, внутреннее наполнение женщины их мало волновало. Ведь большую часть своего времени они проводили добывая пищу и защищая своё племя от внешней угрозы. В наше же время, когда люди проводят вместе много времени духовное наполнение женщины стало не менее важно. Но притягательность красоты не утратила своего значения.
Starting Point Of Light Мудрец (13937) 14 лет назад
Мне красота, как смертный грех,
А люди – псы сторожевые.
И сколько есть у жизни вех
Со мною розги бичевые.
Красива, значит для утех.
Ты словно Барби на прилавке.
Как бабочка для всех,
Живя на стенке… на булавке.
Красивой – умной быть нельзя!
Сей постулат идет к поверью.
Ведь у Красивых в жизнь стезя
Всегда проложена постелью.
Красива, значит без души,
Хмельная стерва, пустословка.
И только бедра хороши,
Как однодневная парковка.
Красивой женщине фартит,
Лафа по жизни, без остатка.
И сердце скорбью не болит,
Лишь по разгулу лихорадка.
Да и красивая не мать
А родила… она кукушка.
Она обязана лежать
В шкатулке словно безделушка.
Красивым дружба не дана,
Они умеют придружаться.
И их извечная вина,
Что могут жизнью наслаждаться.
С такими… в омут с головой
Мужчины любят… но украдкой.
Они спешат к себе домой,
Склоняться ночью над кроваткой.
Да, на таких жениться – бред.
Они хозяйки никакие.
У них весь комплексный обед –
Пайки солдатские сухие.
И апогей, благая весть –
Ты не гордись красивой доле
…Ведь красота дана, как месть
Как метка черная, изгоя…
Источник: От себя… ни на что не намекая… Удачи!!!
Источник