Расследование причин аварии сосудов
НовостиВсе новости Нам доверяют | Техническое расследование причин аварий на ОПО – это установление и документальное фиксирование обстоятельств и причин аварии на опасном производственном объекте, определение лиц, ответственных за указанное происшествие, а также разработка мероприятий по предупреждению аналогичных происшествий. Порядок проведения технического расследования причин аварий на ОПО и состав мероприятий в рамках данной процедуры установлен Приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. № 480. Так, согласно п. 6 указанного документа, владелец ОПО (ее руководитель или зам. руководителя), на котором произошла авария, должен провести следующие мероприятия: 1. В течение 24 часов с момента происшествия подготовить оперативное сообщение об аварии (оформленное по образцу из Приложения № 1 к Приказу Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. № 480) и передать его в:
2. Если в результате аварии произошел несчастный случай (тяжелый, групповой, а также со смертельным исходом), направить в указанные выше ведомства:
Обратите внимание – оперативное сообщение об аварии может быть передано по факсу, электронной почте или иным способом, обеспечивающим своевременное информирование заинтересованных лиц о происшедшем. 3. Принять меры по защите жизни и здоровья работников, окружающей среды, а также собственности организации и третьих лиц от воздействия негативных последствий аварии. 4. Принять меры по сохранению обстановки на месте аварии до начала расследования ее причин, за исключением случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации последствий аварии и сохранению жизни и здоровья людей. Если невозможно сохранить обстановку на месте аварии, ее нужно задокументировать (в том числе сфотографировать, подготовить видео- и аудиозапись). 5. Провести мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварии. 6. Принять участие в техническом расследовании причин аварии, принять меры по устранению и профилактике причин, способствовавших возникновению аварии. Порядок организации работ по расследованию причин аварий на ОПОТехническое расследование причин аварий на ОПО имеет целью:
Расследование причин аварии на ОПО проводится специальной комиссией (п. 10 Приказа РТН № 480), которую возглавляет представитель Ростехнадзора или его территориального органа. Комиссия назначается, исходя из характера и возможных последствий аварии, приказом Ростехнадзора (его территориального органа) в срок не позднее 24 часов после получения оперативного сообщения об аварии. В состав комиссии включаются представители:
При авариях, связанных с разрушением сооружений и (или) технических устройств, неконтролируемым взрывом и (или) выбросом опасных веществ, в состав комиссии включается должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль в области охраны окружающей среды. Для уточнения данных о последствиях аварии и уровнях загрязнения могут привлекаться соответствующие эксперты (экспертные организации), аккредитованные в установленном порядке для проведения качественных и количественных измерений. Обратите внимание – в состав комиссии по техническому расследованию должно входить нечетное число членов. Следует учитывать, что расследование причин аварии, связанной с передвижными техническими устройствами (кранами, подъемниками, передвижными котельными, цистернами и т.п.), проводится органом Ростехнадзора, на территории деятельности которого произошла авария. При этом учет указанных устройств производится территориальным органом Ростехнадзора, в котором они зарегистрированы. Особо отмечается, что расследование причин аварии, происшедшей при эксплуатации котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, а также подъемных сооружений, подлежащих регистрации (учету) в Ростехнадзоре, но не зарегистрированных (неучтенных) в нем, проводится территориальным органом ФСЭТАН, на территории деятельности которого произошла авария. Работа комиссии по расследованию причин аварии на ОПОКомиссия приступает к работе незамедлительно с даты подписания Ростехнадзором приказа о проведении расследования аварии. В течение 30 календарных дней (таков нормативный срок расследования) комиссия должна составить акт технического расследования причин аварии на ОПО, оформленный по образцу из Приложения № 3 к Приказу Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. № 480, а также подготовить другие материалы. Акт технического расследования подписывается всеми членами комиссии. При отказе члена комиссии от подписания акта к указанному документу прилагается его особое мнение с аргументированным обоснованием отказа. Следует отметить, что срок расследования может быть увеличен приказом территориального органа Ростехнадзора, назначившим данное расследование, на основании служебной записки председателя комиссии, но не более чем на 15 календарных дней. В ходе расследования причин аварии комиссия осуществляет следующие мероприятия: 1. Производит осмотр, фотографирование (в цвете), а в необходимых случаях – видеосъемку, составляет схемы и эскизы места аварии, протокол осмотра места аварии. 2. Взаимодействует с аварийно-спасательными подразделениями, рассматривает их докладные записки, оперативные журналы о ходе ликвидации аварии. 3. Опрашивает очевидцев аварии и должностных лиц, получает от них письменные объяснения. 4. Выясняет обстоятельства, предшествовавшие аварии, устанавливает причины их возникновения. 5. Выясняет характер нарушения технологических процессов, условий эксплуатации оборудования. 6. Выявляет нарушения требований норм и правил промышленной безопасности. 7. Проверяет:
8. Устанавливает причины аварии и сценарий ее развития на основе опроса очевидцев, рассмотрения технической документации, экспертных заключений, следственного (технического) эксперимента, результатов осмотра места аварии и проведенной проверки (расследования). 9. Определяет допущенные нарушения требований промышленной безопасности, послужившие причиной аварии, и лиц, ответственных за допущенные нарушения. 10. Предлагает меры по устранению причин аварии, а также предупреждению возникновения подобных аварий. 11. Определяет ориентировочный (предварительный) размер причиненного вреда, включающего прямые потери, социально-экономические потери, потери из-за неиспользованных возможностей. Комиссия вправе привлечь к расследованию экспертные организации и экспертов в области промышленной безопасности, специалистов в области изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования и в других областях (п. 4 статьи 12 ФЗ №116). Окончательный расчет вреда (экономического и экологического ущерба) от аварии производит организация-владелец ОПО. Документ подписывается ее руководителем и главным бухгалтером и прилагается к акту технического расследования. По поручению председателя комиссии представленные документы по расчету вреда, причиненного аварией, могут быть направлены в соответствующие экспертные организации для получения заключения. Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии осуществляет организация, эксплуатирующая ОПО. В течение 3 рабочих дней с момента получения результатов расследования руководитель эксплуатирующей ОПО организации издает приказ, определяющий:
Письменная информация о выполнении мероприятий, предложенных комиссией по техническому расследованию, в течение 10 рабочих дней после окончания сроков выполнения каждого пункта мероприятий представляется руководителем эксплуатирующей организации:
Порядок оформления, учета и анализа материалов расследования причин аварий на ОПОПеречень материалов технического расследования причин аварии определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств аварии и может включать в себя: 1) приказ о назначении комиссии по техническому расследованию; 2) акт технического расследования; 3) протокол осмотра места аварии с необходимыми графическими, фото- и видеоматериалами; 4) письменное решение председателя комиссии о назначении экспертных групп и другие решения председателя комиссии; 5) заключения экспертов (экспертных групп) об обстоятельствах и причинах аварии с необходимыми расчетами, графическими материалами и т.п.; 6) докладные записки участвовавших аварийно-спасательных подразделений о ходе ликвидации последствий аварии; 7) протоколы опроса очевидцев и объяснения лиц, причастных к аварии, а также должностных лиц организации, эксплуатирующей ОПО, на которых возложена обязанность по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промбезопасности; 8) заверенные копии протоколов и удостоверений об обучении и аттестации промышленно-производственного персонала ОПО и заверенные выписки из журналов инструктажей по охране труда; 9) справки о размере причиненного вреда и оценке экономического ущерба, в том числе экологического; 10) акт о несчастном случае (тяжелом, групповом, со смертельным исходом) на производстве (при наличии пострадавших); 11) копию договора (полиса) на обязательное страхование ОПО; 12) сведения о нарушениях требований норм и правил промышленной безопасности, с указанием конкретных пунктов соответствующих документов; 13) копию оперативного сообщения об аварии, направленного в Ростехнадзор; 14) справку о причинах несвоевременного сообщения об аварии (при сроке задержки более 24 часов); 15) копию приказа территориального органа Ростехнадзора о продлении сроков расследования причин аварии (в случае, если расследование продлевалось); 16) другие материалы, характеризующие аварию, обстоятельства и причины ее возникновения. К материалам технического расследования прилагается опись всех прилагаемых документов и необходимые фото- и видеоматериалы. Организация, на ОПО которой произошла авария, не позднее 3 рабочих дней после окончания расследования рассылает по одному экземпляру указанных выше материалов:
Документ, подтверждающий направление материалов технического расследования в указанные органы (организации), представляется председателю комиссии. Далее материалы технического расследования причин аварии рассматриваются в территориальном органе и в центральном аппарате Ростехнадзора. По результатам анализа документов ФСЭТАН принимает решение: 1) о согласовании выводов комиссии по техническому расследованию; 2) о мотивированном несогласии с выводами комиссии по техническому расследованию с предложением об их пересмотре; 3) о проведении дополнительного расследования тем же составом комиссии по техническому расследованию; 4) о проведении повторного расследования другим составом комиссии по техническому расследованию. Обратите внимание – учет аварий ведется организацией, эксплуатирующей ОПО, в специальном журнале учета аварий (по рекомендуемому образцу из приложения № 4 к Приказу Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. № 480). Один раз в полугодие при наличии аварий информация о них и причинах их возникновения представляется в орган Ростехнадзора, на территории деятельности которого располагается эксплуатируемый объект. Кроме того, владелец ОПО по мотивированным запросам федеральных органов исполнительной власти или их территориальных управлений, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления должен в течение 3 рабочих дней после получения запроса предоставлять информацию:
|
Источник
В целях профилактики и предотвращения аварий нужно помнить о том, что использование сосудов, работающих под давлением, требует соблюдения определенного комплекса мер для обеспечения их безопасной эксплуатации: конструкция сосудов должна быть надежной, обеспечивать безопасность при эксплуатации и предусматривать возможность ремонта сосудов; конструкция сосудов, обогреваемых горячими газами, должна обеспечивать надежное охлаждение стенок, находящихся под давлением, до расчетной температуры.
Основные причины аварий сосудов заключаются, как правило, в том, что при проведении экспертизы промышленной безопасности обнаруживаются дефекты изготовления сосудов, коррозийное разрушение устройств, а также другие виды повреждений, нарушение технологического режима и правил эксплуатации, неисправность арматуры и приборов.
Как показывает практика, в большинстве своем аварии сосудов, работающих под давлением, происходят из-за дефектов изготовления, в результате срыва болтов и крышек люков, разрыва и выпучивания днищ, а также коррозии и других видов разрушений.
Для того чтобы предупредить аварии сосудов, работающих под давлением, требуется, чтобы материалы, предназначенные для их изготовления и ремонта, имели сертификаты, подтверждающие их соответствие специальным техническим требованиям.
Так, например, конструкция сосудов должна быть надежной, она должна обеспечивать безопасность при эксплуатации, возможность внутреннего осмотра, очистки и ремонта. Сварные швы конструкций должны быть только стыковыми и доступными для контроля при изготовлении, монтаже и эксплуатации сосуда.
Для своевременного выявления дефектов сосудов в процессе эксплуатации и предупреждения аварий проводится техническое освидетельствование перед пуском в работу и при эксплуатации с периодичностью, указанной для котлов.
Кроме того, стационарные сосуды в зависимости от их конструкции и назначения обязательно снабжаются соответствующими контрольно-измерительными приборами, предохранительными устройствами, средствами автоматики, запорной и другой арматурой в целях предупреждения аварий из-за нарушений технологического режима и правил эксплуатации.
Если по каким-либо причинам нельзя применить предохранительные клапаны во избежание аварии, для предупреждения повышения давления в сосуде выше критического используются разрывные предохранительные мембраны. Подобного рода мембраны отличаются простотой конструкции и мгновенным действием. Разрывные предохранительные мембраны представляют собой диск из металла или другого материала, закрепленный в стенке сосуда, работающего под давлением. При давлении, превышающем рабочее не более чем на 25 %, мембрана разрывается, и давление в сосуде падает.
Стоит также помнить, что неисправность приборов контроля и автоматики, запорной и другой арматуры выявляется при проведении их внешних осмотров и контроле в регламентированные сроки. При этом кроме указанных выше приборов также контролируются состояние и работоспособность запорных органов, трехходовых кранов, устройств для выпуска воздуха при заполнении сосудов средой, спуска воды и другой арматуры.
Основные причины аварий сосудов заключаются, как правило, в том, что при проведении экспертизы промышленной безопасности обнаруживаются дефекты изготовления сосудов, коррозийное разрушение устройств, а также другие виды повреждений, нарушение технологического режима и правил эксплуатации, неисправность арматуры и приборов.
Источник