Ребенок что пустой сосуд

Ребенок что пустой сосуд thumbnail

Сегодня родителям предоставлена свобода выбора – есть разные детские учреждения, школы с многочисленными уклонами, гимназии и пр.; существует система платного частного обучения и бесплатного – государственного. Ребенок может находиться под наблюдением обычного участкового врача или оплачиваемого специалиста; женщина вправе выбирать тип роддома и способ родов. На первый взгляд, это должно радовать и успокаивать, но зачастую это оборачивается растерянностью и неверием в предлагаемые услуги. Во-первых, далеко не каждой семье под силу оплатить дорогое образование или медицинское обследование. Во-вторых, многих настораживает ориентация педагогов и медицинских работников на иностранные образцы, которые далеко не всегда подходят нам, иной раз прямо противоречат сложившимся взглядам, привычкам и национальному самосознанию.

Наконец, последнее время мы столкнулись с еще одним явлением, чреватым самыми непредсказуемыми последствиями: появилось великое множество доморощенных целителей, «специалистов» по разным магическим «наукам», официально предлагающих на страницах печатной продукции свою помощь во всех случаях жизни. Столь же многочисленным и разнообразным представляется и институт всякого рода репетиторов, воспитателей, создателей клубов, кружков, групп по обучению детей и их творческому, эстетическому развитию. Спору нет, в этих областях есть прекрасные специалисты, честные и умные люди, но, согласитесь, халтуры и безграмотности, авантюризма и эгоистического стремления хорошо зарабатывать при полной безответственности тоже хватает.

Есть еще одно не менее настораживающее обстоятельство. Зачастую современная молодая женщина стремится, как можно раньше получить свободу от домашних дел, в том числе и от воспитания собственных детей, перекладывая это на кого-то другого. Хорошо ли это? Дла карьеры женщины, разумеется, хорошо. Для ребенка – плохо, если не пагубно. В этом смысле народная культура была гораздо добрее к малышу и при всей своей наивности и в чем-то примитивности в главном была, безусловно права. Мать и дитя – единое целое, и искусственно разрывать это единство – значит, наносить вред, как ребенку, так и матери.

Русское крестьянство – в течение веков выработало оптимальную систему воспитания и обучения детей, подростков, молодежи. Апробированная и «узаконенная» многими поколениями система представляла собой пестрое, многослойное, сложное, в чем-то и противоречивое целое. Она должна была обеспечить передачу жизненно необходимых трудовых навыков, знаний о природе, человеке, окружающем мире. Целью неписаной народной педагогики было овладение правилами обыденного и обрядового поведения, приоритетным считалось знание традиционной культуры своего края, народа, общины, семьи; предполагалось также привить умение правильно использовать досуг. Эта система готовила и к созданию семьи, и к воспитанию полноценных членов социума.

Ребенок, с точки зрения наших предков, должен бал полностью овладеть тем минимумом знаний и умений, который помог бы ему стать полноценным членом общества.

По сути ребенка надо не столько учить (в узком смысле слова, т.е. «пичкать» знаниями), сколько раскрывать перед ним мир, заразить желанием познать этот мир и найти в нем место, наиболее соответствующее каждой индивидуальности. Кто-то из мудрецов сказал однажды: «Ребенок – не пустой сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь».

Воспитание словом

В традиционной культуре широко применялись и словесные приемы воспитания. Считалось, что ребенок должен не просто расти в соответствии со своей природой (как дерево или травинка), его надо и «доделывать» через слово, движение, вводя тем самым в мир человеческой культуры.

Игрушки в жизни ребенка

Мир народной игрушки

Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего – очень заметного – места.

Красноречивы находки отечественных археологов. На территории расселения восточных славян обнаружены деревянные лодочки, погремушки, волчки, коньки, птички, мечи, даже детские музыкальные инструменты – дудочки, трещетки, жужжалки.

Факт, что игрушки всегда сопровождали детство,- неоспорим. Как неподлежит сомнению и то, что мелкая пластика (игрушки в том числе) выполняла в прежние времена гораздо более значимые функции и использовалась в культуре гораздо разнообразнее.

Сегодня исследователи выделяют несколько типов игрушек, классификацию их по различным признакам. Не углубляясь в научные рассуждения, отметим основные типы. Прежде всего, это образная игрушка воспроизводит вещный мир взрослых, их труд, быт, предметы материальной культуры. Выделяется дидактическая игрушка, не имеющая прямых аналогов в природе и реальной жизни людей,- погремушки, жужжалки, головоломки. Существуют игрушки плоские и объемные, натуралистические и символические (даже вполне абстрактные), игрушки одинарные и употребляемые только или преимущественно в наборе (кубики, лото, солдатики, посуда); игрушки готовые и те, что следует собрать своими руками (конструкторы, картинки из деталей). Особый разряд составляют так называемые моторные игрушки – мячи, волчки, палочки, скакалки; они рассчитаны и на индивидуальные, и на коллективные подвижные игры.

В месте с тем надо помнить, что игрушка – не просто развлечение, средство физического развития и обучения, прежде всего игрушка – это культурный объект. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходит включение в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, представлениями о праве, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах.

Читайте также:  Где можно сделать узи сосудов нижних конечностей в курске

Дети в игре производили почти все жизненные ситуации. Они играли в свадьбу, прием гостей, в похороны и рождение младенца. Несомненно, это приобщало их к традиции, закладывало определенные моральные устои, вводило в обрядовую культуру. Ведь, изображая обряд, дети запоминали порядок ведения его, правильное использование вещей в том или ином ритуале, наконец, усваивали словесно-музыкальную сторону: подражая взрослым и перенимая текст, мелодию от более старших участников игры, дети овладевали основным обрядовым репертуаром, манерой пения, искусством причитания, своеобразной обрядовой пластикой и пр.

Детские игры в обряды наделялись в особых контекстах магической силой. Если замечали, что игра в свадьбу устраивается возле дома, где есть невеста на выданье, это всячески поощряли, пологая, что дети могут как бы накликать, спровоцировать настоящую свадьбу. Если же дети начинали играть в похороны у одного из углов избы, их старались отогнать подальше, отвлечь на другие занятия, поскольку в этом случае игровое поведение детей рассматривали как вещее предзнаменование.

Эмоциональное воздействие игрушек

Хорошо известно, что игрушка обладает большим эмоциональным воздействием на ребенка. Но чтобы эмоциональное воздействие было положительным, следует знать, что делает игрушку (для каждого возраста, особенно для младенца и малыша двух-пяти лет) эмоционально привлекательной, желанной, что вызывает у ребенка удовольствие от общения с ней. Важен и размер игрушки. Вероятно, многие сталкивались с тем, что большие (а в глазах ребенка поистине огромные) игрушки, натурально воспроизводящие человека или животного, пугают ребенка. Конечно, никто не станет специально подбирать игрушки одного («правильного») размера, но нельзя все же забывать о том, что одна из главных привлекательных черт игрушки состоит в ее сомасштабности ребенку.Только в этом случае она выполняет главную свою функцию – приближает к ребенку окружающий мир, позволяет говорить с этим миром на «ты», помогает самоутверждению маленького человека, удовлетворяет естественному стремлению чувствовать себя большим среди маленьких и возлагает на себя ответственность за них.

Все мы, снабжая ребенка игрушками, хотим, чтобы они доставляли ребенку радость, были близки ему. Но далеко не всегда достигаем этого.

Нередко молодые родители, покупая игрушку для своего ребенка, сами того не осознавая, ориентируются на свой вкус, не очень задумываясь о том, что не всякая игрушка подходит определенному возрасту. Более того, сегодня, зайдя в любой магазин, видишь, что большая часть представленного игрушечного товара рассчитана на взрослого покупателя, а не на ребенка. Часто игрушки не отвечают своему прямому назначению: с ними нельзя играть, на них можно лишь смотреть, любоваться ими. Далеко не все они по цветовой гамме, сложности, размерам соответствуют тому возрасту, на который указывает рекомендация производителя. Они не учитывают психологии ребенка, не отвечают элементарным требованиям, которые, кстати, давно интуитивно соблюдались традиционным искусством и сейчас хорошо известны специалистам по детской психологии, работникам детских дошкольных учреждений, а также тем, кто занимается в разного рода кружках и студиях с младшими школьниками.

Игрушка – средство и объект игры, именно она задает игре сюжет. И главная роль здесь принадлежит игровому образу. На стадии манипулятивной игры в младенческом возрасте (т.е. игры с предметами) этого не происходит, здесь важны телесные, сенсорные ощущения, положительные чувственные впечатления, эмоциональная привлекательность. Но уже с трехлетнего возраста игрушка в глазах ребенка наполняется символическим смыслом. Вокруг нее выстраивается удивительный мир детской фантазии и подражания взрослым. Игрушка становится тем важнейшим объектом, на который ребенок проецирует свой мир и который начинает выполнять необходимую для ребенка роль посредника между внешним и внутренним миром.

Трудовое воспитание детей

Трудолюбие издавна занимало одно из центральных мест в системе человеческих ценностей, рассматривалось как добродетель, во многом обеспечивающая благополучие в дальнейшей жизни. Труд, уважение и достаток в народном сознании были взаимосвязаны понятиями. Трудовое воспитание детей предусматривало не только обучение их всем необходимым для крестьянской жизни навыкам, но и формирование у ребенка особого отношения к труду как к жизненно необходимому средству существования и как к внутренней, нравственной потребности человека. Обучение детей трудовой деятельности проходило по хорошо продуманной, отшлифованной многими поколениями системе. Объем нагрузки и воспитательные меры соответствовали возрасту ребенка, его потребностям и возможностям в каждый период времени. 

Установка на труд в младенческом возрасте

Приобщение ребенка к трудовой жизни семьи начиналось очень рано, буквально с младенчества формировалось осознание труда как неотъемлемой и естественной части жизни. В крестьянстве вся жизнь семьи проходила на глазах детей. Малыш, передвигающийся по дому в «ходунке», не только осваивал жизненное пространство дома, но и усваивал порядок, заведенный в семье, наблюдал за распределением обязанностей между ее членами, правилами поведения и многим другим.

Патриархальный мир семьи, в котором рос ребенок, отражен в разных фольклорных жанрах, но, пожалуй, первыми произведениями устной культуры, адресованными непосредственно ребенку, были колыбельные песни, и уже в них нередко встречаются картины обыденного поведения, хозяйственной деятельности ближайших родственников, трудового ритма семьи.

Издавна повелось, что в крестьянской семье существовало строгое разделение «мужских» и «женских» ролей.

Читайте также:  Атеросклероз сосудов нижних конечностей последствия болезни

Поскольку в народном понимании женщина – это прежде всего мать, хранительница очага, в ее обязанности входило вести домашнее хозяйство, организовывать семейный уклад, воспитывать детей. Кроме того, на женщине лежали работы, связанные с обработкой льна и изготовление одежды для семьи; она должна была уметь прясть, ткать и шить. В традиционном обществе статус женщины-матери был очень высок.

Мужчина же всегда воспринимался как глава семьи, ее опора и основа. Главная «мужская» забота – обеспечить благосостояние семьи, представлять семью на сельских сходках; на мужских плечах была и самая тяжелая работа по дому и хозяйству.

В соответствии с этим формировались и основные задачи воспитания детей в семье (в том числе и трудового).

Девочку нужно было прежде всего обучить тем видам работ, которые предстоит выполнять женщине, хозяйке дома, матери. Она должна была уметь прясть, ткать, шить, стряпать, няньчить детей и пр.

Установка на «женскую долю» задавалась еще при рождении. Напомним о существовании обычая перерезать пуповину девочки на гребне, прялке или веретене, чтобы она была искусной пряхой. Прялка использовалась и в обряде размывания рук: стоя одной ногой на ней, повитуха как бы задавала девочке нужные качества.

Новорожденный мальчик при рождении также получал «профессиональное» напутствие: повитуха перерезала его пуповину на каком-нибудь «мужском» инструменте – топорище или колодке для плетения лаптей, – чтобы задать ему в будущем качества хорошего работника. Немаловажным было и то, что в будущем мальчик должен стать главой семьи, добытчиком, кормильцем, опорой отцу-матери.

Принципы обучения детей труду

Как целенаправленный сознательный процесс, трудовое воспитание начиналось с семи-восьми лет, когда ребенок вступал в следующую возрастную стадию- отрочество.

Продолжителен, степенен и мудр был процесс передачи мастерства в народной среде. Все делалось так, чтобы ребенок постоянно «тешил свое достоинство» и хотел учиться, вникать в дело. В традиционном обществе процесс подготовки ребенка к тяжелому, разнообразному крестьянскому труду шел естественно, ненавязчиво, без какого-либо насилия со стороны старших. Детей постепенно включали в трудовую деятельность семьи, с учетом физических и психических особенностей возраста и возможностей каждого.

Понятно, что ребенок семи-двенадцати лет был еще физически не окрепшим, он лишь подрастал, набирался сил. В этот переходный период была неустойчива и психика ребенка. Учитывая эту общую «недозрелость», взрослые на первых порах старались придерживаться определенных педагогических правил:

Все в меру. Это значило, прежде всего, что ребенка нельзя насильно заставлять трудиться или загружать непосильной для него работой, иначе он может «сорваться», сама работа будет ему в тягость, а стало быть, и в дальнейшем прока не будет от такого работника.

Каждой трудности – по разу. Для того, чтобы процесс систематического обучения ребенка трудовым навыкам не был для него обыденным, скучным и монотонным занятием, надо было дать ребенку возможность попробывать себя в самых разных формах деятельности. Это не только делало сам процесс обучения ярким и интересным занятием, но и позволяло выявить индивидуальные склонности и способности.

Сформируй конечную цель. Известно, что для успешного освоения того или иного навыка, нужно сформировать у человека определенную мативацию. Крестьяне прекрасно знали, что возбудить интерес ребенка к работе, ненавязчиво включить его в процесс трудовой деятельности можно было, обрисовав ему конечный результат работы. К примеру, отец деловито обращался к сыну: «Давай лапти плести, а то зима придет, в чем ходить будешь?». Это нетолько приобщало ребенка к совместной деятельности, но и формировало у него сознание, что нельзя «захребетничать», все нужно заработать своим трудом («Что заработал, то и заслужил»). За особо трудную, «черную» работу отец мог пообещать купить сыну или дочери подарок – вещь, о которой ребенок давно мечтал. Ну, уж коли сказал свое слово, то обязательно должен был выполнить данное обещание, чтобы не утратить доверия ребенка и не сформировать у него представление о неблагодарном отношении к его труду.

Возбуди интерес. Не секрет, что освоение любого трудового навыка требует от ребенка настойчивости, упорства и внимания, а именно этих качеств так недостает маленькому человеку. Для того, чтобы справиться с такими возрастными трудностями, родители старались внести в процесс обучения какой-то «интерес», включить в него тот или иной игровой момент – одним словом, сделать сам труд радостным занятием. Приведем лишь один пример. Когда шел засев зерна, трудно было уследить и дважды не кинуть зерно в одно и то же место. Вот ребятишки должны были идти сзади за отцом и ставить вешки. Согласитесь, достаточно скучная для ребенка работа! Ни попрыгать тебе, ни побегать! Рекламная пауза:

Великолепное детское постельное белье из натуральных тканей от лучших производителей подарит сладкий сон только ребёнку и спокойную ночь родителям. Огромный выбор расцветок, низкая цена и быстрая бесплатная доставка.  

Источник

Татьяна Грек
Эссе «Ребенок-не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который нужно зажечь»

Войдя, впервые, в группу к своим детям я поняла, что буду находиться в постоянном поиске. Поиске особенного- каждого малыша, которого важно правильно раскрыть, чтобы разжечь огонь познания и творчества. Воспитатель живет в мире фантазии и сказок, сюжет которых постоянно меняется. Важно успеть «зацепить» и оставить задуманное в детях, чтобы продолжить более значимое и ответственное в будущем.

Читайте также:  Что пить для очистки сосудов

Любить маленького человека – это значит понимать его, уметь поставить себя в его положение, проникнуться его настроением, чувствами. «В глубине души каждого ребенка спрятаны серебряные колокольчики. Их нужно отыскать, затронуть так, чтобы они зазвенели радостным и веселым звоном». – не помню, кто так образно выразил мысль о том, что воспитатель должен в каждом ребенке увидеть «изюминку», высветить в нем все доброе и светлое, раскрыть его способности, дарования, а может быть, и талант, помочь ему в будущем стать человеком с большой буквы.

В своей работе я предоставляю детям, прежде всего, право выбора. Стараюсь заинтересовать детей, найти к каждому малышу индивидуальный подход. Наполняю повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включают каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствую реализации детских интересов и жизненной активности. Организую образовательную деятельность детей, развивая у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций. (чтобы большую часть говорили дети, рассуждали по теме, участвовали в художественном творчестве, опытах, труде.)

Ребенку важно быть успешным и моя задача уметь создавать для него ситуации успеха. Я создаю такие условия, где ребенок растет и развивается гармонично.

Тщательно продумываю содержание развивающей среды по возрастам, постоянно обновляю игровую и наглядную среду в зависимости от темы образовательной деятельности. которую дети могут по своему желанию трансформировать. При планировании предусматриваю виды самостоятельной свободной детской деятельности в развивающей среде, где дети могут закрепить знания, умения, навыки в самостоятельных играх и взаимодействии с окружающей средой.

я никогда не останавливаюсь на достигнутом уровне знаний и всегда повышаю свое профессиональное мастерство, стараюсь идти в ногу со временем. Часто дети сами являются инициаторами чего-то нового. Значит нам (получилось зажечь в нем «огонек».)удалось задеть частичку его души. Получив от них запрос я начинаю искать материал в книгах, интернете, овладеваю новыми техниками. (например плести из резинок на рогатке игрушки,браслеты)

Свои знания, я передаю детям, чем бы мы с ними не занимались – играли бы, познавали или трудились – я стараюсь проявить внимание ко всем и одновременно к каждому, чтобы ребенок чувствовал себя незаменимой личностью. Ведь педагог детского сада должен быть внимательным к детям, понимать их проблемы, чувствовать их настроение, сопереживать им, быть готовым всегда прийти на помощь и утешить в трудную минуту, а еще нужно быть требовательным и справедливым. Твердо верю, что каждого ребенка можно увлечь, найдя в каждом свое зерно познания, которое увлечет его

. В моей углубленной работе я занимаюсь творческим видам деятельности.

И моя главная задача– разглядеть в каждом ребенке это познание, направить в нужное русло, развить и совершенствовать. …

В. А.Сухомлинский говорил: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – то этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Мне, как и каждому воспитателю, хочется, чтобы мои ребята в своей взрослой жизни вспоминали не только свой детский сад, а и свою группу, своего воспитателя. Хочется, чтобы их воспоминания были светлыми и теплыми.

Ведь если вспоминают по-доброму, то значит, мы оставили свой след в дальнейшей жизни ребенка.

Я поняла, что одной любви к детям и желания с ними работать недостаточно, нужны специальные знания. Я пересмотрела много методической литературы. Да, сейчас существует широкий выбор методической литературы, наглядных пособий, дидактических материалов. Я пользуюсь предоставленными материалами, совершенствую процесс обучения и воспитания, чтобы моим детям было интересно, увлекательно и познавательно. И в то же время нельзя не опираться на многолетний опыт педагогов. На наглядном примере учусь быть с детьми справедливой, честной, доброй и внимательной.

В своей работе ставлю одну из основных задач – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей в наиболее близких и естественных для ребёнка –дошкольника видов деятельности: игре, общении со взрослыми и сверстниками, труде. Именно в этих видах деятельности происходит становление таких новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтроль, творческое воображение, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения. Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, стараюсь использовать каждую возможность, чтобы разгрузить детей посредством игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе

Я считаю, что знание мы должны «открывать» вместе с детьми. Мы вместе догадаемся, мы вместе сделаем, мы вместе достигнем. Личное совершенство и саморазвитие воспитателя — один из критериев его мастерства.

Источник