Почему керамические сосуды украшены по разному
В предыдущей статье я писала о том, какой была живопись в Древней Греции. Однако, рассуждать об этом сегодня можно лишь теоретически, т.к., собственно, образцы этого искусства не сохранились. Тем не менее, некоторое представление о древнегреческой живописи донесли до нас рисунки, украшавшие гончарные изделия древних греков. Этот вид искусства принято называть вазописью. Безусловно, она играла иную, чем живопись или скульптура, роль в жизни греков, и, соответственно, выработала свой собственный, яркий, узнаваемый художественный язык.
Древнегреческая вазопись
Этот язык и технические приёмы вазописи были неразрывно связаны с самим производством керамики. Нужно отметить, что это производство имело весьма важное значение в экономике Эллады. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки на очень широком ареале государств Средиземноморья, куда приходили греческие товары. Огромное количество сосудов различных форм и предназначения обнаруживаются там.
Древнегреческие сосуды, найденные археологами в Тамани.
Одним из центров гончарного производства были Афины, где сформировался целый квартал с лавками и мастерскими по производству посуды. Он так и назывался – Гончарный.
Керамические изделия греческих мастеров поражали своим разнообразием и стоили недорого. В каждом доме были такие предметы, предназначавшиеся для самых разных целей – и сосуды для хранения продовольственных запасов, и повседневная посуда, и в качестве декора домашней обстановки.
Виды древнегреческих сосудов
Их предназначение определяло их форму, а значит и роспись, украшавшую сосуд. Особенно разнообразными были вазы и кубки, наиболее часто использовавшиеся в домашнем обиходе.
Примеры росписи различных керамических ваз
О значимости этих изделий в жизни жителей Древней Греции, о достаточно высоком статусе мастеров-ремесленников и вазописцев, говорит тот факт, что и те, и другие оставляли подписи на своей работе. Так же как это делали и представители других профессий – живописцы, скульптуры, поэты и т.п. Имена некоторых художников-вазописцев известны нам и сегодня – это Экзе́кий, Евфро́ний, Евфими́д, Псиах, Дурис и др.
Разница в работе художников и мастеров-вазописцев была, пожалуй, лишь в том, какой аудитории их работа предназначалась. И если первые должны были воспитывать граждан полиса, и потому выбирали самые возвышенные сюжеты. То вторые допускали больше бытовизма, юмора в своё творчество.
Краснофигурная вазопись с изображением пира.
Если сюжеты для росписей черпались из мифологии, то, зачастую, художников – вазописцев интересовали не драматические или дидактические моменты, а бытовые и шутливые.
Чернофигурная роспись. “Ахилл и Аякс, играющие в кости”. Экзекий.
Чернофигурная роспись. “Геракл, приводит к Эврисфею Цербера”.
Кроме того, на чашах мы можем увидеть сцены из повседневной жизни – -спортивные состязания и тренировки;
– сцены военных походов и сражений;
– изображения музыкантов и танцоров;
– колесничих и моряков,
– пирующих и скорбящих,
– стариков и детей, прекрасных дев, и мускулистых мужей, и многое, многое другое.
Краснофигурная роспись. “Поцелуй”
Художник по керамике должен был следовать форме и размеру сосуда, который расписывал. И в этом греческие вазописцы достигли совершенства.
Краснофигурная роспись. “Геракл в саду Гесперид”
Они научились замечательно выстраивать композицию, распределяя фигуры персонажей и их позы, так, что они идеально “вписывались” в силуэт сосуда.
Краснофигурная роспись
Прекрасное чувство ритма, плавности и связанности линий и всех компонентов росписи, лёгкость и внимание к деталям – всё это присутствует в лучших образцах вазописи.
Чернофигруная роспись. “Ахиллес и Ипполита”. Экзекий.
Форма и фактура керамических изделий диктовали и своеобразный подход к цвету, сообщая определённый лаконизм росписям. Все изображения были плоскостными (т. е. отсутствовали объём и перспектива) и, чаще всего, монохромными.
Чернофигурный килик. «Дионис в ладье». Эксекий.
Широкое распространение в Элладе получили два основных вида вазописи:
– чёрнофигурная – чёрным лаком рисовались фигуры, фоном же служила подкрашенная охрой глина, из которой изготовлялся сосуд. Мелкие детали на чёрных фигурах процарапывались специальным инструментом.
Есть легенда, что такая роспись появилась благодаря случайности – влюблённая девушка, обвела тень, которую отбрасывала фигура её возлюбленного.
Такая техника появилась ещё в VII в. до н.э. И секрет этой технологии до конца не разгадан до сих пор.
Чернофигурная роспись.
Чернофигурная роспись.
– краснофигурная роспись известна с конца VI в до н.э. В этой технике фоном служит залитая чёрным лаком поверхность посуды, а сами фигуры сохраняют красный цвет обожжённой глины. Детали же прорисовывались кистью, что позволяло сделать рисунок более лёгким, гибким и живописным, а фигуры приобретали большую пластичность и естественность.
Краснофигурное изображение на амфоре Андокида. “Геракл и Афина”.
Краснофигурная роспись. “Полёт ласточки”. Евфроний.
Вследствие изменения технологий, повышается и мастерство художников. Росписью керамики начинают заниматься не просто ремесленники, а настоящие мастера. Их изделия сегодня рассматриваются как произведения искусства, которые занимают почётное место в самых значительных музейных коллекциях.
Что ещё почитать о древнегреческой культуре? Ссылки на мои статьи по этой теме смотрите ниже:
Культура Древней Греции. В чём секрет успеха?
Во что верили древние греки?
Что нужно знать о Гомере и его поэмах?
Этапы развития великой культуры.
Древнегреческая скульптура. Путь к совершенству.
Ордерная система – основа классической архитектуры.
Как строились храмы Древней Греции.
Ансамбль Афинского Акрополя.
Древнегреческая живопись.
Древнегреческая вазопись.
Что мы знаем о древнегреческой музыке?
Древнегреческий театр. Почему греки любили трагедию?
Источник
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Удмуртский государственный университет»
Институт социальных коммуникаций
Кафедра теории и практики PR
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: «Керамические сосуды античности»
Студентка ИСК, «Культурология»
3 курс, гр.46-31 К.П. Лялина
Руководитель
к.и.н., доцент Е.В. Оконникова
Ижевск 2005г.
Содержание
Введение
1. Керамические сосуды Древней Греции
2. Керамические сосуды Древнего Рима
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Керамика – кладовая знаний о своей эпохе, она позволяет реконструировать технологию производства, а отсюда и уровень организации общественного труда, воздействия природных и экономических факторов на развитие материальной культуры, взаимовлияния археологических культур в сфере гончарного производства. Исследование керамики помогает определить этническую принадлежность всего памятника целой археологической культуре.
Античный мир оставил последующими поколениям богатое наследие. Это касается не только ремесла, но и строительного дела, монетной чеканки, искусства и др. Произведения древних мастеров – великое человеческое достояние, к которому обращались люди всех эпох и народов.
В частности, керамические сосуды Древней Греции и Древнего Рима остаются одними из основных носителей античной культуры. Они имеют не только утилитарное значение, как средства, применяемые в быту и свидетельствующие о существовании гончарного ремесла, но и художественное значение, раскрывающее духовную сторону жизни древних. По керамическим сосудам мы можем определить общий уровень культуры и получить более полную картину жизни древних греков и римлян, включая их взаимодействия. Но нет структурированного материала по данным предметам культуры. Таким образом, изучение керамических сосудов античности является актуальным.
Можно поставить следующую цель данной работы – охарактеризовать основные этапы развития гончарного ремесла Древнего Рима и Древней Греции. В соответствии с данной целью, определим следующие задачи исследования:
1. проанализировать круг научной литературы по данной проблеме;
2. выделить основные этапы гончарного искусства;
3. рассмотреть основные формы сосудов, характер и сюжет рисунка, вид обработки, предназначение сосудов;
4. указать имена наиболее известных мастеров античности;
5. описать выдающиеся произведения художественной культуры;
6. назвать основные центры производства сосудов и их специфику;
7. выделить значимость изучения керамических сосудов в истории культурной европейской традиции.
В ходе подготовки курсовой работы были использованы методы анализа научной литературы, обобщения и сопоставления общей и специальной литературы по выбранной теме.
Список использованной литературы состоит из 11 наименований. Среди них книги и статьи отечественных специалистов: Л.Д. Любимова, Г.И. Соколова, Л.С. Ильинской, С.Ю. Монахова [8,11,12,13,6,9] и других. Основными источниками стали труды по искусству и по археологии, по теории и истории повседневности зарубежных стран.
В сборнике «Античная цивилизация» освещаются различные стороны античной цивилизации, Древнего Мира. Подробно дается общая характеристика социально-экономической и политической истории Греции и Рима, развития различных областей наук и техник. Особое внимание уделяется древним городам, общественной жизни в них, описанию античного, монументального искусства и художественного ремесла.
Статьи сборника «История и культура античного мира» охватывают различные стороны истории и культуры античного мира Средиземноморья и Северного Причерноморья, Средней Азии и Кавказа. Они посвящены вопросам экономики и социальным связям в античном мире, оценке наследия античности в мировой культуре, исследование отношения культуры античности в раннем средневековье. В ряде статей говорится о распространении греческих и восточных культов, градостроительстве и архитектуре, вазописи и скульптуре, керамике и эпиграфике, публикуются вновь открытые или неопубликованные памятники.
В монографиях Соколова Г.И. «Искусство Древнего Рима», «Искусство Древней Греции» и «Искусство этрусков» анализируется художественное творчество римлян, эллинов и этрусков соответственно. В книгах рассматриваются архитектура, скульптура, вазопись, автор раскрывает сущность прекрасного в искусстве. Довольно полно освещается мифология древних, которая лежала в основе художественных образов, широко привлекаются памятники эпической и лирической поэзии.
Данная работа состоит из титульного листа, содержания, введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются керамические сосуды демократической Греции и эллинистической эпохи. Здесь же описаны основные центры изготовления сосудов в определённые периоды развития. Указаны их основные формы и стили, доминирующие в определенный этап развития вазописи.
Вторая глава посвящена основным этапам развития римского гончарного ремесла, этрусской, республиканской и императорской эпох. Проведены исследования центров гончарного искусства. Роль вазописи в Риме. В обеих главах упоминаются названия знаменитых образцов керамики.
В заключении приведены выводы о роли изучения керамических сосудов античности.
Значение данной работы в возможности ее использования как теоретического материала для учащихся и студентов факультета искусств и исторического факультета.
Раздел: Культура и искусство
Количество знаков с пробелами: 55609
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0
… был построен не ранее 253 г., а здание подверглось разрушению во время одного из перечисленных нападений «скифов» в 50-х — 60-х годах III в., тогда же, по-видимому, попала в Тиру босфорская монета 251 г. § 9. Тира в конце III—IV в. н. э. Конец античного города 1. Археологические памятники поздней Тиры. До сравнительно недавнего времени судьба Тиры после варварских нашествий середины III в. …
… стариков. Фарфор, фаянс и майолика Если история создания первого керамического сосуда восстанавливается нами по материалам археологических исследований топь предположительно, то история самого распространенного вида керамики – фарфора – известна достаточно хорошо. Фарфор -изобретение древних китайцев. Древнейшая его разновидность (протофарфор) был известен в Поднебесной ухе в ХШ веке до н. э. В …
… английский, можно ли сказать, что проблема евроцентризма ушла в прошлое? Очевидно, многое еще остается выяснить в наших подходах к мировой истории. РАЗДЕЛ 2. ТЕОРИЯ ЯДРА Глава 1 Центр и периферия цивилизации § 1.
А. Тойнби О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ РАСПРОСТРАНЕНИИ КАК КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ Рост цивилизации по своей природе является восходящим движением. Цивилизации развиваются …
… они брали ту самую “чистую” медь, почему соединили ее именно с оловом, а не с каким-нибудь другим металлом, в каких месторождениях встречается в природе медь, в каких именно химических соединениях, где эти месторождения расположены и насколько легко было древним людям ее вырабатывать и переплавлять? Очень странно, что кабинетные историки совершенно не утруждают себя подобными вопросами. А, ведь, …
Источник
” О строгая невеста тишины,
Дитя в безвестье канувших времен,
Молчунья, на которой старины
Красноречивый след запечатлен! “…….
Джон Китс “Ода греческой вазе” (Перевод Г Кружкова)
Почему мне полюбились греческие вазы, я как-то давно рассказывала в этой записи https://liorasun55.livejournal.com/126036.html Но, осознав, что древние сосуды – не только предметы быта, но и произведения древнего искусства, я решила поинтересоваться ими более подробно, и, как это обычно бывает, все оказалось весьма не просто. Оказывается, вазы очень отличаются друг от друга и в зависимости от периода, и от места, где они производились, и от способа нанесения рисунка, и уж форм, и соответственно, названий у них тоже немало. В общем, как обычно: то, что дилетанту кажется простым, на поверку оказывается целой наукой! 🙂
И, чтобы расставить точки над “и” и с понимаем дела рассматривать фотографии из Берлинского Altes Museum, которые я привезла из последнего отуска, я решила упорядочить те сведения, которые мне удалось собрать по этой теме.
(фотография взята отсюда https://www.fotokonkurs.ru/photo/99031)
Многообразие форм может продемонстрировать вот эта картинка:
Вообще-то, если разобраться, вазы – это посуда. Посуда нужна в хозяйстве всегда, потребность в ней, видимо, появилась тогда, когда древний человек понял необходимость запасать продукты….А потом он научится и готовить в ней пищу. Когда-то очень давно, в эпоху неолита, кто-то догадался слепленный из глины предмет бросить в огонь. Он приобрел твердость, и так родилась керамика. Мы и сегодня охотно пользуемся керамической посудой и, похоже, человечество еще долго от нее не откажется, несмотря на то, что у нас есть обилие других материалов для производства посуды всех форм.
Каждый, кто хоть немного интересовался историей и археологией, знает, что керамика является важным маркером для датирования культурных слоев, открывающихся при раскопках. Именно потому, что она сопровождала человека многие тысчелетия и потому, что ученые знают, как она развивалась и изменялась на протяжении всех этих веков в зависимости от места расположения на земле.
Почему древние греки придумали такое множество форм для своих ваз? Форма сосуда определялась в зависимости от того, для хранения каких продуктов она предназначалась. А хранили древние греки в основном оливковое масло, вино и воду, а также сыпучие продукты. Конечно, появилась потребность и подавать питье и еду к столу, и разливать вино, и формы античной керамики множились и совершенствовались.
Но чтобы описать, чем отличаются друг от друга разные сосуды, сначала нужно освоить, как принято называть части вазы. Для этого очень удобна эта картинка:
Пожалуй, самая известная нам из греческих ваз – амфора . Вряд ли есть человек, который не слышал о ней.
Амфора (с древне-греческого ἀμφορεύς «сосуд с двумя ручками» – сосуд яйцеобразной формы, иногда с суженной нижней частью и расширенной верхней, с узким горлом, с двумя вертикальными ручками, служил для транспортироваки вина и масла. Амфоры и украшали быт древних греков, и были практичны в повседневной жизни. В амофрах было удобно хранить вино: закрыть узкое горлышко воском или смолой, и вино, находящееся в нижней широкой части не испарялось и сохранялось дольше. Осадок накапливался в нижней узкой части и не взбалтывался, когда вино наливали из амфоры. Амфору благодаря ее конусовидной нижней части было легко зарыть в землю и тем самым сохранять вино при более низких температурах.
Форма амфор претерпевала изменения от века к веку и зависила от места ее изготовления. Немецкий археолог Генрих Дрессель создал квалификацию амфор, и те, кто желает углубиться в тему, могут почерпнуть очень интересные сведения здесь https://kourtaki.newmail.ru/russian/history/Amphora.htm
Благодаря продолговатой округлой форме амофры их было легко укладывать веером в трюмы древних кораблей. Собственно, амфоры были древней тарой .
Это амфора из Берлинского Старого музея (снимать там не запрещается, но все экспонаты под стеклом). Изображения на вазах – это отдельная очень увлекательная и обширная тема, поскольку разбираться, какой сюжет изображен художником на каждой из них, углубляясь параллельно в чтение Мифов Древней Греции – невероятно интересное занятие, но это – материал для многих книг, а не для одного рассказа)
Было бы ошибкой полагать, что амфорами пользовались исключительно греки. Их находят при раскопках на очень обширной территории, немало их в Причерноморье и в Крыму, например.. и это потому, что греческие амфоры были очень ценимы скифскими царями. (разыскивая информацию для статьи, я много раз видела упоминание таких фактов. Если вы помните, недавно даже Путину повезло нырнуть и – о, чудо! – вынырнуть с древней амфорой в руках :))
Амфоры часто запечатывались глинянной пробкой, которую фиксировали смолой или гипсом. На ручке амфоры греками ставилось клеймо с указанием города-изготовителя (Синопа, Херсонес Таврический), а римляне вешали на ручки ярлычок, например, с указанием сорта вина.
Гидрия (лат. Hydria ), иначе Кальпида (лат. – Kalpis) – сосуд для воды, имеющий три ручки: две небольшие горизонтальные по бокам и одну вертикальную., а также длинную шейку. Похожи на амфоры, но у гидрий более округлое тулово.
Девушки ходили с ними к источнику за водой. Гидрии носили на голове или на плече, придерживая их рукой. Изображения таких сценок из жизни можно увидеть и на рисунках, изображенных на самих вазах.
Иногда гидрии использовались также как урны для хранения пепла умерших.
Лично мне очень понравилась идея трех ручек: за две удобно нести воду, а также подставлять сосуд под струю воды, а третья нужна, когда наклоняешь сосуд, выливая из него воду, а также удобно нести пустой сосуд, держа его за вертикальную ручку.
Вот гидрия из колекции Эрмитажа, датируется 510 годом до нашей эры.
А вот гидрия из Метрополитен-музея, на которой изображена сценка наполнения гидрии из источника 🙂
Как мы видим из росписи на вазе, ничего не изменилось с шестого века до нашей эры: женщины, прийдя за водой, используют повод для того, чтобы всласть пообщаться 🙂
Канфары – широкие сосуды для питья с двумя ручками, что-то типа кубка. Чаще всего на высокой ножке. Изящные ручки канфара выступают за верхнюю линию сосуда. Канфар считался атрибутом Геракла и особенно Диониса : греческий Бог вина часто изображался с канфаром в руках.
Канфар из Афинского археологического музея
Это рисунок, изображающий бога Диониса с канфаром в руках. Нарисован он в 500 г. до нашей эры на блюде, которое хранится в Лувре.
Килик (греч. kylix, лат. calix — “круглый”) – ваза, из которой пили вино. Это сосуд, имеющий вид плоской чаши на ножке или невысоком поддоне с двумя горизонтальными ручками. Килики были весьма рапространены. Снаружи и внутри килики украшали росписью. На многих киликах встречается надпись: «Chaire kai piei eu” (греч., “Радуйся и пей счастливо”). Повествовательные сцены изображали по окружности на наружной стороне чаш (в перерывах между возлияниями килики подвешивали за ручку к стене и такие росписи были хорошо видны)
Вот килик из Греции, датируемый первой четвертью 6-го века до нашей эры и являющийся экспонатом Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.
Этот же килик изнутри
и он же снизу
КРАТЕ́Р (греч. krater, от kerannymi — “смешиваю”) — древнегреческий сосуд для смешивания вина с водой. Согласно обычаям, древние эллины смешивали одну часть вина с двумя частями воды — пить неразбавленное вино считалось проявлением дикости, неумеренности, хотя пьянство было распространенным явлением (вспомним Вакха). Кратеры представляют собой большие сосуды с широким устьем, наподобие котлов, и двумя ручками по бокам.
Примеры кратеров:
Оба кратера из коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.
Продожение здесь (часть 2): https://liorasun55.livejournal.com/314944.html
Да, на всякий случай: я не специалист и не волшебник, я только учусь. Просьба отнестись к моим изысканиям соответственно 🙂
Источник