По каким сосудам перемещается вода с минеральными веществами

По каким сосудам перемещается вода с минеральными веществами thumbnail

Стебель 1 вариант

Задание №1. Тест с выбором одного правильного ответа.

1. По каким сосудам перемещается вода с минеральными веществами?

А) по кожице Б) по запасающей ткани

В) по сосудам древесины Г) по сосудам луба

2. Назовите в молодом однолетнем побеге липы ткань, расположенную на поверхности стебля.

А) кора с лубом Б) древесина В) кожица Г) пробка

3. Между какими структурами в стебле древесных растений располагается камбий?

А) луб и древесина Б) кора и луб

В) древесина и сердцевина Г) пробка и луб

4. Назовите в стебле ткань, в сторону которой камбий откладывает клеток больше, чем в другую.

А) луб Б) пробка В) древесина

Г) образовательная ткань конуса нарастания

5. Какой размер имеют клетки древесины, образованной весной и в начале лета, относительно клеток древесины, образованных в конце лета?

А) такой же Б) больший В) меньший

Г) они изменяют форму, а не размер

6. Назовите в стебле трехлетней липы ткань, которая по отношению к поверхности расположена первой

А) кора с лубом Б) древесина В) камбий Г) сердцевина

7. Прирост, какой ткани называют годичным кольцом?

А) только древесина Б) только древесина и луб

В) древесина, луб и пробка Г) пробка

8. Каким термином называют стебель, который растет вертикально вверх?

А) вертикальный Б) прямостоячий

В) вертикально растущий Г) прямой

9. Как называют подземный видоизмененный побег, который имеет следующее строение: стебель длинный, часто утолщенный, с чешуевидными недоразвитыми листьями или рубцами от листьев на узлах, с почками и обычно придаточными корнями?

А) корнеклубень Б) корневище В) клубень Г) корнеплод

10. Назовите видоизменение одного из органов, которое имеется у картофеля, хохлатки, топинамбура.

А) корневище Б) клубни В) корнеплоды Г) луковицы

11. Чечевички выполняют функцию:

А) защищают от пыли Б) участвуют в газообмене

В) замедляют испарение воды Г) защищают от бактерий

12. У каких растений встречается такое видоизменение стебля как луковица?

А) пырей Б) топинамбур В) нарцисс Г) горох

13. Стебель состоит из:

А) узлов и листьев Б) листьев и цветков

В) узлов и междоузлий Г) листьев и почек

14. Стеблевая часть луковицы – это

А) донце Б) глазки В) сухие чешуи Г) детки

15. К видоизменению побега относят:

А) корнеплод Б) корневище

В) корневые шишки Г) все ответы верны

16. К суккулентам относят:

А) клевер ползучий Б) алоэ В) герань Г) плющ

Задание №2. Напиши, что обозначено цифрами от 1 до 8?

3

4

1

2

5

6

7

8

Стебель 2 вариант

Задание №1. Тест с выбором одного правильного ответа.

1. По каким сосудам перемещаются органические вещества?

А) по сосудам древесины Б) по кожице

В) по сосудам луба Г) по запасающей ткани

2. Назовите структуру (часть) стебля, состоящую из отмерших клеток.

А) камбий Б) луб В) древесина Г) сердцевина

3. Назовите часть стебля, из которой путем деления образуются клетки древесины.

А) кора Б) древесина В) камбий Г) сердцевина

4. Прирост, какой ткани называют годичным кольцом?

А) только древесина Б) только древесина и луб

В) древесина, луб и пробка Г) пробка

5. В состав, какой части цветкового растения входят сосуды?

А) кора Б) луб В) камбий Г) древесина

6. Назовите в стебле ткань, в сторону которой камбий откладывает меньше, чем в другую.

А) луб Б) пробка В) древесина

В) образовательная ткань конуса нарастания

7. Что из перечисленного ниже является видоизменением листа?

А) усы земляники Б) надземный клубень капусты кольраби

В) колючки боярышника Г) усики гороха

8. У какого растения стебель выполняет фотозинтезирующую функцию?

А) стебель многолетней липы Б) стебель кактуса

В) корневище папоротника Г) стебель повилики

9. Назовите видоизменения побегов…

А) придаточные корни Б) корнеплоды В) цветки Г) корнеклубни

10. Назовите видоизменение одного из органов, которое имеется у картофеля, хохлатки, топинамбура.

А) корнеплоды Б) клубни В) корневище Г) луковицы

11. Видоизменением, какого органа является луковица?

А) побег Б) боковой корень В) придаточный корень Г) стебель

12. Подземные побеги, на которых развиваются клубни, называются:

А) столоны Б) глазки В) донце Г) корневище

13. У каких растений встречается такое видоизменение стебля как луковица?

А) пырей Б) тюльпан В) топинамбур Г) горох

14. Стебель состоит из:

А) листьев и цветков Б) узлов и междоузлий

В) узлов и листьев Г) листьев и почек

15. К видоизменению побега относят:

А) корнеплод Б) корневые шишки В) клубень Г) все ответы верны

16. К лианам относят:

А) клевер ползучий Б) алоэ В) герань Г) плющ

Задание №2. Напиши, что обозначено цифрами от 1 до 7?

1

2

4

3

5

6

7

Стебель 3 вариант.

1.Подставьте цифру правильного ответа вместо пропущенных слов

  1. Кора.

  2. Древесина.

  3. Сосуды.

  4. Камбий.

  5. Луб.

  6. Чечевички.

  7. Ситовидные трубочки.

  8. Пробка.

  9. Сердцевина.

  10. Кожица.

  1. Дыхание стебля осуществляется через – _______

  2. Кора состоит из – ____________

  3. Стебель растет в толщину за счет – ___________

  4. Годичные кольца образуются в – ___________

  5. Запас питательных веществ осуществляется в – ____________

  6. Ситовидные трубочки находятся в – _____________

  7. Движение воды с минеральными веществами осуществляется через ____

  8. Клетки этого слоя постоянно делятся – __________

  9. Движение раствора органических веществ осуществляется через – ____

  10. Расставьте цифры по сноскам рисунка.

Читайте также:  Омега 3 для укрепления сосудов

2

1

2

. Укажите, что обозначено под цифрами от 1 до 8?

3

5

4

6

7

8

Стебель 3 вариант

1.Подставьте цифру правильного ответа вместо пропущенных слов

  1. Кора.

  2. Древесина.

  3. Сосуды.

  4. Камбий.

  5. Луб.

  6. Чечевички.

  7. Ситовидные трубочки.

  8. Пробка.

  9. Сердцевина.

  10. Кожица.

  1. Дыхание стебля осуществляется через – _______

  2. Кора состоит из – ____________

  3. Стебель растет в толщину за счет – ___________

  4. Годичные кольца образуются в – ___________

  5. Запас питательных веществ осуществляется в – ____________

  6. Ситовидные трубочки находятся в – _____________

  7. Движение воды с минеральными веществами осуществляется через ____

  8. Клетки этого слоя постоянно делятся – __________

  9. Движение раствора органических веществ осуществляется через – ____

  10. Расставьте цифры по сноскам рисунка.

2

1

2

. Укажите, что обозначено под цифрами от 1 до 6?

3

5

4

6

7

8

Источник

Урок 24. Передвижение воды, минеральных и органических веществ по стеблю

Цели: продолжить формирование представления о проводя- щей функции стебля и о взаимосвязи всех частей растения; пока- зать взаимосвязь строения стебля с выполняемыми им функциями.

Оборудование и материалы: комнатные растения, таблицы:

«Строение стебля», «Строение корня», «Строение листа», резуль- таты опытов, поставленных ранее.

Ключевые слова и понятия: нисходящий ток органических веществ, восходящий ток воды и минеральных веществ, сосуды древесины, ситовидные трубки луба.

Ход урока

I. Актуализация знаний

– Вставьте пропущенные слова в текст.

… – это осевая часть побега. По положению в пространстве выде- ляют … стебли, как, например, у пшеницы и кукурузы; вьющийся, как у … и …; … , как у гороха и фасоли. В поперечном сечении стебли могут быть … , ромбические, … , … и др.

Урок 24. Передвижение воды, минеральных и органических веществ

129

Стебли растений выполняют … функцию, … функцию, фотосинте- зирующую функцию и … функцию.

Стебель древесного растения покрыт … , которая защищает расте- ние от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Внутренняя часть коры – … – содержит ситовидные трубки. Основная их функция – проведение … от … к … . Между корой и … расположена образова- тельная ткань – … . За счет деления клеток … происходит рост стеб- ля растения … . По сосудам … вода и растворенные в ней … вещества перемещаются от … к … . Основная функция древесины состоит в … .

II. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя с элементами беседы

– Для начала вспомним, в чем заключается проводящая функ- ция стебля. (По стеблю перемещаются вода с растворенными в ней минеральными веществами и органические вещества.)

– Откуда и куда перемещается вода в стебле? (От корней к ли- стьям.)

– По каким структурам двигается вода в стебле? (По сосудам.)

– Где расположены сосуды? (В древесине.)

Итак, вода с растворенными в ней минеральными веществами перемещается от корней к листьям по сосудам древесины, т. е. это восходящий ток, так как он идет снизу вверх. Чтобы это проверить, давайте проделаем опыты.

2. Опыты

(На уроке учитель демонстрирует только результаты опыта, а условия описывает устно, так как на его проведение необходимо время.)

ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ВОДЫ И МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ ПО СОСУДАМ ДРЕВЕСИНЫ (ВОСХОДЯЩИЙ ТОК)

Оборудование: живые побеги липы, тополя, ивы или любого другого дерева, стакан с водой, подкрашенной чернилами.

Ход опыта

1. Возьмем живую веточку липы и поставим ее в стакан с под- крашенной чернилами водой.

2. Через 3 ч достанем веточку, сделаем поперечный разрез и оценим результат.

Итог. Древесина, по сосудам которой идет восходящий ток воды с растворенными в ней минеральными веществами, окра- силась в цвет чернил, тогда как другие слои остались неокрашен- ными.

Вывод. Вода с растворенными в ней минеральными вещест- вами движется снизу вверх по сосудам древесины.

– А что будет, когда на побегах распустятся листья? (Жилки листьев окрасятся в цвет чернил, что доказывает поступле- ние минеральных веществ в листья.)

– А как можно убедиться в том, что органические вещества поступают с нисходящим током от листьев к корню? (Уча- щиеся высказывают свои предположения.)

Для этого проведем еще один опыт.

(На уроке демонстрируется только результат опыта.)

ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ОТ ЛИСТЬЕВ

К КОРНЯМ С НИСХОДЯЩИМ ТОКОМ

Оборудование: живые облиственные побеги липы, тополя, ивы или любого другого дерева или древесное комнатное растение (фикус, драцена или др.), стакан с водой или стеклянный цилиндр с плотно притертой пробкой.

Ход опыта

1. На нижней части ветки липы, тополя или комнатного расте- ния сделаем надрез и снимем часть коры с лубом (до древесины).

Читайте также:  Дергался сосуд во лбу

2. На другой ветке сделаем надрез, но снимем только кожицу с пробкой.

3. Обе веточки поставим в стакан с водой (если надрез был сделан на комнатном растении, поместим его в стеклянный ци- линдр с водой).

4. Выставим опытные образцы на освещенный подоконник. Итог. Через несколько недель на стебле, лишенном коры с лу- бом, чуть выше надреза образуется утолщение – наплыв. А на стеб- ле с неповрежденным лубом наплыв не образуется. А еще через некоторое время на первой веточке чуть выше надреза образуют- ся корни, на второй веточке корни образуются на конце побега. Вывод. На первой веточке вследствие нарушения проводящих пучков, по которым идет нисходящий ток органических веществ, образуется наплыв над надрезом. Придаточные корни развивают- ся тоже здесь, так как здесь есть органические вещества в доста- точном количестве. На второй веточке ситовидные трубки луба не были повреждены, вследствие этого питательные вещества благополучно поступали к концу побега, где образовались при- даточные корни. Соответственно, органические вещества переме- щаются с нисходящим током от листьев к корню по ситовидным

трубкам луба.

Итак, в стебле растения существует восходящий ток. Вода, поглощенная корнем, с растворенными в ней минеральными ве- ществами поднимается по сосудам древесины к надземным частям растения (листья, почки и т. д.). Кроме того, существует нисхо-

дящий ток. Органические вещества, образовавшиеся в листьях на свету, перемещаются по ситовидным трубкам луба к корням.

III. Закрепление знаний и умений

IV. Подведение итогов урока Домашнее задание

Прочитать параграф, знать основные термины, устно ответить на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 20; учебник В.В. Пасечника § 37.)

Задание для учеников, интересующихся биологией. Попробовать дома самостоятельно проделать опыты, результаты которых на- блюдали на уроке.

Источник

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока – комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

– осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать – понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь – определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: продолжить формирование представления о проводя­щей функции стебля и о взаимосвязи всех частей растения; пока­зать взаимосвязь строения стебля с выполняемыми им функциями.

Оборудование и материалы: комнатные растения, таблицы: «Строение стебля», «Строение корня», «Строение листа», резуль­таты опытов, поставленных ранее.

Ключевые слова и понятия: нисходящий ток органических веществ, восходящий ток воды и минеральных веществ, сосуды древесины, ситовидные трубки луба.

Ход урока

Актуализация знаний

Вставьте пропущенные слова в текст.

… – это осевая часть побега. По положению в пространстве выде­ляют … стебли, как, например, у пшеницы и кукурузы; вьющийся, как у … и …;… , как у гороха и фасоли. В поперечном сечении стебли могут быть . , ромбические, . , . и др.

Стебли растений выполняют … функцию, … функцию, фотосинте­зирующую функцию и … функцию.

Стебель древесного растения покрыт … , которая защищает расте­ние от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Внутренняя часть коры – … – содержит ситовидные трубки. Основная их функция – проведение … от … к … . Между корой и … расположена образова­тельная ткань – … . За счет деления клеток … происходит рост стеб­ля растения … . По сосудам … вода и растворенные в ней … вещества перемещаются от … к … . Основная функция древесины состоит в … .

Читайте также:  В сосуд налита вода массой m

Изучение нового материала

    Рассказ учителя с элементами беседы

    Для начала вспомним, в чем заключается проводящая функ­ция стебля. (По стеблю перемещаются вода с растворенными в ней минеральными веществами и органические вещества.)

    Откуда и куда перемещается вода в стебле? (От корней к ли­стьям.)

    По каким структурам двигается вода в стебле? (По сосудам.)

    Где расположены сосуды? (В древесине.)

    Итак, вода с растворенными в ней минеральными веществами перемещается от корней к листьям по сосудам древесины, т. е. это восходящий ток, так как он идет снизу вверх. Чтобы это проверить, давайте проделаем опыты.

    Опыты

      (На уроке учитель демонстрирует только результаты опыта, а условия описывает устно, так как на его проведение необходимо время.)

      ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ВОДЫ И МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ ПО СОСУДАМ ДРЕВЕСИНЫ (ВОСХОДЯЩИЙ ТОК)

      Оборудование: живые побеги липы, тополя, ивы или любого другого дерева, стакан с водой, подкрашенной чернилами.

      Ход опыта

      Возьмем живую веточку липы и поставим ее в стакан с под­крашенной чернилами водой.

      Через 3 ч достанем веточку, сделаем поперечный разрез и оценим результат.

      Итог. Древесина, по сосудам которой идет восходящий ток воды с растворенными в ней минеральными веществами, окра­силась в цвет чернил, тогда как другие слои остались неокрашен­ными.

      Вывод. Вода с растворенными в ней минеральными вещест­вами движется снизу вверх по сосудам древесины.

      По каким сосудам перемещается вода с минеральными веществами

      А что будет, когда на побегах распустятся листья? (Жилки листьев окрасятся в цвет чернил, что доказывает поступле­ние минеральных веществ в листья.)

      А как можно убедиться в том, что органические вещества поступают с нисходящим током от листьев к корню? (Уча­щиеся высказывают свои предположения.)

      Для этого проведем еще один опыт.

      (На уроке демонстрируется только результат опыта.)

      ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ОТ ЛИСТЬЕВ К КОРНЯМ С НИСХОДЯЩИМ ТОКОМ

      Оборудование: живые облиственные побеги липы, тополя, ивы или любого другого дерева или древесное комнатное растение (фикус, драцена или др.), стакан с водой или стеклянный цилиндр с плотно притертой пробкой.

      Ход опыта

      На нижней части ветки липы, тополя или комнатного расте­ния сделаем надрез и снимем часть коры с лубом (до древесины).

      На другой ветке сделаем надрез, но снимем только кожицу с пробкой.

      Обе веточки поставим в стакан с водой (если надрез был сделан на комнатном растении, поместим его в стеклянный ци­линдр с водой).

      Выставим опытные образцы на освещенный подоконник.

      Итог. Через несколько недель на стебле, лишенном коры с лу­бом, чуть выше надреза образуется утолщение – наплыв. А на стеб­ле с неповрежденным лубом наплыв не образуется. А еще через некоторое время на первой веточке чуть выше надреза образуют­ся корни, на второй веточке корни образуются на конце побега.

      Вывод. На первой веточке вследствие нарушения проводящих пучков, по которым идет нисходящий ток органических веществ, образуется наплыв над надрезом. Придаточные корни развивают­ся тоже здесь, так как здесь есть органические вещества в доста­точном количестве. На второй веточке ситовидные трубки луба не были повреждены, вследствие этого питательные вещества благополучно поступали к концу побега, где образовались при­даточные корни. Соответственно, органические вещества переме­щаются с нисходящим током от листьев к корню по ситовидным трубкам луба.

      По каким сосудам перемещается вода с минеральными веществами

      Итак, в стебле растения существует восходящий ток. Вода, поглощенная корнем, с растворенными в ней минеральными ве­ществами поднимается по сосудам древесины к надземным частям растения (листья, почки и т. д.). Кроме того, существует нисхо­дящий ток. Органические вещества, образовавшиеся в листьях на свету, перемещаются по ситовидным трубкам луба к корням.

      Закрепление знаний и умений

        Задание для учеников, интересующихся биологией. Попробовать дома самостоятельно проделать опыты, результаты которых на­блюдали на уроке.

        Передвижение воды и питательных веществ в растении

        Опыт/Доказательство движения воды и питательных веществ по сосудам древесины

        Опыт/Доказательство образования крахмала в листьях/Фотосинтез

        Ресурсы:

        И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

        Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6-7 классов средней школы

        Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

        В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5-6 классы

        Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

        Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

        учебник «Биология», 6-й класс

        Биоуроки https://biouroki.ru/material/lab/2.html

        Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

        Хостинг презентаций

        – https://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

        Источник