По видимому самый первый орнамент украсил сосуд

Возникновение орнамента
Истоки возникновения орнамента уходят в те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. Состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании, но они делали его интереснее, радовали глаз. Однако в первую очередь узор призван был “защитить” сосуд от проникновения через горловину злых духов. Это связано с тем, что в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. То же самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил, поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле. Но некоторые современные исследователи считают, что ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии.
С усовершенствованием орудий труда стало возможным украшать не только глиняные сосуды, но и изделия из дерева и камня. Украшения были в виде неглубоких точек, прямых и кривых линий. Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, “елочный” орнамент, плетеночный (“веревочный”) узор. Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение и т. д. Но эти знаки, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность.
Зависимость человека от тайных сил природы способствовала созданию более сложного орнамента, который в те давние времена имел определенный символический смысл. Необъяснимые тогда явления природы привели к поклонению им – дождю и ветру, луне и звездам, земле и воде. Но центральное место отводилось солнцу – источнику света, тепла и жизни. Часто встречающееся изображение круга связано с культом солнца, от которого зависел урожай, а, следовательно, и судьба крестьянина-землепашца. Со временем изображение солнца в виде круга с лучами и изображение воды в виде волнистой линии потеряли изначальный смысл, но они остались любимыми мотивами орнамента в народном искусстве. Розетка с солнцем помещается обычно в центре, а волнистая линия воды обрамляет изделие или же несколько рядов волнистой линии образуют сетку, покрывающую поверхность. Такие простейшие узоры характерны почти для всех древних народов Земли. Но возникли они совершенно самостоятельно, так как в те далекие времена практически отсутствовала какая-либо связь между народами.
То же самое можно сказать и о другом мотиве орнамента – спиралеобразном завитке. То, что в большинстве растительных орнаментов такой завиток существует, не является случайностью, а отражает закономерность окружающего мира. Движение по спирали свойственно многим явлениям природы и жизни. Древний человек не мог объяснить многих явлений природы: ураган, уничтожающий посевы, водоворот и т.д., но он не мог не заметить, что во всех этих явлениях присутствует нечто общее – спиралеобразное. Спираль просматривается и в строении паутины, и в расположении лепестков ромашки, стадо испуганных животных тоже разбегается по спирали. Поэтому за многие тысячелетия своей истории человек не мог пройти мимо такого феномена, как универсальный знак, и, в конце концов, перенес его на окружающие предметы.
До настоящего времени у исследователей искусства нет единого мнения насчет происхождения орнаментального мотива меандр (этот тип орнамента получил свое название от извилистой реки Меандр в Малой Азии; сейчас эта река называется Мендерес), который принадлежит к характерным орнаментальным мотивам античной Греции, а также Мексики, Перу и других народов. Он встречается как в самых простых, так и в самых сложных узорах на зданиях, сосудах, одеждах. Один из крупнейших исследователей древней культуры А. Формозов считает, что меандр, характерный для античной вазописи, древнегреческие гончары переняли у ткачей, а те лишь скопировали рисунок из нитей, получавшийся у них непроизвольно при изготовлении одежды. У палеолитических охотников Восточной Европы, не знакомых с ткачеством, меандр появился скорее всего, в результате усложнения зигзагов, нередко выгравированных на их костяных предметах.
Заслуживает внимания и предположение палеонтолога В.И. Бибиковой. Однажды она рассматривала тонкий срез — шлиф бивня мамонта и неожиданно заметила, что пластинки дентина образуют на нем в поперечном разрезе что-то вроде меандра. То же наблюдение могли сделать и палеолитические люди, изо дня в день обрабатывающие мамонтовую кость, после чего им захотелось воспроизвести красивый естественный узор на браслете и других своих вещах. [8]
С течением времени развивались торговые и политические связи между странами и народами. Эти связи не могли не привести к взаимному влиянию в области культуры. Авторитет той или иной страны, увлечение экзотикой, притязательность новизны часто являлись причинами появления в традиционных орнаментах чужеземных элементов. Так, с развитием торговых отношений с Востоком в XI-XIII веках на русскую землю пришли легенды о сказочной стране Индии и ее чудесах. Людям стали известны такие мифические существа, как райская птица Сирин, птица с человеческим лицом, но без ног, вынужденная все время летать; сирены – морские существа, имеющие голову и тело женщины, но рыбий хвост. С далекого Востока пришли легенды об огненной птице Феникс, возрожденной из пепла; о единороге, считавшемся владыкой подземного царства; о льве – царе зверей на земле. Изображения этих существ часто встречаются в украшениях домов и построек Русского Севера и Поволжья и в росписях прялок. [9] Единоборство льва и единорога также стало элементом орнаментального украшения – это стоящие на задних лапах звери, повернутые друг к другу мордами; их передние лапы скрещены или опираются на “древо жизни” – символ плодородия. Постепенно невиданные легендарные существа приняли у народных мастеров облики узнаваемых из их собственной жизни существ. Например, единорога изображали конем, но только с рогом на лбу; лев стал похож на собаку или коня; “древо жизни” постепенно превратилось в обыкновенное дерево. Таким образом, постепенно складывались устойчивые (но не застывшие) формы, а вместе с ними и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции.
Источник
Презентация на тему: Традиции народного орнамента
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
Описание слайда:
Традиции народного орнамента Автор: учитель МХК Цебулевская Елена Николаевна МБОУ Большеремонтненская СШ
№ слайда 2
Описание слайда:
Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека Слово «орнамент» произошло от латинского (ornamentum), что означает украшение. Орнаментом мы называем узор, состоящий из ритмически чередующихся элементов.
№ слайда 3
Описание слайда:
Орнамент имеет свою историю. Его истоки уходят в те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга. Орнамент имеет свою историю. Его истоки уходят в те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга.
№ слайда 4
Описание слайда:
К причинам возникновения орнамента можно отнести: К причинам возникновения орнамента можно отнести: религию, обряды, магию; народное творчество; эстетические потребности. Возникновение орнамента относится к древнейшим эпохам истории; его зачатки зафиксированы уже в период палеолита.
№ слайда 5
Описание слайда:
Элементы-мотивы древнейших орнаментов: Элементы-мотивы древнейших орнаментов: Круг, Квадрат, Ромб, Волнистые линии
№ слайда 6
Описание слайда:
Орнамент Древнего Египта Ранние формы орнамента египтян были геометрические. Затем появился растительный орнамент. В орнаменте Египта отразился окружающий мир.
№ слайда 7
Описание слайда:
В орнаменте использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. В орнаменте использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. В древнеегипетский орнамент входили водные растения: папирус, тростник, лилия
№ слайда 8
Описание слайда:
Часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами. Часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами.
№ слайда 9
Описание слайда:
Особо популярным было изображение жука-скарабея, он имел очень сложную и многообразную символику. Особо популярным было изображение жука-скарабея, он имел очень сложную и многообразную символику. Скарабей считался священным символом вечно движущейся и созидательной силы солнца, почитался знаком, приносящим счастье, заменял в мумии вынутое сердце.
№ слайда 10
Описание слайда:
Художники Древнего Египта соединили все эти изображения с иероглифическим письмом в орнаментальные композиции. Художники Древнего Египта соединили все эти изображения с иероглифическим письмом в орнаментальные композиции. Орнамент читался как буквенный текст.
№ слайда 11
Описание слайда:
Орнаментальное искусство Древней Греции Краснофигурная вазопись – один из наиболее известных стилей древнегреческой вазописи. Она появилась в Афинах. Своё название краснофигурный стиль получил благодаря характерному соотношению цветов между фигурами: красные фигуры на черном фоне.
№ слайда 12
Описание слайда:
Чернофигурная вазопись – один из наиболее значимых стилей вазописи наряду с краснофигурным. Чернофигурная вазопись – один из наиболее значимых стилей вазописи наряду с краснофигурным. На красном фоне изображались черные фигуры. Чернофигурная вазопись возникла в Коринфе.
№ слайда 13
Описание слайда:
Одним из важных в орнаменте Древней Греции был ясно выявленный ритм, построенный на чередовании одинаковых элементов, на основе их равенства между собой. Один из излюбленных древнегреческих мотивов — меандр. В этом узоре заложена глубокая идея вечного движения, бесконечного повторения.
№ слайда 14
Описание слайда:
Русский народный орнамент Древнерусские орнаментальные мотивы отразили истоки сложного содержания символических узоров. Простейшие из них в виде креста, квадрата, ромба, изображали засеянное поле.
№ слайда 15
Описание слайда:
Круги являлись условными знаками, символами солнца и считались священными изображениями. Круги являлись условными знаками, символами солнца и считались священными изображениями.
№ слайда 16
Описание слайда:
Прялка приспособление для прядения — палка или доска, часто укрепленные в подставке (Донце), на которую привязывают пряжу (кудель) — символ женского начала и оберег от нечистой силы.
№ слайда 17
Описание слайда:
ПАВЛОВСКИЕ ПЛАТКИ – шерстяные и полушерстяные платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-80-х гг.
№ слайда 18
Описание слайда:
ПОДНОСЫ ЖОСТОВО Жостовская роспись, как русский народный промысел, родился в начале 19 века. Возникновение расписного подноса история связывает с братьями Вишняковыми. Форму самого подноса и изображения, художники выбирали каждый на свое усмотрение. Не было никаких стандартов и ограничений. Но со временем большую популярность приобрели цветочные композиции с набором полевых цветов и рисунок из садовых букетов.
Источник
Добрый день! Боярчук Н. ЗДО 16-1
Добрый день. Пакулова Татьяна ЗДО-1-16
здравствуйте! Марахонько Е.В. ЗДО 2-16
Добрый день! Зейтуллаева Х.М. ЗДО 2-16
Здравствуйте. Умерова Ш.У. ЗДО-2-16
ЗДО1-16 Сердюкова.Добрый день!
Народное декоративно- прикладное искусство- одна из форм национальной культуры. Это вид человеческой деятельности глубоко в древности. 1 вопрс Истоки орнаментации предметов.
Истоки возникновения орнамента уходят в те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. Состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании, но они делали его интереснее, радовали глаз. Однако в первую очередь узор призван был “защитить” сосуд от проникновения через горловину злых духов. Это связано с тем, что в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. То же самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил, поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле. Но некоторые современные исследователи считают, что ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии.
Отвечаем вдумчиво ,не торопимся.
Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15—10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор
Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор
У меня связь плохая или у всех так??
Если есть возможность добавляйте к ответу иллюстрацию
Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.).
Источник
Îðíàìåíò êàê óçîð, îñíîâàííûé íà ïîâòîðå è ÷åðåäîâàíèè ñîñòàâëÿþùèõ ýëåìåíòîâ; ïðåäíàçíà÷àåòñÿ äëÿ óêðàøåíèÿ ðàçëè÷íûõ ïðåäìåòîâ, àðõèòåêòóðíûõ ñîîðóæåíèé, ïðîèçâåäåíèé ïëàñòè÷åñêèõ èñêóññòâ. Äåêîðàòèâíûå èçîáðàçèòåëüíûå ýëåìåíòû äðåâíåéøåãî òâîð÷åñòâà.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Îðíàìåíò — îäèí èç äðåâíåéøèõ âèäîâ èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà, â äàëåêîì ïðîøëîì íåñøèé â ñåáå ñèìâîëè÷åñêèé è ìàãè÷åñêèéñìûñë, çíàêîâîñòü.  òå âðåìåíà, êîãäà ÷åëîâåê ïåðåøåë ê îñåäëîìó îáðàçó æèçíè è íà÷àë èçãîòàâëèâàòü îðóäèÿ òðóäà è ïðåäìåòû áûòà. Ñòðåìëåíèå óêðàñèòü ñâîå æèëèùå ñâîéñòâåííî ÷åëîâåêó ëþáîé ýïîõè. È âñå-òàêè â äðåâíåì ïðèêëàäíîì èñêóññòâå ìàãè÷åñêèé ýëåìåíò ïðåîáëàäàë íàä ýñòåòè÷åñêèì, âûñòóïàÿ â êà÷åñòâå îáåðåãà îò ñòèõèè è çëûõ ñèë.
Ïî-âèäèìîìó, ñàìûé ïåðâûé îðíàìåíò óêðàñèë ñîñóä, âûëåïëåííûé èç ãëèíû, êîãäà äî èçîáðåòåíèÿ ãîí÷àðíîãî êðóãà áûëî åùå äàëåêî. È ñîñòîÿë òàêîé îðíàìåíò èç ðÿäà ïðîñòûõ âìÿòèí, ñäåëàííûõ íà ãîðëîâèíå ïàëüöåì ïðèìåðíî íà ðàâíîì ðàññòîÿíèè äðóã îò äðóãà.. åñòåñòâåííî, ýòè âìÿòèíû íå ìîãëè ñäåëàòü ñîñóä áîëåå óäîáíûì â ïîëüçîâàíèè. Îäíàêî îíè äåëàëè åãî èíòåðåñíåå (ðàäîâàëè ãëàç) è, ãëàâíîå, «çàùèùàëè» îò ïðîíèêíîâåíèÿ ÷åðåç ãîðëîâèíó çëûõ äóõîâ.
Òîæå ñàìîå îòíîñèòñÿ è ê óêðàøåíèþ îäåæäû. Ìàãè÷åñêèå çíàêè íà íåé îáåðåãàëè òåëî ÷åëîâåêà îò çëûõ ñèë. Ïîýòîìó íå óäèâèòåëüíî, ÷òî óçîðû-çàêëèíàíèÿ ðàñïîëàãàëè íà âîðîòå, ðóêàâàõ, ïîäîëå.
Íî ðàííèå äåêîðàòèâíî-îðíàìåíòàëüíûå ýëåìåíòû ìîãëè è íå èìåòü ñìûñëîâîãî çíà÷åíèÿ, à ÿâëÿòüñÿ ëèøü îòâëå÷åííûìè çíàêàìè, â êîòîðûõ âûðàæàëè ÷óâñòâî ðèòìà, ôîðìû, ïîðÿäêà, ñèììåòðèè. Èññëåäîâàòåëè îðíàìåíòà ñ÷èòàþò, ÷òî îí âîçíèê óæå â âåðõíåïàëåîëèòè÷åñêóþ ýïîõó (15–10 òûñ. ëåò äî í. ý.). îðíàìåíò äåêîðàòèâíûé èçîáðàçèòåëüíûé
Îñíîâàííûé íà íåèçîáðàçèòåëüíîé ñèìâîëèêå, îðíàìåíò áûë ïî÷òè èñêëþ÷èòåëüíî ãåîìåòðè÷åñêèì, ñîñòîÿùèì èç ñòðîãèõ ôîðì êðóãà, ïîëóêðóãà, îâàëà, ñïèðàëè, êâàäðàòà, ðîìáà, òðåóãîëüíèêà, êðåñòà è èõ ðàçëè÷íûõ êîìáèíàöèé. Èñïîëüçîâàëèñü â äåêîðå çèãçàãè, øòðèõè, ïîëîñêè, «åëî÷íûé» îðíàìåíò, ïëåòåíî÷íûé («âåðåâî÷íûé») óçîð. Äðåâíèé ÷åëîâåê íàäåëÿë îïðåäåëåííûìè çíàêàìè ñâîè ïðåäñòàâëåíèÿ îá óñòðîéñòâå ìèðà. Íàïðèìåð, êðóã — ñîëíöå, êâàäðàò — çåìëÿ, òðåóãîëüíèê — ãîðû, ñâàñòèêà — äâèæåíèå ñîëíöà, ñïèðàëü — ðàçâèòèå, äâèæåíèå è ò. ä., íî îíè, ïî âñåé âåðîÿòíîñòè, åùå íå îáëàäàëè äëÿ ïðåäìåòîâ äåêîðàòèâíûìè êà÷åñòâàìè (÷àñòî ïîêðûâàëèñü îðíàìåíòîì ñêðûòûå îò ãëàç ÷åëîâåêà ÷àñòè ïðåäìåòîâ — äíèùà, îáîðîòíûå ñòîðîíû óêðàøåíèé, îáåðåãîâ, àìóëåòîâ è äð.). Ïîñòåïåííî ýòè çíàêè-ñèìâîëû ïðèîáðåëè îðíàìåíòàëüíóþ âûðàçèòåëüíîñòü óçîðà, êîòîðûé ñòàë ðàññìàòðèâàòüñÿ òîëüêî êàê ýñòåòè÷åñêàÿ öåííîñòü. Öåëü îðíàìåíòà îïðåäåëèëàñü — óêðàøàòü. Íî ñïðàâåäëèâî áóäåò îòìåòèòü, ÷òî èç îðíàìåíòàëüíûõ ìîòèâîâ ïîÿâèëàñü ïèêòîãðàôèÿ, ðàííèé ýòàï ïèñüìåííîñòè.
 òðóäàõ ñîâðåìåííûõ èññëåäîâàòåëåé èñòîðèè ïîÿâëåíèÿ, áûòîâàíèÿ è èñïîëüçîâàíèÿ îðíàìåíòà îñîáîå âíèìàíèå óäåëÿåòñÿ ìîòèâó ñïèðàëè. «Ìîæíî ïðåäïîëîæèòü, ÷òî äëÿ äðåâíèõ ýòîò çíàê íå ÷òî èíîå, êàê ñâîåîáðàçíàÿ âñåîáúåìëþùàÿ ôîðìóëà, òàêàÿ, êàêîé äëÿ íàñ, íàïðèìåð, ÿâëÿåòñÿ ýéíøòåéíîâñêàÿ Å = mñ2. Èç ñïèðàëè äðåâíèå ÷åðïàëè àçáóêó ñâîèõ ïåðâûõ àáñòðàêòíûõ ïîíÿòèé, è ñïèðàëü âîïëîùàëà îñíîâíûå çàêîíîìåðíîñòè ïðèðîäû, âçàèìîñâÿçü èõ, ëîãè÷åñêîå ìûøëåíèå, ôèëîñîôèþ, êóëüòóðó è ìèðîâîççðåíèå äðåâíèõ. …
 1698 ãîäó øâåéöàðñêèé ìàòåìàòèê ßêîá Áåðíóëëè ïðîèçâåë íàä ñïèðàëüþ… õèðóðãè÷åñêóþ îïåðàöèþ: ðàçðåçàë åå ïîïîëàì, ÷åðåç öåíòð, âûïðÿìèë ïîëó÷èâøèåñÿ îòðåçêè è ïîëó÷èë íåêóþ ãàðìîíè÷åñêóþ øêàëó, ïîääàþùóþñÿ ìàòåìàòè÷åñêîìó àíàëèçó! Òàê ðîäèëñÿ çíàìåíèòûé çàêîí “Çîëîòîãî ñå÷åíèÿ”, èëè, êàê åãî íàçûâàþò ìàòåìàòèêè, “Çàêîí Çîëîòîãî ÷èñëà”»
Äåêîðàòèâíûå èçîáðàçèòåëüíûå ýëåìåíòû äðåâíåéøåãî òâîð÷åñòâà ñîõðàíèëèñü â òðàäèöèîííîì èñêóññòâå íàðîäîâ Àôðèêè, Åãèïòà, Êèòàÿ , ßïîíèè è äð.
Îðíàìåíòû äðåâíèõ íàðîäîâ ìèðà
Äðåâíèé Åãèïåò
 îðíàìåíòå Åãèïòà îòðàçèëñÿ òðàíñôîðìèðîâàííûé îêðóæàþùèé ìèð, íàäåëåííûé îïðåäåëåííûìè ðåëèãèîçíûìè ïðåäñòàâëåíèÿìè è ñèìâîëè÷åñêèìè çíà÷åíèÿìè.  äåêîðå ÷àñòî èñïîëüçîâàëñÿ öâåòîê ëîòîñà èëè ëåïåñòêè ëîòîñà — àòðèáóò áîãèíè Èñèäû, ñèìâîë áîæåñòâåííîé ïðîèçâîäÿùåé ñèëû ïðèðîäû, âîçðîæäàþùåéñÿ æèçíè, âûñîêîé íðàâñòâåííîé ÷èñòîòû, öåëîìóäðèÿ, äóøåâíîãî è ôèçè÷åñêîãî çäîðîâüÿ, à â çàóïîêîéíîì êóëüòå îí ñ÷èòàëñÿ ìàãè÷åñêèì ñðåäñòâîì îæèâëåíèÿ óñîïøèõ. Ýòîò öâåòîê îëèöåòâîðÿëè ñ ñîëíöåì, à åãî ëåïåñòêè — ñ ñîëíå÷íûìè ëó÷àìè.
Õóäîæíèêè Äðåâíåãî Åãèïòà ñîåäèíèëè èçîáðàæåíèÿ ñ èåðîãëèôè÷åñêîé ñèñòåìîé ïèñüìà â ôîðìó ëèíåéíîãî îðíàìåíòà. Ïî âñåé âåðîÿòíîñòè, ëèíåéíîå ðàñïîëîæåíèå îðíàìåíòàëüíûõ ýëåìåíòîâ ïðåäñòàâëÿëî åãèïåòñêóþ èäåþ áåñêîíå÷íîñòè æèçíè. Äåêîðèðîâàíèå ïðåäìåòîâ èìåëî è çíàêîâûé ñìûñë.
Îðíàìåíò ÷èòàëñÿ êàê áóêâåííûé òåêñò, ïîòîìó ÷òî îí áûë îñíîâàí íà èñïîëüçîâàíèè îáùåïðèíÿòûõ ñèìâîëîâ. Íàïðèìåð: åãèïåòñêèé êðåñò àíõ ïðî÷èòûâàëñÿ æèçíü, èçîáðàæåíèå êîëåíîïðåêëîíåííîé ôèãóðêè õåõ — âå÷íîñòü è äð. Èñïîëüçîâàëè åãèïòÿíå è ãåîìåòðè÷åñêèé îðíàìåíò: ïðÿìûå, ëîìàíûå, âîëíîîáðàçíûå ëèíèè, øàøå÷íûé óçîð, ñåòêè, òî÷êè è äð.  öåëîì æå åãèïåòñêèé äåêîð îáëàäàåò ñòðîãîé, óòîí÷åííîé ñäåðæàííîñòüþ.
Àðàáû
 èñòîðèè ñðåäíåâåêîâîãî îðíàìåíòà áîëüøàÿ ðîëü îòâîäèòñÿ èñêóññòâó àðàáîâ, à çàòåì è äðóãèõ íàöèîíàëüíîñòåé, èñïîâåäóþùèõ èñëàì.
Îäíà èç îñîáåííîñòåé àðàáñêîãî äåêîðà — «êîâðîâàÿ» îðíàìåíòàöèÿ, â êîòîðîé óçîð ïîêðûâàåò âñþ ïîâåðõíîñòü ïðåäìåòà èëè ñîîðóæåíèÿ ïî ïðèíöèïó «horreur vacui» (áîÿçíü ïóñòîòû).
 èñëàìñêîì äåêîðå ïî÷òè âñåãäà ïðèñóòñòâóþò êðàòêèå íàäïèñè — ïîñëîâèöû, áëàãîïîæåëàòåëüíûå èçðå÷åíèÿ èç èñëàìà, àôîðèçìû è ò. ä. Èç ðàñòåíèé ÷àùå âñåãî âñòðå÷àþòñÿ öâåòû òþëüïàíîâ, ãâîçäèê, ãèàöèíòîâ, àìàðèëëèñîâ, ïîáåãè âüþùèõñÿ ðàñòåíèé è äð., èçîáðàæåííûå â åñòåñòâåííîì èëè ñòèëèçîâàííîì âèäå. Íåîáû÷àéíî ïîïóëÿðíûìè áûëè ðîçû è ïëîäû ãðàíàòà, îíè ñèìâîëèçèðîâàëè ðàéñêóþ æèçíü.
Ðóñü
Ãåîìåòðè÷åñêàÿ ðåçüáà ïî äåðåâó – îäèí èç ñàìûõ äðåâíèõ è ðàñïðîñòðàíåííûõ âèäîâ äåðåâÿííîé îðíàìåíòàëüíîé ðåçüáû. Âûïîëíÿåòñÿ â âèäå âûåìîê äâóõ-, òðåõ-, ÷åòûðåõãðàííîé ôîðìû, êîòîðûå â ñî÷åòàíèè äàþò áîëüøîå ÷èñëî ðàçíîîáðàçíûõ êîìïîçèöèé. Îðíàìåíòèêà ãåîìåòðè÷åñêîé ðåçüáû âîñõîäèò ê äðåâíèì ÿçû÷åñêèì ñèìâîëàì.
Íàïðèìåð, îäèí èç íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûõ ýëåìåíòîâ ðîçåòêà áûë ñâÿçàí ñ êóëüòîì ñîëíöà. Ðîçåòêè è ñèÿíèÿ ïðèñóòñòâóþò âî âñåõ êîìïîçèöèÿõ, âûïîëíåííûõ â òåõíèêå òðåõãðàííî-âûåì÷àòîé ðåçüáû. Ãåîìåòðè÷åñêàÿ ðåçüáà èñïîëüçîâàëàñü â äîìîâîì äåêîðå Ðóññêîãî Ñåâåðà è ïðè óêðàøåíèè ïðÿëîê è ðàçëè÷íûõ ïðåäìåòîâ äîìàøíåé óòâàðè âàëüêîâ, ðóáåëåé, òðåïàë.
Ãåîìåòðè÷åñêèé óçîð âñòðå÷àåòñÿ íà ïðåäìåòàõ èç íîâãîðîäñêèõ ðàñêîïîê 10-12 âåêîâ.
Àôðèêà, Àìåðèêà
Äåêîðàòèâíûå èçîáðàçèòåëüíûå ýëåìåíòû äðåâíåéøåãî òâîð÷åñòâà ñîõðàíèëèñü â òðàäèöèîííîì èñêóññòâå íàðîäîâ Àôðèêè, â îðíàìåíòàõ þæíî-àìåðèêàíñêèõ èíäåéöåâ.  èõ îðíàìåíòàëüíûõ è äåêîðàòèâíûõ ìîòèâàõ ïàðàëëåëüíî ñîñóùåñòâóþò ðåàëüíûå è ãåîìåòðè÷åñêèå óñëîâíî ñòèëèçîâàííûå ôîðìû. Íî è ðåàëüíóþ ôîðìó õóäîæíèê îáû÷íî «ãåîìåòðè÷åñêè» ñòèëèçóåò. ×àñòî ñòèëèçàöèÿ è îáîáùåíèå ôèãóð æèâîòíûõ è ëþäåé ïðèâîäèò ê ïîëíîé óòðàòå èõ âíåøíåé óçíàâàåìîñòè è ñâÿçè ñ èñõîäíûì îáðàçîì. Îíè âîñïðèíèìàþòñÿ ïðîñòî êàê ãåîìåòðè÷åñêèé óçîð. Âîçíèêíóâ íà çàðå ÷åëîâå÷åñòâà, îðíàìåíò ýìîöèîíàëüíî è ýñòåòè÷åñêè îáîãàùàåò ìíîãîîáðàçèå ôîðì è îáðàçíóþ ñòðóêòóðó êàìåííîé è äåðåâÿííîé ðåçüáû, òêàíîãî óçîðà, þâåëèðíûõ èçäåëèé, êíèæíîé ìèíèàòþðû.
Äðåâíèé Âîñòîê
Ôîðìèðîâàíèå äåêîðà è îðíàìåíòà Äðåâíåãî Âîñòîêà ñâÿçàíî ñ èñêóññòâîì Äðåâíåé Ìåñîïîòàìèè (Øóìåð, Àêêàä, Âàâèëîí, Àññèðèÿ, Âàâèëîí, Ìèäèÿ) è Ïåðñèè. Çäåñü ïîëó÷èëè áîëüøîå ðàñïðîñòðàíåíèå è ñòàëè õàðàêòåðíûìè îðíèòîìîðôíûå ìîòèâû («ïòè÷èé» îðíàìåíò), ò. ê. Äâóðå÷üå áûëî áîãàòî äè÷üþ.
Èñêóññòâî Äâóðå÷üÿ ñîçäàëî îñîáûé âèä îðíàìåíòèêè, ñâÿçàííûé ñ ñóðîâîé, âîåíèçèðîâàííîé äåéñòâèòåëüíîñòüþ.  XIV â. äî í. ý. âîçíèêëî Àññèðèéñêîå öàðñòâî. Ñôîðìèðîâàëîñü ñàìîáûòíîå è ñâîåîáðàçíîå àññèðèéñêîå èñêóññòâî, èñêóññòâî âûñî÷àéøåãî ìàñòåðñòâà. Ïîëó÷èëè ðàñïðîñòðàíåíèå ãåðàëüäè÷åñêèå è ýìáëåìàòè÷åñêèå êîìïîçèöèè ñ ôèãóðàìè ãðèôîíîâ, êðûëàòûõ ãåíèåâ, âåïðåé, áûêîâ, èíîãäà ñ ÷åëîâå÷åñêèìè ãîëîâàìè (øåäó), ëîøàäåé. ×àñòî ýòè ìîòèâû ðàñïîëàãàëèñü ïî ñòîðîíàì ñâÿùåííîãî Äðåâà æèçíè, îäíîãî èç âàæíåéøèõ ýëåìåíòîâ èñêóññòâà Âîñòîêà.
Íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûì ìîòèâîì â îðíàìåíòå áûëà ðîçåòêà (ðîìàøêà, ìàðãàðèòêà). Îíà èìååò âèä ñòèëèçîâàííîé êðóãëîé ãîëîâêè ðàñïóñòèâøåãîñÿ öâåòêà, åñëè ñìîòðåòü íà íåãî ñâåðõó. Ïî âñåé âåðîÿòíîñòè, ðîçåòêà, åå êðóãëàÿ ôîðìà, âîñïðèíèìàëàñü êàê ñèìâîë ñîëíöà, îáîçíà÷àëà èäåþ êðóãîâîðîòà ÿâëåíèé âî Âñåëåííîé, êàê ñêàçàíî î òîì â Áèáëèè — «âñ¸ âîçâðàùàåòñÿ íà êðóãè ñâîÿ».
Äðåâíÿÿ Ãðåöèÿ
Âåëè÷àéøàÿ êóëüòóðà àíòè÷íîãî ìèðà âíåñëà â èñêóññòâî äåêîðà ìíîãî íîâûõ ýëåìåíòîâ è êîìïîçèöèîííûõ ðåøåíèé. Îäíèì èç âàæíûõ â îðíàìåíòå Äðåâíåé Ãðåöèè áûë ÿñíî âûÿâëåííûé ðèòì, ïîñòðîåííûé íà ÷åðåäîâàíèè îäèíàêîâûõ ýëåìåíòîâ, íà îñíîâå èõ ðàâåíñòâà ìåæäó ñîáîé. «Ýòîò îðíàìåíò ñëîâíî áû äâèæåòñÿ ïåðåä çðèòåëåì ðàâíîìåðíî, ïîñòîÿííî, â ðèòìå, èñïîëíåííîì ïîèñòèíå êîñìè÷åñêîãî çâó÷àíèÿ. Îí âñåãäà çàìêíóò â êðóã — êðóã áûòèÿ, — îáåãàÿ ôðèç çäàíèÿ, òóëîâî ñîñóäà, ÷åòûðåõóãîëüíîå ïîëå òêàíè». Ñþæåòû îðíàìåíòà âñåãäà ðàçìåùåíû íà ñòðîãî îïðåäåëåííîì ìåñòå. Äåêîðàòèâíûå óêðàøåíèÿ ãàðìîíè÷åñêè ñî÷åòàþòñÿ ñ êîíñòðóêöèåé ïðåäìåòà. Îäèí èç èçëþáëåííûõ äðåâíåãðå÷åñêèõ ìîòèâîâ — ìåàíäð. Êàê ñ÷èòàþò, â ýòîì óçîðå çàëîæåíà ãëóáîêàÿ èäåÿ âå÷íîãî äâèæåíèÿ, áåñêîíå÷íîãî ïîâòîðåíèÿ.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник