Расследование несчастных случаев связанных с аварией сосудов

Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением

скачать (1166.5 kb.)

Доступные файлы (1):

содержание

  • Смотрите также:
  • РД 03-29-93 Методические указания определяют порядок проведения технического освидетельствования паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением [ документ ]
  • Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (Республика Беларусь) [ стандарт ]
  • Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением [ стандарт ]
  • РД 10-369-00 Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением [ документ ]
  • СА 03-004-07. Расчет на прочность сосудов и аппаратов [ документ ]
  • Правил устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов [ стандарт ]
  • ПБ 10-382-00 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов [ документ ]
  • Билеты. Перечень контрольных вопросов по «Правилам безопасной эксплуатации электроустановок потребителей», «Правила устройства электроустановок» [ документ ]
  • Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды [ стандарт ]
  • Правила устройства и безопасной эксплуатации электрических котлов и электрокотельных [ стандарт ]
  • РД 2730.940.102-92 Котлы паровые и водогрейные, Трубопроводы пара и горячей воды. Сварные соединени. Общие требования [ документ ]
  • Правила устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов [ стандарт ]

1.doc

^

1.4.1. Расследование аварий и несчастных случаев, связанных с эксплуатацией сосудов, работающих под давлением, должно производиться в порядке, устанавливаемом Госгортехнадзором России.

1.4.2. О каждой аварии, смертельном или групповом несчастном случае, которые связаны с обслуживанием сосудов, работающих под давлением, зарегистрированных в органах Госгортехнадзора, их

владелец

обязан уведомить орган Госгортехнадзора и другие организации в соответствии с порядком, установленным Госгортехнадзором России.

1.4.3. До прибытия представителя Госгортехнадзора России для расследования обстоятельств и причин аварии или несчастного случая администрация организации обязана обеспечить сохранность всей обстановки аварии (несчастного случая), если это не представляет опасности для жизни людей и не вызывает дальнейшего развития аварии.

^

2.1.1. Конструкция

сосудов

должна обеспечивать надежность и безопасность эксплуатации в течение

расчетного срока службы

и предусматривать возможность проведения технического освидетельствования, очистки, промывки, полного опорожнения, продувки, ремонта, эксплуатационного контроля металла и соединений.

2.1.2. Для каждого сосуда должен быть установлен и указан в паспорте расчетный срок службы с учетом условий эксплуатации.

2.1.3. Устройства, препятствующие наружному и внутреннему осмотрам сосудов (мешалки,

змеевики

,

рубашки

, тарелки, перегородки и другие приспособления), должны быть, как правило, съемными.

При применении приварных устройств должна быть предусмотрена возможность их удаления для проведения наружного и внутреннего осмотров и последующей установки на место. Порядок съема и установки этих устройств должен быть указан в руководстве по эксплуатации сосуда.

2.1.4. Если конструкция сосуда не позволяет проведение наружного и внутреннего осмотров или гидравлического испытания, предусмотренных требованиями Правил, разработчиком проекта сосуда в руководстве по эксплуатации должны быть указаны методика, периодичность и объем контроля, выполнение которых обеспечит своевременное выявление и устранение дефектов. В случае отсутствия в руководстве таких указаний методика, периодичность и объем контроля определяются специализированной организацией.

2.1.5. Конструкции внутренних устройств должны обеспечивать удаление из сосуда воздуха при гидравлическом испытании и воды после гидравлического испытания.

2.1.6. Сосуды должны иметь

штуцера

для наполнения и слива воды, а также для удаления воздуха при гидравлическом испытании.

2.1.7. На каждом сосуде должны быть предусмотрены вентиль, кран или другое устройство, позволяющее осуществлять контроль за отсутствием давления в сосуде перед его открыванием; при этом отвод среды должен быть направлен в безопасное место.

2.1.8. Расчет на прочность сосудов и их

элементов

должен производиться по НД, согласованной с Госгортехнадзором России. Сосуды, предназначенные для работы в условиях циклических и знакопеременных нагрузок, должны быть рассчитаны на прочность с учетом этих нагрузок.

При отсутствии нормативного метода расчет на прочность должен выполняться по методике, согласованной со специализированной научно-исследовательской организацией.

2.1.9. Сосуды, которые в процессе эксплуатации изменяют свое положение в пространстве, должны иметь приспособления, предотвращающие их самоопрокидывание.

2.1.10. Конструкция

сосудов

, обогреваемых горячими газами, должна обеспечивать надежное охлаждение стенок, находящихся под давлением, до расчетной температуры.

2.1.11. Для проверки качества приварки колец, укрепляющих отверстия для

люков

, лазов и штуцеров, должно быть резьбовое контрольное отверстие в кольце, если оно приварено снаружи, или в стенке, если кольцо приварено с внутренней стороны сосуда.

Данное требование распространяется также и на привариваемые снаружи к корпусу накладки или другие укрепляющие элементы.

Наружные глухие элементы (например, накладки), не работающие под давлением, должны иметь дренажные отверстия в самых низких местах.

2.1.12. Заземление и электрическое оборудование сосудов должны соответствовать правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей и правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей в установленном порядке.

^

2.2.1. Сосуды должны быть снабжены необходимым количеством люков и смотровых лючков, обеспечивающих осмотр, очистку и

ремонт

сосудов, а также монтаж и демонтаж разборных внутренних устройств.

Сосуды, состоящие из цилиндрического корпуса и решеток с закрепленными в них трубками (теплообменники), и сосуды, предназначенные для транспортировки и хранения криогенных жидкостей, а также сосуды, предназначенные для работы с веществами 1-го и 2-го классов опасности по ГОСТ 12.1.007-76, но не вызывающие коррозии и накипи, допускается изготовлять без люков и лючков независимо от диаметра сосудов при условии выполнения требования

п.2.1.4

Правил.

2.2.2. Сосуды с внутренним диаметром более 800 мм должны иметь люки, а с внутренним диаметром 800 мм и менее – лючки.

2.2.3. Внутренний диаметр круглых

люков

должен быть не менее 400 мм. Размеры овальных люков по наименьшей и наибольшей осям в свету должны быть не менее 325х400 мм.

Внутренний диаметр круглых или размер по наименьшей оси овальных лючков должен быть не менее 80 мм.

2.2.4. Люки, лючки необходимо располагать в местах, доступных для обслуживания. Требования к устройству, расположению и обслуживанию

смотровых окон

в

барокамерах

определяются проектной организацией и указываются в инструкции по монтажу и эксплуатации завода-изготовителя.

2.2.5.

Крышки

люков должны быть съемными. На сосудах, изолированных на основе вакуума, допускаются приварные крышки.

2.2.6. Крышки массой более 20 кг должны быть снабжены подъемно-поворотными или другими устройствами для их открывания и закрывания.

2.2.7. Конструкция шарнирно-откидных или вставных болтов, хомутов, а также зажимных приспособлений люков, крышек и их фланцев должна предотвращать их самопроизвольный сдвиг.

2.2.8. При наличии на сосудах

штуцеров

, фланцевых разъемов, съемных

днищ

или крышек, внутренний диаметр которых не менее указанных для люков в

п.2.2.3

Правил, обеспечивающих возможность проведения внутреннего осмотра, допускается люки не предусматривать.

^

2.3.1. В

сосудах

применяются днища: эллиптические, полусферические, торосферические, сферические неотбортованные, конические отбортованные, конические неотбортованные, плоские отбортованные, плоские неотбортованные.

2.3.2. Эллиптические днища должны иметь высоту выпуклой части, измеренную по внутренней поверхности, не менее 0,2 внутреннего диаметра днища. Допускается уменьшение этой величины по согласованию со специализированной научно-исследовательской организацией.

2.3.3. Торосферические (коробовые)

днища

должны иметь:

высоту выпуклой части, измеренную по внутренней поверхности, не менее 0,2 внутреннего диаметра;

внутренний радиус отбортовки не менее 0,1 внутреннего диаметра днища;

внутренний радиус кривизны центральной части не более внутреннего диаметра днища.

2.3.4. Сферические неотбортованные днища могут применяться с приварными фланцами, при этом:

внутренний радиус сферы днища должен быть не более внутреннего диаметра сосуда;

сварное соединение фланца с днищем выполняется со сплошным проваром.

2.3.5. В сварных выпуклых днищах, за исключением полусферических, состоящих из нескольких частей с расположением сварных швов по хорде, расстояние от оси сварного шва до центра днища должно быть не более 1/5 внутреннего диаметра днища.

Круговые швы выпуклых днищ должны располагаться от центра днища на расстоянии не более 1/3 внутреннего диаметра днища.

2.3.6. Конические неотбортованные днища должны иметь центральный угол не более 45°. Центральный угол конического днища может быть увеличен по заключению специализированной научно-исследовательской организации по аппаратостроению.

2.3.7. Плоские днища с кольцевой канавкой и цилиндрической частью (бортом), изготовленные механической расточкой, должны изготовляться из поковки. Допускается изготовление отбортованного плоского днища из листа, если отбортовка выполняется штамповкой или обкаткой кромки листа с изгибом на 90°.

2.3.8. Для отбортованных и переходных элементов сосудов, за исключением выпуклых днищ, компенсаторов и вытянутых горловин под приварку штуцеров, расстояние l от начала закругления отбортованного элемента до отбортованной кромки в зависимости от толщины s стенки отбортованного элемента должно быть не менее указанного в табл.1.

Таблица 1

┌─────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐

│ Толщина стенки отбортованного │Расстояние до отбортованной кромки l,│

│ элемента s, мм │ мм, не менее │

├─────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

│До 5 │ 15 │

├─────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

│Свыше 5 до 10 │ 2s + 5 │

├─────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

│Свыше 10 до 20 │ s + 15 │

├─────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

│Свыше 20 до 150 │ s/2 + 25 │

├─────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

│Свыше 150 │ 100 │

└─────────────────────────────────┴─────────────────────────────────────┘

Скачать файл (1166.5 kb.)

Читайте также:  Узи сосудов авиценна новосибирск

Источник

Порядок организации работ по проведению технического

расследования причин аварии на опасном производственном

объекте, аварии гидротехнического сооружения

9. Техническое расследование причин аварии на опасном производственном объекте, аварии гидротехнического сооружения (далее – аварии) направлено на установление обстоятельств и причин аварии, размера причиненного вреда, лиц, виновных в происшедшей аварии, а также на разработку мер по устранению последствий аварий и профилактических мероприятий по их предупреждению.

При наличии несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом), происшедшего в результате аварии, установление причин несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом) осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ “О безопасности гидротехнических сооружений” и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 декабря 2002 г., регистрационный N 3999; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2003, N 2).

10. Техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем Службы или ее территориального органа. Комиссия по техническому расследованию причин аварии (далее – комиссия по техническому расследованию) назначается в зависимости от характера и возможных последствий аварии приказом Службы или ее территориального органа в срок не позднее 24 часов после получения оперативного сообщения об аварии.

В состав комиссии по техническому расследованию включаются представители:

органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект или гидротехническое сооружение (далее – ГТС);

Читайте также:  Обслуживание и эксплуатация сосудов под давлением

организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, ГТС, собственника ГТС (но не более 50% членов комиссии);

федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

вышестоящего органа или организации (при наличии таковых);

страховых компаний, с которыми организация, эксплуатирующая опасный производственный объект или ГТС, заключила договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

профсоюзных организаций;

других организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При авариях, связанных с выбросом опасных веществ, в состав комиссии по техническому расследованию включается представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области охраны окружающей среды.

В состав комиссии по техническому расследованию должно входить нечетное число членов.

В необходимых случаях в состав комиссии по техническому расследованию могут включаться представители предприятий – изготовителей оборудования (технических устройств), при эксплуатации которого произошла авария.

11. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации могут принимать решение о создании государственной комиссии по техническому расследованию причин аварии, происшедшей на опасном производственном объекте, и назначать председателя указанной комиссии.

12. Техническое расследование причин аварии, связанной с передвижными техническими устройствами (кранами, подъемниками (вышками), передвижными котельными, цистернами, вагонами, локомотивами, автомобилями и т.п.), проводится территориальным органом Службы, на территории деятельности которого произошла авария, а учет аварий производится территориальным органом Службы, в котором эти устройства зарегистрированы.

13. Техническое расследование причин аварии, происшедшей при эксплуатации котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, а также подъемных сооружений, подлежащих регистрации (учету) в соответствующих территориальных органах Службы, но не зарегистрированных (неучтенных) в них, проводится, а также учитывается территориальным органом Службы, на территории деятельности которого произошла авария.

14. Комиссия по техническому расследованию незамедлительно с даты подписания приказа приступает к работе и в течение 30 календарных дней составляет акт технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, гидротехническом сооружении, оформленный по рекомендуемому образцу согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, и готовит другие необходимые материалы, перечисленные в пункте 24 настоящего Порядка.

При наличии несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом), происшедшего в результате аварии на поднадзорном Службе объекте расследование причин несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом) проводится комиссией по техническому расследованию с составлением соответствующих актов. Формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, приведены в приложении N 1 к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73.

15. Акт технического расследования подписывается всеми членами комиссии по техническому расследованию. При отказе члена комиссии от подписания акта расследования к указанному документу прилагается его особое мнение с аргументированным обоснованием отказа.

16. В зависимости от характера аварии и необходимости проведения дополнительных исследований и экспертиз установленный пунктом 14 настоящего Порядка срок технического расследования причин аварии может быть увеличен приказом территориального органа Службы или приказом Службы, назначившими данное расследование, на основании служебной записки председателя комиссии по техническому расследованию, но не более чем на 15 календарных дней.

Читайте также:  Коктейль для очистки сосудов

Копия приказа территориального органа Службы о продлении срока технического расследования причин аварии с указанием причин продления, заверенная руководителем (либо лицом, замещающим его) территориального органа Службы, незамедлительно направляется (факсом, электронной почтой) в центральный аппарат Службы (в управление по соответствующему виду надзора) и в ОДС. Заверенная копия приказа о продлении срока технического расследования причин аварии и обоснование причин такого продления прилагаются к акту технического расследования.

17. В ходе проведения расследования комиссия по техническому расследованию осуществляет следующие мероприятия:

1) производит осмотр, фотографирование (в цвете), а в необходимых случаях – видеосъемку, составляет схемы и эскизы места аварии, протокол осмотра места аварии;

2) взаимодействует со спасательными подразделениями, рассматривает докладные записки участвовавших военизированных горноспасательных частей, газоспасательных служб, противофонтанных военизированных частей и других аварийно-спасательных подразделений, оперативные журналы организации и военизированных горноспасательных частей о ходе ликвидации аварии;

3) опрашивает очевидцев аварии и должностных лиц, получает от них письменные объяснения;

4) выясняет обстоятельства, предшествовавшие аварии, устанавливает причины их возникновения;

5) выясняет характер нарушения технологических процессов, условий эксплуатации оборудования;

6) выявляет нарушения требований норм и правил промышленной безопасности, безопасности ГТС;

7) проверяет соответствие объекта или технологического процесса проектным решениям;

8) проверяет качество принятых проектных решений и внесенных в них изменений;

9) проверяет соответствие области применения оборудования;

10) проверяет наличие и исправность средств защиты персонала;

11) проверяет квалификацию промышленно-производственного персонала поднадзорного Службе объекта;

12) проверяет наличие договора (полиса) обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

13) проверяет качество технической документации на эксплуатацию поднадзорного Службе объекта;

14) устанавливает причины аварии и сценарий ее (его) развития на основе опроса очевидцев, рассмотрения технической документации, экспертных заключений (при необходимости), следственного (технического) эксперимента, результатов осмотра места аварии и проведенной проверки (расследования);

15) определяет допущенные нарушения требований промышленной безопасности, безопасности ГТС, послужившие причиной аварии, и лиц, ответственных за допущенные нарушения;

16) предлагает меры по устранению причин аварии, а также по предупреждению возникновения подобных аварий;

17) определяет в установленном порядке ориентировочный (предварительный) размер причиненного вреда, включающего прямые потери, социально-экономические потери, потери из-за неиспользованных возможностей.

18. Комиссия по техническому расследованию может привлекать к расследованию экспертные организации, экспертов в области промышленной безопасности, общественных инспекторов в области промышленной безопасности, специалистов в области безопасности гидротехнических сооружений и специалистов в области инженерных изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования и в других областях.

Для проведения экспертизы причин и характера разрушений (повреждений) сооружений и/или технических устройств решением председателя комиссии по техническому расследованию могут образовываться экспертные группы, заключения которых прилагаются к акту расследования.

19. Организацией, на объекте которой произошла авария, осуществляется расчет вреда (экономического и экологического ущерба) от аварии, который подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. Расчет вреда осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Расчет вреда прилагается к акту технического расследования.

По поручению председателя комиссии по техническому расследованию представленные документы по расчету вреда, причиненного аварией, могут быть направлены в соответствующие экспертные организации для получения заключения.

20. Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, ГТС, на котором произошла авария.

21. По результатам технического расследования причин аварии в течение 3 рабочих дней руководитель организации издает приказ, определяющий меры по устранению причин и последствий аварии, по обеспечению безаварийной и стабильной работы опасного производственного объекта, ГТС, а также по привлечению к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения требований законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности (безопасности ГТС).

22. Письменная информация о выполнении мероприятий, предложенных комиссией по техническому расследованию, в течение 10 рабочих дней после окончания сроков выполнения каждого пункта мероприятий представляется руководителем организации в территориальный орган Службы и в организации, представители которых участвовали в проведении технического расследования.

Руководителем территориального органа Службы, на подконтрольной территории которого располагается эксплуатируемый объект, информация о выполнении мероприятий в течение 10 рабочих дней направляется в центральный аппарат Службы (в управление по соответствующему виду надзора) и в ОДС.

Источник