Притча мудрец и сосудов

Притча мудрец и сосудов thumbnail

В одном небольшом процветающем селении жил мудрец по имени Прашанти. И был у него ученик, который под руководством мудрого учителя постигал мир окружающий и мир запредельный. Звали ученика Кшанти.

Много у него было достоинств, но и недостатков не меньше. И один недостаток ну очень не нравился его мудрому учителю. Любил Кшанти разменивать жизнь свою по пустякам.

“А! – часто говорил он. – Важное дело я всегда сделать успею, на то оно и важное, а если не сделаю, то и дело это было не важное, так зачем же его делать?” Думая так, жил Кшанти беззаботно, словно птаха небесная. Но с птахи небесной и не требуется ничего, а человек – дело другое. Вот Прашанти и задумался, как бы ученику своему показать лучше истину одну…

Долго думал учитель и вот, однажды, позвал он ученика и сказал:

Притча мудрец и сосудов

– Принеси мне большой стеклянный сосуд.

Кшанти пошел в деревню, и в одном богатом доме ему дали замечательный прозрачный кувшин с широким горлышком.

– Хорошо, – сказал Прашанти. – А теперь собери перед домом три кучи. В одной должны быть крупные камни, в другой речная галька, а в третьей – песок.

Весь день работал Кшанти. Кучу песка нагреб он быстро, ведь река была рядом, да и гальки речной насобирал легко, отборной такой, прямо загляденье. А вот с камнями провозился долго, много мест обойти пришлось, пока выполнил указание учителя.

Уж солнце клонилось к закату, когда три кучи были готовы. В одной были камни, в другой – галька, а в третьей – песок.

Вышел Прашанти, посмотрел на собранное и сказал:

– Хорошо потрудился, молодец. Сейчас уже поздно, поэтому отправляйся спать, а завтра я тебе кое-что покажу.

Кшанти попытался уснуть, но все время думал о кучах, которые нагребал целый день. “Зачем это?..” – недоумевал он и ворочался с боку на бок. Но пришло утро, и Кшанти с нетерпением ждал, что будет дальше. Прашанти не торопился. Только когда взошло солнце, позвал он ученика:

– Неси стеклянный сосуд и пойдем к твоим кучам…

Вышли они во двор и остановились около груды камней. Учитель присел на соломенную подстилку, поглядел на солнце, прочел молитву и сказал:

– Положи камни в сосуд!

Удивился Кшанти, но приказание выполнил. Наполнил стеклянный сосуд доверху.

– Можешь еще положить камни? – спросил учитель.

Попытался Кшанти, но не влезло больше ни одного камня.

– Нет, учитель, сосуд полон, – сказал он наконец.

– Да, сосуд полон… – задумчиво сказал учитель. – Сколько же там камней?

– Не больше десятка, наверное…

– Видишь, десять камней, а сосуд полон… Но полон ли он?

– Да, полон.

– Возьми гальку и заполни сосуд!

Кшанти стал брать по несколько галек и бросать поверх камней. Они проскальзывали между ними и падали на дно. Так он положил много речной гальки, пока вновь не заполнил сосуд доверху.

– Полон ли теперь сосуд?

Кшанти с трудом втиснул еще несколько галек и ответил:

– Да, теперь полон.

– Сколько речной гальки поместил ты в сосуд?

– Много! Сто, наверное, а то и двести штук…

– И сосуд полон?

– Теперь уж точно полон!

Посмотрел Прашанти укоризненно на ученика и сказал:

– Возьми песок и заполни сосуд!

Кшанти стал брать горсти песка и сыпать поверх камней и гальки. Легко проходили песчинки между ними; много горстей ушло, пока заполнился сосуд. Разгладил Кшанти песок по уровню горлышка, полюбовался на свою работу и сказал:

– Вот теперь-то сосуд точно полон!

– Да, теперь он полон, – ответил учитель. – Высыпь все сюда!

И учитель указал на одну из двух, приготовленных заранее, подстилок.

Кшанти высыпал, и получилась небольшая горка из камней, гальки и песка.

– А теперь, снова заполни сосуд, но начни с песка.

Прямо сосудом зачерпнул Кшанти песок и в мгновение ока заполнил его.

– Быстро работаешь, – усмехнулся учитель и спросил: – А сейчас, полон ли сосуд?

Задумался Кшанти, но ответил утвердительно:

– Да, он полон.

– Попробуй поместить в сосуд гальку.

Несколько галек погрузилось в песок.

– Это все, – сказал Кшанти.

– А войдет ли теперь в сосуд хотя бы один камень?

– Нет, – уверенно ответил ученик. – Не войдет.

– Высыпай! – И рядом с первой кучкой из камней, гальки и песка, появилась вторая, но только из песка.

– Смотри и слушай, – сказал тогда Прашанти. – Наша жизнь подобна этому стеклянному сосуду; камни подобны большим делам, большим желаниям и большим стремленьям; галька подобна не таким важным, но необходимым делам и желаниям; а песчинки – это мелочи жизни. Если мы заботимся только о мелочах, думая, что большое подождет, то наша жизнь заполняется мелочами, подобно тому, как сосуд заполняется песком, и в нашей жизни не останется места для действительно важных вещей. А ведь их не так много, подобно тому, как совсем не много больших камней в маленьком сосуде. Всегда в первую очередь заботься о важном. Познать себя, познать мир, познать Бога – вот “камни” для мудреца. Чистая жизнь, поклонение святыням, счастливая семья – вот камни для благочестивого мирянина. Друзья, богатство, благотворительность и возвышенное общение – вот “камни” для обычного человека.

– Не превращай свою жизнь в песок! – сказал учитель ученику, повернулся и покинул двор, оставив ученика одного.

Читайте также:  Чем можно убрать сосуд на лице

Для Кшанти слова учителя прозвучали, словно удары грома. Он остолбенел и, глядя на две насыпанные им кучи, произнес:

– Да, это так. Я собирал песчинки, оставляя камни напоследок. Но жизнь ограниченна, подобно этому сосуду…

Он присел рядом с песком и стал пересыпать его из одной ладони в другую: песок постепенно просачивался сквозь пальцы, и вскоре из ладони в ладонь падало лишь несколько песчинок. Он взял камень, но сколько бы он не перебрасывал его, тот оставался прежним. “Он не будет потерян, пока ты сам его не бросишь”, – подумал Кшанти.

Весь день просидел он около груд камней, гальки и песка. Грустно ему было, потому что истина, показанная учителем, была очевидна, но ум не хотел принимать ее. Ведь мелочи жизни кажутся ценными, пока они недоступны. Лишь получив их, понимаешь, что это всего лишь бесполезный песок.

Кшанти взял стеклянный сосуд и стал крутить его в руках. Вдруг он что-то заметил и внимательно вгляделся сквозь стекло. “Да! Все это так, но…” – он вдруг заулыбался и быстро стал проводить новые эксперименты с песком, гальками и камнями.

* * *

На следующее утро Кшанти смиренно подошел к учителю и сказал:

– Учитель, я очень благодарен вам за вчерашний урок, но позвольте мне показать вам одну вещь…

Они снова вышли во двор к трем кучам. Кшанти поставил перед ними два сосуда – один вчерашний и один новый, точно такой же.

– Посмотрите внимательно, о учитель! – сказал Кшанти и протянул учителю вчерашний сосуд.

Прашанти посмотрел.

– Хорошо, объясни! – наконец произнес он.

– Вчера мы начали с камней, но они большие, тяжелые и острые, подобно большим делам, которые требуют больших усилий, знаний и аскез. Но что же стало с сосудом? Посмотрите, о учитель, его дно и стенки поцарапаны! Хорошо еще, что он не разбился, когда я помещал в него большие камни!.. А теперь, смотрите же, о учитель…

С этими словами Кшанти взял новый сосуд и насыпал на его дно небольшой слой песка, а затем немного гальки и только затем, сверху, положил камень. Потом он снова насыпал песка, гальки и опять положил камень. Так он заполнил весь сосуд.

Он показал учителю полный сосуд, а затем осторожно высыпал его содержимое рядом с двумя вчерашними горками. Получилась еще одна, из камней, гальки и песка. Кшанти протянул учителю пустой сосуд:

– Смотрите, “жизнь” осталась не поцарапанной! Сосуд такой же, как был вначале! Все усилия и аскезы были смягчены мелочами жизни…

Прашанти взял сосуд и внимательно осмотрел. Действительно, он выглядел, как новый.

– Что скажете, учитель?! – Кшанти с нетерпением ждал ответа.

– Иди, тебя ждут твои ежедневные обязанности! Я подумаю… – сказал Прашанти, а когда ученик ушел, стал перебирать песок, гальки и камни. Он не ожидал такой находчивости от ученика, но прекрасно понимал, что его пример с поцарапанным сосудом – лишь уловка ума для… ума. Прашанти прекрасно понимал это. Надо было что-то придумать, иначе ученик, ухватившись за свою выдумку, так ничего бы и не понял…

* * *

Следующим утром Кшанти с трепетом ожидал ответа своего учителя. И не зря. Прашанти вышел во двор и остановился около холмиков с песком, речной галькой и камнями. Он твердо поставил два сосуда рядом с холмиками. Затем торжественно сказал, обращаясь к ученику:

– С сегодняшнего дня ты не должен пить воду, пока я не разрешу! – Прашанти сурово посмотрел на ученика. – За это время я тоже не прикоснусь к воде!

Сказав это, учитель вернулся в дом, оставив озадаченного Кшанти во дворе одного.

“Ничего себе…” – только и сумел подумать Кшанти. У него даже на секунду закралось подозрение, а не наказывает ли меня учитель за “излишний ум”, но, зная своего наставника, Кшанти с легкостью отогнал такие глупые мысли. Он послушно принял указания и начал пост.

Прошло два дня. Кшанти еле передвигался от жажды и давно уже не мог думать ни о чем, кроме воды. Он забыл и о сосудах, – как поцарапанных, так и не поцарапанных, – и о песке, и о камнях.

Наконец, на утро третьего дня, учитель позвал Кшанти. Они вышли во двор. Прашанти тоже ослабел от жажды, но внешне это не было заметно. Во дворе стоял колодец с прохладной чистой водой.

– Принеси ведро воды! – сказал Прашанти, и ученик, несмотря на слабость, поторопился выполнить указание.

– А теперь заполни “сосуд жизни” так, как ты мне показал, а я заполню по-своему…

Кшанти, с вожделением поглядывая на ведро с водой, выполнил указание: песок – галька – камень; песок – галька – камень… Пока сосуд не заполнился до верху. Тем временем Прашанти тоже заполнил сосуд, но лишь камнями и галькой. Без песка.

– Хорошо, – значительно произнес учитель. – Сейчас налей в свой сосуд воды, а потом – в мой.

Кшанти направил тоненькую струйку воды из ведра в свой сосуд. Вода просачивалась сквозь песок, но вскоре стала переливаться через край кувшина. Тогда Кшанти наполнил и сосуд учителя.

– Отлично! – сказал Прашанти. – Теперь можешь прервать пост. Пей из своего сосуда!

Кшанти с жадностью набросился на воду. Но вместе с водой его рот наполнился мокрым песком. Кшанти давился и отплевывался, но песок все сильнее забивал ему рот. Он скрипел на зубах и старался проникнуть в горло. Вскоре вода в сосуде кончилась, но Кшанти продолжал высасывать ее из мокрого песка.

Читайте также:  Кровеносные сосуды это кратко

– Напился? – спросил Прашанти.

– Нет! – продолжая отплевываться и кашляя, ответил Кшанти.

– Подожди немного, – учитель стал пить из своего сосуда. Опустошив половину, Прашанти протянул сосуд ученику. Тот выпил остатки.

– А теперь?

– Да. Моя жажда прошла.

– Слушай же! Помимо больших и малых дел, наша жизнь имеет сок. Подобно этой воде. Сок жизни – это ее суть. Она не доступна простым собирателям гальки, песка и камня.

Что такое сок жизни, ты должен будешь еще понять. Я научу тебя, но в твоем “сосуде” не должно быть “песка”!..

– А почему бы тогда не обойтись и без гальки, и без камней, наполнив весь сосуд только водой?

– Что ж, – рассмеялся учитель. – Раз ты спрашиваешь, у тебя есть шанс понять это!.. Но сначала пойми то, что я показал тебе в первый день!..

Источник

Притчи о жизни помогают переосмыслить свое поведение и происходящее вокруг. Для того чтобы по-другому посмотреть на мир, советуем вам прочесть эти истории.

Притчи о смысле жизни

Притчи о смысле жизни есть у каждого народа. Чаще всего он определяется так: смысл жизни – в самой жизни, в её бесконечном воспроизведении и развитии через последующие поколения. Размышления о смысле и цели бытия относятся к категории так называемых «проклятых вопросов», и однозначного ответа нет ни у кого. Однако глубокий экзистенциальный страх – «Зачем я живу, если всё равно умру?» – терзает каждого человека. И конечно, жанр притчи тоже касается этого вопроса.

Камень и бамбук

Рассказывают, что однажды камень и бамбук сильно поспорили. Каждый из них хотел, чтобы жизнь человека была похожа на его собственную.
Камень говорил:
– Жизнь человека должна быть такой же, как моя. Тогда он будет жить вечно.
Бамбук отвечал:
– Нет, нет, жизнь человека должна быть такой, как моя. Я умираю, но сразу рождаюсь снова.
Камень возражал:
– Нет, пусть лучше будет по-другому. Пусть лучше человек будет, как я. Я не склоняюсь ни под дуновеньем ветра, ни под струями дождя. Ни вода, ни тепло, ни холод не могут повредить мне. Моя жизнь бесконечна. Для меня нет ни боли, ни заботы. Такой должна быть жизнь человека.
Бамбук настаивал:
– Нет. Жизнь человека должна быть такой, как моя. Я умираю, это правда, но я возрождаюсь в моих сыновьях. Разве это не так? Взгляни вокруг меня – повсюду мои сыновья. И у них тоже будут свои сыновья, и у всех будет кожа гладкая и белая.
На это камень не сумел ответить. Бамбук победил в споре. Вот почему жизнь человека похожа на жизнь бамбука.

Быть счастливым

Богатая дама, проезжая мимо бедного домика, услышала весёлый смех и велела слуге:

Сходи узнай, какой у них праздник.

Это семья лесоруба, – доложил слуга. – Сегодня он продал дрова и всех кашей сытно накормил. Вот они и радуются.

«А у моего мужа дела всё хуже!» – тоскливо подумала дама.

Вскоре дама снова проезжала мимо того же дома и опять услышала смех. Посланный слуга объяснил:

У лесоруба сын родился! Ему на трёх детей еды не хватает, а он четвёртому радуется.

«А мои дочери приносят мне одни проблемы!» – грустно подумала дама.

Когда дама в третий раз услышала смех в маленьком домике, она сама постучалась в дверь и спросила хозяйку, почему они всегда веселятся.

Всё у нас хорошо, вот и веселимся, – ответила простодушно женщина.

Тут богатая дама не выдержала и поехала к колдуну. Она рассказала ему о семье лесоруба и воскликнула:

Это несправедливо! Моя жизнь – сплошные мучения, а у этой семьи – сплошная радость.

У тебя богатство, муж, умницы дочки. Что ты ещё хочешь? – удивился колдун.

Наколдуй мне счастье.

Я не могу наколдовать тебе то, чего ты не хочешь видеть рядом с собой, – вздохнул колдун.

Короткие притчи о жизни и счастье помогут понять эти понятия более глубоко и позволят вам лучше разбираться в людях и жизни и поднимут ваше настроение.

Короткая притча о жизни

Один ученик часто страдал от затяжной депрессии.

Врач настойчиво советует мне начать приём лекарства, чтобы справиться с депрессией, – сказал он.

Ну, так почему ты не начинаешь? – спросил его Мастер.

Боюсь, как бы это не повредило печени и не сократило мне жизнь.

Что ты предпочитаешь – здоровую печень или радостное настроение? Один год жизни ценнее двадцати лет спячки.

Позже он обратился к своим ученикам: жизнь похожа на сказку – не важно, длинная она или короткая; важно – хороша ли она.

Короткая притча о счастье

Мастер всю свою жизнь был счастливым, улыбка никогда не сходила с его лица. Вся его жизнь была пропитана ароматом праздника! Даже умирая, он весело смеялся. Казалось, будто он наслаждается приходом смерти.

Его ученики сидели вокруг, и один спросил: «Почему вы смеетесь? Всю свою жизнь вы смеялись, и мы все не решались спросить, как вам это удается? И вот сейчас, в последние минуты, вы смеетесь! Что здесь смешного?»

Читайте также:  Как укрепить сосуды всего тела

Старый Мастер ответил: много лет назад я пришел к моему Мастеру молодым человеком, семнадцатилетним, но уже глубоко страдающим. Мастеру же было семьдесят, а он улыбался и смеялся просто так, без всякой видимой причины. Я спросил его: «Как вам это удается?» И он ответил: «Внутри я свободен в своем выборе. Просто это – мой выбор. Каждое утро, когда я открываю глаза, я спрашиваю себя, что выбрать сегодня – блаженство или страдание? И так случается, что я выбираю блаженство, ведь это так естественно.»

Очень хочется предложить вам рубрику «Любимые притчи пробужденных учеников Школы Гивина». Это любимая притча Сандры.

Притча о колодцах

Есть на земле удивительный город и в нем живут только одни колодцы. Они живые. Они разные, у каждого своя окантовка: у кого-то она золоченая, у других резная, точеная, из камня, из дерева, из веточек. Они все разные: кто-то побогаче, кто-то победнее. Были и совсем бедные колодцы, с самой простой окантовкой. Они между собой очень любили общаться. А происходило это от окантовки до окантовки, как у людей это происходит — из уст в уста.

Любая новость быстро распространялась в этом городе. И вот однажды облетела город колодцев одна очень интересная мысль. Ее услышал крайний колодец, когда люди из соседней деревни проходили мимо. Оказывается, очень стало модно быть чем-то наполненным, не пустым, это придаст солидности и значимости каждому колодцу. Стали тогда колодцы постепенно себя наполнять. Кто-то решил наполнить себя золотом, бриллиантами, разными драгоценными камнями. Другие решили наполняться мебелью и предметами интерьера. Любители прекрасного стали наполняться картинами и предметами искусства. Интеллигентные колодцы — книгами, словарями и всякой информацией. Очень нравилось им это занятие, появился смысл в жизни и наполненность. Но сами понимаете, так долго продолжаться не могло. Любой колодец имеет края и дно. Со временем все колодцы в городе наполнились и некуда было им складывать дорогие для них вещи. Тогда одному из колодцев пришла на ум гениальная мысль: для того, что еще вмещать в себя любимые предметы — надо расшириться. И он расширился, тем самым получив возможность наполняться больше и больше. Другие колодцы увидели это и тоже решили воспользоваться этой идеей. Закипела работа, все колодцы стали расширяться.

За всем этим наблюдал маленький колодец на окраине города. Ему хорошо было видно, как разрастаются колодцы, как все меньше и меньше становилось места между ними. Он испугался, если так будет дальше продолжаться, то наступит момент, когда некуда будет им расширяться и они могут слиться в один огромный колодец, или несколько огромных колодцев. Тем самым они потеряют свою индивидуальность. И конечно же придумал: надо копать не вширь, а вглубь! Но как копать вглубь, если ты наполнен до краев? И он принял решение освободиться от всего, чем он был наполнен, чтобы воплотить в жизнь свою идею. По мере того, как он освобождался от нажитого, у него наступали моменты паники — что будет, если он станет пустым? Как он сможет это пережить? Будет ли вообще смысл во всем этом? И самое страшное, что там в глубине? Он не знал и продолжал копать… Отступать было уже не куда, слишком много он проделал работы… Он выбрасывал предметы, а другие колодца растаскивали все, от чего он освобождался. И естественно, копая вглубь, в один прекрасный день он наткнулся на ВОДУ!!! Она быстро наполнила колодец. Она была прекрасна и чиста. Колодец стал играть с водой и так увлекся, что не заметил, как она перелилась через края. Потрескавшаяся земля напиталась водой и вокруг колодца зазеленела трава, распустились цветы, выросли деревья. Все вокруг него зазеленело, ожило и стало очень красиво. Образовался маленький оазис на окраине пустынного города. И этот колодец стали называть цветник!

Другие колодцы никогда в жизни не видели чистой воды. Обычно их питала только дождевая вода. Они пришли в восторг от цветника и многие колодцы так же захотели получить такую же чистую, красивую воду. Но когда они узнавали, что для этого придется выбросить накопленные и дорогие им вещи, они отказывались от этой идеи. Они могли только тихо ворчать и завидовать, приговаривая, что вода у него может закончиться, и он умрет тогда от пустоты.

На другом краю города, далеко-далеко от нашего цветника жил еще один колодец, который так же решился расти вглубь. И конечно он так же со временем нашел воду. Таким образом, в городе образовалось уже два оазиса. Два красивых колодца, вокруг которых бурлила жизнь! В один момент эти два колодца осознали, что вода, которую они обнаружили — ОБЩАЯ!!! Она большая и ее много, оказалось, что это была подземная река. Они поняли, что она никогда не кончится. Со временем они научились общаться не как все колодцы, от окантовки к окантовке, а в глубине этой общей подземной реки.

Очень бы хотелось, дорогие читатели, услышать ваши комментарии: какую мудрость вы извлекли из этих историй? Поделитесь, пожалуйста, своими предположениями, мнениями, догадками.

С уважением, Мишарина Раиса, ученица Школы Гивина

Читайте также:

Самотерапия притчами. Через притчи детям – о сути происходящего

Самотерапия притчами. Притчи о жизни и счастье

Самотерапия притчами. Отец и сын. Ненависть и любовь

Ставьте ???? лайк, если нашли что-то полезное для себя и подписывайтесь на наш канал!

#смысл жизни #в чем смысл жизни #притчи #зачем я живу #счастье

Источник