Притча про камни и песок в сосуде
Сосуд жизни
появляется в вашей жизни по какой-то причине
Сто дней бедняка
Рассказ о песках
Притча о факире
Я дам тебе решение
Сосуд жизни
(притча)
Как-то
один мудрец, стоя перед своими учениками, взял большой стеклянный сосуд
и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил
учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили – да, полон.
Тогда
мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько
раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между
большими камнями и заполнили их. После этого мудрец снова спросил
учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили – полон.
И наконец мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд.
Песок, конечно же, заполнил последние промежутки между камнями.
–
Теперь, – обратился мудрец к ученикам, я хотел бы, чтобы вы смогли
увидеть в этом сосуде свою жизнь.
Крупные
камни
олицетворяют важные вещи в жизни: ваш путь, ваша вера, ваша семья, ваш
любимый человек, ваше здоровье, ваши дети – те вещи, которые, даже не
будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь.
Мелкие
камушки
представляют менее важные вещи.
Песок
– это жизненные мелочи, повседневная суета.
Если вы
наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более
крупных камней. Так же и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете
на мелкие поступки, то для больших уже ничего не останется. Поэтому
обращайте внимание, прежде всего, на важные вещи, находите время для
ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас остается еще
достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего
остального.
Следите
за вашими большими камнями – только они имеют цену, все остальное песок…
Когда кто-то появляется в вашей жизни по какой-то причине
(Брюс Бартон)
Когда кто-то
появляется в вашей жизни по какой-то причине. Обычно это происходит,
чтобы удовлетворить вашу потребность. Они приходят, чтобы помочь вам
преодолеть трудности, направить вас, поддержать, помочь физически,
эмоционально или духовно. Может показаться, что они ниспосланы Богом, и
так оно и есть! Они здесь именно по той причине, по которой они
вам нужны. Потом – в этом не будет вашей вины, и это всегда
случается в самое неподходящее время – этот человек скажет или сделает
что-то, и ваши взаимоотношения прекратятся. Иногда люди умирают. Иногда
уходят. Порой начинают капризничать и вынуждают вас дать им отпор. Но мы
должны понять, что наши потребности были удовлетворены, желания
исполнились, их работа закончена. Ваша молитва услышана. А теперь
наступило время двигаться дальше!
Сто дней бедняка
(притча)
Одна прекрасная
принцесса искала себе жениха. Доблестные и богатые претенденты
съезжались со всех сторон с великолепными подарками в надежде завоевать
внимание принцессы. Кто-то приносил в дар украшения, драгоценности,
золото, кто-то дарил земли и армии воинов. Среди кандидатов был один
бедный юноша, у которого из богатств были только его любовь и
настойчивость. Когда подошла его очередь говорить, он сказал:
– Принцесса! Я люблю
тебя всю жизнь. Так как я беден и не имею богатств, чтобы бросить их к
твоим ногам, я готов принести в жертву себя в доказательство своей
любви. Сто дней и ночей я просижу под твоим окном без еды и питья в
одежде, которая сейчас на мне и под дождем, который мне даст живительную
влагу. Это будет моим подарком тебе.
Принцесса, тронутая
словами юноши, решила согласиться:
– Я дам тебе шанс.
Если выдержишь то, что пообещал, возьмешь меня в жены.
ТАК НАЧАЛСЯ ОТСЧЕТ
ВРЕМЕНИ. Проходили часы, дни. Юноша сидел под дворцовым окном,
выдерживая испытание солнцем, ветром, снегом, ледяными ночами, устремив
взор на балкон своей любимой, исполняя обещание. Иногда занавес
приоткрывалась и на балконе показывалась принцесса.
Все шло хорошо,
многие заключили пари, а некоторые готовились уже к празднованию.
Когда наступил
девяносто девятый день, жители царства вышли поддержать своего будущего
правителя. Все радовались и плясали, но когда оставался всего лишь один
час до истечения срока, юноша, под удивленными взглядами смотрителей и
принцессы, встал и без объяснений медленно удалился с места, где провел
девяносто девять дней и двадцать три часа.
Спустя несколько
дней пути, его догнал один мальчуган и спросил у юноши:
– Что с тобой
случилось? Ты же был в одном шаге до достижения цели! Почему ты потерял
этот шанс, почему ушел?
Скрывая волнения и
слезы, бедный юноша тихо ответил:
– Принцесса не
сократила мне ни одного дня, даже ни одного часа страданий. Она
смотрела, как я мучаюсь. И ничем не облегчила моего обета. Она не
заслуживает моей любви.
Когда мы готовы
предложить лучшее, что есть в нас самих, как доказательство своих
чувств, не боясь осуждения, насмешек, трудностей, – мы заслуживаем хотя
бы одобрения или поддержки. И стоит ли нашей любви тот, кто равнодушен к
нам?
Рассказ о песках
(притча Адриса Шаха)
Река,
начав путь от источника в далеких горах, миновав разнообразнейшие виды и
ландшафты сельской местности, достигла наконец песков пустыни. Подобно
тому как она преодолевала все преграды, река попыталась было одолеть и
эту. Но вскоре убедилась, что при продвижении в глубь песков, воды в ней
остается все меньше и меньше.
И хотя не
было сомнения, что путь ее лежит через пустыню, положение казалось
совсем безвыходным. Но вдруг таинственный голос, исходящий из самой
пустыни, прошептал:
– Ветер
пересекает пустыню, это может совершить и поток!
Река тут
же возразила, что она лишь мечется в песках и только впитывается, а
ветер может летать, и именно поэтому ему ничего не стоит пересечь
пустыню.
– Тебе не
перебраться через пустыню привычными, испытанными способами. Ты либо
исчезнешь, либо превратишься в болото. Ты должна позволить ветру
перенести тебя к месту твоего назначения.
– Но как
это может произойти?
– Только
в том случае, если ты позволишь ветру поглотить себя…
Это
предложение было неприемлемо для реки. Ведь в конце концов никто и
никогда не поглощал ее. Да она и не собиралась терять свою
индивидуальность. Ведь потеряв ее однажды, как сможет она вернуть ее
снова?
– Ветер,
продолжал песок, именно этим и занимается. Он подхватывает воду,
проносит ее над пустыней и затем дает ей упасть вновь. Падая в виде
дождя, вода снова становится рекой.
– Но как
я могу проверить это?
– Это
так, и если ты не веришь, ты не сможешь стать ничем иным, кроме затхлой
лужи, и даже на это уйдет многие годы. А ведь лужа, согласись, далеко не
то же самое, что река.
– Но как
же я смогу остаться той же самой рекой, которой являюсь сегодня?
– Ни в
том, ни в другом случае ты не сможешь остаться такой же, – ответил
песок. – Твоя основная часть перенесется и снова станет рекой. И даже
свою нынешнюю форму существования ты только потому принимаешь за саму
себя, что не знаешь, какая часть в тебе является главной и существенной.
Какой-то
неясный отклик вызвали эти слова в мыслях у реки. Смутно припомнила она
то состояние, когда она, или какая-то ее часть, уже находилась в
объятиях ветра. Она вспомнила также – да и вспомнила ли? – что эта, хотя
и не всегда очевидная, но вполне задача выполнима.
И речка
воспарила в дружелюбные объятия ветра, легко и нежно подхватившего ее и
умчавшего вдаль. Достигнув горной вершины, он осторожно опустил речку
вниз. А так как у нее были сомнения, она смогла запомнить и запечатлеть
в своем уме подробности этого опыта более основательно.
– Да,
теперь я узнала истинную сущность, – размышляла река.
Река
узнавала, а пески шептали:
– Мы
знаем, потому что это день за днем происходит на наших глазах, поскольку
из нас песков, и состоит весь путь от берегов реки до самой горы.
Вот
почему говорят, что путь, по которому должен следовать поток
жизни, написан на песке.
Три вида храбрости
(притча)
Однажды
купец спросил факира:
– Почему ты не боишься держать змею за пазухой? Наверное, ты очень
храбрый человек?
– Видишь ли, – ответил факир, – бывают три вида храбрости.
Первая –
когда храбрец не представляет размер опасности и поэтому не чувствует
страха.
Вторая –
когда храбрец представляет размер опасности, пересиливает свой страх.
А третий
вид храбрости – это храбрость знания, это тогда, когда благодаря знанию
ты не боишься, а человек, не посвященный в тонкости дела, считает тебя
храбрецом. Поэтому я и не боюсь.
Я дам тебе решение
(притча)
Как-то один
путешественник из далекой страны однажды пришёл к Будде и задал
множество вопросов.
Будда сказал:
– Подожди, подожди. Ты спрашиваешь, чтобы решить эти вопросы, или ты
спрашиваешь, чтобы получить ответы?
– Я пришёл к тебе,
чтобы разрешить их, – ответил путешественник.
Тогда Будда спросил:
– А задавал ли ты эти же вопросы ещё кому-нибудь?
Путешественник
подумал и ответил:
– Я спрашивал многих мудрецов постоянно, в течение 30 лет.
Будда сказал:
– Спрашивая в течение 30 лет, ты, должно быть, получил множество
ответов. Но оказался ли хоть один из них поистине ответом?
Путешественник
ответил:
– Нет.
Тогда Будда сказал:
– Я не буду давать тебе ответы, за 30 лет ты собрал и так много ответов.
Я мог бы прибавить к ним ещё новые, но это не поможет. Поэтому я дам
тебе решение, а не ответ.
– Хорошо, дай мне
решение, — согласился путешественник.
Но Будда ответил:
– Я не могу дать его тебе: оно должно вырасти в тебе. Так что оставайся
со мной; но в течение года нельзя задавать ни одного вопроса. Сохраняй
полное молчание, будь со мной, а через год можешь спрашивать. Тогда я
дам тебе решение.
Прошёл год и
путешественник хранил молчание: медитировал и становился всё более
молчаливым. Он стал тихой заводью, без вибраций, без волн, и забыл, что
прошёл год и наступил день, когда он должен был задавать свои вопросы.
Будда сказал:
– Настал день и сегодня ты можешь уже задавать мне свои вопросы. Я
должен выполнить своё обещание. Так что, спрашивай, и я дам тебе ответ.
Путешественник
сказал:
– Спасибо, но те вопросы, с которыми я к тебе пришел уже не волнуют
меня. За этот год я нашел решение и ответы на вопросы в своем сердце.
Источник
Автор |
Источник
В одном небольшом процветающем селении жил мудрец по имени Прашанти. И был у него ученик, который под руководством мудрого учителя постигал мир окружающий и мир запредельный. Звали ученика Кшанти. Много у него было достоинств, но и недостатков не меньше. И один недостаток ну очень не нравился его мудрому учителю. Любил Кшанти разменивать жизнь свою по пустякам. «А! — часто говорил он. — Важное дело я всегда сделать успею, на то оно и важное, а если не сделаю, то и дело это было не важное, так зачем же его делать?» Думая так, жил Кшанти беззаботно, словно птаха небесная. Но с птахи небесной и не требуется ничего, а человек — дело другое. Вот Прашанти и задумался, как бы ученику своему показать лучше истину одну.
Долго думал учитель и вот, однажды, позвал он ученика и сказал:
— Принеси мне большой стеклянный сосуд.
Кшанти пошел в деревню, и в одном богатом доме ему дали замечательный прозрачный кувшин с широким горлышком.
— Хорошо, — сказал Прашанти. — А теперь собери перед домом три кучи. В одной должны быть крупные камни, в другой речная галька, а в третьей — песок.
Весь день работал Кшанти. Кучу песка нагреб он быстро, ведь река была рядом, да и гальки речной насобирал легко, отборной такой, прямо загляденье. А вот с камнями провозился долго, много мест обойти пришлось, пока выполнил указание учителя.
Уж солнце клонилось к закату, когда три кучи были готовы. В одной были камни, в другой — галька, а в третьей — песок.
Вышел Прашанти, посмотрел на собранное и сказал:
— Хорошо потрудился, молодец. Сейчас уже поздно, поэтому отправляйся спать, а завтра я тебе кое-что покажу.
Кшанти попытался уснуть, но все время думал о кучах, которые нагребал целый день. «Зачем это?..» — недоумевал он и ворочался с боку на бок. Но пришло утро, и Кшанти с нетерпением ждал, что будет дальше. Прашанти не торопился. Только когда взошло солнце, позвал он ученика:
— Неси стеклянный сосуд и пойдем к твоим кучам…
Вышли они во двор и остановились около груды камней. Учитель присел на соломенную подстилку, поглядел на солнце, прочел молитву и сказал:
— Положи камни в сосуд!
Удивился Кшанти, но приказание выполнил. Наполнил стеклянный сосуд доверху.
— Можешь еще положить камни? — спросил учитель.
Попытался Кшанти, но не влезло больше ни одного камня.
— Нет, учитель, сосуд полон, — сказал он наконец.
— Да, сосуд полон… — задумчиво сказал учитель. — Сколько же там камней?
— Не больше десятка, наверное…
— Видишь, десять камней, а сосуд полон… Но полон ли он?
— Да, полон.
— Возьми гальку и заполни сосуд!
Кшанти стал брать по несколько галек и бросать поверх камней. Они проскальзывали между ними и падали на дно. Так он положил много речной гальки, пока вновь не заполнил сосуд доверху.
— Полон ли теперь сосуд?
Кшанти с трудом втиснул еще несколько галек и ответил:
— Да, теперь полон.
— Сколько речной гальки поместил ты в сосуд?
— Много! Сто, наверное, а то и двести штук…
— И сосуд полон?
— Теперь уж точно полон!
Посмотрел Прашанти укоризненно на ученика и сказал:
— Возьми песок и заполни сосуд!
Кшанти стал брать горсти песка и сыпать поверх камней и гальки. Легко проходили песчинки между ними; много горстей ушло, пока заполнился сосуд. Разгладил Кшанти песок по уровню горлышка, полюбовался на свою работу и сказал:
— Вот теперь-то сосуд точно полон!
— Да, теперь он полон, — ответил учитель. — Высыпь все сюда!
И учитель указал на одну из двух, приготовленных заранее, подстилок.
Кшанти высыпал, и получилась небольшая горка из камней, гальки и песка.
— А теперь, снова заполни сосуд, но начни с песка.
Прямо сосудом зачерпнул Кшанти песок и в мгновение ока заполнил его.
— Быстро работаешь, — усмехнулся учитель и спросил: — А сейчас, полон ли сосуд?
Задумался Кшанти, но ответил утвердительно:
— Да, он полон.
— Попробуй поместить в сосуд гальку.
Несколько галек погрузилось в песок.
— Это все, — сказал Кшанти.
— А войдет ли теперь в сосуд хотя бы один камень?
— Нет, — уверенно ответил ученик. — Не войдет.
— Высыпай! — И рядом с первой кучкой из камней, гальки и песка, появилась вторая, но только из песка.
— Смотри и слушай, — сказал тогда Прашанти. — Наша жизнь подобна этому стеклянному сосуду; камни подобны большим делам, большим желаниям и большим стремленьям; галька подобна не таким важным, но необходимым делам и желаниям; а песчинки — это мелочи жизни. Если мы заботимся только о мелочах, думая, что большое подождет, то наша жизнь заполняется мелочами, подобно тому, как сосуд заполняется песком, и в нашей жизни не останется места для действительно важных вещей. А ведь их не так много, подобно тому, как совсем не много больших камней в маленьком сосуде. Всегда в первую очередь заботься о важном. Познать себя, познать мир, познать Бога — вот «камни» для мудреца. Чистая жизнь, поклонение святыням, счастливая семья — вот камни для благочестивого мирянина. Друзья, богатство, благотворительность и возвышенное общение — вот «камни» для обычного человека.
— Не превращай свою жизнь в песок! — сказал учитель ученику, повернулся и покинул двор, оставив ученика одного.
Для Кшанти слова учителя прозвучали, словно удары грома. Он остолбенел и, глядя на две насыпанные им кучи, произнес:
— Да, это так. Я собирал песчинки, оставляя камни напоследок. Но жизнь ограниченна, подобно этому сосуду.
Он присел рядом с песком и стал пересыпать его из одной ладони в другую: песок постепенно просачивался сквозь пальцы, и вскоре из ладони в ладонь падало лишь несколько песчинок. Он взял камень, но сколько бы он не перебрасывал его, тот оставался прежним. «Он не будет потерян, пока ты сам его не бросишь», — подумал Кшанти.
Весь день просидел он около груд камней, гальки и песка. Грустно ему было, потому что истина, показанная учителем, была очевидна, но ум не хотел принимать ее. Ведь мелочи жизни кажутся ценными, пока они недоступны. Лишь получив их, понимаешь, что это всего лишь бесполезный песок.
Кшанти взял стеклянный сосуд и стал крутить его в руках. Вдруг он что-то заметил и внимательно вгляделся сквозь стекло. «Да! Все это так, но…» — он вдруг заулыбался и быстро стал проводить новые эксперименты с песком, гальками и камнями.
* * *
На следующее утро Кшанти смиренно подошел к учителю и сказал:
— Учитель, я очень благодарен вам за вчерашний урок, но позвольте мне показать вам одну вещь…
Они снова вышли во двор к трем кучам. Кшанти поставил перед ними два сосуда — один вчерашний и один новый, точно такой же.
— Посмотрите внимательно, о учитель! — сказал Кшанти и протянул учителю вчерашний сосуд.
Прашанти посмотрел.
— Хорошо, объясни! — наконец произнес он.
— Вчера мы начали с камней, но они большие, тяжелые и острые, подобно большим делам, которые требуют больших усилий, знаний и аскез. Но что же стало с сосудом? Посмотрите, о учитель, его дно и стенки поцарапаны! Хорошо еще, что он не разбился, когда я помещал в него большие камни!.. А теперь, смотрите же, о учитель…
С этими словами Кшанти взял новый сосуд и насыпал на его дно небольшой слой песка, а затем немного гальки и только затем, сверху, положил камень. Потом он снова насыпал песка, гальки и опять положил камень. Так он заполнил весь сосуд.
Он показал учителю полный сосуд, а затем осторожно высыпал его содержимое рядом с двумя вчерашними горками. Получилась еще одна, из камней, гальки и песка. Кшанти протянул учителю пустой сосуд:
— Смотрите, «жизнь» осталась не поцарапанной! Сосуд такой же, как был вначале! Все усилия и аскезы были смягчены мелочами жизни…
Прашанти взял сосуд и внимательно осмотрел. Действительно, он выглядел, как новый.
— Что скажете, учитель?! — Кшанти с нетерпением ждал ответа.
— Иди, тебя ждут твои ежедневные обязанности! Я подумаю… — сказал Прашанти, а когда ученик ушел, стал перебирать песок, гальки и камни. Он не ожидал такой находчивости от ученика, но прекрасно понимал, что его пример с поцарапанным сосудом — лишь уловка ума для… ума. Прашанти прекрасно понимал это. Надо было что-то придумать, иначе ученик, ухватившись за свою выдумку, так ничего бы и не понял…
Источник — https://www.omartasatt.ru/blog/sosud_mudrosti_sosud_zhizni/2014-11-28-8577
Источник