Покрывало для церковных сосудов с причастием
Другие названия: Святая чаша, Литургическая чаша, Чаша для Причастия
Что такое потир?
Потир (от греч. ποτήρ (потир), ποτήριον (потирион) — чаша) это чаша, используемая во время Божественной Литургии, один из основных предметов богослужебной утвари.
Материалы изготовления.
Потир, как правило, изготавливают из благородных металлов. Во многих храмах Вы встретите серебряные потиры: из благоговения к святыне прихожане и священнослужители стараются изготовить литургическую чашу из драгоценного металла. Распространены и потиры из латуни.
На протяжении истории иногда создавались потиры из ценных пород камня: яшмы, агата, мрамора, алебастра, оникса и др.
Изготавливать Литургическую чашу из хрупких (стекло), подверженных окислению (железо, медь) или впитывающих (дерево) материалов запрещают церковные правила. В крайнем случае, потир делали из дерева, которое окрашивали и покрывали олифой, благодаря чему оно переставало впитывать влагу.
Варианты изготовления.
Изображения на литургической чаше могут быть как нанесенными непосредственно на металл (как правило, гравированными), так и накладными. Очень красивы потиры с эмалевыми иконами (дробницами).
В странах с жарким климатом, например в Греции, в храмах можно увидеть потиры с массивной крышкой, увенчанной крестом. Подобная крышка могла нести и практическое назначение – защищать от пыли и насекомых. В XVIII столетии потиры с крышками употребляли и в России. В частности, сохранились такие крышки, украшенные ростовской расписной эмалью.
Особенности оформления.
В последние несколько столетий в России употребляются литургические чаши строго определенных очертаний: изготовленные в виде округлого кубка, соединенного достаточно тонкой и высокой ножкой со столь же округлым основанием. В середине ножки расположено «яблоко» – шарообразное утолщение, позволяющее уверенно удерживать потир в руке. Такая форма максимально устойчива и несет в себе символику, отражающую вероучение Православной Церкви.
Как правило, на потире бывает изображен деисис: Спаситель, а по сторонам от Него – Богоматерь и Иоанн Предтеча. На оборотной стороне – восьмиконечный крест. Могут использоваться и другие образы – в частности, на основании потира иногда помещают изображения четырех евангелистов (Матфея, Марка, Луки и Иоанна). Иконы на потире обычно располагаются в округлых медальонах. Если эти медальоны накладные, они именуются дробницами. Стоит отметить, что и запрета на использования потира без икон, не существует.
По внешнему краю чаши обычно располагается надпись: «Тело Христово примите, Источника бессмертного вкусите» (могут использоваться и другие священные тексты).
В декоре чаши часто используют мотив виноградной лозы с гроздьями, которая символизирует Церковь, а также напоминает о виноградном вине, освящаемом в Таинстве Евхаристии.
Особенности использования.
В храме потиры обычно хранятся на жертвеннике или внутри него.
Потир, в который вливается Кровь Христова – великая святыня, поэтому брать его в руки (после начала использования на богослужениях) имеют право только священнослужители.
Как правило, в храме бывает несколько потиров разного объема, для использования на более или менее многолюдных службах. Если на богослужении причащается много верующих, для совершения Таинства может быть применен самый большой потир, а затем Вещество из него будет разлито в несколько чаш, чтобы прихожан причащали несколько священников.
Полезные советы.
Хорошим решением становятся чаши-вкладки для потира. Со временем от постоянного соприкосновения с вином внутренняя поверхность чаши приходит в негодность. Заменив вкладку, вы получите новый потир. Также существуют съемные чаши для потира.
Некоторые священники предпочитают потиры с прямой чашей (без загибающихся краев), потому что из такого потира проще и безопаснее потреблять Святые Дары, чтобы ни одна их капля не пролилась.
Из истории.
Форма потира на протяжении истории изменялась. Древность знала не только литургические чаши, но и евхаристические кувшины. Первые христиане причащались отдельно Хлебом и Вином. Вино испивали через край непосредственно из чаши или кувшина. В Византии нередко изготавливали потиры с плоским основанием и чашей, нижняя часть которой имеет форму перевернутого конуса. Использовали и потиры с низким основанием, имевшие по бокам две ручки. Эта форма встречалась и в домонгольской Руси. По сути, первые потиры представляли собой обычные кубки – конечно, после того, как их начинали использовать при богослужении, возможность их бытового применения отпадала.
Духовно-символическое значение.
Потир напоминает о той чаше, в которой во время Тайной Вечери Спаситель подал ученикам вино со словами: «Пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27-28).
Будучи вместилищем Тела Христова, потир символизирует Пресвятую Богородицу, Носившую во чреве Богочеловека.
Поскольку в Таинстве Причастия верующие соединяются со Христом, потир символизирует Церковь, объединяющую Бога и людей.
Нижняя и верхняя половины потира (основание и собственно чаша) напоминают о Божественной и Человеческой природе Господа Иисуса Христа, а также о единстве Небесной и земной Церкви.
Круглая (при взгляде сверху) форма потира напоминает о вечности Бога.
Источник