Органические вещества перемещаются от стебля к корню по сосудам
- ГДЗ к учебнику Пасечника 6 класс
- ГДЗ к рабочей тетради Пасечника 6 класс
- Все рабочие тетради (главная страница сайта)
Вопросы в начале параграфа
1. Какие типы проводящей ткани в стебле вы знаете?
К проводящей ткани относятся ситовидные трудки луба стебля, по которым перемещаются растворы органических веществ, а также клетки сосудов древесины.
2. Каковы особенности строения клеток этих тканей?
Ситовидные клетки — это вертикальный ряд вытянутых живых клеток, у которых поперечные стенки пронизаны отверстиями словно у сита. Ядра в этих ситовидных клетках разрушены, а цитоплазма примыкает к оболочке.
Сосуды древесины представляют собой длинные трубки, созданные из ряда слившихся воедино клеток.
3. Что такое корневое давление?
Корневое давление — это процесс, происходящий в проводящих сосудах корней растений. Благодаря корневому давлению вода и растворённые в ней минеральные вещества поднимаются вверх от корны к другим частям растения.
Лабораторные работы
Лабораторная работа: Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю
1. Рассмотрите поперечный срез побега липы или какого-либо другого древесного растения, простоявшего 2—4 суток в подкрашенной воде. Установите, какой слой стебля окрасился.
Окрасилась древесина стебля
2. Рассмотрите продольный срез этого побега. Укажите, какой слой стебля окрасился. На основании проведённых наблюдений сделайте вывод.
Окрасилась древесина стебля, а точнее сосуды древесины, по которым перемещаются вода и растворённые в ней минеральные вещества. То есть в данном опыте краситель, растворенный в воде прошел теми же путями, что и минеральные вещества, перемещающиеся по стеблю.
3. Прочитайте в учебнике, в чём особенности клеток, по которым передвигаются вода и минеральные соли.
Сосуды стебля состоят из длинных тонкостенных трубок. Эти трубки формируются из длинного вертикального ряда коротких клеток — члеников сосуда, которые соединяются за счёт растворения перегородок между ними.
4. Зарисуйте срезы.
5. Сделайте выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю.
Вода и минеральные вещества поднимаются от корня вверх к другим частям растения по сосудам, расположенным в древесине стебля растения.
Вопросы в конце параграфа
1. Что такое сосудистые пучки? Какую функцию они выполняют?
Сосудистые пучки, или сосудисто-волокнистые пучки, это группа проходящих рядом сосудов и окруженных прочными волокнами механической ткани.
По сосудисто-волокнистым пучкам вода с растворёнными в ней минеральными солями поднимается от корня вверх к другим частым растения.
2. Какой опыт доказывает, что вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины?
Опыт, подтверждающий что вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины проводится следующим образом:
- Возьмём сосуд с водой и подкрасим воду в нём цветными чернилами.
- Поставим в сосуд с подкрашенной водой побег какого-либо растения.
- Посмотрим поперечный срез поставленного в воду побега через 2 — 4 суток.
Результат опыта: древесина ствола побега окрасилась в цвет использованных чернил.
Вывод: Растворы веществ, как и подкрашенная вода поднимаются от корня вверх внутри стебля по сосудам древесины.
3. Почему вода непрерывно поднимается вверх по сосудам стебля?
Вода поднимается вверх по сосудам стебля непрерывно благодаря процессу корневого давления и испарению: корневое давление подталкивает воду от корней вверх, а в процессе испарения в листьях и стеблях освобождается пространство для новых порций воды.
4. На каком опыте можно убедиться, что органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам луба?
Опыт, подтверждающий, что органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам луба проводится следующим образом:
- На стебле комнатного растения (фикуса, драцены и т.д.) сделать кольцевой надрез.
- Удалить с поверхности стебля кольцо коры и обнажить древесину.
- На стебле укрепить стеклянный цилиндр с водой.
Результат опыта: На стебле среза образовалась раневая пробка, а потом — кольцеобразный наплыв, заживляющий рану. Затем из наплыва начали образовываться придаточные корни.
Вывод: После срезания колька коры со стебля у растения были перерезаны ситовидные трубки луба и органические вещества, идущие от листьев в нижние части растения, стали накапливаться на кромке надреза. Получив увеличенное количество питательных веществ, клетки стебля со срезанной корой начали активно делиться и образовали наплыв, а затем и новые придаточные корни, позволяющие растению восстановить нормальную жизнедеятельность.
5. Где запасаются органические вещества у разных растений?
Запас органических веществ у разных растений может образовываться:
- в клетках плодов и семян;
- в клетках корней, стеблей и их видоизменений (в корнеплодах, клубнях, луковицах и т.д.);
- в сердцевине и древесине стебля (например, у деревьев и кустарников).
Подумайте
Могут ли знания о передвижении питательных веществ в растениях помочь управлять их развитием? Если да, приведите примеры.
Да, знания о передвижении питательных веществ могут помочь управлять их развитием. Например, если обрезать боковые побеги у винограда или томата, то плоды на оставшихся ветках начинают получать большее количество органических веществ. Это позволяет увеличить урожайность растения и ускорить время созревания плодов.
Задания
Для подготовки к изучению прорастания семян возьмите четыре стакана или небольшие стеклянные банки и поместите в них одинаковое количество семян огурцов, фасоли, зерновок овса или пшеницы. В первом стакане семена оставьте сухими. Во второй на дно налейте немного воды и поставьте в тёплое место. Третий стакан до краёв наполните кипячёной водой и накройте его стеклом. В четвёртый стакан налейте немного воды (как во второй), но поставьте его на холод, например в холодильник, или закопайте в снег. Наблюдайте, что произойдёт с семенами в каждом стакане. Во всех ли стаканах и все ли семена проросли? Сделайте вывод, какие условия необходимы для прорастания семян. Свои наблюдения и вывод запишите.
- В первом стакане (семена оставлены сухими) семена не проросли потому, что у семян не было достаточно влаги.
- Во втором стакане (с малым количеством воды в тёплом месте) семена хорошо проросли потому, что у семян было достаточно и воздуха, и влаги, и тепла.
- В третьем стакане (много воды с крышкой) семена не проросли потому, что у них был переизбыток влаги и недостаток воздуха. Семена задохнулись.
- В четвёртом стакане (немного воды и в холодном месте) семена не проросли потому, что им не хватило тепла. Семена могут прорастать только при определённой температуре воздуха, причем для каждого растения существуют свои идеальные условия.
Вывод: Для успешного прорастания семян необходимо обеспечить их достаточным количеством воздуха, влаги и комфортной температурой окружающей среды.
Задания для любознательных
Наблюдайте за образованием наплыва и придаточных корней на одревесневших побегах комнатных растений, повторив опыт, изображённый на рисунке 83. Посадив побег с корнями в почву, наблюдайте за развитием растения из укоренившегося побега.
Словарик
Сосудистые пучки — это группа сосудов растения (проводящая ткань) окруженная прочными волокнами механической ткани.
- ГДЗ к учебнику Пасечника 6 класс
- ГДЗ к рабочей тетради Пасечника 6 класс
- Все рабочие тетради (главная страница сайта)
Источник
Органические вещества как известно образуются в растениях в результате процесса фотосинтеза, то есть в листьях. Из листьев эти вещества идут по нисходящим проводящим трубкам по всему растению, используясь для питания, дыхания и роста различных тканей растения. Трубки эти носят название ситовидных, поскольку представляют собой соединенные в длинную цепочку специальных проводящих клеток, у которых имеются крошечные отверстия, то есть получается структура напоминающая сито. Находятся ситовидные трубки во внутреннем слое коры, который носит название луба. Эти артерии растений довольно короткоживущие и обновляются каждые 3-5 лет. система выбрала этот ответ лучшим Наталья Ю 3 года назад Как известно в растениях существует два потока – восходящий (вода из почвы с растворенными в ней минеральными солями), идет по ксилеме, и нисходящий ток, идет по флоэме, идущий от листьев к корням, а также к разным частям растений . Наличие нисходящего потока в растениях обусловлено образованием в листьях органических веществ, прежде всего углеводов, в процессе фотосинтеза – синтез органических веществ с использование углекислого газа, воды и энергии солнечного света. Образовавшиеся органические вещества перемещаются в органы запасания (клубни, корневища), а также в ростовые точки – меристемы, в места образования плодов и семян. Движутся они в растверенном виде в воде по проводящим тканям, точнее по флоэме, в которой имеются ситовидные трубки. Niki M более года назад Ограничение вещества передвигаются по лубу. Определить это можно, если проделать опыт: Возьмем фикус и сделаем на стебле кольцевой разрез. Затем удалим кольцо коры со стебля и обнажим древесину. На стебле укрепим цилиндр с водой. Поставим ветку в воду. Подождем несколько недель. На ветке ваше кольца появится утолщение в виде наплыва, на котором начнут развиваться придаточные корни. Дело в том, что клетки находящиеся под раневой пробкой активно делятся, используя питательные вещества скопившиеся перед кольцевым разрезом. Затем появляется кольцеобразные наплыв, заживляющий рану. Как уже было сказано из наплыва развиваются придаточные корни. Ладлен 3 года назад В интернете не совсем верное представление, как передвигается жидкость и органические вещества по стеблю. На многих сайтах каналы по которым передвигаются питательные вещества называют сосудами. На самом деле передвижение питательных и в данном случае органических веществ происходит по капиллярам. Да это очень тоненькие трубочки. Но в основном это соли и вода. А вот из листьев уже поступают органические вещества, так как именно в листьях идет фотосинтез. И при этом из воды и углекислого газа образуются органические вещества. . которые и перераспределяются по всему растению. Так как и корни содержат в себе органику. Органические вещества передвигаются по флоэме, или ситовидным трубкам луба, если речь идет о сосудистых растениях. Органические вещества передвигаются по расположенным ближе к центру стебля сосудам. По ним вода и растворенные в ней питательные вещества двигаются снизу вверх к листьям от корневой системы. А вот по сосудам, которые находятся ближе к наружной части стебля, питательные вещества двигаются уже из листьям к цветкам, почкам, плодам. Органические вещества передвигаются по капиллярным (ситовидным) трубкам, находящимся в заболонной части ствола растения. Тканевые волокна расположенные ближе к центру стебля растения, служат “трубопроводом” для перемещения воды. Знаете ответ? |
Источник
Бреклева Марина борисовна учитель биологии МОУ Яхромская сош №3
6 класс
Тема урока: «Передвижение воды и питательных веществ в растении».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: наглядный, практический, поисковый, проблемный
Цель урока: на основе знаний о строении побега, стебля сформировать представления о процессе переноса веществ в растении.
Задачи:
образовательные:
- сформировать представление об особенностях транспорта веществ в растении и его биологическом значении;
- показать соответствие строения органа растения или его частей выполняемым функциям.
- показать роль древесины и луба в транспорте веществ, используя опыты, подтверждающие передвижение минеральных и органических веществ в растительном организме;
развивающие: : продолжить формирование умений
– проводить анализ, синтез, сравнение; – работать с натуральными объектами; – решать проблемные задачи; – работать с рисунками;
воспитательные:
1. воспитывать положительную мотивацию к учёбе;
2. осуществлять на уроке экологическое воспитание школьников
Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование:
– компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное учебное пособие «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», презентация; вопросы к анимационному ролику; растения (тюльпаны или др.), стаканы с подкрашенной и простой водой; побег древесного растения в сосуде с подкрашенной водой;
– для ЛР: лупы, пинцеты, продольный и поперечный срезы побега тополя, инструктивная карточка;
Планируемые результаты. Учащиеся должны знать:
- способы переноса питательных веществ;
- роль древесины и луба в транспорте веществ;
- значение передвижения веществ в жизни растений.
Ход урока
I. Ориентировочно-мотивационный этап
Здравствуйте, меня зовут …
Обратите внимание на оборудование, которое есть у вас на столах: ножи, веточки для Л.р. и приложения в файле, которыми предлагаю вам активно пользоваться на уроке. А также на столах вы видите для каждого из вас листочек с Д/З.
Слайд 2.
Настрой на работу: дерево эмоций. На ветках дерева лица с различным выражением эмоций. Учитель: Предлагаю вам выбрать лицо, эмоция которого будет помогать работать на уроке (эмоция радости). Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь.
Давайте начнём наш урок с закладки опыта. У меня в руках букетик тюльпанов. Вы видите, что они одинаковые по цвету, размеру. Они сегодня будут нашими помощниками. Я поставлю их в стаканы и создам им разные условия. А в конце урока они помогут нам ответить на главный вопрос.
Слайд 3. Учитель: американский натуралист Винсон Браун сказал, “…накопление знаний подобно росту дерева…”, и я надеюсь на то, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из вас прирастёт новой веточкой знаний о совершенно удивительном явлении в жизни растений – передвижении веществ.
II. Актуализация опорных знаний обучающихся.
Слайд 4.
Сегодня мы будем опираться на знания, которые вы получили на предыдущих уроках. Давайте проведём биологическую разминку.
Задание 1: назвать общим понятием
– Корень, побег, цветок, на месте которого образуется плод с семенами (органы растения)
– Стебель, листья, почки (части побега)
– Покровная, проводящая, основная, механическая, образовательная (ткани растений)
Вопрос:
1. Какие процессы происходят в клетках растений?
Задание 2: привести в соответствие (найди пару)
Вещества | Их участие в процессах жизнедеятельности |
Вода | Зелёный пигмент, находящийся в хлоропластах и способный улавливать солнечную энергию. |
Углекислый газ | Газ, необходимый живым организмам для дыхания |
Кислород | Газ, который участвует в образовании глюкозы. |
Хлорофилл | Неорганическое вещество – растворитель, которое участвует в образовании глюкозы |
Глюкоза | Газ, выделяющийся при дыхании живых организмов |
Крахмал | Органическое вещество – хорошо растворимый в воде углевод – образующееся в процессе фотосинтеза |
Органическое вещество – углевод, плохо растворимый в воде, которое откладывается про запас. |
Газ, выделяющийся в процессе фотосинтеза |
Сообщение учителя. На основании того, что мы с вами повторили из ранее изученного, можно сделать вывод (со слайда зачитывается текст вывода с пропущенным словом «клетках», учащимся на основании повторенного материала предлагается подобрать пропущенное слово): все процессы жизнедеятельности осуществляются в клетках: перемещаясь по растению, необходимые вещества поступают к ним, а образовавшиеся – удаляются.
Постановка учебной задачи. Вопрос. Ещё раз прочитайте внимательно вывод и скажите, с чем нам следует познакомиться?
Учебная задача: узнать, как передвигаются вещества в растении.
Ребята, как вы думаете, как передвигаются вещества в растении. Ваши гипотезы. В конце урока мы посмотрим, кто же окажется прав?
Ребята, это и будет тема нашего урока. Запись в тетради. Дата. Тема «Передвижение веществ в растении».
III. Изучение нового материала.
Организация учителем деятельности учащихся по изучению
передвижения минеральных веществ по стеблю
Вопрос. Какая часть побега играет ведущую роль в передвижении веществ по растению? (Стебель)
Сообщение учителя. За 3 дня до сегодняшнего урока, я поставила в воду, подкрашенную чернилами, несколько побегов ивы и сейчас в ходе выполнения лабораторной работы предлагаю вам выяснить результат.
Слайд 5.
Лабораторная работа «Передвижение веществ по стеблю»
Инструктивная карточка
Цель: определить путь движения веществ по стеблю
Ход выполнения:
- С помощью лупы рассмотрите продольный и поперечный разрезы побега ивы
- Путём рассуждений, установите направление движения воды и растворённых в ней веществ (каких) Установите, какой слой стебля окрасился.
- Сделайте рисунки срезов побега ивы, подпишите название слоя стебля, по которому передвигаются растворённые в воде минеральные вещества. Для определения названия слоя рассмотрите в учебнике на с. 163 рисунок 130 опыта,… найдите в тексте на с. 162 название клеток этого слоя.
- Сделайте вывод о передвижении данных веществ в растении с использованием знаний о растительных тканях.
Предполагаемый вывод: минеральные вещества, растворённые в воде, передвигаются от корня по стеблю к другим частям побега по сосудам древесины (восходящий ток)
Слайд 6.
Слайд 7.
Слайд 8.
Например, у эвкалиптов, растущих в Австралии, вода поднимается на высоту до 100м.
– Какая сила заставляет вещества перемещаться в нужном направлении на необходимое расстояние? (корневое давление) КОРНЕВОЕ ДАВЛЕНИЕ, давление в проводящих сосудах корней, обеспечивающее передвижение воды и растворённых в ней минеральных веществ к надземным органам растения. Возникает за счёт разницы осмотического давления в клетках корня и почвенного раствора.
Значит: На процесс передвижения веществ оказывает влияние корневое давление и испарение.
Корневое давление хорошо заметно весной (при сокодвижении) например, у березы
Ребята, а кто из вас пробовал берёзовый сок?
Когда? В какое время года? А как его добыть?
Чем отличается березовый сок от обычной воды?
Как вы считаете, если все мы будем неограниченно брать у дерева сок, какой вред ему мы можем нанести?
А ведь береза – это дерево-символ России. Русская красавица. Белоствольная, величавая.
Что надо сделать, чтобы не навредить дереву?
Слайд 9. + видеофрагмент
Организация учителем деятельности учащихся по изучению
передвижения органических веществ по стеблю
Сообщение учителя. В ходе лабораторной работы вы выяснили, что минеральные вещества, растворённые в воде, передвигаются от корня по стеблю к другим частям побега по древесине.
Ставится проблемный вопрос. Как осуществляется передвижение органических веществ?
Вопрос. Назовите известное вам место образования органических веществ? (листья)
Учащимся предлагается посмотреть анимационный ролик (Мультимедийное учебное пособие. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. «Движение воды и органических веществ) и ответить на вопросы. Рекомендуется при просмотре обратить внимание на направление движения растворённых органических веществ.
Вопросы к анимационному ролику
1. Куда перемещаются углеводы, образовавшиеся в листьях в процессе фотосинтеза?
2. По каким клеткам проводящей ткани они доставляются к месту назначения?
3. Что происходит с глюкозой при поступлении к месту назначения?
4. Каково направление перемещения органических веществ в растении?
5. Сделайте вывод о передвижении органических веществ в растении. (давайте ещё раз посмотрим фрагмент)
Предполагаемый вывод: органические вещества, растворённые в воде, передвигаются от листьев и запасающих органов по стеблю к другим частям побега по ситовидным трубкам луба.
Ребята, давайте обратим внимание на рис.133 с.164 учебника. На стебле комнатного растения (драцены, фикуса или других) осторожно сделали кольцевой надрез. Удалим с поверхности стебля кольцо коры и обнажили древесину. Окольцевав ветку, мы перерезали ситовидные трубки.
Вопросы:
Почему выше кольцевого надреза появилось утолщение в виде наплыва? Какие вещества там скапливаются?
Какие корни образовались в этом месте? Почему?
(На поверхности свежего среза у растения всегда образуется раневая пробка. Клетки, находящиеся под раневой пробкой, энергично делятся. Они используют питательные органические вещества, скопившиеся перед кольцевым надрезом. Вскоре возникает кольцеобразный наплыв, заживляющий рану. Из наплыва развиваются придаточные корни, а у некоторых растений — и почки.)
– Каково практическое значение знаний о транспорте веществ в растении?
Зная, как передвигаются в растении питательные вещества, человек может управлять их движением. Например, если обрезать боковые побеги у томата и винограда, можно направить к плодам те органические вещества, которые использовались бы при развитии удаленных побегов. Это ускорит созревание плодов и увеличит урожай. Видефрагмент
Вопрос для работы в паре. Ребята, обсудите в паре ответ на вопрос: как можно защитить плодовые деревья, например яблони, зимой от грызунов. Слайд 12.
Грызуны часто наносят коре деревьев серьезные повреждения. Чтобы избежать таких повреждений, садоводы на зиму обвязывают стволы молодых деревьев колючими ветвями ели, толем и другими защищающими ствол материалами.
Физминутка способствует улучшению мозгового кровообращения (выполняется в положении “стоя”)
1. И.п. – о.с. 1 – руки в стороны. 2 – повернуть кисти ладонями кверху, голову наклонить назад. 3-4 – руки расслабить и опустить вниз, голову слегка наклонить вперёд. Повторить 4-6 раз.
2. И.п. – сидя. 1 – голову повернуть на лево. 2-3 – голову повернуть на право и наклонить назад. 4 – и.п. 5-8- то же в другую сторону. Повторить 4-6 раз (очень медленно).
Запасание питательных веществ.
Слайды 13 – 16. Не все органические вещества сразу используются для питания растения и роста его молодых органов. Часть веществ откладывается в запас. У однолетних растений — в клетках плодов и семян, у двулетних и многолетних растений, кроме того, в клетках корней и стеблей. Вы уже знаете, что корнеплоды моркови, свеклы, брюквы, репы — это своеобразные кладовые питательных веществ. Капуста кольраби образует толстый шаровидный стебель, похожий на репу. В таком стебле растение запасает питательные вещества.
У деревьев и кустарников основные запасы органических веществ откладываются в сердцевине и древесине. Весной эти вещества растворяются в воде, поднимающейся из корней по сосудам древесины к почкам.
Многие из вас видели ранней весной, как вытекает сок березы из ранки. Сок — это растворенный в воде сахар. Он поднимается к распускающимся почкам. При повреждении коры и потере сока деревья слабеют и могут погибнуть. Поэтому следует охранять растения от повреждений.
Обобщение:
в растении проходят 2 тока веществ, растворенных в воде – минеральных по сосудам древесины из корня во все органы и органических веществ по ситовидным трубкам луба из листьев во все органы. Благодаря этому растение растет и развивается. Передвижение веществ осуществляется за счет проводящей ткани.
IV. Закрепление.
Вернуться к выдвинутым детьми гипотезам.
Кто же прав?
Возвращение к учебной задаче, обсуждение её решения.
Предполагаемый вывод по решению учебной задачи урока: транспорт веществ в растении осуществляется по клеткам проводящей ткани: сосудам древесины и ситовидным трубкам луба.
1. Какие клетки проводят воду с мин. в-вами от корней ко всем другим органам? В каком слое стебля они находятся?(Что такое восходящий ток?)
2. Каким образом орг. вещества из листьев идут вниз к другим органам? (Что такое нисходящий ток?)
3. Какие клетки образуют проводящую ткань растений?
4. Где запасаются питательные вещества у растений? А в стебле запасаются? В каком слое?
V. Контрольный тест по теме “Передвижение воды и питательных веществ в растении”.
На рисунке отметьте точками, правильные ответы, соедините точки.
1. Слой стебля, в котором накапливаются питательные вещества:
а) сердцевина б) луб в) кора г) кожица
2. Какой слой принимает участие в передвижении органических веществ по стеблю:
а) сосуды б) луб в) древесина г) сердцевина
3. Какой слой принимает участие в передвижении минеральных веществ по стеблю:
а) кора б) древесина в) сердцевина г) луб
4. В состав какой ткани входят сосуды и ситовидные трубки:
а) проводящей б) образовательной в) механической г) покровной
Ребята, посмотрите на мой большой смайлик с правильными ответами. Поднимите руку, у кого получилась улыбка. Молодцы! Вы отлично справились с тестом.
VI. Итог урока. Рефлексия.
Опыт с тюльпаном.
Какие изменения произошли с этим растением? Почему? Где вы можете применить полученные знания? (на 8 марта в будущем году подарить маме букет из необыкновенных цветов)
Подводит итог, оценивает успешную работу. Хвалит отличившихся.
Домашнее задание (слайд)
1. Изучить п.37, выполнить задания в конце параграфа.
2. Заложить опыты к следующему уроку (с.165).
Дополнительный материал:
– Энциклопедия для детей. Т 43 Ботаника – М., Аванта+, 2010 (с. 114-117, 133-138, 96-101).
– Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
Сайты:
– geo-plant.ru
– beaplanet.ru
– biology.nm.ru
– sbio.info
Источник