Проект на тему сообщающиеся сосуды
Тема проекта « Исследование сообщающихся сосудов».
Автор : Кашина Елизавета, руководитель учитель физики МБОУ «Средняя школа №22» г Ульяновска Крупенникова И. В.
Цели и задачи:
– Изучить свойства сообщающихся сосудов.
– Показать широкое применение сообщающихся сосудов в быте, технике и природе.
Краткая теория
Сообщающиеся сосуды — это сосуды, соединенные ниже поверхности жидкости, так что жидкость может перетекать из одного сосуда в другой. В таких сосудах однородная жидкость устанавливается на одном уровне, а разные по плотности жидкости имеют разную высоту столба. Кроме того, не важно, какую форму будут иметь такие сосуды – уровень однородной жидкости остаётся одинаковым!!
Сообщающиеся сосуды нужны для того, чтобы перекачивать воду в любом направлении без насоса. Если бы не сообщающиеся сосуды, то для каждого фонтана требовались бы насосы. В Петергофе, к примеру, все фонтаны естественные и без насосов, это заслуга сообщающихся сосудов.
Применение сообщающихся сосудов.
В ПРИРОДЕ
Все моря и океаны мира являются сообщающимися сосудами. Ведь они соединены между собой проливами.
Акведук – это водяной желоб, поддерживаемый мостами. Вода бежит по акведуку над впадинами, холмами под действием собственного веса – от горных потоков к городам, расположенных в долине.
Артезианская скважина.
Такая скважина работает по принципу сообщающихся сосудов.Под слоем почвы в низких местах скапливается вода.
После бурения скважины вода поднимается вверх до уровня верхних горизонтов грунтовых вод
Кровеносно-сосудистая система человека или животного состоит из сообщающихся сосудов.
Водонасыщенные пласты горных пород с системой колодцев (гейзеры)
К примеру, горячий фонтан в местечке Гейзер в Исландии. От названия этого местечка возник термин “гейзер”.
В МЕДИЦИНЕ
Капельница, разновидность клизмы.
В БЫТУ
Использование всех видо сифонов в бытовых устройствах, где используется вода.
2. Современный водопровод
Поливка из самодельного устройства : бак, стоящий на возвышении, заполняют водой и подключают шланг.
Система нагревания и охлаждения (радиатор и расширительный бачок)
Шлюзовые камеры, разного рода доки на судоремонтных предприятиях, гидравлические домкраты, чернильцы – непроливашки, некоторые картриджи струйных принтеров,
6.Водонапорная башня
Кроме уже упомянутых леек и чайников, вода в наши дома поступает именно благодаря этому закону. Как мы добываем чистую воду из-под земли? Выкачиваем насосом. Но нельзя же подключить по насосу к каждому крану и к каждой квартире. Поэтому придумали следующую схему – воду накачивают в водонапорную башню, представляющую из себя, по сути, огромный бак на большой высоте. А оттуда по закону сообщающихся сосудов вода под давлением течет в наши дома и льется их кранов, стоит только их открыть.
Использование водяного уровня при строительстве
А вот беременная мама с малышом в утробе не являются сообщающимися сосудами, в противовес теории Гиппократа, так как кровь мамы и малыша никогда не смешиваются!!!!
Заключение
Сфера использования сообщающихся сосудов действительно огромна!!!
Литература:
1.А.В. Перышкин . Физика 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.:Дрофа, 2015
2. Под редакцией Г.С. Ландсберга . Элементарный учебник физики. Механика. Теплота. Молекулярная физика. Том 1. – М.:Наука, 1975
3. https://s48.radikal.ru/i122/0905/ab/b4e2a5f244cf.jpg
Источник
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10 посёлка Каменский
Красноармейского района Саратовской области»
Фестиваль проектов
«Планета Знаний» – 2013
Номинация: исследовательский проект
Тема: «Сообщающиеся сосуды. Фонтаны»
Участница Оздоева Залина (7 класс).
Руководитель проекта: Каленюк Наталья Васильевна,
учитель физики МКОУ СОШ № 10 п. Каменский
2012 – 2013 учебный год
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | «Сообщающиеся сосуды. Фонтаны» | ||||
Предмет | физика | ||||
Возраст детей, класс | 7класс, 13 лет | ||||
Тип проекта | Исследовательский | ||||
Цель проекта | Углубление знаний по теме «Сообщающиеся сосуды», поиск практического применения сообщающихся сосудов, применений свойств сообщающихся сосудов в устройстве фонтанов. | ||||
Проблема | Как создать модель действующего фонтана, работающего по принципу сообщающихся сосудов? | ||||
Планируемый результат | Приобретение учениками технических знаний, применение этих знаний в жизни, переживание приятных мгновений от осознания своих возможностей, расширение кругозора в области физики, истории, географии. Получение опыта самостоятельного общественного действия. У учащихся сформируются: Личностные УУД: самостоятельно определять ряд вопросов, решаемых в процессе работы над проектом, умение высказать и защитить свою точку зрения. Регулятивные УУД: выявлять и формулировать учебную проблему; планировать деятельность. Коммуникативные УУД: общение с учителем во внеурочное время, идти к общей цели, донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь учителя; выполнять роли и лидера и исполнителя). Познавательные УУД: находить необходимую информацию в энциклопедиях, в учебниках, в интернете, в других источниках; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать обобщения и выводы. После завершения проекта участники смогут:
| ||||
Критерии оценки успеха работы над проектом | Для оценки результативности проекта используются критерии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной, компетентность решения проблем. Проект считается успешным, если формируются или частично сформированы: – навыки сотрудничества; – навыки устной презентации; – навыки сбора и первичной обработки информации; – умение составлять письменный отчёт о работе над проектом; – умение планировать свою работу над проектом; – умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом. | ||||
№ п/п | Структурный компонент проекта | Срок выполнения работы | |||
Этапы работы над проектом «Сообщающиеся сосуды. Фонтаны» | |||||
I. Погружение в проект | |||||
Представление проблемной ситуации Идея создания проекта возникла в ходе выполнения домашнего задания по физике по теме «Сообщающиеся сосуды» . А почему в этой главе рассматривается вопрос об устройстве фонтанов? Может ли фонтан работать без насоса? | 22.03. 2013 Домашнее задание и внеурочная работа по физике. | ||||
Мозговая атака Нам было предложено подумать: что знаем о фонтанах и чего не знаем(модель двух вопросов), а так же: какие сообщающиеся сосуды применяются человеком в быту и технике? | |||||
Обсуждение С учителем физики обсудили план действий, наметили основные вопросы по выполнению проекта. | |||||
Выдвижение гипотез
| |||||
Определение типа проекта Определила, что проект будет исследовательским, так как в ходе работы над проектом я изучу принцип действия фонтана и создам модель фонтана, работающего как сообщающиеся сосуды. Придумала название проекта: «Сообщающиеся сосуды. Фонтаны». | |||||
II. Организация деятельности | |||||
На втором этапе я изучала теоретические вопросы по учебникам физики и в интернете. Из большого потока информации надо было выделить самое главное и интересное, соответствующее теме моего проекта. | 26.03. 2013 Домашнее задание и внеурочная работа по физике. | ||||
Обсуждение стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов А) Затем мы с учителем обсудили, какой продукт хотим получить, каково его назначение. Решили, что сделаем мультимедийную презентацию. Название связали с общей темой проекта «Сообщающиеся сосуды. Фонтаны ». Б) Обсудили варианты поиска информации: поискать информацию в книгах, в интернете. | |||||
III. Осуществление деятельности | |||||
Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащегося в соответствии со своим заданием В течение недели шёл поиск и отбор информации в интернете, справочной литературе. Создавалась модель фонтана. Учитель оказывал помощь в подборе строительных материалов , помогал отсортировать нужную информацию. | Внеурочное время 28.03. 2013 Домашнее задание и внеурочная работа по физике. | ||||
Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных В течение нескольких дней шла доработка модели, составлялась презентация. В ходе работы учитель напомнил, что такое авторские права и как они защищаются; показал, как составляется список используемых источников и литературы. | |||||
Оформление результатов проектной деятельности | |||||
Модель фонтана готова. Необходимо доработать презентацию, показать её учителю. Решила показать свою работу одноклассникам. Таким образом, на данном этапе мои одноклассники узнали интересные факты из истории фонтанов, услышали о городах, где сооружены прекрасные фонтаны, укрепили знания по теме «Сообщающиеся сосуды». | |||||
IV. Рефлексия проекта | |||||
Оценка продукта. Отчёт о работе над проектом. На заключительном занятии шла доработка презентации, В устном обсуждении были названы проблемы, с которыми я столкнулась: в основном, это неумение выступать перед слушателями. Но в конечном итоге участие в проекте способствовало повышению познавательной активности. Проект оказался интересным для его участников и слушателей. Главное, чему научил проект, – это осознание того, что даже самые простые сообщающиеся сосуды могут предстать перед нами в виде прекрасного фонтана, использоваться на практике, как наглядное пособие по физике и декоративное оформление кабинета. | 30.03. 2013 Домашнее задание и внеурочная работа по физике. |
Приложение. Презентация «Сообщающиеся сосуды. Фонтаны»
Источники информации:
- Учебник Физика – 7,А.В.Пёрышкин,2008г.,»Дрофа»
- Учебник Физика – 7,С.В.Громов,2008г.,М: «Просвещение»
- Справочное руководство по физике. Ч.Пул, 2007г.
- Современная физика в 2-х т. П.А.Типлер, 2007г.
- https://otvet.mail.ru/
- https://fontan-ru.ru/formy_fontanov/
- https://www.landarea.ru/fontan/fontanT7.htm
- https://laggar.ru/info/kinds/
- https://www.v-wd.ru/fontan/different-fountains/
- https://www.dsbw.ru/spain/1813/info/1861/2724
- https://lightlist.ru/content/view/1655/45/
- https://www.lifeglobe.net/entry/1407
- https://vpl54.narod.ru/
- https://www.profountain.ru/uvlekatelnoe_puteshestvie_v_dubai__oae-305.htm
Содержание:
1) Введение.
2) Исследование. Выявление проблемы.
3) История и традиции
4) Выработка идей, вариантов
5) Выбор материалов, инструментов, оборудования
6) Разработка технологического процесса
7) Коррекция
8) Экономическое обоснование
9) Самооценка
Введение
Недавно мы изучили тему «сообщающиеся сосуды», и у меня возникла идея, которую я и захотела воплотить в реальность. Естественное желание каждого человека – сделать свое жилище уютным и привлекательным. Ученик, находящийся в школе более 5-6 часов тоже хочет находиться в уютной обстановке, которая помогала бы ему лучше усваивать знания. От пространственной организации помещения, его функциональных зон и отдельных помещений, от правильного выбора обстановки, оборудования, освещения и цветового колорита зависит удобство и уют. Зона отдыха есть в любой квартире, точно такие же зоны отдыха должны быть и в школе. И, конечно же, её украшением может стать фонтан, установленный в рекреации. А так как большой фонтан нам сделать не под силу, то мы решили смастерить небольшую действующую модель. Но это не просто фонтан, а практическая работа с использованием свойств сообщающихся сосудов, декоративно оформленная. На основе этой идеи и с использованием спонсорских средств можно будет в дальнейшем будущем сделать настоящий фонтан.
Исследование и выявление проблемы
Сделать фонтан – это проблема, или задача, которую необходимо решить. Естественно, проблемы по разработке возникли сразу. Первый вопрос, который я себе задала – как это сделать, из какого материала и с помощью каких инструментов? Какие знания мне понадобятся? Где собирать информацию? Как уложиться в заданный срок и как украсить фонтан декоративно?
История и традиции.
Со временем менялись эпохи и стили, а с ними и фонтаны, как их отражение. Например, в Петергофе, при Петре 1, были модны фонтаны с большим объемом воды (рис. 1), Рис.1
в отличие от Рима (рис.2). Но принцип работы фонтанов практически одинаков. Они работают по принципу сообщающихся сосудов.
История этих фонтанов (сделанных на основе сообщающихся сосудов), довольно большая.
В 1714г. на южном берегу финского залива был заложен Петродворец. Именно в нём самое большое скопление фонтанов (на основе сообщающихся сосудов). Эта система снабжения фонтанов водой уникальна: фонтаны соединены водоводом с ключами, бьющими на Ропшинских высотах.
На крутом склоне перед дворцом расположен Большой каскад, здесь бьют 64 фонтана. В центре каскада знаменитая группа «Самсон, разрывающий пасть льва», символизирующая победу России над Швецией. У основания каскада фонтаны: « Волхов» и « Нева».
Каждому дворцу в Петергофе соответствуют свои каскады фонтанов: Большому Петергофскому дворцу – большой каскад, Монплизиру – каскад драконов, Эрмитажу – львиный каскад, дворцу марли – каскад « Золотая гора». На площади сооружены 2 мраморных фонтана, подобные фонтану
Рис.2 перед дворцом св.Петра в Риме, отсюда и название фонтанов –
«Римские».
Также там очень много фонтанов шутих: «Зонтик», « Дубок», «Ёлочка», и т. д.
Конечно, Петергофский дворец не единственный пример использования сообщающихся сосудов. Отличный пример сообщающихся сосудов – шлюзы.
Действительно, таких примеров довольно много, но моя задача показать использование сообщающихся сосудов, сделав один из них – фонтан.
Фонтан (итал. ontana, от лат. Fons, родительный падеж fontis – источник, ключ) в архитектyре, сооружение, служащее основанием или обрамлением для бьющих вверх или стекающих
вниз струй воды.
Первоначально фонтаны сооружались преимущественно только как источник питьевой воды. Затем сочетание движущейся воды с архитектурой, скульптурой и зелёными насаждениями стало одним из средств создания различных декоративных и художественно-образных решений в архитектуре.
Выработка идей и вариантов.
Конечно, при практической работе возникает множество идей, моя идея пришла сама собой. Я увидела копилку – львёнка – и проект уже возник сам по себе.
Выбор материалов, инструментов, оборудования.
Материалы:
Пластиковая бутылка, картон, клей, краски, бумага, пластилин, трубка от капельницы с регулятором, ёмкость для воды, декоративное оформление.
Разработка технологического процесса
1 часть
1) Подготовка рабочего места, инструментов, материалов.
2) Подготовить декоративную опору для бутылки.
3) Придать эстетический вид сооружению.
4) Проделать дырку для трубки в скульптуре.
7) Продеть трубку, закрепить её пластилином.
8) Направить трубку наверх.
9).Проверить действие конструкции.
Коррекция
В процессе работы над изготовлением макета могут прийти новые решения. Изменение основного проекта возможно, но в начале необходимо тщательно проанализировать, действительно ли они заслуживают воплощения. Когда приходится несколько раз переделывать какой-либо неудачный фрагмент, несколько дней искать решения, то это утомительно. Но какое удовольствие приносит окончательный результат! Самое прекрасное в творчестве – это поиск. Здесь нужно проявить не только терпение, настойчивость, но и выдумку, фантазию, упорство в достижении цели.
Самооценка
Мне очень понравилось работать над фонтаном. Он получился довольно красивым. Ученики из других классов приходили посмотреть на него. Но самое главное – удовольствие от работы. Это была очень большая и сложная практическая работа, и конечно, были вещи, которые у меня не получались, или получились, но не так, как я хотела. Я узнала много нового о фонтанах и об их истории. В результате осталась довольна проделанной работой. Принцип сообщающихся сосудов мною использован на практике.
Источник
Класс проекта: монопроект
Длительность проекта: среднесрочный
Сложность проекта: простой
Цель: рассмотреть применение сообщающихся сосудов в повседневной жизни.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательно-познавательные: продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах
изучить принцип работы сообщающихся сосудов
совершенствовать теоретические и практические знания на примерах конструкций.
Развивающие: способствовать развитию навыков исследовательской деятельности, умения делать выводы, выделять главное
формировать коммуникативные способности и навыки социального взаимодействия, необходимые для интеграции детей с ОВЗ в социум
развивать у детей навыки работы с компьютером, в сети Интернет, умение изготавливать фонтаны
Воспитательные: воспитывать у учащихся самостоятельность работы с учебной и дополнительной литературой
способствовать формированию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, навыков работе в группе.
Использованные источники:
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Рассмотреть применение сообщающихся сосудов в повседневной жизни.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательно-познавательные: продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах
изучить принцип работы сообщающихся сосудов
совершенствовать теоретические и практические знания на примерах конструкций.
Развивающие: способствовать развитию навыков исследовательской деятельности, умения делать выводы, выделять главное
формировать коммуникативные способности и навыки социального взаимодействия, необходимые для интеграции детей с ОВЗ в социум
развивать у детей навыки работы с компьютером, в сети Интернет, умение изготавливать фонтаны
Воспитательные: воспитывать у учащихся самостоятельность работы с учебной и дополнительной литературой
способствовать формированию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, навыков работе в группе.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, демонстрационные материалы (презентация, созданная в среде Power Point), карточки с заданием.
Ход реализации проекта.
I. Мотивационный этап
Введение в ситуацию.
Проблема:
В засушливую погоду нужно поливать в огороде на даче ежедневно. Если
поливать с помощью лейки, уходит много времени и сил. К тому же вода
для полива некоторых овощей должна быть теплой. Можно облегчить себе
труд. Вы догадались как?
Цель:
рассмотреть применение сообщающихся сосудов и изготовить модели фонтанов.
Задачи:
– просмотреть видео «Сообщающиеся сосуды»
-Посетить библиотеку
-Посетить музей воды
-Прослушать сообщения учащихся
-Представить модели фонтанов
II. Организация работы над проектом
Деятельность учителя
1. Просмотр видео «Применение сообщающихся сосудов»
2. Посещение библиотеки. Активизация знаний детей по прочитанному
материалу (через подбор педагога)
3. Прослушивание сообщений учащихся.
4. Посещение «Музея воды»
Деятельность учеников
1. Просмотр в кабинете физики
2.Чтение учебника по физике 7 класса, научной литературы.
3. Самостоятельная подготовка.
4. Развитие навыков исследовательской деятельности, умение делать выводы
III. Практический этап.
Деятельность учителя Деятельность учеников Планирует деятельность учащихся Учащиеся изготавливают модели в группах.
по созданию модели «Фонтан»:
– распределяет учащихся по группам
– оказывает помощь
-контролирует процесс
деятельности
1. Морской бриз (авторы: ученицы 7 класса)
2. Разноцветный рай (авторы: ученики 7 класса)
3. Огненный фонтан (авторы: ученицы 7 класса)
4. Зов джунглей (авторы: ученики 7 класса)
IV. Презентация продукта деятельности:
Деятельность учителя Деятельность учеников
– Помогает представить – Представляют модели фонтанов.
модели фонтанов.
– Приходит на помощь
в случае затруднения.
V. Рефлексия:
Деятельность учителя Деятельность учеников
Подведение итогов. «Мне очень понравилось изготавливать модели»
Спрашивает детей, что «Я хочу сделать новую модель.» им понравилось больше всего
Выбирает новую тему
для изготовления моделей.
Источник