Придают механическую прочность органам растения сосуды

Придают механическую прочность органам растения сосуды thumbnail

Ксилема. Строение ксилемы. Функции ксилемы.

Ксилема выполняет в растении две основные функции: по ней движется вода вместе с растворенными минеральными веществами и она служит опорой органам растения. Таким образом, ксилема играет в растении двоякую роль — физиологическую и структурную. В состав ксилемы входят гистологические элементы четырех типов: трахеиды, сосуды, паренхимные клетки и волокна. На рис. 6.9 эти гистологические элементы представлены и поперечном и продольном разрезах.

Трахеиды ксилемы

Трахеиды — это одиночные лигнифицированные клетки веретеновидной формы. Концы соприкасающихся трахеид перекрываются так же, как и заостренные концы волокон склеренхимы. Это придает трахеидам механическую прочность и обеспечивает органам растения опору. Трахеиды — мертвые клетки; в зрелом состоянии их просвет ничем не заполнен. Среди водопроводя-ших клеток сосудистых растений трахеиды представляют первичную примитивную форму; у древних сосудистых растений это единственные водопроводящие клетки. Из них развились описанные ниже сосуды и волокна ксилемы высших растений. Несмотря на свой примитивный характер, трахеиды, несомненно, функционируют эффективно; об этом свидетельствует тот факт, что у голосеменных растений доставка воды от корней к надземным частям обеспечивается исключительно трахеидами, а ведь большинство голосеменных — древесные породы. Вода движется по пустым просветам трахеид, не встречая на своем пути помех в виде живого содержимого. Из одной трахеиды в другую она переходит либо через поры, через их «замыкающие пленки», либо через нелигнифицированные части клеточных стенок. Характер лигнификации (одревеснения) клеточных стенок трахеид близок к тому, который описан ниже для сосудов.

На рисунке представлено строение трахеид. У покрытосеменных число трахеид по сравнению с числом сосудов относительно невелико. Сосуды считаются более эффективным приспособлением для транспорта воды, нежели трахеиды; появление сосудов связано, как полагают, с тем, что у покрытосеменных с их большой листовой поверхностью транспира-ция идет более активно.

Сосуды ксилемы

Сосуды — характерные проводящие элементы ксилемы покрытосеменных. Они представляют собой очень длинные трубки, образовавшиеся в результате слияния ряда клеток, соединившихся «конец в конец». Каждая из клеток, образующих сосуд ксилемы, соответствует трахеиде и называется члеником сосуда. Однако членики сосуда короче и шире трахеид. Первая ксилема, появляющаяся в растении в процессе сто развития, носит название первичной ксилемы; она закладывается у кончика корня и на верхушке побегов. Дифференцированные членики сосудов ксилемы появляются рядами на концах прокамбиальных тяжей. Сосуд возникает, когда соседние членики в данном ряду сливаются в результате разрушения перегородок между ними. Внутри сосуда сохраняются в виде ободков остатки разрушенных торцевых стенок. Слияние члеников сосудов изображено на рисунке.

Ксилема. Строение ксилемы. Функции ксилемы

Протоксилема и метаксилема

Первые по времени образования сосуды — протоксилема — закладываются на верхушке осевых органов, непосредственно под верхушечной меристемой, там, где окружающие их клетки еше продолжают вытягиваться. Зрелые сосуды про-токсилемы способны растягиваться одновременно с вытягиванием окружающих клеток, поскольку их целлюлозные стенки еще не сплошь одревеснели —лигнин откладывается в них лишь кольцами или по спирали (рис. 6.12). Эти отложения лигнина позволяют трубкам сохранять достаточную прочность во время роста стебля или корня. С ростом органа появляются новые сосуды ксилемы, которые претерпевают более интенсивную лигнификацию и завершают свое развитие в зрелых частях органа; так формируется ме-гаксшема. Тем временем самые первые сосуды протоксилемы растягиваются, а затем разрушаются. Зрелые сосуды метаксилемы не способны растягиваться и расти. Это мертвые, жесткие? полностью одревесневшие трубки. Если бы их развитие завершалось до того, как закончилось вытягивание окружающих живых клеток, то они бы очень сильно мешали этому процессу.

У сосудов метаксилемы обнаруживаются три главных типа утолщений: лестничные, сетчатые и точечные.

Длинные полые трубки ксилемы — идеальная система для проведения воды на большие расстояния с минимальными помехами. Так же как и в трахеидах, вода может переходить из сосуда в сосуд через поры или через неодревеснев-шие части клеточной стенки. Вследствие одревеснения клеточные стенки сосудов обладают высокой прочностью на разрыв, что тоже очень важно, потому что благодаря этому трубки не спадаются, когда вода движется в них под натяжением (разд. 13.4).

Вторую свою функцию — механическую — ксилема выполняет также благодаря тому, что она состоит из ряда одревесневших трубок. В первичном теле растения ксилема в корнях занимает центральное положение, помогая корню противостоять тянущему усилию надземных частей, изгибающихся под порывами ветра, В стебле проводящие пучки либо образуют по периферии кольцо, как у двудольных, либо располагаются беспорядочно, как у однодольных; в обоих случаях стебель пронизывается отдельными тяжами ксилемы, обеспечивающими ему определенную опору. Особенно важное значение опорная функция ксилемы приобретает там, где имеет место вторичный рост. Во время этого процесса быстро нарастает количество вторичной ксилемы; к ней переходит от колленхимы и склеренхимы роль главной механической ткани, и именно она служит опорой у крупных древесных и кустарниковых пород. Рост стволов в толщину определяется в известной мере нагрузками, которым подвергается растение, так что иногда наблюдается дополнительный рост, смысл которого состоит в усилении структуры и обеспечении ей максимальной опоры.

Ксилема. Строение ксилемы. Функции ксилемы

Древесинная паренхима ксилемы

Древесинная паренхима ксилемы содержится как в первичной, так и во вторичной ксилеме, однако в последней ее количество больше и роль важнее. Клетки древесинной паренхимы, подобно любым другим паренхимным клеткам, имеют тонкие целлюлозные стенки и живое содержимое.

Во вторичной ксилеме имеются две системы паренхимы. Обе они возникают из меристемати-ческих клеток, называемых в одном случае лучевыми инициалями, а вдругом — веретеновидны-ми инициалями (гл. 22). Лучевая паренхима более обильна. Она образует радиальные слои ткани, так называемые сердцевинные лучи, которые, пронизывая сердцевину, служат живой связью между сердцевиной и корой. Здесь запасаются различные питательные вещества, скапливаются таннины, кристаллы и т. п., и здесь же осуществляется радиальный транспорт питательных веществ и воды, а также газообмен по межклетникам.

Из веретеновидных инициалей обычно развиваются сосуды ксилемы и ситовидные трубки флоэмы вместе с их клетками-спутницами, однако время от времени они дают начало также и паренхимным клеткам. Эти паренхимные клетки образуют во вторичной ксилеме вертикальные ряды.

Древесинные волокна ксилемы

Полагают, что древесинные волокна, так же как и сосуды ксилемы, ведут свое происхождение от трахеид. Они короче и уже трахеид, а стенки их гораздо толще, но поры их сходны с порами, имеющимися в трахеидах, и на срезах волокна иногда трудно отличить от трахеид, поскольку между теми и другими есть ряд переходных форм. Древесинные волокна очень напоминают уже описанные волокна склеренхимы; их торцевые стенки также перекрываются. В отличие от сосудов ксилемы древесинные волокна не проводят воду; поэтому у них могут быть гораздо более толстые стенки и более узкие просветы, а значит, они отличаются и большей прочностью, т. е. придают ксилеме дополнительную механическую прочность.

– Также рекомендуем “Флоэма. Строение флоэмы. Функции флоэмы.”

Оглавление темы “Ткани. Питание клетки.”:

1. Ксилема. Строение ксилемы. Функции ксилемы.

2. Флоэма. Строение флоэмы. Функции флоэмы.

3. Эпителиальная ткань животных. Простые эпителии.

4. Сложные эпителии. Многослойный эпителий. Переходной эпителий. Железистый эпителий.

5. Соединительная ткань животных. Скелетные ткани. Хрящ. Виды хрящей.

6. Кость. Виды костей. Классификация костей.

7. Мышечная ткань. Нервная ткань. Нейроны.

8. Питание. Классификация организмов в соответствии с источниками энергии и углерода.

9. Значение фотосинтеза. Строение листа.

10. Хлоропласты. Белоксинтезирующий аппарат и теория эндосимбиоза.

Источник

Зубр

Основная ткань – паренхима (клетки не вытянутые и не плоские).

  • Хлоренхима – фотосинтезирует. В листе делится на столбчатую (лежит непосредственно под эпидермисом) и губчатую (лежит в глубине листа).
  • Запасающая – входит в состав сложных тканей, например, в состав ксилемы и флоэмы.

Образовательная ткань (меристема) обеспечивает рост растения. Состоит из мелких постоянно делящихся клеток.

  • Верхушечная меристема обеспечивает рост стебля.
  • Зона деления корня обеспечивает рост корня.
  • Камбий – меристема, за счет которой стебель растет в толщину. Откладывает внутрь от себя вторичную ксилему, наружу – вторичную флоэму.

Механическая ткань придаёт прочность органам растений.

  • Колленхима состоит из живых клеток с утолщенными, но не одревесневшими первичными оболочками. Они способны к росту, поэтому не препятствуют росту органов, в которых они расположены. Для выполнения опорной функции требуется тургор.
  • Склеренхима. Состоит из клеток с утолщенными одревесневшими оболочками. Клетки мертвые, поэтому не могут расти, но зато работают без тургора.

Проводящая ткань состоит из проводящих элементов, волокон механической ткани и паренхимы.

  • По ксилеме (древесине) передвигается вода с минеральными солями от корня наверх. Проводящие элементы – сосуды и трахеиды (мёртвые клетки).
  • По флоэме (лубу) передвигается вода с сахарами. Проводящие элементы – ситовидные трубки. Они живые, но безъядерные, поэтому рядом с ними находятся клетки-спутники, производящие РНК.

Покровная ткань отделяет растение от окружающей среды, образована плотно прилегающими клетками.

  • Эпидермис состоит из плотно сомкнутых основных клеток (прозрачные, не фотосинтезируют), устьиц (регулируют газообмен и транспирацию, фотосинтезируют) и железистых волосков.
  • Пробка состоит из мертвых клеток, не пропускает через себя вещества. Всё, что лежит снаружи от пробки, отмирает, не может растягиваться и постепенно лопается (корка).
  • Ризодерма содержит корневые волоски, покрывает зону всасывания кончика корня.

Как всё это расположено

Ткани ствола

Еще можно почитать

ПОДРОБНЫЕ КОНСПЕКТЫ: Корень, Лист, Побег, Видоизмененные органы растений, Обзор образовательной, проводящей и механической ткани растений

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. Элементы проводящей системы листа, состоящие из неживых клеток
1) ситовидные трубки
2) волокна
3) сосуды
4) клетки камбия

ОСНОВНАЯ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
Установите соответствие между строением, значением ткани растения и её типом: 1) образовательная, 2) запасающая

А) образована крупными живыми клетками с тонкими оболочками
Б) состоит из более или менее однородных клеток, способных делиться
В) расположена в точках роста корней и побегов
Г) расположена в семенах, плодах, сердцевине стебля и других органах
Д) обеспечивает рост растения, образование новых органов и тканей
Е) служит местом отложения запасных веществ: белков, жиров, углеводов

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – МЕХАНИЧЕСКАЯ – ПРОВОДЯЩАЯ – ПОКРОВНАЯ
Установите соответствие между примерами и типами растительных тканей: 1) проводящая, 2) механическая, 3) образовательная, 4) покровная. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.

А) эпидермис листа
Б) сосуды
В) ситовидные трубки
Г) зона деления корня
Д) кора стебля
Е) волокна древесины

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – ПОКРОВНАЯ
1. Установите соответствие между характеристиками и видами растительных тканей: 1) покровная, 2) образовательная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) выполняет защитную функцию
Б) образована плотно прилегающими живыми или мёртвыми клетками
В) обеспечивает рост и развитие растения
Г) является исходной для всех остальных тканей
Д) осуществляет связь растения с окружающей средой
Е) располагается в конусе нарастания

2. Установите соответствие между особенностями и видами растительных тканей: 1) образовательная, 2) покровная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) обеспечивает рост растений
Б) клетки тонкостенные без хлоропластов и вакуолей
В) имеются устьица
Г) имеются чечевички
Д) обеспечивает газообмен
Е) клетки интенсивно делятся

Придают механическую прочность органам растения сосуды
ПРОВОДЯЩИЕ ТАБ
Проанализируйте таблицу. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

1) восходящий ток воды и минеральных солей
2) между корой и древесиной
3) выделение продуктов обмена веществ
4) нисходящий ток органических веществ
5) образовательная ткань
6) ситовидные трубки
7) кора
8) сердцевина

КСИЛЕМА
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных признаков характерны для ксилемы?

1) является основной тканью растения
2) служит для проведения воды от корней к листьям
3) клетки имеют сильно вытянутую форму
4) в клетках есть хлоропласты
5) стенки клеток утолщены
6) клетки живые

ФЛОЭМА
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных признаков характерны для флоэмы?

1) служит для проведения воды от корней к листьям
2) является проводящей тканью растения
3) клетки лишены клеточной стенки
4) в клетках есть хлоропласты
5) клетки лишены ядер
6) клетки имеют клетки-спутницы

КСИЛЕМА – ФЛОЭМА
1. Установите соответствие между признаком проводящей ткани и её типом: 1) ксилема (древесина), 2) флоэма (луб). Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) состоит преимущественно из живых клеток
Б) в стебле расположена снаружи от камбия
В) проводящие элементы — сосуды (трахеи)
Г) проводит воду и органические вещества
Д) обычно проводит воду и минеральные соли

2. Установите соответствие между характеристиками и структурами проводящих тканей растений: 1) сосуды, 2) ситовидные трубки. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие клеток-спутниц
Б) образуют древесину
В) расположение клеток в лубе
Г) передвижение воды с минеральными веществами
Д) обеспечение нисходящего тока веществ
Е) мёртвые толстостенные клетки

3. Установите соответствие между характеристиками и структурами проводящих тканей растений: 1) сосуды, 2) ситовидные трубки, 3) волокна. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) многоклеточные полые трубки с одревесневшими стенками и отмершим содержимым
Б) вертикальные ряды живых клеток
В) длинные клетки с толстыми одревесневающими стенками и отмершим содержимым
Г) обеспечивают нисходящий ток воды с органическими веществами
Д) придают механическую прочность органам растений
Е) обеспечивают восходящий ток воды и минеральных веществ

Придают механическую прочность органам растения сосуды
КСИЛЕМА – ФЛОЭМА РИС
Установите соответствие между характеристиками и частями стебля, обозначенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) расположение в коре
Б) наличие ситовидных трубок
В) наличие лубяных волокон
Г) проводящие элементы мёртвые
Д) ток веществ только восходящий
Е) транспорт растворённых в воде минеральных веществ

ПРОВОДЯЩИЕ – ПОКРОВНЫЕ
1. Установите соответствие между структурами и группами тканей: 1) проводящие, 2) покровные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) устьице
Б) механическое волокно
В) пробка
Г) корневой волосок
Д) ситовидная трубка
Е) железистый волосок

2. Установите соответствие между примерами и типами растительных тканей: 1) проводящие, 2) покровные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) эпидермис
Б) механическое волокно
В) пробка
Г) трахеиды
Д) ситовидная трубка
Е) корка

ПОКРОВНЫЕ
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие структуры растения участвуют в процессе фотосинтеза?

1) камбий
2) луб
3) устьица
4) хлоренхима
5) ксилема

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ТКАНЕЙ
Установите последовательность расположения слоев на спиле дерева, начиная с пробкового слоя

А) камбий
Б) луб
В) пробка
Г) древесина
Д) сердцевина

ТКАНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ
1. Установите соответствие между тканью и организмом, для которого она свойственна: 1) растение, 2) животное.

А) эпителиальная
Б) запасающая
В) соединительная
Г) механическая
Д) образовательная
Е) покровная

2. Установите соответствие между тканью и царством организмов, для которого эта ткань характерна: 1) растения, 2) животные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) проводящая
Б) мышечная
В) запасающая
Г) основная
Д) соединительная

3. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие ткани из перечисленных присутствуют только у растений?
1) покровная
2) проводящая
3) основная
4) соединительная
5) эпителиальная

© Д.В.Поздняков, 2009-2020

Источник

1 – 3 мин. I. Организационный момент – 3 мин.

Приветствие,
сообщение темы урока, психологический настрой на
работу.
Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на
данном уроке, необходимо настроиться на работу.
Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему
уроку. Давайте его хором прочтем.
«Не стыдно не знать,
Стыдно не учиться»

– Как вы понимаете данное высказывание?
– Вы с ним согласны?
Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под
этим девизом.
Перед вами на столах лежат цветные карточки:
красная, синяя, зелёная.
Посмотрите на них внимательно и выберите ту,
которой соответствует ваше эмоциональное
настроение именно сейчас. Красный цвет – вы
полны энергии, готовы активно работать. Зелёныё
цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете
чувство тревоги, беспокойства.
Итак, не будем терять время и перейдем к работе.
Запишем сегодняшнее число.
Обратите внимание на тему урока (на доске).
Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься
на уроке? (Ставят цель урока)

 

Вступительное слово учителя

Вопрос к классу

Учитель делает вывод о психологическом
состоянии учащихся.

Создание проблемной ситуации.

20 – 23 мин. II. Изучение нового материала

Откройте
свои учебники и прочитайте мне основные вопросы,
которые нам предстоит изучить сегодня на уроке:

  • Какое строение имеет ткань, выполняющая опорную
    функцию у растений.
  • Как устроены ткани растений, по которым
    передвигаются вода и питательные вещества.

Для того чтобы Вам было легче усвоить новый
материал, вспомните из ранее изученного и
ответьте на мои вопросы:

  • Что такое ткань?
  • Какие ткани растений вы уже знаете?
  • Какие функции выполняют покровные ткани?
  • Как устроены устьица?
  • Какие функции они выполняют?

Каждый наблюдал, как тонкая соломина,
поддерживая тяжелый колос, раскачивается на
ветру, но не ломается.

  • Скажите за счет чего это происходит?

Огромное значение в жизни наземных растений
играют механические ткани.
А) Прочность придают растению механические
ткани.

Механические ткани — опорные ткани
растения, обеспечивающие его прочность (медиаобъект
из словаря)
.

Они служат опорой тем органам, в которых
находятся. Клетки механических тканей имеют
утолщенные оболочки.

  • В каких органах растения могут находится
    механические ткани?

В листьях и других органах молодых растений
клетки механической ткани живые. Такая ткань
располагается отдельными тяжами под покровной
тканью стебля и черешков листьев, окаймляет
жилки листьев.
Клетки живой механической ткани легко растяжимы
и не мешают расти той части растения, в которой
находятся.
Благодаря этому органы растений действуют
подобно пружинам. Они способны возвращаться в
исходное состояние после снятия нагрузки. Каждый
видел, как вновь поднимается трава, после того
как по ней прошел человек.

  • Перечислите мне органоиды клетки, которые вы
    увидели на рисунке.

Опорой частям растения, рост которых завершен,
также служит механическая ткань, однако зрелые
клетки этой ткани мертвые. К ним относят лубяные
и древесные волокна — длинные тонкие
клетки, собранные в тяжи или пучки.

  • Какие органоиды присутствуют в мертвых клетках
    механических тканей?
  • Волокна придают прочность стеблю.
  • Скажите мне в каких частях растения можно найти
    короткие мертвые клетки механической ткани (их
    называют каменистыми)?

Образуют семенную кожуру, скорлупу орехов),
косточки плодов, придают мякоти груш крупитчатый
характер.

  • Посмотрите, какие интересные факты из жизни
    растений Вы можете прочитать в биологическом
    блокноте на стр. 36?

Итак, давайте подведем итог по механическим
тканям:

  • Какие бывают виды механической ткани?
  • В каких органах растения находятся живые
    механические ткани?
  • Где находятся каменистые клетки?
  • В чем заключается функция механической ткани?

Мы с Вами изучаем ткани растений, давайте
представим себе, что мы…

Осенние листочки лежали на траве
И ветер, разбойник подул во дворе
Листья взлетели и стали кружить
Кружили, летели,
Устали и сели. (садятся на места).

Итак,  продолжим знакомство с тканями
растений.

  • Скажите мне с какой еще тканью растения мы
    должны познакомиться сегодня на уроке?

Б) Во всех частях растения находятся проводящие
ткани.

  • В чем заключается роль проводящей ткани?

Проводящие ткани — растительные
ткани организма, служащие для транспорта воды,
минеральных и органических веществ.
Они обеспечивают перенос воды и растворенных в
ней веществ.

  • Какие среды жизни Вы знаете?
  • В каких средах жизни находится тело наземных
    растений?
  • Каким образом растение будет осуществлять
    процесс питания?
  • Как поступает вода и минеральные вещества из
    корня к листьям?
  • Какие вещества образуются в процессе
    фотосинтеза?
  • На какие нужды растения тратятся эти вещества?
  • Почему растворенные органические вещества и
    минеральные вещества не смешиваются?

Проводящие ткани сформировались у растений в
результате приспособления к жизни на суше. Тело
наземных растений находится в двух средах жизни
— наземно-воздушной и почвенной. В связи с этим
возникли две проводящие ткани – древесина и
луб.
 Подревесине в направлении
снизу вверх (от корней к листьям) поднимаются
вода и растворенные в ней минеральные соли.
Давайте посмотрим, как это происходит в природе.

  • Вы просмотрели анимацию. Кто мне может дать
    определение древесине?

 Поэтому древесину называют водопроводящей
тканью.
Древесина – проводящая ткань растений,
состоящая из сосудов, образованных стенками
мертвых клеток.

Луб — это внутренняя часть коры.
По лубу в направлении сверху вниз (от листьев к
корням) передвигаются органические вещества.
Древесина и луб образуют в теле растения
непрерывную разветвленную систему, соединяющую
все его части.

Главные проводящие элементы древесины —
сосуды. Они представляют собой длинные трубки,
образованные стенками мертвых клеток. Сначала
клетки были живыми и имели тонкие растяжимые
стенки. Затем стенки клеток одревеснели, живое
содержимое погибло. Поперечные перегородки
между клетками разрушились, и образовались
длинные трубки. Они состоят из отдельных
элементов и похожи на бочонки без дна и крышки. По
сосудам древесины свободно проходит вода с
растворенными в ней веществами.
Проводящие элементы луба — живые вытянутые
клетки. Они соединяются концами и образуют
длинные ряды клеток — трубки. В поперечных
стенках клеток луба имеются мелкие отверстия
(поры). Такие стенки похожи на сито, поэтому
трубки называют ситовидными.
 Поним передвигаются
растворы органических веществ от листьев ко всем
органам растения. Луб —  проводящая ткань
растений, состоящая из тонкостенных живых
клеток, образующих длинные ряды (ситовидные
трубки).

Посмотрите какие интересные факты из жизни
растений Вы можете прочитать в биологическом
блокноте на стр. 37?

 

Работа с тестом учебника стр. 36

Фронтальная беседа с классом по вопросам стр. 35
и стр. 36.

Рассказ учителя

Вопрос к классу

Работа с ключевыми словами.

Вопрос к классу.

Просмотр анимации: «Месторасположение
механических тканей»

Работа с учебником на стр. 36 рис. 3.8. «Строение
клеток живой механической ткани (поперечный
срез)».

Рассказ учителя

Работа с учебником на стр. 36 рис. 3.10. «Мертвые
клетки механической ткани (поперечный разрез)».

Вопрос к классу
Просмотр анимации: «Примеры механических
тканей».
Вопрос к классу.

Работа с учебником рис 3.9. стр. 36
Просмотр анимации: «Расположение мертвой
механической ткани».
Работа с рубрикой: «Биологический блокнот».

Беседа с учащимися и поэтапное заполнение
схемы № 1 «Механические ткани» на доске и в
тетради.

 Физкультминутка (расслабляющая
пауза): в целях здоровьесбережения и
эмоциональной разрядки.

Вопрос к классу.

Вопрос к классу.

Рассказ учителя

Вопрос к классу.

Рассказ учителя.

Просмотр анимации: «Движение воды и
минеральных веществ»

Работа с ключевыми словами.

Просмотр анимации:«Движение
органических веществ по лубу»

Рассказ учителя с поэтапным заполнением схемы
№ 2 «Проводящая ткань» на доске и в тетради.

Работа с рис. 3.11 «Строение сосудов древесины»
на стр. 37.

Работа с рисунком 3.12 «Строение ситовидной
трубки (продольный разрез) стр. 37

Работа с ключевыми словами.

Работа с рубрикой: «Биологический блокнот».

10 – 13 мин
3 мин.

6 мин.

4 мин.

III. Закрепление:

1)
Определите тип ткани по описанию, приведенному
ниже.

Эта ткань характерна для растений. Клетки ее
живые. Их форма — вытянутая. Соседние клетки
соединены друг с другом, стенки между ними похожи
на сито, за что и получили свое название. По
клеткам этой ткани происходит передвижение
органических веществ от листьев ко всем тканям и
органам растения.
Название ткани: ___________________________.
Название клеток:  __________________________.

2) Рассмотрите фотографии и ответьте на
вопросы.

Какой тканью образованы покровы органов
растений, представленных на фотографиях?
————————————————————
Какие функции выполняет эта ткань?
Живыми или мертвыми клетками образована эта
ткань?
Фотографии органов каких растений могли бы
дополнить иллюстративный ряд для этого задания?

3) В рабочих листах выполните задания 1- 4,
которые предполагают один вариант ответа. 5
задание предполагает два  варианта ответа.

Будьте внимательны и каждое задание выполняйте
самостоятельно. Желаю Вам успеха!

1. Ткань, придающая прочность и опору органам
растения:

а) покровная
б) проводящая
в) механическая

2. Передвижение воды с минеральными солями в
растении происходит:

а) по древесине
б) по лубу

3. Передвижение органических веществ в 
растении происходит:

а) по древесине
б) по лубу

4. Стеблю растения придают прочность:

а) ситовидные трубки проводящей ткани
б) волокна механической ткани
в) сосуды проводящей ткани

5. Волокна, каких растений человек использует в
своей жизни:

а) льна
б) джута
в) крапивы
г) ромашки

Ответы: 1 – в, 2 – а, 3 – б, 4 – б, 5 – а, б.

Вы выполнили тест? Прошу Вас проверить
правильность выполнения данного задания.
Проверили?
Выставите оценку, исходя из следующих
параметров:

«5» – все правильно (100%)
«4» – 1-2 ошибки (80 – 60%)
«3» – 3 ошибки (50 – 30%)
«2» – 4 и более ошибок (менее 20%)

 

Выполнение задания в
тетради-тренажере с. 26 № 2

Выполнение задания в тетради-тренажере с. 26 № 2

Выполнение теста на листах (один остается у
ученика для самооценки, второй затем проверяется
учителем для проверки объективности оценки) и за
компьютером.

Источник

Читайте также:  Стриарные сосуды что это