Разновидность какого сосуда получила в честь александра
Цитата сообщения Софи_Марссо
Александрит – камень, названный в честь Александра II
Александрит – редкая ювелирная разновидность минерала хризоберилла. В зависимости от освещения он меняет свой цвет. При дневном свете – изумрудно-голубоватый или травянисто-зеленый, при вечернем и электрическом освещении – красный, малиновый, пурпурный. Александрит – очень твердый самоцвет, обладает высоким светопреломлением и исключительным разнообразием окрасок.
императрица Александра Федоровна,
жена императора Николая I и мать императора Александра II.
в украшениях из александрита
Александрит назван в честь Александра II, русского царя. На Урале был найден густо-зеленый камешек, который поначалу приняли за изумруд, но ночью, при свете свечи он засиял кроваво-красным огнем. Время первой находки минерала в России (1834 г.) совпало с годом совершеннолетия царевича-наследника. Поэтому в 1842 году он получил название в честь будущего царя Александра II. Кроме того, в камне фигурировали цвета военного флота Российской Империи того времени: зеленый и красный.
Первой обладательницей украшений с Александритом стала императрица Александра Федоровна, жена императора Николая Iи мать императора Александра II.
Самоцвет очень редок и поэтому долго не мог войти в моду: о его существовании многие ювелиры были только наслышаны, но не видели. Его редкости способствовало и то, что среди уральских горняков существовало суеверие: если в изумрудной копи встретится александрит – все надежды найти хорошие изумруды – напрасны, поэтому этот редкий камень горняки старались “не замечать” и встречи с ним боялись, дабы не “вспугнуть” изумруд.
Самый большой из ювелирных кристаллов был найден на Урале и весил почти 532 карата. Он был оценен в 25 тыс. рублей. Рабочему с прииска надо было бы работать 50 лет, не тратя ни копейки, чтобы заработать на эту драгоценность. Покупателя на него не нашлось, и столь редкая находка была разделена на несколько кусков.
Мистической игрой цвета выделяется александрит среди своих именитых родственников – бериллов: изумруда, аквамарина, гелиодора. А секрет зелено-красного камня-притворщика – присутствие примесей хрома. Свойство изменять цвет, твердость и редкость ставят александрит в ряд самых дорогих драгоценных камней. Эти «двуликие Янусы» ценятся наравне с алмазами и изумрудами.
Образцы высокого ювелирного качества весом более 3-5 карат чрезвычайно редки. Лучшими в мире считаются уральские камни. Особенно красив, редок, а потому и дорог александрит с эффектом «кошачьего глаза».
Способ выращивания александрита открыли Новосибирские ученые, и это позволило ювелирам более широко использовать этот прекрасный камень в своих работах. Сейчас их гранят в бриллиантовую и ступенчатую формы, что позволяет лучше всего раскрыть все достоинства драгоценного камня.
Существует поверье среди любителей азартных игр, что кольцо с александритом – надежный талисман: он обеспечивает выигрыш. В Индии его называют “камнем процветания”, он символизирует успех и долголетие.
В Европе самоцвет считался символом влюбчивости и одновременно – ревности, чему способствовала смена его цветности от спокойного зеленого к красному цвету ярости…
Появление в камне желтого цвета – предвестник грядущих проблем для владельца. На его руке перстень с александритом живо реагирует на любую житейскую неурядицу. Издавна считалось, будто кольцо с александритом предохраняет своего хозяина от алкоголя, а серьги с ним очистят кровь и укрепят сосуды, предохранят от кожных болезней.
Это достаточно трудный самоцвет, притягивающий испытания, поэтому подходит только сильным духом людям. Того, кому принадлежит кольцо с ним, ждет удача, победа и благотворное влияние этого чудесного камня.
Софи Марссо
Серия сообщений “Драгоценности Романовых”:
Часть 1 – Волшебство ФАБЕРЖЕ
Часть 2 – Пасхальные яйца Фаберже, которые купил Виктор Вексельберг
…
Часть 12 – Драгоценности Романовых. Ларец вдовствующей императрицы Марии Федоровны
Часть 13 – Аметисты из коллекции русской императрицы Екатерины II
Часть 14 – Александрит – камень, названный в честь Александра II
Часть 15 – Диадемы российских императриц , европейская мода 18-начала 20 вв. и национальные традиции
Часть 16 – Карл Фаберже|Пасхальные шедевры (I)
…
Часть 46 – Утраченные драгоценности дома Романовых
Часть 47 – Сокровища Романовых. Утраченное и сохраненное.
Часть 48 – “Портрет неизвестной” опознали как дочь императора Павла I – по рубиновому драгоценному убору
Источник
Цитата сообщения PKFNF
Сосуд для питья…|Антиквариат.
Любуясь своеобразной русской посудой во всем своем многообразии, богатстве и красоте, невольно вспоминаешь строки пушкинских стихов:
В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана,
И мед из тяжкого стакана
За их здоровье выпивал.
Не скоро ели предки наши,
Не скоро двигались кругом
Ковши, серебряные чаши
С кипящим пивом и вином.
Они веселье в сердце лили,
Шипела пена по краям,
Их важно чашники носили
И низко кланялись гостям.
Столовая посуда при царских и княжеских дворах на Руси в XVI-XVII веках в большинстве своем была серебряная и золотая.Естественно золотая и серебряная посуда, украшенная драгоценными камнями и жемчугом, была только у знати. Однако посуда, которой пользовались простые люди, имела точно такую же форму, хотя изготовляли ее из менее благородных материалов – дерева и глины. Посуда из драгоценных металлов, хрусталя, стекла и перламутра составляла богатство дома, и занимала после икон едва ли не первое место в убранстве жилища. Столовая посуда являлась предметом щегольства и при всяком удобном случае выставлялась напоказ как свидетельство достатка хозяина.Особенно пышно обставлялись пиры и приемы. Всем известна фраза “закатить пир на весь мир”.
все изображения кликабельны*
К.Е.Маковский 1883 г._Боярский свадебный пир в 17веке.
Ковш
Ковш Ивана Грозного 1563 год. Золото, чернь, сапфиры,жемчуг.
Ковш серебряный, частично позолоченный конец 16-начало 17 века
Доброе угощение на Руси издавна было принято сопровождать хмельным питием. Обычай этот шел еще со времен языческих, и Владимир Красное Солнышко прославился достопамятными словами: “Руси есть веселие питии, не может без того бытии”.Наиболее распространенный на Руси хмельной напиток мед пили из ковшей.Предполагают, что ковши происходят с Севера Руси. Древние ковши вырезались из дерева и имели вид старинных лодий или водоплавающих птиц – лебедей, гусей, уток. Первые металлические ковши, по мнению некоторых исследователей, были изготовлены в XIV веке новгородскими мастерами.
Корчик
Корчик 17 век .Русская эмаль .Новгород XVII век.
Серебро, чеканка, резьба, литье,драгоценные камни.
Миниатюрные серебряные корчики, предназначенные для питья крепких напитков, получили широкое распространение в русском быту. Они появились на Руси в XVII веке с появлением первых крепких напитков – коньяка и водки. Своей формой корчик близок к традиционному русскому ковшу и, подобно ему, восходит к образу водоплавающей птицы. Внутренние и наружные стенки корчика обильно украшались чеканным рисунком в виде изображений обитателей морского дна, фигурок зверей и птиц, гербовых орлов. Приподнятый носик заканчивался литым шариком, бутоном или маскароном – скульптурным украшением в виде лица человека или головы животного, срезанного сзади и напоминающего маску. По венцу корчика часто вырезались надписи с именем владельца, пожеланием здоровья или нравоучением.
Чарка
Чарка Петра 1 которую он выточил собственноручно и подарил ее Матвею Гагарину московскому губернатору. 1709 г.
Чарка золотая, украшена чернью, эмалью по оброну и жемчужиной. 1515 год
Чарка 1704 г.
Чарка серебро 1700 г.
Чарка, круглый сосуд для питья, относится к старинной форме посуды, издавна бытовавшей на Руси. В них наливали крепкий напиток – “государево винцо”, как его называли в те времена. Чарки изготавливались из серебра и других металлов. Украшались чеканными растительными узорами, изображениями птиц и морских животных. Нередко орнамент покрывал тулово и поддон чарки. По венцу делались именные надписи.В 17 веке форма чарок меняется. Они становятся более высокими, с узким дном. Особое внимание уделяется декору. Чарки украшаются драгоценными камнями, разноцветной эмалью. Большое распространение в ХVII веке получили чарки, изготовленные из перламутра и различных пород камней – сердолика, яшмы, горного хрусталя, часто в серебряных оправах с драгоценными камнями. Такие чарки ценились очень высоко.
Чарка меду.К.Е.Маковский
Чаша позолоченная 17 век.
Чаша, древнейший глубокий питьевой сосуд без рукояти, бытовал на Руси в ХI-XVIII веках. В слово “чаша” на Руси вкладывался не только предметный смысл, оно означало и обычай провозглашения за праздничным столом здравиц – заздравных чаш. Пить заздравную чашу значило произнести тост за чье-либо здоровье или в чью-то честь. За здоровье государя пилась “государева” чаша, за здоровье патриарха “патриаршья чаша”, в честь Богородицы – “Богородицына чаша” и т.д.В первой половине XVII века форма и художественное оформление чаш явно меняются. Они становятся более высокими, помещаются на поддон. Большое внимание уделяется декору. Чаши украшаются разноцветными эмалями, драгоценными камнями.
Братина
Clinton Broyles
С древнейших времен в России существовал обычай провозглашения за пиршественным столом “заздравной чаши”. В глубокой древности в XI столетии в монастырях после трапезы пили три чаши: во славу Бога, в четь Богородицы, за здоровье князя. Этот обычай существовал также при великокняжеском, а позднее при царском дворе, нося название “чин чаши”.Для “чина чаши” выполнялись особенно нарядные шарообразные сосуды-чаши на небольшом поддоне, иногда с крышкой. Во время застолья их передавали от соседа к соседу, братаясь таким образом. Отсюда их и название – братины. Первые письменные упоминания о братинах относятся к XVI веку, но в наиболее многочисленных экземплярах до наших дней дошли братины XVII века. Их делали из золота, серебра, камня кости и даже из кокосового ореха, в драгоценных оправах. Поверхность тулова украшалась чеканным или гравированным растительным орнаментом, декорировалась клеймами и “ложками”, эмалью, черневым рисунком с изображением библейских сюжетов. Крышка братины имела форму шлема или купола церкви.Наиболее интересная часть братины – орнамент и надписи, идущие по венцу. Обычно это имя владельца, какое-либо мудрое изречение или нравоучение. Например, наиболее часто встречаются надписи:”Братина добра человека питии из нея на здравие…”, “Безвинно вино, да проклято пьянство”.Братины употреблялись и как поминальные чаши, их наполняли сытой – водой с медом, и ставили на могилы и гробницы.
Ендова
К братине близок еще один тип посуды – ендова, который широко употреблялся в быту до конца XVII века. По форме она представляла собой сосуд в виде широкой братины с носиком по венцу.Ендовы изготавливались из серебра или меди: тулово украшалось чеканными “ложками” и растительными узорами, на венце располагались надписи. Ендова употреблялась как столовая посуда. В ней приносили к столу напитки – пиво, брагу, мед – и разливали их в питьевые сосуды. Ендовы были разного размера и вмещали в себя от двух-трех до двенадцати литров. В праздничные дни нарядно одетые хозяйки с ендовами в руках у своих изб угощали прохожих напитками.
Ставец
Среди древнерусской посуды встречаются небольшие цилиндрические чаши с крышками,называвшиеся ставцами.Назначение такой посуды до настоящего времени точно не выяснено. Известно, что деревянные ставцы предназначались для жидкой пищи: щей, ухи, взвара (компота). Ставцы широко применялись в монастырях. Существовала даже поговорка “сколько старцев, столько ставцев” или “каждому старцу по ставцу”. Для царского и боярского быта их делали из серебра и использовали для десерта.Ставец был персональной посудой. Так Петру I принадлежал ставец в виде серебряной золоченой чаши с крышкой, украшенной чернью. Поверхность ставца покрыта резьбой с изображением золоченых двуглавых орлов. По венцу имеется надпись: “Великого государя и великого княза Петра Алексеевича всея великие и малые и белые России Самодержца”.
Кубок
С древних времен известна на Руси еще одна форма посуды – кубок, старинный сосуд для вина. Форма кубков была различной и определялась формой тулова: в виде стакана, колокола, братины, различных видов плодов: тыквы, кисти винограда и т.д. Существовали фигурные кубки в форме птиц, животных. Стояны кубков делались в виде ножки, литой человеческой фигурки, дерева, обвитого ветвями, балясины (столбика). Поддон имел форму перевернутой чаши или блюдца. Кубки почти всегда были с подъемными крышками. Изготавливались кубки из золота, серебра, украшались рельефным, литьевым и гравированным, эмалевым орнаментом, накладными медальонами, драгоценными камнями. На крышках кубков помещались литые фигурки. Упоминаются кубки из цветных камней, кокосовых орехов, перламутровых раковин, рогов различных животных, из капа – древесного наплыва. Такие кубки часто искусно оправлялись серебром, украшались драгоценными камнями.До XVII века на Руси бытовали кубки преимущественно иностранной работы, которые привозились из Европы купцами или иностранными гостями в качестве подарков или дипломатических даров.В России кубки появились преимущественно во второй половине XVII века,русские мастера начинают создавать сосуды, в формах которых ощущается влияние западноевропейской утвари. Их преподносили к семейным торжествам, юбилейным датам, а так же при восшествии на престол. Серебряные кубки составляли гордость владельцев, их выставляли в поставцах на пирах напоказ иностранным гостям и послам.
Clara Peeters
Стакан
Высокие стаканы, расширенные в верхней части, издавна бытовали на Руси. Они изготавливались из олова, меди, серебра. Стаканы ХVI- ХVII веков были с сильным раструбом стенок. Стеклянные и хрустальные стаканы появились на Руси в ХVII столетиях. Постепенно форма их менялась, приобретая форму цилиндра, иногда на ножках-шариках. Серебряные стаканы XVII века украшались резным и черневым орнаментом из вьющихся стеблей с крупными цветами, изображением фруктов, ягод, связок плодов.
К.Е.Маковский
Кружка
Русские мастера начали изготавливать кружки в конце XVII века, до этого времени в России пользовались только привозными европейскими кружками. Форма и оформленные кружек были заимствованы русскими мастерами у иностранных мастеров. Украшались кружки резными и рельефными чеканными изображениями сцен из античной и светской жизни, пейзажами, растительными мотивами. Для отделки в тулово кружки вставлялись монеты или пластинки из слоновой кости. Крышки кружек украшались чеканкой и литыми фигурками. По верхнему ободу располагался расписной венец.
К.Е.Маковский
Продолжение следует…
Источник
Древняя Греция подарила человечеству величайшее культурное наследство. Археологические раскопки открывают для нас всё новые и новые произведения древнегреческого искусства.
Нетронутой невестой тишины,
Питомица медлительных столетий, —
Векам несешь ты свежесть старины
Пленительней, чем могут строчки эти.
Какие боги на тебе живут?
Аркадии ли житель, иль Темпеи
Твой молчаливый воплощает сказ?А эти девы от кого бегут?
В чем юношей стремительных затея?
Что за тимпаны и шальной экстаз?…(перевод Ивана Лихачева «Ода греческой вазе»)
Как назывались кубки для вина в древней Греции?
Канфар (греч. kantharos) — кубок на высокой ножке с двумя вертикальными ручками. Этот сосуд для питья украшенный росписью, использовался в культовых ритуалах для жертвоприношений богу Дионису. Самого бога вина и виноделия Диониса всегда изображали с конфаром в руке.
Киаф (др.-греч. κύαθος; лат. Kyathos — черпак) — сосуд похожий на современную чашку, с одной большой, возвышающейся над кромкой сосуда ручкой. Киаф использовали для зачерпывания вина или воды. Объём киафа равен 0,045 литра.
Килик (греч. kýlix — келих, кубок, чаша), изящная плоская чаша для питья на невысокой ножке с двумя тонкими горизонтальными ручками у края. (в нем. яз. kelich, пол. kielich, укр. келих)
Мастос (лат. mastos) — древнегреческий сосуд для вина, по форме, напоминающей женскую грудь. Мастос – застольная чаша, которую невозможно было поставить на стол, не осушив её до дна.
Скифос—керамическая чаша для питья на низкой ножке и двумя горизонтально расположенными ручками, его также называют кубком Геракла, которого скифы и этруски называли своим прародителем. Выражение «давай выпьем по-скифски» у греков означало пить вино не разбавленное водой. Скифос использовался римлянами как мера жидкости (0,27 л. – котила (kotyle) – ед. измерения ёмкости).
Ритон— керамический или металлический древнегреческий сосуд для вина воронкообразной формы в виде головы животного или человека, использовался на пиршествах, или в сакральных ритуалах. Ритон схож по форме с рогом изобилия, но с одной ручкой.
Как назывались вазы в Древней Греции?
Алабастрон (лат. Alabastron) – небольшой изящный, вытянутый сосуд грушеобразный формы с округлым дном, для хранения ароматических масел и жидкостей, использовался преимущественно женщинами. Мужчины пользовались шаровидными арибаллами. Алабастроны, украшенные изображениями рыб, осьминогов и птиц, нашли при раскопках некрополей дворцов Кносса и Феста на острове Крит.
Амфора (др.-греч.«сосуд с двумя ручками») — античный сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками, часто с острым коническим дном. Объём амфоры составляет от 5 до 50 литров. Амфоры использовали для хранения или транспортировки оливкового масла или вина. Амфора служила мерой объёма: амфора = 26,03 литра, а также и счётно-денежной единице. Амфоры использовались как урны для голосования или как урны для захоронения праха.
Амфора Панафинейская чернофигурная , украшалась росписью сцен спортивных игр и единоборств атлетов, вручалась победителю спортивных состязаний и появилась в Афинах в 566 г.до н.э. Панафинейские амфоры, наполненные маслом, вручали в качестве приза победителям на Панафинейских играх (лат. Panathenaia) самых крупных религиозно-политических празднествах, которые проводились в Афинах в честь покровительницы города богини Афины.
Амфориск — «маленькая амфора» для хранения ароматических и косметических масел.
Арибалл — в небольших сосудах шаровидной формы хранили ароматические масел, которыми растирались в бане, перед выступлением на спортивной площадке (палестре) 7—6 вв. до н. э. Арибалл украшали орнаментальной росписью, и рисунками с сюжетами из древнегреческой мифологии. Арибалы делали в виде небольших скульптурных животных, рыб, птиц, воинов, атлетов, или отдельных частей тела, ноги, руки, головы. Спортсмены часто прикрепляли совсем маленький, арибалл, как талисман, на кожаном ремешке к запястью. Говорят, такой талисман приносил атлетам удачу.
Аскос, аск (лат. askos) — сосуд округлой формы с ручкой, соединяющей два носика, из которых можно наливать масло в лампу, использовался для хранения масла и заправки масляных ламп.
Гидрия (греч. hydria, от hydor — вода), другое название — Кальпида, древнегреческий сосуд с высоким и узким горлом для переноски и хранения воды. Гидрия имеет три ручки: две горизонтальные по бокам гидрии, за которые её удобно поднимать и поддерживать при переноске на плече, и одну вертикальную ручку, при помощи которой гидрия легко наклонять. По форме гидрия напоминает амфору, но её яйцевидная форма сильно расширена вверху, а горло уже. Гидрии носили на голове или на плече.
Гуттус, гут (лат. Guttus) — сосуд для дозирования жидкости (масла или воды) по каплям. Гуттус изготавливался из различных материалов и служил в качестве жертвенного сосуда.
Динос (лат. Dinos) – большой округлый сосуд по форме похожий на человеческую голову. Динос использовался для смешивания вина с водой.
Динос устанавливался на высокой подставке, как на постаменте.
Калаф ( Kalathos) — керамический сосуд схожий с корзиной в форме цветка лилии, использовавшаяся древнегреческими женщинами на различных работах. Изготовляли его из глины, дерева, благородных металлов. Калаф посвящён богине Деметре и Афине. Калаф был символом изобилия в празднествах и являлся символом цветочной корзины Персефоны — богиня плодородия и царства мёртвых.
Кернос — керамический сосуд с чашечками на венчике, похожими на рога (на санскрите: Крно — k̑r̥no — рог) Возможно, в древности Кернос использовался в ритуальных целях в восточной части Средиземного моря.
Кратер (др.-греч. «смешиваю») —большой сосуд с широкой горловиной и двумя ручками. Предназначался для смешивания вина с водой. Пить неразбавленное вино, по мнению греков, могли только варвары.
В Микенах найден глиняный «Кратер воинов» XII века до н. э. На Кратере изображены уходящие воины, вслед которым смотрит женщина, благословляя их на сражение. Кубковый кратер использовался в паре с Псиктером.
Оксибафон, оксибаф (греч. oxybaphon) – сосуд для вина, похожий на большой кратер с расширяющимся, в виде колокола, горлом и с двумя горизонтальными ручками или с валютообразными ручками (voluta — завиток, спираль).
Лагинос — небольшой сосуд плоский по форме и с узким горлом для хранения ароматических масел.
Лебес гамикос (др.-греч. Lebes gamikos, или «брачный lebes» (во множественном числе — lebetes gamikoi) — «свадебный лебес») или большая свадебная ваза — глиняный сосуд округлой, как чрево, формы и двумя высоко возвышающимися ручками. Устанавливалась на высокой подставке, обязательно накрыта изящной высокой крышкой. Лебес гамикос украшали тайными (сакральными) знаками плодородия и преподносили в подарок невестам на свадебных торжествах. Возможно, использовался в ритуальных окропления водой невесты.
Лекана — плоская чаша с крышкой и двумя горизонтальными ручками по бокам, она служила для хранения приготовленной еды. Слово Лекана происходит из ведического санскрита, от корня Лач, лакчати — lach, lacchati – лакать.
Леканида — маленькая лекана с крышкой и двумя горизонтальными ручками по бокам, она служила для хранения небольшой порции приготовленной еды.
Лекиф, высокая цилиндрическая ваза с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялся для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании.
Лидион — сосуд без ручек сферической, округлой формы с узкой конусообразной ножкой и широким горлышком с горизонтальным ободом. Лидион использовался для хранения благовоний.
Лутрофор – высокий сосуд для воды сильно вытянутой формы и узким горлом, предназначался для предсвадебного омовения. На лутофоре изображена сцена из древнегреческой мифологии «Суд Париса». Парис изображён в традиционной древнерусской одежде с бармами на плечах и шапке, просто сказочный царевич, отвечающий на вопрос красавиц: «Я ль на свете всех милее, свех румяней и белее?». Существовал обычай класть Лутрофор в могилу, если умирал молодой человек, не вступивший в брак.
Несторида (лат. Nestoris) — ваза с высокими, тонкими ручками, прикрепленными к горлышку и опирающимися на бока. Сосуд по форме и размерам похож на амфору, но использовалась в ритуальных целях.
Ойнохойя — «кувшин для вина» с одной ручкой и круглым или венчиком в виде трилистника, напоминающего лист клевера. Виночерпии искусно разливали из «вазы с тремя носиками» вино сразу в три сосуда, он мог ниливать вино прямо, налево и направо. Первые ойнохойи характерны для крито-минойской культуры Древней Греции.
Ольпа (лат. Olpa) — древнегреческий кувшин с одной боковой вертикальной ручкой. Ольпа предназначалась для хранения и разлива вина, оливкового масла, благовонных масел.
Острокон с именем «Кимон сын Мильтиадо». 461 год до н.э. Мильтиад (греч. Μιλτιάδης) — знаменитый греческий п?