При изготовлении сосудов из глины в нее добавляли

При изготовлении сосудов из глины в нее добавляли thumbnail

Ручное формирование глиняных сосудов предшествовало формовке на гончарном круге. Продолжая развиваться параллельно с ней какое то время.

В наше время еще остались мастера, которые продолжают изготавливать посуду дедовским способом.

Причем вылепленные вручную сосуды имеют порой настолько правильную форму, что только специалист сможет отличить их от сосудов, сработанных на гончарном круге. Возможности гончарного круга ограничены изготовлением изделий, имеющих форму тел вращения, а искусным рукам мастера подвластны любые формы.

Сосуды, выполненные без гончарного круга, высоко ценятся в современной Японии, где ручной формовкой занимаются известные всей стране гончары.

Существует довольно много различных способов ручной лепки сосудов. Многие из них отличаются простотой и остроумием технических решений.

Интересный старинный метод формирования сосудов из глины описан в книге Геннадия Федотова «Энциклопедия ремёсел. Глина и керамика.»

Геннадий Федотов описывает найденную находку на раскопках древних поселений в Двуречье ( Месопотамия). Там археологи обнаружили странные сосуды: внутри каждого из них были видны отпечатки веревочного узора. Такими узорами гончары украшали посуду довольно часто.

Вдавливая веревку в мягкую глину получали красивые оттиски. Но почему украшения оказались вдруг внутри?

Секрет древних мастеров был разгадан. Отпечатки веревки были частью технологии изготовления. Древние гончары сматывали веревку в тугой клубок и вокруг него лепили стенки сосуда. Когда стенки были готовы, веревку осторожно тянули за оставленный снаружи конец, клубок разматывался, а на месте его образовывалась просторная полость сосуда.

Этот метод действен и в наше время. Вот как вкратце выглядит весь процесс./m/images/upload/b2261a0c00d3fe653173a09ebf9b60aa.jpg

ФОРМОВКА НА ВЕРЕВОЧНОЙ БОЛВАНКЕ

Этим древним способом можно сформовать молочный кувшин, или крынку с широким горлышком.

Рассмотрим поэтапно:

Подготавливается форма:

  • Подбирается стержень, удерживающий витки веревки в нужном положении. Думаю для этого может подойти любой подручный материал. Федотов описывает выточку шпули из дерева на токарном станке.
  • Нужно прикинуть, сколько рядов веревки надо на нее намотать, чтобы получилась нужная форма задуманных размеров. При определении числа рядов нужно исходить из того, чтобы самый большой диаметр стержня был обязательно меньше внутреннего диаметра горловины.
  • Если выйдет так, что нужно намотать нечетное число рядов веревки, то ее конец следует закрепить снизу.
  • При четном числе веревочных рядов намотку надо начинать сверху.
  • Закрепить конец веревки. Закончив обмотку, конец веревки закрепляется булавкой.

Лепка:

  • Под рукой должны быть необходимые инструменты, хорошо промятая глина, покрытая мокрой тряпкой, и чашка с водой для смачивания рук.

Какая бы техника изготовления сосудов ни использовалась, всегда нужно стремиться к тому, чтобы толщина стенок сосуда, или, как говорят гончары, черепка, всюду была одинаковой. Только тогда можно надеяться, что при сушке, особенно при обжиге, посуда не треснет.

Лепку начинается с подготовки глиняных пластов толщиной 5 — 7 мм. Вырезается из пласта круглое донышко, укрепляется на подставке, а сверху устанавливается обмотанную веревкой форма. Раскатанную глину нарезают пластинами с помощью ножа и линейки на узкие полоски и, начиная с донышка, ими постепенно облепливается вся болванка. Стыки соединений между полосками смачиваются шликером — глиной того же состава, но разведенной до сметанообразного состояния.

Последним на краю горлышка лепится венчик. Он должен быть толще стенок в два-три раза.

Венчик как бы венчает верх посуды (отсюда его название), придает ей особую выразительность и законченность. Но все же лепят венчик не только красоты ради, но и с определенной практической целью.

  • Если края сосуда оставить такой же толщины, как и стенки, то на нем могут появиться многочисленные трещины. Ведь тонкий край высохнет гораздо быстрее, чем все остальные части сосуда. При этом он уменьшится в объеме, в то время как соседние участки будут еще оставаться влажными. Возникшие внутренние напряжения неизбежно приведут к трещинам. Чтобы высыхание происходило равномерно, край сосуда стали делать более массивным. Так постепенно на сосудах стал появляться венчик.

Закончив лепку, тщательно выравнивается поверхность крынки циклями, а затем разглаживается.

Ну, что же, наступает тот самый момент истины:

  • Когда глина слегка подсохнет, вынимается булавка и медленно вытягивается веревка за конец из глиняной оболочки. Сматывая с формы верхний ряд веревки, нужно быть особенно осторожным: при резком движении на сосуде могут появиться трещины. Если такое все же произойдет, трещины с помощью кисти заполните жидкой глиной, а затем слегка уплотните поверхность сосуда в месте образования трещин. Второй ряд веревки будет сматываться намного проще, третий — совсем легко.

Вслед за веревкой из сосуда вынимается деревянная форма. Теперь осторожно выровняйте стеками стенки внутри изделия, насколько это возможно.

  • Горшочек готов, его остается только хорошо высушить, а затем обжечь и покрыть глазурью.

Согласитесь, метод интересен. При желании таким же способом можно слепить другие сосуды, используя не только деревянные формы, но и подходящие по форме предметы.

Материал подготовила Герасимова София.

Источник

Разнообразие гончарных изделий, которые изготавливались на Руси, внушительно. Однако, чтобы почувствовать его, достаточно вспомнить основные русские национальные формы.

На Руси каждый сосуд «знал своё блюдо», ведь пища пропитывала стенки сосуда, отсюда и необычный аромат приготовленных в керамической посуде блюд. Периодически неглазурованную посуду дезинфицировали. Каждая хозяйка несколько раз в году прокаливала горшки в русской печи, поставив их на под вверх дном. А одних горшков в хозяйстве было с десяток. Это и горшок-кашник, и горшок-луковник, и горшок-братина, и горшок для щей.

Многообразие русских гончарных сосудов, фото № 1

Большие горшки с расширяющимися кверху стенками – кубаны – предназначались для солений, а пластичные кубари с крышкой – для крупы и топленого молока. Маленькие горшочки называли махотками. Интересно, что также называли и крынки с высокой шейкой. Под названием «корчага» на Руси бытовала большая группа крупных сосудов, очень похожих на горшок, но только без шейки.

Читайте также:  И как вода в сосуде стояла жизнь ее во сне

Многообразие русских гончарных сосудов, фото № 2

В корчагах варили и хранили пиво, держали зерно, в корчагах-медяниках держали воду.

Многообразие русских гончарных сосудов, фото № 3

Назначение корчаги меняло её облик и название: так, в морянки собирали горячие угли, морили их. Морянки делали высокими, широкими внизу, сужающимися к горловине, на горячие угли плескали немного воды, потом закрывали горловину мокрой холстиной – угли гасли без дыма. Пивные корчаги, или пивняки, также делали высокими, но узкими у основания и плавно расширяющимися кверху, с широкой горловиной, оформленной узкими округлыми валиками. В нижней части пивняка, в нескольких сантиметрах от дна, делали небольшое отверстие для слива напитка, которое закрывалось деревянным штырём. Корчаги, в которые сливали готовый напиток, отверстий не имели, но зато обладали рыльцами, то есть носиками-сливами. Рыльце это могло быть широким, коротким или, наоборот, – длинным и узким, слегка загнутым кверху и торчащим в сторону.

Из изделий, имевших узко практическое значение, стоит отметить дымарь для окуривания пчёл.

Многообразие русских гончарных сосудов, фото № 4

В прямоугольных и круглых лотках готовили студень, в каравайницах с волнистыми гладкими стенками пекли сдобный белый хлеб – «помощник» и пироги со слоёной начинкой из лука и картошки. Горшки-ушатики с ручками служили для охлаждения молока в колодцах.

Особый интерес представляют сложные для изготовления на гончарном круге сосуды. Прежде всего, это квасники – сосуды для кислых щей, браги, пива, дрожжевых или фруктовых квасов.

Многообразие русских гончарных сосудов, фото № 5

Само название «квасник» появилось в Москве лишь в XIX веке, а самый ранний сосуд отмечен 1771 годом. Основной конструктивной частью квасника является его центральная часть, сделанная в виду полого «бублика», в середину которого помещался лёд для охлаждения содержимого квасника. Настоящие мастера крутили и до сих пор крутят «бублики» для квасников из одного куска глины. Среди сложных для изготовления сосудов также стоит отметить кухли – сосуды в виду бочонка, положенного на бок и с тонким носиком сверху, а также щанки (или двойняшки) – сдвоенные горшки с общей ручкой, в которых обычно носили обед в поле.

Из ритуальных предметов интересны небольшие горшочки для кутьи – рукоятки, используемые в течение 40 дней для поминальных обрядов, маленькая кадильница с ладаном – кацея, которая ставилась в головах покойника. Кадильницами также окуривали животных в первый день выгона скота.

Многообразие русских гончарных сосудов, фото № 6

В ритуальных кувшинах в день Спаса освящались зерна ржи, сберегаемые для посева, горох и яблоки. Применялись горшки и во время свадебного ритуала – они разбивались в знак целомудрия невесты.

Конечно, это далеко не полный перечень изделий, которые изготавливались в когда-то многочисленных на Руси гончарных артелях. Что-то нам, возможно, еще подарят этнографы, что-то археологи.

Ну и напоследок

Многообразие русских гончарных сосудов, фото № 7

Источник

Глина и керамика

Предметы из глины относятся к одним из самых прочных археологических находок, но гончарное дело является сравнительно недавним открытием. С древнейших времен люди использовали шкуры животных, корзины из коры, скорлупу страусиных яиц и дикие тыквы для переноски грузов за пределы своих поселений. Такие простые приспособления идеально подходили для охотников-собирателей, постоянно находящихся в движении. Гончарное дело появилось не ранее 6000 лет до н. э. в древних земледельческих поселениях на юго-западе Азии, таких как Чатал-Хююк, Джармо и Иерихон (Мур — Moore, 1985). А в Японии гончарное дело появилось у охотников-собирателей около 10 000 лет до н. э (Аказава и Айкенс — Akazawa and Aikens, 1986). Обитатели равнины Теухакан в горах Мексики начали заниматься земледелием до того, как первые гончарные изделия появились в Северной Америке, приблизительно в 2500 году до н. э (Б. Смит — B. D. Smith, 1999).

Кажется, что изобретение керамики совпало с появлением более оседлых поселений. Вместилища из обожженной глины имели важное преимущество — долговечность. Можно предположить, что первые глиняные сосуды использовались в домашних целях — для приготовления и хранения пищи. Вскоре сосуды из глины применялись в более специализированных целях — изготовление соли, в церемониальных действиях (например, масляные лампы и погребальные урны). Их форма и стиль дали почву для тысяч археологических анализов (Оулин и Франклин — Olin and Franklin, 1982; Ортон и другие — Orton and others, 1993; Райс — Rice, 1987).

Технология гончарного дела

Современная гончарная индустрия выпускает посуду миллионами штук, используя методы массового производства и автоматические технологии. Доисторические гончары создавали свои творения единично, пользуясь самыми простыми технологиями, но достигая удивительного совершенства в придании форм своим сосудам и их украшении.

Глину для изготовления керамических изделий всегда выбирали очень тщательно; часто ее покупали далеко от дома. Консистенция глины играет решающую роль. Ее тщательно толкут, потом добавляют воду и добиваются полной однородности. Посредством перемешивания гончар добивается того, чтобы не было пузырьков воздуха, и делает глину максимально пластичной, это позволяет придавать сосуду форму. При обжиге глина теряет воду и может треснуть, поэтому гончар добавляет в нее специальное смягчающее вещество, уменьшающее возможность пересыхания. Хотя некоторые виды гончарной глины содержат нужные смягчители и в натуральном виде, гончары обычно добавляли многие другие материалы, такие как мелкий песок, размельченные раковины или даже слюду в качестве искусственных смягчителей.

Гончарное дело является искусством, требующем очень высоких навыков. Выделяют три основные метода.

1. Составление колец. Сосуд создается из длинных колец или клиньев глины, которые соединяются раствором глины (рис. 11.9). Иногда сосуд вылепливается из куска глины. Когда гончарное дело не являлось основным занятием и с его помощью удовлетворялись местные нужды, повсеместно были распространены ручные методы.

Читайте также:  Мигрень сосуды сужены или расширены

При изготовлении сосудов из глины в нее добавляли

Рис. 11.9. Женщина индейского племени пуэбло изготавливает горшки методом составления колец

2. Формовка. Сосуд изготавливается из куска глины, который вдавливается в вогнутую форму либо помещается на поверхности выгнутой формы. Методы формовки использовались для изготовления большого количества сосудов одного размера и формы, а также статуэток, рыболовных грузил и блоков веретен. Иногда для изготовления различных частей сосуда применялось несколько форм.

3. Гончарный круг. Сосуды, изготовленные на гончарном круге, стали широко использоваться после изобретения гончарного круга в Месопотамии около 5000 лет назад. Сосуд формируется из куска глины, находящейся на вращающемся круге, приводимом в движение руками или ногами гончара. У этого метода есть преимущества — скорость и стандартизация, он использовался для массового производства тысяч одинаковых сосудов.

Обработка поверхности придает изделию нарядность и также увеличивает долговечность при повседневном использовании. Полировка и глянцевание внешних поверхностей делает их водонепроницаемыми или почти водонепроницаемыми. Гончары полировали поверхность мокрыми руками. Часто на ровную поверхность наносился тонкий раствор глины, известный как ангоб. Ангобы ярких цветов употреблялись часто и являлись украшением сосудов (рис. 11.10). Позднее в некоторых регионах вошла в употребление глазурь. Глазурь является видом ангоба, который превращается в стеклоподобное вещество при обжиге при высокой температуре. Если ангоб не применялся, то сосуду давали медленно высыхать, пока внешняя поверхность не становилась по текстуре почти кожаной. Многие практичные сосуды украшали высеченными или штампованными украшениями, для этого использовали раковины, гребни, клейма и другие инструменты. Некоторые ритуальные сосуды даже изображали людей (рис. 11.11) или им придавались украшения, имитирующие веревки, используемые для поддержания свешивающейся крышки с горшка.

При изготовлении сосудов из глины в нее добавляли

Рис. 11.10. Раскрашенный сосуд племени зуни, приблизительно 1880 год. Высота 25 см

При изготовлении сосудов из глины в нее добавляли

Рис. 11.11. Бутыль с носиком, народ моче, Перу. Южная Америка, Северное побережье. Сосуд — портрет правителя. Керамика с пигментированным ангобом, 300–700 год до н. э., размер 35,6 на 24,1 см

Обжиг предметов требует контроля со стороны гончара. Большинство древней керамики обжигалось над открытыми очагами. Сосуды покрывали быстро сгорающей древесиной, зола которой покрывала сосуд равномерно, обжигали в течение нескольких часов. Для получения более высоких температур применяли специальные печи, так называемые печи-кильны, в них не только производился обжиг и придавалась глине твердость, но также устранялись углеродные и железные составные. Кильны использовались для обжига при высоких температурах, а также для глазировки, при которой требуется два обжига. После обжига сосудам давали медленно остыть, затем заделывали мелкие трещины, и после этого сосуды были готовы к употреблению.

Изготовление глиняных сосудов детерминировалось многими социальными и другими переменными (Эрнольд — P. Arnold, 1991). В археологической литературе имеется много описаний методик изготовления керамики многими народами по всему миру. Но, к сожалению, немногие из этих исследований выходят за рамки описаний технологий и процессов производства. В них может говориться о разделении труда при изготовлении керамики, но не много раскрывается о социальном статусе гончаров, об их художественных наклонностях или об изменениях в керамической моде. Во многих сообществах гончарное дело играло четко определенную экономическую роль, добротная подготовка гончаров занимала много времени. Анализ керамики в археологии должен полагаться на понимании культурных влияний, которые лежат за изменениями в керамике в археологическом материале (Райс — Rice, 1987).

Источник

Наиболее важный момент, не только как и каким образом было открыто гончарство, но данная статья показывает , для чего собственно, и в каких целях, для решения каких насущных задач люди открыли технологию обжига керамики.

В современной российской науке существуют два известных и широко применяемых, но методологически и методически разных подхода к изучению древнего гончарства:

1) формально-классификационный, для которого характерно широкое привлечение методов естественных наук.

2) историко-культурный, основанный на методике А. А. Бобринского (Бобринский 1978, 1999; Цетлин 2012)

Термин «керамика» произошел от греческого слова «керамос», что означает глина. Изделия, полученные из глины с разными добавками и, обожженные до камнеподобного состояния, называют керамическими. В работе постоянно упоминается термин «ленточный способ лепки», «ленточный спиральный способ». что это такое? В гончарстве объективно существуют три способа наращивания строительных элементов: кольцевой, спиральный, бессистемный или комковатый (для лоскутного налепа). Строительные элементы — это ленты, жгуты, лоскуты (оторванные фрагменты от жгута) и комки. жгуты можно навивать по кольцу и спирали, ленты — в основном только по кольцу.

Существует два предположения о происхождении гончарства. Первое, что прообразом гончарных сосудов стала посуда, сплетенная из гибких веток, скорее плюща, и обмазанная для прочности и как считается водостойкости глиной. Эта гипотеза происхождения гончарства получила название «корзиночной» и долгое время была основной. Этому способствовали многочисленные примеры из жизни «примитивных» народов Африки, Азии, Южной Америки. Но в ходе специальных экспериментов было доказано, что плетеный сосуд, обмазанный глиной, при обжиге часто растрескивался и не держал форму, потому как обмазывать можно эффективно только изнутри.

Согласно другой гипотезе, первым пластическим сырьем для изготовления емкостей послужила не глина, а природные материалы органического происхождения, такие как навоз животных, птичий помет, в которых глина использовалась как связывающий компонент. Такие сосуды не обжигались, а лишь высушивались, так как были предназначены для хранения или переноса продуктов. Постепенно доля глины в формовочных массах увеличивалась и со временем стала основным сырьем. Когда такие сосуды попадали в огонь, его органические части сгорали, а глина приобретала особую прочность. Заметив это, люди постепенно начали лепить свои изделия, используя только глину, без плетения каркаса из веток или лыка. Только после обжига глина превращалась в новое, искусственное вещество — керамику. Вначале не удавалось идентифицировать пластичное сырье этой керамики, пока не была выдвинута гипотеза об использовании илов (Васильева 1994, 1999а). Что касается термической обработки изделий, то в рамках протогончарных производств происходит постепенное освоение гончарами новых и развитие старых технологических приемов. Это проявляется сначала в применении режимов низкотемпературного обжига изделий (то есть менее450–470°С) в условиях восстановительной или полу восстановительной среды с выдержкой при такой температуре от 30 минут и суток и более. Проведенные А.А. Бобринским специальные полевые эксперименты показали, что такой термический режим может создаваться в тех случаях, когда обжигаемые сосуды перекрыты достаточно толстым слоем золы . Дерево не будет гореть, если не будет нагрето до температуры воспламенения. Эта температура у каждого типа древесины своя. Для большинства же твердых материалов она колеблется около 300 °С.

Читайте также:  Признаки снижения эластичности сосудов есть

Позднее И.Н. Васильевой эти опыты продолжены. Она использовала четыре мягкие корзины, сплетенные из стеблей рогоза. Первая была обмазана илом изнутри, вторая –глиной изнутри, третья – глиной снаружи и четвертая – глиной с обеих сторон. По мере высушивания на поверхности возникали трещины, наиболее значительные в четвертом случае, которые замазывались тем же материалом, из которого была сделана первоначальная обмазка.

После высыхания все корзины были обожжены в кострище под слоем сухого навоза примерно в течение двух часов. Первая и вторая корзины сохранились полностью, и совершенно не имели наружных и внутренних повреждений и при постукивании издавали звон. Третья корзина сохранилась полностью , но имела поверхностные, так и сквозные трещины, а четвертая – полностью разрушилась во время обжига. То есть возможным представляется способ нанесения материала именно изнутри, а не снаружи, тем более тело, теряющее при нагревании часть объема, за счет потери части воды (глина и ил) объем, а следовательно физические размеры уменьшаются, и как следствие, сосуд разрушается при соприкосновении с каркасом даже из гибких ветвей. То есть по опытам вероятнее всего изначально сосуды создавались путем обмазывания корзин именно изнутри. Но исследователи забывают важнейшую функцию данных сосудов, и как вероятно, произошел обжиг изнутри.

Важно отметить, что при горении эти материалы значительно повышают температуру, что способствует переходу процесса горения в автоматический режим. Так, например, древесина загорается при температуре примерно 300 °С, а температура пламени горящей древесины колеблется в пределах 600–1000 °С., в зависимости от типа древесины. Тополь горит при температуре около 500 градусов, а горящий граб и дуб дают температуру до 1000 градусов.

Керамика ленточной культуры

Все дело было в сохранении огня, особенно при миграции людей. Огонь, в виде древесного угля , укладывали в корзину, покрытую изнутри слоем негорючего ила, и ,очевидно, люди заметили, что хотя слой углей прилегающий к илу(глине) гаснет, но в центре сохраняются полноценные угли, из которых несложно раздуть огонь. А огонь, вне всякого сомнения в те времена был ценнейшим ресурсом, обладание которым гарантировала общине больший шанс на выживание. И такое устройство было удобно переносить, не обжигая рук и не рискуя сжечь скарб. Позднее, когда даже люди отошли от того, что такого рода посуда изготовлялась не только для ухода за огнем, но и в бытовых целях, огонь в таком многослойном сосуде было легко переносить, особенно при миграциях людей в начале бронзового века.

Сосуд Поздняковской культуры.ГИМ Москва

Сосуды покрывались специфическим узором, который сначала возникал спонтанно, как отпечаток материала плетения, особенно специфические крестообразные и свастичные рисунки на дне, а потом, согласно традиции, эти узоры наносили специально, даже при изготовлении на гончарном круге. До открытия железа, когда железо и кремень стали легким способом добычи огня, транспортировка углей в сосуде, оплетенном лозой, была легким способом сохранения огня в дороге, и с этим связаны и находки керамики с изображением свастики или крестообразных узоров на дне сосуда в захоронениях, то есть огонь давали умершим в дорогу. В Древней Греции остались следы этого культа в культе Диониса, где Зевс является Семеле в виде огня, а плющ (материал для оплетки сосуда) спасает юного бога, а в мифе о походе Диониса в Индию Гефест сопровождает Вакха, и по всей очевидности, это иносказание, то есть первоначально Гефест это сосуд с горящими углями, оплетенный лозой для удобства. Слово Гефест состоит из двух составляющих – Земля и светящийся, пылающий. То есть дословно , пылающая Земля. В Древнем Риме существовал культ Весты, как культ сохранения священного огня, и очевидно, это подобное верование. Культ Гефеста на Афинском Акрополе был частью культа Афины –Паллады, как и культ Диониса, где согласно Павсанию, был камень, посвященный этому божеству.

Ритуальная чаша с острова Рюген

Таким образом, керамический сосуд, а именно обожженный сосуд, первоначально сделанный путем обмазывания илом внутри корзины возник как средство сохранения огня, что нашло отражение в символах, покрывающих эти сосуды.

Сосуд с острова Крит, начало II тыс.до н.э. Видно плетение на сосуде.

КЕРАМИЧЕСКАЯ ПОСУДА, СДЕЛАННАЯ ПУТЕМ ОБМАЗЫВАНИЯ ИЛОМ (ГЛИНОЙ) ИЗНУТРИ КОРЗИНЫ, КОТОРАЯ ВОЗНИКЛА ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ОГНЯ В КАМЕННОМ ВЕКЕ
CERAMIC WARE MADE BY COVERING WITH SILT (CLAY) FROM INSIDE THE BASKET, WHICH AROSE FOR THE PRESERVATION AND TRANSPORTATION OF FIRE IN THE STONE AGE

https://synergy-journal.ru/archive/article4157

Крито-микенская культура и религия как часть индоевропейской культуры эпохи бронзового века. Новый подход

https://www.litres.ru/sergey-urevich-solov/krito-mikenskaya-kultura-i-religiya-kak-chast-indoevr/chitat-onlayn/page-2/

Источник