Поставь в сосуд с водой белую гвоздику добавь немного воды
42*. Закончи предложения.
- Ответ. Водоросли не имеют корней, стеблей, листьев.
- У мхов есть стебли и листья, но нет корней и цветков.
- У папоротников есть стебель и листья, но нет цветов.
43. Объясни, почему водоросли получили такое название. Подбери к слову «водоросли» однокоренные слова.
- Ответ. Водоросли
Поставь черенок традесканции в сосуд с водой. Отметь дату появления корней. Измерь длину корней через пять дней, через десять дней. Зарисуй наблюдаемые явления.
Верен ли вывод: «на стеблях некоторых растений могут развиваться корни?»
Поставь в сосуд с водой белую гвоздику. Добавь в воду немного синих (красных) чернил. Понаблюдай, что произойдет с цветком? Нарисуй, каким стал цветок.
Верен ли вывод: «По стеблю к листьям и цветкам передвигается вода с растворенными в ней веществами?».
44. Отметь (✓) рисунки, на которых изображены корнеплоды.
- Ответ.
45. Сравни растения, опиши любое по плану.
1. Как называется это растение?
2. Как выглядит его стебель?
3. Листья этого растения простые или сложные?
4.Как расположены жилки на его растениях?
5. Какие цветки у этого растения?
46. Дополни схему «Значение стебля для жизни растений».
- Ответ.
47. Выскажи предположение: почему многие растения образуют соцветия? С каким из высказываний ты согласишься? Отметь его (✓).
- Ответ. В соцветии много мелких цветков, поэтому они более заметны. (✓)
48. Практическая работа
- Рассмотри натуральные плоды помидора, яблони, груши, огурца, подсолнечника, гороха, пшеницы. Распредели плоды по группам: сухие и сочные.
- Ответ. Сочные плоды: Подсолнечник, горох, пшеница
- Сухие плоды: Помидор, яблони, груши, огурец
2. Сравни плоды по форме, цвету, величине, запаху, вкусу, числу семян.
49. Закончи предложения.
- Ответ. 1. Свёкла сладкая, а лук горький.
- 2. Огурцы употребляют в пищу в свежем виде.
- 3. Лимон кислый, а виноград сладкий.
- 4. Яблоко большое, а крыжовник маленький.
- 5. Красная смородинат кислая, а малина сладкая.
50. Заполни таблицу.
- Ответ.
Размножаются вегетативно (частями растения) | Размножаются семенами |
Малина | Вишня, морковь |
Пырей | Одуванчик |
Картофель | Дуб, помидор |
Нарцисс | Горох, капуста |
51. Впиши в таблицу названия растений родного края.
- Ответ.
Растения родного края | Деревья | Кустарники | Травы |
Дикорастущие | дуб кедр клён | шиповник ежевика | дурман борщевик лопух |
Культурные | яблоня вишня груша | крыжовник малина | фиалки |
52. Приведи примеры.
- Ответ. 1. Растения, которые «кормят» человека: горох, огурец, картофель, лук, помидор, репа
- 2. Растения, которые «одевают» человека: хлопчатник, лен.
- 3. Растения, которые «лечат» человека: крапива, чеснок, ромашка, малина
- 4. Растения, которые «украшают» жизнь человека: роза, тюльпан, мимоза, астра
53. Отгадай загадки.
- Ответ. 1. Меня часто обдирают
- Кору тонкую сдирают.
- Пчелка самый вкусный мед
- С моего цветка берет.
- (Липа)
- 2. Весной зеленела
- Летом загорела
- Осень в сад пришла
- Красный факел зажгла (Рябина)
- 3. Будто снежный шар бела,
- По весне она цвела
- Нежный запах источала.
- А когда пора настала.
- Разом сделалась она
- Вся от ягоды черна.
- (Черемуха)
- 4. Не жар, не огонь
- а, возьмешь в руки –
- опалит.
- (Крапива)
Составь план рассказа на тему «Почему без растений невозможна жизнь на Земле».
- Ответ. 1. Растения (травы, деревья, цветы) выделяют кислород.
- 2. Растения дают пищу человеку.
- 3. Борьба с болезнями с помощью растений.
54. Соедини линиями рисунки похожих растений. Обведи названия ядовитых растений.
- Ответ.
55. Прочитай стихотворение. Почему Анчар в странах востока называют «древо смерти»? Подчеркни в стихотворении слова, которые подтверждают это.
- Ответ. Анчар
- (отрывок)
- В пустыне чахлой и скупой,
- На почве, зноем раскаленной,
- Анчар, как грозный часовой,
- Стоит – один во всей вселенной.
- Яд каплет сквозь его кору,
- К полудню растопясь от зною,
- И застывает ввечеру
- Густой прозрачною смолою.
- К нему и птица не летит
- И тигр нейдет – лишь вихорь черный
- На древо смерти набежит
- И мчится прочь уже тлетворный.
- И если туча оросит,
- Блуждая, лист его дремучий,
- С его ветвей уж ядовит
- Стекает дождь в песок горючий…
- А.С. Пушкин.
56. Подпиши названия растений.
- Ответ.
57. Выскажите предположение: какой признак можно выбрать для определения культурного растения?
- Ответ. культурные растения всегда красивы
- эти растения специально выращиваются
- эти растения употребляются в пищу только людьми.
1. Подготовьте проект «Чай – наш любимый напиток».
Разделитесь на три группы. Пусть каждая выберет одну из предложенных тем.
1. Что пили на Руси до появления чая.
2. Как на Руси появился чай.
3. Чай – полезный напиток.
Поработайте в библиотеке, подберите иллюстрации, подготовьте сообщение.
2. Узнай рецепт приготовления этого напитка.
Ай да сбитень, сбитенёк!
Кушайте и пейте,
денег не жалейте.
58. Догадайся, какие напитки получатся из этих растений и продуктов:
- Ответ. Листья мяты, листья смородины, ягоды земляники, листья душицы чай.
- Ржаные сухарики, сахар, изюм, дрожжи, листья мяты квас.
Источник
** Задание 42
Закончи предложения.
– Водоросли не имеют – …чёткой дифференцировки тела (называемого слоевищем, или талломом) на органы.
– У мхов есть стебли с листьями, но нет …корней и цветков.
– У папоротников есть …корни и побеги (стебли с листьями), но нет …цветков.
Задание 43
Объясни, почему водоросли получили такое название. Подбери к слову «водоросли» однокоренные слова.
Ответ:
«Водоросли» – в воде растущие, растения которые живут в водной среде.
Сложное слово «Водоросли» двукоренное: здесь 2 корня вод (вода) и рос (рос-раст, расти):
Вода, поросль, водоем.
Наблюдение
Поставь черенок традесканции в сосуд с водой. Отметь дату появления корней. Измерь длину корней через пять дней, через десять дней. Зарисуй наблюдаемые явления.
Верен ли вывод: «на стеблях некоторых растений могут развиваться корни?»
Ответ:
Вывод о том, что на стеблях некоторых растений могут развиваться корни, верен.
С.25
Наблюдение
Поставь в сосуд с водой белую гвоздику. Добавь в воду немного синих (красных) чернил. Понаблюдай, что произойдет с цветком? Нарисуй, каким стал цветок.
Верен ли вывод: «По стеблю к листьям и цветкам передвигается вода с растворенными в ней веществами?».
Ответ:
Вывод о том, что по стеблю к листьям и цветкам передвигается вода с растворенными в ней веществами, верен.
Задание 44
Отметь рисунки, на которых изображены корнеплоды.
Ответ:
К корнеплодам относят свеклу, репу, петрушку, морковь.
Задание 45
Сравни растения, опиши любое по плану.
1. Как называется это растение?
2. Как выглядит его стебель?
3. Листья этого растения простые или сложные?
4.Как расположены жилки на его растениях?
5. Какие цветки у этого растения?
Ответ:
На рисунке изображены два растения: картофель и нарцисс.
1. Как называется это растение?
Картофель – вид многолетних клубненосных травянистых растений из рода Паслён.
2. Как выглядит его стебель?
Стебель голый, ребристый. Часть стебля, погружённая в почву, выпускает побеги длиной до 50 см.
3. Листья этого растения простые или сложные?
Лист картофеля тёмно-зелёный, прерывисто-непарноперисторассечённый, состоит из конечной доли, нескольких пар (3—7) боковых долей, размещённых одна против другой, и промежуточных долек между ними.
4. Как расположены жилки на его растениях?
Жилкование у листьев картофеля сетчатое.
5. Какие цветки у этого растения?
Соцветие картофеля состоит из 2-3, редко 4 вилкообразно расходящихся завитков, расположенных на цветоносе, который закладывается в пазухе 6-8-го листа и выше (у более позднеспелых сортов). Цветки картофеля 5-членные со спайнолистной чашечкой и неполно сросшимися белыми, красно-фиолетовыми, сине-фиолетовыми или синими долями венчика; тычинок 5 с желтыми или оранжевыми пыльниками; завязь верхняя, обычно двухгнездная.
Задание 46
Дополни схему «Значение стебля для жизни растений».
Ответ:
Задание 47
Выскажи предположение: почему многие растения образуют соцветия? С каким из высказываний ты согласишься? Отметь его.
– в соцветии много мелких цветков, поэтому они более заметны.
С.27
Задание 48
Практическая работа
1. Рассмотри натуральные плоды помидора, яблони, груши, огурца, подсолнечника, гороха, пшеницы. Распредели плоды по группам: сухие и сочные.
2. Сравни плоды по форме, цвету, величине, запаху, вкусу, числу семян.
По отношению к сухим плодам, сочные плоды яркие, ароматные, большие, округлой или овальной формы. Все перечисленные сочные плоды многосемянные.
Сухие плоды не обладают яркой окраской, мелкие, овально-вытянутой или округлой формы, практически не пахнут, односемянные.
Задание 49
Закончи предложения.
1. Свёкла… сладкая, а лук… остро-горький.
2. Огурцы употребляют в пищу… в свежем, соленом, маринованном виде.
3. Лимон… кислый, а виноград… сладкий.
4. Яблоко может иметь… сладкий и кисло-сладкий вкус, а крыжовник… кисло-сладкий.
5. Красная смородина… кислая, а малина… пряно-сладкая.
Задание 50
Заполни таблицу (смотри подсказку на с.28).
Наблюдение
1. Возьми лист узамбарской фиалки или бегонии. Сделай с его обратной стороны надрезы на жилках, положи лист на слой влажного песка и накрой все это стеклянной банкой или целлофановым пакетом. Каждый день проветривай и поливай.
2. Заполни таблицу наблюдений.
С. 29
Задание 51
Впиши в таблицу названия растений родного края.
Задание 52
Приведи примеры.
1. Растения, которые «кормят» человека: картофель, капуста.
2. Растения, которые «одевают» человека: хлопчатник, лен.
3. Растения, которые «лечат» человека: календула, ромашка аптечная, подорожник.
4. Растения, которые «украшают» жизнь человека: роза, гладиолус.
Задание 53
Отгадай загадки.
1. Меня часто обдирают
Кору тонкую сдирают.
Пчелка самый вкусный мед
С моего цветка берет. (Липа)
2. Весной зеленела
Летом загорела
Осень в сад пришла
Красный факел зажгла (Рябина)
С.30
3. Будто снежный шар бела,
По весне она цвела
Нежный запах источала. (Крапива)
А когда пора настала.
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черемуха)
4. Не жар, не огонь
а, возьмешь в руки –
опалит. (Крапива)
Домашнее задание
Составь план рассказа на тему «Почему без растений невозможна жизнь на Земле».
Ответ:
1. Где распространены растения.
2. Какие бывают растения.
3. Чем обеспечивают человека растения.
5. Охрана растений.
С. 31
Задание 54. Соедини линиями рисунки похожих растений. Обведи названия ядовитых растений.
Ответ:
Задание 55.
Прочитай стихотворение. Почему Анчар в странах востока называют «древо смерти»? Подчеркни в стихотворении слова, которые подтверждают это.
Анчар (отрывок)
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит
И тигр нейдет – лишь вихорь черный
На древо смерти набежит
И мчится прочь уже тлетворный.
И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей уж ядовит
Стекает дождь в песок горючий…
А.С. Пушкин.
Слова: грозный, яд, древо смерти, тлетворный, ядовит, стекает дождь
Анчар — род вечнозелёных деревьев или кустарников семейства Тутовые. Дерево не представляет опасности пока его не повредят, потому что густой млечный сок, вытекающий в местах повреждения его ствола, действительно ядовит, и туземцы в свое время смазывали им наконечники стрел. Правда, попадая на тело, сок способен только вызвать нарывы на коже, но перегонкой анчарового сока со спиртом достигается высокая концентрация яда (антиарина), опасного для жизни.
С. 32
Задание 56
Подпиши названия растений.
С.33
Задание 57
Выскажите предположение: какой признак можно выбрать для определения культурного растения?
– культурные растения всегда красивы
– культурные растения специально выращиваются
– эти растения употребляются в пищу только людьми.
Ответ:
Для определения культурного растения можно выбрать признак:
«культурные растения специально выращиваются».
1. Подготовьте проект «Чай – наш любимый напиток».
Разделитесь на три группы. Пусть каждая выберет одну из предложенных тем.
1. Что пили на Руси до появления чая.
2. Как на Руси появился чай.
3. Чай – полезный напиток.
Ответ:
«Как на Руси появился чай»
В России чай появился в 17 веке: в 1638 году русский посол боярин Василий Старков привез царю Михаилу Федоровичу дары от монгольского Алтын-хана — среди знаменитых монгольских атласов и мехов лежали свертки с сухими листьями. Старков отказывался брать эту сушеную траву, но монгольский правитель настоял на своем, и так впервые в Московии появился чай.
Терпкое и горьковатое, «зелье» тем не менее, пришлось по вкусу Михаилу Федоровичу; кроме того, было замечено, что «китайская травка» «осаждает пары, освежает и очищает кровь». Однако присланные Алтын-ханом четыре пуда чая — закончились, и скоро вкус чая в Москве стали забывать. Только спустя почти 30 лет, при царе Алексее Михайловиче, русский посол в Китае Иван Перфильев вновь привезет чай в Россию, а в 1769 году Россия заключит с Китаем первый договор на поставку чая.
Первые чаепития на Руси в при дворе царя Михаила Федоровича
Чай был для России довольно дорогим удовольствием — он стоил примерно в десять раз дороже, чем в Европе, поскольку доставлялся в Россию торговыми караванами, и путь от Пекина до Москвы занимал более года. Долгое время он оставался «городским напитком», причем, преимущественно московским. Даже в Петербург чай привозят из Москвы, и до середины прошлого века в столице будет открыт только один специализированный магазин. (В Москве число чайных лавок уже приблизится к сотне).
Со временем увеличивается доля морских перевозок, заканчивается строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, и в конце 19 столетия начинается поистине триумфальное шествие чая по России. Чай дешевеет, продается буквально на каждом углу, вводится в довольствие русской армии. По всей стране открываются чайные, вырабатывается чайный этикет — появляется особый вид приглашения в гости «на чай».
Новую ноту в русское чаепитие внесло появление самовара — отныне он главный участник русского чайного застолья, непременная принадлежность любого семейного дома. «В четыре часа по всему Замоскворечью слышен ропот самоваров; — пишет Островский, — Если это летом, то в домах открываются все окна для прохлады, у открытого окна вокруг кипящего самовара составляются семейные картины… »
Чай не знает социальных различий — он любим и в великосветских салонах Петербурга, и в деревенской избе, топившейся по-черному, его пьют в трактирах Мещанской слободы и в фешенебельных ресторанах. Чаепитие в России нечто большее, чем просто застольная традиция — это образ жизни, черта национального характера, символ хлебосольства и гостеприимства.
*** 2. Узнай рецепт приготовления этого напитка.
Ай да сбитень, сбитенёк!
Кушайте и пейте,
денег не жалейте.
Ответ:
Сбитень – это исконно русский напиток, который представляет собой ни что иное, как отвар из пряностей и трав, подслащенным медом или сахаром (патокой).
Первое упоминание о нем датируется 1128 годом. Уже тогда его использовали как согревающий напиток, обладающий противовоспалительными действием. Правда, тогда он назывался немного иначе – переваром, а позже взваром/варом.
Сбитень пряный
Сбитень пряный с корице и имбирем
Ингредиенты:
150 гр. сахара;
150 гр. меда;
2 шт. лаврового листа;
гвоздика, имбирь и корица по вкусу;
5 г. кардамона;
1 л воды.
Приготовление:
растворите в кипящей воде мед и сахар; добавьте все пряности и кипятите 15-20 минут;
полученный студенистый напиток процедите через сито и подавайте к столу горячим.
Задание 58
Догадайся, какие напитки получатся из этих растений и продуктов:
– листья мяты, листья смородины, ягоды земляники, листья душицы.
– ржаные сухарики, сахар, изюм, дрожжи, листья мяты.
Ответ:
– Листья мяты, листья смородины, ягоды земляники, листья душицы – травяной чай (сбор).
– Ржаные сухарики, сахар, изюм, дрожжи, листья мяты – ржаной квас.
С.34
Задание 59
Рассмотрите карту Африки. Подготовьте ответы на вопросы: «Какие культурные растения попали из Африки в Европу?» «Может ли современный человек обходиться без этих растений?»
Ответ:
1. Из Африки в Европу попали следующие растения: арбуз, лимон, чеснок, горох, кофе, пшеница, финиковая пальма.
2. Конечно же, современный человек может обходиться без этих растений, но тогда его пищевой рацион не будет питательным и содержащим достаточно витаминов необходимых организму для правильного функционирования, а без пшеницы вообще трудно обойтись. Пшеница – это в первую очередь – Хлеб.
С.35
Рассмотрите карты Северной и Южной Америки (с.36). Поготовьте ответы на вопросы: «Какие культурные растения попали из Северной и Южной Америки в Европу?», «Может ли современный человек обходиться без этих растений?»
Ответ:
Из Северной и Южной Америки в Европу пришли: тыква, подсолнечник, картофель, перец, банан; кукуруза, пшеница, кофе, ананас.(Именно из Южной Америки в Европу пришли ананас, пшеница, кофе, кукуруза).
Человек может обходится без этих растений, ведь когда человек имеет заболевание внутренних органов, врачи запрещают употреблять в пищу какие-либо продукты, но это только в определённых случаях, а все эти растения нужны не только для производства пищевых продуктов, но и технических изделий.
Источник