Погребальный сосуд у египтян
У этого термина существуют и другие значения, см. Каноп.
Кано́па (от др.-греч. Κάνωβος или лат. Canopus) – ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые при мумификации из тел умерших. После извлечения органы промывались, а затем погружались в сосуды с бальзамом из Каноба (откуда и название). Древнейшие канопы найдены в гробнице Хетепхерес.
Описание[править | править код]
Всего каждой мумии полагалось по четыре канопы[1]. Крышки каноп, как правило были украшены головами четырёх богов – сыновей Гора: Хапи с головой павиана; Дуамутеф с головой шакала; Кебехсенуф с головой сокола и Амсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Амсет хранил печень, Дуамутеф – желудок, Кебехсенуф – кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.
За всё время истории Египта число каноп, отводимых для каждого умершего, не изменялось, однако их форма модифицировалась в согласии с господствующими вкусами времени. Поначалу, во времена Древнего царства, они выглядели пузатыми и имели весьма скупую отделку. Позднее, ко времени Нового царства (начиная с правления Аменхотепа III), они становятся более вытянутыми, с высокими плечами и узким основанием. Затем, к Позднему периоду, их форма снова становятся более приземистой. Не меньшим образом менялись и крышки каноп. Поначалу просто круглые или плоские, изредка с нанесённым орнаментом, только ко времени Нового Царства они приобрели антропоморфную форму, имеющую черты сходства с покойником. И только ко времени XVIII династии появляются крышки «классической формы», представляющие собой четырёх сыновей Гора, три из которых имели голову животного, и только один – человеческую. Эта традиция окончательно закрепилась в эпоху Рамессидов.
Канопы помещались в специальный ящик, на котором рельефно изображались покровительствующие богини: Исида, Нефтида, Мут и Нейт.
Изредка, вместо урны в захоронениях обнаруживались канопы с органами в виде компактного мешочка или пакета, находящегося прямо внутри брюшной полости мумии. В таких случаях процесс мумификации претерпевал некоторые изменения. После удаления внутренних органов их сначала обеззараживали и высушивали в соде или извести, затем бальзамировали и, наконец, заворачивали в ткань, чтобы, таким образом, вернуть их на исходное место умершему владельцу для дальнейшего использования в загробной жизни.
Позднее, этруски заимствовали и перенесли в свой погребальный обиход форму канопы, используя её в качестве урны для хранения пепла, оставшегося после церемонии сожжения умершего.
Галерея[править | править код]
Иероглифы для четырёх сыновей Гора, использовавшиеся на египетских канопах
Печень как миниатюрная мумия с маской
Канопа на монете из Александрии, L S (год 6) Император Адриан
Канопа Кийи с её изображением, конец XVIII династии, эпоха Эхнатона
Примечания[править | править код]
- ↑ Stuart Tyson Smith. Unwrapping the Mummy. Hollywood fantasies, Egyptian realities / Julie M. Schablitsky (ed.). – Box Office Archaeology. Refining Hollywood’s visions of the past. – Left Coast Press, 2007. – С. 28-29, 22-23.
Ссылки[править | править код]
- Статья в БСЭ
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 декабря 2019; проверки требуют 4 правки.
Древние египтяне создали ряд погребальных обычаев, которые, по их мнению, были необходимы для обеспечения бессмертия в дальнейшей загробной жизни. Эти ритуалы включают в себя мумификацию, отбор магических заклинаний и обеспечение могил всем необходимым для жизни в загробном мире[1][2]. В процессе погребения использовались наработанные в течение длительного времени старинные обычаи, которые то отвергались, то принимались вновь. Тем не менее, многие важные элементы сохранены. Несмотря на то, что некоторые специфичные детали изменились с течением времени, такие элементы, как подготовка тела, магические обряды и обеспечение гробниц всем необходимым составляли важную часть ритуала погребения.
Погребальные ритуалы[править | править код]
Комната приготовлений, где проводилась мумификация, называлась Ibu или Ibu en Waab («навес очищения»). Из Ibu мумию затем переносили в помещение Wabet (от слова, означающего «чистота»), где проходило бальзамирование[3].
После того как мумия была подготовлена, её необходимо «оживить». Церемония «Отверзение уст» проводилась жрецом, который, произнеся заклинание, прикасался к мумии или к саркофагу ритуальным теслом, лезвие которого было изготовлено из меди или камня. Проведение подобной церемонии давало возможность мумии дышать и говорить в загробной жизни. Аналогичным образом, произнеся заклинания, жрец мог оживить для загробной жизни руки, ноги и другие части тела у мумии.
Погребальная процессия. Факсимиле Книги мёртвых писца Ани (ок. 1250 год до н. э.)
Древнейшими записями царского заупокойного ритуала являются Тексты Пирамид[4].
Заупокойные тексты[править | править код]
Многие мумии были оснащены заупокойной литературой, которую умершие забирали с собой в загробный мир. В большинстве своём заупокойная литература состояла из списка инструкций и заклинаний, служащих своего рода путеводителем по загробному миру. Во времена Древнего Царства, только фараон имел возможность пользоваться подобной литературой, более известной как Тексты пирамид. Тексты пирамид представляют собой набор заклинаний, обеспечивающих воскрешение и защиту фараону от различного рода враждебных сил обитающих в загробном мире. Фараон Унис был одним из первых, кто использовал этот набор заклинаний. У него как и у некоторых последующих фараонов, заклинания высечены на стенах, внутри пирамид[5]. Эти тексты были индивидуально подобраны для него из большого банка заклинаний.
В Первый переходный период и во времена Среднего царства некоторые заклинания Текстов пирамид стали находить на поверхности саркофагов, в погребальных камерах высокопоставленных лиц. Таким образом, постепенно, стала развиваться традиция записи заклинаний на внутренней и внешней поверхностях саркофагов. Тексты и заклинания, записанные на поверхности саркофагов, стали называться Текстами саркофагов. В этот период заупокойная литература впервые стала доступна лицам, не имеющим царского происхождения. Несмотря на то, что многие заклинания были перенесены из более ранних текстов, в Текстах саркофагов, стали появляться дополнительные заклинания, которые претерпели незначительные изменения, и были адаптированы для лиц нецарского происхождения[6].
Во времена Нового царства, Тексты саркофагов стали записывать на погребальных папирусах, которые получили название Книга мёртвых. Подобные книги мёртвых продолжали создаваться вплоть до Позднего периода. Тексты в этих книгах были разделены на главы, каждая из которых могла содержать до двухсот заклинаний. Каждый из этих текстов был индивидуально составлен для умершего, хотя степень различия в них была не существенной. Если человек был достаточно богат, то за дополнительную плату он мог заказать себе свой вариант текста, который включал бы в себя те заклинания, которые ему больше хотелось видеть. Если же финансовое положение человека не позволяло ему совершить покупку персональной Книги мёртвых, то он мог купить более дешёвую, стандартную версию, в которой были оставлены пустые места для имени умершего.[7]
Погребальная утварь[править | править код]
С древнейших времён истории Египта, простые египтяне хоронили умерших с различного рода предметами обихода, так как они могли пригодиться им после смерти. Это была кухонная утварь, керамические изделия, каменные сосуды, различные предметы быта и пища. Более богатые египтяне могли себе позволить быть похороненными с мебелью, ювелирными изделиями и другими ценными вещами, поэтому их гробницы разграблялись и опустошались на протяжении всей истории Египта[8].
Согласно обычаям, появившимся в период Древнего царства, богатые граждане хоронили умерших в деревянных или каменных саркофагах. Количество погребальной утвари в них было мало. Чаще всего встречались наборы медных инструментов и некоторые виды ваз[9]. Деревянная погребальная утварь стала преобладать во времена Первого переходного периода. На этих деревянных изделиях часто изображались сюжеты из повседневной жизни умерших, что подразумевало продолжение подобной деятельности и после смерти. Саркофаги имели стандартную прямоугольную форму. Поверхность саркофагов была ярко раскрашена и на ней часто изображалась надпись в виде Формулы подношения. В этот период предметы повседневного быта встречались редко в гробницах. В конце Среднего царства в гробницах египтян стали появляться такие погребальные объекты, как ушебти и скарабеи. В этот же период в могилах снова стали появляться предметы повседневного быта, включая магические амулеты[10], использовавшиеся ещё при жизни для защиты умершего.
С началом Нового царства некоторые древние обычаи постепенно изменились. Например, саркофаги были в основном антропоморфной формы. Умершим клали хотя бы одну статуэтку ушебти, так как египтяне верили, что в загробном мире она будет выполнять за них всю сложную работу. Гробницы богатых часто содержали вещи повседневного быта. В то время как в гробнице Рамсеса II и в гробницах всех последующих фараонов предметы из повседневной жизни стали постепенно исчезать. В этих гробницах всё чаще стали встречаться предметы и вещи, специально изготовленные для похорон. Кроме того, в захоронениях увеличилось количество статуэток ушебти, количество которых в отдельных гробницах достигало четырёхсот штук. Помимо статуэток ушебти умершего хоронили с большим количеством других магических фигурок, которые были призваны защитить умершего от различного рода напастей и зла в загробном мире. Несмотря на то, что виды и разнообразие погребальных объектов менялись на протяжении всей истории древнего Египта, их функциональное значение оставалось неизменным. Главной функцией всех погребальных объектов было обеспечение умершего всем необходимым в загробной жизни.
В некоторых древнеегипетских гробницах помимо обычной погребальной утвари встречались также и погребальные лодки[11]. Лодки играли важную роль в религии египтян, так как они являлись основным средством передвижения богов как по небу, так и по преисподней. На одном из видов лодок, который египтяне использовали на похоронах, они совершали паломничество к святым местам Египта, таким как древний город Абидос. Одна из подобных лодок была найдена вблизи пирамиды Хеопса.
История[править | править код]
Несмотря на то, что не сохранилось ни одного письменного источника Додинастического периода, учёные могут почерпнуть немало важной информации от сохранившихся тел древних египтян. Это стало возможным благодаря тому, что люди того времени не придерживались всеобщей практики кремации тел, а хоронили своих умерших. Почему они поступали именно так, неизвестно, но некоторые учёные полагают, что египтяне боялись, что мёртвые могут подняться из могил, если с ними плохо обращаться после смерти.[12]
В более ранние эпохи умерших хоронили в простых овальных ямах с несколькими погребальными предметами, которые располагались вокруг них. Иногда встречаются групповые захоронения, в которых можно увидеть кости не только людей, но и животных. Со временем могилы стали более сложными, тела помещали сначала в плетёную корзину, а затем в деревянный или терракотовый саркофаг. В этих могилах содержались ювелирные изделия и острые наконечники[13].
Всё это наглядно показывает, что уже в те древние времена у людей была вера в загробную жизнь, хотя согласно археологическим данным, шансов попасть туда у простого человека было не много. Это могло быть связано с тем, что для принятия в загробный мир требовались лишь те умершие, которые могли выполнять строго определённую функцию. Фараону позволено было входить в царство мёртвых, так как он играл важную роль в жизни людей, поэтому и от других людей так же требовалась важная жизненная роль, чтобы попасть туда.
В ранних царских гробницах были найдены останки людей, принесённых в жертву. Подобные находки лишь укрепили мнение археологов, что у каждого египтянина должна была быть важная функция после смерти. Возможно эти люди были призваны служить вечно своему царю. В дальнейшем необходимость в совершении человеческих жертвоприношений отпала вероятно по той причине, что фараоны нашли более красивую и гуманную альтернативу в виде магических фигурок и настенных росписей с заклинаниями[14]. Некоторые из этих фигурок были созданы похожими на определённых людей, чтобы они могли и после смерти следовать за фараоном.
Как низший, так и средний класс[источник не указан 135 дней] египтян, вынужден был полагаться на милость фараона, чтобы попасть в загробный мир. Египтяне верили, что когда умирал фараон, он становился божеством, которое могло даровать каждому право на загробную жизнь. Подобная вера укоренилась у египтян в Додинастический период и продержалась вплоть до Древнего царства. В дальнейшем постепенно право на загробную жизнь получил каждый, у кого были деньги[15].
См. также[править | править код]
- Тексты Саркофагов
- Погребальный конус
- Сердаб
Примечания[править | править код]
- ↑ Wolfram Grajetzki. Burial customs in Ancient Egypt. www.digitalegypt.ucl.ac.uk. Дата обращения: 6 ноября 2018.
- ↑ Ancient Egyptian Mummies Архивная копия от 22 марта 2012 на Wayback Machine
- ↑ Thames & Hudson. The Complete Pyramids, Mark Lehner, 2001: The Complete Pyramids. – Bukupedia, 2001-06-11. – С. 26. – 257 с.
- ↑ Матье М. Э. Древнеегипетские мифы / Отв. редактор д.и.н. Бонч-Бруевич В.Д.. – М.-Л.: Издательство АН СССР, 1956. – С. 68.
- ↑ Pyramid texts. www.digitalegypt.ucl.ac.uk. Дата обращения: 6 ноября 2018.
- ↑ Erik Hornung, The Ancient Egyptian Book of the Afterlife, (Cornell: Cornell University Press, 1999) p. 7
- ↑ Raymond O. Faulkner, The Ancient Egyptian Book of The Dead, (New York, British Museum Publications, 1985) p. 11.
- ↑ Grajetzki: Burial Customs, p. 7-14
- ↑ Grajetzki: Burial Customs, p. 15-26
- ↑ Древний Египет раскрывает тайны :: » Амулеты и символы египтян (14 апреля 2012). Дата обращения: 6 ноября 2018.
- ↑ Solar Boat. www.bluffton.edu. Дата обращения: 6 ноября 2018.
- ↑ Françoise Dunand and Roger Lichtenberg, Mummies and Death in Egypt, (London: Cornell University Press, 2006), p. 9
- ↑ Françoise Dunand and Roger Lichtenberg, Mummies and Death in Egypt, (London: Cornell University Press, 2006), p. 7
- ↑ Sergio Donadoni, The Egyptians, (Chicago: University of Chicago Press, 1997) p. 262
- ↑ John A. Wilson, The Culture of Ancient Egypt, (Chicago: University of Chicago Press, 1965), P. 116.
Литература[править | править код]
- Erik Hornung: The Ancient Egyptian Books of the Afterlife, ISBN 0-8014-8515-0
- Wolfram Grajetzki: Burial Customs in Ancient Egypt: Life in Death for Rich and Poor. Duckworth: London 2003 ISBN 0715632175
- John Taylor: Death and the Afterlife in Ancient Egypt. Chicago: The University of Chicago Press. 2001
Ссылки[править | править код]
- Digital Egypt, an outstanding source of rmation (англ.)
- Egyptian mummification (англ.)
Источник
Что мы делаем. Каждая страница проходит через несколько сотен совершенствующих техник. Совершенно та же Википедия. Только лучше.
Из Википедии – свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Каноп.
Кано́па (от др.-греч. Κάνωβος или лат. Canopus) – ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые при мумификации из тел умерших. После извлечения органы промывались, а затем погружались в сосуды с бальзамом из Каноба (откуда и название). Древнейшие канопы найдены в гробнице Хетепхерес.
Описание
Всего каждой мумии полагалось по четыре канопы[1]. Крышки каноп, как правило были украшены головами четырёх богов – сыновей Гора: Хапи с головой павиана; Дуамутеф с головой шакала; Кебехсенуф с головой сокола и Амсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Амсет хранил печень, Дуамутеф – желудок, Кебехсенуф – кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.
За всё время истории Египта число каноп, отводимых для каждого умершего, не изменялось, однако их форма модифицировалась в согласии с господствующими вкусами времени. Поначалу, во времена Древнего царства, они выглядели пузатыми и имели весьма скупую отделку. Позднее, ко времени Нового царства (начиная с правления Аменхотепа III), они становятся более вытянутыми, с высокими плечами и узким основанием. Затем, к Позднему периоду, их форма снова становятся более приземистой. Не меньшим образом менялись и крышки каноп. Поначалу просто круглые или плоские, изредка с нанесённым орнаментом, только ко времени Нового Царства они приобрели антропоморфную форму, имеющую черты сходства с покойником. И только ко времени XVIII династии появляются крышки «классической формы», представляющие собой четырёх сыновей Гора, три из которых имели голову животного, и только один – человеческую. Эта традиция окончательно закрепилась в эпоху Рамессидов.
Канопы помещались в специальный ящик, на котором рельефно изображались покровительствующие богини: Исида, Нефтида, Мут и Нейт.
Изредка, вместо урны в захоронениях обнаруживались канопы с органами в виде компактного мешочка или пакета, находящегося прямо внутри брюшной полости мумии. В таких случаях процесс мумификации претерпевал некоторые изменения. После удаления внутренних органов их сначала обеззараживали и высушивали в соде или извести, затем бальзамировали и, наконец, заворачивали в ткань, чтобы, таким образом, вернуть их на исходное место умершему владельцу для дальнейшего использования в загробной жизни.
Позднее, этруски заимствовали и перенесли в свой погребальный обиход форму канопы, используя её в качестве урны для хранения пепла, оставшегося после церемонии сожжения умершего.
Галерея
Иероглифы для четырёх сыновей Гора, использовавшиеся на египетских канопах
Печень как миниатюрная мумия с маской
Канопа на монете из Александрии, L S (год 6) Император Адриан
Канопа Кийи с её изображением, конец XVIII династии, эпоха Эхнатона
Примечания
- ↑ Stuart Tyson Smith. Unwrapping the Mummy. Hollywood fantasies, Egyptian realities / Julie M. Schablitsky (ed.). – Box Office Archaeology. Refining Hollywood’s visions of the past. – Left Coast Press, 2007. – С. 28-29, 22-23.
Ссылки
- Статья в БСЭ
Эта страница в последний раз была отредактирована 29 ноября 2020 в 09:14.
Источник
Трудно найти похоронные традиции, с которыми было бы связано столько мифов и преданий, сколько связано с погребением у древних египтян. Величественные пирамиды и древние гробницы, мумификация и «книга мертвых» издавна интересуют людей.
За долгие тысячелетия истории Древнего Египта похоронные практики населявших его народов сильно менялись. Тем не менее, преемственность традиций сохранялась, и несмотря на различия в нюансах, мы можем описать «усредненную» картину древнеегипетских похорон.
Похоронные ритуалы отражали веру в вечную жизнь
Церемонии и ритуалы древнеегипетских похорон сложились под влиянием религиозных представлений о загробном мире. Считалось, что каждого жителя Египта впереди ждет «вечность». Эта вечная загробная жизнь мало походила на наши представления о Рае. После смерти и суда бога Осириса, умерший отправлялся в Поля Камыша (Поля Иалу), которые представляли собой идеализированное отражение жизни умершего египтянина.
Считается, что подобные представления о загробной жизни сложились в Египте уже к 4000 г. до н. э. Вера в «вечность» просуществовала до 30 гг. до н. э. и успела повлиять на похоронные обряды и представления многих народов о загробной жизни.
Скорбь и траур в Древнем Египте
Траур в Древнем Египте проходил драматично: скорбящие родственники, измазав себя в грязи, шли шествием по городу, рвали на себе волосы, били себя в грудь и громко причитали о своей утрате. Так они находили выход своему горю и давали знать соседям о случившейся кончине. В отличие от древних греков, египтяне не пытались ограничить подобные проявления скорби.
Мумификация – главная ритуальная услуга в Древнем Египте
После завершения траурного шествия, тело отправлялось на мумификацию. Эта процедура начала практиковаться в Египте начиная с середины IV тысячелетия до н. э. Египетское понимание души предполагало, что для вечной загробной жизни требуется сохранить тело усопшего.
Семья усопшего обращалась к профессиональным бальзамировщикам, которые во многом были «ритуальными агентами» Древнего Египта. Первым бальзамировщиком, по египетским мифам, был бог Анубис, один из покровителей загробного мира. Именно его прикосновение превращает умершего в «оживленного», которому предстоит отправиться в путешествие в мир мертвых.
Традиционно бальзамировщики предлагали три варианта мумификации и погребения, различавшихся по сложности предстоящей работы и цене.
Цена определялась рядом факторов:
· из какого материала будет изготовлен гроб усопшего;
· сложность резьбы наносимой на гроб или саркофаг;
· сложность процедуры мумификации;
· комплекс погребальных ритуалов.
Соли для мумификации
Основным ингредиентом в мумификации был оксид натрия, который египтяне называли «божественной солью». Оксид натрия встречается в природе, и жители Древнего Египта добывали его преимущественно во впадине Вади-Натрун в окрестностях Каира. Это вещество прекрасно высушивает и расщепляет жир, что делало его подходящим для мумификации. Впрочем, в более бюджетных похоронах использовалась и простая соль.
Три вида погребения
В самом дорогом виде похорон из тела покойного извлекались все внутренние органы за исключением сердца, которое считалось вместилищем души, а потому наделялось сакральным статусом. Полости тела затем промывались и заполнялись благовониями, а разрезы на теле зашивались. После этого тело помещали в оксид натрия строго на семьдесят дней. По завершении этого периода, тело усопшего вновь омывали, после чего заматывали в порезанное на полоски льняное полотно (те самые «бинты», в которые завернуты мумии). В таком виде тело покойного отдавали семье усопшего, которая помещала его в деревянный гроб. Гробу обычно придавали вид человеческой фигуры.
Второй вид погребения, более экономичный, требовал меньшего внимания к телу покойного. Из тела покойного не извлекали внутренности, а только покрывали благовониями. Его оставляли на те же семьдесят дней в оксиде натрия, и в результате от покойного оставались лишь кожа и кости. После этой процедуры останки умершего возвращали родственникам.
Самый дешевый способ подразумевал лишь просто промывание и помещение покойного в соль.
«Вчерашний лён» – погребальное одеяние бедняков
Даже самые бедные египтяне проводили погребальные церемонии, так как считали, что если усопшего не похоронить должны образом, то его душа вернется, чтобы мучать живых родственников. Поскольку мумификация была очень дорогой процедурой, бедные египтяне отдавали свои ношенные вещи бальзамировщикам, чтобы те пустили их на бинты. Поскольку бедняки не могли позволить себе новое льняное полотно, то они заворачивали тела своих родных во «вчерашний лён».
Со временем эта фраза стала применяться ко всем умершим. Её часто использовали профессиональные плакальщицы на похоронах, обращаясь к усопшему. Льняные бинты также называли «локонами Нефтиды», в честь богини, которую связывали со смертью и загробной жизнью.
Ритуал «Отверзение уст»
Начиная с периода Древнего Царства, перед помещением усопшего в гробницу проводилась церемония отверзения уст. Эта церемония еще раз подчеркивала значение физического тела покойного в обретении душой вечной жизни. Жрец зачитывал ритуальные заклинания, прикасаясь лезвием ножа ко рту покойного (чтобы тот мог есть, пить и дышать), а также к ногам и рукам, чтобы тот мог ходить по гробнице. После завершения погребения и запечатывания могилы, зачитывались молитвы, которые должны были помочь умершему отправиться в путешествие в загробный мир.
Гробницы и пирамиды – кладбища Древнего Египта
Изначально гробницы в Древнем Египте представляли собой могилы в земле, но затем они развились в прямоугольные мастабы. Мастаба представляла собой усеченную пирамиду с прямоугольным основанием, сделанную из кирпича-сырца и покрытую кирпичной кладкой. Мастабы со временем были заменены на ступенчатые пирамиды, а те сменились гладкими «настоящими пирамидами».
Подобные гробницы предназначались для защиты тела усопшего, которое было неразрывно связано с его душой, от воров, злоумышленников и непогоды. Саркофаги, так же как и гробницы, создавали с целью практической и символической защиты тела усопшего. Так, линия иероглифов, тянущаяся по продольной части саркофага, должна была служить «хребтом» покойного и давать усопшему силу.
Ушебти – слуги в загробном мире
Богатство гробницы во многом зависело от материального благополучия семьи усопшего. Умершего старались отправить в последний путь в роскоши, окруженного дарами и культовыми предметами. В число культовых предметов, которые египтяне клали в усыпальницу, входили статуэтки ушебти.
При жизни египтянин должен быть посвящать часть своего времени общественным работам. Жители древнего Египта считали, что так предстоит жить и в загробном мире. Поэтому вместе с усопшим хоронили ушебти, которые должны были подменять умершего, если его призовут на общественные работы. Число ушебти обычно колебалось от нескольких десятков до нескольких сотен. Даже бедняки старались хоронить умерших вместе с такими статуэтками, поэтому сейчас ушебти входят в число самых частых находок при раскопках гробниц.
Читайте также: Египетская «Книга мёртвых»
Будем очень рады видеть вас, дорогие читатели, среди подписчиков нашего канала (подписаться можно сверху).
Обязательно ставьте лайки – это важно для канала 😉
Источник