Он как вода принимает форму любого сосуда

Пользователь удален Высший разум (923924) 9 лет назад
“В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости и за одним разом посмеяться над всем” – такова основная цель, которую ставил перед собой Гоголь. Находясь в преемственной связи с драматургией Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, комедия “Ревизор” отличалась масштабностью своего художественного обобщения и объемностью проблематики. При помощи смеха, “который весь излетает из светлой природы человека”, писатель с высоты творческого гения отразил “зло своего времени”.
Гоголь не раз предупреждал: Хлестаков – самый трудный образ в пьесе. Помотрим, что же представляет из себя этот герой. Хлестаков – мелкий чиновник, человек ничтожный, всеми порекаемый. Его презирает даже собственный слуга Осип, его может оттаскать за вихры отец. Он беден и не способен работать так, чтобы обеспечить себе хотя бы сносное существование. Он глубоко недоволен своей жизнью, даже подсознательно презирает себя. Но пустота и глупость не позволяют ему осмыслить свои беды, попытаться изменить жизнь. Ему кажется, что представься лишь случай, и все изменится, он перенесется “из грязи в князи”. Это и позволяет Хлестакову так легко и непринужденно чувствовать себя лицом значительным.
Мир, в котором живет Хлестаков, непонятен ему самому. Он не в силах постичь связь вещей, представить себе, чем в действительности заняты министры, как ведет себя и что пишет его “друг” Пушкин. Для него Пушкин – тот же Хлестаков, но счастливее и удачливее. Интересно то, что и городничий, и его приближенные, которых нельзя не признать людьми сметливыми, знающими жизнь, по-своему неглупыми, ничуть не смущены враньем Хлестакова. Им тоже кажется, что все дело в случае: повезло – и ты глава департамента. Никаких личных заслуг, труда, ума и души не требуется. Надо лишь кого-то подсидеть. Разница между ними и Хлестаковым только в том, что последний уж откровенно глуп и лишен даже практической сметки. Будь же он поумнее, пойми сразу заблуждение городской верхушки, он начал бы сознательно подыгрывать. И несомненно бы провалился. Хитрость, продуманная ложь не провели бы на мякине внимательного городничего. Недаром гордится Антон Антонович: “Тридцать лет живу на службе… мошенников над мошенниками обманывал. Трех губернаторов обманул!” Городничий не мог предположить в Хлестакове лишь одного – чистосердечия, неспособности к созидательной, продуманной лжи.
А между тем это одна из основных черт Хлестакова, делающая его героем “миражной” интриги. Внутренняя пустота делает его поведение совершенно непредсказуемым: в каждый момент он ведет себя так, “как получается”. Его морили голодом в гостинице, над ним висела угроза ареста – и он льстиво молил слугу принести хоть что-нибудь поесть. Несут обед – и он прыгает на стуле от восторга и нетерпения. При виде тарелки супа Хлестаков забывает о том, как минуту назад униженно клянчил еду. Он уже вошел в роль важного господина. Совершенно справедливо комментирует суть этого образа Манн, исследователь творчества Гоголя: “Он, как вода, принимает форму любого сосуда. У Хлестакова необыкновенная приспособляемость: весь строй его чувств, психики легко и непроизвольно перестраивается под влиянием места и времени”.
Хлестаков соткан из противоречий. Безумное, алогичное вранье его, по сути, глубоко соответствует времени принципиального алогизма. Хлестаков – фигура общечеловеческая, но этот тип достиг апогея в николаевскую эпоху, достойно и полно иллюстрирует ее, раскрывая глубинные пороки того времени. Чиновники прекрасно видят, что он глуп, но высота чина затмевает любые человеческие качества.
В каждом из персонажей пьесы немало хлестаковщины. Таков авторский замысел. Потому Хлестаков и главный герой, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени. Они комичны, лишь собранные воедино и выставленные на сцене… далее, здесь… https://www.litra.ru/composition/get/coid/00055601184864108518/woid/00089101184773069175/
Источник: nik Y…
Настя Наполова Гуру (3356) 9 лет назад
любил позировать, все о чем он говорил было не столько ложью, сколько желанием жить так, как он не мог себе позволить, вот и пришлось выдумать такую жизнь, а все герои, кто этого не знал, охотно верили, тк Х. обладал поразительной харизмой. А за ревизора его приняли, потому что так себя поставил, эдакий городской пижон
Источник
Человек настроен на победу, на достижение поставленных целей во что бы то ни стало. Однако часто такая установка не ведет к успеху, а вызывает бесконечное недовольство собой, которое нарастает, приводя к психологическим проблемам. Оказывается, есть иной способ достижения цели: не идти напролом, а просачиваться подобно воде.
Статуя Лао-цзы
Об этом рассказывается в древнекитайском даосском трактате «Дао Дэ Цзин». Предполагается, что автором произведения был философ Лао-цзы. Учение, дошедшее до нас из глубины веков, имеет много последователей.
Брюс Ли – приверженец «философии воды»
При овладении одной из боевых техник выдающийся киноактер понял, что у него ничего не получается. Оставив тренировки, он плыл в лодке, размышляя о своей неудаче. В злобном бессилии Брюс Ли ударил веслом гладь реки. Вода быстро приняла прежнюю форму. Пришло осознание, что сила жидкости в ее мягкости, ничто не нанесет ей вреда. Быть как вода – главный принцип актера, по которому он строил свою жизнь.
Философские воззрения Брюса Ли раскрыты в монологе одного из его экранных героев: «Стань подобным воде. Когда ты льешь жидкость в чашку, она принимает ее форму, когда наполняешь водой чайник, она становится чайником». Выживают способные приспосабливаться к обстоятельствам.
Смирение – путь к решению проблем
Смиренность – важная характеристика воды. Она не стремится вверх, а без усилий течет по низменным местам, обеспечивая жизнь растениям и живым существам. Ее заслуги для планеты огромны, но она не ищет награды. Чему учит смиренность воды:
- Люди, стыдясь показать себя слабыми, делают вид, что у них все хорошо. Необходимо снять маску успешности и попросить совета и помощи у тех, кто обладает знаниями.
- Не нужно думать о собственных достижениях, хвалиться ими. Лучше посмотреть на окружающих и, отбросив зависть, оценить их успехи.
- Не следует безудержно стремиться к собственной победе, лучше помочь другим в достижении целей.
На первый взгляд может показаться, что, следуя этим принципам, не решить собственных проблем. Но это не так. Возникают полноценные отношения с людьми, дух взаимопомощи, вслед за этим открываются неожиданные пути решения проблем. Смиренная речная вода стекает в океан, который находится еще ниже, в итоге обретает небывалую силу.
Успех приходит, если стремиться к гармонии
Вода имеет огромную силу, но, встречая на своем пути препятствие, мягко огибает его, не вступая с ним в борьбу. Она показывает человеку пути достижения гармонии с окружением. Не следует стремиться любой ценой приобрести качества, которые ожидают окружающие. Нужно быть самим собой. В погоне за успехом человек подавляет свою сущность, разрушая внутреннюю гармонию. Без нее не может быть гармонии внешней, которая и ведет к успеху. Не стоит переживать о невозможности все контролировать, нужно подождать, и жизнь устремится в нужное русло.
Готовность к переменам
Вода всегда готова к изменениям. Она принимает форму любого сосуда, переходит в пар при нагревании, кристаллизуется на морозе, превращаясь в лед или снежинки удивительной конфигурации. Человек живет в мире, где все непрерывно меняется, требуется обновление знаний, умений. Нужно не бояться делать шаги вперед, изменяя образ мышления.
Кадр из доклада Реймонда Теэнга
Реймонд Теэнг, популяризатор «философии воды», приводит на лекции показательный пример. Когда команды должны за несколько минут решить бизнес-задачу, побеждают не обладатели большого опыта, а способные мыслить по-новому, переучиваться.
Древний текст помогает людям найти себя в современном мире, отказавшись от агрессии. Не стоит понимать это как призыв к капитуляции и подчинению. Просто необходимо побеждать, прилагая минимум усилий.
- Интересно? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал ΦΙΛΟΣΟΦΊΑ. Ещё нас можно читать во ВКонтакте!
- для связи с редакцией: kott.@yandex.ru
- Литература: wikipedia.org // Реймонд Теэнг: www.ted.com
Источник
Установления (Надписи на стене Имагава)
Имагава Садаё (1325-1420)
Не постигший Учения не одержит ни одной военной победы.
Рыбалка и соколиная охота являются бесцельно разрушающими жизнь удовольствиями. Они запрещаются.
Запрещается приговаривать к смерти человека, совершившего незначительное преступление, без тщательного расследования.
Запрещается прощать своего фаворита, совершившего тяжкое преступление.
Запрещается обогащаться, грабя народ и уничтожая святыни.
Запрещается разрушать семейные храмы предков и пагоды, чтобы украсить собственный дом.
Запрещается забывать о своем великом долге перед добротой и милосердием господина и предков и пренебрегать добродетелями верности и сыновней почтительности.
Запрещается пренебрежительно относиться к своим обязанностям перед господином и думать лишь о своих собственных делах, тем самым нарушая закон Дао Неба.
Запрещается смотреть сквозь пальцы на добрые и плохие поступки своих вассалов и проявлять несправедливость в назначении наград и наказаний.
Всегда помни о том, что господин знает о твоих делах точно так же, как ты знаешь о делах своих вассалов.
Запрещается подрывать отношения между людьми и радоваться страданиям других.
Запрещается использовать заслуги других и, потворствуя собственному честолюбию, укреплять свою личную власть.
Запрещается жить не по средствам. Постыдно как влезать в большие долги, так и скаредничать.
Запрещается презирать мудрых вассалов, окружать себя клеветниками и позволять последним влиять на свои поступки.
Никогда не завидуй тем, кто нажил богатство нечестным путем, и никогда не относись пренебрежительно к тем, кто пострадал и пал из-за приверженности к справедливости.
Запрещается пьянствовать, кутить, играть в азартные игры и совершать тому подобное, тем самым забывая о долге перед семьей.
Запрещается самозабвенно гордиться собственным умом и во всем высмеивать других.
Когда к тебе приходит гость, недопустимо притворяться больным и тем самым избегать встречи с ним.
Запрещается думать лишь о своем собственном спокойствии, а, отправляя в отставку человека, не выплачивать ему содержание.
Запрещается щеголять в пышной одежде и доспехах, если твои вассалы одеты как попало.
Будь почтителен с буддийскими наставниками и никогда не забывай о правильном поведении.
Любому человеку, знатного или низкого ранга, недопустимо пренебрегать законом кармы и жить в праздности.
Запрещается устанавливать посты в своих владениях и препятствовать проезжающим.
Пусть данные наставления исполняются потомками до скончания времен.
Послесловие.
Само собой разумеется, что Путь Воина заключается в постижении боевых искусств, но самое важное – уметь применять их в жизни. Во-первых, в Четверокнижии и Пятиканонии, как и в военных трактатах, ясно сказано, что, не зная Учения, не сможешь защитить государство и управлять людьми. С юности самурай должен заводить себе друзей среди честных и прямых людей и даже на время не сближаться с теми, кто порочен. Как вода принимает форму сосуда, в котором находится, так и человек следует добрым и злым делам тех, кто его окружает. Это несомненно. Поэтому сказано, что господин, хорошо управляющий своими владениями, любит мудрых вассалов, а правитель, угнетающий народ, любит клеветников. Что означает: если хочешь узнать о настроениях господина, посмотри на тех, кого он любит. Запомни эти слова. Выбирать в друзья тех, кто выше тебя, и избегать тех, кто ниже – вот подлинная мудрость достойного человека. Однако, нельзя быть и слишком привередливым в выборе людей. Проще говоря, не следует любить плохих людей. Причем это касается не только того, кто управляет государством, ведь без любви и уважения народа нельзя ничего достичь.
Во-первых, никогда не принимай на службу самурая, который боится сражаться и лишен преданного сердца, даже если он и рожден в славном воинском доме. Многие известные полководцы говорили это. Затем некоторые, беспокоясь лишь о своей репутации, полагают, что их можно считать добрыми, если около их дверей толпится множество людей, знатных и низких. Но если ты приглашаешь множество людей, и при этом они пренебрегают тобой и тебе не на кого положиться, твои поступки нельзя считать правильными.
Я полагаю, что есть два пути управления людьми. Порой бывает и так: когда люди боятся несправедливости господина, когда его вассалы подавляют их своим высокомерием, а его подчиненные угнетают их, люди могут собраться перед воротами господина с жалобами на притеснение, чтобы пожаловаться на свое горе. Умей распознать подобное положение и исправить ошибки своих слуг. Доверься мудрым речениям древних и следуй закону.
Тот, кто считается господином, подобно тому, как солнце и луна освещают траву и деревья равно по всей земле, должен днем и ночью с состраданием в сердце заботиться о справедливости наград и наказаний доя своих ближних и дальних вассалов и даже для тех своих слуг, которых отделяют от него горы и море. Он должен использовать людей в соответствии с их способностями. Нередко случалось так, что правителями над самураями ставились люди беспечные и лишенные мудрости и таланта, их осуждали и знатные, и низкие. Как Будда проповедовал разные учения, чтобы спасти все живые существа, так и самурай должен отдавать все свои силы долгу и никогда не отходить от Пути Воина и Пути Ученого. Если, управляя государством, не обладаешь хотя бы одной из четырех добродетелей гуманности, справедливости, благопристойности и мудрости, обязательно окажешься в опасности. Если придерживаешься должного управления и наказываешь преступления, люди не будут таить злобу. Но если управление основывается на несправедливости, если преступников не приговаривают к смерти, люди будут негодовать. В таком случае не избежишь воздаяния кармы.
Первое, что необходимо – это отличать верность от предательства и установить награды и наказания. Бесполезно распределять обязанности в управлении, если вассалы совершают дурные поступки в своих собственных интересах, не владеют боевыми искусствами и не поддерживают слабых. И хотя кто-то может сказать, что, распределяя уделы между вассалами, он делает все точно так же, как и его предки, поведение вассалов и авторитет господина зависят в первую очередь от таланта и способностей последнего.
Быть рожденным в семье, еще с начала начал познавшей Путь Битвы, и не уметь управлять своими владениями, не поддерживать воинов и тем заслужить всеобщее презрение – нет ничего хуже этого.
Вот почему я написал вышеизложенное.
19-й год Оэи (1412).
Наверх | На главную
Источник
Цель: Формирование представления о различных состояниях воды. Познакомить со свойствами воды. Воспитывать у детей бережное отношение к воде.
Материал: цветные полоски (по 4 на каждого ребенка), стаканы разовые (по 4 шт. на каждого ребенка), соль, сахар, мел, краска (по 4 на каждого ребенка), воронка, промокательная бумага, толстая картонка, тазик маленький, 2 пустых стакана, 4 стакана с водой, крышка, верхняя часть пластиковой бутылки с крышкой, вата (для опыта воспитателя).
Игра: «Для чего нужна вода?»
Дети стоят в кругу, воспитатель в середине круга. Бросает каждому мяч, спрашивает: «Для чего нужна вода?» Дети по очереди: для питья, стирать, готовить, купаться, для омовения, поливать цветы, деревья, для птиц, для рыб и т. д.
Воспитатель: Дети, какая бывает природа?
Дети: Живая и неживая.
Воспитатель: Правильно, молодцы. А что входит в живую природу?
Ребенок: В живую природу входит – люди, птицы, животные, деревья, цветы, трава.
Воспитатель: Молодец! Кто мне назовет неживую природу?
Ребенок: Камни, песок, глина, облака, солнце, вода.
Воспитатель: Правильно, молодец. А кто скажет, какое полезное ископаемое самое ценное на Земле?
Ребенок: Это вода, без воды не может прожить ни человек, ни животное, ни растение.
Воспитатель: Да, правильно, это вода. Вода нам всем хорошо знакома. А что такое вода? Вода – это жидкость. Жидкую воду мы пьем. В природе мы наблюдали за туманом. Из чего он состоит?
Ребенок: Из маленьких капелек воды.
Воспитатель: Ранним утром на траве лежат круглые бисеринки. А что это за бисеринки?
Ребенок: Это роса, роса – это вода.
Воспитатель: Да, это вода, вода в жидком состоянии. Вода еще бывает и в твердом состоянии.
Ребенок: Это снег и лед.
Воспитатель: Вода, как и любое полезное ископаемое, обладает свойствами. Их вы можете установить сами. В этом вам помогут опыты, которые выполнили по плану.
Форма воды.
Опыт . Наливаем воду в стакан, чашку, блюдце. Обратите внимание: в стакане вода какую форму имеет?
Ребенок: В стакане вода имеет форму стакана.
Воспитатель: Молодец, в чашке, в блюдце.
Ребенок: В чашке форму чашки, в блюдце форму блюдца.
Воспитатель: Правильно, молодец. Сделаем вывод. Проверим: вода не имеет своей формы, а приобретает форму того сосуда, в который налита.
Опыт. Прозрачность воды.
Для изучения прозрачности воды опустим в стакан воды крышку от бутылки. Что можно сказать о прозрачности воды?
Ребенок: Мы видим крышку в воде, значит, вода – прозрачная.
Воспитатель: Да, вода – прозрачная. Но в природе вода не всегда бывает прозрачной, потому, что она нередко загрязнена различными отходами.
Цвет воды.
Перед вами полоски цветной бумаги: синей, желтой, зеленой, красной. Сравним цвет воды с цветом бумажных полосок. Вода имеет какой-нибудь цвет этих красивых полосок. И можно ли назвать ее зеленой, красной, синей, желтой?
Ребенок: Нет, вода не похожа ни на одну цветную полоску.
Воспитатель: Молодец, как мы видим, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Какого же цвета вода?
Ребенок: Вода не имеет цвета.
Воспитатель: Правильно, вода не имеет цвета. Только в больших слоях вода имеет голубоватый цвет. Перед вами стаканы и краски желтого, зеленого, красного и синего цвета. Выберите любой цвет и смешайте с водой.
Когда мы окрасим воду, тогда она меняет цвет.
Вкус воды.
Каков вкус соли, сахара, лимона.
Ребенок: Соль – соленая, сахар – сладкий. Лимон – кислый, лук – горький.
Воспитатель: Хорошо знаком нам вкус молока, хлеба, вареной тыквы. Попробуем воду на вкус. Можно ли ее назвать сладкой, соленой, кислой, горькой?
Ребенок: Нет, нельзя, вода не имеет вкуса.
Воспитатель: Умница, совершенно чистая вода не имеет вкуса.
Запах воды.
Мама готовит борщ, печет пирог, а его аппетитный запах вы почувствуете уже за дверями вашей квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А чем пахнет вода? Понюхайте её.
Ребенок: Вода ничем не пахнет. Она без запаха.
Воспитатель: Правильно, вода без запаха. Это еще одно свойство воды.
Текучесть воды.
Опыт. Это толстая картонка. Нальём немного воды. Что вы заметили?
Ребенок: Вода растекается в разные стороны.
Воспитатель: Умница, правильно. По ровной поверхности вода растекается в разные стороны, по наклонной – стекает под углом. Возьмем один стакан пустой, другой с водой. Перельем воду в пустой стакан. Вода течет из стакана в стакан. Во всех этих случаях проявляется еще одно свойство воды. Какое же это свойство?
Ребенок: Вода течет.
Воспитатель: Правильно, это свойство называется текучестью. Вода текуча.
Вода растворитель.
Опыт . Перед вами по три стакана с питьевой водой. В один стакан положите немного соли, в другой – сахара, в третий – измельченного мела. Хорошо помешайте воду в стаканах. Наблюдаем, что произошло с солью, сахаром, медом. Попробуем на вкус воду в первом и втором стаканах. Изменилась ли вода?
Воспитатель: Вода в первом стакане стала соленой, во втором стакане сладкой. Теперь обратите внимание на соль, сахар, мел, который мы опускали в воду. Соли и сахара в стаканах не видно. Зато вода стала соленой и сладкой. Мел оседает на дно. Он хорошо виден. Теперь проверим прозрачность воды во всех трех стаканах, как мы это делали в опыте 2. Какая стала вода в 3-х стаканах?
Ребенок: Вода в стаканах, куда бросали соль, и сахар осталась прозрачной. А вода с мелом мутная.
Воспитатель: Молодец, почему не видно соли и сахара?
Ребенок: Соль и сахар растворились в воде.
Воспитатель: Правильно, умница. Вода имеет свойство растворять некоторые вещества. Это доказывает, что вода – растворитель. А теперь представьте, что вы в лесу. Вам хочется пить. Питьевая вода, которую вы взяли с собой закончилась. А в лужах вода мутная. Мутную воду пить вредно для организма. Можно ли очистить ее так, чтобы она стала чистой и прозрачной. Чтобы ответить на этот вопрос проделаем опыт.
Очистка воды.
Опыт . Берем верхнюю часть бутылки с крышкой. На крышке что вы видите?
Дети: Дырки.
Воспитатель: Кладем туда вату и ставим ее в пустой стакан дном вверх. Наливаем туда мутную от мела воду. Понаблюдаем, как очищается вода.
После сильных дождей и оттепели вода становится мутной. Люди изобрели такие препараты для очистки воды. У кого нет таких возможностей, можно самим очистить воду. Кто попробует?
Ребенок: Можно я?
Воспитатель: Можно. Возьми пустой стакан, воронку, промокательную бумагу. Согни бумагу вчетверо, сделаем из нее бумажную воронку, вставим в воронку, а воронку в пустой стакан. Осторожно налей воду в воронку. Наблюдаем за водой, которая будет вытекать из воронки. Проверим ее на прозрачность, сделаем вывод. Так можно очистить воду. Такая очистка получила название – фильтрование, а сделанная из промокательной бумаги воронка – бумажный фильтр. Хорошим фильтром является обычный песок. В природе именно он очищает воду. Люди давно заметили это свойство песка и при строительстве водопроводных станций стали использовать песок в качестве фильтра.
Детям предлагается встать и походить как водяные, затем все вновь возвращаются на свои места.
Так, о чем мы говорили на занятии?
Ребенок: О воде и ее свойствах.
Воспитатель: А какими свойствами обладает вода?
Ребенок: Не имеет своей формы, вода – прозрачная.
Ребенок: Вода не имеет цвета, вкуса, запаха.
Ребенок: Вода – текучая и растворяет некоторые вещества.
Воспитатель: Вот сколько разных свойств воды узнали мы сегодня.
Ребята, послушайте, что я еще вам расскажу про воду. Несмотря на то, что на Земле очень много воды, не всю ее можно использовать, не вся она пригодна для питья. Из 100 литров воды пресной только – 2 литра. После их очистки на человека остается только 1,5 стакана. Без воды человек может обойтись всего 2-3 дня, а после наступает обезвоживание организма. Без еды человек может жить 2-3 недели, а без воды – намного меньше, так что питьевой воды мало и достается она нелегко.
Давайте научимся экономить и беречь воду!
Давайте будем помнить об этом и старшие и младшие!
И конечно, никогда не оставляйте ненароком краны открытыми!
Анализ занятия дети проводят сами.
Источник