Основная часть стебля содержащая сосуды и волокна
На свежем спиле ветви покрытосеменного двудомного деревянистого растения легко различимы особенности строения стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина.
Покровные ткани
Кожица – первичная покровная ткань, покрывающая молодые стебли этого года. Со временем кожица замещается пробкой – вторичной покровной тканью, которая состоит из мертвых клеток и воздуха и образуется за счет деления клеток пробкового камбия (феллогена). Кожица и пробка выполняют защитную функцию.
В кожице имеются устьицы, через которые происходит транспирация. В пробке развиваются чечевички – маленькие бугорки с отверстиями. Хорошо заметны они у бузины, дуба, черемухи, образуются клетками основной ткани с большими межклетниками. Через них осуществляется газообмен.
Корка – третичная покровная ткань (корковый дуб). Состоит из чередующихся слоев пробки и других отмерших тканей растения.
Кора
Клетки коры расположены под кожицей и пробкой. Внешнюю часть коры образует механическая ткань (колленхима). Внутреннюю часть образует паренхима, клетки могут содержать хлорофилл.
Луб – внутренний слой коры. Состоит из ситовидных трубок, лубяных волокон, клеток основной ткани.
Ситовидная трубка – вертикальный ряд вытянутых клеток, у которых поперечные стенки пронизаны отверстиями. Это проводящая ткань, по которой перемещаются растворы питательных веществ из листьев в стебли и корни. Клетки не имеют ядер. Вместе с клетками основной ткани образуют мягкий луб.
Лубяные волокна – отмершие клети с одревесневшими стенками. Представляют собой механическую ткань стебля. В стеблях льна, липы и др. лубяные волокна сильно развиты и прочны. Это обуславливает их использование в рукоделии и изготовлении тканей. Образуют твердый луб.
Древесина
Плотный, самый широкий слой, лежащий под корой. Древесина – основная часть древесного ствола. Состоит из клеток проводящей ткани (сосуды), механической ткани (волокна), основной ткани.
Годичное кольцо прироста – все слои клеток древесины, образовавшиеся весной, летом и осенью данного года. Осенние клетки мельче весенних, поэтому для деревьев умеренных широт отчетливо видна граница между 2 годичными кольцами.
По количеству годичных колец можно оценить возраст спиленного дерева. По толщине кольца можно судить об условиях роста дерева в данном году. Чем толще годичное кольцо, тем более благоприятны были условия. При совсем неблагоприятных условиях годичные кольца соседних лет могут сливаться между собой. У деревьев с очень медленно растущим стволом годичные кольца могут сливаться. При быстром росте ствола (бальзовое дерево) годичные кольца также не видны.
Древесина входит в состав травянистых стеблей.
Камбий
Расположен между корой и древесиной. Состоит из узких длинных клеток меристемы. Визуально не отличим.
Весной клетки камбия делятся, что приводит к образованию новых клеток луба (в сторону коры) и новых клеток древесины (в сторону древесины). Так происходит рост стебля в толщину. Новые клетки зрелого стебля образуются только путем деления камбия. Зимой деление клеток прекращается.
Сердцевина
Наиболее рыхлый слой, расположенный в центре стебля. Служит для отложения питательных веществ. Хорошо заметна у бузины, осины.
Состоит из крупных клеток основной ткани с тонкими оболочками.
От сердцевины в радиальном направлении через древесину и луб проходят сердцевинные лучи, состоящие из клеток основной ткани.
У некоторых растений с возрастом клетки сердцевины разрушаются, и внутри ствола образуется полость – дупло.
Источник
Стебель
Стебель – это каркас, центральная опора растения, соединяющая его подземные и надземные части. Основные функции стебля:
1) опорная – поддерживает листья, цветки, плоды, почки и развивающиеся из них боковые побеги;
2) проводящая – осуществляет транспортировку веществ между листом и корнем;
На самой верхушке стебля имеется точка роста, которая представлена образовательной тканью. Стебель и каждый его боковой побег имеют конусы нарастания. В точке роста клетки постоянно делятся, образуя новые. Благодаря верхушечной почке растение растет вверх, а боковые почки формируют крону.
По направлению роста стебли бывают прямостоячими (тополь, сосна, береза, пшеница и др.), стелющимися (вербейник монетчатый), лазящими (лианы), ползучими (живучка ползучая, земляника), вьющимися (вьюнок, хмель) (рис.1).
Рис.1 Типы стеблей
Внутреннее строение стебля
На продольном срезе ствола дерева можно рассмотреть его внутреннее строение. Он состоит из 4 слоев: коры, камбия, древесины и сердцевины (рис.2).
Рис.2 Внутреннее строение стебля
Кора — самый наружный слой ствола. Она состоит из слоев кожицы, пробки и луба.
Молодые побеги снаружи покрыты тонкой прозрачной кожицей (эпидермис). С возрастом кожицу заменит пробка. Клетки пробки мертвые, с толстыми оболочками. Они заполнены воздухом. Это надежно защищает растения от неблагоприятных условий окружающей среды. В коре расположены чечевички. Они хорошо заметны на молодых побегах деревьев как черточки или небольшие бугорки. Через межклетники в чечевичках осуществляется газообмен. Под пробкой находится лубяной слой. Лубяные волокна придают стеблям гибкость и прочность. По ситовидным трубкам луба идет передача растворов органических веществ от листьев ко всем частям растения.
Камбий – это слой, расположенный под корой, между лубом и древесиной. Если снять кору с молодого побега, повреждаются оболочки клеток камбия. Потрогав рукой поврежденное место, можно ощутить липкую влагу. Клетки образовательной ткани камбия делятся и откладываются в сторону древесины (больше) и луба (меньше). Прирост древесины за год по толщине стебля называют годичным кольцом (рис.3). В период листопада деление и рост клеток камбия прекращаются. Весной с появлением листьев функции камбия возобновляются. Камбиальное кольцо образуется у деревьев в самом начале формирования стебля. Следовательно, рост стебля в толщину связан с делением клеток камбия.
Рис.3 Образование годовых колец
Древесина (ксилема) залегает под камбием к центру от луба (флоэма). Она занимает большую часть побега. Проводящую функцию в древесине выполняют сосуды и трахеиды. По ним в восходящем потоке – от подземных органов к надземным – идет передача воды и растворенных в ней питательных веществ (минеральных и органических). Узкие длинные клетки, соединяясь, образуют сосуд. Оболочки между члениками сосуда разрушаются, и он становится похож на трубку, по которой движется вода. То есть в сосудах древесины нет перегородок, как в ситовидных трубках луба.
Древесина состоит из сосудов, волокон и живых клеток.
Ежегодно из камбия откладывается новый слой древесины. На поперечном спиле дерева видны чередующиеся кольца более светлой и темной древесины. Подсчитав их число, можно определить возраст дерева. На процесс образования и толщину годовых колец влияют условия окружающей среды (рельеф местности, количество влаги, ветер, лесные пожары и др). Узкие годовые кольца свидетельствуют о засушливом лете, а широкие о дождливом (рис.4).
Рис.4 Влияние условий окружающей среды на образование годовых колец
Сердцевина – центральная часть стебля. Она образована рыхлой паренхимной запасающей тканью. У некоторых видов растений она содержит млечники, смоляные и эфиромасляные ходы. Паренхимные клетки сердцевины запасают питательные вещества. Лубяные и древесные волокна усиливают опорные качества стебля.
Проводящие ткани луба и древесины пересекаются лубо-древесными лучами. Они соединяют все слои стебля друг с другом. По ним питательные вещества доставляются из луба в древесину, из древесины – в луб. В клетках лучей откладываются запасные вещества.
Передача веществ по стеблю осуществляется по проводящей системе, состоящей из ксилемы и флоэмы. Ксилема транспортирует жидкость из корней к листьям, а флоэма доставляет питательные вещества, образованные в листьях, в корни и другие части растения. Вода и растворенные в ней минеральные соли, поглощенные корневой системой, поднимаются в надземные органы по сосудам древесины (ксилемы). В процессе фотосинтеза в листьях растений вырабатываются питательные вещества. Растворяясь в воде, они переносятся от листьев во все части растения по ситовидным трубкам луба (флоэма) (рис.5).
Рис.5 Проводящая система стебля
Стебель – осевая часть растения, ее каркас. Он выполняет опорную и проводниковую функции. Стебли деревьев состоят из 3 слоев: кора (защита и проведение органических веществ по лубу вниз), древесина (прочность и проведение воды от корня вверх) и сердцевина (запас питательных веществ). Рост стебля в длину происходит за счет почки роста на верхушке, у боковых побегов – конуса нарастания; а в толщину за счет камбия – образовательной ткани между корой и древесиной.
Многообразие и видоизменения побегов
Тест на тему: “Стебель”
Проверочное тестовое задание включает в себя вопросы с одним и несколькими правильными ответами
Источник
Высшие растения делятся на травяные и древесные, соответственно выделяют два типа строения стебля. Отличительной чертой древесных растений является постоянный рост в толщину, который останавливается только при гибели организма. Травянистые растения ограничены в росте из-за особенностей жизненного цикла. Существенных же различий в строении стеблей растений нет.
Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стебля может быть первичным — при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных характерно быстрое изменение первичного стебля, как следствие образуется вторичное строение стебля (из-за действия камбия и феллогена).
Стебель
Из чего состоит стебель
Строение стебля древесного растения включает 5 отделов:
- Пробка;
- луб;
- камбий;
- древесина;
- сердцевина.
Пробка
У только проросших растений внешний слой представлен кожицей, которая, за определенное время, заменяется на пробку. Кожица защищает стебель от испарений влаги и действия вредоносных микроорганизмов, которые приводят к заболеваниям растений.
На поверхности расположены устьица, необходимые для эффективного газообмена. Непосредственное поглощение кислорода осуществляется благодаря чечевичкам – небольшие бугорки на коре, оснащены отверстием. Образуются из клеток с большим межклеточным пространством. Под кожицей располагаются зеленые клетки (в них находятся хлоропласты). После формирования пробки преобразуются в белые и относятся уже к лубу.
Функции клеток наружного покрова стебля: фотосинтезирующая, защитная, газообмена.
Луб
Луб делится на мягкий (включает проводящую систему и паренхиматозные структуры) и твердый. Окрас – белесоватый, выделяют такие единицы строения луба: ситовидные трубки, лубяные волокна, клетки основной ткани.
Ситовидные трубки – это совокупность клеток, имеющих не поверхности множество отверстий, через которые протекают органические вещества.
Лубяные волокна – это механическая ткань, имеет клетки вытянутой формы, с плотной стенкой. Придает растениям гибкости и прочности.
Камбий
Между наружным и внутренним шаром клеток находится образовательная сосудистая ткань – камбий. Прекамбий первичной структуры растения служит основой для формирования ткани.
Клетки камбия имеют вытянутую форму, цитоплазма окрашена в зеленый цвет, ядро веретенообразное. На срезе можно увидеть циркулярный слой образовательной ткани, но истинные камбиальные клетки образуют однослойный шар, потому что после деления только одна клетка сохраняет свойства исходной.
Строение стебля
Внутреннее строение стебля
Древесина
Древесина – это главная составляющая стебля. Плотная, широкая, в ее составе видны клетки разного типа и размера. Выделяют такие части: сосудистую ткань, трахеиды, древесные волокна.
Сосуды сформировались из соединенных трубчатых клеток размещенных друг на друге, стенки между ними частично растворились, поэтому жидкость может свободно передвигаться. Основные функции сосудов стебля – это перемещение растворенных солей, питательных веществ из корня в листья, новые побеги.
Трахеиды представляют собой систему отмерших клеток с межклеточными порами, по которым идет ток жидкости. Скорость движения растворенных веществ ниже, чем в проводящих тканях.
Древесные волокна состоят из паренхиматозных клеток, которые накапливают питательные вещества и толстостенных, выполняющих опорную функцию.
Сердцевина
Сердцевина – располагается в центре ствола, формируется из крупных живых и омертвевших клеток. Живая ткань содержит дубильные вещества. Мелкие клетки, расположенные возле древесины, накапливают сахара, крахмал.
Какую функцию выполняет сердцевина стебля?
Основная функция сердцевины стебля – запасание питательных веществ, необходимых для роста растений. В сердцевине есть эфирные масла (бук), смолы, дубильные вещества (чайный куст). В некоторых растений (в корневище, клубнях) клетки сердцевины сохраняют функцию меристемы (образовательной ткани, способной к делению всю жизнь).
Внутреннее строение стебля
Какие функции выполняет стебель
- Опорная – стебель это стержень растения, осуществляет его поддержку; место для роста листьев, цветков;
- проводящая – транспорт растворенных веществ от корневой системы к листьям и веткам, новым побегам;
- запасающая – обеспечивает постоянное наличие внутри стебля воды и питательных веществ;
- защитная – защищает от действия опасных агентов, поедания животными (развиваются колючки, шипы);
- вегетативного размножения – для отдельных растений (цитрусовые, ананас) единственный способ получения потомства;
- фотосинтез – наличие хлоропластов в зеленых клетках дает возможность участвовать в процессах преобразования энергии;
- ассимиляция органических веществ, пример кактусы, у которых стебель на себя берет функцию листьев;
- осевая (механическая) – выносит растение к солнцу (листья — для фотосинтеза, цветки – для опыления).
Рост стебля
Рост стебля в толщину происходит за счет наличия образовательной ткани (камбия).
Благоприятными условиями для утолщения ствола являются наличие тепла и достаточной влаги, в зимний период размножение клеток не происходит. Толщина кадмия не изменяется в процессе деления, так как из двух новообразованных клеток только одна остается в структуре образовательной ткани, а другая переходит к древесине или лубу. Число клеток отошедших к центральной части стебля превышает численность клеток доставшихся лубу в четыре раза.
Годичные кольца, которые видны на поперечном срезе стебля, формируются из-за разной формы клеток образованных в весенний период и осенний. После весеннего пробуждения кадмий начинает активно делиться, образуя крупные клетки с тонкими стенками. С наступлением лета, а особенно осени клетки становятся мельче. Зимой деление образовательной ткани не происходит, а весной снова включается процесс размножения клеток крупных размеров. Такое клеточное чередование легко прослеживается на срезах деревьев. Таким образом, подсчитывают их возраст.
Годичные кольца деревьев
С помощью годичных колец судят о погоде в определенный год. Если кольцо широкое, то дерево получало много влаги и солнечного тепла, если – узкое, то в весенне-осенний период было мало дождей. Также с южной стороны наблюдается более широкая часть кольца, потому что дерево здесь получало больше тепла.
Рост стебля в высоту осуществляется с помощью меристемы конуса нарастания (верхушечной почки). Клетки нижней части конуса дают начало образованию листьев. После чего клетки начинают свой рост, прекращая деление. Увеличение размеров клеток идет за счет разрастания вакуолей.
Если стебель будет сломан или искусственно лишен верхушечной почки, рост в высоту прекращается, начинают развиваться боковые побеги.
Расположение листьев на стебле
Участки стебля, на которых развиваются листья, называются узлами. С одного узла может расти несколько листьев, этим определяется их расположение.
Очередное – из одного узла прорастает один лист, размещены они на стебле спирально, не препятствуют поступлению солнечного света на нижерасположенные листья (береза).
Супротивное – два листа находятся в одном узле, противоположно друг другу (мята).
Мутовчатое – один узел имеет три или больше листьев, такое расположение встречается довольно редко (вороний глаз).
Расположение листьев на стебле
Типы расположения почек на стебле
Верхушечное – почка находится на верхушке побега.
Боковое расположение делится на пазушное и придаточное.
Пазушные почки образуются в пазухах листьев, их количество соответствует числу листьев на стебле, а придаточные почки расположены на междуузелковых участках, корне, листьях. С их помощью осуществляется вегетативное размножение растений.
Типы роста стебля
Встречаются растения с прямостоячими стеблями – растут перпендикулярно относительно почвы (подсолнух, береза);
Ползучими – распространяются по земле, укореняясь в узлах (земляника);
Вьющимися – также стелются по субстрату, но не укореняются в узлах (хмель);
Лазающими, имеющие усики (вспомнить можно фильм «Джек и бобовый стебель» и характерный вид стебля бобового растения, который, разветвляясь, достигал небес);
Укороченными у одуванчика, подорожника.
Разнообразие стеблей
Форма стебля бывает:
- цилиндрической;
- трехгранной;
- многогранной;
- сплющенной.
Ветвление стебля
Увеличение размеров растение увеличивает его потребности в питательных веществах, энергии. Поэтому стебель начинает ветвление, чтобы увеличить количество листьев и выполнять больше фотосинтезирующих процессов. На стволе формируются стебли второго порядка, из них – третьего, и так дальше. По типу ветвления растения делятся на:
Дихотомические – при этом основной ствол дает два побега, которые также делятся на два, и так происходит многократное деление.
Ложнодихотомические – ветви начинают рост от боковых почек, которые расположены на противоположной стороне стебля.
Моноподиальные – выделяется основная массивная ось растения, от которой идут боковые ответвления.
Симподиальные – стебель первого порядка отмирает или его ось заканчивается цветком, тогда рост продолжается за счет побега от нижерасположенной почки.
Типы ветвления стебля
В зависимости от строения стебля выделяют следующие формы растений:
Травы – имеют не одревесневшие стебли, жизненный цикл которых продолжается один вегетационный период.
Деревья – многолетние растения с одревесневшим стволом.
Кустарники – из корня прорастает большое количество одревесневших стволов.
Источник
Учитель биологии МОУ «СОШ №33» города Петрозаводска
Богомазова Нонна Геннадьевна.
Тема урока: Стебель – часть побега, его внешнее и внутреннее строение.
Цель: Познакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения стебля, установить взаимосвязь особенностей строения стебля с выполняемыми им функциями.
Задачи:
Образовательные: формировать у учащихся новые анатомические понятия: о строении стебля; развивать у учащихся общебиологические понятия о клеточном строении, взаимосвязи строения и функций (сосуды, ситовидные трубки, камбий и др.) Продолжить формировать умение работать с учебником и тетрадью.
Воспитательные: повышение активности, сознательности, интереса к биологии; воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание узнавать новое.
Развивающие: развивать интеллектуальные способности, логическое мышление и речь учащихся путем организации их напряженной умственной работы на уроке.
Оборудование: таблицы, рисунки, раздаточный материал: древесные спилы тополя, лупы; проектор, экран, компьютер; учебник «Биология», автор И.Н. Пономарева и др., тетрадь на печатной основе.
Ход урока:
Организационный момент.
Основная часть урока.
Актуализация темы.
Учитель: для того, чтобы вы быстро включились в работу на уроке, я предлагаю вам упражнение на развитие мышления.
Задание 1: На слайде презентации записаны следующие слова-перевертыши:
Хыдниеа (дыхание)
иптеани (питание)
ждвиеени (движение)
Задание классу: расшифруйте слова – перевертыши. Какое из жизненных свойств в меньшей степени присуще растениям? (движение)
Учитель: Если вы отгадаете загадку, то поймете, о каком органе растения пойдет речь сегодня на уроке.
Загадка: Много рук, а нога одна (дерево, стебель, ствол).
Учитель: сегодня на уроке речь пойдет о стебле растения.
Вопрос учащимся: что нам сегодня будет интересно узнать о стебле?
Изучение нового материала.
Учитель: сегодня на уроке мы рассмотрим особенности внешнего и внутреннего строения стебля, установим взаимосвязь строения стебля с выполняемыми им функциями. Приготовьтесь к работе: откройте учебники параграф 20, рабочую тетрадь на печатной основе (параграф 20).
Обратите внимание на рисунок растения на слайде (слайд «Стебель – составная часть побега растения»). Согласны ли вы с утверждением, что побег – это надземная часть растения.
Задание: перечислите органы, которые входят в состав побега (используют обозначения к рисунку).
Вопрос классу: Что является центральной частью побега? (стебель) Используя схему (слайд), определите, к каким органам относится стебель (вегетативным).
Учитель: Стебель – центральная опора растения, соединяющая его подземные и надземные части (слайд «Стебель- это осевая часть растения»).
Показ слайдов «Разнообразие стеблей» с комментарием: стебель растения может быть как зеленый, травянистый, способный к фотосинтезу, так и покрытый слоем коры, одревесневший, не способный к фотосинтезу, называемый стволом.
Стебель слагается из узлов и междоузлий. В зависимости от степени вытянутости междоузлий стебель может быть удлиненным и укороченным.
Учитель: Какие функции выполняет стебель? Ответить на этот вопрос поможет нам текст учебника (стр. 78).
Задание учащимся: Используя текст «Функции стебля», перечислите их в таблицу задания №1 тетради.
Результат: проводящая, опорная, запасающая, осевая (дополняем таблицу: фотосинтезирующая у травянистых растений, вегетативное размножение).
Во время проверки задания ученик, используя магниты, переносят листы с названиями функций стебля на доску.
Учитель просит учащегося по характеристике определить функцию, о которой идет речь:
1. Он держит на себе тяжесть, находящихся на нем листьев (опорная).
2. Проводит воду с растворами минеральных солей (проводящая).
Учитель:функции, которые выполняет стебель в растении, определяются его внутренним строением. В процессе выполнения сегодня на уроке лабораторной работы мы с вами изучим строение древесного стебля.
Задание учащимся: в тетради на печатной основе найти задание №3. В процессе выполнения лабораторной работы мы будем использовать рисунок задания №2 (сделаем обозначения). Работа выполняется по инструктивной карточке на стр.78 учебника и оформляется в рабочей тетради.
Лабораторная работа
«Внешнее и внутреннее строение стебля»
Цель: изучить строение древесного стебля.
Оборудование: побеги деревьев (тополь), лупа, поперечный срез (толщиной 5-8см) 2-3-х летнего дерева.
Ход работы.
1. У ветки тополя рассмотрите на стебле узлы и междоузлия (у слабоуспевающих учащихся на столах карточки с основными понятиями – опора, для нахождения частей стебля).
Карточка:
Узел – участок стебля, от которого отходит боковой орган – лист, почка.
Междоузлие – участок стебля между двумя соседними узлами.
Чечевички – отверстия в коре, через них идет газообмен.
Листовой рубец – место на стебле, где прикреплялся опавший лист.
2. Найдите чечевички и листовые рубцы.
3. Рассмотрите поперечный срез стебля тополя.
Комментарии учителя: на поперечном срезе обратите внимание на неоднородность строения древесного стебля. Сверху – кора темной окраски, надорвать кору – гладкий слой – камбий; за камбием твердая древесина более светлой окраски; сердцевина мягкая и светлее.
Пользуясь рисунком учебника, найдите основные части внутреннего строения стебля. Задание: сделайте обозначения к рисунку в задании №2 в тетради на печатной основе.
Демонстрация рисунка на слайде «Внешнее и внутреннее строение стебля».
Задание: используя рисунок на магнитной доске (без обозначений), расположить названия слоев древесного стебля в правильной последовательности (задание для слабоуспевающих учащихся).
Учитель: беседа с учащимися по клеточному строению стебля:
Какую функцию выполняют клетки кожицы и пробки? Назовите ткань? (покровная). Зная строение покровной ткани, что вы можете сказать об этих клетках?
Луб – лубяные волокна и ситовидные трубки. Лубяные волокна придают прочность и упругость. Назовите ткань? (механическая) По ситовидным трубкам передвигаются органические вещества от листьев к корням. Какой тканью образованы ситовидные трубки? (проводящая).
За счет клеток камбия стебель растет в толщину. Какой тканью он образован? (образовательная).
Древесина состоит из древесных волокон и сосудов. Древесные волокна обеспечивают прочность стебля, вот почему древесина – самая твердая часть стебля. Какой тканью образованы древесные волокна? (механическая). Сосуды проводят воду и растворенные в ней минеральные вещества от корней к листьям. Назовите ткань? (проводящая).
Сердцевина – рыхлая, т.к. образована основной запасающей тканью. Какое строение имеют ее клетки?
4. Определите число годичных колец у ветки тополя. Найдите слой камбия.
Слайд «Годичные кольца».
Учитель: объяснение образования годичного кольца прироста в древесине за счет деления клеток камбия. Годичные кольца – это прирост древесины за год.
Вопрос классу: что можно определить по годичным кольцам?
Слайд «По годичным кольцам можно определить ……» (возраст дерева, условия произрастания, стороны горизонта и др.)
5. Отделите кору от древесины. Объясните, почему она так легко отделяется.
6. Сделайте вывод.
Итоговое задание выполняется индивидуально по карточкам в зависимости от подготовленности учащихся.
Задания к лабораторной работе:
Задание №1 (для слабой группы учащихся).
Сделай обозначения к рисунку (кора, камбий, древесина, сердцевина).
Задание №2. Приведи в соответствие характеристика – слой (для средней группы учащихся).
1.Слой темной окраски Сердцевина
2.Слой, расположенный
между корой и древесиной Кора
3.Широкий слой более светлой Камбий
окраски
4.Мягкий и светлый слой Древесина
Задание №3 (для сильной группы).
Заполните пропуски в тексте.
На поперечном срезе стебля можно различить несколько слоев клеток. В центре – клетки __________________, они обеспечивают _________________________________(запасание или передвижение веществ). Снаружи стебель покрыт ____________, по которой передвигаются ____________________________(вода или органические вещества). Прирост стебля в толщину происходит за счет деления клеток ____________________. Далее располагается ________________________, в которой находятся __________________________________________. По ним передвигаются________________________(вода с минеральными веществами или органические вещества).
III. Закрепление знаний.
Учитель: мы сегодня с вами говорили о внутреннем строении стебля, установили взаимосвязь особенностей строения стебля с выполняемыми им функциями.
Подведем итоги урока и в этом нам поможет следующий слайд «Мы сегодня узнали……».
Составим предложения, которые будут начинаться словами: какие, какое, что.
Для подведения итогов урока можно использовать слайд «Выводы» (закончить предложения).
Домашнее задание: параграф 20.
Источник