Первый сосуд из стекла
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 июля 2019; проверки требует 21 правка.
История стекла охватывает примерно 5,6 тыс. лет. В настоящее время считается, что родиной стекла является Древний Египет[1].
Возникновение стекла[править | править код]
Естественным образом произведённое стекло, в особенности вулканическое стекло (обсидиан), использовалось ещё в каменном веке для обработки режущих инструментов. Так как такой материал был редкостью, он стал выгодным товаром.
Бронзовый век[править | править код]
Археологические источники свидетельствуют, что искусственное стекло впервые было произведено на сирийском побережье, в Месопотамии или в Древнем Египте[2]. Большая часть древнейших изделий из стекла была найдена в Египте, благодаря благоприятным для сохранения стекла климатическим условиям, но возможно, что некоторые из этих изделий были ввезены в Египет. Древнейшие стеклянные объекты датируются третьим тысячелетием до н. э. Это стеклянные шарики, которые могли случайно получиться в процессе изготовления металла или керамики.
Кубок начала XVIII века с гербами в окружном музее в Тарнуве — один из самых высоких (54,3 см) сохранившихся образцов художественного мастерства менее известного завода по производству стекла в Любачуве. Кубок был почти целиком покрыт узором из так называемых карповых чешуек с ручной гравировкой.
В позднем бронзовом веке в Египте и в Передней Азии (например, Мегиддо[3]) технология изготовления стекла сделала резкий скачок. Археологические находки этого периода включают слитки из цветного стекла и сосуды, иногда с инкрустацией из полудрагоценных камней. Для изготовления египетского и сирийского стекла использовалась сода, которую легко получить из углей многих видов древесины, в особенности растений-галофитов, произрастающих на берегу моря. Самые ранние сосуды производили, вращая пластичные стеклянные волокна вокруг формы из песка и глины, насаженной на металлический стержень. После этого, многократно нагревая стекло, добивались того, что оно сплавлялось в единый сосуд. Затем полосы цветного стекла можно было нанести поверх первоначальной формы, создавая таким образом орнаменты. Затем форму разрушали, а стержень вынимали из получившегося сосуда.
К XV веку до н. э. стекло массово производилось в Передней Азии, на Крите и в Египте[4]. Предполагается, что технологии производства стекла из природных материалов представляли собой тщательно охраняемую тайну, и эти технологии применялись лишь при дворе правителей наиболее могущественных государств. В других местах стеклоделие состояло в обработке заранее приготовленного стекла, часто в виде слитков. Такие слитки, например, были найдены в месте крушения улу-бурунского корабля около побережья современной Турции.
Стекло продолжало оставаться предметом роскоши, и, казалось, что стеклоделие исчезнет вместе с цивилизациями позднего бронзового века.
Железный век[править | править код]
В IX веке до н. э. стеклоделие было возобновлено в Сирии и на Кипре, при этом были найдены технологии для производства бесцветного стекла. Первое известное «пособие» по производству стекла датируется 650 годом до н. э. — это таблички, содержавшиеся в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала. В Египте стеклоделие так и не было возобновлено, пока оно не было принесено греками в царствие Птолемеев. В эллинистический период произошло дальнейшее развитие технологии стеклоделия, что позволило производить стеклянные изделия большого размера, в частности, столовую посуду. В частности, была разработана технология смешения стекла нескольких цветов, так что получалась мозаичная структура. Именно в этот период бесцветное стекло начало цениться сильнее цветного, и, соответственно, усовершенствованы технологии его изготовления[5].
Римляне[править | править код]
Стеклянные предметы были обнаружены по всей Римской империи, как в домашнем, погребальном, так и в производственном контексте, и использовались в основном для.
пoсуды, а также для мозаики и остекления окон.
Согласно легенде из «Этимологии» Исидора Севильского[6], стекло впервые было изготовлено в устье реки Белус, где прибрежный песок состоит из смеси кварцевого с известняком. Ныне эта река носит название Нахаль Неэман (ивр. נחל נעמן), около города Акко в Израиле.
В части Левантийского побережья, называемого Финикией, есть низменный берег, близко к району, проживания иудеев. Место это около подножия горы Кармель, где течёт река Белус… Быстрое течение водного потока в её устье очищает пески на побережье от загрязнений. Сохранилась история, как на этот берег был выброшен корабль, который вёз соду из Египта в Финикию. Когда купцы занялись приготовлением пищи, то не нашли поблизости никаких камней для того, чтобы сложить очаг. Поэтому, чтобы сложить печь, они принесли куски спрессовавшейся соды с корабля. Песок на берегу смешался при высокой температуре с содой, и полупрозрачными потоками новой жидкости стал вытекать из печи, застывая снаружи. Таково происхождение стекла. |
Источником этой мифологической версии явилась «Естественная история»[7]Плиния Старшего. И возникла эта красивая легенда, вероятно, как отражение римского опыта стекольного производства — белый кварцевый с восточного побережья Средиземного моря, как и из других аналогичных источников сырья, благодаря его химической чистоте широко использовался по всей Римской империи для производства стекла, получившего бурное развитие в I веке до н. э. Первые археологические и достоверные исторические свидетельства появления настоящих стекольных технологий на сирийско-палестинском побережье относятся к этому же времени. Легенда Плиния, как и многое в его причудливых записках[8], закономерно перекочевавшая в творчество Исидора Севильского, разумеется, не может считаться исторически корректным свидетельством[9].
Опытным путём установлено, что таким способом стекло сварить невозможно. Жар, который даст даже очень большой костёр, будет недостаточен для того, чтобы образовался сплав песка и соды; кроме этого, есть и другие технологические особенности, которые вступают в явное противоречие с такой версией зарождения стеклоделия[10][11][12].
Первое застеклённое окно появилось в помещении греческой бани в Помпеях. Его размер составлял метр на полтора метра. Тогда же впервые начала использоваться оконная рама[13].
Средневековье[править | править код]
В эпоху Средневековья стекло широко применяется для изготовления посуды. Центрами стеклоделия становятся Италия (Венецианское стекло) и Чехия (Богемское стекло). Английский монах Роджер Бэкон делает первые шаги в технологии оптического стекла. Стеклянные окна (бифорий, роза, трифора) становятся неотъемлемой частью средневековых готических соборов. Для изготовления оконного стекла в средневековье применялись два метода, «лунный метод» и «метод цилиндров».
Новое и Новейшее время[править | править код]
В дальнейшем технологии стекла получили новые импульсы для своего развития. Оптическое стекло нашло свое выражение в линзах для телескопов и микроскопов. Широко стало использоваться стекло и для производства стеклотары. Стекло продолжило быть неотъемлемым элементом архитектуры как барокко, так и модерна (стеклянный павильон).
В начале XX века бельгийский инженер Эмиль Фурко разработал способ механического производства оконного стекла методом вытягивания[14].
Галерея[править | править код]
Ожерелье из финикийского стекла V–VI век до н. э.
Римское стекло амфориской I–II вв. н. э.
Колба с синей головкой (римская, 300–500 гг. н. э., литое стекло)
Рожок для питья из ломбардского стекла, VI-VII век н. э.
Две чашки кобальтово-синего стекла с позолоченным цветочным декором из Индии, могольские, около 1700–1775 гг.
База для водопровода, Индия, могольская, ок. 1700-1775 гг.
Венецианский кубок, сделанный в Италии в начале XIX века.
Браслеты с павлинами, Дели, эмалированное серебро, инкрустированное драгоценными камнями и стеклом, XIX век
Кувшин, 1876 г., Джеймс Пауэлл и сыновья
Сифонный флакон для сельтерской воды, 1922 г.
Чайная чашка Нью Мартинсвилле Гласс Хостмастер, кобальтово-синяя, 1930 г.
Парфюмерный набор из СССР, ок. 1965 г.
Примечания[править | править код]
- ↑ Первое древнее египетское стекло
- ↑ Expedition in Ancient Anatolia. Travel notes and photos of archaeological. The History of Glass: Ancient Glass Work at Bodrum Museum
- ↑ Christine Lilyquist. Granulation and Glass: Chronological and Stylistic Investigations at Selected Sites, ca. 2500-1400 B.C.E (англ.) // Bulletin of the American Schools of Oriental Research : journal. — 1993. — Vol. 290/291. — P. 29—94.
- ↑ W. Patrick McCray, Prehistory and history of glassmaking technology, American Ceramic Society, 2007 ISBN 1574980416
- ↑ Douglas, R. W. A history of glassmaking (неопр.). — Henley-on-Thames: G T Foulis & Co Ltd, 1972. — ISBN 0854291172.
- ↑ Etymologiae Isidori Hispalensis Episcopi. Etymologiarum sive Originum. Liber XVI. De lapidibus et metallis — Латинский текст
- ↑ Естественная история — Латинский текст
- ↑ Плиний ничтоже сумняша повествует о натихорах — существах с человеческой головой и хвостом скорпиона или о катаплебах, при взгляде на которых человек умирает, о блеммийцах, не имеющих голов, а рот и глаза у них находятся на груди, о сатирах, у которых, кроме внешнего сходства, нет ничего человеческого, об гимантоподах, которые косолапы, и которые не ходят, а ползают. У него встречаются недостоверные факты и неправильные суждения: в 73 (181) главе 2-й книги «Естественной истории» приводится совершенно абсурдное толкование причин неравенства дня и ночи и т. п. Архивная копия от 17 августа 2011 на Wayback Machine
- ↑ Expedition in Ancient Anatolia. Travel notes and photos of archaeological. Roman Glass Work: Genie in a Bottle
- ↑ Рассказ Плиния — О попытке получения стекла по его «рецепту». (недоступная ссылка)
- ↑ Notes for a History of Glass in Building By Lorenzo Matteoli Архивная копия от 26 декабря 2010 на Wayback Machine
- ↑ Smart Glass, inc
- ↑ Кто изобрёл стекло и где это произошло?
- ↑ Alex Baerts, Bruno De Corte, Robin Engels, Karel Haustraete, Stephanie van de Voorde & Patrick Viaene. 18. De ingenieur die het lang wist te rekken // Ingenieurs en hun erfgoed. — Leuven: SIWE, 2009. — С. 66—99. — 100 с.
Ссылки[править | править код]
- Краткая история стекла
Литература[править | править код]
- Качалов Н.Н. Стекло. — Москва: Издательство Академии наук СССР, 1959. — С. 98—128. — 465 с.
- The History of Glass, Dan Klein and Ward Lloyd, Tiger Books Internat, 1997, ISBN 978-1-85501-899-0
Источник
Прежде чем попасть к нам в том виде, в каком мы сейчас его знаем, стекло проделало долгий путь длиной в несколько тысяч лет.
Жилища наших прародителей, древних людей, стёкол вообще не имели. Свет проникал через узкие проходы в скалах или каменистых пещерах.
Но изобретение стекла — не привилегия человека. Образцы этого материала людям показала… природа. Природные стёкла образовывались из лавы, выливавшейся во время извержения вулканов. Стекло то было мутным, тёмным по цвету. Сегодня мы знаем его как обсидиан.
Изобретатели стекла
История этого материала так далека во времени, что изменялась не один раз в свете археологических открытий и всё ещё считается спорной. На первенство в стеклоделании претендуют Египет, Средиземноморье, Африка и Древняя Месопотамия.
Образцы египетского стекла — это стеклянная глазурь на фаянсовых плитках пирамиды Джессера, время создания которой — XXVII век до н. э. Есть и ещё более ранние образчики — фаянсовые украшения возрастом около 5 000 лет.
Сначала стекло у египтян выходило мутного синеватого или зеленоватого оттенка — в зависимости от того, где добывали песок для его производства и какие примеси он содержал. Бесцветное стекло люди научились делать гораздо позднее, вероятно — в I веке уже нашей эры: для обесцвечивания стали использовать марганец.
В Месопотамии археологи нашли стеклянную цилиндрическую печать возрастом примерно 4 500 лет. Сосуды для благовоний — одна из частых находок учёных при раскопках территории Старовавилонского царства.
Древнее производство стекла
Всё больше исследователей склоняются к тому, что стекло возникло независимо сразу в нескольких местах. Как это случилось — пока загадка. Стекло было настолько ценным материалом, что сведения о его производстве хранились в строжайшем секрете. Лишь немногие сведения дошли до нас.
Так, египтяне плавили песок и соду в глиняных сосудах на открытом пламени. Когда ингредиенты спекались, их бросали в ледяную воду для растрескивания. Полученные куски — фритты — размалывали в пыль, а потом снова плавили. Технология получила название фриттование и использовалась несколько веков.
Интересен и тот факт, что первые стеклянные изделия были сплошь фигурными — печати, крошечные сосуды, бусины. Связано это с неумением древних людей делать плоское стекло — они просто выдували из стеклянной массы разнообразные формы.
Плоское, бесцветное стекло появилось массово в европейских государствах только в XIII веке. Однако при раскопках Помпеи учёные обнаружили образцы плоских стёкол, значит — технология была известна давно.
Как стекло завоёвывало мир?
Первое застеклённое окно появилось в помещении греческой бани в Помпеях. Его размер составлял метр на полтора метра. Чуть позже небольшие окна появляются в залах для пиршества греческой знати. Причём, только с южной стороны. Но это – что касается мужчин. На женской половине жилья окон в то время вообще не полагалось.
Наибольший расцвет стекло переживает в Древнем Риме. Именно здесь окно появляется в том виде, в каком мы сейчас его знаем – помещённое в раму из металла. Чаще всего из бронзы. Тогда же появляются и первые «дамские» зеркала, предназначенные для женщин из числа римской знати.
Гораздо больший расцвет стекло переживает в средние века в Венеции. Причём изготавливается оно в самых разных видах — как оконное стекло, зеркала и изящная стеклянная посуда. Именно Венеция в XVI – XVII веках становится едва ли не мировым производителем стекла.
В то же самое время в домах простых людей стекло оставалось непозволительной роскошью. В роли оконного стекла здесь выступает обычный бычий пузырь, который натягивали на деревянные, небольшого размера рамы.
В России стекло начинает широко применяться в царствование династии Романовых. Именно тогда им начинают украшать входы в виде цветных витражей и даже фасад зданий. Первый стекольный завод был построен в середине XVII века в Воскресенске. Здесь из стекла начинают делать стеклянную посуду и украшают цветным стеклом дворцы знати.
При российском императоре Петре I в России действует уже шесть стекольных заводов. Однако у простого люда оконные стёкла по-прежнему заменяет промасленная бумага и пузырь.
Источник
Прочитав крайне интересную публикацию об истории стекла, тут же захотелось углубиться в такую специфическую тему, как история и производство предметов из стекла. Но не всех сразу, а тех, которые близки именно мне, и о которых я знаю что-то из личного общения с ними. Продолжу с момента, когда стеклоделие из ремесленного стало перерастать в массовое промышленное производство и стало предметом повседневного быта. Случилось это в конце XIX века. Догадайтесь, о каких стеклянных предметах может написать Бутылочный Маньяк? 🙂
Ода Бутылке
1. О сосудах вообще.
Энциклопедия определяет бутылку как «сосуд для жидкостей с узким горлышком». По данным историков и археологов, первые бутылки начали производить в странах Ближнего Востока и Северной Африки в VI веке. Они имели «ушки» под ремешки для удобства при переноске. До этого жидкости хранили и перевозили в глиняной посуде (амфорах), медных кувшинах, деревянной посуде и бурдюках, что было не очень удобно и практично. Поэтому как только человек научился лить стекло, едва ли не первыми предметами стекольного производства стали БУТЫЛКИ.
Первые опыты при производстве бутылок были разнообразными — сосуды получались кривыми, мутными, непонятного цвета и формы (надо сказать, и сейчас они такими получаются у не слишком опытных мастеров-стеклодувов, века мелькают — ничего не меняется), но уже легкими и удобными, что как раз и нужно было для производства и хранения напитков (удобными — возможно, а вот легкими — спорное утверждение, особенно, когда из мастерской приходит небольшая бутылочка весом 4 кг…. ээ.. ну да ладно).
Когда в Венеции развилось стекольное ремесло и слава венецианских изделий ушла далеко за границы Апеннинского полуострова, местные умельцы бутылки отливали в металлических формах и они стали художественными изделиями: причудливого облика, высокие и изящные, плоские или почти шарообразные, украшенные выпуклыми рельефными рисунками с изображением не только цветов и плодов, но и жанровых сценок из мифологии. В таких бутылках на стол в богатых домах подавали напитки и приправы (благословенные времена были, эх!). Другие служили для хранения прочих жидких продуктов, но и они были в то время весьма дорогими.
В XVII — XVIII веках в стеклянных сосудах стали хранить медикаменты и парфюмерные изделия. А бутылка без пробки — это уже не бутылка, а просто сосуд для жидкости. Тогда же появились притертые пробки из стекла же или коры пробкового дуба, обеспечивающие герметичную укупорку; до этого использовались пробки из различных материалов (даже пучок лыка), а сверху, как правило, заливались воском, на котором владелец или изготовитель продукции ставил свою печать. Сургуч для этих целей стали применять значительно позже.
Заводское производство стекла в России началось в 1635 году. Примерно в то же время освоили и выпуск бутылок. Первая отечественная бутылка была выпущена на стекольном заводе, построенном в районе нынешней подмосковной станции Истра, и предназначалась только для аптекарских целей.
Чуть позже, при Петре I, появилась мера «бутылка».
Русская бутылка = 1/20 ведра = 1/2 штофа = 5 чарок = 0,6 литра (поллитровка появилась позже — в двадцатые годы XX века). Поскольку в ведре вмещалось 20 бутылок (2 0 x 0,6 = 12 л), а в торговле счет шел на ведра, то ящик до сих пор вмещает 20 бутылок.
Или так:
После создания метрической системы в 1792 году винная бутылка стала служить мерой. Тем более что ее производство строго контролировалось. Емкость в 0.75 литра была утверждена в 1866 году. Это было выбрано не случайным образом: ящик из 6 бутылок (4.5 литра) был эквивалентен галлону согласно британской имперской системе. И практическая сторона: бутылку в 0.75 литра можно разлить на 6 фужеров (или 6 винных бокалов).
В конце XIX века, американский инженер Майкл Оуэнс изобрел автоматическую машину для производства бутылки. К 1920 году в Соединенных Штатах уже работало примерно 200 машин Оуэнса. Вскоре подобные машины получили широкое распространение во всем мире. C тех пор бутылки — один из наиболее массовых видов продукции стекольного производства. Они такие разные! По назначению, форме, цвету, вместимости — одно неизменно — они стеклянные (пластиковую тару я тут в расчет не беру — это тоже емкости, конечно, но мы говорим о настоящих бутылках).
В СССР количество видов бутылок, выпускаемых для пищевых жидкостей, было довольно ограничено, в соответствии с действующим стандартом, всего несколько десятков: для тихих вин, шампанского, коньяков, водки, ликеров, соков, пива, безалкогольных напитков, растительного масла и молочных продуктов, в отличие от парфюмерно-косметической и фармацевтической промышленности, где самой разнообразной стеклянной тары великое множество. Но мой экскурс в историю посвящен опять же не всем подряд сосудам, а только самым совершенным — бутылкам для вин и прочих алкогольных продуктов.
В Мадриде существует единственный в мире музей, где экспонируется более 10 тыс. экземпляров стеклянных сосудов со всего света (хочу жить в этом музее).
2. Биография бутылки.
Когда-то вино пили вместо воды (разводили, конечно, до цвета аметиста). До начала XVII столетия вино считалось единственным и неповторимым целебным, укрепляющим силы, долго хранящимся напитком. В городах сырую воду пить было опасно. Эль без содержания хмеля портился очень быстро. Кроме того, в те времена не существовало напитков, содержащих кофеин. Для хранения вина кроме глиняной и деревянной посуды еще использовали большие кожаные мешки из цельной шкуры коз или овец специальной выделки. Они вмещали до 60 литров напитка из забродившего винограда. Для больших бурдюков вместимостью 300 литров использовались шкуры быков и буйволов. Сшитую шкуру выворачивали мехом внутрь — шерсть с подшерстком служила дополнительным фильтром для вина. Снаружи кожу натирали солью, а изнутри пропитывали дегтем. Вкус вина в таком сосуде приобретал «дымный» оттенок. В XVII в. все изменилось: из Центральной Америки по миру отправился шоколад, из Аравии — кофе и, наконец, чай — из Китая.
В это же время в Дании развивалось искусство дистиллировать воду, на западе Франции изобретались перегонные аппараты для дешевого белого вина, добавки хмеля превратили эль в гораздо более «выносливое» пиво; в крупнейших городах побежала по трубам чистая вода, которой раньше так недоставало их жителям.
Над винной индустрией нависла угроза исчезновения — необходимы были новые замыслы и свежие проекты.
Поэтому не случайно создание самых прославленных марок вина, которые сегодня считаются классическими, относится ко второй половине XVII века. Их успеху способствовало изобретение стеклянных бутылок.
Бутылка, больше похожая на современную, была впервые произведена в 1630 году англичанином Кенелмом Дигби. Впрочем, это был скорее декантер, чем бутыль. Декантером называется специальный графин, в который любители все делать правильно наливают вино, прежде чем разлить его по бокалам. Произведение мистера Дигби, сделанное из тонкого и хрупкого стекла, и предназначалось для того, чтобы донести вино от бочки, стоящей в погребе, до стола.
Начали появляться бутыли круглой формы из толстого стекла темно-коричневого и зеленого цвета. Ведь, как известно, вино не любит свет, и должно храниться в максимальной темноте.
Примечательно, что в вопросе изготовления бутылок Россия практически не отстала от Запада. Производство стеклянных бутылок началось в нашей стране всего через 5 лет после изобретения мистера Дигби. Это при том, что примерно в это же время в России вообще узнали, что такое стекло и как его делать. С тех пор и повелось — жидкости (кроме нефти) — лучше в стекле.
3. Мое признание в любви Бутылке.
Посмотрите на бутылку раз в жизни не как на оболочку напитка, а как на самостоятельное произведение искусства! Её форма совершенна, как фигура женщины, она стройна и грациозна; она живая… Её так приятно держать в руках, она податлива и отзывчива (Фрейда оставим в покое), она на все готова, и совершенно несправедливо относиться к ней, как к обычному ничего не значащему предмету, или даже как к хламу, который не жалко выбросить.
Несколько фотографий старых гутных бутылок из моей домашней коллекции:
4-й сон Бутылочного Маньяка: пройдет какая-то сотня-другая лет, и бутылка станет очень редким антикварным предметом, дорогим подарком, стоящим только на столе истинных ценителей прекрасного. Теперь вина разливают в коробки и пластиковые пакеты, все реже увидишь на столе изящную бутылку или основательный штоф, даже посуда сменяется бумажными тарелками и пластиковыми стаканами — это же так удобно — раз! и выбросил… а где же фарфор и фаянс, столовое серебро, хрустальные бокалы? Нет их, что разбилось, что осело в коллекциях, что затерялось при переездах — жизнь стремительна и нам некогда задумываться о красоте…
Хрупкое стекло ждет та же участь, оно тяжелее картона, его не так удобно складировать, его сложнее перерабатывать, могу назвать еще кучу причин, почему бутылки скоро вытеснятся более совершенными материалами. А про стеклянные бутылки люди забудут, и только изредка, по большим праздникам в домах состоятельных людей будет появляться на столе такая редкость — стеклянная бутылка с вином, виски, коньяком… (проснулась — хороший был сон, часто снится)
Еще говорят, именно в красивых бутылках охотнее всего поселяются джинны, готовые исполнить любое желание владельца бутылки, так что будьте внимательны… Я искренне верю в то, что пишу. И не только я, у Рэя Бредбери есть чудесный рассказик «Синяя бутылка» — он короткий и очень философский, прочитайте на досуге, не пожалеете.
Очень уж я люблю этот предмет, его форму, его душу; надеюсь мне удалось передать словами то, что я чувствую, когда беру в руки БУТЫЛКУ.
Факты и некоторые фотографии найдены на просторах интренета, часть фотографий и мыслей — мои собственные. Статья не образовательная, в интернете полно информации о бутылках с самыми противоречивыми сведениями, если хочется — копайте, читайте, делитесь..
Автор статьи о стекле (ссылка в начале) обещал написать еще о лэмпворке, а я, если интересно, могу написать о гутной технике и выдувании крупных форматов — бутылок, конечно.
Спасибо за внимание, ваш Бутылочный Маньяк, Ольга Родионова
Источник