Работа с глиной 4 класс лепка сосуда

Работа с глиной 4 класс лепка сосуда thumbnail

Открытое занятие в кружке «Живая глина»

Учитель ИЗО и технологии, педагог до Чурсина Л.Н.

3-4 класс

Тема: Фантазии в глине: «Сказочная птица».

Цель: создание условий для воплощения образа сказочной птицы в глине , используя свои умения и знания для изображения в пластической форме образа птицы, изготовление дополнительных деталей;

Прогнозируемый результат: создание самостоятельного воплощения образа сказочной птицы в глине.

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД: развитие эмоциональной сферы учащихся; развитие эстетического вкуса при выполнении творческой работы; повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы;

Метапредметные УУД: Познавательные : развивать способность смыслового восприятия художественного произведения;-осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.- учить правильно, называть геометрические тела;- создавать выразительные образы пластическими средствами, сочетание способов и приемов лепки; совершенствовать технику лепки;- передавать в работе свой творческий замысел и характерные признаки птиц (голова, шея, туловище, хвост).

Регулятивные : уметь оценивать и планировать свои действия в соответствие с проблемой слепить птицу-счастья; развивать мелкую моторику рук, координацию работы рук и глаз; развивать чувство ритма в создании формы изделия. вырабатывать способность различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Коммуникативные : адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации; учить детей слушать и слышать друг друга, уважать мнение других ребят; уважительно относится к своей работе и работе своих товарищей; создать оригинальное решение творческого замысла; воспитывать аккуратность в работе, умение содержать рабочее место в порядке; задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; адекватно оценивать свою творческую работу.

Тип занятия: постановка и решение учебной задачи.

Вид работы: Лепка из глины (по восприятию).

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, индивидуальная, фронтальная.

Зрительный ряд: иллюстрации реальных птиц, сказочных птиц в русской глиняной игрушке (дымковской – индюк, романовской – индюк, петух и др), иллюстрации из сказок про жар- птицу. Образцы игрушек.Схематичное изображение последовательности лепки, шарик, цилиндр.

Литературный ряд: загадки и притча про жар птицу и про счастье.

Музыкальный ряд: детская песня про «Жар-птицу», звуки природы «Пение птиц»

Материалы к занятию: Глина.

Оборудование и инструменты: Фартук, дощечка – подставка, стеки, скалка, тряпочка для рук, губка, смоченная водой.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация.

План урока

1.Введение в тему. Создание проблемной ситуации.

2.Сообщение нового материала в процессе игры, диалога с учащимися.

3.Физкультминутка.

4. Самостоятельная творческая работа. Лепка из глины образа сказочной птицы.

5. Подведение итогов урока.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Введение в тему. Создание проблемной ситуации ( 5 мин.)

Учащиеся заходят в класс, здороваются с гостями, садятся. Проверяют готовность к уроку (материалы, инструменты.)

Слово учителя.

Учитель. – Здравствуйте ребята! Создадим хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь!

Руки ?

-На месте!

-Ноги?

– На месте!

– Локти?

– У края!

-Спина?

-Прямая! (презентация слайд 5)

Проблемная ситуация .

А теперь ребята послушайте притчу. Звучит музыка с голосами птиц «Звуки природы»).

«Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

– Что ещё слепить тебе? – спросил Бог.

– Слепи мне Счастье, – попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины».(презентация слайд 6)

И мы будем лепить сегодня с вами из кусочка глины. Как вы думаете что? ( ответы ребят)

– Да правильно ребята Птицу Счастья. Вот вы и назвали тему нашего урока «Фантазии в глине: «Сказочная птица»- Птица Счастья.

2. Изучение нового материала (10 мин)

Рассматривание игрушек. Техника изготовления птицы. Формирование новых понятий.

Люди всегда восхищались красотой и пением птиц. Еще в глубокой древности люди придумывали сказки , загадки , легенды и мифы про них,старались запечатлеть красоту птиц в различных материалах, в том числе и в глине. Образ птицы – символ света, весны в народном искусстве.

Поэтому сегодня каждый из вас должен придумать и слепить свою сказочную птицу.(Поставить перед детьми в ряд 5-6 картинок с изображениями реальных и сказочных птиц.) (Презентация слайд 7)

– В жизни вы видели много разных птиц. Назовите знакомых вам птиц? (сорока, снегирь, воробей и др.)

– А эти птицы существуют реальной жизни? ( иллюстрации сказочных птиц)( ответы детей нет)

– Вспомните ребята образы сказочных птиц? В каких сказках они встречаются?(«Финист – ясный сокол»; «Хроменькая уточка»; «Иван Царевич и серый волк»; А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»; Царевна Лебедь «Сказка о царе Салтане»; жар-птица П.Ершова «Конёк-горбунок»; серены в греческих мифах, волшебные птицы в райском саду древних славян.)

(Презентация слайд 8)

Эти птицы придуманы народом. В сказках они приносят людям счастье. А художники изображали их в своих произведениях. Их можно назвать сказочными или сказочно-былинными.

– Чем же эти птицы необычны?(ответы детей)

– Чем они отличаются от тех птиц, которых мы видим на улице, в парке, в лесу? (ответы детей)

-Да это птицы красочные, украшены узорами, у них необычной формы хвосты, крылья, хохолки.

– Назовите среди обычных реальных птиц таких, у которых художники-сказочники позаимствовали красоту : яркую разноцветную окраску, необычный пышный хвост, гребень и т д. ?( попугай, павлин, фазан, петух)

– Ребята, а сейчас отгадайте загадку?

Её перо сверкает так,

Что ясно: это не пустяк!

Никто не знает, что случится

В тех сказках, где живёт …(Жар-птица). (презентация слайд 9)

– Посмотрите на этих сказочных птиц и скажите, есть ли среди них жар- птицы? Покажите их? А почему их назвали жар-птицами? (презентация слайд 10)

Художники рисуют эту птицу « жаркими цветами » – такими как огонь. Это красный, оранжевый и желтый цвет. Перья у них красоты несказанной: многоцветные, сверкающие.

– А знаетели вы сказку про Синюю птицу? Ту, что звала людей в дорогу за счастьем? Редко кому довалась она в руки. Только добрым честным,трудолюбивым и целеустремленным. Поэтому наша задача сделать ее самим. И это будет не просто.

Каждый из вас слепит свою сказочную птицу ,чтобы она была выразительной, красивой и сказочной.

– Прежде, чем слепить её, давайте вспомним, какие бывают способы лепки? (Это конструктивный, пластический.) (презентация слайд 13)

Конструктивный – из отдельных заготовок для частей тела птицы.( см.таблица )

Пластический – изделие целиком вылепливается из одной заготовки путём вытягивания отдельных частей тела птицы. (см.таблица )

Во время показа дети проминают глину.

Повторение понятий (2 мин.)

– Какой способ лепки использовали?(пластический .конструктивный)

– Какие способы соединения деталей знаете?(ответы детей)

Чтобы у вас получилась сказочная птица вам не только надо знать способы лепки, но и обязательно помнить правила техники безопасности работы с глиной:

  1. При лепке из глины, лицо руками не трогаем, глаза не трем, в рот глину не берем, об себя руки не вытираем.

  2. Работаем в рабочей одежде (фартуке с нарукавники или халате);

  3. С инструментами обращаемся осторожно, помни что они острые, ими нельзя размахивать, чтобы не задеть себя и товарищей.

  4. Работать на клеенке и доске для лепки.

  5. Содержи рабочее место в чистоте и порядке .

  6. Во время работы будьте внимательны.

  7. После работы приведите в порядок свое рабочее место и инструменты.

  8. После работы вымыть руки с мылом. (Презентация слайд 18)

Это моя Птица Счастья. (На подставке образец учителя, показ учителем приемов лепки) А это сказочные птицы слеплены из глины художниками -керамистами (примеры игрушек мастеров из с. Романово Липецкой области В. Маркина и др.)

Читайте также:  Если в глазу лопнул сосуд весь глаз красный чем лечить

– Как же слепить необычную птичку? Какая она может быть? (С хвостом как веер, с большими крыльями, она украшена лепными деталями.)

– Птица может быть изображена по-разному, все зависит от замысла художника-мастера. Не ограничивайте свою фантазию при лепке. Выразительность вашей птицы будет зависеть от того, как вы украсите крылья, хвост и голову – лепными украшениями.

Обычных птиц мы уже с вами лепили.

– Ребята, давайте вспомним последовательность изготовления птицы.

С чего мы начнем ее лепить?(схема последовательности лепки птицы)

Пока мы будем вспоминать последовательность изготовления птицы, вы возьмите в руки кусочек глины и аккуратно ее разминайте.

Техника изготовления: Глина должна быть в мешочке (чтобы не высыхала). При работе с глиной помнимте, что лепка развивает мелкие мышцы кистей рук, улучшает точность движений пальцев и даже подчерк становится лучше.

1.Разделить общий кусочек глины на три части (туловище, голова, хвост). Основная форма туловища – шар или овал (показ геометрической формы – шар). Слепить его легко, так же как из пластилина, катая между ладошками.

2.Теперь слегка оттянуть с одной стороны часть и сформировать шею и голову. Сделать подставку цилиндр (показ геометрической формы – цилиндр). Кусочек глины слегка раскатать между ладоней для получения нужной формы. Прикрепить цилиндр к туловищу, примазывая детали плотно друг к другу.

3.Дополним фигурку крыльями и хвостом. Для этого кусочек отделить, скатать два шарика (это будут крылья), сделать из них лепешки-капельки или в виде «веера». Таким же способом сделать хвост и присоединить (хорошо примазать). Хорошо загладить поверхность птицы и плотно примазать детали.

4. Работа походит к завершению. Можно украсить основание «перышками».Лепные украшения самые простые: шарики, жгутики, завитки, капельки. Изделие готово к просушиванию. Для этого поместим его на картонку и поставим на полку в классе. Несколько дней их нельзя передвигать, они должны хорошо высохнуть и тогда их можно будет раскрашивать гуашевыми красками. (презентация слайд 19-23)

Физминутка ( 3 мин) (презентация слайд 24)

Птички прыгают, летают ( прыжки и машут руками)

Крошки птички собирают .( пальцами стучат по столу)

Перышки почистили, ( наклоны головы влево и вправо)

Клювики почистили ( вращают кулачками около лица)

И летают и поют, (машут руками)

Снова зернышки клюют… (пальцами стучат по столу)

Дальше полетели,(машут руками)

Все на место сели ( дети садятся за парты)

3. Самостоятельная творческая работа детей. Лепка из глины птицы-счастья. (20 мин.) (презентация слайд 25)

Повторить правила при работе с глиной: сгладить поверхность изделия, смочив пальцы водой, перед тем как украшать лепными деталями.

А теперь приступайте к самостоятельной работе с глиной на работу отводится 20 мин, создавайте свою птицу счастья. Давайте волю своей фантазии , наблюдательности.( звучит музыка звуки природы « Пение птиц»)

Вовремя выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:

– контроль организации рабочего места;

– контроль правильности выполнения приемов лепки;

– контроль за осанкой учащихся;

– оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

– контроль объема выполненной работы.

3.Подведение итогов урока. Оценка и анализ работы .

Рефлексия.(3 мин.) (презентация слайд 26)

Рассматривание работ. Отметить лучшие. Творческий замысел, декорирование, удачный подбор лепных украшений. Демонстрация владения новым материалом.

В конце занятия подвести итог, предложить детям рассказать о работе товарища. Чтобы ребёнок обязательно находил и отличал положительные стороны.

– Что нового вы узнали на занятии?

-Чему научились?

-Работы каких художников нам сегодня помогли?( В. Маркина и др.)

– Ребята, у нас получилась целая стая Птиц Счастья. Давайте рассмотрим птиц, полюбуемся ими. Какие красивые птицы у нас получилась!

-Что отличает ваши птицы друг от друга? (Форма, характерные признаки.)

Молодцы ребята!

– Мы подготовили изделия для просушки, а на следующем занятии раскрасим их гуашевыми красками. Ваши птицы приобретут законченный вид.

4. Домашнее задание (2 мин.)

Найти и рассмотреть картинки с изображением птиц (сказочные, фантастические). Обратить внимание на окраску оперения и декоративные дополнения.

– Ребята, Птица Счастья всегда несет на своих крыльях удачу в делах, радость, покой и мир в дом – все самое лучшее. Вы можете подарить её, как символ удачи, кому вам хочется, или оставить себе как символ счастья.

– Ребята, помните, что, чем больше мы дарим счастья другим, тем больше его становится у нас! Мы желаем всем счастья, здоровья, любви! И чтоб в каждый дом прилетела Птица Счастья! (звучит песня С. Намина «Мы желаем Счастья Вам!…)

Уборка рабочих мест.

Привести рабочее место в порядок , протереть руки влажной тряпочкой.

План работы над птицей.

  1. Разделить кусочек на 3 части.

  2. Сформировать туловище, голову, шею.

  3. Сделать подставку и примазать.

  4. Сделать крылья и лепные украшения по замыслу.

  5. Поставить изделие на просушку.

  6. Навести порядок на рабочем месте. Протереть руки.

Источник

Согласовано:

Учитель: Пудвиль В.В.

Конспект урока

Тема урока: “Фигурки из глины или пластической массы.”

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты:

Личностные:

  • овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;

  • умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

  • владеют навыками использования различных художественных материалов для работы в разных техниках.

Предметные:

  • приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

  • овладевают художественным (эстетическим) вкусом;

  • проявляют художественный вкус, воображение, фантазию;

  • используют различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Оборудование урока:

  • Для учащихся: глина, чесночница, салфетка, ёмкость для отходов.

  • Для учителя: глина для показов приёмов.

Этап урока

Методы, приемы

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

Орг.момент

Приветствие учителя.

– здравствуйте, ребята! Тихонько садитесь.

Приветствуют учителя, садятся.

Повторение ранее изученного (актуализация знаний)

Обобщающий опрос

Вспомните, какая тема у вас была на прошлом уроке? Что нового вы узнали, чему научились?

Отвечают, думают.

Сообщение темы и цели урока

Эвристический поиск

– Послушайте загадку. О чём идёт речь?

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

Чтоб сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина)

– Что сразу возникло в вашем сознании, когда вы услышали слово «глина»?

Отвечают на вопрос учителя.

имеют мотивацию, организовывают самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирают средства для реализации художественного замысла.

Знакомство с новым материалом

Эвристическая беседа

Глина – это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.

Глина преданно служила человечеству на всем пути его долгой истории.

Сильные дожди, весенние паводки гонят огромное количество глинистых час­тиц в реки, моря. Отлагаясь на дне, уплотняясь и твердея, глинистые частицы образуют месторождения глины. Потом вода отступает (например, река пересыхает) и глину добывают в карьере. Глина добывается экскаваторами.

– На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные по­лезные ископаемые?

(Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, восстанавли­вать земли на месте карьеров, потому что добывая полезные ископаемые, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины,- «рана» на поверхности земли.)

Из глины делают посуду, игрушки, фарфоровую посуду, кафель. В Японии даже делают некоторые детали машин из глины и обжигают их.

– Для чего обжигают изделия из глины при высокой температуре?

При нагревании глины до очень высоких температур происходят химические изменения, после которых глина уже никого не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании. Хорошо обожжённое глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не ржа­веет и не гниёт.

Читайте также:  Закупоренный сосуд с грязной водой

Свойства глин: пластичность, огневая и воздушная усадка, огнеупорность, спекаемость, вязкость, усушка, пористость.

Слушают рассказ про глину.

овладевают художественно-образным воображением и мышлением, художественной интуицией и памятью.

Анализ образцов изделий

Работа с демонстрационным материалом

Постановка творческой задачи

Физ минутка

Инструктаж

Посмотрите на картинку на странице 57.Из каких деталей состоит эта фигурка?

Ребята, мелкие детали овальной и конусной формы удобно раскатывать пальцем на ладони, круглые детали- двумя пальцами. Мелкие детали закрепляются на мордочке лёгким прижиманием.

Буратино потянулся,

Руки в стороны развел,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

А теперь мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно.

Делают физ минутку.

овладевают художественно-образным воображением и мышлением, художественной интуицией и памятью.

Пед показ

Учитель демонстрирует выполнение фигуки.

Для начала выберем фигурку мальчика или девочки. Затем скатайте две разные по размеру и одинаковые по форме заготовки яйцевидной формы. Выберите из них стекой глину. Выровняйте края заготовок и загладьте поверхность. Получились детали головы и туловища.

Причёску дл фигурок можно сделать с помощью чесночницы.

Теперь слепим глаза, нос, руки и другие детали(например пуговки). Соедините и примажьте детали.

Смотрят показ.

Практическая работа

Практический

-А теперь сделайте фигурку по своему. Образец у вас перед глазами.

Работают.

Подведение итогов урока

Демонстрационный, обобщающий опрос

На подоконнике выставка ваших работ. Я очень рада, что у вас получились такие красивые фигурки, вы работали аккуратно. Прекрасные получились работы!

О чём мы с вами разговаривали сегодня на уроке?

Что вам запомнилось про глину?

Вам понравился урок?

Спасибо за внимание.

Показывают свои работы.

Отвечают на вопросы.

овладевают способностями оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников

Источник

Автор admin На чтение 11 мин. Просмотров 1 Опубликовано 27 февраля, 2021

Уроки гончарного дела

Добро пожаловать в мир керамики!

Лепка из глины сосуда: ленточно-жгутовая техника

Мы продолжаем наши уроки. И сегодня мы примерим на себя шкуры наших далеких предков – будем лепить из глины сосуд в ленточно-жгутовой технике. Это один из самых древних методов изготовления керамики, изобретенный задолго до появления гончарного круга.

Но несмотря на древность этого метода многие керамисты продолжают им пользоваться, так как он позволяет слепить сосуд практически любой формы и размера. А кроме того, изделия приобретают очень интересный вид и фактуру и несут в себе всё обаяние ручной работы.

Итак, приступим. Для работы нам понадобится кусок подготовленной глины, небольшой отрез ткани, стек, кисточка с жесткой щетиной, и самое главное действующее лицо – жидкая глина (или шликер на профессиональном сленге:)

Для начала нам нужно сформировать дно сосуда. Для этого берем небольшой кусочек глины, скатываем из него шарик, кладем его на ткань и расплющиваем. Должен получится кружок толщиной где-то 4 мм.

Теперь по периметру круга наносим стеком насечки и промазываем шликером.

В принципе, если щетина у кисточки довольно жесткая, то она сама будет оставлять на глине бороздки, поэтому можно вполне обойтись и без насечек.

Теперь из небольшого кусочка глины скатаем жгутик, или как говорят детям «колбаску».

И прикрепляем его с помощью шликера по спирали на наш кружочек, не забывая при этом хорошо промазывать места соединения.

Для прочности на дно желательно выложить еще одну небольшую колбаску, приминаем ее большим пальцем.

Теперь скатываем еще жгутики и поднимаемся вверх по спирали.

Внутреннюю часть сосуда желательно сделать гладкой. Для этого при «выращивании» нашего сосуда мы большими пальцами разглаживаем все неровности, остальными пальцами при этом придерживаем стенки снаружи.

Жгутикам можно придавать разную форму: сделать их в виде спирали, волны, цветка и т.д.

В узких местах можно расположить шарики.

Обернув глиняный жгутик вокруг пальца, получим носик для чайника.

Еще одна толстая колбаска – и готова ручка. Не забывайте про шликер!

Теперь, раз у нас уже получается заварочный чайник, сделаем к нему крышку. А для крышки в самом чайнике нужно сделать небольшую ступеньку, на которую она будет опираться.

И вот, у нас получился такой забавный чайник.

А могла получится и просто симпатичная вазочка:

А вот, что получилось у наших учеников в мастерской.

Кстати говоря, буквально в нескольких шагах от этой мастерской выставлены те самые древние – древне-греческие сосуды, сделанные в этой ленточно-жгутовой технике. Это пифосы, или глиняные бочки, в которых хранили продукты: зерно, оливковое масло, соленую рыбу и др. Так что, если будете в тех краях, заходите))

К древне-греческим сосудам мы еще как-нибудь вернемся, а пока я с вами прощаюсь. До скорых встреч! И успехов в гончарном деле!

Источник

Внеурочное занятие «Работа с глиной»

Цель: Знакомство с гончарным искусством, развитие творческого экспериментирования при работе с глиной на объемных предметах.

Расширить основы эстетической культуры в процессе приобщения детей к художественно-творческой деятельности (работа с глиной).

Закрепить технологические знания и умения при работе с глиной.

Научить самим создавать прекрасное своими руками.

Развивать познавательный интерес к изучению народных промыслов; творческие способности детей, художественный вкуса, воображение.

Материалы к занятию. Глина, клеенки, баночки и салфетки на каждого ребенка, стеки

Примечание. Занятие проводится за круглым столом; количество детей 9 человек; в классе подготовлена выставка работ; экран; компьютер. На столах подготовлены глина, клеенки, баночки и салфетки на каждого ребенка.

Беседа с целью создания игровой мотивации.

Переход к продуктивной деятельности.

Ход занятия

Здравствуйте ребята! На экране дети видят город (слайд 1)

Педагог: Что это за город и где он находится?

Ответ детей: На вопрос педагога дети читают стихи по очереди.

Мастера и мастерицы

Там на улочках живут.

По ветвям порхают птицы,

А в горшках цветы цветут!

Все здесь сделано руками!

Здесь в почете любой труд!

Мастерицы с мастерами

Вышивают, вяжут, шьют.

Им известна масса техник,

Как за несколько минут

Из вещей ненужных, ветхих

Создать сказочный уют!

Пергамано, оригами,

Квиллинг, бисер, декупаж.

Часто мастерят ночами!

Труд их – высший пилотаж!

Если сложно Вам поверить,

Ждут Вас в гости мастера,

Распахнув все настежь двери

В мир чудес и ремесла!

Город ловких и умелых,

Город творческих умов,

Город славных рукоделов,

Город чудо-Мастеров!

На экране появляется загадка про глину: (слайд 2)

Согласно одному из древних мифов, человек тоже был создан Богом с помощью глины. Из поколения в поколение передавалась эта легенда, которая хранит в себе загадку. Почему в качестве материала для создания человека была выбрана именно глина?

«В день шестой сказал создатель:

– Я закончил, наконец,

Это чудное творенье,-

Вот мечты моей венец.

И земля, и небо дивно

Отражает образ мой;

Петь хвалу мне будет вечно

Изумленный род людской!»

Генрих Гейне. «Песни бытия»

Боги создали людей из 4 первоэлементов: смешали Воду с Землей, а с воздухом Огонь

( божественную искру жизни) (таз с водой и глиной свеча зажженная и человечек из глины готовый)

Интересную легенду о сотворении Богом человека придумали эфиопы.

Однажды Господь вылепил из глины человеческую фигурку и положил ее в печь для обжига, но забыл о ней и глина оказалась пережженной. Так получились негры. (слайд 5)

Читайте также:  Где устанавливается обратный клапан на сосудах

И вот третью фигурку положил Бог в печь, выдержал ее там необходимое время – и на свет появились эфиопы. (слайд 7)

Интересна древняя легенда о сотворении людей относится к Древней Индии.

Попробую ее пересказать:

Все что водилось на земле, было создано неким высшим существом по имени Сингбонга. После того как он слепил землю и бросил в нее семена всех растений и деревьев, он решил создать многочисленные племена живых существ. (взять поделку у Р Г осеннюю)

Он начал с лошади. Слепив ее из глины и высушив, он приступил к сотворению людей.

Разминая влажную глину, он вылепил фигурки мужчин и женщин и оставил их сохнуть на ночь. Но лошадь испугалась, что люди, появившись на земле, вскоре подчинят ее себе и будут на ней ездить. И тогда она под покровом ночи, затоптала мягкие глиняные фигурки в землю, так, что творец, найдя их утром, понял, что вся его работа испорчена.

Тогда он вновь принялся за работу, и создал сперва фигурку собаки, а затем людей.

Он положил их сохнуть под ветром. С наступлением ночи, собака высохла, а ветер вдохнул в нее жизнь. Фигурки же людей, были еще влажными, и Сингбонга поставил собаку охранять их.

Ночью опять пришла лошадь, чтобы уничтожить своих врагов, но собака с лаем набросилась на нее и прогнала. На следующее утро, фигурки были сухи и целы. Тогда волшебник вдохнул в них жизнь. Так была создана человеческая раса, а ее отношения с лошадьми и собаками определились на веки вечные.

Само слово «керамика» имеет греческое происхождение и значит «глиняная посуда». Порошок глины, замешанный с водой, образует вязкое тесто. Этому тесту легко можно придать любую форму. Если готовое изделие обжечь в огне, оно станет крепким и твердым. Со временем люди научились делать фаянс и фарфор.

Педагог: А кто же нас завет в гости? Посмотрите, на экране появился какой-то странный человечек? Кто это? (слайд 11)

Посмотрите, сколько интересных вещей он показывает нам? (На экране появляются предметы домашней утвари, сделанные из глины, поделки из глины). (слайд 12)

Педагог: Я поняла, мы попали в гости к мастеру Глинчик, я слышала про этого мастера, но никогда не была в его мастерской. На экране появляется следующая загадка. (слайд 13)

Педагог: Смотрите еще одна загадка от мастера Глинчика.

«Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил, а стар стал, пеленаться стал».

Педагог обращается к детям: Вы можете ее отгадать?

«Копанцами» деревенские гончары называли яму или карьер, где добывали глину. (слайд14)

После такой обработки глина поступала на «кружало», то есть на гончарный круг, где она приобретала форму горшка или какой-либо другой посудины. (слайд16)

Когда же горшок окончательно высыхал, его отправляли на «пожар», а точнее в печь, где после обжига он становился твердый как камень. (слайд17)

А чтобы горшок не впитывал влагу, он должен был побывать «на обваре», его в горячем виде опускали в жидкую мучную болтушку. (слайд18)

На примере этой загадки можно проследить весь путь, который проходит глина, прежде чем стать керамическим изделием. Ребята вам все понятно?

Во второй части загадки образно и кратко показана дальнейшая судьба готовой глиняной посуды. Как печной горшок может «кормить людей»?

Ответы детей: Люди используют керамическую посуды для того, чтобы кушать. (слайд 19)

Педагог: А вот почему он в старости «пеленаться стал», вряд ли понятно. Дело в том, что в былые годы хозяйки не спешили выбрасывать старые треснувшие горшки. Их обвивали узкими распаренными лентами бересты, словно пеленали. Обвитые берестой горшки и другая глиняная посуда могли служить еще долгие годы. (слайд 20)

Педагог: Сколько интересного мы узнали о глиняной посуде. Чтобы сделать посуду из глины, использовали специальное приспособление, которое называется гончарный круг Изобретение и распространение гончарного круга привело к появлению и обособлению специалистов-гончаров. (слайд 21)

В современном производстве керамики гончарные круги почти не используются. В настоящее время в практике керамических мастерских и студий керамики почти исключительно применяются гончарные круги с электрическим приводом. (слайд 22)

Только вот у нас нет такого станка. Что же делать. А кажется я придумала. (позвонить в колокольчик) Эй двое из ларца одинаковы с лица. Явитесь передо мной.

Двое из ларца: Здрасьте, будет сделано. (учитель шепчется с ними и они уходят из комнаты и приносят ларец в котором, заготовки сосудов).

Педагог: Но ребята хотят стать мастерами «золотые руки», они хотят научиться делать изделия на гончарном круге, а тут для каждого готовое изделие.

Педагог: Да, вазы уже готовые, но они все одинаковые. Давайте с вами украсим вазы и каждый сделает свою вазу неповторимой, непохожую на все остальные.(слайд 25)

двое из ларца не откажутся присоединиться к нам. (Ребята садятся за столы).

Выполнение творческой работы.

Перед началом работы обратить внимание детей, что глиняные вазы еще не высохли и работать с ними надо осторожно.

1. Правила работы с глиной. (слайд 28)

Лепку выполняй на подкладной доске, не клади глину на парту.

Приготовь баночку с водой.

Глина должна быть без примесей, без комочков.

Не бросай остатки глины на пол.

Работать нужно в специальном фартуке.

Используй инструменты, стеки.

Убери рабочее место, вымой руки с мылом.

Педагог: Глиняную вазу мы видим со всех сторон, поэтому и рисунок на вазе у вас должен быть выполнен по кругу.

Во время творческой работы спросить детей путь, который проходит глина прежде, чем стать керамическим изделием.

Педагог: Ребята давайте вспомним, в как кусочек глины становится красивым керамическим горшком?

Технология выполнения любого глиняного изделия.

Давайте (вспомним о том, как создается любое глиняное изделие. (слайд 29)

1) Добывание глины

2) Подготовка глины для лепки

Как называется приспособление, которое используют для изготовления глиняных изделий? Гончарный круг

Как называют мастеров которые работают на гончарном круге? гончары

Педагог: Вы хорошо потрудились, а главное – творили и выдумывали. Но наша работа еще не закончена. Прежде чем, мы сможем использовать наши работы, что нам необходимо их просушить и отправить «на пожар», т.е. в печь.

Вы сказали, что мои руки станут золотыми, а они стали грязными.

Педагог: Ребята, про какого человека говорят: «У него «золотые руки»».

Ответы детей: Это люди, которые могут превращать самые обыкновенный материал в полезные и красивые вещи.

Педагог: У тебя была обычной формы ваза, а ты смотри, какую красоту сделал? Про тебя теперь можно сказать «Мастер золотые руки»

Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.

Это не последняя встреча с глиной На следующем занятии мы будем лепить Дымковскую игрушку

Источник

Источник