Пандора открыла сосуд полученный от зевса

Пандора открыла сосуд полученный от зевса thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 октября 2019; проверки требует 21 правка.

У названия этой статьи существуют и другие значения, см. Пандора (значения).

Пандо́ра (др.-греч. Πανδώρα — «»[2][3], или [4][5]), в древнегреческой мифологии — первая женщина[* 1], создана по велению Зевса в наказание людям за похищение для них Прометеем огня[2]. До появления Пандоры женщины были только богинями, управляющими людьми, по воле Зевса женщина появилась на Земле, среди мужчин, как копия богинь-женщин. Любопытная, она открыла полученный от Зевса сосуд (πίθος) (ящик Пандоры[* 2]), из которого тут же по миру разлетелись все несчастья и бедствия, а на дне, под захлопнутой крышкой, осталась одна лишь надежда[3][6].

В Новое время стала крылатой фраза «открыть ларец Пандоры», что означает совершить действие с необратимыми последствиями (обычно негативными).

Мифология[править | править код]

В древнегреческой мифологии, у Гесиода в Теогонии (VIII—VII век до н. э.) — первая женщина на земле[4][7], созданная Гефестом по велению Зевса (в наказание людям за огонь, похищенный для них у богов Прометеем)[3]. Бог огня Гефест, смешав глину с водой, слепил её при участии Афины и других богов, которые наделили Пандору подарками (отсюда её имя)[2][8]: так, Афродита одарила её красотой, Гермес — сладкоречием, хитростью и коварством, Афина нарядила её[3][6][7][9].

Соблазнила Эпиметея, младшего брата Прометея, и стала его женой[10][11][12]. От мужа она узнала, что в доме есть ларец (либо пифос[13][14]), полученный им от Зевса (или же этот сосуд (ящик) был получен ею от Зевса[7][15][16]), и его нельзя открывать. Если же нарушить запрет, человечество ждут неисчислимые беды. Поддавшись любопытству, она открыла его, и все эти беды обрушились на мир. Когда Пандора захлопнула крышку, то на дне осталась лишь надежда[6], — это толкуется как то, что люди остались лишены её[2][5][17][18].

Их с Эпиметеем дочь Пирра и сын Прометея Девкалион стали супругами, за своё благочестие они, единственные из смертных, пережили потоп и возродили к жизни человеческий род[2][18][19].

О Пандоре рассказывается в гесиодовской «Теогонии». У Гигина и Аполлодора не упоминается её знаменитый ящик, у Гесиода нет о рождении Пирры[20].

Пандоре приносили в жертву белую овцу[21].
Она — действующее лицо сатировской драмы Софокла «Пандора, или Молотобойцы» и комедии Никофона Афинского «Пандора».

Рецепция образа[править | править код]

  • Драму Пандора (1992) написал Жан-Кристоф Байи.

В астрономии[править | править код]

Именем Пандоры назван астероид (55) Пандора, открытый в 1858 году, и спутник Сатурна Пандора, открытый в 1980 году.

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Dora and Erwin Panofsky, Pandora’s Box: The. Changing Aspects of a Mythical Symbol. [1956] (рус. «Ящик Пандоры»)

Ссылки[править | править код]

  1. ↑ Пирра // Энциклопедический словарь — СПб.: Брокгауз — Ефрон, 1898. — Т. XXIIIа. — С. 677.
  2. 1 2 3 4 5 Греческая мифология. ПАНДОРА
  3. 1 2 3 4 Пандора — статья из Большой советской энциклопедии. 
  4. 1 2 Пандора // Словарь античности
  5. 1 2 Пандора // Редис Б. Кто есть кто в античном мире
  6. 1 2 3 Пандора // Щеглов Г., Арчер В. Мифологический словарь, 2006 г.
  7. 1 2 3 Пандора // Энциклопедия Кольера. — Открытое общество (рус.). — 2000. // Энциклопедия Кольера
  8. ↑ Гесиод. Труды и дни 59-82; Гигин. Астрономия II 15, 3; Эсхил. Прометей-огневозжигатель, фр. 369 Радт
  9. ↑ Пандора
  10. ↑ Павсаний. Описание Эллады I 24, 7
  11. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 7, 2
  12. ↑ Пандора // А. Крюковских. Словарь исторических терминов, 1998 г.
  13. ↑ Нонн. Деяния Диониса VII 56
  14. ↑ Пандора // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  15. ↑ Пандора — в словарях-справочниках по античному миру
  16. ↑ Введенский Б. А. Большая советская энциклопедия. Том 31 — Большая Советская Энциклопедия Второе издание (недоступная ссылка). Дата обращения 2 апреля 2015. Архивировано 3 апреля 2015 года.
  17. ↑ Пандора
  18. 1 2 Пандора // Гладкий В. Д. Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. М., 1998.
  19. ↑ Девкалион // Энциклопедия Кольера. — Открытое общество (рус.). — 2000.
  20. ↑ Примечание 142
  21. ↑ Аристофан. Птицы 971
  • Пандора // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Пандора — статья из Большой советской энциклопедии. 
  • Мифы народов мира. М., 1991—1992. В 2 т. Т. 2. С. 281 / А. А. Тахо-Годи
  • Пандора // Гладкий В. Д. Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. М., 1998.

Источник

Любопытная героиня древнегреческой мифологии Пандора открыла полученный от Зевса сосуд, из которого тут же по миру разлетелись все несчастья и бедствия, а под захлопнутой крышкой осталась на донышке одна надежда. В новое время стала крылатой фраза «Открыть ларец Пандоры», что означает совершить действие с необратимыми последствиями (обычно негативными). [Википедия]

Как правило, любопытство мы считаем полезной штукой. Хотя бы потому, что именно благодаря любопытству научный прогресс постоянно движется вперёд. Но, к сожалению, у него есть и оборотная, негативная сторона.

Вот один из примеров негативной стороны любопытства: как только происходит несчастный случай или автомобильная авария, вокруг тут же собирается толпа зевак. Исследование показало, что, проезжая мимо места происшествия, минимум 29 процентов британских водителей вытягивают шею, чтобы рассмотреть получше противоположную полосу, отвлекаясь от дороги и подвергая опасности свою собственную жизнь.

Читайте также:  Лечим сосуды ног препараты

В результате, чтобы снизить число инцидентов, Британское дорожное агентство вывело сцену аварии на большой экран, чтобы водители могли удовлетворять своё любопытство, не выворачивая шеи.

Проблема в том, что любопытство иногда сильнее нас.

В ходе недавнего исследования выяснилось, что оно берёт верх даже когда мы знаем о том, что последствия для нас будут негативными.

Кристофер Хси и его коллеги из Университета Чикаго исследовали так называемый «эффект Пандоры» — тенденцию выбирать вариант с неизвестным результатом, даже если последствия могут оказаться крайне неприятными.

Открывая ящик Пандоры

Исследователи выдали волонтёрам коробки с ручками для розыгрышей. Каждый раз, когда кто-нибудь нажимает на кнопку этой ручки, он получает безвредный, но весьма болезненный удар током. Некоторые ручки били током всегда, некоторые никогда, а некоторые могли ударить, а могли и нет.

Одна группа добровольцев получила пять ручек с красными стикерами, предупреждающими об электрическом разряде. Другой группе достались ручки с зелёными стикерами, говорящими, что никакого разряда нет. Третья группа получила 10 ручек с жёлтыми стикерами с надписью о том, что они могут ударить током, а могут и не ударить.

В результате выяснилось, что волонтёры охотнее всего нажимали на кнопки в третьем случае (вдвое чаще, чем остальные две группы вместе взятые) – то есть когда не знали точно, ударит их током или нет.

Неприятный опыт

В ходе другого эксперимента добровольцам предлагали нажимать на кнопки с двумя типами звуков. Нажимая на кнопку первого типа можно было услышать неприятный звук как если провести ногтями по школьной доске. Второго – приятный звук журчащей воды. В третьем (кнопка со знаком вопроса) случае участники могли услышать любой из этих звуков. В результате большинство участников сделало выбор в пользу кнопки со знаком вопроса.

Похожий онлайн-эксперимент был проведён и с показом изображений неприятных насекомых вроде тараканов или клопов. Участники должны были кликать на кнопках, на которых были написаны названия этих тварей или могли выбрать кнопки со знаком вопроса. Они могли и вообще ничего не смотреть, нажав на кнопку «пропустить». И всё-таки большая часть волонтёров предпочла знак вопроса.

Неопределённость

Затем волонтёров попросили представить себе, что они почувствуют, нажав на кнопку. В этих случаях число выбирающих знак вопроса заметно сократилось.

Все эти результаты показывают, насколько сильно в нас желание разрешить какую-либо неопределённость, даже если мы предупреждены о возможности неприятного исхода.

Исследователи считают, что мы могли бы принимать гораздо лучшие решения в своей жизни, если бы научились сначала останавливаться и детально представлять себе, что может за ними последовать – позитивные или негативные результаты мы получим.

К примеру, если водитель на секунду задумался бы о том, что может произойти из-за его желания поглазеть на дорожную аварию, происшествий на дорогах было бы меньше.

Но от своей природы нам не уйти, и мы всё равно будем открывать ящик Пандоры снова и снова.

Источник

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться

Источник

Любопытная Пандора открыла полученный от Зевса сосуд, из которого тут же по миру разлетелись все несчастья и бедствия, а под захлопнутой крышкой осталась на донышке одна надежда

Источник перевод для mixstuff – Сева Бардин

Любопытная героиня древнегреческой мифологии Пандора открыла полученный от Зевса сосуд, из которого тут же по миру разлетелись все несчастья и бедствия, а под захлопнутой крышкой осталась на донышке одна надежда. В новое время стала крылатой фраза «Открыть ларец Пандоры», что означает совершить действие с необратимыми последствиями (обычно негативными). [Википедия]

ins_m40_crash_03_ns-800x533

Как правило, любопытство мы считаем полезной штукой. Хотя бы потому, что именно благодаря любопытству научный прогресс постоянно движется вперёд. Но, к сожалению, у него есть и оборотная, негативная сторона.

Вот один из примеров негативной стороны любопытства: как только происходит несчастный случай или автомобильная авария, вокруг тут же собирается толпа зевак. Исследование показало, что, проезжая мимо места происшествия, минимум 29 процентов британских водителей вытягивают шею, чтобы рассмотреть получше противоположную полосу, отвлекаясь от дороги и подвергая опасности свою собственную жизнь.

В результате, чтобы снизить число инцидентов, Британское дорожное агентство вывело сцену аварии на большой экран, чтобы водители могли удовлетворять своё любопытство, не выворачивая шеи.

Проблема в том, что любопытство иногда сильнее нас. В ходе недавнего исследования выяснилось, что оно берёт верх даже когда мы знаем о том, что последствия для нас будут негативными.

Кристофер Хси и его коллеги из Университета Чикаго исследовали так называемый «эффект Пандоры» — тенденцию выбирать вариант с неизвестным результатом, даже если последствия могут оказаться крайне неприятными.

Открывая ящик Пандоры

Исследователи выдали волонтёрам коробки с ручками для розыгрышей. Каждый раз, когда кто-нибудь нажимает на кнопку этой ручки, он получает безвредный, но весьма болезненный удар током. Некоторые ручки били током всегда, некоторые никогда, а некоторые могли ударить, а могли и нет.

Читайте также:  Сосуд с делениями сканворд

Одна группа добровольцев получила пять ручек с красными стикерами, предупреждающими об электрическом разряде. Другой группе достались ручки с зелёными стикерами, говорящими, что никакого разряда нет. Третья группа получила 10 ручек с жёлтыми стикерами с надписью о том, что они могут ударить током, а могут и не ударить.

В результате выяснилось, что волонтёры охотнее всего нажимали на кнопки в третьем случае (вдвое чаще, чем остальные две группы вместе взятые) – то есть когда не знали точно, ударит их током или нет.

Неприятный опыт

В ходе другого эксперимента добровольцам предлагали нажимать на кнопки с двумя типами звуков. Нажимая на кнопку первого типа можно было услышать неприятный звук как если провести ногтями по школьной доске. Второго – приятный звук журчащей воды. В третьем (кнопка со знаком вопроса) случае участники могли услышать любой из этих звуков. В результате большинство участников сделало выбор в пользу кнопки со знаком вопроса.

Похожий онлайн-эксперимент был проведён и с показом изображений неприятных насекомых вроде тараканов или клопов. Участники должны были кликать на кнопках, на которых были написаны названия этих тварей или могли выбрать кнопки со знаком вопроса. Они могли и вообще ничего не смотреть, нажав на кнопку «пропустить». И всё-таки большая часть волонтёров предпочла знак вопроса.

Неопределённость

Затем волонтёров попросили представить себе, что они почувствуют, нажав на кнопку. В этих случаях число выбирающих знак вопроса заметно сократилось.

Все эти результаты показывают, насколько сильно в нас желание разрешить какую-либо неопределённость, даже если мы предупреждены о возможности неприятного исхода.

Исследователи считают, что мы могли бы принимать гораздо лучшие решения в своей жизни, если бы научились сначала останавливаться и детально представлять себе, что может за ними последовать – позитивные или негативные результаты мы получим.

К примеру, если водитель на секунду задумался бы о том, что может произойти из-за его желания поглазеть на дорожную аварию, происшествий на дорогах было бы меньше.

Но от своей природы нам не уйти, и мы всё равно будем открывать ящик Пандоры снова и снова.

Источник

Большинству людей знакома библейская легенда о создании Адама и Евы. Древнегреческая версия сотворения человечества менее известна и более причудлива. Мужчины и женщины не были созданы примерно одновременно, как в Библии. Мужчины существовали долгое время без женщин и со временем деградировали. Первую женщину ― Пандору ― создали не как подарок человеку, а в качестве наказания.

Пять эпох

В древнегреческой легенде о сотворении мира говорится о пяти эпохах. Древнегреческий поэт Гесиод описал их в произведении «Труды и дни» (VIII в. до н.э.).

Во времена «золотого века» мужчины были бессмертными и обитали на Олимпе. Они были из золота и жили, как боги. Затем последовал «серебряный век», когда люди были из серебра. Они утратили бессмертие, но по-прежнему обитали на Олимпе.

Следующие эпохи ― «бронзовый век» и «героический век». В «бронзовом веке люди были уже из бронзы. В эпоху героев Землю населяли герои греческой мифологии. Обе эпохи закончились из-за постоянных войн.

В последнюю эпоху, «железный век», люди трудятся и страдают всю жизнь. «Железный век» ― это наше время.

Поскольку мифы в работах Гесиода даны не в хронологическом порядке, сложно понять, в какую эпоху создали Пандору. Её история тесно связана с титаном Прометеем.

Примерно после «серебряного века» произошло следующее событие. Прометей разрезал быка и разделил на две части. В желудок быка он завернул мясо животного, и это была меньшая часть. Бо́льшая часть состояла из костей животного, покрытых слоем жира. Боги выбрали большую часть, а маленькая часть со съедобным мясом досталась людям. Так Прометей обманул богов.

Разгневанный Зевс забрал у людей огонь, чтобы они не смогли готовить еду. Прометей украл огонь у богов и принёс его людям. Зевс в наказание приковал Прометея к скале, где орёл каждый день выклёвывал его печень. За ночь печень вырастала вновь. Прометея освободил Геракл. После этого Зевс решил покарать всё человечество.

«Прометей несёт огонь», Ян Коссьерс

«Прометей несёт огонь», Ян Коссьерс. Wikimedia Commons/public domain

Дары Пандоры

Зевс слепил девушку из земли и воды, вдохнул в неё жизнь, дал человеческий голос и силу. Затем все боги наделили её разными способностями. Афина научила рукоделию. Афродита наделила шармом и умением обольщать. А Гермес поделился с Пандорой плутовским характером. Поскольку девушку одарили все боги, она получила имя Пандора, что означает «всем одарённая».

Гермес послал Пандору Эпиметею, брату Прометея, как дар. Прометей просил своего брата не принимать никаких подарков от Зевса. Но когда Эпиметей увидел Пандору, он забыл о предупреждении и сделал её своей женой.

Пандора и запретный ящик

Зевс был доволен: ловушка сработала. В качестве свадебного подарка он дал Пандоре красивый ящик (в оригинальной версии Гесиода речь шла о «пифосе», то есть кувшине. В XVI веке это слово ошибочно перевели как ящик). Было одно условие: Пандора не должна открывать ящик/кувшин.

Помимо прочего боги наделили Пандору любопытством. Её мучил вопрос: что в ящике? Она не понимала, почему Зевс дал ей свадебный подарок, но не разрешил видеть его. Под конец она уже не могла думать ни о чём, кроме как о том, что находится в ящике.

Пандора и запретный ящик

«Пандора и запретный ящик», Уолтер Крейн. Wikimedia Common/public domain

Пандора открывает ящик

Пандора не вытерпела. Когда Эпиметея не было дома, она открыла ящик. Из него вылетели призрачные создания: болезни, нищета, печаль, отчаяние, смерть и всё зло мира. Пандора захлопнула крышку, но было слишком поздно. Содержимое ящика разлетелось по миру, всё, кроме одной вещи, которая лежала на дне ― Надежды.

Пандора открывает ящик

«Пандора открывает ящик», Уолтер Крейн. Wikimedia Common/public domain

Пандора выпустила и Надежду. Она выпорхнула из ящика, залечивая раны, наносимые освобождённым злом. Даже сегодня, в самую тёмную пору жизни человечества, Надежда по-прежнему жива.

Британскому поэту Александру Поупу принадлежит знаменитая цитата:

«Надежда бьёт вечным ключом в груди человека».

Источник: ancient-origins

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ –

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

Источник

Фразу «ящик Пандоры» мы слышим довольно часто, однако многие из нас не осведомлены о том, кем была Пандора (в древнегреческом языке эта фраза означала «всем одаренная») и какие выводы из легенды были сделаны.

Легенда гласит, что создали эту женщину боги

Помните легенду Прометея, который украл пламя у богов с горы Олимп и передал его человечеству?

Бессмертные были крайне недовольны. Они полагали, что люди накормлены, невредимы и довольны благодаря полученному ими пламени. Зевс велел Гефесту, своему сыну, изготовить женщину. В своей мастерской на Олимпе Гефест изваял Пандору из воды и земли и дал ей дар слова.

Дары богов

Каждый из богов поспособствовал созданию облика и нрава Пандоры. Афродита, богиня красоты и любви, дала ей прекрасную внешность. Гермес, в ведении которого находились силы стихии, подарил Пандоре изворотливость, коварство и косноязычие. Афина, покровительница мудрости и справедливости, подарила девушке прекрасные одеяния.

Подарок и женитьба

Боги подарили это создание Прометею, но тот никаких благоприятных новостей от них не ожидал и потому не согласился принять «подарок». Разумеется, Прометей предупредил и Эпиметея, своего младшего брата, чтобы он был начеку.

Однако Эпиметей поддался чарам Пандоры и вступил с нею в брак. Он верил, что такая прекрасная девушка никому не сможет навредить. Первое время дела шли замечательно и влюбленные радовались жизни.

Ящик от Зевса

Однако коварный Зевс послал Эпиметею ящик, который был крепко-накрепко закрыт. В нем хранились все недуги, преступления и недостатки, которые только существовали на Земле. Зевс приказал Меркурию, богу торговли, привезти этот ящик новобрачным. Тот повиновался и доставил ящик Эпиметею, но до того как уйти он приказал молодоженам оставить сосуд нетронутым.

Любознательность Пандоры

Любопытство Пандоры не давало ей покоя в том, что же сокрыто в ящике. Стащив загадочный предмет у супруга, стала его открывать.

Ящик не поддавался. Вдруг изнутри начали раздаваться негромкие мольбы о спасении. Пандора оказалась в нерешительности, а голоса продолжали упрашивать их освободить. Наконец, она открыла крышку ящика и из него тотчас же стали вылетать всевозможные беды и ужасы. Пандора захлопнула крышку, но было поздно – освободившиеся пороки уже принялись за свои коварные дела.

На дне ящика Пандоры

Вокруг распространилась боль и раздражение друг на друга, начались конфликты и неурядицы.

Внезапно из ящика раздался тоненький голосок. Пандора, которая горько сожалела о содеянном, попросила мужа не открывать, но Эпиметей заметил, что слишком много горя уже свалилось на человечество и еще одна беда ничего не изменит. Ящик был вновь открыт и из него выпрыгнула надежда, она коснулась ран – боль и ненастья прекратились. Вслед за этим надежда полетела дальше, чтобы спасать всех, кто пострадал от бед и недугов, по сей день терзающих человечество. Теперь она всегда сопровождает несчастье.

В заключение…

Легенда о ящике Пандоры присутствует в литературных работах многих писателей, включая Софокла, братьев Стругацких и Жвана-Кристофа Байи. Режиссеры также помнят об этой истории, Фильм Аватар разворачивается на планете Пандора. Ящик Пандоры – главный объект, на который ориентирован сюжет таких произведений, как Расхитительница гробниц, Доктор Кто и Зена – королева воинов.

В XVII веке под Пандорами понимали манекены, которые представляли последние достижения моды.

В наши дни Пандора – это спутник Юпитера и новый вирус.

Выводы из легенды делают разные: кто-то заключает, что не стоит совершать безрассудных действий, а кто-то — что женщины легкомысленны и безрассудны. Есть мнение, что необходимо верить в судьбу и везение…

А что думаете вы?

Изображение: infinitymultimediaproductions, LLC

Источник