Принцип сообщающихся сосудов фонтаны петергофа

Интересные факты о фонтанах Петергофа
20 августа 1721 года были впервые пущены фонтаны и каскады Петергофа. Водные конструкции летней резиденции Петра Первого – «Столицы фонтанов» – уникальны. Ежегодно посмотреть на них съезжаются миллионы туристов. Мы сделали подборку интересных фактов и особенностей фонтанов Петергофа.
1. Легендарный фонтанный комплекс изначально хотели строить вовсе не в Петергофе. Работы начали в Стрельне. Однако возникли некоторые проблемы. Дело в том, что для круглосуточной работы фонтанов воду нужно было поднять до отметки в 10 метров. Это привело бы к затоплению бассейнов рек Стрелки и Кикенки, так как окружающая их территория (южнее Петергофской дороги) площадью в десятки квадратных километров находится ниже указанной отметки.
Легендарный фонтанный комплекс изначально хотели строить не в Петергофе.
Проблему могли бы решить гидротехнические сооружения. Но тратиться на них Петр не хотел. Да и стоило ли переплачивать, если западнее от Стрельны существовал ландшафт, идеально созданный природой для круглосуточного поступления воды? Пойти против воли императора решился только инженер и гидротехник Б. Миних. Он с помощью своих расчетов доказал невозможность устройства «водных фиерий» в Стрельне и посоветовал перенести строительство в Петергоф.
2. Фонтанный комплекс строили больше века. За это время он обзавелся четырьмя каскадами и 173 фонтанами. Идея его создания принадлежит Петру Первому. Император, обретший выход к морю, задался целью возвести на берегу Финского залива поражающие воображение сооружения.
Фонтанный комплекс в Петергофе считается самым шикарным в мире.
3. Фонтанный комплекс Петергофа — один из лучших в мире. Он был построен в ответ Версалю, созданному при Людовике XIV во Франции. Водные конструкции Петрограда считаются самыми шикарными.
Кстати, по замыслу Петра, Петергоф должен был, с одной стороны, сравниться в великолепии с самыми знаменитыми королевскими резиденциями Европы, с другой – стать триумфальным памятником успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. И то и другое удалось осуществить.
Реставрация в Петергофе продолжается до сих пор
4. Наибольший урон фонтанам Петергофа был нанесен в годы Второй мировой войны. Тогда летняя резиденция Петра была практически полностью разрушена артиллерией. Перед приходом немецких войск удалось эвакуировать свыше 8 тысяч предметов убранства дворцов и около 50 статуй. Однако спасли не все. Пропали четыре самые большие скульптуры комплекса: «Самсон», «Тритоны», «Волхов» и «Нева». Их не успели эвакуировать.
5. Реставрация в Петергофе продолжается до сих пор. А началась она еще в 1944 году.
Кстати, последняя масштабная реконструкция Большого каскада, длившаяся семь лет, завершилась торжественным пуском фонтанов в 1995 году. Сейчас продолжаются работы в Большом дворце, Монплезире, Марли, дворце Коттедж.
Вместо Самсона должен был быть Геракл.
6. Центральным сооружением Петергофа является Большой Каскад. Это комплекс водных сооружений, украшенных вазами, барельефами и статуями. Особое место в композиции занимает фонтан «Самсон, раздирающий пасть льву». Кстати, первоначально в центре должен был стоять не он, а Геракл, побеждающий Лернейскую гидру. Но потом его заменили на Самсона со львом. Считается, что это было сделано из-за победы русских войск над шведами в Полтавской битве. Ее одержали в день Сампсония Странноприимца. Лев же связывается со Швецией, така как располагается на гербе этой страны.
У фонтанного комплекса уникальная система водоснабжения.
7. Особенность фонтанов Петергофа — в их системе водоснабжения. В отличие от Версаля, где соорудили дорогостоящие водовзводные сооружения, в нашей решили пустить воду «на самотек». Создание водопроводящей системы было поручено обучавшемуся зарубежом мастеру Василию Туволкову. Придуманная им система была построена по принципу сообщающихся сосудов. Были сооружены шлюзы и канал, по которому из водоемов с Ропшинских высот вода шла самотеком до накопительных бассейнов Верхнего сада.
Фонтан «Пирамида».
В этом случае высота фонтанной струи зависит от разницы между уровнем водоема и самого фонтана. Именно поэтому в Верхнем саду можно было устроить лишь небольшие по высоте фонтаны, зато в Нижнем парке вода устремлялась вверху на 16-метровую высоту.
Посмотреть на фонтаны Петергофа ежегодно приезжают миллионы туристов.
Источник
Отдельного рассказа заслуживает фонтанный водовод, дающий жизнь всем петергофским водным чудесам. Это замечательное создание гидротехнического искусства XVIII в. -— первой половины XIX в. Система прудов и каналов водовода уникальна тем, что вода в ней не нагнетается машинами, а сама течет по системе террас.
Первоначальный «Водяной план» принадлежал первому архитектору Петергофа знаменитому Ж.-Б. Леблону. Он намеревался использовать для снабжения фонтанов болотные речки, сделав плотину и запруду, откуда вода по вырытому рву должна была направляться в западные водоемы. Восточные водоемы Ж.-Б.Леблон намеревался наполнять водой с помощью ветряной мельницы и машины, которые приводились в движение конской тягой. Петр I одобрил проект Ж.-Б. Леблона, но вместо четырех прудов он распорядился устроить три, и не по сторонам Верхнего сада, а на его территории, то есть они были задуманы одновременно как накопители для фонтанов и как часть водного убранства сада (Нептуновский и два Квадратных пруда). А сооружать дорогостоящие водовзводные машины для подъема воды на высоту, как в Версале, в Петергофе не пришлось.
Пока шло устройство верхнесадских прудов, Петр I искал новые источники водоснабжения, и они были обнаружены в августе 1720 г. вблизи Ропшинской возвышенности, в 24 км от Петергофа. Петр увидел, что воду можно пустить самотеком по каналу, используя естественный перепад высот. Ропшинские ключи, служащие источником питания фонтанов, расположены на высоте около 70 м над уровнем моря. Таким образом, вода подходит к фонтанам самотеком, по местности, постепенно понижающейся к северу, в сторону Финского залива.
Строительство водовода начали в январе 1721 г. по чертежам первого русского инженера-гидравлика В. Туволкова. В 1715 г. он был направлен Петром для изучения гидравлики во Францию, и за четыре года учения ему удалось стать инженером европейского уровня, способным решать сложнейшие технические задачи. В. Туволков сумел проложить трассу Ропшинского канала, выбрав наиболее выгодное направление искусственного русла, обеспечивавшее минимальный объем земляных работ.
Тем не менее, задача оказалась сложной и трудоемкой. Грунты топкой болотистой местности требовали сразу же укреплять стенки и дно прорытого участка канала. По трассе канала вырубались деревья, вынутый грунт трамбовали, укрепляли пучками связанного хвороста, кольями и сваями с глубокими
пазами, дно мостили булыжником. 24-километровый канал шириной более шести и глубиной более двух метров прокладывали солдаты Нарвского, Выборгского, Псковского и Петербургского гарнизонов. Число ежедневно работающих порой превышало 2000 человек. 8 августа 1721 г. по Ропшинскому каналу была торжественно пущена вода.
Одновременно с устройством главного канала В. Туволков решил использовать воду нынешнего Английского пруда, где создал огромное водохранилище. Летом 1721 г. он проложил от Английского пруда Верхнесадский канал и наполнил водой Квадратные пруды, что решило проблему водоснабжения Большого каскада и Больших фонтанов. Два канала позволили приступить к созданию водной декорации Нижнего парка.
В 1730—1740 годах для снабжения водой Каскада драконов и всех водометов восточной части Нижнего парка на верхней террасе вырыли Красный пруд, а для фонтанов Верхнего сада и «Самсона» проложили от Бабигонского пруда три трубы.
Магистральные (водоподводящие) трубы были в основном чугунными, разводные (идущие от основных непосредственно к фонтанам) — свинцовыми, а трубы, по которым уходила использованная вода, первоначально были деревянными. Они неоднократно выходили из строя и менялись.
В 1825— 1854 годах под руководством военного инженера М. Пилсудского от Ропшинских высот был прорыт Ново-Петергофский канал протяженностью более 5 км и устроено 9 новых прудов-водохранилищ. Это позволило увеличить приток воды в систему. После устройства отводных каналов в Александрию и к Александрийскому парку система фонтанного водовода в основном не изменялась.
В годы Великой Отечественной войны фонтанный водовод получил тяжелейшие повреждения. Большинство шлюзов было уничтожено, многие трубы пострадали от взрывов, дамбы находились в аварийном состоянии, и вода уходила из каналов. Послевоенная реконструкция гидротехнической системы потребовала значительных усилий, опыта, энтузиазма. Требовалось проложить новые трубы, проверить состояние сохранившихся, очистить пруды, отремонтировать шлюзы, поставить новые задвижки для пуска воды. Благодаря мастерству реставраторов с 25 августа 1946 г. вода снова пустилась в свой путь к фонтанам. Восстановленный водовод обеспечивает ежедневное девятичасовое бесперебойное действие каскадов и фонтанов даже в самые засушливые годы.
В настоящий момент водопроводящая система Петергофа состоит из 9 каналов, 12 крупных ручьев и речек, 26 шлюзов и водопропускных сооружений. Общая протяженность каналов и ручьев 56 км. Вода скапливается в 18 искусственных прудах-водохранилищах (общей площадью более 90 га и объемом 1 миллион 300 тысяч кубометров). Пруды и каналы водовода органически вписаны в композицию Лугового, Колонистского и Английского парков.
На верхней террасе гряды, у подножия которой спланирован Нижний парк, расположены бассейны (Евинский, Квадратные, Нептуновский, Красный, Пирамидный), распределяющие воду в фонтаны западной, центральной и восточной частей парка. Фонтаны Верхнего парка и «Самсон» питаются водой из Самсоньевского бассейна, расположенного в Луговом парке.
Когда открываются заслонки шлюзов, вода по трубам устремляется к фонтанным сооружениям и взлетает вверх, стремясь набрать высоту, равную той, на которой расположены пруды-распределители. Таким образом, действие фонтанов основано на принципе сообщающихся сосудов — они работают в результате гидростатического напора, образуемого за счет естественного перепада высот. Из фонтанных бассейнов вода уходит в Финский залив. Система потребляет около 1 кубометра воды в секунду, то есть за час через нее проходит около 3600 кубометров воды.
В Верхнем саду и Нижнем парке проложено около 30 км подземных фонтанных труб диаметром от 600 мм до дюйма. Не все трубы лежат в земле, для многих сделаны кирпичные тоннели под Верхним садом и Большим дворцом.
Чистота и четкость фонтанных струй зависят от качества форсунок — небольших, но очень важных деталей, завершающих фонтанные трубки. Форсунка состоит из трех частей: средней свинцовой, нижней железной с резьбой для навинчивания на трубы и верхней латунной — самой главной, определяющей диаметр, форму и направление струи. Обработка верхней части должна быть безупречной, так как самый незначительный дефект сказывается на качестве струи.
Летом 1941 г. все форсунки (более 2000 штук) были сняты и спрятаны в гроте Большого каскада. Фашисты нашли их и похитили. Без форсунок фонтаны действовать не могли. После войны форсунки делали вручную фонтанные мастера Н. Лаврентьев, его сын П. Лаврентьев и А. Смирнов. К открытию фонтанов первой очереди все форсунки были готовы. В дальнейшем они изготавливались по мере ввода фонтанов в действие.
Источник
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 13 октября. /Корр. ТАСС Юлия Андреева/. Четвертый год подряд сезон фонтанов в Петергофе завершился “Осенним комплиментом” – фонтанные струи выключили с музыкой и салютом. Ровно в 18.00 в воскресенье работники отдела фонтанов и гидротехнических сооружений повернули задвижки, остановив петергофские водометы до весны.
“Этой традиции уже четыре года, – рассказала в интервью ТАСС генеральный директор Петергофского музея-заповедника Елена Кальницкая. – Наш “Осенний комплимент” – это не праздник, это милый короткий прощальный штрих под красивую музыку”.
Математическая точность в управлении фонтанами
Механизм включения и отключения фонтанов Петергофа непрост: время, за которое струя воды поднимается вверх или прекращается, зависит от сложности фонтанных насадок, от расстояния между фонтаном и задвижкой, поэтому петергофским фонтанным командам приходится работать с математической точностью.
“Для разных фонтанов требуется разное время, чтобы начать или закончить работу, от 30 секунд до 3 минут, поэтому наши работники буквально по секундомеру выверяют, когда повернуть задвижку, чтобы все струи пришли в движение одновременно”, – рассказал ТАСС начальник отдела фонтанов и гидротехнических сооружений Петергофа Андрей Бирюков.
На включение и выключение самого знаменитого петергофского фонтана – “Самсон, разрывающий пасть льва” – требуется пять секунд, потому что его задвижка находится непосредственно перед фонтаном. Задвижки других фонтанов Нижнего парка расположены в Верхнем саду, поэтому для них требуется немного больше времени. “Наши фонтанщики знают эту систему поминутно, – говорит Бирюков. – Все рассчитано по секундам, и, например, чтобы все фонтанные струи взмыли вверх в 11 часов, к одним подходят пораньше, к другим немного позже, причем техники работают буквально с секундомером”.
За включение и выключение фонтанов отвечают две фонтанные группы, работающие по очереди. Всего же работу петергофских фонтанов обеспечивают 29 специалистов.
70% XVIII века
Фонтанная система Петергофа, одна из крупнейших в мире, включает 147 фонтанов, действующих в Верхнем саду и Нижнем парке бывшей императорской резиденции, основанной Петром Великим в 1710 году. Петергофские фонтаны были созданы по образцу фонтанов французского Версаля, однако превосходят их по обилию воды, высоте струй и длительности действия.
Петр I задумал большинство фонтанов и каскадов, однако не все замыслы были реализованы при его жизни. Самые знаменитые фонтаны Петергофа появились в конце 1730-х годов. На строительстве петергофского водовода в 1721 году было занято более 4 тыс. человек, в основном солдат и государственных крестьян.
Около 100 лет формировался современный облик Большого каскада, первый пуск фонтанов на котором состоялся в июле 1721 года. Петр I был автором композиции каскада. Он же разработал проекты двух других каскадов Петергофа – “Шахматной горы” и “Золотой горы”.
“Шахматная гора” создавалась по аналогии с Малым каскадом в Марли – резиденции французских королей. Ее строительство началось в 1724 году, однако завершились работы лишь 15 лет спустя. Облик современной “Шахматной горы”, созданный послевоенными реставраторами по старинным оригинальным рисункам, соответствует виду каскада в середине XVIII века.
Детально был разработан Петром I план каскада “Золотая гора”, достроенного архитектором Михаилом Земцовым в 1732 году. Царь разработал также проект двух партерных фонтанов у “Золотой горы” (Менажерных), причем не только с архитектурной, но и с технической точки зрения: специальные насадки к фонтанным трубам, позволяющие выбрасывать 15-метровую струю воды, были отлиты по его рисунку.
При Петре I появился один из самых технически сложных фонтанов – “Солнце”, работающий по принципу водяной мельницы. В камере его пьедестала установлено колесо, приводимое в движение водой. Оно действует как турбина, вращающая столб, увенчанный двумя дисками с 12 отверстиями, из которых бьют дугообразные струи. В петровские времена в бассейне этого фонтана содержались огромные волжские осетры, а также птицы – гуси, утки и лебеди. “Солнце” и сегодня остается одним из самых сложных в обслуживании фонтанов.
Два петергофских фонтана можно считать памятниками воинской славы России. “Пирамида”, пущенная в 1724 году, состоит из четырех каскадов, ориентированных по сторонам света. Форма этого фонтана напоминает об обычае русской армии устанавливать пирамидальные обелиски на местах битв или в конечных пунктах продвижения и символизирует утверждение России на Балтике.
Победе в Северной войне посвящен “Самсон, раздирающий пасть льва”, воздвигнутый к 25-летию победы под Полтавой. Нынешний “Самсон” уже третий по счету – первый, отлитый из свинца, пришлось заменить уже в начале ХIX века на позолоченный бронзовый, который был похищен в годы Великой Отечественной войны немецкими оккупантами. Статуя была воссоздана скульптором Василием Симоновым по довоенным фотографиям в 1947 году.
По словам Андрея Бирюкова, в наши дни петергофская фонтанная система на 70% сохранила историческое оборудование XVIII-XIX веков с фланцевыми и свинцово-кожаными соединениями труб и по окончании сезона работники фонтанного хозяйства приступают к очень трудоемкой и скрупулезной работе по подготовке фонтанов к зиме. “На следующий же день начинается очистка прудов-накопителей, которая длится две-три недели, опорожняются все фонтанные трубы, фонтанные насадки демонтируют и упаковывают в специальные кассеты для зимней консервации, обрабатывают специальным составом и затем вывозят в теплое место, чтобы уберечь от вымерзания в холодный сезон”, – рассказал Бирюков. Сотрудники Петергофа занимаются также исправлением протечек, очисткой фонтанных бассейнов и реставрацией фонтанного оборудования.
В реставрации сейчас находятся каскад “Золотая гора” и Менажерные фонтаны. Реставрационные работы планируется закончить к концу следующего сезона, а публика снова увидит их в 2016 году.
Фонтаны страдают от вандалов
Значительные усилия требуются работникам фонтанного хозяйства Петергофа для поддержания в порядке знаменитых фонтанов-шутих, привлекающих огромное количество публики. В Нижнем парке их три, и, по словам Андрея Бирюкова, “не было еще ни одного сезона, после которого не приходилось бы их ремонтировать”.
Первые шутихи появились в Петергофе еще в 1723 году: Петр I, создавая свою загородную резиденцию, стремился воплотить здесь все модные новинки той поры, а фонтаны с сюрпризом были популярны в течение почти всего XVIII столетия. Они существовали во многих парках Европы, но Петергоф сохранил наиболее крупную коллекцию. Петр лично придумал шутихи Монплезирского сада – две белые скамьи, к которым пробираются по камушкам. В 1735 году, при Анне Иоанновне, в Нижнем парке появился фонтан-шутиха “Дубок”, включающий целый комплекс сооружений – медные дубовое и еловые деревца, пять медных тюльпанов и две скамейки. Все они представляют собой водометы с тонкими струями. Третий фонтан, “Зонтик”, расположен на Монплезирской аллее.
Фонтаны чрезвычайно популярны, но оборотной стороной этой популярности становится вандализм: туристы ломают элементы декора фонтанов, и их приходится постоянно восстанавливать. “Чаще всего страдает от вандалов “Дубок”, – говорит Андрей Бирюков. – Многие родители, отдыхая здесь с детьми, стараются отломить от медных деревьев листик или веточку “на память”, порой отламывают целые ветви, некоторые пытаются украсть медные цветы, окружающие фонтан. К сожалению, этим занимаются в основном российские туристы, за иностранцами мы такого не замечали. В любом случае хотелось бы попросить гостей Петергофа быть лояльнее к фонтанам, чтобы они сохранились и для следующих поколений”.
Еще одна мишень вандалов – также любимый публикой, особенно детьми, фонтан “Фаворитный”, расположенный за западной Воронихинской колоннадой. Детей привлекает оригинальная конструкция этого фонтана, в котором маленькая собачка – царский мопс по кличке Фаворитка – пытается догнать четырех уток, движение фигурок по кругу сопровождается природными криками – лаем и кряканьем. “Это очень популярный фонтан, но практически ежедневно нам приходится подлечивать расположенные в нем фигурки: некоторые дети бросают в фонтан камни и попадают в собачку и уток, отчего на медных фигурках появляются пробоины, – сказал Бирюков. – Обидно, что многие родители агрессивно реагируют на замечания, которые делают их детям сотрудники Петергофа”. “Фаворитный” скоро планируют закрыть на реставрацию: помимо фигурок, требующих постоянного подновления, износился фонтанный механизм.
Другие фонтаны Петергофа, не обладающие столь забавными деталями, как “Дубок”, привлекают вандалов значительно реже. В основном это случается в летний период, когда в петергофских парках появляются любители искупаться в фонтанах. “Залезать в фонтанные бассейны категорически запрещено”, – подчеркивает Бирюков. Также запрещено бросать в фонтаны посторонние предметы. Исключение составляют монетки, которые на память бросают туристы по всему миру. “Стоит сказать, что представления о якобы огромных суммах, которые остаются после каждого дня в бассейнах, на самом деле миф, – добавил представитель музея. – Туристы бросают мелкую монету, поэтому “сборы” невелики, как правило, их выбирают те, кто убирает фонтанный бассейн от грязи”.
Успешный сезон
С начала 2014 года Петергоф посетили 4,6 млн туристов. По словам Елены Кальницкой, это примерно на 200 тыс. человек меньше, чем год назад. В руководстве музея-заповедника это связывают с плохой погодой. Когда во второй половине августа установились прохлада и дожди, в Петергофе сразу заметили, что поток туристов поредел примерно на 8%.
Тем не менее в среднем дневное число посетителей Петергофа составляет 35 тыс. человек.
“В летнее время мы считаем число посетителей по количеству проданных билетов в Нижний парк, – поясняет гендиректор Петергофа. – В зимний период, когда вход в Нижний парк бесплатный, мы ведем статистику по общему числу билетов, проданных во все наши музеи”.
Дворцово-парковый комплекс Петергофа включает десять парков общей площадью 1500 га с четырьмя каскадами и несколькими дворцами. Частью ГМЗ “Петергоф” является и Ораниенбаум, а общее число музеев на территории этих двух бывших резиденций императорской семьи сейчас составляет 30.
По словам заместителя министра культуры РФ Аллы Маниловой, “Петергоф – это объект номер один культурного показа среди всех туристических дестинаций России”.
Подводя итоги сезона-2014, гендиректор Петергофа Елена Кальницкая выделила три больших события. Первое из них – участие в федеральной программе по развитию детского туризма. “В рамках программы “Петергоф – детям” у нас побывали около тысячи ребят из регионов страны. Это было впервые в истории нашего музея-заповедника, в течение 92 дней с июля по октябрь мы провели для них 368 занятий”, – отметила она. Вторым достижением ГМЗ в 2014 году Кальницкая считает сильную программу выездных выставок: Петергоф первым из крупнейших музеев России, исполняя поручение президента, открыл свой филиал в регионах – им стал дом Асеевых в Тамбовской области. Успешно прошла выставка “Романовы и спорт” в олимпийском Сочи, а в других регионах – экспозиция “Петергоф: прелюдия трагедии” к столетию начала Первой мировой войны и выставка к 200-летию М. Ю. Лермонтова.
Источник