Переливание с 3 сосудами

ТЕМА № 6 «Задачи на переливание»

Задачи на переливание — один из видов старинных задач. Они возникли много веков назад, но до сих пор вызывают интерес у любителей математики и их часто можно встретить в олимпиадных заданиях для 5–6-х классов. Однако данный вид логических задач целесообразно рассматривать и с учащимися среднего звена (7-8 классы).

 Суть этих задач сводится к следующему: имея несколько сосудов разного объема, один из которых наполнен жидкостью, требуется разделить ее в каком-либо отношении или отлить какую-либо ее часть при помощи других сосудов за наименьшее число переливаний.

В задачах на переливания требуется указать последовательность действий, при которой осуществляется требуемое переливание и выполнены все условия задачи. Если не сказано ничего другого, считается, что

– все сосуды без делений,

– нельзя переливать жидкости “на глаз”

– невозможно ниоткуда добавлять жидкости и никуда сливать.

Мы можем точно сказать, сколько жидкости в сосуде, только в следующих случаях:

Ø  знаем, что сосуд пуст,

Ø  знаем, что сосуд полон, а в задаче дана его вместимость,

Ø  в задаче дано, сколько жидкости в сосуде, а переливания с использованием этого сосуда не проводились

Ø  в переливании участвовали два сосуда, в каждом из которых известно, сколько было жидкости, и после переливания вся жидкость поместилась в один из них

Ø  в переливании участвовали два сосуда, в каждом из которых известно, сколько было жидкости, известна вместимость того сосуда, в который переливали, и известно, что вся жидкость в него не поместилась: мы можем найти, сколько ее осталось в другом сосуде.

Чаще всего используются словесный способ решения (т. е. описание последовательности действий) и способ решения с помощью таблиц, где в первом столбце (или строке) указываются объемы данных сосудов, а в каждом следующем — результат очередного переливания. Таким образом, количество столбцов (кроме первого) показывает количество необходимых переливаний.

Рассмотрим задачи.

Задача № 1. Отмерить 3 л, имея сосуд 5 л.

Какое наименьшее число переливаний потребуется для того, чтобы в четырехлитровую кастрюлю с помощью крана и пятилитровой банки налить 3 литра воды? 

Наливаем кастрюлю.

Переливаем воду из кастрюли в банку.

Наливаем кастрюлю.

Доливаем полную банку, и в кастрюле остается 3 литра.

Задача № 2. Винни-Пух и пчелы.

Однажды Винни-Пух захотел полакомиться медом и пошел к пчелам в гости. По дороге нарвал букет цветов, чтобы подарить труженицам пчелкам. Пчелки очень обрадовались, увидев мишку с букетом цветов, и сказали: «У нас есть большая бочка с медом. Мы дадим тебе меда, если ты сможешь с помощью двух сосудов вместимостью 3 л и 5 л налить себе 4 л!» Винни-Пух долго думал, но все-таки смог решить задачку. Как он это сделал? 

Как в результате можно получить 4 л? Нужно из 5-литрового сосуда отлить 1 л. А как это сделать? Нужно в 3-литровом сосуде иметь ровно 2 л. Как их получить? – Из 5-литрового сосуда отлить 3 л. 
Решение лучше и удобнее оформить в виде таблицы:

Ходы

1

2

3

4

5

6

5 л

5

2

2

5

4

3 л

3

2

2

3

Наполняем из бочки 5-литровый сосуд медом (1 шаг). Из 5-литрового сосуда отливаем 3 л в 3-литровый сосуд (2 шаг). Теперь в 5-литровом сосуде осталось 2 литра меда. Выливаем из 3-литрового сосуда мед назад в бочку (3 шаг). Теперь из 5-литрового сосуда выливаем те 2 литра меда в 3-литровый сосуд (4 шаг). Наполняем из бочки 5-литровый сосуд медом (5 шаг). И из 5-литрового сосуда дополняем медом 3-литровый сосуд. Получаем 4 литра меда в 5-литровом сосуде (6 шаг). Задача решена. 
Поиск решения можно было начать с такого действия: к трем литрам добавить 1 литр. Но тогда решение будет выглядеть следующим образом:

Ходы

1

2

3

4

5

6

7

8

5 л

3

3

5

1

1

4

3 л

3

3

1

1

3

Задача № 3. Бэтмен и Человек-Паук.

Бэтмен и Человек-Паук никак не могли определить, кто из них самый главный супергерой. Что только они не делали: отжимались, бегали 100 метровку, подтягивались – то один победит, то другой. Так и не разрешив свой спор, отправились они к мудрецу. Мудрец подумал и сказал: «Самый главный супергерой – это не тот, кто сильнее, а тот, кто сообразительнее! Вот, кто решит первым задачу, тот и будет самым-самым! Слушайте: имеются два сосуда вместимостью 8 л и 5 л. Как с помощью этих сосудов налить из источника 7 л живой воды?» Помогите вашему любимому герою решить эту задачу. 

Ход рассуждений таков: 
Как в результате получить 7 литров? – Нужно к 5 литрам долить 2 л. А где их взять? – Из 5-литрового сосуда отлить 3 л. А как их получить? В 8-литровый перелить из 5-литрового 5 литров, потом еще три. 
Решение задачи показано в таблице:

Ходы

1

2

3

4

5

6

7

8 л

5

5

8

2

7

5 л

5

5

2

2

5

Задача № 4. Парное молоко.

Бидон емкостью 10 л наполнен парным молоком. Требуется перелить из этого бидона 5 л молока в семилитровый бидон, используя при этом трехлитровый бидон.

Решение:

Будем “шаги” переливаний записывать в виде строки из трех чисел.

При этом сосуды размещены слева направо по мере убывания их вместимости:

Шаги

Бидон

10 л

7 л

3 л

1-й

3

7

2-й

3

4

3

3-й

6

4

4-й

6

1

3

5-й

9

1

6-й

9

1

7-й

2

7

1

8-й

2

5

3

Задача № 5. Деление 10 л поровну, имея сосуды 3, 6 и 7 л.

Разделить на 2 равные части воду, находящуюся в 6-литровом сосуде (4 л) и в 7-литровом (6 л), пользуясь этими и 3-литровым сосудами. Какое наименьшее количество переливаний потребуется? 

В скобках – второй вариант решения.

Сосуд 6 л

Сосуд 3 л

Сосуд 7 л

До переливания

4

6

Первое переливание

1 (4)

3 (3)

6 (3)

Второе переливание

1 (6)

2 (1)

7 (3)

Третье переливание

6 (2)

2 (1)

2 (7)

Четвертое переливание

5 (2)

3 (3)

2 (5)

Пятое переливание

5 (5)

0 (0)

5 (5)

Задача № 6. Молоко из Простоквашино.

Дядя Федор собрался ехать к родителям в гости и попросил у кота Матроскина 4 л простоквашинского молока. А у Матроскина только 2 пустых бидона: трехлитровый и пятилитровый. И восьмилитровое ведро, наполненное молоком. Как Матроскину отлить 4 литра молока с помощью имеющихся сосудов?

Переливаем из 8-литрового ведра 5 литров молока в 5-литровое. Переливаем из 5-литрового бидона 3 литра в 3-литровый бидон. 
Переливаем их теперь в 8-литровое ведро. Итак, теперь 3-литровое ведро пусто, в 8-литровом 6 литров молока, а в 5-литровом – 2 литра молока. 
Переливаем 2 литра молока из 5-литрового бидона в 3-литровый, а потом наливаем 5 литров из 8-литрового ведра в 5-литровый бидон. Теперь в 8-литровом 1 литр молока, в 5-литровом – 5, а в 3-литровом – 2 литра молока. 
Доливаем дополна 3-литровый бидон из 5-литрового и переливаем эти 3 литра в 8-литровое ведро. В 8-литровом ведре стало 4 литра, так же, как и в 5-литровом бидоне. Задача решена.

Читайте также:  Как очистить сосуды от склеротических бляшек

сосуд 8 л

сосуд 5 л

сосуд 3 л

До переливания

8

Первое переливание

3

5

Второе переливание

3

2

3

Третье переливание

6

2

Четвертое переливание

6

2

Пятое переливание

1

5

2

Шестое переливание

1

4

3

Седьмое переливание

4

4

После переливания, оказалось, по 4 л молока в 8-литровом и 5-литровом сосудах, а это и требовалось.

Задача № 7. Набрать 7 л воды из речки.

У подножья высокого холма, на берегу тихой речки был небольшой аул. Жили в нем два брата-охотника. Старшего брата звали Каалка, младшего Копчон. Отправляет старший брат младшего за водой и дает ему два бурдюка, вместимостью 8л и 5л и просит принести ровно 7л воды. Сможет ли Копчон выполнить просьбу старшего брата?

Ходы

1

2

3

4

5

6

7

5

5

8

2

7

5

5

2

2

5

Задача № 8. Том Сойер.

Тому Сойеру нужно покрасить забор. Он имеет 12 л краски и хочет отлить из этого количества половину, но у него нет сосуда вместимостью в 6 л. У него 2 сосуда: один – вместимостью в 8 л, а другой – вместимостью в 5 л. Каким образом налить 6 л краски в сосуд на 8 л? Какое наименьшее число переливаний необходимо при этом сделать?

Ходы

1

2

3

4

5

6

7

8

12 л

12

4

4

9

9

1

1

6

8 л

8

3

3

8

6

6

5 л

5

3

3

5

Задача № 9. Губка Боб.

Губке Бобу срочно нужно налить из водопроводного крана 6 л воды. Но он имеет лишь два сосуда 5-литровый и 7-литровый. Как ему это сделать?

Ходы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7 л

7

2

2

7

4

4

7

6

5 л

5

2

2

5

4

4

5

Существенным недостатком табличного способа решения является отсутствие четкого алгоритма действий, невозможность предвидеть ближайшие шаги. Составлять такие таблицы можно довольно долго, так и не придя к нужному результату.

Механизировать решение этих задач с помощью «умного» шарика предложил в книге «Занимательная геометрия». Для каждого случая предлагалось строить биль­ярдный стол особой конструкции, длины двух сторон которого численно равны объему двух меньших сосудов. Далее, из острого угла этого стола вдоль одной из сторон нужно «запустить» шарик, который по закону «угол падения равен углу отражения» будет сталкиваться с бортами стола, показывая тем самым последовательность переливаний. На бортах стола нанесена шкала, цена деления которой соответствует выбранной единице объема. В результате движения шарик либо ударяется о бортик в нужной точке (тогда задача имеет решение), либо не ударяется (тогда считается, что задача решения не имеет). 

Предложим еще один способ решения задач на переливание — с помощью векторов. Построим прямоугольную систему координат хОу (для решения потребуется только первая четверть). На оси Ох отметим точки, координаты которых кратны объему а одного из двух меньших сосудов. Через отмеченные точки проведем пунктиром прямые х = а, х = 2а, …, х = kа.
Эти прямые покажут нам, что сосуд объемом а полон и его нужно опорожнить. На оси Оу отметим точку, координата которой численно равна объему второй из меньших емкостей, то есть b. Проведем через нее пунктирную прямую у = b, которая поможет нам определить точки очередного наполнения второго сосуда. Наполнение емкости, объем которой отметили на оси Оу, будем показывать векторами, направленными вертикально вниз. Переливание из этого сосуда в тот, объем которого указан на оси Ох, изобразим векторами, направленными по диагонали вниз. И, наконец, опорожнение последней емкости будет выглядеть в виде вектора, направленного вертикально вверх. Для контроля рядом с концами векторов будем записывать остаток или то, что перелили. Если искомое число получим на оси Ох, то это количество жидкости, накопленной в сосуде объема а, если оно окажется на одной из вертикальных линий, то необходимая величина находится в сосуде объема b. Начерченные векторы являются последовательными шагами решения задачи. 

Для примера решим задачу: 
Разделить содержимое наполненной бочки в 12 ведер пополам при помощи бочек в 9 и 7 ведер.

Построим прямоугольную систему координат так, как описано выше. Вертикальный вектор, направленный вниз к метке 9 — это первый шаг: наполнение 9-ведерной бочки. Вектор 9–2 по диагонали вниз — переливание воды из 9-ведерной в 7-ведерную бочку. Метка 2 означает, что в средней (9-ведерной) бочке осталось 2 ведра воды. Так как меньшая емкость полна (мы дошли до пунктирной линии), то ее следует опорожнить, то есть вылить содержимое в 12-ведерную бочку — вектор направлен вертикально вверх. Следующий ход — вылить оставшиеся в средней бочке 2 ведра воды в меньшую (вектор 2–2). Поскольку вектор показывает на ось Ох, то это означает, что 9-ведерная бочка пуста, ее нужно вновь наполнить (вектор направлен вертикально вниз до метки 9). Продолжаем при помощи средней бочки наполнять меньшую (вектор по диагонали), оценивая каждый раз при наполнении одной из них содержимое другой и указывая оставшееся число ведер рядом с концом вектора. Продолжая действовать таким образом, скоро обнаруживаем в средней бочке необходимые 6 ведер воды. Эту задачу можно решить иначе, поменяв местами обозначения для 7- и 9-ведерной бочек на координатных осях. Тогда решение достигается с помощью большего количества шагов.

Проанализировав решение задачи, приходим к выводу, что задачу можно решить, если выполняется равенство: с =│nа – mb│, где с — искомое количество жидкости, а и b — данные объемы двух меньших сосудов, n и m — количество наполнений сосудов с объемом соответственно а и b.

Источник

Все задачи на переливания принципиально
делятся на 2 типа.

Первый – когда у нас есть много жидкости (озеро, бесконечно
большая бочка, водопровод), и мы можем наполнять доверху сосуды сколь угодно
большое количество раз, то есть количество жидкости не ограничено. При этом мы
можем безбоязненно выливать воду из сосудов.

Второй – это когда жидкости у нас ровно столько, сколько
изначально налито в сосудах (в этом случае у нас обычно не простая жидкость, а
какая-либо особенная: молоко, сок и т. д.). Чаще всего эту жидкость ещё и
нельзя проливать – авторы стараются это отдельно оговаривать. Если же мы можем
выливать жидкость, то в условиях задачи обычно присутствует какой-либо
персонаж, который может пить данный тип жидкости: Кот Баюн, сосед Гриша и т. п.

Читайте также:  Сосуды на сгибе ноги

Также стоит понять принцип задач на переливания: например,
если у нас есть сосуд объемом 8 литров и 5 литров, и нам надо отмерить 2 литра
воды, мы не имеем права на следующее решение: «Наполним восьмилитровый сосуд на
четверть – таким образом, мы и получим 2 литра воды». Или: «Давайте опустошим
наш 5 литровый сосуд на 60%, тогда в нем останется ровно 2 литра воды». Так
делать нельзя.

Задачи на переливание – это задачи, в которых с помощью
сосудов известных емкостей требуется отмерить некоторое количество жидкости.
Простейший прием решения задач этого класса состоит в переборе возможных
вариантов. Такой метод решения не совсем удачный, в нем трудно выделить
какой-либо общий подход к решению других подобных задач.

Более систематический подход к решению задач “на
переливание” заключается в использовании отдельных таблиц, в которые
заносят количество жидкости в каждом из имеющихся сосудов.

Отмерить 3л жидкости, имея сосуд 5л.

Какое наименьшее число переливаний потребуется для того,
чтобы в четырехлитровую кастрюлю с помощью крана и пятилитровой банки налить 3
литра воды?

Наливаем полную кастрюлю.

Переливаем воду из кастрюли в пятилитровую банку.

Доливаем полную банку, и в кастрюле остается 3 литра воды.

Деление 10 литров поровну, имея сосуды 3, 6 и 7 литров.

Разделить на две равные части воду, находящуюся в 6-литровом
сосуде (4л) и в 7-литровом сосуде (6л), пользуясь этими и 3-литровым сосудами.
Какое наименьшее количество переливаний потребуется?

В скобках – второй вариант решения.

Сосуд 6 л

Сосуд 3 л

Сосуд 7 л

До переливания

4

6

Первое переливание

1 (4)

3 (3)

6 (3)

Второе переливание

1 (6)

2 (1)

7 (3)

Третье переливание

6 (2)

2 (1)

2 (7)

Четвертое переливание

5 (2)

3 (3)

2 (5)

Пятое переливание

5 (5)

0 (0)

5 (5)































              Задача 3.

Деление 8л поровну, имея сосуды 8, 5 и 3 л.

Разделить на две равные части воду, находящуюся в полном
сосуде, пользуясь этим и пустыми 5- и 3-литровыми сосудами. Какое наименьшее
количество переливаний потребуется?

Сосуд 8 л

Сосуд 5 л

Сосуд 3 л

До переливания

8

Первое переливание

3

5

Второе переливание

3

2

3

Третье переливание

6

2

Четвертое переливание

6

2

Пятое переливание

1

5

2

Шестое переливание

1

4

3

Седьмое переливание

4

4












Задачи для самостоятельного решения.

1) Для приготовления компота маме нужно налить в 5-литровую
кастрюли 4 литра воды. Как маме справиться с этой задачей, если у мамы есть
кроме этой кастрюли ещё 3-литровая банка, водопроводный кран и раковина, куда
можно выливать воду?

2) У Марьи есть 2 кувшина объёмом 8 и 3 литра. В
восьмилитровом кувшине налит весь имеющийся у Марьи кисель. Как отмерить 2
литра киселя? Все излишки киселя можно отдать Коту Баюну, который просто
обожает это лакомство.

3) В кастрюле налито 8 литров супа. Есть также пустые 3-х и
5-тилитровая банки. Требуется отмерить 4 литра супа. Как это сделать, если суп
нельзя проливать?

Источник

Правила клинического использования донорской крови и (или)ее компонентов.

Система АВО
Основными антигенами системы АВО являются 2-А и В. В качестве
отдельных специфичностей в ней выделяют еще 2антигена-А, В и А1.
Отсутствие на эритроцитах указанных 4 антигенов обозночают О.
Антитела анти-А и анти-В имеют естественное происхождение. Они
обозначены греческими α иβ.
Различают 4 группы крови, образуемые сочетаниями антигенов А и В с изогемагглютининами α иβ. На эритроцитах первой группы О (I), антигены А и В отсутствуют, в плазме содержатся антитела α иβ. Во вторй группе крови А (II) , на эритроцитах имеется антиген А, в плазме присутствуют антитела β. В третей группе В (III) содержатся антиген В и антитела α. В четвертой группе АВ (IV) присутствуют антигены АиВ, в сыворотке крови отсутствуют изоггемаглютинины α и β.

Резус Rh фактор

Резус фактор это антиген содержащийся в эритроцитах 85% людей, а также у обезьян Macaus rhesus.
Кровь людей, эритроциты которых содержат Rh, называются положительной.
Существует несколько различных антигенов системы Rh, в том числе группа Нr, составляющая с Rh общую систему.
Rh-Hr
Включающую в себя -3 разновидности Rh агглютиногена (С, Д, Е)
-3разновидности Нr агглютиногена (с, д, е) и другие более редкие виды.
Агглютиноген Нr содержится в эритроцитах 83% людей.
Резус фактор передается по наследству как доминантный признак и не меняется в течение всей жизни.

Переливание компонентов крови имеет право проводить:
-Лечащий или дежурный врач.
-Во время операции хирург или анестезиолог (не участвующий в операции или наркозе).
-Врач отделения или кабинета гемотрансфузии.
-Врач -трансфузиолог.

Определение группы крови по системе АВО
(С применением цоликлонов)
-2 капли (0, 1 мл) реагента и рядом по одной капле осадка эритроцитов (0, 02 – 0, 03 мл)
-Сыворотку и эритроциты перемешивают стеклянной палочкой
-Пластинку периодически покачивают, наблюдая за ходом реакции в течение 5 мин (позволяет выявить слабый агглютиноген А2)
-производят интерпретацию результатов

Трудноопределимые группы крови

Подгруппы крови. Антиген А, содержащийся в эритроцитах группы А (II) и AB (IV), может быть представлен двумя вариантами (подгруппами) – А_1 и А_2. Антиген В таких различий не имеет.
Неспецифическая агглютинация эритроцитов. О ней судят на основании способности эритроцитов агглютинироваться сыворотками всех групп, включая AB (IV).

Неспецифическая агглютинация наблюдается при аутоиммунной гемолитической анемии и других аутоиммунных заболеваниях, сопровождающихся адсорбцией аутоантител на эритроцитах, при гемолитической болезни новорожденных, эритроциты которых нагружены аллоантителами матери.

Кровяные химеры. Кровяными химерами называют одновременное пребывание в кровяном русле двух популяций эритроцитов, отличающихся по группе крови и другим антигенам.

Трансфузионные химеры возникают в результате многократного переливания эритроцитной массы или взвеси группы 0 (I) реципиентам другой группы. Истинные химеры встречаются у гетерозиготных близнецов, а также после пересадки аллогенного костного мозга.

Другие особенности. Определение группы крови АВ0 и резус принадлежности может быть затруднено у больных в связи с изменением свойств эритроцитов при различных патологических состояниях (у больных циррозом печени, при ожогах, сепсисе).

Определение резус -принадлежности

Наносят большую каплю (около 0, 1 мл) реагента на планшет. Наносят рядом маленькую каплю (0, 02-0, 03 мл) исследуемых эритроцитов.
Тщательно смешивают реагент с эритроцитами стеклянной палочкой.
Мягко покачивают пластинку.
Результаты реакции учитывают через 3 мин после смешивания.
При наличии агглютинации исследуемая кровь маркируется как резус положительная, при отсутствии – как резус отрицательная.

Читайте также:  Компресс на глаза от сосудов

Проба на совместимость на плоскости при комнатной температуре

для проведения проб на индивидуальную совместимось используется кровь ( сыворотка) больного, взятая перед трансфузией или не более чем за 24 часа, при условии хранения при температуре +4+2°С.

На пластинку наносят 2 – 3 капли сыворотки реципиента и добавляют небольшое количество эритроцитов с таким расчетом, чтобы соотношение эритроцитов и сыворотки было 1: 10
Далее эритроциты перемешивают с сывороткой, пластинку слегка покачивают в течение 5 мин.

Проба на совместимость с применением 33%полиглюкина

В пробирку вносят 2 капли (0, 1 мл) сыворотки реципиента 1 каплю (0, 05) мл эритроцитов донора и добавляют 1 каплю (0, 1 мл) 33% полиглюкина.

Пробирку наклоняют до горизонтального положения, слегка потряхивая, затем медленно вращают таким образом, чтобы содержимое ее растеклось по стенкам тонким слоем. Контакт эритроцитов с сывороткой больного при вращении пробирки следует продолжать не менее 3 мин.

Через 3 – 5 мин в пробирку добавляют 2 – 3 мл физиологического раствора и перемешивают содержимое путем 2 – 3-х кратного перевертывания пробирки, не взбалтывая.

Результат учитывают, просматривая пробирки на свет невооруженным глазом или через лупу. Агглютинация эритроцитов свидетельствует о том, что кровь реципиента и донора несовместимы, отсутствие агглютинации является показателем совместимости крови донора и реципиента.

Технические ошибки

Ошибочный порядок расположения реагентов.
Температурные условия (определение группы крови производят при температуре не ниже 15°Си не выше 25°С)
Соотношение реагентов и исследуемых эритроцитов.
Продолжительность наблюдения. (позволяет выявить слабый агглютиноген А_2, характеризующийся замедленной агглютинацией)

Биологическая проба

Биологическую пробу проводят независимо от объема гемотрансфузионной среды и скорости ее введения.

При необходимости переливания нескольких доз компонентов крови биологическую пробу проводят перед началом переливания каждой новой дозы.

Техника проведения биологической пробы:
однократно переливается 10 мл гемотрансфузионной среды со скоростью 2 – 3 мл (40 – 60 капель) в мин

в течение 3 мин наблюдают за реципиентом, контролируя у него пульс, дыхание, артериальное давление, общее состояние, цвет кожи, измеряют температуру тела

такую процедуру повторяют еще дважды. Появление в этот период даже одного из таких клинических симптомов, как озноб, боли в пояснице, чувство жара и стеснения в груди, головной боли, тошноты или рвоты, требует немедленного прекращения трансфузии и отказа от переливания данной трансфузионной среды.

Экстренность трансфузии компонентов крови не освобождает от выполнения биологической пробы!!!

Врач, проводящий переливание компонентов крови обязан:

1.Определить      показания   для проведения   гемотрансфузионной терапии    с    учетом    противопоказаний.

2. Получить информированное добровольное согласие реципиента или его законного представителя на проведение гемотрансфузионной терапии по установленной форме.

3. Провести первичное определение групповой принадлежности крови больного по системе АВО.

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДАННЫЕ О ГРУППОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ПО СИСТЕМАМ АВО И РЕЗУС ИЗ ПАСПОРТА, ПРЕДШЕДСТВУЮЩЕЙ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ И ДРУГИХ ДОКУМЕНТОВ.

4. Внести в направление в клинико-диагностическую лабораторию (форма № 207/у), сведения о результате определения группы крови по системе АВО, серии диагностикумов, трансфузионный и акушерско-гинекологический анамнез. Подписать направление

5. Ознакомиться с заключением клинико-диагностической лаборатории. Перенести данные о групповой и резус-принадлежности больного на лицевую часть медицинской карты стационарного больного с указанием даты анализа и своей фамилии.

6. Оформить предтрансфузионный эпикриз.

7. Провести макроскопическую оценку лабораторного желатина и диагностикумов.

8. Провести макроскопическую оценку каждой дозы гемотрансфузионной среды.

9. Повторно непосредственно перед трансфузией определить группу крови реципиента по системе АВО

10. Определить группу крови по системе АВО с эритроцитсодержащей средой.

11. Проконтролировать соответствие паспортных данных.

12. Провести пробу на совместимость крови реципиента и крови донора (гемотрансфузионной среды) по системам АВО и резус.

13. Зафиксировать результат изосерологических исследований в протоколе операции переливания крови.

ПРОБЫ НА ИНДИВИДУАЛЬНУЮ СОВМЕСТИМОСТЬ ПО СИСТЕМЕ АВО И РЕЗУС НЕ ЗАМЕНЯЮТ ДРУГ ДРУГА.

ПРОВОДЯТСЯ ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ С ОБРАЗЦАМИ КРОВИ ИЗ КАЖДОГО КОНТЕЙНЕРА.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫ, ДАЖЕ ЕСЛИ ЭРИТРОЦИТНАЯ МАССА ИЛИ ВЗВЕСЬ ПОДОБРАНЫ РЕЦИПИЕНТУ ИНДИВИДУАЛЬНО В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ЛАБОРАТОРИИ.

14. Провести биологическую пробу. Зафиксировать её результат в протоколе операции переливания крови.

15. Контролировать состояние реципиента, темп введения трансфузионной среды.

16. При изменении состояния больного в первую очередь исключить посттрансфузионное осложнение.

17. Оценить показатели артериаль­ного давления, пульса, результаты термометрии.

18. Зарегистрировать гемотрансфузию:

•в дневнике наблюдений медицинской карты стационарного больного;

•в журнале регистрации переливаний крови и её компонентов (форма № 009/у) ;

•заполнить протокол гемотрансфузии

19. Провести макрооценку первой порции мочи.

20. Назначить клинические анализы крови и мочи на следующие сутки после гемотрансфузии.

21. Провести оценку суточного диуреза, водного баланса, результатов анализов мочи и крови.

22. Наблюдать за больным с отражением результатов наблюдения в дневнике истории болезни. При изменении клинической симптоматики и лабораторных показателей до выписки больного из стационара в первую очередь исключить посттрансфузионное осложнение.

Осложнения
-Иммунные осложнения ( острый гемолиз, гипертермическая негемолитическая реакция, анафилактический шок, некардиогенный отек легких)

-Неиммунные осложнения (острый гемолиз, бактериальный шок, ОССН, отек легких)

-Непосредственные осложнения (аллоиммунизация антигенами эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов или плазменными белками, гемолиз, реакция <<трансплантат против хозяина>>, посттрансфузионная пурпура)

Отдаленные осложнения

-Иммунные ( гемолиз, Реакция “трансплантат против хозяина”, Посттрансфузионная пурпура, Аллоиммунизация антигенами эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов или плазменными белками

Литература:

А. Г. Румянцев, В. А. Аграненко. Клиническая трансфузиология-М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1997.

Е. Б. Жибурт. Трансфузиология-С.: ПИТЕР, 2002.

Правила и аудит переливания крови. Руководство для врачей. -М. , РАЕН, 2010.

Рагимов А. А. Трансфузиология. Национальное руководство-М.: ГЭОТАР Медиа, 2012.

С. И. Донсков, В. А. Мороков. Группы крови человека: Руководство по иммуносерологии-М.: ИП Скороходов В. А. , 2013.

Жибурт Е. Б. Менеджмент крови пациента//Здравоохранение. -2014.

Алгоритмы исследования антигенов эритроцитов и антиэритроцитарных антител в сложнодиагностируемых случаях. Методические рекомендации N 99/181 (утв. Минздравом России 17. 05. 2000)

Приказ Минздрава России от 25. 11. 2002 N363 ” Об утверждении Инструкции по применению компонентов крови”

Приказ Минздрава России от 02. 04. 2013 N183н ” Об утверждении правил клинического использования донорской крови и (или) ее компонентов”

Статья добавлена 3 июня 2016 г.

Источник