Проблемы с сосудами головного мозга у грудничка симптомы

Проблемы с сосудами головного мозга у грудничка симптомы thumbnail

Инсульт принято считать заболеванием взрослых. Однако сегодня специалистам все чаще приходится сталкиваться с тем, что от инсульта страдают совсем маленькие пациенты. К каким проблемам могут привести нарушения мозгового кровообращения у детей, когда родителям стоит бить тревогу и как решить эти проблемы, расскажет наша статья.

Функционирование головного мозга требует значительных затрат энергии, источники которой он получает через сеть кровоснабжения. Во время напряженной физической и умственной работы, а также при психоэмоциональном возбуждении энергетические потребности мозга значительно возрастают.

Снабжение мозга кровью обеспечивается тремя крупными артериями: двумя внутренними сонными артериями (a. carotis interna) и основной артерией (a. basilaris). Полная остановка кровотока в головной мозг в течение 5-6 мин. приводит к необратимой гибели клеток мозга. При недостатке кровоснабжения мозга (ишемия) возникает зона инфаркта мозга с необратимыми изменениями в ней.

К нарушению мозгового кровообращения приводят различные патологические состояния мозговых сосудов, возникающие как внутри них, так и при воздействии на сосуды извне. Иногда патология сосудов имеет врожденный характер. Специалисты утверждают, что одной из основных причин острых и хронических нарушений мозгового кровообращения в детском возрасте являются врожденные патологические извитости внутренних сонных артерий, изолированные или в сочетании с другими аномалиями магистральных сосудов головы.

Нормальное кровоснабжение клеток мозга важно в любом возрасте. Но нельзя забывать о том, что ребенок практически каждый день учится чему-то новому, открывает для себя окружающий мир. А это требует от него максимальных затрат энергии, концентрации внимания и памяти. Поэтому нарушение мозгового кровообращения может иметь фатальные последствия для умственного и физического развития ребенка. Понять, что у ребенка есть какие-то проблемы мозгового кровообращения, очень сложно. Однако серьезным поводом для беспокойства родителей может быть один или несколько следующих симптомов:

1.Мигренеподобные головные боли:

  • двусторонние, различной интенсивности и продолжительности;
  • высокой частоты (от 1-3 приступов в неделю до ежедневных);
  • без или с вегетативными симптомами, свето-, звукобоязнью.

2.Головокружения системного и несистемного характера.

3.Астенические состояния и когнитивные нарушения:

  • быстрая утомляемость;
  • снижение успеваемости в школе;
  • расстройства сна
  • снижение концентрации внимания, памяти.

Один или несколько перечисленных выше признаков – повод для обращения к специалисту, который подберет необходимое лечение. В таких случаях в комплексную медикаментозную терапию, как правило, включают лекарственные средства следующих групп: вазоактивные препараты, улучшающие микроциркуляцию; пластичность эритроцитов; нейрометаболические средства различных фармакологических групп; антиоксиданты.

Из ноотропных препаратов, применяемых для лечения и профилактики сосудистых заболеваний головного мозга, можно выделить D-гопантеновую кислоту. Это ноотроп смешанного типа действия с широким спектром клинического применения. Он улучшает обменные процессы и кровообращение в головном мозгу, повышает утилизацию глюкозы. D-гопантеновая кислота оптимизирует биоэнергетические процессы в нервной клетке, способствует улучшению работы нейронов в условиях гипоксии, защищает мозг от ее повреждающих воздействий. Препарат оказывает положительное влияние на метаболические процессы и микроциркуляцию в ишемизированных тканях. D-гопантеновая кислота обладает противосудорожным действием, нейровегетотропным эффектом, проявляет нейропротективное и нейротрофическое действие. Препарат улучшает когнитивные функции (память, внимание, восприятие), повышает объем познавательной деятельности. Благодаря седативному эффекту он не вызывает нарушений сна, а мягкий стимулирующий эффект не вызывает гиперактивности. D-гопантеновая кислота обладает высоким профилем безопасности, поэтому ее препараты разрешены к использованию у детей с первых дней жизни.

Мнение специалиста:

Михаил ЛОБОВ, докт. мед. наук, проф., руководитель клиники дет­ской неврологии МОНИКИ, главный детский невролог Минздрава Московской области

Марина БОРИСОВА, канд. мед. наук, старший научный сотрудник клиники детской неврологии МОНИКИ.

На сегодняшний день нарушения мозгового кровообращения в структуре детской неврологической патологии не редкость. Эпидемиологические исследования последних лет показали, что они составляют 8-10%. По данным национальных регистров частота инсультов у детей от 2-3 до 13 случаев на 100 тыс. детей. Смертность от инсульта у детей – 7-36%.

Спектр патологических состояний, приводящих к ишемическим поражениям головного мозга в дет­ском возрасте, достаточно широк. К ним относят врожденные пороки сердца, инфекционно-аллергические васкулиты, токсические поражения сосудов головного мозга, заболевания, проявляющиеся симптоматической артериальной гипертензией, гематологические расстройства, генетические нарушения, вазомоторные дистонии, мигрень и др.

Читайте также:  Лекарства при спазм сосудов головного мозга симптомы

Одной из основных причин острой и хронической церебральной ишемии у детей служат врожденные аномалии прецеребральных и церебральных сосудов, и прежде всего патологические извитости внутренней сонной артерии (ПИ ВСА), изолированные либо сочетающиеся с другими пороками сердечно-сосудистой системы. Распространенность ПИ ВСА достаточно высока и составляет, по данным скрининга, проведенного в Московской области, с использованием метода цветового дуплексного сканирования в общей детской популяции 26%; в отобранной группе пациентов, страдающих мигренью и мигренеподобными головными болями, – 29,5%. Почти в половине наблюдений ПИ ВСА двусторонние; у 30% больных ПИ ВСА сочетаются с аномалиями позвоночных артерий (гипоплазия, аномалии положения, патологические извитости). Гемодинамически значимая ПИ ВСА снижает перфузию мозга и может служить причиной как хронической, так и острой церебральной ишемии уже в детском возрасте. При двусторонних ПИ ВСА и сочетанных аномалиях степень нарушения мозгового кровотока возрастает, равно как и риск развития транзиторных ишемических атак и инфарктов мозга.

В последнее время среди причин формирования ПИ ВСА называется врожденная неполноценность соединительной ткани. В результате экспериментальных исследований предложена одна из наиболее вероятных гипотез патогенеза конфигурационных сосудистых аномалий: появление дефектов в структуре эластина и коллагена вследствие эндогенного (возможно, генетически детерминированного) усиления активности деградативных энзимов (коллагеназы и эластазы). В наших наблюдениях наследственные формы синдромальной патологии (СЭД, недифференцированная дисплазия соединительной ткани) диагностированы у 60% детей с ПИ ВСА.

Наследственность – еще одна причина ПИ ВСА. Частота семейных случаев составляет 50%.

ПИ ВСА, не сопровождающиеся нарушением церебральной гемодинамики, как правило, асимптомны. Нами показано, что в процессе роста ребенка возможно полное нивелирование ПИ ВСА либо «выпрямление» артерии, что сопровождается восстановлением или улучшением кровотока и регрессом неврологических нарушений.

Комплексная лекарственная терапия служит надежным средством профилактики острых ишемических поражений мозга. Препаратами выбора являются вазоактивные препараты, ноотропы, антиоксиданты, психотропные препараты, нейротропные витаминные комп­лексы. Надо сказать, что проведение последовательных курсов медикаментозной терапии позволяет добиться регресса основных клинических проявлений цереброваскулярной недостаточности: интенсивности и частоты приступов головной боли (70% больных), когнитивных расстройств (50%), астенических проявлений (70%), психовегетативных расстройств (60%) – и, как следствие, улучшить качество жизни детей, посещаемость школьных занятий и показатели успеваемости.

Источник

Распространенность поражений нервной системы (ЦНС) у новорожденных в последнее время приобрела едва ли не характер эпидемии. Все больше детей до года обращаются к детским неврологам и педиатрам с жалобами на гиперактивность, задержку развития, которые являются не чем иным, как последствиями перенесенной патологии по время родов.

Многие болезни детей более старшего возраста происходят из-за того, что вовремя не были распознаны поражения нервной системы в период новорожденности. У 80-85% погибших новорожденных на секции обнаруживается травма спинного мозга, травмы головного мозга в 2 раза реже.

Последствиями поражения нервной системы во время родов могут стать гидроцефалия, задержка развития, парезы и параличи, нарушения зрения и слуха.

Причины поражения ЦНС у новорожденных

Угнетение ЦНС новорожденного во время и после родов может происходить по трем основным группам причин: ишемически-гипоксические поражения, травматические и инфекционно-токсические. Разберем каждую группу подробнее.

  • Ишемические и гипоксические поражения ЦНС у новорожденных – обусловлены недостатком кислорода в крови ребенка во время родов. Это может быть связано с длительными и затяжными родами, слабостью родовых сил, аномалиями плаценты и пуповины. При ишемии (полном отсутствии кислорода) погибают клетки головного мозга, и от того, в какой именно части коры это произойдет, зависит дальнейшая картина болезни.
  • Травматические поражения ЦНС – в подавляющем большинстве случаев происходят во время родов. Непосредственной причиной могут послужить скорые роды (головка ребенка очень быстро рождается и получает травму), крупный плод, неквалифицированные действия акушера и пр.
  • Инфекционные и токсические поражения могут быть связаны с вирусной инфекцией, алкоголем, курением во время беременности и т.д.
Читайте также:  Как называется проверить сосуды головного мозга

Поражения головного мозга чаще всего имеют ишемически-гипоксическую природу, в то время как спинной мозг чаще поражается при физической травме шеи ребенка во время родов. Чтобы не допустить этого, очень важно рожать в хорошем роддоме с грамотным акушером, а в первые дни после выписки прийти на прием к остеопату.

Основные жалобы

Патология нервной системы у новорожденных проявляется не сразу, и в этом ее коварство. Ведь чем дольше болезнь остается нераспознанной, тем труднее ее лечить в дальнейшем. Только очень выраженные нарушения дают о себе знать в первые дни жизни малыша, как правило, проявляясь судорогами. Особенно опасны судороги, возникшие в первые 24 часа после появления ребенка на свет.

Чаще всего родители обращают внимание на гипервозбудимость ребенка, беспокойное поведение, нарушения сна. Также часто сопутствующими симптомами являются чрезмерные срыгивания и поперхивания. Некоторым мамам удается заметить нарушения моторных функций. В качестве простой домашней проверки можно использовать скрининг тест навыков ребенка в зависимости от возраста.

Скрининг-тест. Нормальный доношенный ребенок:

  • К 2 мес удерживает головку лежа на животе.
  • К 6 мес самостоятельно устойчиво сидит.
  • В 12 мес – начало самостоятельной ходьбы.

Дети с травматическими поражениями спинного мозга на уровне шеи запаздывают на 1-2 месяца, однако, их отставание в развитии не такое грубое, как при поражении коры головного мозга.

По тому, в каком темпе развивается ребенок, примерно можно судить о наличии неврологических отклонений и вовремя обратиться к врачу. Доктор проведет более подробные исследования, которые покажут диагноз и уровень поражения нервной системы.

поражение цнс у новорожденных

Возможные диагнозы про поражении ЦНС у новорожденных

В поликлинике таким детям может быть поставлен диагноз «перинатальное поражение нервной системы», «ишемически-гипоксическая энцефалопатия», «задержка психомоторного развития» и пр. Отдельно указывается характер и степень моторных нарушений (от легкой до тяжелой), а также острый или восстановительный период (ранний, поздний).

Остеопатическое обследование

Обследование у врача остеопата подразумевает не только неврологический осмотр, но и поиск анатомических отклонений в строении черепа, шейных позвонков, крестца, ребер и т.д. Все это имеет огромное значение для здоровья ребенка, поскольку малейшие отклонения в анатомии проецируются с увеличенным масштабом на будущую жизнь малыша. Остеопатическая диагностика проводится руками врача и включает:

  • Осмотр: определение дуги тела, положения конечностей, поведения ребенка.
  • Оценку амплитуды, силы и ритма первичного дыхательного механизма.
  • Оценку паттерна краниосакральной системы.
  • Тестирование подвижности шейного и пояснично-крестцового отделов позвоночника.
  • Глобальный тест черепа, оценка подвижности каждой из костей свода и основания.
  • Диагностику внутрикостных повреждений черепа, крестца.

После осмотра врач остеопат получает представление обо всех анатомических нарушениях в теле ребенка и сразу же приступает к лечению.

Остеопатические методы лечения

Остеопатическое лечение поражений ЦНС у новорожденных направлено на устранение анатомических дисфункций в теле новорожденного, восстановление нормальных биомеханических отношений всех костей и суставов, а также мягких тканей, нарушенных во время травматичных родов. Примеры техник, которые входят в остеопатический курс лечения новорожденных:

  • Фасциальная декомпрессия крестца, крестцово-поясничных сочленений.
  • Устранение блоков на уровне сочленения первого шейного позвонка и черепа.
  • Уравновешивание тонуса торакоабдоминальной диафрагмы.
  • Освобождение (нормализация тонуса мышц) верхней апертуры грудной клетки, ключиц, лопаток, первого ребра.
  • Декомпрессия сфено-базилярного синхондроза.
  • Уравновешивание мембран взаимного натяжения полости черепа и спинного мозга.
  • Устранение внутрикостных повреждений затылочной, височной, клиновидной костей, полученных при травмах во время родов.
  • Коррекция оттока крови и циркуляции ликвора в полости черепа.
  • Балансирующие и уравновешивающие техники.

Цель лечения – сделать так, чтобы в теле новорожденного не было никаких напряжений, блоков, дисфункций, чтобы оно функционировало как идеально настроенная биомеханическая система. От этого зависит вся дальнейшая жизнь малыша и болезни, которые могут появиться по причине пропущенных родовых травм.

Читайте также:  Рецепты для восстановления сосудов головного мозга

Источник

Симптомы органического поражения мозга у детей

Основной признак повреждения головного мозга детей органического характера – психоорганический синдром.

Это состояние выражается в нарушении сразу трех аспектов работы мозга.

  1. Проблемами с памятью – ребенок плохо запоминает новую информацию и теряет часть уже усвоенной (частичная амнезия)

    Более того, при ОПМ могут появиться нереальные (придуманные) воспоминания.

  2. Снижением интеллекта – такие дети плохо концентрируют внимание, у них нарушено мышление, с трудом ориентируются в пространстве.
  3. Аффективными расстройствами и сниженная нейродинамика – малыши с органическими поражениями головного мозга постоянно испытывают слабость, головокружение и головные боли, они подвержены депрессиям, раздражительности. Часто малыши проявляют неадекватные эмоции и «полевое» поведение.
  4. Задержка речи и интеллектуального развития – еще один симптом органического поражения мозга, который характеризуется нарушением познавательной деятельности.

    Это состояние является не врожденным, как умственная отсталость, а приобретенным. Функции поврежденного мозга ребенка начинают распадаться.

    Иногда задержка развития настолько сильна, что ребенок не может научиться обслуживать себя самостоятельно.

Существует также целый ряд очаговых симптомов, которые зависят от того, в какой области головного мозга локализуются нарушения.

Лобная доля – парализованы мимические и глазные мышцы, нарушено обоняние и с трудом выговариваются слова, сложности с выполнением целенаправленных движений, странное поведение на грани эйфории.

Теменная доля – нарушение чувствительности, невозможность совершать целенаправленные осмысленные действия, а также неспособность обучиться чтению и счету. Нередки припадки с судорогами.

Височная доля – нарушены обоняние и слух, проблемы с вкусовыми ощущениями, бывают галлюцинации, эмоционально неустойчивое настроение, частичное или полное непонимание речи.

Затылочная доля – нарушение зрения вплоть до слепоты, проблемы с координацией движений и равновесия, галлюцинации, судороги во время припадков.

Естественно, терапию и коррекцию ОПМ следует назначать, исходя из причины его возникновения и развития.

Так, например, врачи рекомендуют устранять поражения, вызванные инфекцией, с помощью антибиотиков, противовирусных препаратов и иммуностимуляторов.

Если ОПМ развилось вследствие опухоли, то, прежде всего, нужно позаботиться о ее удалении. С этим не поспоришь.

Ишемические болезни головного мозга официальная медицина предлагает лечить с помощью ноотропных средств, а также использовать противоотечную и сосудистую терапию.

Нужно обязательно помнить, что медикаментозная терапия не может не иметь побочных, порой вредных последствий.

Устранять последствия, часто бывает сложнее и дольше, чем основное нарушение.

Но без психолого-коррекционной терапии даже в случае успешной медикаментозной терапии НЕ ОБОЙТИСЬ.

Если ваш ребенок:

  • очень разборчив и капризен в выборе еды
  • остро реагирует на изменения погоды
  • его укачивает в машине
  • он невнимательный
  • плохо говорит
  • неусидчивый
  • часто плачет
  • неуклюжий
  • ленивый

Вы думаете, что все это – особенности характера? На самом деле, это неврологические проблемы, которые могут быть связаны с органическим поражением мозга. Если сейчас проигнорировать эти нарушения, то в дальнейшем они могут стать причиной серьезных нарушений поведения, задержки речи и общего развития, а в последствии и трудностей обучения в школе.

Дело в том, что в раннем возрасте последствия многих неврологические нарушения можно легко откорректировать и навсегда забыть о них. А вот в подростковом возрасте маленькие проблемы часто превращаются в большие и с ними уже очень трудно справиться.

Поэтому лучше не откладывать визит к неврологу и нейропсихологу.

Особенно важно провести нейропсихологическую диагностику у детей до поступления в 1 класс, вовремя выявить и скорректировать нейропсихологические нарушения, чтобы у детей не сформировалась «школьная неуспешность», которая отразится не только на процессе обучения, но и на психологическом состоянии ребенка.

Например, в височной доле левого полушария находятся области, «отвечающие» за звуковой анализ речи. Если нейропсихологические тесты, проверяющие состояние этой зоны мозга, выполняются неправильно, можно не только диагностировать её незрелость, но и спрогнозировать появление определённых типов ошибок в устной речи, при письме, чтении и запоминании информации.

Источник