По сосудам какой части стебля поднимается вода

По сосудам какой части стебля поднимается вода thumbnail
  • ГДЗ к учебнику Пасечника 6 класс
  • ГДЗ к рабочей тетради Пасечника 6 класс
  • Все рабочие тетради (главная страница сайта)

Вопросы в начале параграфа

1. Какие типы проводящей ткани в стебле вы знаете?

К проводящей ткани относятся ситовидные трудки луба стебля, по которым перемещаются растворы органических веществ, а также клетки сосудов древесины.

2. Каковы особенности строения клеток этих тканей?

Ситовидные клетки — это вертикальный ряд вытянутых живых клеток, у которых поперечные стенки пронизаны отверстиями словно у сита. Ядра в этих ситовидных клетках разрушены, а цитоплазма примыкает к оболочке.

Сосуды древесины представляют собой длинные трубки, созданные из ряда слившихся воедино клеток. 

3. Что такое корневое давление?

Корневое давление — это процесс, происходящий в проводящих сосудах корней растений. Благодаря корневому давлению вода и растворённые в ней минеральные вещества поднимаются вверх от корны к другим частям растения. 

Лабораторные работы

Лабораторная работа: Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

1. Рассмотрите поперечный срез побега липы или какого-либо другого древесного растения, простоявшего 2—4 суток в подкрашенной воде. Установите, какой слой стебля окрасился.

Окрасилась древесина стебля§ 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении - Пасечник. 6 класс. Учебник

2. Рассмотрите продольный срез этого побега. Укажите, какой слой стебля окрасился. На основании проведённых наблюдений сделайте вывод.

Окрасилась древесина стебля, а точнее сосуды древесины, по которым перемещаются вода и растворённые в ней минеральные вещества. То есть в данном опыте краситель, растворенный в воде прошел теми же путями, что и минеральные вещества, перемещающиеся по стеблю.

3. Прочитайте в учебнике, в чём особенности клеток, по которым передвигаются вода и минеральные соли.

Сосуды стебля состоят из длинных тонкостенных трубок. Эти трубки формируются из длинного вертикального ряда коротких клеток — члеников сосуда, которые соединяются за счёт растворения перегородок между ними.

4. Зарисуйте срезы.§ 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении - Пасечник. 6 класс. Учебник

5. Сделайте выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю.

Вода и минеральные вещества поднимаются от корня вверх к другим частям растения по сосудам, расположенным в древесине стебля растения. 

Вопросы в конце параграфа

1. Что такое сосудистые пучки? Какую функцию они выполняют?

Сосудистые пучки, или сосудисто-волокнистые пучки, это группа проходящих рядом сосудов и окруженных прочными волокнами механической ткани. 

По сосудисто-волокнистым пучкам вода с растворёнными в ней минеральными солями поднимается от корня вверх к другим частым растения. 

2. Какой опыт доказывает, что вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины?

Опыт, подтверждающий что вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины проводится следующим образом:

  • Возьмём сосуд с водой и подкрасим воду в нём цветными чернилами.
  • Поставим в сосуд с подкрашенной водой побег какого-либо растения.
  • Посмотрим поперечный срез поставленного в воду побега через 2 — 4 суток.

Результат опыта: древесина ствола побега окрасилась в цвет использованных чернил.

Вывод: Растворы веществ, как и подкрашенная вода поднимаются от корня вверх внутри стебля по сосудам древесины.

3. Почему вода непрерывно поднимается вверх по сосудам стебля?

Вода поднимается вверх по сосудам стебля непрерывно благодаря процессу корневого давления и испарению: корневое давление подталкивает воду от корней вверх, а в процессе испарения в листьях и стеблях освобождается пространство для новых порций воды. 

4. На каком опыте можно убедиться, что органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам луба?

Опыт, подтверждающий, что органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам луба проводится следующим образом:

  • На стебле комнатного растения (фикуса, драцены и т.д.) сделать кольцевой надрез.
  • Удалить с поверхности стебля кольцо коры и обнажить древесину.
  • На стебле укрепить стеклянный цилиндр с водой.

Результат опыта: На стебле среза образовалась раневая пробка, а потом — кольцеобразный наплыв, заживляющий рану. Затем из наплыва начали образовываться придаточные корни.

Вывод: После срезания колька коры со стебля у растения были перерезаны ситовидные трубки луба и органические вещества, идущие от листьев в нижние части растения, стали накапливаться на кромке надреза. Получив увеличенное количество питательных веществ, клетки стебля со срезанной корой начали активно делиться и образовали наплыв, а затем и новые придаточные корни, позволяющие растению восстановить нормальную жизнедеятельность.§ 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении - Пасечник. 6 класс. Учебник

5. Где запасаются органические вещества у разных растений?

Запас органических веществ у разных растений может образовываться:

  • в клетках плодов и семян;
  • в клетках корней, стеблей и их видоизменений (в корнеплодах, клубнях, луковицах и т.д.);
  • в сердцевине и древесине стебля (например, у деревьев и кустарников).

Подумайте

Могут ли знания о передвижении питательных веществ в растениях помочь управлять их развитием? Если да, приведите примеры.

Да, знания о передвижении питательных веществ могут помочь управлять их развитием. Например, если обрезать боковые побеги у винограда или томата, то плоды на оставшихся ветках начинают получать большее количество органических веществ. Это позволяет увеличить урожайность растения и ускорить время созревания плодов.

§ 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении - Пасечник. 6 класс. Учебник

Задания

Для подготовки к изучению прорастания семян возьмите четыре стакана или небольшие стеклянные банки и поместите в них одинаковое количество семян огурцов, фасоли, зерновок овса или пшеницы. В первом стакане семена оставьте сухими. Во второй на дно налейте немного воды и поставьте в тёплое место. Третий стакан до краёв наполните кипячёной водой и накройте его стеклом. В четвёртый стакан налейте немного воды (как во второй), но поставьте его на холод, например в холодильник, или закопайте в снег. Наблюдайте, что произойдёт с семенами в каждом стакане. Во всех ли стаканах и все ли семена проросли? Сделайте вывод, какие условия необходимы для прорастания семян. Свои наблюдения и вывод запишите.

  • В первом стакане (семена оставлены сухими) семена не проросли потому, что у семян не было достаточно влаги.
  • Во втором стакане (с малым количеством воды в тёплом месте) семена хорошо проросли потому, что у семян было достаточно и воздуха, и влаги, и тепла.
  • В третьем стакане (много воды с крышкой) семена не проросли потому, что у них был переизбыток влаги и недостаток воздуха. Семена задохнулись. 
  • В четвёртом стакане (немного воды и в холодном месте) семена не проросли потому, что им не хватило тепла. Семена могут прорастать только при определённой температуре воздуха, причем для каждого растения существуют свои идеальные условия.

Вывод: Для успешного прорастания семян необходимо обеспечить их достаточным количеством воздуха, влаги и комфортной температурой окружающей среды.

§ 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении - Пасечник. 6 класс. Учебник

Задания для любознательных

Наблюдайте за образованием наплыва и придаточных корней на одревесневших побегах комнатных растений, повторив опыт, изображённый на рисунке 83. Посадив побег с корнями в почву, наблюдайте за развитием растения из укоренившегося побега.

§ 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении - Пасечник. 6 класс. Учебник

Словарик

Сосудистые пучки — это группа сосудов растения (проводящая ткань) окруженная прочными волокнами механической ткани.

  • ГДЗ к учебнику Пасечника 6 класс
  • ГДЗ к рабочей тетради Пасечника 6 класс
  • Все рабочие тетради (главная страница сайта)

Источник

“Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс”. В.В. Пасечник

Вопрос 1. Что такое сосудистые пучки? Какую функцию они выполняют?
Проводящие ткани вместе с механической тканью формируют особые структуры — сосудисто-волокнистые или проводящие пучки. Эти пучки проходят через все органы растения и образуют единую проводящую систему. Пучки называются закрытыми, если между лубом и древесиной нет камбия, и они не способны ко вторичному утолщению за счет его деятельности. Пучки называются открытыми, если в них между лубом и древесиной имеется камбий. Деление клеток камбия обеспечивает вторичное утолщение пучков, что в конечном итоге приводит к утолщению всего стебля. Одна часть проводящего пучка (ксилема, или древесина) обеспечивает восходящий ток воды и минеральных солей, другая – флоэма, служит для проведения (нисходящий ток) продуктов фотосинтеза к местам их использования или отложения в запас (подземные органы, созревающие плоды и семена и др.).

Вопрос 2. Каким опытом можно показать, что вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины?
Показать, что вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины, можно следующим опытом. Поставить в воду, подкрашенную красными или синими чернилами, молодой побег какого-либо дерева. Через трое-четверо суток вынуть побег из воды, смыть с него чернила и отрезать кусочек нижней части. На срезе будет видно, что у побега окрасилась древесина. В этом опыте чернила заменяли минеральные вещества, растворенные в воде. Растворы этих веществ, как и подкрашенная вода, поднимаются от корня вверх внутри стебля по сосудам древесины. Если же в воду, подкрашенную чернилами, поставить веточки бальзамина или цветки подснежника, то можно увидеть, как вода поднимается по стеблю в листья и лепестки, окрашивая их жилки в цвет чернил.

Читайте также:  Сосуды на ногах как в домашних условиях

Вопрос 3. Почему вода непрерывно поднимается вверх по сосудам стебля?
Вода непрерывно поднимается по сосудам стебля вверх за счет корневого давления и испарения воды листьями. На место испарившейся воды в листья постоянно поступает новая.

Вопрос 4. На каком опыте можно убедиться, что органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам луба?
Убедиться, что органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам луба, можно, поставив следующий опыт. На стебле комнатного растения (например, драцены или фикуса) осторожно делают кольцевой надрез. Удаляют с поверхности стебля кольцо коры и обнажают древесину. На стебле укрепляют стеклянный цилиндр с водой. На поверхности свежего среза у растения всегда образуется раневая пробка. Клетки, находящиеся под раневой пробкой, энергично делятся. Они используют питательные органические вещества, скопившиеся перед кольцевым надрезом, так как мы удалили ту часть стебля, по которой органические вещества должны передвигаться вниз. Вскоре возникает кольцеобразный наплыв, заживляющий рану. Из наплыва развиваются придаточные корни, а у некоторых — почки.

Вопрос 5. Где откладываются запасы органических веществ у разных растений?
У однолетних растений вещества откладываются про запас в клетках плодов и семян, а у двухлетних и многолетних растений, кроме того, — в клетках корней, стеблей и их видоизменений (в корневищах, клубнях, луковицах, корнеплодах).

Источник



1. Какие типы проводящих тканей в стебле вы знаете?

Древесина, луб.

2. Каковы особенности строения клеток этих тканей?

Внутренний слой коры называют лубом. В его состав входят ситовидные трубки и клетки-спутницы, толстостенные лубяные волокна, а также группы клеток основной ткани.

Ситовидные трубки — это вертикальный ряд вытянутых живых клеток, у которых поперечные стенки пронизаны отверстиями (как у сита), ядра в этих клетках разрушились, а цитоплазма прилегает к оболочке. Это проводящая ткань луба, по которой перемещаются растворы органических веществ. Жизнедеятельность ситовидных трубок обеспечивают клетки-спутницы.

Лубяные волокна — вытянутые клетки с разрушенным содержимым и одревесневшими стенками — представляют механическую ткань стебля. В стеблях льна, липы и некоторых других растений лубяные волокна развиты особенно хорошо и очень прочны.

Сосуды — характерные проводящие элементы древесины покрытосеменных. Они представляют собой очень длинные трубки, образовавшиеся в результате слияния ряда клеток, соединившихся «конец в конец».

3. Что такое корневое давление?

Корневое давление – давление в проводящих сосудах корней, обеспечивающее передвижение воды и растворённых в ней минеральных веществ к надземным органам растения.

Лабораторная работа

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

1. Рассмотрите поперечный срез побега липы или какого-либо другого древесного растения, простоявшего 2—4 суток в подкрашенной воде. Установите, какой слой стебля окрасился.

Окрасилась древесина.

2. Рассмотрите продольный срез этого побега. Укажите, какой слой стебля окрасился. На основании проведённых наблюдений сделайте вывод.

Окрасилась древесина. В этом опыте чернила заменяли минеральные вещества, растворённые в воде. Растворы этих веществ, как и подкрашенная вода, поднимаются от корня вверх внутри стебля по сосудам древесины.

3. Прочитайте в учебнике, в чём особенности клеток, по которым передвигаются вода и минеральные соли.

Сосуды — типичные водопроводящие элементы только лиственных пород представляют собой длинные тонкостенные трубки, образовавшиеся из длинного вертикального ряда коротких клеток, называемых члениками сосудов, путем растворения перегородок между ними.

4. Зарисуйте срезы.

Зарисуйте срезы

5. Сделайте выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю.

Растворы минеральных веществ поднимаются от корня вверх внутри стебля по сосудам древесины.

Вопросы

1. Что такое сосудистые пучки? Какую функцию они выполняют?

Проводящие ткани объединяются в сосудистые пучки, часто окружённые прочными волокнами механической ткани. Поэтому такие пучки называют сосудисто-волокнистыми. Они проходят по всему стеблю, соединяя корневую систему с листьями.

2. Какой опыт доказывает, что вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины?

У побега, поставленного в воду с чернилами, окрасилась только древесина.

3. Почему вода непрерывно поднимается вверх по сосудам стебля?

Испарение способствует передвижению воды в растении. Благодаря испарению вода поступает через корни по стеблю в листья. Поднимается вода в листья и силой корневого давления.

4. На каком опыте можно убедиться, что органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам луба?

На стебле комнатного растения (например, драцены или фикуса) осторожно сделаем кольцевой надрез. Удалим с поверхности стебля кольцо коры и обнажим древесину. На стебле укрепим стеклянный цилиндр с водой. Вы помните, что стебель дерева или кустарника состоит из кожицы, пробки, первичной коры, луба, камбия, древесины и сердцевины. Ситовидные трубки, по которым передвигаются органические вещества из листьев в другие органы растения, расположены в лубе. Окольцевав ветку, мы перерезали эти трубки, поэтому органические вещества, оттекающие из листьев, дойдут до кольцевой вырезки и будут там накапливаться.

На поверхности свежего среза у растения всегда образуется раневая пробка. Клетки, находящиеся под раневой пробкой, энергично делятся. Они используют питательные органические вещества, скопившиеся перед кольцевым надрезом. Вскоре возникает кольцеобразный наплыв, заживляющий рану. Из наплыва развиваются придаточные корни.

Итак, органические вещества передвигаются по лубу. Причём они могут перемещаться как вверх, так и вниз.

5. Где запасаются органические вещества у разных растений?

Часть веществ откладывается про запас в клетках плодов и семян у однолетних растений, а у двулетних и многолетних растений, кроме того, в клетках корней, стеблей и их видоизменений.

Корнеплоды моркови, свёклы, репы и некоторых других растений — это своеобразные кладовые питательных веществ. Капуста кольраби образует толстый шаровидный стебель, похожий на репу. В таком стебле растение запасает питательные вещества.

У деревьев и кустарников основные запасы органических веществ откладываются в сердцевине и древесине.

Подумайте

Могут ли знания о передвижении питательных веществ в растениях помочь управлять их развитием? Если да, приведите примеры.

Зная, как передвигаются в растении питательные вещества, можно управлять их движением. Например, если обрезать боковые побеги у томата и винограда, можно направить к плодам те органические вещества, которые использовались бы при развитии удалённых побегов. Это ускорит созревание плодов и увеличит урожай.

Задания

Для подготовки к изучению прорастания семян возьмите четыре стакана или небольшие стеклянные банки и поместите в них одинаковое количество семян огурцов, фасоли, зерновок овса или пшеницы. В первом стакане семена оставьте сухими. Во второй на дно налейте немного воды и поставьте в тёплое место. Третий стакан до краёв наполните кипячёной водой и накройте его стеклом. В четвёртый стакан налейте немного воды (как во второй), но поставьте его на холод, например в холодильник, или закопайте в снег. Наблюдайте, что произойдёт с семенами в каждом стакане. Во всех ли стаканах и все ли семена проросли? Сделайте вывод, какие условия необходимы для прорастания семян. Свои наблюдения, и вывод запишите.

Семена проросли только во втором стакане. В остальных случаях не соблюдалось одно из условий для прорастания семян — это наличие воды, воздуха и тепла.

В первом случае необходима вода, т.к. зародыш может потреблять питательные вещества только в виде раствора. Поэтому семена остались в состоянии покоя.

Читайте также:  В сосуд налиты две жидкости керосин и вода

В третьем стакане не было растворенного кислорода, нечем было дышать зародышу семени, после его гибели семя просто загнивало в воде.

В четвертом стакане семена не проросли из-за отсутствия тепла (может прорости только пшеница, т.к. является холодостойкой).

Задания для любознательных

Наблюдайте за образованием наплыва и придаточных корней на одревесневших побегах комнатных растений, повторив опыт, изображённый на рисунке 83. Посадив побег с корнями в почву, наблюдайте за развитием растения из укоренившегося побега.

образование наплыва и придаточных корней на одревесневших побегах комнатных растений

Источник

Бреклева Марина борисовна учитель биологии МОУ Яхромская сош №3

6 класс

Тема урока:   «Передвижение воды и питательных веществ в растении».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: наглядный, практический, поисковый, проблемный

Цель урока: на основе знаний о строении побега, стебля сформировать представления о процессе переноса веществ в растении.

Задачи:

образовательные: 

  1. сформировать представление об особенностях транспорта веществ в растении и его биологическом значении;
  2. показать соответствие строения органа  растения или его частей выполняемым функциям.
  3. показать роль древесины и луба в транспорте веществ, используя опыты, подтверждающие передвижение минеральных и органических веществ в растительном организме;

развивающие: : продолжить формирование умений

– проводить анализ, синтез, сравнение;                                                                                                               – работать с натуральными объектами;                                                                                                              – решать проблемные задачи;                                                                                                                                       – работать с рисунками;

воспитательные: 

       1.  воспитывать положительную мотивацию к учёбе;

2.  осуществлять на уроке экологическое воспитание школьников

Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование:

– компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное учебное пособие «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»,  презентация; вопросы к анимационному ролику; растения (тюльпаны или др.), стаканы с подкрашенной и простой водой; побег древесного растения в сосуде с подкрашенной водой;

– для ЛР: лупы, пинцеты, продольный и поперечный срезы побега тополя, инструктивная карточка;

Планируемые результаты. Учащиеся должны знать:

  1. способы переноса питательных веществ;
  2. роль древесины и луба в транспорте веществ;
  3. значение передвижения веществ в жизни растений.

                                                              Ход урока

I. Ориентировочно-мотивационный этап

Здравствуйте, меня зовут …  

Обратите внимание на оборудование, которое есть у вас на столах: ножи, веточки для Л.р. и приложения в файле, которыми  предлагаю вам активно пользоваться на уроке. А также на столах вы видите для каждого из вас листочек с Д/З.

Слайд 2.     

 Настрой на работу: дерево эмоций. На ветках дерева лица с различным выражением эмоций. Учитель: Предлагаю вам выбрать лицо, эмоция которого будет помогать работать на уроке (эмоция радости). Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь.

Давайте начнём наш урок с закладки опыта. У меня в руках букетик тюльпанов. Вы видите, что они одинаковые по цвету, размеру.  Они сегодня будут нашими помощниками. Я поставлю их в стаканы и создам им разные условия. А в конце урока они помогут нам ответить на главный вопрос.

Слайд 3.       Учитель: американский натуралист Винсон Браун  сказал, “…накопление знаний подобно росту дерева…”, и я надеюсь на то, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из вас прирастёт новой веточкой знаний о совершенно удивительном явлении в жизни растений – передвижении веществ.

II. Актуализация опорных знаний обучающихся.

Слайд 4.   

Сегодня мы будем опираться на знания, которые вы получили на предыдущих уроках. Давайте проведём биологическую разминку.

Задание 1: назвать общим понятием

– Корень, побег, цветок, на месте которого образуется плод с семенами (органы растения)

– Стебель, листья, почки (части побега)

– Покровная, проводящая, основная, механическая, образовательная (ткани растений)

Вопрос:

1. Какие процессы происходят в клетках растений?

Задание 2: привести  в соответствие (найди пару)

Вещества

Их участие в процессах жизнедеятельности

Вода

Зелёный пигмент, находящийся в хлоропластах и способный улавливать солнечную энергию.

Углекислый газ

Газ, необходимый живым организмам для дыхания

Кислород

Газ, который участвует в образовании глюкозы.

Хлорофилл

Неорганическое вещество – растворитель, которое участвует в образовании глюкозы

Глюкоза

Газ, выделяющийся при дыхании живых организмов

Крахмал

Органическое вещество – хорошо растворимый в воде углевод – образующееся в процессе фотосинтеза

Органическое вещество – углевод, плохо растворимый в воде, которое откладывается про запас.

Газ, выделяющийся в процессе фотосинтеза

Сообщение учителя. На основании того, что мы с вами повторили из ранее изученного, можно сделать вывод (со слайда зачитывается текст вывода с пропущенным словом «клетках»,  учащимся на основании повторенного материала предлагается подобрать пропущенное слово): все процессы жизнедеятельности осуществляются в клетках: перемещаясь по растению, необходимые вещества поступают к ним, а образовавшиеся – удаляются.

Постановка учебной задачи. Вопрос. Ещё раз прочитайте внимательно вывод и скажите, с чем нам следует познакомиться?

Учебная задача: узнать, как передвигаются  вещества в растении.

Ребята, как вы думаете, как передвигаются вещества в растении. Ваши гипотезы. В конце урока  мы посмотрим,  кто же окажется прав?

Ребята, это и будет тема нашего урока. Запись в тетради. Дата. Тема «Передвижение веществ в растении».

III. Изучение нового материала.

Организация учителем деятельности учащихся по изучению

передвижения минеральных веществ по стеблю

Вопрос. Какая часть побега играет ведущую роль в передвижении веществ по растению? (Стебель)

Сообщение учителя. За 3 дня до сегодняшнего урока, я поставила в воду, подкрашенную чернилами, несколько побегов ивы и сейчас в ходе выполнения лабораторной работы предлагаю вам  выяснить результат.

Слайд 5.      

Лабораторная работа «Передвижение веществ по стеблю»

Инструктивная карточка

Цель: определить путь движения  веществ по стеблю

Ход выполнения:

  1. С помощью лупы рассмотрите продольный и поперечный разрезы побега ивы
  2. Путём рассуждений, установите направление движения воды и растворённых в ней веществ (каких) Установите,  какой слой стебля окрасился.  
  3. Сделайте рисунки срезов побега ивы, подпишите название слоя стебля, по которому передвигаются растворённые в воде минеральные вещества. Для определения названия слоя рассмотрите в учебнике на с. 163  рисунок 130 опыта,…  найдите в тексте на с. 162 название клеток этого слоя.
  4. Сделайте  вывод о передвижении данных веществ в растении с использованием знаний о растительных тканях.

Предполагаемый вывод: минеральные вещества, растворённые в воде, передвигаются от корня по стеблю к другим частям побега по сосудам древесины (восходящий ток)

Слайд 6.       

Слайд 7.       

Слайд 8.       

Читайте также:  Сосуд под давлением помещение

Например, у эвкалиптов, растущих в Австралии, вода поднимается на высоту до 100м.

– Какая сила заставляет вещества перемещаться в нужном направлении на необходимое расстояние?  (корневое давление)    КОРНЕВОЕ ДАВЛЕНИЕ, давление в проводящих сосудах корней, обеспечивающее передвижение воды и растворённых в ней минеральных веществ к надземным органам растения. Возникает за счёт разницы осмотического давления в клетках корня и почвенного раствора.

Значит: На процесс передвижения веществ оказывает влияние корневое давление и испарение.

Корневое давление хорошо заметно весной  (при сокодвижении) например, у березы

Ребята, а кто из вас пробовал берёзовый сок?

Когда? В какое время года? А как его добыть?

Чем отличается березовый сок от обычной воды?

Как вы считаете, если все мы будем неограниченно брать у дерева сок, какой вред ему мы можем нанести?

А ведь береза – это дерево-символ России. Русская красавица. Белоствольная, величавая.

Что надо сделать, чтобы не навредить дереву?

Слайд 9. + видеофрагмент  

Организация учителем деятельности учащихся по изучению

передвижения органических веществ по стеблю

Сообщение учителя. В ходе лабораторной работы вы выяснили, что минеральные вещества, растворённые в воде, передвигаются от корня по стеблю к другим частям побега по древесине.

Ставится проблемный вопрос. Как осуществляется передвижение органических веществ?

Вопрос. Назовите известное вам место образования органических веществ? (листья)

Учащимся предлагается посмотреть анимационный ролик (Мультимедийное учебное пособие. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. «Движение воды и органических веществ) и ответить на вопросы. Рекомендуется при просмотре обратить внимание на направление движения растворённых органических веществ.

Вопросы к анимационному ролику

1. Куда перемещаются углеводы, образовавшиеся в листьях в процессе фотосинтеза?

2. По каким клеткам проводящей ткани они доставляются к месту назначения?

3. Что происходит с глюкозой при поступлении к месту назначения?

4. Каково направление перемещения органических веществ в растении?

5.  Сделайте  вывод о передвижении органических веществ в растении. (давайте ещё раз посмотрим фрагмент)

Предполагаемый вывод: органические вещества, растворённые в воде, передвигаются от листьев и запасающих органов по стеблю к другим частям побега по ситовидным трубкам луба.

Ребята, давайте обратим внимание на рис.133 с.164 учебника. На стебле комнатного растения (драцены, фикуса или других) осторожно сделали кольцевой надрез. Удалим с поверхности стебля кольцо коры и обнажили древесину.  Окольцевав ветку, мы перерезали ситовидные трубки.

Вопросы:

Почему выше кольцевого надреза появилось утолщение в виде наплыва? Какие вещества там скапливаются?

Какие корни образовались в этом месте? Почему?

(На поверхности свежего среза у растения всегда образуется раневая пробка. Клетки, находящиеся под раневой пробкой, энергично делятся. Они используют питательные органические вещества, скопившиеся перед кольцевым надрезом. Вскоре возникает кольцеобразный наплыв, заживляющий рану. Из наплыва развиваются придаточные корни, а у некоторых растений — и почки.)

– Каково практическое значение знаний о транспорте веществ в растении?

Зная, как передвигаются в растении питательные вещества, человек может управлять их движением. Например, если обрезать боковые побеги у томата и винограда, можно направить к плодам те органические вещества, которые использовались бы при развитии удаленных побегов. Это ускорит созревание плодов и увеличит урожай.  Видефрагмент

Вопрос для работы в паре.  Ребята, обсудите в паре ответ на вопрос: как можно защитить плодовые деревья, например яблони, зимой от грызунов.  Слайд 12.

Грызуны часто наносят коре деревьев серьезные повреждения. Чтобы избежать таких повреждений, садоводы на зиму обвязывают стволы молодых деревьев колючими ветвями ели, толем и другими защищающими ствол материалами.

Физминутка способствует улучшению мозгового кровообращения (выполняется в положении “стоя”)

1.        И.п. – о.с. 1 – руки в стороны. 2 – повернуть кисти ладонями кверху, голову наклонить назад. 3-4 – руки расслабить и опустить вниз, голову слегка наклонить вперёд. Повторить 4-6 раз.

2.        И.п. – сидя. 1 – голову повернуть на лево. 2-3 – голову повернуть на право и наклонить назад. 4 – и.п. 5-8- то же в другую сторону. Повторить 4-6 раз (очень медленно).

Запасание питательных веществ.

Слайды 13 – 16.  Не все органические вещества сразу используются для питания растения и роста его молодых органов. Часть веществ откладывается в запас. У однолетних растений — в клетках плодов и семян, у двулетних и многолетних растений, кроме того, в клетках корней и стеблей. Вы уже знаете, что корнеплоды моркови, свеклы, брюквы, репы — это своеобразные кладовые питательных веществ. Капуста кольраби образует толстый шаровидный стебель, похожий на репу. В таком стебле растение запасает питательные вещества.

У деревьев и кустарников основные запасы органических веществ откладываются в сердцевине и древесине. Весной эти вещества растворяются в воде, поднимающейся из корней по сосудам древесины к почкам.

Многие из вас видели ранней весной, как вытекает сок березы из ранки. Сок — это растворенный в воде сахар. Он поднимается к распускающимся почкам. При повреждении коры и потере сока деревья слабеют и могут погибнуть. Поэтому следует охранять растения от повреждений.

Обобщение: 

в растении проходят 2 тока веществ, растворенных в воде – минеральных по сосудам древесины из корня во все органы и органических веществ по ситовидным трубкам луба из листьев во все органы. Благодаря этому растение растет и развивается. Передвижение веществ осуществляется за счет проводящей ткани.

IV. Закрепление.

Вернуться к выдвинутым детьми гипотезам.

Кто же прав?

Возвращение к учебной задаче, обсуждение её решения.

Предполагаемый вывод по решению учебной задачи урока: транспорт веществ в растении осуществляется по клеткам проводящей ткани: сосудам древесины и ситовидным трубкам луба.

1. Какие  клетки проводят воду с мин. в-вами от корней ко всем другим органам? В каком слое стебля они находятся?(Что такое восходящий ток?)

2. Каким образом орг. вещества из листьев идут вниз к другим органам?  (Что такое нисходящий ток?)

3. Какие клетки образуют проводящую ткань растений?

4. Где запасаются питательные вещества у растений? А в стебле запасаются? В каком слое?

 V. Контрольный тест по теме “Передвижение воды и питательных веществ в растении”.

На рисунке отметьте точками, правильные ответы, соедините точки.

1. Слой стебля, в котором накапливаются питательные вещества:

а) сердцевина                 б) луб                  в) кора                     г) кожица

2. Какой слой принимает участие в передвижении органических веществ по стеблю:

а) сосуды                      б) луб                   в) древесина                       г) сердцевина

3. Какой слой принимает участие в передвижении минеральных веществ по стеблю:

а) кора                б) древесина                     в) сердцевина                           г) луб

4. В состав какой ткани входят сосуды  и ситовидные трубки:

а) проводящей           б) образовательной                   в) механической                  г) покровной

Ребята, посмотрите на мой большой смайлик с правильными ответами. Поднимите руку, у кого получилась улыбка. Молодцы! Вы отлично справились с тестом.

 VI. Итог урока. Рефлексия.

Опыт с тюльпаном.

Какие изменения произошли с этим растением? Почему? Где вы можете применить полученные знания? (на 8 марта в будущем году подарить маме букет из необыкновенных цветов)

Подводит итог, оценивает успешную работу. Хвалит отличившихся.

Домашнее задание (слайд)

1. Изучить п.37, вып?