Пустой сосуд огонь мерцающий в сосуде

Пустой сосуд огонь мерцающий в сосуде thumbnail

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Анализ стихотворения «Некрасивая девочка» Заболоцкого

Тема различий внешней и внутренней красоты поднимается в произведениях поэтов разного времени, и возможно, будет звучать еще долгое время. В своем стихотворении «Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий описывает внешность главной героини без использования метафор и гипербол – он пишет то, что видит: «черты лица остры и некрасивы», «рот длинен, зубки кривы». Это простая маленькая девочка в дырявой рубашке, отличающаяся от своих сверстников внешностью, которую обыватель назвал бы дурной, некрасивой и отталкивающей.

Но в противовес внешней «некрасивости», автор произведения тонко подмечает ее характер, ее внутреннюю красоту, тот самый огонь, который горит внутри сосуда и тот, что есть истинная красота. Заболоцкий отмечает, что чужая радость для девочки точно так же, как и своя, она еще не делит, как взрослые, на свое и чужое все то, что ее окружает. Она чиста в своей детской наивности, и своим произведением автор как будто просит читателя все-таки обращать внимание именно на красоту внутри, а не то, что снаружи.

Размышляя о том, что же ждет девочку в будущем, автор с горечью подмечает, что со временем, подрастая, бедный ребенок поймет, что среди своих сверстниц она всего лишь «бедная дурнушка», над которой будут подшучивать или же дружить из жалости. Выделяется то, что большее внимание отводят внешности, а не душе и сердцу, что в современном даже автору мире то, что снаружи ценится гораздо больше, чем то, что внутри. И все же поэт надеется, что даже чужие насмешки не осквернит чистую душу, а грязный мир не заполнит сердце пороками и завистью. Он рассуждает на тему того, что же все-таки есть красота – пустой сосуд, или огонь, мерцающий в сосуде.

Портрет ребенка создается Заболоцким не с помощью метафорических описаний, автор прибегает к четким эпитетам: «худая рубашонка», «колечки кудрей» и т.д. Однако, размышляя на тему чувств, а затем и будущего некрасивой девочки, начинают появляться и метафоры– «охваченная счастьем бытия», «…радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется», «младенческая грация души».

Стихотворение можно отнести к жанру элегии, поскольку его автор рассуждает об одном из вечных философских вопросов – что есть истинная красота. Преобладающий настрой произведения – грустный. Размер стихотворения – пятистопный ямб. Представлены разные типы рифмы – параллельная, кольцевая, перекрестная. Встречается и женская, и мужская рифмы.

  • Следующий стих → Николай Заболоцкий — Неудачник
  • Предыдущий стих → Николай Заболоцкий — Не позволяй душе лениться

Читать стих поэта Николай Заболоцкий — Некрасивая девочка на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

  Ñòàòüÿ âåñíû 2014ã.

 
7 ìàÿ – äåíü ðîæäåíèÿ ñîâåòñêîãî ïîýòà Íèêîëàÿ Çàáîëîöêîãî. 1903-1958.
111-àÿ ãîäîâùèíà â 2014ã. Ýòî íå þáèëåéíàÿ, ñòðîãî ãîâîðÿ, öèôðà, íî ïî ñâîåìó ïðèìå÷àòåëüíàÿ òðèàäà åäèíèö:111. Äà è ïðîñòî äåíü ðîæäåíèÿ!

Ðàìêè ýòîé çàìåòêè íå ïîçâîëÿò îáøèðíîãî ýêñêóðñà â áèîãðàôèþ è òâîð÷åñòâî, ïåðåâîä÷åñêèå øòóäèè Í.Çàáîëîöêîãî. Âñå ýòî ïðè æåëàíèè ìîæíî ëåãêî íàéòè íà ïðîñòîðàõ Ñåòè. Ìîÿ çàäà÷à ñêðîìíåå:íàïîìíèòü, ÷òî ñåãîäíÿ äåíü ðîæäåíèÿ çàìå÷àòåëüíîãî ïîýòà, îäíîãî èç íàèáîëåå ôèëîñîôñêè çâó÷àùèõ ïîýòîâ Ñîâåòñêîé ñòðàíû.

Êîãäà íàçûâàåòñÿ èìÿ Íèêîëàÿ Çàáîëîöêîãî, òî ÷àùå âñåãî ïðèõîäÿò íà óì ëþáîìó ñêîëüêî-òî çíàêîìîìó ñ ðóññêîé ïîýçèåé 20 âåêà äâà åãî ñòèõîòâîðåíèÿ: “Íåêðàñèâàÿ äåâî÷êà” è “Ìåòàìîðôîçû”. Ïåðâîå ïðîíçèòåëüíàÿ êàðòèíêà, óâèäåííàÿ àâòîðîì è íàâåÿâøàÿ ýòîò ïîýòè÷åñêèé øåäåâð.

Î ÷èñòîòå äåòñêîé äóøè, î çàâèñòè, ðàçúåäàþùåé äóøó, âñòóïàþùóþ â âçðîñëåíèå, è íàêîíåö-èçóìèòåëüíûé àôîðèçì, âåí÷àþùèé ñòèõ, êîòîðûé äàâíî ñóùåñòâóåò ñàìîñòîÿòåëüíî, òàê ÷òî, öèòèðóÿ, ìíîãèå äàæå íå âñåãäà çíàþò èñòî÷íèê:

À åñëè ýòî òàê, òî ÷òî åñòü êðàñîòà
È ïî÷åìó åå îáîæåñòâëÿþò ëþäè?
Ñîñóä îíà, â êîòîðîì ïóñòîòà,
Èëè îãîíü, ìåðöàþùèé â ñîñóäå?

Ñòèõîòâîðåíèå “Ìåòàìîðôîçû” èçâåñòíåéøèé ôèëîñîôñêî-ïîýòè÷åñêèé øåäåâð,
è òàêæå ñîäåðæàùèé ñòðîêè, ñòàâøèå øèðîêî öèòèðóåìûì àôîðèçìîì:ýòî ïåðâûå ÷åòûðå ñòðîêè. ×èòàÿ ýòî ïðîèçâåäåíèå, ñîâðåìåííûé ÷èòàòåëü, êîíå÷íî, ïîäóìàåò, ÷òî àâòîð ãîâîðèò î ðåèíêàðíàöèè, ïåðåñåëåíèè äóø, â êîòîðóþ âåðèëè íà Âîñòîêå è êîòîðàÿ ñòàëà ìîäíîé âåðîé âî âñåì ìèðå. Îäíàêî ýòî íå òî ÷òî áû íå òàê, íî íåñêîëüêî øèðå.
 
Ýòî ñòèõîòâîðåíèå êâèíòýññåíöèÿ ôèëîñîôñêèõ âîççðåíèé Íèêîëàÿ Çàáîëîöêîãî.
ß  áû ñêàçàëà  òàê.  ÑÑÑÐ ðåëèãèè  áûëè  ïðàêòè÷åñêè  çàïðåùåíû. Íî  ðåëèãèîçíîå  ñîçíàíèå ñóòü âðîæäåííûé èìïóëüñ, êàê íðàâñòâåííûé çàêîí. ×åì íðàâñòâåííî ñîâåðøåííåå ëè÷íîñòü, òåì áëèæå îíà ê Áîãó.
 
Íî ïîñêîëüêó êîììóíèñòû çàïðåòèëè Áîãà, òî ëþäÿì, èùóùèì “ïóòè ê õðàìó”, ïðèõîäèëîñü èçûñêèâàòü îñîáûå ïóòè. Ìíîãèå îáðàçîâàííûå ëþäè â ÑÑÑÐ íå ïðèåìëÿ â ñèëó ïîëó÷åííîãî îáðàçîâàíèÿ è îáùåãî íåðåëèãèîçíîãî ñòðîÿ æèçíè ïðèâåðæåííîñòè ê òðàäèöèîííûì êîíôåññèÿì, êîòîðûå ôîðìàëüíî íå áûëè çàïðåùåíû Ñîâåòñêîé âëàñòüþ, õîòÿ ðåëèãèè àêòèâíî åþ êðèòèêîâàëèñü, à îòêðûòàÿ ðåëèãèîçíîñòü íå ïîîùðÿëàñü, òåì íå ìåíåå èñïûòûâàÿ âðîæäåííîå áåñïîêîéíîå ñòðåìëåíèå ê âûñøåìó, íå íàçûâàÿ  ýòî ðåëèãèîçíûì ÷óâñòâîì, ñî÷èíÿëè  ðàçíîîáðàçíûå  êîíöåïöèè, â îñíîâå êîòîðûõ ëåæàëà  íàóêà è ìîãóùåñòâî ÷åëîâå÷åñêîãî  ðàçóìà, íî  â áëèæàéøåì ðàññìîòðåíèè ýòî  áûëè â  âñå òå æå ðàçíûå “Ïóòè ê Õðàìó”! ×àùå âñåãî â äóõå Ñïèíîçû:ïàíòåèçì, âîñïåâàíèå Ìàòåðèè, íî îäóõîòâîðåííîé è î÷åëîâå÷åííîé. Òàê ïîÿâëÿåòñÿ öåëûé ðÿä ïðîèçâåäåíèé â æàíðàõ ñàìûõ ðàçíûõ îò ôèëîñîôñêèõ òðàêòàòîâ äî íàó÷íîé ôàíòàñòèêè. Îò ôèëîñîôñêèõ ïðîèçâåäåíèé, òàêèõ êàê “Êîñìîëîãèÿ äóõà” Èëüåíêîâà â ðóñëå ðóññêîãî êîñìèçìà, ôàíòàñòè÷åñêèõ ïðîèçâåäåíèé è òðàêòàòîâ Öèîëêîâñêîãî äî “Òóìàííîñòè Àíäðîìåäû” Èâàíà Åôðåìîâà, ñèëüíåéøåå âîçäåéñòâèå  êîòîðîãî íà  óìû  â ÑÑÑÐ è âî âñåì ÷èòàâøåì ÍÔ ìèðå íûíå ïî÷òè çàáûòî.

Читайте также:  Газ нагревают в закрытом сосуде его плотность

×òîáû ïîíÿòü “Ìåòàìîðôîçû” Íèêîëàÿ Çàáîëîöêîãî àóòåíòè÷íî, à èìåííî òîò ñìûñë, êîòîðûé âêëàäûâàë ñàì àâòîð – íóæíî  çíàòü, ÷òî îí îáùàëñÿ ñ Öèîëêîâñêèì, øòóäèðîâàë Ýíãåëüñà, Ãðèãîðèÿ Ñêîâîðîäó, Òèìèðÿçåâà, Âåðíàäñêîãî, ÷èòàë  òðóäû Ýéíøòåéíà. Èñïûòûâàë âëèÿíèå Âåëèìèðà Õëåáíèêîâà, îäíîãî  èç ñàìûõ çàãàäî÷íûõ ðóññêèõ  ïîýòîâ. Êîëëåêöèîíèðîâàë è èçó÷àë òâîð÷åñòâî õóäîæíèêîâ Øàãàëà, Ôèëîíîâà, âîîáùå âåñü ðóññêèé àâàíãàðä. Òàêæå ïðîÿâëÿë èíòåðåñ ê Áðåéãåëþ è äðóãèì ãîëëàíäöàì. Íàêîíåö, áûë âïå÷àòë¸í êîíöåïöèåé ðóññêîãî ôèëîñîôà Íèêîëàÿ Ôåäîðîâà.
 
Íàòóðôèëîñîôèÿ Íèêîëàÿ Çàáîëîöêîãî î÷åíü èíòåðåñíà è ìåíÿ íàâåëà íà ëþáîïûòíûå ïàðàëëåëè. Íî îá ýòîì â äðóãîé ñòàòüå. Çäåñü æå íàñëàäèìñÿ ïîýòè÷åñêèì êðèñòàëëîì Íèêîëàÿ Çàáîëîöêîãî, îñâåæèâ â ïàìÿòè íåñêîëüêî ñàìûõ èçâåñòíûõ ïîýòè÷åñêèõ ïðîèçâåäåíèé. Íî äàëåêî íå òîëüêî ýòè ñòèõè ñäåëàëè áû ÷åñòü ëþáîìó ïîýòó, íî øèðå î ïîýçèè Í.Çàáîëîöêîãî â äðóãîé ðàç.

Çäåñü ëèøü ïóíêòèðíî…

 Ìåòàìîðôîçû

Êàê ìèð ìåíÿåòñÿ! È êàê ÿ ñàì ìåíÿþñü!
Ëèøü èìåíåì îäíèì ÿ íàçûâàþñü,
Íà ñàìîì äåëå òî, ÷òî èìåíóþò ìíîé,-
Íå ÿ îäèí. Íàñ ìíîãî. ß – æèâîé
×òîá êðîâü ìîÿ îñòûíóòü íå óñïåëà,
ß óìèðàë íå ðàç. Î, ñêîëüêî ìåðòâûõ òåë
ß îòäåëèë îò ñîáñòâåííîãî òåëà!
È åñëè á òîëüêî ðàçóì ìîé ïðîçðåë
È â çåìëþ óñòðåìèë ïðîíçèòåëüíîå îêî,
Îí óâèäàë áû òàì, ñðåäè ìîãèë, ãëóáîêî
Ëåæàùåãî ìåíÿ. Îí ïîêàçàë áû ìíå
Ìåíÿ, êîëåáëåìîãî íà ìîðñêîé âîëíå,
Ìåíÿ, ëåòÿùåãî ïî âåòðó â êðàé íåçðèìûé,
Ìîé áåäíûé ïðàõ, êîãäà-òî òàê ëþáèìûé.
À ÿ âñå æèâ! Âñå ÷èùå è ïîëíåé
Îáúåìëåò äóõ ñêîïëåíüå ÷óäíûõ òâàðåé.
Æèâà ïðèðîäà. Æèâ ñðåäè êàìíåé
È çëàê æèâîé è ìåðòâûé ìîé ãåðáàðèé.
Çâåíî â çâåíî è ôîðìà â ôîðìó. Ìèð
Âî âñåé åãî æèâîé àðõèòåêòóðå –
Îðãàí ïîþùèé, ìîðå òðóá, êëàâèð,
Íå óìèðàþùèé íè â ðàäîñòè, íè â áóðå.
Êàê âñå ìåíÿåòñÿ! ×òî áûëî ðàíüøå ïòèöåé,
Òåïåðü ëåæèò íàïèñàííîé ñòðàíèöåé;
Ìûñëü íåêîãäà áûëà ïðîñòûì öâåòêîì,
Ïîýìà øåñòâîâàëà ìåäëåííûì áûêîì;
À òî, ÷òî áûëî ìíîþ, òî, áûòü ìîæåò,
Îïÿòü ðàñòåò è ìèð ðàñòåíèé ìíîæèò.
Âîò òàê, ñ òðóäîì ïûòàÿñü ðàçâèâàòü
Êàê áû êëóáîê êàêîé-òî ñëîæíîé ïðÿæè,
Âäðóã è óâèäèøü òî, ÷òî äîëæíî íàçûâàòü
Áåññìåðòèåì. Î, ñóåâåðüÿ íàøè!

1937

Íåêðàñèâàÿ äåâî÷êà

Ñðåäè äðóãèõ èãðàþùèõ äåòåé
Îíà íàïîìèíàåò ëÿãóøîíêà.
Çàïðàâëåíà â òðóñû õóäàÿ ðóáàøîíêà,
Êîëå÷êè ðûæåâàòûå êóäðåé
Ðàññûïàíû, ðîò äëèíåí, çóáêè êðèâû,
×åðòû ëèöà îñòðû è íåêðàñèâû.
Äâóì ìàëü÷óãàíàì, ñâåðñòíèêàì åå,
Îòöû êóïèëè ïî âåëîñèïåäó.
Ñåãîäíÿ ìàëü÷èêè, íå òîðîïÿñü ê îáåäó,
Ãîíÿþò ïî äâîðó, çàáûâøè ïðî íåå,
Îíà æ çà íèìè áåãàåò ïî ñëåäó.
×óæàÿ ðàäîñòü òàê æå, êàê ñâîÿ,
Òîìèò åå è âîí èç ñåðäöà ðâåòñÿ,
È äåâî÷êà ëèêóåò è ñìååòñÿ,
Îõâà÷åííàÿ ñ÷àñòüåì áûòèÿ.
Íè òåíè çàâèñòè, íè óìûñëà õóäîãî
Åùå íå çíàåò ýòî ñóùåñòâî.
Åé âñå íà ñâåòå òàê áåçìåðíî íîâî,
Òàê æèâî âñå, ÷òî äëÿ èíûõ ìåðòâî!
È íå õî÷ó ÿ äóìàòü, íàáëþäàÿ,
×òî áóäåò äåíü, êîãäà îíà, ðûäàÿ,
Óâèäèò ñ óæàñîì, ÷òî ïîñðåäè ïîäðóã
Îíà âñåãî ëèøü áåäíàÿ äóðíóøêà!
Ìíå âåðèòü õî÷åòñÿ, ÷òî ñåðäöå íå èãðóøêà,
Ñëîìàòü åãî åäâà ëè ìîæíî âäðóã!
Ìíå âåðèòü õî÷åòñÿ, ÷òî ÷èñòûé ýòîò ïëàìåíü,
Êîòîðûé â ãëóáèíå åå ãîðèò,
Âñþ áîëü ñâîþ îäèí ïåðåáîëèò
È ïåðåòîïèò ñàìûé òÿæêèé êàìåíü!
È ïóñòü ÷åðòû åå íåõîðîøè
È íå÷åì åé ïðåëüñòèòü âîîáðàæåíüå,-
Ìëàäåí÷åñêàÿ ãðàöèÿ äóøè
Óæå ñêâîçèò â ëþáîì åå äâèæåíüå.
À åñëè ýòî òàê, òî ÷òî åñòü êðàñîòà
È ïî÷åìó åå îáîæåñòâëÿþò ëþäè?
Ñîñóä îíà, â êîòîðîì ïóñòîòà,
Èëè îãîíü, ìåðöàþùèé â ñîñóäå?

1955
 
 Íå ïîçâîëÿé äóøå ëåíèòüñÿ!

Íå ïîçâîëÿé äóøå ëåíèòüñÿ!
×òîá â ñòóïå âîäó íå òîëî÷ü,
Äóøà îáÿçàíà òðóäèòüñÿ
È äåíü è íî÷ü, è äåíü è íî÷ü!

Ãîíè åå îò äîìà ê äîìó,
Òàùè ñ ýòàïà íà ýòàï,
Ïî ïóñòûðþ, ïî áóðåëîìó
×åðåç ñóãðîá, ÷åðåç óõàá!

Íå ðàçðåøàé åé ñïàòü â ïîñòåëè
Ïðè ñâåòå óòðåííåé çâåçäû,
Äåðæè ëåíòÿéêó â ÷åðíîì òåëå
È íå ñíèìàé ñ íåå óçäû!

Êîëü äàòü åé âçäóìàåøü ïîáëàæêó,
Îñâîáîæäàÿ îò ðàáîò,
Îíà ïîñëåäíþþ ðóáàøêó
Ñ òåáÿ áåç æàëîñòè ñîðâåò.

À òû õâàòàé åå çà ïëå÷è,
Ó÷è è ìó÷àé äîòåìíà,
×òîá æèòü ñ òîáîé ïî-÷åëîâå÷üè
Ó÷èëàñü çàíîâî îíà.

Îíà ðàáûíÿ è öàðèöà,
Îíà ðàáîòíèöà è äî÷ü,
Îíà îáÿçàíà òðóäèòüñÿ
È äåíü è íî÷ü, è äåíü è íî÷ü!
1958

Èç ñáîðíèêà:
Íèêîëàé Çàáîëîöêèé. Ìåðêíóò çíàêè Çîäèàêà.
Ìîñêâà: Ýêñìî-Ïðåññ, 1998.
 
 

Источник

На этой странице читайти стихи «Некрасивая девочка» русского поэта Николая Заболоцкого, написанные в 1955 году.

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Читайте также:  Классификация сосудов по категориям

Русская и советская поэзия
для студентов-иностранцев.
А.К.Демидова, И.А. Рудакова.
Москва, изд-во “Высшая школа”, 1969.

Другие стихи Николая Заболоцкого

» На рынке

В уборе из цветов и крынок
Открыл ворота старый рынок.
Здесь бабы толсты, словно кадки,
Их шаль невиданной красы,…

» Над морем

Лишь запах чабреца, сухой и горьковатый,
Повеял на меня – и этот сонный Крым,
И этот кипарис, и этот дом, прижатый
К поверхности горы, слились навеки с ним….

» Народный дом

Народный Дом, курятник радости,
Амбар волшебного житья,
Корыто праздничное страсти,
Густое пекло бытия!…

» Начало осени

Старухи, сидя у ворот,
Хлебали щи тумана, гари.
Тут, торопяся на завод,
Шел переулком пролетарий….

» Не позволяй душе лениться

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!…

» Неудачник

По дороге, пустынной обочиной,
Где лежат золотые пески,
Что ты бродишь такой озабоченный,
Умирая весь день от тоски?…

» Новый быт

Восходит солнце над Москвой.
Старухи бегают с тоской:
Куда, куда идти теперь?
Уж Новый Быт стучится в дверь!…

» Ночное гулянье

Расступились на площади зданья,
Листья клена целуют звезду.
Нынче ночью – большое гулянье,
И веселье, и праздник в саду….

» Ночь в Пасанаури

Сияла ночь, играя на пандури,
Луна плыла в убежище любви,
И снова мне в садах Пасанаури
На двух Арагвах пели соловьи….

» О красоте человеческих лиц

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг….

Николай Заболоцкий

Николай Заболоцкий

Источник

«СОСУД ОНА, В КОТОРОМ ПУСТОТА,

ИЛИ ОГОНЬ, МЕРЦАЮЩИЙ В СОСУДЕ?»

(ток-шоу о девушке-современнице)

Цель: ненавязчивое формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников в условиях духовного возрождения нации.

Ход ток-шоу

I. Вступительная часть.

В первом ряду гости: врач, психолог, родители, представители юношей и девушек.

Ведущий. Мы собрались сегодня, чтобы поговорить о том, какой должна быть девушка – наша современница. Перед вами выступят специалисты. Но прежде послушайте информацию о результатах экспресс-опроса, проводимого школьными социологами на улицах [нашего] города.

II. Сообщения по результатам экспресс-опроса*.

Ведущий и ведущая поочередно читают вопросы экспресс-опроса и результаты.

Вопросы экспресс-опроса

  • Какие характерные качества девушки-современницы вы хотели бы отметить?
  • Кому она хочет подражать?
  • Что читает? Какие темы из обсуждаемых по телевидению ее волнуют более всего?
  • О чем она мечтает?
  • Есть ли у нее понятие об идеалах?
  • Как она проводит свободное время?

Ответы

Типичная девушка в оценках юношей

(по итогам экспресс-опроса)

  • Девчонка что надо!
  • Не станет реветь ни при каких обстоятельствах.
  • Веселая, общительная.
  • Грубая, курит и пьет.
  • Кукла Барби.
  • Нет мозгов – одна косметика.
  • Существо среднего рода – свой парень.
  • Не умеет ничего, зато кричит о «равноправии».

В представлении юношей современная девушка думает только о косметике, нарядах и развлечениях.

Ровесницы оказались слишком безмятежны по отношению к самим себе, вот их ответы…

Девушка в оценке современниц

(по итогам экспресс-опроса)

  • Модная.
  • Деловая.
  • Классно одетая.
  • Умеет пользоваться косметикой.
  • Мечтает:

нравиться парням;

познакомиться с миллионером.

И почти ни разу мы не услышали о стремлении девушек к возвышенной любви, к дружбе или об их желании получить интересную профессию и принести пользу ближним.

Девушка глазами старших

(по итогам экспресс-опроса)

  • Они легкомысленные и показушные, мы в их годы такими не были.
  • Активные, настойчивые в достижении цели.
  • Раскованные, искренние, свободные в суждениях.
  • Упрямые, самоуверенные.
  • Изнеженные и избалованные.
  • Это сплошное продолжение телерекламы. Вместо ума у них рефлексы.
  • Нетерпимые, бестактные, считающие себя взрослыми, а понять даже самого близкого человека, родную мать, не могут.
  • Дерзкие, конфликтные, ленивые, бесстыжие, самолюбивые эгоистки.
  • Хитрые, расчетливые, развратные.
  • Ленятся учиться, мало читают, не желают работать, не умеют убирать за собой. Рожать детей им и то будет лень…

Ведущий. Все эти высказывания, доброжелательные и ехидные, взвешенные и не очень, одобрительные и колкие, – все они адресованы нашей современнице. Так кто же она: «сосуд, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде»?

Аудитория голосует. Результаты записываются на доске.

III. Выступления специалистов. Дискуссия.

Ведущая. Вернемся к результатам опроса, проведенного на улицах города. Вы, наверное, обратили внимание на то, что ответы были слишком поляризованны, односторонни и часто нетерпимы. В чем же дело? И есть ли в этих словах доля истины? Давайте позволим высказать свое мнение представителям старшего поколения – родителям, а потом юношам и девушкам.

Идет дискуссия.

Ведущая. Желание нравиться – естественное состояние для девушки. Более того, оно оправдано самой природой. Быть в центре внимания – это значит иметь возможность выбрать лучшего отца для своих детей и дать жизнь здоровому, счастливому поколению. Все верно. Но в то же время весь человеческий (вернее женский) опыт подсказывает нам, что иногда надо проявлять сдержанность, вспомнить о чувстве меры, о скромности… Ведь есть и такие качества девичьего характера, которые до сих пор считаются его достоинствами…

Ведущий. Может, недаром говорят: «Скромность уже не в моде»? Да и подружки пугают под руку: «…не упускай своего, глупая, нечем будет юность вспомнить». Да тут еще эти тайные сомнения: «А вдруг меня никто не полюбит?» Ну, как тут не кинуться на шею первому встречному? Интересно, что скажет по этому поводу наш уважаемый врач?

Слово предоставляется медицинскому работнику.

Ведущая. Итак, медики предупреждают: ранние интимные отношения опасны, пусть с тобой подольше будет слово «нет»!

Ведущий. Предлагаю поверить нашим медикам и продолжить разговор в несколько ином русле. Есть еще один вопрос, который, кстати, вызвал немало нареканий со стороны старшего поколения. Речь о культуре поведения или о тех чувствах, которые «не следует выносить напоказ», – о публичных объятиях, поцелуях…

Читайте также:  Чистка сосудов содой рецепт

Идет дискуссия.

Ведущий. Что говорит по данному вопросу наука психология?

Психолог. Истинная любовь всегда застенчива. Это своеобразная драгоценность. Ее берегут и не выносят напоказ. Поцелуи на публику – это нечто, как говорится, из другой оперы. Они могут иметь отношение к балагану, к театральным подмосткам, но не к чувству, которое согрело сердца и осветило мир. Скоморошества вокруг настоящей любви не бывает. Поцелуи напоказ у меня вызывают чувство недоумения и неловкости, словно я случайно убедился в чей-то ущербности или уродстве.

Ведущая. У меня конкретный вопрос. А можно ли девушке пойти с молодым человеком в бар, в кафе?

Идет дискуссия.

Ведущий. Обсуждение этого вопроса показывает, что уклад современной жизни меньше всего похож на домостроевский. Большинство высказавшихся – за хороший, красиво проведенный вечер в доброй дружеской компании, где юноши и девушки уважают друг друга. И можно быть уверенным: они не позволят себе ничего, что задело бы  девичье достоинство.

Ведущая. Кстати о компаниях… Вспомним, ведь издавна принято считать, что присутствие хорошо воспитанной девушки облагораживает поведение окружающих. Конечно, если эта девушка действительно воспитанная и стремится уберечь себя от неподобающих для нее разговоров и впечатлений. Другое дело, если в компании оказалась особа, про которую кто-то из опрошенных сказал: «Нет мозгов – одна косметика». Вообще, если девушка все свободное время стремится проводить на дискотеках, особенно не разбираясь, кто ее пригласит, то это свидетельствует об известного рода неразборчивости, нравственной неопрятности и отсутствии серьезных интересов. Как вы думаете, важны ли для современной девушки элементы так называемого традиционного воспитания: такт, стремление к чистоте и целомудрию, умение вести себя скромно и со вкусом одеваться? Или главное – длинные ноги, дорогая помада и кавалерийский наскок?

Идет дискуссия.

Ведущий.    Не зря говорят:

        Коль не украсило твоей души

        Учтивости понятье,

        Что толку в том, что всех людей

        Затмила ты красотою платья?

Психолог. Разрешите мне в подтверждение некоторых высказываний, прозвучавших  во время дискуссии, зачитать фрагменты домашних сочинений, написанных по моей просьбе юношами одиннадцатых классов. Их тема: «Девушка, которую я смог бы полюбить…».

Читает фрагменты сочинений.

«…Девушка, которую я смог бы полюбить, должна быть, прежде всего, умной. Без этого красота, как бы она  ни была совершенна, мало устроит современного парня, если он требователен к себе. Ведь бывает так, что некрасива лицом, зато блещет умом, с добрым и отзывчивым сердцем».

«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и мысли, и одежда», – сказал в свое время А. П. Чехов. Как это здорово! Эти слова как нельзя лучше подходят к теме сочинения. Конечно, красивой. Только прекрасное вдохновляет на подвиг. Что я понимаю под словом «красивая»? Прежде всего, умение независимо мыслить, неравнодушие, обаяние души. Умение просто и хорошо одеться, а не слепо подражать моде…»

«…Девушка, которую я полюблю, совершенно не похожа на героинь произведений великих классиков: А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого. Нет, время Татьяны Лариной, Наташи Ростовой прошло. Мы входим во взрослую жизнь в условиях всеобщей компьютеризации. Свои симпатии я отдаю стильным, смелым, предприимчивым, короче говоря, таким, как Хакамада…»

«…Во все столетия ум – это первое, что определяло человека. В равной степени это относится к девушке. Что значит «красота внешняя», если она не освещена изнутри? Познакомишься с такой и … пропадает к ней интерес. Скучно станет. Моя девушка должна быть эрудированной, с широким кругозором, чтобы могла разобраться в вопросах, которые волнуют меня, чтобы могла быть настоящим другом, настоящей подругой жизни. Девушка, которую я полюблю, найдет свое место в жизни…»

«…Мои современницы… Они такие разные. К сожалению, любимую я еще не повстречал, но хочу обратиться к ней со стихами, которые написала К. Г. Руголь:

        Тебе, моей блистательной,

        Волшебнице невиданной,

        Красавице мечтательной,

        Чудесной, неожиданной.

        Я не люблю безликих слов,

        Их бедность – отвергаю,

        Лучистый фейерверк стихов

        Тебе я посвящаю.

        Плохих, хороших – все прими!

        Пойми: душой без лести

        Пишу тебе я как могу,

        Единственной невесте.

        Ты мне являешься порой

        Виденьями различными:

        То деревенскою красой,

        То звездочкой столичною,

        То с яркой искоркой в глазах,

        Изящной, оживленною,

        То опечаленной, в слезах

        И чем-то утомленною.

        Но все не той, какую жду

        Я с трепетным волнением,

        Из-за какой ведут вражду

        Уверенность с сомнением.

        Но кто ты, ясная моя?

        Увы, тебя не знаю.

        И лишь в мечтаниях своих

        Прекрасной созерцаю.

        Я вижу лишь далекий свет

        И чье-то приближенье.

        Я не знаком с тобою, нет –

        Ты вся – воображенье!»

«…Мне кажется, что с добропорядочной девушкой парень, даже если он далек от идеала, станет лучше…»

Ведущий. Что скажут гости по обсуждаемому вопросу?

Идет дискуссия.

Ведущая. Мнение зала, как всегда, противоречиво, но мне кажется, в таком случае нас выручит поэзия, которая расцветает там, где кипят страсти. Я подытожу высказывания аудитории с помощью стихотворения:

        Будь немного тигрицей

        И немножечко серной,

        Будь и розой, и птицей,

        И святой будь, и стервой.

        И котенком, и кошкой.

        Будь и сильной, и слабой.

        Будь любой понемножку –

        Леди, девочкой, бабой …

        Лишь не будь ты безликой,

        Равнодушной, невзрачной –

        Без молитвы, без крика,

        Без улыбки, без плача.

        Ты не будь не цветущей,

        Никакой и ничейной,

        Одинокой – живущей

        В мире без назначенья.

        И поверь безрассудно:

        Ты основа и суть.

        Ты и тайна, и чудо –

        В общем, Женщиной будь.

Светлана Белова

IV. Обобщение.

Ведущий. Итак, голосуем еще раз. Так кто же она, наша современница: «сосуд, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде»?

Аудитория голосует. Результаты записываются на доске и сравниваются с результатами первого голосования.

Ведущая. Наша современница – та, из которой вырастет современная женщина, умная, независимая, самостоятельная, тактичная, чуткая. Чтобы стать современной, нужна непрерывная работа над собой сегодняшней и, конечно, сильная воля…

Источник