Опыты давления жидкости на дно и стенки сосуда
Тема урока :
«Давление жидкости. Расчет давления на дно и стенки сосуда».
Цели урока:
Образовательные:
Выяснить причину давления жидкости.
Вывести формулу, позволяющую рассчитать давление жидкости на дно и стенки сосуда.
Развивающие:
развивать учебно- познавательную, коммуникативную компетенцию при решении задач и постановке эксперимента ( умение анализировать и делать вывод, выделять главное, проводить рефлексию своей деятельности, оценивать результат, умение общаться в группе ).
Воспитательные:
приучать обучающихся к доброжелательному общению, взаимопомощи, к самооценке, умению слушать друг друга.
Тип урока: изучение нового материала
Применяемые методы, педтехнологии: технология проблемного обучения, использование элементов ИКТ технологии.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Используемые средства обучения: проектор, ноутбук, экран, прибор для демонстрации давления жидкости, пластиковые бутылки с водой.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Поднимите руки те, кто умеет плавать? Нырять? А как вы думаете, на какую глубину в воду может погрузиться человек без специального снаряжения и почему?
Учитель выслушивает ответы обучающихся. Обучающиеся называют разную глубину погружения.
Учитель: Ваши предположения о глубине погружения человека в воду мы проверим сегодня на уроке, темой которого является ……(обучающиеся добавляют) давление жидкости.
Формулируется учителем проблемное задание: рассчитайте давление воды на названной вами глубине на человека. С этим заданием обучающиеся справиться не могут, так как у них нет соответствующих знаний по данной теме, поэтому они формулируют цели урока.
Цели урока:
Выяснить причину давления жидкости.
Вывести формулу, позволяющую рассчитать давление жидкости на дно и стенки сосуда.
II. Объяснение нового материала.
Демонстрация опыта. Учитель берет цилиндрический сосуд, дно которого заменяет пленка, и наливает в него воду.
Учебная проблема: Почему у сосуда прогнулось дно? (уч-ся: вода давит на дно сосуда).
Учитель предлагает выяснить, почему возникает это давление.
Наводящие вопросы:
Испытывает ли жидкость действие силы тяжести
Если жидкость разбита на слои, будет ли верхний слой давить на нижний?
Определение: Давление, оказываемое покоящейся жидкостью, называется гидростатическим .
Учитель: Как вы думаете, от чего будет зависеть давление жидкости?
Обучающиеся выдвигают свои предположения:
От высоты столба жидкости;
От рода жидкости.
Давайте проверим наши предположения с помощью опытов. Для этого используем
Жидкостный манометр;
Прибор для демонстрации давления жидкости;
Жидкости разных плотностей.
Опыт: Присоединить прибор для демонстрации давления жидкости с жидкостным манометром. Опустить его в первую жидкость (воду).
Перемещать прибор на одном уровне воды (сделать вывод).
Опустите в воду прибор для демонстрации давления жидкости на ½ высоты пластиковой бутылки и на дно. Понаблюдайте, как изменяется уровень воды в трубке (сделать вывод).
Опустите прибор для демонстрации давления жидкости во вторую жидкость (соленую воду). Понаблюдайте, как изменяется уровень воды в трубке (сделать вывод).
Презентация: Вывод формулы давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Решим задачу для сосуда, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда
Рассчитаем давление жидкости на дно сосуда:
О чем говорит нам эта формула? Какие из нее вытекают следствия?
Давление на дно зависит только от плотности и высоты столба жидкости;
Можно рассчитать давление жидкости, налитой в сосуд любой формы;
Можно вычислить давление на стенки сосуда (так как давление на одной и той же глубине одинаково по всем направлениям).
III. Закрепления материала.
Решение обсуждается со всеми вместе.
1. Сравните давления в этих трёх сосудах
Рисунок 1
Определите, у какой жидкости давление на дно больше.
Рисунок 2
В два цилиндрических сосуда разной формы налита вода равной массы. Одинаково ли давление на дно сосудов
Рисунок 3
В сосуде с керосином два отверстия закрыты резиновыми плёнками. Одинаково ли будут прогнуты резиновые плёнки?
Рисунок 4
В сосуде с молоком, имеющем форму, указанную на рисунке, два одинаковых отверстия закрыты тонкой резиновой пленкой. Одинаково ли будут прогнуты резиновые пленки в отверстиях сосуда?
Рисунок 5
Обучающийся делает доклад по теме:
«Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин».
IV. Решение задач.
Задача 1.
Какое давление на дно канистры оказывает находящаяся в ней вода, если высота его слоя равна 50 см?
Задача 2.
Определите высоту столба керосина, который оказывает давление на дно сосуда равное 8*103 Па (плотность керосина 800 кг/м3).
Задача 3.
В цистерне, заполненной нефтью, имеется кран, перекрывающий отверстие площадью 0,003 м2. На какой глубине от поверхности нефти расположен этот кран, если нефть давит на него с силой 48 Н.
V. Информация о домашнем задании.
У вас на столах лежат листочки. На них записано ваше домашнее задание. Посмотрите на них. Домашнее задание состоит из нескольких этапов: прочитать параграф, ответить на вопросы теста, выполнить упражнение и задание на дополнительную оценку.
Домашнее задание
1. Прочитать §38, ответить на вопросы.
2. Упражнение 15(1).
3. Составьте тексты из фраз А, Б, В, Г, Д.
Давление внутри жидкости…
А.
на разных уровнях жидкости…
на одном и том же уровне жидкости во всех точках…
Б.
одинаково.
неодинаково.
В. Представим себе, что в цилиндрическом сосуде имеется вода. Мысленно разделим ее на тонкие горизонтальные слои. Давление жидкости…
во всех точках самого верхнего слоя…
во всех точках самого нижнего слоя…
Г.
одинаково и …
неодинаково и …
Д.
наименьшее.
наибольшее.
4*. Имеются стакан воды и линейка. Определить давление на дно стакана, если в воде будет растворено 20 г соли.
I V. Подведение итогов урока.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
О чем вы узнали сегодня на уроке?
Что научились делать?
Какие есть вопросы по теме урока?
Как вы себя чувствовали на уроке?
Заканчивая наш урок, выполним еще одно упражнение. Возьмите карточки с изображением смайлика. Поднимите карточку, соответствующую вашему настроению, которое вы получили на данном уроке.
Качественные задачи:
Почему вода из ванны вытекает быстрее, если в нее погружается человек?
Воду, которая была в узкой мензурке, перелили в широкую банку. Изменилось ли давление воды на дно?
Почему пловец, нырнувший на большую глубину, испытывает боль в ушах?
Почему вода из самовара вытекает сначала быстро, а потом все медленнее и медленнее?
Из отверстия, находящегося в нижней части сосуда сбоку, бьет струя воды. Как сделать, чтобы струя вытекала все время под постоянным давлением, несмотря на то, что уровень воды в сосуде по мере ее вытекания все время понижается?
Из небольшого отверстия в боковой стенке сосуда вытекает струйка воды. Что произойдет с этой струёй, если сосуд начнет свободно падать? Сопротивлением окружающего воздуха пренебречь.
Как изменяется объем пузырька воздуха, когда этот пузырек поднимается со дна водоема на поверхность?
Герметически закрытый бак залит водой полностью, только на дне его имеется пузырек воздуха. Высота воды в баке Н. Каким станет давление на дно, когда пузырек всплывет?
Доклад по теме:
«Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин»
Из формулы гидростатического давления следует, что во всех местах жидкости, находящихся на одной и той же глубине, давление жидкости одно и то же. С увеличением глубины оно возрастает. Особенно больших значений оно достигает на дне морей и океанов. Например, на глубине 10 км давление воды составляет около 100 миллионов паскалей!
Несмотря на огромное давление, существующее на таких глубинах, и здесь обитают некоторые животные: различные иглокожие, ракообразные, моллюски, черви, а также глубоководные рыбы. Организм этих животных приспособлен к существованию в условиях большого давления, и точно такое же давление имеется внутри их.
Сюда не доходит солнечный свет (он угасает уже на глубине 180 м), и потому здесь царствует мрак. Обитатели глубин либо слепые, либо, наоборот, имеют очень развитые глаза. Некоторые из глубоководных животных светятся собственным светом.
Человек начал осваивать подводный мир еще в глубокой древности. Опытные, хорошо тренированные ныряльщики (ловцы жемчуга, собиратели губок), задерживая дыхание на 1-2 мнн, погружались без всяких приспособлений на глубину 20-30 (а иногда и более) метров.
Опускаться на очень большие глубины человек без специального снаряжения не может. Этому мешает как отсутствие воздуха, так и огромное гидростатическое давление, прогибающее ребра грудной клетки настолько, что они могут не выдержать и сломаться.
Для увеличения времени пребывания под водой люди вначале использовали дыхательные трубки из тростника, кожаные мешки с запасом воздуха, а также “водолазный колокол” (в верхней части которого при погружении в воду образовывалась “воздушная подушка”, из которой человек и получал воздух).
Следует иметь в виду, однако, что дышать через трубку, выступающую над поверхностью воды, можно лишь тогда, когда глубина погружения не превышает 1,5 м.
На больших глубинах разность между давлением воды, сжимающим грудную клетку, и давлением воздуха внутри ее возрастает настолько, что у человека уже не хватает сил увеличивать объем грудной клетки при вдохе и наполнять свежим воздухом легкие.
На глубине, превышающей 1,5 м, можно дышать только таким воздухом, который сжат до давления, равного давлению воды на данной глубине.
В 1943 г. французами Ж. Кусто и Э. Ганьяном был изобретен акваланг – специальный аппарат со сжатым воздухом, предназначенный для дыхания человека под водой (рис. 101). Благодаря этому изобретению плавание под водой стало увлекательным и распространенным видом спорта.
Рисунок 101. Акваланг.
Акваланг позволяет находиться под водой от нескольких минут (на глубине около 40 м) до часа и более (на небольших глубинах). Спуски с аквалангом на глубины более 40 м не рекомендуются, так как вдыхание воздуха, сжатого до большого давления, может привести к азотному наркозу. У человека нарушается координация движений, мутится сознание.
При подводных работах на разных глубинах используют специальные водолазные скафандры. Если скафандр мягкий (резиновый), то глубина погружения обычно не превосходит нескольких десятков метров.
На больших глубинах человек может работать только в жестком (“панцирном”) скафандре (рис. 102). В последнем случае глубина погружения может доходить до 300 м.
Рисунок 102. Скафандр. Для исследования морей и океанов на больших глубинах используют батисферы и батискафы (рис. 103).
Рисунок 103. Средства для исследования морей и океанов на больших глубинах.
Батисферу опускают с надводного судна с помощью троса. Впервые она была использована итальянцем Бальзамелло в 1892 г.
Глубина погружения тогда составляла 165 м; впоследствии она превысила 1 км.
Батискаф не связан тросом с кораблем и представляет собой автономный (самоходный) аппарат (рис. 104). Первый батискаф был построен и испытан швейцарским ученым О. Пиккаром в 1948 г. В январе 1960 г. сын ученого Ж. Пиккар вместе с Д. Уолшем достигли на батискафе дна Марианского желоба в Тнхом океане. Его максимальная глубина (измеренная в 1957 г. исследовательским советским судном “Витязь”) составляет 11 022 м.
Источник
Поскольку на жидкость действует сила тяжести, жидкое вещество обладает весом. Вес – это сила, с которой оно давит на опору, т. е. на дно сосуда, в который налито. Закон Паскаля говорит: давление на жидкость передается в любую ее точку, не меняя своей силы. Как же рассчитать давление жидкости на дно и стенки сосуда? Будем разбираться в статье, используя наглядные примеры.
Опыт
Представим, что у нас есть цилиндрический сосуд, в который налита жидкость. Обозначим высоту слоя жидкости h, площадь дна сосуда – S, а плотность жидкости – ρ. Искомое давление – это P. Его вычисляют путем деления силы, действующей под углом 90° к поверхности, на площадь этой поверхности. В нашем случае поверхность – это дно емкости. P = F/S.
Сила давления жидкости на дно сосуда – это вес. Он равен силе давления. Наша жидкость неподвижна, поэтому вес равен силе тяжести (Fтяж ), действующей на жидкость, а значит, и силе давления (F=Fтяж). Fтяж находят так: умножают массу жидкости (m) на ускорение свободного падения (g). Масса может быть найдена, если известно, какова плотность жидкости и каков ее объем в сосуде. m = ρ×V. Сосуд имеет цилиндрическую форму, поэтому его объем мы будем находить, умножив площадь основания цилиндра на высоту слоя жидкости (V = S×h).
Расчет давления жидкости на дно сосуда
Вот величины, которые мы можем вычислить: V = S×h; m = ρ×V; F = m×g. Подставим их в первую формулу и получим такое выражение: P = ρ×S×h×g/S. Сократим площадь S, стоящую в числителе и знаменателе. Она исчезнет из формулы, а это значит, что давление на дно не зависит от площади сосуда. Кроме того, оно не зависит и от формы емкости.
Давление, которое жидкость создает на дно сосуда, называется гидростатическим. “Гидро” – это “вода”, а статическое – это потому, что жидкость неподвижна. По формуле, полученной после всех преобразований (P = ρ×h×g), определите давление жидкости на дно сосуда. Из выражения видно, что чем более плотная жидкость, тем больше ее давление на дно сосуда. Разберем подробнее, что собой представляет величина h.
Давление в толще жидкости
Допустим, мы нарастили сосуд снизу еще на некоторую величину, добавили дополнительное пространство для жидкости. Если мы поместим в емкость рыбку, давление на нее будет одинаковым в сосуде из предыдущего опыта и во втором, увеличенном? Изменится ли давление от того, что под рыбкой еще есть вода? Нет, потому что сверху находится определенный слой жидкости, на нее действует сила тяжести, значит, вода обладает весом. А то, что снизу, не имеет никакого значения. Следовательно, мы можем найти давление в самой толще жидкости, и h – это будет глубина. Она необязательно является расстоянием до дна, дно может быть и ниже.
Представим, что мы развернули рыбку на 90°, оставив ее на той же глубине. Изменится ли от этого давление на нее? Нет, потому что на глубине оно одинаково во всех направлениях. Если мы приблизим рыбку прямо к стенке сосуда, изменится ли давление на нее, если она будет оставаться на той же глубине? Нет. Во всех случаях давление на глубине h будет вычисляться по той же формуле. Значит, эта формула позволяет найти давление жидкости на дно и стенки сосуда на глубине h, т. е. в толще жидкости. Чем глубже, тем оно больше.
Давление в наклонном сосуде
Представим, что у нас есть трубка длиной около 1 м. Мы налили в нее жидкость так, что она заполнена целиком. Возьмем точно такую же трубку, наполненную до краев, и разместим ее под наклоном. Сосуды одинаковы и заполнены одной и той же жидкостью. Следовательно, масса и вес жидкости и в первой, и во второй трубке равны. Будет ли одинаковым давление в точках, расположенных на дне этих емкостей? На первый взгляд кажется, что давление P1 равно P2, поскольку масса жидкостей одинакова. Предположим, что это так, и проведем эксперимент, чтобы проверить.
Соединим нижние части этих трубок маленькой трубочкой. Если наше предположение о том, что P1 = P2, верное, то перетечет ли куда-то жидкость? Нет, потому что на ее частицы будут действовать силы противоположного направления, которые будут компенсировать друг друга.
Давайте приделаем к наклонный трубке сверху воронку. А на вертикальной трубке проделаем отверстие, в него вставим трубочку, которая загибается вниз. Давление на уровне отверстия больше, чем на самом верху. Значит, жидкость будет перетекать по тоненькой трубочке и наполнять воронку. Масса жидкости в наклонной трубке будет увеличиваться, жидкость потечет из левой трубки в правую, затем будет подниматься и циркулировать по кругу.
А теперь установим над воронкой турбину, которую соединим с электрическим генератором. Тогда эта система самостоятельно, без какого-либо вмешательства будет вырабатывать электроэнергию. Она будет работать без остановки. Казалось бы, это и есть «вечный двигатель». Однако еще в XIX веке Французская академия наук отказалась принимать любые подобные проекты. Закон сохранения энергии говорит о том, что создать «вечный двигатель» невозможно. Значит, наше предположение о том, что P1 = P2, неверное. На самом деле P1< P2. Как же тогда рассчитать давление жидкости на дно и стенки сосуда в трубке, которая расположена под наклоном?
Высота столба жидкости и давление
Чтобы это выяснить, проведем следующий мысленный эксперимент. Возьмем сосуд, наполненный жидкостью. Поместим в него две трубки из металлической сетки. Одну расположим вертикально, а другую – наклонно, таким образом, что ее нижний конец будет находиться на той же глубине, что и дно первой трубки. Поскольку емкости находятся на одинаковой глубине h, то давление жидкости на дно и стенки сосуда будет тоже одинаковым.
Теперь заделаем все отверстия в трубках. Из-за того, что они стали сплошными, давление в их нижних частях изменится? Нет. Хотя давление и одинаково, а сосуды равны по размеру, масса жидкости в вертикальной трубке меньше. Глубина, на которой находится нижняя часть трубки, называется высотой столба жидкости. Дадим определение данному понятию: это отсчитываемое по вертикали расстояние от свободной поверхности до данной точки жидкости. В нашем примере высота столба жидкости одинакова, поэтому и давление одинаково. В предыдущем опыте высота столба жидкости в правой трубке больше, чем в левой. Поэтому давление P1 меньше, чем P2.
Источник
Содержание:
- § 1 Особенности давления в жидкости и газе
- § 2 Формула для вычисления давления в жидкостях и газах
- § 3 Решение задачи по теме урока
- § 4 Краткие итоги по теме урока
§ 1 Особенности давления в жидкости и газе
Известно, что давление, производимое на жидкости и газы, передается в каждую точку без изменения по всем направлениям. Это утверждение называется законом Паскаля.
На жидкости, как и на все тела на Земле, действует сила тяжести. Поэтому верхние слои жидкости давят на нижележащие слои, это давление по закону Паскаля передается по всем направлениям. Значит, внутри жидкости существует давление. Чтобы убедиться в этом, поставим опыт.
Возьмем стеклянную трубочку, затянутую снизу резиновой пленкой. Если в трубочку нальем воду, то увидим, что резиновая пленка прогибается. На резиновую пленку действуют две силы: вес воды, направленный вниз, из-за чего пленка изменяет свою форму, и возникающая при деформации сила упругости, которая стремится восстановить первоначальную форму и направленная вверх. Если две эти силы равны, то пленка будет находиться в покое.
Опустим трубку с водой в другой, более широкий, сосуд с водой. Возникает третья сила, действующая на резиновую пленку, – сила давления воды снизу, она направлена вверх и заставляет пленку выпрямляться. Если уровни воды в трубке и в сосуде совпадут, то силы давления, действующие сверху и снизу на пленку, окажутся равными.
Такой же опыт проведем с трубкой, в которой есть боковое отверстие, затянутое резиновой пленкой. Если в трубку налить воду, то пленка выгибается наружу, так как вода давит не только на дно трубки, но и на стенки. Опустим трубку в воду и заметим, что пленка выпрямляется, то есть силы, действующие на пленку изнутри и снаружи, оказались равными.
Итак, опыты показывают, что внутри жидкости существует давление и на одном и том же уровне оно одинаково по всем направлениям.
Такое же утверждение справедливо и для газов.
§ 2 Формула для вычисления давления в жидкостях и газах
От чего зависит давление в жидкостях и газах?
Вспомним определение давления.
Давление – скалярная физическая величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности: p = F/S.
Сила давления Fравна весу P: P = mg.
Мы знаем, что массу тела можно найти по плотности вещества: m = ρV, где ρ – плотность, V – объем.
Объем жидкости, находящейся в сосуде в форме прямоугольного параллелепипеда или в форме цилиндра, можно найти, умножив площадь дна на высоту сосуда: V = Sh. Подставим формулы веса, массы, объема в формулу давления и, сократив площадь, получим:
Мы вывели формулу для вычисления давления в жидкостях и газах:
p = gρh.
Из этой формулы видно, что давление жидкости на дно сосуда зависит только от плотности и высоты столба жидкости.
По формуле p = gρhможно рассчитывать:
1)давление жидкости на дно в сосуде любой формы, то есть давление жидкости не зависит от формы сосуда;
2)давление жидкости на стенки сосуда, так как давление на одной и той же глубине одинаково по всем направлениям: вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад;
3)давление в газах.
Проверим единицу измерения давления по формуле p = gρh.
g – коэффициент тяжести, измеряется в Н/кг,
ρ – плотность, в международной системе единиц измеряется в кг/м3,
h – высота столба жидкости (глубина) – в м.
§ 3 Решение задачи по теме урока
Рассмотрим решение задачи:
Задача:Определить давление воды на дно морской впадины, глубина которой 10900 м. Плотность морской воды – 1030 кг/м3.
Решение: Запишем условие задачи: нам известны глубина h = 10900 м, плотность ρ = 1030 кг/м3. Необходимо найти: давление p. Для решения: запишем формулу расчета давления в жидкостях и газах p = gρh и подставим числовые значения:
p = 10 Н/кг · 1030 кг/м3· 10 900 м = 112 270 000 Па = 112, 27 МПа.
Ответ: 112, 27 МПа
§ 4 Краткие итоги по теме урока
ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ:
На жидкости и газы действует сила тяжести, поэтому они обладают весом. Вышележащие слои жидкости и газа своим весом давят на нижележащие слои, то есть оказывают давление. Давление внутри жидкости и газа на одном и том же уровнеодинаково по всем направлениям.
Давление в жидкостях и газах рассчитывается по формуле p = gρh, где g – коэффициент тяжести, ρ – плотность, h – высота столба жидкости или газа.
Давление в жидкостях и газах зависит только от плотности и высоты столба жидкости или газа и не зависит от формы и площади поперечного сечения сосуда, в котором находится жидкость или газ.
Список использованной литературы:
- Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 7 класс. – 3-е изд. – М.: ВАКО, 2009. – 368 с.
- Волков В.А. Тесты по физике: 7-9 классы. – М.: ВАКО, 2009. – 224 с. – (Мастерская учителя физики).
- Кирик Л.А. Физика -7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. М.: Илекса, 2008. – 192 с.
- Контрольно-измерительные материалы. Физика: 7 класс / Сост. Зорин Н.И. – М.: ВАКО, 2012. – 80 с.
- Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 7 Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2010. – 128 с.
- Перышкин А.В. Физика. 7 класс – М.: Дрофа, 2011.
- Тихомирова С.А. Физика в пословицах и поговорках, стихах и прозе, сказках и анекдотах. Пособие для учителя. – М.: Новая школа, 2002. – 144 с.
- Я иду на урок физики: 7 класс. Часть III: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября”, 2002. – 272 с.
Источник