Пей из своего сосуда

Пей из своего сосуда thumbnail

Свт. Василий Великий

Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя

«Пий воды от своих сосудов», то есть рассчитывай свои средства, не ходи к чужим источникам, но из собственных своих капель собирай для себя утешение в жизни. Есть у тебя медная посуда, одежда, пара волов, всякая утварь? Отдай это. Согласись отказаться от всего, только не от свободы. Но я стыжусь, говоришь ты, сделать это гласным. Что ж? В скором времени другой выставит же это напоказ, провозгласит, что оно твое, и на твоих глазах станет продавать по низкой цене. Не ходи к чужим дверям, ибо, действительно, «студенец тесен чуждий» (Притч. 23:27). Лучше посильными трудами помогать своим нуждам, нежели, вдруг обогатившись чужим имуществом, впоследствии лишиться всего состояния. Ежели у тебя есть чем отдать, почему же не удовлетворяешь этим средством настоящей нужде? Если же не в состоянии заплатить долг, то одно зло лечишь другим. Не верь заимодавцу, который ведет около тебя окопы. Не дозволяй, чтобы тебя отыскивали и преследовали, подобно какой-нибудь добыче.

Беседы на псалмы. Беседа на окончание четырнадцатого псалма и на ростовщиков.

Свт. Кирилл Иерусалимский

Ст. 15-17 Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою

Обратимся к Божественному Писанию и будем пить воду из своих сосудов, то есть святых отцев, и из источника своих колодцев (Притч. 5:15; LXX). Будем пить из источника живой воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14). <…> Не из рек видимых, напояющих землю, производящую только терние и древа, но из
рек, просвещающих душу.

Огласительные поучения.

Свт. Амвросий Медиоланский

Ст. 15-17 Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою

Да соберешь сам себе плод радости и тебе пребывает, внутри тебя обретается, в тебе самом следует искать сладость твоей чистой совести. Посему сказано: Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя (Притч. 5:15).

Шестоднев.

Прп. Максим Исповедник

Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя

Научившийся, наподобие патриархов, откапывать в себе через [духовное] делание и созерцание колодези ведения обретает внутри [них] Христа – Источника Жизни. Премудрость призывает нас пить из него: Пий воды от своих сосудов, и от твоих кладенцев источника – исполняющие это обретут сокровища Ее, сущие внутри нас.

Главы о богословии.

Прп. Иоанн Кассиан

Ст. 15-17 Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою

Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя (Притч. 5:15). <…> И по словам пророка Исаии, будешь как
напоенный водою сад, и как источник, которого воды никогда не иссякают. И
застроятся [потомками] твоими пустыни вековые, ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения
(Ис. 58:11-12). <…> Таким образом, не только всякое направление и размышление твоего сердца, но и все блуждающие, рассеивающиеся твои помыслы обратятся к святому непрестанному поучению в законе Божьем.

Постановления киновитян.

Блаж. Августин

Ст. 15-17 Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою

Все, кто не любит Бога, – чужие, они антихристы. И хотя они входят в базилики, они не могут причисляться к сынам Божиим, и тот источник жизни
к ним не относится. Быть крещеным или иметь способность к пророчеству
может и злой человек. Мы видим, что и царь Саул мог пророчествовать, но
он преследовал святого Давида, хотя и исполнился духа пророческого и начал пророчествовать. Принять таинство Тела и Крови Христа может и злой
человек – о таких ведь и сказано: Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет
осуждение себе
(1 Кор 11:29). Носить имя Христа может и злой человек, то есть называться христианином и злой может; о таких сказано: …пятнали имя Бога своего (Иез 36:20; LXX).

Итак, прибегнуть ко всем этим таинствам может и злой человек, но и иметь любовь, и быть злым – не может. В этом и состоит собственное дарование добрых, в этом – свойственный только им источник. Из него призывает нас пить Дух Божий; Дух Божий призывает вас пить от Него Самого.

Трактат на 1-е послание Иоанна.

Ориген

Ст. 15-17 Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою

Стало быть, попробуй и ты, о слушатель, иметь свои колодезь и родник,
дабы и ты, когда постигнешь написанное в книгах, также начал бы по собственному разумению выдвигать некое понимание, и согласно тому, чему был наставлен в Церкви, попробуй и ты пить из родника своего дарования. В тебе присутствует природа воды живой, наличествуют долговечные вены и живительные потоки, в сообразности с разумом, если только прежде не были заполнены они землей и камнем. Но лучше ты займись раскопкой своей земли и очисткой от грязи, то есть отбрось косность в отношении твоего дарования и отряхни бездейственность сердца.

Читайте также:  Если на языке лопнул сосуд

Гомилии на Книгу Бытия.

Лопухин А.П.

Ст. 15-20 Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно. И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой

В противовес искажениям семейного и полового инстинкта, Премудрый убеждает ученика своего довольствоваться благами супружеского союза с единой законной женой, причем сравнивает ее с собственным домашним водоемом и родниковыми источниками. Для каждого домовладельца, особенно в бедных водой восточных странах, служит предметом особенного удовольствия иметь для своего житейского обихода собственный колодезь или цистерну и не обращаться за водой к соседям. С подобным удовольствием Премудрый сравнивает (ст. 15-16) обладание одной, законной женой, без нарушения чистоты супружества, своего или чужого. По связи речи с предыдущим (ст. 3 сл., 8 дал.), сравнение это имеет прежде всего такой же смысл, как изречение Апостола: «лучше бо есть женитися, нежели разжизатися» (1 Кор VII:9). Но это же сравнение (ст. 16-17) имеет и другую сторону: оно обозначает многочисленное потомство от законного, целомудренного супружества, поскольку и в других библейских местах (Чис XXIV 7; Ис XLVIII:1, LI:1-2) дети изображаются под образом вод, текущих из источника, т. е. от родителей. LXX, по-видимому, понимали и ст. 16 только в первом смысле – о пользовании удовольствиями супружества о одной женой, и потому прибавили в начале ст. 16 отрицание μη – μη υπερεκχεισθω. Но многие греч. кодд. (29, 109, 147, 157, 161, 248, 252, 253, 254, 260, 295, 297 у Гольмеса, также Алекс., Альд. Комплют.) не имеют отрицания, нет его и в Вульгате и славян. Поэтому, кажется, следует предпочесть чтение евр. масор., хотя понимание ст. 16, даваемое у LXX-ти, согласуется с общим контекстом рассматриваемого места (ср. VII:12). В ст. 18 повторяется наставление ст. 15, но с прибавлением совета «утешайся женою юности твоей»; образ выражения прямо напоминает место из законодательства Втор XXIV:5 о новобрачных. Законная жена при этом выразительно сравнивается (ст. 19) с ланью или серною: обычный в восточной поэзии образ грациозности и миловидности женщины (ср. Песн II:9, 17; VIII:14). Напоминая мужу о долге супружеской верности Премудрый выражает желание, чтобы нежные отношения между мужем и женой установившиеся на первых порах их совместной жизни, не ослабевали с течением времени, чтобы взаимная привязанность супругов длилась всю жизнь, и для супруга не было надобности искать супружеских удовольствий на стороне (ст. 19-20).

Толковая Библия.

Источник

Толкование на группу стихов: Притч: 5: 15-17

Все, кто не любит Бога, – чужие, они антихристы. И хотя они входят в базилики, они не могут причисляться к сынам Божиим, и тот источник жизни к ним не относится. Быть крещеным или иметь способность к пророчеству может и злой человек. Мы видим, что и царь Саул мог пророчествовать, но он преследовал святого Давида, хотя и исполнился духа пророческого и начал пророчествовать 20 И послал Саул слуг взять Давида, и когда увидели они сонм пророков пророчествующих и Самуила, начальствующего над ними, то Дух Божий сошел на слуг Саула, и они стали пророчествовать.21 Донесли об этом Саулу, и он послал других слуг, но и эти стали пророчествовать. Потом послал Саул третьих слуг, и эти стали пророчествовать.22 [Разгневавшись,] Саул сам пошел в Раму, и дошел до большого источника, что в Сефе, и спросил, говоря: где Самуил и Давид? И сказали: вот, в Навафе, в Раме.23 И пошел он туда в Наваф в Раме, и на него сошел Дух Божий, и он шел и пророчествовал, доколе не пришел в Наваф в Раме.24 И снял и он одежды свои, и пророчествовал пред Самуилом, и весь день тот и всю ту ночь лежал неодетый; поэтому говорят: “неужели и Саул во пророках?”1 Цар. 19:20-24. Принять таинство Тела и Крови Христа может и злой человек – о таких ведь и сказано: Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе 29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.1 Кор. 11:29. Носить имя Христа может и злой человек, то есть называться христианином и злой может; о таких сказано: …пятнали имя Бога своего (20 И пришли они к народам, куда пошли, и обесславили святое имя Мое, потому что о них говорят: “они – народ Господа, и вышли из земли Его”.Иез. 36:20; LXX).
Итак, прибегнуть ко всем этим таинствам может и злой человек, но и иметь любовь, и быть злым – не может. В этом и состоит собственное дарование добрых, в этом – свойственный только им источник. Из него призывает нас пить Дух Божий; Дух Божий призывает вас пить от Него Самого.

Источник

Трактат на 1-е послание Иоанна 7. Сl. 0279,trac7.PL35.2032.8.

Толкование на группу стихов: Притч: 5: 15-15

Читайте также:  Чистка сосудов натуральными соками

Ветхий Завет, с древнейшего времени остерегает еврейский народ от разного рода ересей и пророчески, нас живущих в Новом, от сект, называющих себя церквями. В притчах, Царь Соломон учит свой народ нравственности, не странно ли это? Соломон, имевший 700 жен и 300 наложниц, учит о верности единой жене. Царь, из-за которого, за его распутную жизнь, Бог наказывает весь израильский народ, разделив его на два царства, выступает за чистоту супружеских отношений? Только ли нравственность лежит в основе притч? Но притча останется простым нравственным поучением, даже «анекдотом», есть такое современное научно-богословское мнение (что в корне не верно), если не будет нести в себе духовных законов. Притча, – это земная история с Небесным смыслом. И с этой позиции рассмотрим часть одной из притч царя Соломона, в частности пятую, с 15-го по 20-й стихи.
Иоанн Златоуст пишет: «Здесь идет речь о жене, о том, что с нею нужно обращаться целомудренно; она называется «источником» и «ланью», по причине чистоты супружеского сожития. Здесь – так, а в других местах нужно принимать и сами слова, и подразумевать другой, выражаемый ими, смысл”.
Если буквально рассматривать эти стихи, то кроме нравственного вопроса, верности своей жене, мы ничего не увидим. Но как сказано выше, каждая притча несет в себе сакральный, таинственный и главный смысл.
«Пей воду из твоего водоема и текущего из твоего колодезя». «Водоем» и «колодезь» – это источники жизни земной, служат прообразом будущей жизни Небесной. Это та вода, которую предлагает Христос женщине Самарянке: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век; и сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.Ин. 4:14). Сейчас отравленных «колодцев» и «водоемов», обряженных в христианскую атрибутику неизмеримое множество. Духовная отрава не сказки, и заболевание от такой пищи лечится не так просто. Здесь нам, Екклесиаст рекомендует, не менять колодцы, которые источают разные учения.

Источник

Аудио беседа 16.02.2010

Толкование на группу стихов: Притч: 5: 15-17

Да соберешь сам себе плод радости и веселия. В тебе самом есть сладость благодати твоей, из тебя исходит, в тебе пребывает, внутри тебя обретается, в тебе самом следует искать сладость твоей чистой совести. Посему сказано: Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.

Источник

Шестоднев 3.12.49. Cl. 0123,3.12.49.91.20.

Толкование на группу стихов: Притч: 5: 15-15

То есть не ходи к источникам других, но из своих источников добывай для себя утешения в жизни.

Источник

Беседа на окончание Псалма 14.

См. также 16 рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил:Пс. 7:16

Толкование на группу стихов: Притч: 5: 15-15

Сыне, пий воды из своих сосудов (водоемов) и от твоих кладенцев источника (и из своих родниковых кладезей).
Предостерегая от распутства, Соломон убеждает своего ученика довольствоваться законною женой, которую представляет под образом водоема с дождевою водой и родниковых источников. Для каждаго домовладельца, особенно в странах скудных водой, служит предметом особеннаго удовольствия иметь для житейскаго обихода свои водоемы и свои родниковые колодцы, и не иметь нужды брать воду у соседей или в общественных водохранилищах. С подобным удовольствием Соломон сравнивает обладание законною женой, чистое, без нарушения супружеской верности, сожитие с нею одною.

Источник

Толкование на паремии. Паремии из книги Притчей

Толкование на группу стихов: Притч: 5: 15-15

Если ты, обратив внимание на эти слова и желая уразуметь смысл их не отступишь от буквальных выражений, то увидишь, что было бы очень бесчеловечно – не давать никому даже воды. А здесь идет речь о жене, о том, что с нею нужно обращаться целомудренно; она называется «источником» и «ланью», по причине чистоты супружеского сожития. Здесь – так, а в других местах нужно принимать и сами слова, и подразумевать другой, выражаемый ими, смысл.

Источник

Беседа на псалом 9.

***

Называя источник (ст. 15), показывает обилие имущества.

Источник

Остатки из толкования на Притчи Соломона. Гл. 5

Толкование на группу стихов: Притч: 5: 15-15

Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. И по словам пророка Исаии, будешь как напоенный водою сад, и как источник, которого воды никогда не иссякают. И застроятся [потомками] твоими пустыни вековые, ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения 11 и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.12 И застроятся [потомками] твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения.Ис. 58:11-12. Таким образом, не только всякое направление и размышление твоего сердца, но и все блуждающие, рассеивающиеся твои помыслы обратятся к святому непрестанному поучению в законе Божьем.

Источник

Постановления киновитян 14.13. Сl. 0512, 14.13.416.4.

Толкование на группу стихов: Притч: 5: 15-15

От своих сосудов, то есть, Святых отцев… Будем пить от воды живыя, текущия в живот вечный (14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.Ин. 4:14). Cиe же рече Спаситель о Дусе, Егоже хотяху приимати верующии в Него (39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.Ин. 7:39).

Читайте также:  Препараты расширение сердечных сосудов

Толкование на группу стихов: Притч: 5: 15-15

Научившийся, наподобие патриархов, откапывать в себе через [духовное] делание и созерцание колодези ведения обретает внутри [них] Христа — Источника Жизни. Премудрость призывает нас пить из него: Пий воды от своих сосудов, и от твоих кладенцев источника — исполняющие это обретут сокровища Ее, сущие внутри нас.

Источник

“Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия”. Вторая сотница. § 40

Толкование на группу стихов: Притч: 5: 15-15

Пей воду. Данная метафора, как видно из контекста, относится к сексуальным отношениям.
твоего водоема… твоего колодезя. В образной форме эти слова требуют от человека хранить верность своей жене.

Толкование на группу стихов: Притч: 5: 15-17

Стало быть, попробуй и ты, о слушатель, иметь свой колодезь 15 Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.Притч. 5:15 и родник, дабы и ты, когда постигнешь написанное в книгах, также начал бы по собственному разумению выдвигать некое понимание, и согласно тому, чему был наставлен в Церкви, попробуй и ты пить из родника своего дарования. В тебе присутствует природа воды живой (Ср. 19 И копали рабы Исааковы в долине [Герарской] и нашли там колодезь воды живой.Быт. 26:19; 13 Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды.Иер. 2:13; 10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?Ин. 4:10-12; 8 И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет.Зах. 14:8; 38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.Ин. 7:38; 6 И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.Откр. 21:6), наличествуют долговечные вены и живительные потоки, в сообразности с разумом, если только прежде не были заполнены они землей и камнем. Но лучше ты займись раскопкой своей земли и очисткой от грязи, то есть отбрось косность в отношении твоего дарования и отряхни бездейственность сердца.

Источник

Гомилии на Книгу Бытия 12.5. Cl. 0198 6(A), 12.5.112.17.

Толкование на группу стихов: Притч: 5: 15-17

В противовес искажениям семейного и полового инстинкта, Премудрый убеждает ученика своего довольствоваться благами супружеского союза с единой законной женой, причем сравнивает ее с собственным домашним водоемом и родниковыми источниками. Для каждого домовладельца, особенно в бедных водой восточных странах, служит предметом особенного удовольствия иметь для своего житейского обихода собственный колодезь или цистерну и не обращаться за водой к соседям. С подобным удовольствием Премудрый сравнивает (ст. 15-16) обладание одной, законной женой, без нарушения чистоты супружества, своего или чужого. По связи речи с предыдущим (ст. 3 сл., 8 дал.), сравнение это имеет прежде всего такой же смысл, как изречение Апостола: «лучше бо есть женитися, нежели разжизатися» (9 Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.1 Кор. 7:9). Но это же сравнение (ст. 16-17) имеет и другую сторону: оно обозначает многочисленное потомство от законного, целомудренного супружества, поскольку и в других библейских местах (7 польется вода из ведр его, и семя его будет как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его.Чис. 24:7; 1 Слушайте это, дом Иакова, называющиеся именем Израиля и происшедшие от источника Иудина, клянущиеся именем Господа и исповедающие Бога Израилева, хотя не по истине и не по правде.Ис. 48:1, 1 Послушайте Меня, стремящиеся к правде, ищущие Господа! Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, в глубину рва, из которого вы извлечены.2 Посмотрите на Авраама, отца вашего, и на Сарру, родившую вас: ибо Я призвал его одного и благословил его, и размножил его.Ис. 51:1-2) дети изображаются под образом вод, текущих из источника, т. е. от родителей. LXX, по-видимому, понимали и ст. 16 только в первом смысле – о пользовании удовольствиями супружества о одной женой, и потому прибавили в начале ст. 16 отрицание μή – “μή υπερεκχείσθω”. Но многие греч. кодд. (29, 109, 147, 157, 161, 248, 252, 253, 254, 260, 295, 297 у Гольмеса, также Алекс., Альд. Комплют.) не имеют отрицания, нет его и в Вульгате и славян. Поэтому, кажется, следует предпочесть чтение евр. масор., хотя понимание ст. 16, даваемое у LXX-ти, согласуется с общим контекстом рассматриваемого места (ср. 12 то на улице, то на площадях, и у каждого угла строит она ковы.Притч. 7:12).

Источник