При охлаждении организма рефлекторно происходит сосудов кожи
№ п/п | Наименование периода лихорадки | Жалобы пациента | Кожные покровы | Состояние сознания | Соотношение теплопродукции и теплоотдачи | Алгоритм ухода за пациентом |
1-й период подъема температуры | Головная боль, ломота в теле, слабость, озноб | Имеют вид «гусиной кожи» | Не изменено | Теплопродукция преобладает над теплоотдачей | 1. Согреть больного: а) укрыть теплым одеялом, б) к ногам грелку, в) напоить горячим сладким чаем | |
2-й период постоянства температуры | Головная боль, ломота в теле, жажда, сухость во рту. | Гиперемия лица, кожа горячая на ощупь, сухость слизистых полости рта, на губах корочки, трещины | Вероятно появление бреда, галлюцинаций | Теплопродукция уравновешена с теплоотдачей | 1.Организовать индивидуальный пост 2.Охладить больного: а)холодный компресс или пузырь со льдом на лоб, б)протирание кожных покровов прохладной водой с добавлением уксуса, в) обертывание простыней, смоченной холодной водой. Поить прохладным витаминизированым питьем. Орошать слизистую полости рта. Смазать вазелином губы. Осуществлять уход при физиологических отправлениях. Кормить пациента. | |
3-й период спада температуры -кризис | Слабость, головокружение | Кожа бледная холодная, липкий пот | Заторможен, возможна потеря сознания | Теплопродукция уменьшена по сравнению с теплоотдачей | Приподнять ножной конец кровати, убрать подушку. Вызвать врача. Напоить горячим крепким чаем или кофе. Укрыть пациента. Приготовить 10% раствор сульфокам- фоканн или 10% раствор кофеина- бензоата натрия для п/к введения 1 мл. Переодеть пациента. | |
3-й период спада температуры – лизис | Слабость, потливость | Влажные | Сознание сохранено | Теплопродукция уменьшена по сравнению с теплоотдачей | Покой. Сменить нательное и постельное белье. Витаминизированное питье. |
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Вариант 1
1. При охлаждении организма рефлекторно происходит _________сосудов кожи.
2. Повышение температуры тела выше нормальной называется__________.
3. Цена деления шкалы медицинского термометра составляет___________.
4. Температура тела в норме составляет:
а) 36,0 – 36,7° С
б) 35,0 – 36,5° С
в) 36,0 – 37,0° С
г) 36,6 – 37° С
5. В пожилом и старческом возрасте температура тела_________________________________ ,
Чем у людей среднего возраста.
6. Измерение температуры тела чаще всего проводится____________(где?)
7. Установите последовательность действий при измерении температуры:
а) поместить термометр в подмышечную впадину
б) убедитесь, что ртуть опустилась до самых низких показателей шкалы
в) протрите подмышечную впадину полотенцем
г) через 10 минут извлеките термометр
8. Установите соответствие.
Регистрация в t листе: Цвет:
1) температура А. Красный
2) пульс Б. Зеленый
В. Черный
При измерении температуры в прямой кишке резервуар термометра необходимо .
Установите соответствие.
Характер измерения: Время измерения:
1) измерение температуры тела А. Через каждые три часа в стационаре
2) измерение профиля температурыБ. Утром после сна
В. Утром натощак и вечером
перед ужином
11. При перегревании организма происходит рефлекторно _____ сосудов кожи.
12. Лихорадка по латыни называется______________.
13. Медицинским термометром можно измерить температуру тела человека от __ до____°С.
14. Физиологические колебания температуры тела в течение дня составляют:
а) 1°С
б) 0,3 – 0,5°С
в) 0°С
г) 1,5°С
15. Температура кожи__________, чем температура слизистых.
16. Измерение температуры тела должно длиться ____мин.
17. Установите последовательность действий при регистрации температуры в температурном листе:
а) вечерняя температура регистрируется точкой в графе “В”
б) определите “цену” деления на шкале температурного листа
в) утренняя температура регистрируется точкой в графе “У”
г) соединив точки получите температурную кривую
18. Установите соответствие.
Погружение в дезраствор: Экспозиция:
1) 3% раствор хлорамина А. 80 мин.
2) перекись водорода 3% Б. 60 мин.
В. 15 мин.
19. Измерение температуры тела через каждые три часа называется_______.
20. Термометры хранят в:
а) 3% растворе хлорамина
б) 3% растворе перекиси водорода
в) в тройном растворе
г) в сухом виде
Вариант 2
1. Вещества белковой природы, которые чаще всего вызывают лихорадку, называются______веществами.
2. Второй период в развитии лихорадки называется_________.
3. В период подъема температуры теплопродукция_________, чем теплоотдача.
Установите соответствие.
Период лихорадки: Клинические проявления:
1) 1-й период А. Озноб
2) 2-й период Б. Чувство жара
В. Обильный холодный пот
Установите соответствие.
Вид снижения температуры: Клинические проявления:
1) критическое А. АД падает, Ps без изменений
2) литическое Б. АД падает, Ps нитевидный
В. Ps и АД не изменены
6. В 1-й период лихорадки кожа часто приобретает вид ___________.
Установить соответствие.
Период лихорадки:Клинические проявления:
1) 1-й периодА. Ломота в костях, озноб
2) 2-й периодБ. Бред, галлюцинации
В. Слабость, потливость
Установить соответствие.
Период лихорадки:Характер питья:
1) 2-й период А. Прохладное витаминизированное питье
2) 3-й период (кризис)Б. Горячий сладкий чай
В. Горячий крепкий кофе
9.При критическом снижении температуры тела необходимо приподнять_____________ конец кровати.
10. Для оказания помощи пациенту при критическом снижении температуры необходим препарат:
а) дибазол 1%
б) адреналин 0,1%
в) кофеин-бензоат натрия 10%
г) хлористый кальций 10%
11. В течении лихорадки различают _______ периода.
12. 1-й период в развитии лихорадки называется_________.
13. В период падения температуры теплопродукция _________, чем теплоотдача.
Установите соответствие.
Период лихорадки:Состояние кожных покровов:
1) 2-й периодА.Кожа сухая, горячая
2) 3-й периодБ. Кожа влажная
В. “Гусиная” кожа
Установите соответствие.
Период лихорадки: Мероприятия по уходу:
1) 1-й период лихорадки А. Согреть
2) 2-й период лихорадки Б. Охладить
В. Напоить крепким чаем
16.Во 2-й период лихорадки выражена_______слизистых оболочек полости рта.
Установить соответствие.
Период лихорадки: Клинические проявление:
1) 2-й период А. Сильная головная боль, возбуждение
2) 3-й период Б. Ломота в теле, головная боль, озноб (кризис)
В. Головокружение, сильная слабость
Установить соответствие.
Период лихорадки: Характер питья:
1) 1-й период А. Прохладное витаминизированное питье
2) 2-й период Б. Горячий сладкий чай
В. Горячий крепкий чай или кофе
19. Резкое снижение температуры в 3-м периоде называется_____________.
20. Для оказания помощи пациенту при критическом снижении температуры необходим препарат:
а) сульфат магния 25%
б) хлористый кальций 10%
в) сульфокамфокаин 10%
г) анальгин 50%
МАНИПУЛЯЦИИ
– Измерение температуры тела.
– Обработка термометра после манипуляции.
– Заполнение температурного листа.
– Измерение профиля температуры тела, его регистрация.
– Приготовить все необходимое и продемонстрировать элементы ухода за пациентом в 1-м периоде лихорадки.
– Приготовить все необходимое и продемонстрировать элементы ухода за пациентом во 2-м периоде лихорадки.
– Приготовить все необходимое и продемонстрировать элементы ухода за пациентом в 3-м периоде лихорадки.
– Продемонстрировать все известные способы охлаждения пациента при высокой лихорадке.
– Продемонстрировать оказание медикаментозной помощи в 3-м периоде (кризисе).
ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА
Термометры, 3% раствор перекиси водорода, 3% раствор хлорамина, лотки, стакан для хранения термометров, полотенце, грелка, температурные листы, одеяло, пузырь со льдом, простыня, шприц Жане, полотенце для холодного компресса, слабый раствор уксусной кислоты, корнцанг, марлевые салфетки, вазелиновое масло, судно, тонометр, белье, 10% кофеин-бензоат натрия, 10% сульфокамфокаин, напитки: охлажденное витаминизированное питье, горячий крепкий чай или кофе, теплое витаминизированное питье.
ГЛОССАРИЙ
КРИТИЧЕСКОЕ СНИЖЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ – КРИЗИС – быстрое снижение температуры в течение дня с высоких цифр до нормальных.
ЛИТИЧЕСКОЕ СНИЖЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ – ЛИЗИС – постепенное снижение температуры.
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 26
Источник
Итоговый контроль на тему “Термометрия. Лихорадка”
Задание № 1 Тест
1. Лихорадка это –
а) это повышение температуры тела выше 37° С, возникающее как активная
защитно-приспособительная реакция организма в ответ на разнообразные внешние и
внутренние раздражители
б) это повышение температуры тела выше 38 С, возникающее как активная
защитно-приспособительная реакция организма в ответ на разнообразные внешние и
внутренние раздражители
в) это повышение температуры тела выше в ответ на разнообразные внешние и
внутренние раздражители
г) это повышение температуры тела – как активная защитно-приспособительная реакция
организма.
2. Повышение температуры тела выше нормальной называется:
а) гипертонией
б) гиподинамией
в) гипертермией
г) гипотонией
3. Цена деления шкалы медицинского термометра составляет:
а) 0,1°С
б) 10,0 °С
в) 0,5 °С
г) 0,01 °С
4. Температура тела в норме составляет:
а) 36,0 – 36,9 °С
б) 35,0 – 36,5 °С
в) 36,0 до 39,9, ° С
г) 36,6 – 37, ° С
5. Измерение температуры тела чаще всего проводится:
а) в подмышечной впадине
б) во рту
в) в прямой кишке
г) во влагалище
6. Установите последовательность действий при измерении температуры:
а) поместить термометр в подмышечную впадину
б) убедитесь, что ртуть опустилась до самых низких показателей шкалы
в) протрите подмышечную впадину полотенцем
г) через 10 минут извлеките термометр
7. После использования термометр необходимо:
а) продезинфицировать, ополоснуть водой, просушить.
б) помыть
в) протереть сухой салфеткой
г) простерилизовать
8. Установите соответствие
Время измерения
1) измерение температуры тела в стационаре
А. Через каждые три часа
2) измерение профиля (динамики) температуры
Б. Утром после сна
В. Утром натощак и вечером
перед ужином
9. При перегревании организма происходит рефлекторно … сосудов кожи.
а) спазм
б) расширение
в) коллапс
г) гиперемия
10. Лихорадка по латыни называется:
а) febris
б) tonus
в) therma
г) colon
11. Медицинским термометром можно измерить температуру тела человека от… до… С.
а) 34,0 до 42,0
б) 35,0 до 42,0
в) 36,6 до 41,0
г) 35,0 до 41,0
12. Физиологические колебания температуры тела в течение дня составляют:
а) 0,1-0,2° С
б) 0,5 – 1 °С
в) 0 °С
г) 1,5°C
13. Второй период в развитии лихорадки называется:
а) период относительного постоянства температуры
б) период подъема температуры
в) период снижения температуры (лизис)
г) период снижения температуры (кризис)
14. В период подъема температуры теплопродукция …теплоотдачи.
а) больше
б) меньше
в) равна теплоотдаче
г) теплоотдачи нет вообще
15. Установить соответствие.
Клинические проявления:
1) I-й период
А. Озноб
2) II-й период
Б. Чувство жара
В. Обильный холодный пот
16. В I-й период лихорадки кожа часто приобретает вид:
а) «гусиной кожи»
б) гиперемированной кожи
в) сухой кожи
г) бледной кожи
17. В течении лихорадки различают … периода.
а) четыре
б) один
в) три
г) два
18. Резкое снижение температуры называется:
а) лизис
б) кризис
в) коллапс
г) шок
Задание № 2 Дайте определения следующим терминам
1. Терморегуляция
2. Теплоотдача
3. Температура тела человека
4. Антипиретики
Задание № 3 Заполнить схему ” Правила дезинфекции и хранения медицинских термометров”
(указать название)
(указать – как долго)
(указать – где)
(указать – где)
Задание № 4 Дать определение типу лихорадки, изобразить кривую лихорадки
1. Перемежающаяся (интермиттирующая) лихорадка – это
2. Истощающая (гектическая) лихорадка – это
Задание № 5 Решите ситуационную задачу (заполните карту сестринского процесса)
Карта сестринского процесса
Нарушенные потребности…………………………………………………………
Прблемы пациента………………………………………………………………………..
Пациент находится на лечении в терапевтическом отделении с диагнозом: «острая правосторонняя пневмония». Пациент жалуется на плохое самочувствие, слабость, головную боль, снижение аппетита, чувство жара, постоянную сухость во рту. При осмотре полости рта, медсестра обнаружила трещины на губах. При измерении – температура тела 38,0 ˚С.
Задание:
1. Поставить сестринский диагноз. Свой ответ обоснуйте.
2. заполните карту сестринского процесса.
Эталон ответа на задание № 1 Тест
1-а; 2-в; 3-а; 4-а; 5-а; 6-б,в,а,г; 7-а; 8-1в,2а; 9-б; 10-а; 11-а; 12-б; 13-а; 14-а; 15-1а, 2б,в; 16-г,а; 17-в; 18-б
Эталон ответа на задание № 2 Дайте определения следующим терминам
1. Терморегуляция – это способность организма поддерживать постоянную температуру в условиях изменяющейся внешней среды
2. Теплоотдача – процесс выделения живым организмом в окружающую среду теплоты, освобождающейся в результате энергетических превращений, обеспечивающих жизнедеятельность организма, и (или) полученной извне
3. Температура тела человека — это баланс между образованием тепла в организме (как продукта всех обменных процессов в организме) и отдачей тепла через поверхность тела.
4.Антипиретики – жаропонижающие средства.
Эталон ответа на задание № 3 Заполнить схему “ Правила дезинфекции и хранения медицинских термометров“
Эталон ответа на задание № 4 Дать определение типу лихорадки, изобразить кривую лихорадки
1. Перемежающаяся (интермиттирующая) лихорадка – кратковременные повышения температуры до высоких цифр строго чередуются с периодами (1- 2 дня) нормальной температуры.
2. Истощающая (гектическая) лихорадка – характеризуется большими (3- 4 °С) суточными колебаниями температуры, которые чередуются с падением ее до нормы и ниже, что сопровождается изнуряющими потами.
Эталон ответа на задание № 5 Решите ситуационную задачу
1.Сестринский диагноз: лихорадка – II период «относительного постоянства температуры тела». Выставлен на основании жалоб пациента (субъективное обследование): снижение аппетита, чувство жара, постоянную сухость во рту. На основании объективного обследования – при измерении температура тела 38,0 ˚С.
1.слабость.
2. головная боль.
3.жар.
4. снижение аппетита.
5.трещины на губах.
6.сухость во рту.
7. повышение температуры.
1.Облегчить состояние пациента.
2. контроль за функциональным состоянием пациента.
1. убрать теплое одеяло.
2.дать витаминизированное питье..
3.следить за состоянием диеты №13.
4. трещины на губах обработать вазелиновым маслом.
5. при усилении головной боли приложить пузырь со льдом.
6. измерить АД, подсчитать пульс и ЧДД.
1. мс уберет с пациента теплое одеяло.
2.Дала настой шиповника пациенту.
3. проведет беседу с родственниками о правильном подборе продуктов для передачи.
4. трещины на губах обработала вазелиновым маслом.
5. применила пузырь со льдом.
6. проведет оценку функционального состояния пациента: АД-13080мм.рт.ст., Пульс – 80 в мин, ЧДД – 16 в мин.
Источник
Кое-что из науки
В энциклопедии терморегуляцию описывают так: «совокупность физиологических реакций организма, обеспечивающих постоянство температуры тела».
Именно постоянство температуры тела помогает нам выжить. Ведь колебания температуры крови на 2 °C (в любую сторону) приводят к нарушению функций организма, в первую очередь головного мозга как самого чувствительного органа. Эти изменения иногда необратимы. Вот для этого организм и старается не допустить длительных нарушений температуры и как можно быстрее восстановить нормальное состояние.
Контроль температуры организмом и есть терморегуляция. Наше тело координирует физиологические процессы для поддержания постоянной температуры тела в любых погодных условиях.
У теплокровных, к которым относится и человек, температура внутренних органов почти постоянна. А температура кожи зависит от температуры окружающей среды.
Кожа – самый большой наш орган. Она дает защиту всему телу (в т.ч. внутренним органам) от внешних воздействий. Через кожу происходит теплообмен человека и пространства. Именно кожа делает возможной терморегуляцию организма.
И физика, и химия…
Из школьного курса физики известно, что тепло переходит из области высокой температуры в область температуры низкой.
Иногда областью высокой температуры становится человек, а областью низкой – воздух. Тогда от тела нагревается воздушное пространство. Но только рядом с телом.
Именно так происходит охлаждение.
Если воздух теплее человека, то нагревается тело. А небольшой слой воздуха рядом с ним – охлаждается.
Это один из этапов терморегуляции – заключительный.
До него работают другие законы физики. И законы химии. Терморегуляцию так и называют – физической и химической.
Если говорить строго научным языком, физическая терморегуляция – это совокупность физиологических процессов, влияющих на изменение теплоотдачи.
А химическая терморегуляция – это изменение теплопродукции в тканях организма.
То есть в основе терморегуляции заложены два механизма – теплопродукция и теплоотдача. Если они нарушены, то нарушается и терморегуляция.
О, эта физика!
Физическая терморегуляция сохраняет постоянство температуры тела, регулируя отдачу тепла. Для этого постоянно меняется теплопроводность кожи, жирового слоя, волосяного покрова.
При снижении температуры окружающей среды уменьшается температура крови. Чтобы не допустить переохлаждения, организм увеличивает внутренний сократительный резерв – появляется гусиная кожа, волосы на теле «встают дыбом». Это сокращаются мышцы. Скорость кровообращения растет. Вырабатывается дополнительное тепло – для поддержания постоянной температуры тела. Из-за этого наша теплопродукция повышается на 25-40%.
При этом накопленная энергия идет на согревание.
Если охлаждение продолжается, то возникнет мышечная холодовая дрожь – озноб. Это примитивное механическое действие просто-напросто согревает организм.
В результате теплопродукция повышается в 2,5 раза.
Озноб и «гусиная кожа» – процессы рефлекторные. Организм пытается защищать себя самостоятельно, поддерживать постоянную температуру тела, невзирая на капризы погоды.
Если же начать осознанную физическую активность, то теплопродукция увеличится уже в 15 раз!
Вообще, физическая теплопроводность состоит из нескольких частей: излучения, кондукции, конвекции и испарения.
Излучение – отдача тепла в виде электромагнитных волн. При температуре 20 градусов и нормальной влажности воздуха организм взрослого человека излучает около 50% всего отдаваемого тепла.
Кондукция – отдача тепла (внутренней энергии) при непосредственном соприкосновении тела с другим физическим объектом (тело-воздух; тело-тело).
Конвекция – отдача тепла (внутренней энергии) частицам движущегося воздуха. Воздух, соприкасаясь с кожей человека, нагревается и поднимается. На его место приходит холодный воздух и т.д. Таким способом тело теряет почти 15% отдаваемого тепла.
Испарение – отдача тепловой энергии в окружающую среду за счет испарения пота, влаги с поверхности кожи и слизистых дыхательных путей. Испаряется более 20% отдаваемого тепла.
При повышении температуры тела кровь приливает к коже. Расширяются сосуды. Излишек тепла «испаряется» через кожу, в виде пота. Тело становится влажным. А из законов физики известно, что влажное быстрее охлаждается.
Именно поэтому при высокой температуре еще наши «дремучие» предки обтирали больного водой с уксусом.
Испарение бывает двух видов.
Неощущаемое – испарение воды со слизистых дыхательных путей через дыхание. Таким путем в сутки испаряется до полулитра воды.
Ощущаемое – вода испаряется через кожу. Человек потеет. В среднем за сутки может выделиться почти литр пота. Организм при потоотделении отдаст около 300 ккал энергии. И это при том, что:
- за рабочий день в офисе мы тратим 550 ккал;
- за час активной прогулки – 300 ккал.
Только потея, организм «работает» на уровне «утренней пробежки».
А если пить чаще, то и теплоотдача увеличится до 7000 ккал – больше, чем за день работы тратит грузчик. Вот почему, когда человек болеет, когда у него повышенная температура, назначают теплое обильное питье. Организм сжигает калории, отдает тепло и… цифры на градуснике становятся меньше.
Если температура окружающей среды высока, то преобладает испарение. Потея, организм охлаждается. И человек, защищая себя от перегрева, легче переносит жару.
Без химии никак
Химическая терморегуляция включается, когда физической недостаточно для поддержания постоянной температуры тела.
Она зависит от обмена веществ, от теплопродукции печени, мышц, жира. При окислении белков, углеводов и жиров выделяется внутренняя энергия, которая большей частью рассеивается в виде тепла. Остаток же накапливается в организме.
И при дефиците тепла в окружающей среде организм использует собственные запасы. В зависимости от температуры воздуха обмен веществ либо усиливается, либо затормаживается. А выработка тепла – увеличивается или уменьшается. Из-за этого меняется и температура кожи. При нормальной работе системы терморегуляции если происходит переохлаждение, то активизируется расщепление жиров и углеводов, образуется тепловая энергия.
Сложный человеческий организм
Терморегуляция – это самоуправляющийся механизм, в котором все взаимосвязано. Как процессор в компьютере, головной мозг и периферическая нервная система регулируют все необходимые процессы.
Терморецепторы передают в «центр» сведения об уровне температуры тела. Головной мозг «обрабатывает информацию» и отдает приказ нервной системе: что нужно сделать.
Нервная система через нервные волокна изменяет уровень теплоотдачи – либо какого-то участка организма, либо всего тела, в зависимости от информации, которую ей посылает организм.
Основной центр терморегуляции – гипоталамус (так называется одна из областей нашего головного мозга). При его болезни или разрушении мозг теряет способность воздействовать на температуру. Если травмирована передняя часть гипоталамуса, то человек больше не сможет переносить жару, но сохраняет устойчивость к холоду. Если повреждена задняя часть гипоталамуса, то все наоборот: холод выдержать сложно, жару – легче.
Гипоталамус управляет процессами эндокринной системы, которая тесно взаимосвязана с самыми важными для терморегуляции органами. А это надпочечники, щитовидная железа…
Так, при понижении температуры окружающей среды усиливается выделение гормонов щитовидной железы, ускоряющих обмен веществ, и, как следствие, усиливается теплообразование.
А надпочечники выделяют в кровь гормоны, сужающие или расширяющие кожные сосуды при изменении погоды. Из-за этого и меняется уровень теплоотдачи.
Зачем человеку знать о таком сложном процессе, как терморегуляция?
Почему бывает плохая терморегуляция? Откуда берется повышенная температура? Из-за того, что в организме много тепла? Нет! Потому что тело плохо отдает тепло окружающей среде.
Происходит это в основном из-за спазмов сосудов, расположенных на поверхности кожи. А спазмы возникают при сбоях в эндокринной системе – нарушении работы коры надпочечников или щитовидной железы, либо при закупорке пор кожи – именно через них происходит выделение пота, тепла и вредных веществ.
Ребенок и терморегуляция
Находясь в утробе матери, малыш не нуждается в необходимости поддерживать нужную температуру. Это для него делает мама. После рождения ребенку приходится научиться самому поддерживать температуру тела, «отладить» свою собственную систему терморегуляции. Производить и расходовать энергию организма, предотвращать перегрев или переохлаждение.
Но этому еще придется научиться, научиться при помощи взрослых. Ведь именно они станут смотреть, чтобы ребенок не переохлаждался в холодную погоду, не перегревался в жару (или если его слишком укутали). «Перегиб» в одну или другую сторону вреден для малыша, а баланс тепла и холода очень важен.
Задача взрослых – помочь ребенку создать свою систему терморегуляции. Она будет формироваться несколько лет.
В помещении температура воздуха должна быть не ниже +17 оС, но не выше +24 оС. Тогда малыш может быть одет только в легкий костюмчик либо в одну-единственную распашонку. Если при температуре 18–20 градусов одеть две распашонки, ребенка можно и перегреть. Не стоит нахлобучивать на кроху шапку или чепчик. Первой вспотеет именно голова. Памперсы тоже приводят к перегреву – когда малыш дома, лучше их не надевать.
Хорошо устраивать воздушные ванны – не только в жару, в любое время года. Главное не переохлаждаться – 10–15 минут побыть без одежды для ребенка будет достаточно.
Если малыша переохладить, то опасность будет не от простуды. При переохлаждении снижаются защитные барьеры слизистых оболочек. Не только в носоглотке. Не только в легких. Самое главное – в кишечнике! Нормальная микрофлора будет подавлена, а патогенная станет активной.
Не всегда можно понять, замерз ребенок или нет. Если малыш плачет, то он подает сигнал SOS – просит помощи. Если долго принимает воздушную ванну или просто прохладно, значит замерз. Срочно одеть!
При перегреве – особенно когда в теплую погоду на ребенка напяливают кучу одежды – неприятностей не меньше.
Маленькие дети часто погибают именно от перегрева – по вине собственных родителей, недосмотревших, не заметивших и не посчитавших нужным.
Первые признаки перегрева взрослые замечают, к сожалению, не сразу. Младенец не может снять с себя лишнюю одежду… Он беспокоен и плачет. Температура может подскочить до 38 ºC и выше.
Если в этот момент дать ребенку таблетку – ребенок погибнет!
Для маленьких детей перегрев – экстренное состояние. Даже без лекарств у перегревшегося малыша часто начинается отек мозга. Медикаменты ускоряют опасный процесс. А молодые мамы и папы не всегда догадаются вовремя вызвать скорую.
Если не отреагировать на повышение температуры, не заметить его, ребенок «проваливается» в сон. Спит долго. Это так называемое охранное торможение мозга, которое защищает от перегрева и его последствий. Но иногда не помогает и оно. Малыш может заснуть и… не проснуться.
Еще раз повторим: перегрев для ребенка младше четырех лет – состояние крайне опасное! В «лучшем» случае оно приведет к серьезным поражениям головного мозга. Возвратить детский организм в нормальное состояние будет сложно.
При перегреве защитные силы организма ослабевают. Слабеет иммунная система – и человек, особенно если он еще маленький, становится подвержен любым инфекциям. О часто болеющих детях обычно говорят – «запеленали». То есть слишком укутывали, как тепличное растение.
К тому же, при перегреве мы потеем, тело становится влажным. Поэтому ребенок быстрее простужается. Во влажной и теплой среде хорошо живется любым бактериям, вирусам, грибам. А это не только «потничка», но и диатез, дерматит, аллергия. «Перекутанных» детишек очень любит и рахит.
Когда младенец заболевает, врач предупреждает родителей: если высокая температура – нельзя ребенка держать в тепле. Его необходимо раздеть полностью. И желательно приоткрыть форточку. И обязательно добавит: у грудничков еще не сформирована терморегуляция – они зависят от температуры воздуха!
Как сформируется защитная система терморегуляции, зависит именно от взрослых. А от терморегуляции зависит и жизнь человека. Его болезни, его активность и удача.
Эти «непослушные» взрослые
Не менее важна терморегуляция и для взрослого. Поскольку к себе дяденьки и тетеньки относятся, мягко говоря, наплевательски. И в угоду моде, престижу или экономии денег могут принести себе любимым ну просто «непоправимую пользу».
Кто-то, наоборот, чересчур ответственно подойдет к своему здоровью. Опасаясь переохлаждения, укутается слишком тепло. И тогда…
При холоде перегрев очень и очень опасен. Вспотевший организм дает себе приказ: «на улице жарко». Организм ответственен, он стремится защитить себя и включает «охлаждение» – включает потоотделение и испарение. Затем пот высыхает, и… мы остаемся на холоде. Пока до мозга «дойдет», что он ошибся, происходит переохлаждение. И, как следствие безответственности самого человека, – простуда.
Любой перегрев (и усиленное потоотделение) ведет к большей усталости, чем физические упражнения. Некоторые врачи сравнивают перегревание организма с трехкилометровым кроссом. И когда уставшее тело еще и переохлаждается… остается только посочувствовать головному мозгу и нервной системе. Ведь именно им придется теперь бороться с болезнью, которая называется «человеческая глупость».
Как же быть?
При проблемах с терморегуляцией лучше на первом этапе не прибегать к лекарствам, а вначале попробовать фитотерапию и массаж. Кому-то помогают нетрадиционные методы лечения, иглоукалывание и гомеопатия – при условии, что врач хороший. Иногда простой отдых полностью решает проблему.
Хороший результат дает помощь психолога и психотерапевта.
Постарайтесь закалить организм. Не превращайтесь в комнатное растение – иначе потом трудно и долго придется возвращаться к нормальной жизни.
Необходим правильный режим дня, регулярное полноценное питание с обилием свежих овощей и фруктов. Витамины, свежий воздух, физкультура…
Если позволяет дресс-код, забудьте о хороших манерах: если жарко, расстегните одежду на груди, закатайте рукава или брюки. Наденьте легкую, «вентилирующую», продувающую одежду.
При холодной погоде перестаньте носить обувь на тонкой подошве – если, конечно, не водите машину (вспомните о перегреве).
Перестаньте тщательно следить за модой. Современная мода, современные ткани создаются для тех, кто ездит на собственном транспорте. Для большинства из нас лучше выбрать более практичную одежду, среди которой достаточно много модной. Чаще включайте здравый смысл!
Источник: Алтайская Екатерина, журналист
Источник