Ребенок не сосуд который нужно заполнить

Ребенок не сосуд который нужно заполнить thumbnail

Глаголева Т. В.

Мастер-класс для родителей

«Ребенок – не сосуд, который надо наполнить,

а огонь, который нужно зажечь!»

Здравствуйте, уважаемые коллеги, дорогие родители!

– Посмотрите, у меня в руках рюкзак. Как вы думаете, зачем человеку может понадобиться такой рюкзак?

– Согласитесь, от того, как мы соберем рюкзак, может зависеть успех нашего мероприятия. Каждый человек к сборке рюкзака подходит индивидуально: один положит только все самое необходимое, и оно действительно пригодится; другой отнесётся к этому делу несерьезно – упустит что-то, понадеявшись на случай; третий – перегрузит свой рюкзак, и эта ноша будет только мешать. У кого-то, возможно, возник вопрос, а зачем на родительском собрании обсуждать процесс сборки рюкзака? Я прошу Вас назвать, что обычно кладут в рюкзак, собираясь в школу?

– Кто из вас помогал своему ребенку собирать школьный рюкзак?

– Наверняка Вы положили все, что необходимо, но всегда ли, вернувшись из школы, Ваш ребенок приносил «пятерку»? Всегда ли Вы были довольны им?

– Чего же не хватало? Почему возникали проблемы? Почему аккуратно собранный Вами рюкзак не может решить всех проблем, которые возникают у подростка в школе?

Конечно, образно выражаясь, мы понимаем: мало наполнить сосуд (в нашем случае это рюкзак), надо постараться заставить нашего ребенка воспользоваться его содержимым. И тема нашего родительского собрания звучит так: «Ребенок – не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь!»

– А каково значение слова «зажечь»?

ЗАЖЕЧЬ

1. Заставить гореть

2. перен. Возбудить, воодушевить (высок.).

– Таково толкование слова «зажечь» в словаре. Мы же можем сказать иначе: зажечь – значит мотивировать. Это глагол совершенного вида, который указывает на завершённость действия, его конечный результат. А нам, педагогам и родителям, чаще приходится говорить о процессе, о действиях длительных и повторяющихся. Таким образом, мы сегодня должны поговорить скорее о том, как научиться «зажигать», и цель нашего собрания – обсудить, обменяться мнениями, как «открыть» всё лучшее в ребёнке. И, возвращаясь к нашему рюкзачку, я предлагаю такой приём – совместный сбор рюкзака. У каждого из Вас на столе такой милый небольшой портфельчик, который мы сегодня постараемся наполнить.

Наш разговор предлагаю начать с просмотра очень известного эпизода из всеми любимого киножурнала «Ералаш»

(«Папа, мама, я – дружная семья»)

Несмотря на очевидную гротескную ситуацию, она очень распространена в современных семьях, возможно, знакома и вам. Наверное, кто-то в ней узнает себя. Попробуем сделать работу над ошибками. Проанализируйте ситуацию, обсудите её в парах. Напишите на зеленых листочках, какие ошибки допустили взрослые и как их можно исправить.

(Работа в парах)

Жюри:

Уважаемые члены жюри, данный приём, «Работа над ошибками», приходится довольно часто использовать на родительском собрании. Цель его – рефлЕксия. Такой прием помогает осмыслить проблему, посмотреть на себя со стороны, проанализировать свой стиль воспитания, услышать мнение других, возможно, исправить какие-то моменты.

Итак, уважаемые родители, что же получилось? Какие ошибки вы предлагаете исправить? (надо делать не ВМЕСТО ребенка, а ВМЕСТЕ с ребенком)

Об этом задумывались многие великие люди, педагоги, философы, писатели. У вас на столе на желтых листочках высказывания известных людей, своеобразная копилка мудрости. Выберите фразу, которая созвучна Вашим представлениям о поднятой проблеме и положите её в свой портфель.

(Родители выбрали фразу)

А мы двигаемся дальше в нашем стремлении добыть огонь. И перед вами контуры двух ладошек. Возьмем одну из них, голубую. На каждом пальчике напишите, чем вы увлекаетесь в жизни. Ваши хобби, интересы, таланты….

Возьмите другую ладошку, розовую. Напишите на каждом пальчике интересы и увлечения вашего ребенка.

(Родители пишут на ладошках)

Жюри:

Данный прием называется «Отражение». Суть его в том, чтобы родитель задумался, попытался найти в своем ребенке «себя», «свои» качества, проанализировать насколько они похожи, хорошо это или плохо, что ребенок является его собственным отражением. Не обязательно использовать ладошки. Это могут быть ромашки, листочки и т.д.

Сравните голубую и розовую ладошку. Ваши увлечения совпали?

В чем совпали? Подумайте, почему так произошло? Ваш ребенок взял с вас пример или, может быть, вы настояли на том, чтобы он занимался именно этим?

А у кого интересы скорее не совпали? Попробуйте ответить себе на вопрос, почему произошло именно так? Ваш ребенок другой, хорошо ли это или плохо?

Таким образом, Ваш ребенок берет пример с Вас. У Вас общие увлечения, и это замечательно. А если у Вашего ребенка другое хобби – значит, у него есть свобода выбора, значит, Вы помогаете ему раскрыться там, где, возможно, не получилось у Вас. И это тоже хорошо.

Подведем итог выполнения этого задания, опять-таки выбрав мудрость из предложенного перечня (найдите листочки зеленого цвета). Выберите фразу, заключающую Ваш подход к решению данной проблемы, и положите в свой портфель.

(Родители выбрали фразу)

Итак, мы сказали, насколько важно для того, чтобы зажечь ребенка взаимодействие, личный пример родителей и свобода выбора ребенком тех занятий, которые ему по душе. И наконец, еще одна важная составляющая. Что же еще мотивирует человека? Заставляет его действовать, идти вперед и добиваться успеха? Конечно, похвала. Поощрение.

Читайте также:  Атеросклероз мозговых сосудов симптомы

Вам предстоит выполнить еще одно задание – продолжить фразу, написанную на листочке.

(Родители дописывают фразы)

Жюри:

Методика «Незаконченные предложения» Сакса и Леви очень популярна у психологов. Она позволяет выявить осознаваемые и неосознаваемые установки человека, показывает его отношение к близким.

Уважаемые родители! Что же у Вас получилось? (зачитываем 2-3 предложения)

Насколько же важно поощрение для ребенка?

Поощрения, которые мы используем, могут быть очень разными. Важно осознавать, насколько важна для ребенка Ваша похвала. И я предлагаю вернуться к сбору нашего портфеля, добавьте в него фразу, выбрав среди красных листочков, которая отражает суть данной проблемы.

(Родители выбрали фразу)

Таким образом, наш портфель практически собран. Каждый из Вас нашел себе пищу для размышлений. Просмотрев дома высказывания, вы сможете их не спеша осмыслить, проанализировать и принять верное для себя решение.

Однако на любом собрании остаются вопросы, на которые не удается найти ответы, так называемые «острые» вопросы, для которых у нас есть вот такие замечательные перечницы.

Думаю, у Вас сегодня такие вопросы наверняка возникли. Возможно, за столь короткое время мы так и не нашли точного однозначного ответа на вопрос: как мотивировать ребенка, пробудить его духовные и физические силы, заставить жить яркой, насыщенной жизнью. Напишите свой «острый» вопрос и поместите в перечницу.

(Родители пишут вопрос)

Жюри:

Такой прием, «острый» вопрос, считаю, просто необходимо использовать на родительском собрании, потому что эти вопросы – материал для будущих собраний. Я изучаю содержимое перечниц, понимаю, что их волнует родителей, готовлюсь к новым встречам с ними.

(Собираю перечницы)

Уважаемые родители! Ваш ребенок – как глина в Ваших руках. От того, насколько искусным скульптором Вы будете, настолько прекрасным станет Ваше творение. Будет ли это просто наполненный сосуд, или он станет зажженным факелом, который будет гореть сам и обогревать окружающих людей, – зависит только от Вас.

Источник

Сесиль Лупан – женщина, про которых говорят, «профессиональная мама». Оставив профессию актрисы, она полностью посвятила себя своим дочерям. Несмотря на то, что она не является педагогом или психологом, ее имя стало известно миллионам родителей во всем мире.

18 августа 2015·Текст: Гульназ Сагитдинова·Фото: GettyImages

В своей книге «Поверь в свое дитя», вышедшей в 1987 году, Лупан описала свою методику раннего развития, в основе которой лежит искренний интерес ребенка и родителя к любым видам деятельности. Только обоюдное удовольствие от занятий, по ее мнению, способно дать плоды в раннем развитии, не отбить интерес ребенка к обучению, вырастить интеллектуально и физически развитого ребенка. Книга стала популярной потому, что, будучи простой мамой, Лупан подробно описала свои занятия с дочерями, оформив их не как методическое пособие, а как дневник, делясь своими мыслями с читателями, таким образом вдохновив огромное количество родителей.

Представляем вам 51 принцип воспитания и раннего развития от Сесиль Лупан:

  1. Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь.
  2. Самые лучшие преподаватели для малыша – его родители.
  3. Обучение – это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет.
  4. Невозможно не заметить разницы между счастливым ребенком и ребенком, которого заставляют что-либо делать насильно.
  5. Отсутствие принуждения – принцип, которым мы руководствуемся, в этом наша сила.
  6. Очень многие из нас таят в себе огромную энергию, созидательные силы и запас терпения, которые могут сдвинуть горы, если с одним из наших детей случится беда. Почему же не попытаться использовать эти сокровища для наших «нормальных» детей?
  7. Вместо того, чтобы смотреть на лепечущего карапуза, как на человеческую личинку, увидьте в нем студента, готовящего свою докторскую диссертацию.
  8. Всем известно, что ребенок будет говорить так, как говорят вокруг него. В зависимости от окружения он будет выражаться языком изысканным и отточенным, либо образным, перемежающимся жаргонными словечками, либо, наконец, языком примитивным и грубым.
  9. Речь начинает развиваться при рождении, а не в момент, когда ребенок произносит первое слово.
  10. Для развития речи ребенка очень важно читать ему вслух, лучше ежедневно. Привить малышу любовь к чтению книг – ваша главная задача.
  11. Расширение словарного запаса ребенка должно стать вашей повседневной задачей. Поэтому следите за своей речью, разговаривая с малышом, избегайте жаргонных, вульгарных слов.
  12. Обучение чтению в школе начинают с шести лет, это слишком поздно. К шести годам баснословные способности к восприятию знаний быстро истощаются.
  13. Если мозг ребенка не был натренирован интеллектуальной деятельностью в течение первых лет жизни, ему очень трудно будет достигнуть высокого уровня понимания, особенно при зачастую просто отталкивающих методах школьного обучения.
  14. Считается, что оптимальный возраст для начала обучения малыша – 3-6 месяцев. Начать в год – тоже неплохо. После двух лет ребенка учить будет с каждым годом сложнее.
  15. Почему нельзя начинать с алфавита? Потому, что в основе каждого обучения лежит принцип: от известного и конкретного к неизвестному и абстрактному. Буквы алфавита – это полная абстракция. Элементами языка являются слова, а не буквы.
  16. Человечеству необходимы гении. Не существует гениев зла – это абсурд. Не бывает неэффективных гениев, тогда это не более, чем «ходячие энциклопедии». Подлинный гений измеряется результатами его деятельности. Большинство гениев в школе были посредственными учениками (Эйнштейн, Эдисон и т.д.), они скучали там, как и большинство детей; но в отличие от остальных им удалось выйти невредимыми!
  17. Разум – это умение владеть знаниями.
  18. Все человеческие знания подразделяются на десять отраслей: Биология, История, География, Музыка, Искусство, Математика, Физиология человека, Прикладные науки, Языки, Литература.
  19. Если вы не уверены, что вести своего ребенка дорогой знаний – большое счастье, не делайте этого. Так будет лучше и для вас, и для него. Оставайтесь всегда веселы и не напрягайтесь.
  20. Следите за собой, хорошо спите и питайтесь.
  21. Обязательно доверяйте своему ребенку. Если он ошибся, может быть, ему просто хотелось вас подразнить или же было нужно, чтобы вы повторили что-то еще раз.
  22. Никогда не обманывайте малыша. Выполняйте все данные ему обещания.
  23. Поддерживайте его начинания.
  24. Исправляя ошибки, никогда не допускайте неприятных комментариев, а при каждом правильном ответе не забывайте похвалить.
  25. Прекращайте занятия до того, как он устанет.
  26. Всегда отвечайте на вопросы ребенка. Если вы чего-либо не знаете, не бойтесь в этом признаться и покажите ребенку, где вы будете искать ответ.
  27. Высказывайте свое мнение, старайтесь всегда обосновывать его.
  28. Не забывайте, что вы воспитываете будущих родителей ваших внуков.
  29. Сделайте так, чтобы приобретение новых знаний стало для вашего младенца заслуженной наградой.
  30. Ребенок – не счетная машина! У него должно быть эмоциональное и индивидуальное отношение ко всему, что он узнает.
  31. Нельзя из малыша делать ходячую энциклопедию, он должен обладать собственной культурой.
  32. Что это за семейная жизнь, когда мать постоянно одержима заботой, как вложить очередную порцию знаний в своего ребенка?
  33. Каждый индивидуум является одновременно продуктом воздействия генетической наследственности и среды, в которой он растет. Единственное различие для нас, родителей, заключается в том, что в генах мы ничего изменить не можем, а вот влияние окружения – это фактор, который, во всяком случае в первые годы жизни ребенка, практически полностью зависит от нас!
  34. Если ребенок теряет интерес, значит, вы надоедаете ему тем, что он уже знает.
  35. Детский энтузиазм очень обманчив, и взрослые часто принимают желаемое за действительное.
  36. Рассматривание репродукций картин и скульптур так нравится детям, что эти занятия становятся для них самой желанной наградой.
  37. Дети гораздо больше любят учиться, чем есть сладкое!
  38. Если малыша заинтересовать чтением или математикой не так легко, то при занятиях различными областями искусства наблюдается обратная картина – ребенок начинает интересоваться этим мгновенно. Причем характерно это и для тех детей, которые кажутся, на первый взгляд, неспособными концентрировать свое внимание.
  39. В течение первого года жизни процесс воспитания сосредоточивается на четырех основных задачах: 1. помочь ребенку обрести положительное осознание самого себя и своего окружения; 2. стимулировать, насколько это возможно, все его пять чувств; 3. поощрять ребенка развивать свою двигательную активность; 4. заложить основы языка.
  40. Родители должны научиться чувствовать разницу между плачем ребенка, который хочет спать, и другими случаями, когда ребенок с помощью плача зовет на помощь.
  41. Интерес к графической форме слова у ребенка может возникнуть только в том случае, если это слово ему чем-то близко.
  42. Никогда не говорите: «Это не детское дело, ты все поймешь, когда вырастешь».
  43. Ребенок как бы окружен окнами, заклеенными черной бумагой. Не нужно сразу срывать всю бумагу и ослеплять его ярким и неожиданно хлынувшим светом, но каждый раз, когда он замечает такое окно, помогите ему найти отклеившийся уголок бумаги, начав с которого, он в своем собственном ритме постепенно снимет ее всю. Если вы скажете малышу, что для него эти окна просто не существуют, он рискует провести свою жизнь в сумраке!
  44. Не бойтесь показать, что вы чего-то не знаете, впрочем, как и вашу радость от того, что вы узнали что-то новое.
  45. Оставляйте ребенку свободное время, чтобы он мог поразмышлять и привести в порядок свои новые знания.
  46. Многие опасаются давать очень маленьким детям в руки краски, кисточки, карандаши: разрисуют все вокруг, испортят, разорвут. Но малыши, которым в свое время разрешили жевать картонные книжки, рвать старые журналы и малевать карандашами где попало, и сколько угодно, приносят меньше ущерба, чем те, кому это не давали делать.
  47. Никогда не говорите ребенку, что он поет фальшиво! Правильность воспроизведения музыкальных звуков тесно связана с верой в себя.
  48. Никогда не говорите, что у него нет слуха, даже когда ребенок не может вас услышать. Кто-нибудь из «доброжелателей» обязательно передаст ему ваши слова. А, кроме того, если вы способны подумать нечто подобное, ребенок сразу это почувствует.
  49. Нельзя в качестве награды предлагать ребенку что-то съедобное. Это плохо не только с точки зрения здоровья, но и психологически. Ваше уважение и хорошее мнение являются для ребенка наилучшим вознаграждением.
  50. В то же время желание обойтись вовсе без сладостей есть утопия чистой воды: так как, вы же не можете помешать ребенку есть конфеты, он будет это делать и

    чувствовать себя виноватым. А поскольку, когда он ест конфеты, небо не падает ему на голову, он начинает думать, что непослушание не такая страшная вещь.

  51. Ничто так не передается ребенку, как страх.

Источник

Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет.

Ульям Артур Уорд

Когда на свет появляется маленький человек, взрос¬лые не всегда готовы терпеливо идти рядом, сопровождая его по жизни. Многие хотят идти впереди на правах рож¬денных первыми. Хотят и требуют от ребенка следовать за ними – шаг в шаг, след в след. Но размер взрослого шага намного больше размера шага ребенка. Да и размер ноги отличается.

На самом деле чего же хотят взрослые, даря новую жизнь? Несомненно, они хотят вырастить человека. Че¬ловека с большой буквы. Человека, умеющего думать и любить.

Мне кажется, именно учитель и нужен для того, чтобы помочь людям (и маленьким и взрослым) научиться думать и любить.

Не люблю, когда меня кто-либо назидательно учит, и не люблю таким образом учить других! Мне нравится учиться самой, и когда мне оказывают помощь, если это требуется. И я готова помочь другим, если в этом есть необходимость. Ведь «роль педагога состоит в том, чтобы открыть двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика» (А. Шнабель). Считаю, что роль учителя не указывать до¬рогу, а помогать ребенку идти своим путем. Стараться не давать детям готовых знаний, а помогать добыть их само¬стоятельно, используя различные источники информации. Недаром древняя мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму». Главное – позволить каждому быть собой, не по¬давить того, кто хочет быть другим, сберечь «непов¬торимую прелесть индивидуальности». Ведь человек имен¬но в индивидуальности своей несет свой существенный, особый смысл. Надо видеть в каждом ребенке личность. Академик Е.В. Бондаревская утверждает: «Становление личностного образа ребенка – процесс внутренний, он обусловлен становлением само¬сознания ребенка. Ребенок самоценен, поэтому свойства личности не «задаются» учителем в соответствии с нор¬мативами, а «востребуются», поскольку они изначально заложены природой в ученика как возможности его лич¬ностного саморазвития».

Опыт работы подтвержда¬ет, что образование и воспитание должно быть природосообразным и человекоцентричным. А для этого надо сначала измениться самому и признать в ученике творца, равного учителю. Ведь «каждый человек – остров внутри себя, и он может построить мост к другому, если… ему позволят быть самим собой», – писал Р. Роджерс.

Итак, ученик – творец. Он не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. А. Дистверг писал: «Было время, когда считали возможным сообщать образование. Даже знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности… Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить ничем нельзя. Он должен самодеятельно все охватить, усвоить, переработать».

Я согласна с Я. Корчаком, который писал: «Уважайте незнание ребенка! Уважайте труд познания! Уважайте не¬удачи и слезы! Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не дадим ему жить сегодня сознательной, ответственной жиз¬нью?». Мне так же близко мнение Ж.Ж. Руссо об автори¬тарности: «Пусть ребенок узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее. Если когда-нибудь вы замените в его уме рассуждение авторитетом, он не будет уже рассуждать: он станет лишь игрушкой чужого мнения… Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его». Поэтому нужно образовательные традиции связывать с исследовательской деятельностью, чтобы психическое разви¬тие ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития, чтобы от «учения пассивно¬го, экстенсивного» – посредством преподавания перейти к «учению ак¬тивному, интенсивному» – посредством собственного опыта.

Чтобы действовать эффективно, важно следовать следующим правилам:

– всегда работать творчески;

– помогать детям действовать самостоятельно, неза¬висимо;

– избегать прямых инструкций;

– не сдерживать инициативу детей;

– не делать за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно;

– помогать детям формировать навыки самостоятель¬ного решения проблем;

– поощрять стремления делать выводы, высказывать суждения и умозаключения;

– научиться слышать каждого, когда говорят все одновременно;

– верить в своего ученика.

Итак, ученик получает право на свободный поиск. Подчас этот поиск занимает длительное время, но в этом и заключается смысл образовательного процесса, требующего не только знания различных методик, но и постоянного поиска, творчества, отдачи самого себя делу, которому посвятил свою жизнь. «Мы, как строители всех зданий, кладем высотные дома из кирпичей незримых – знаний». Но ведь и награда велика: светящиеся глаза детей и уверенность в том, что ты сможешь сделать их счастливыми.

Так хочется, чтобы спустя много лет мои ученики смогли сказать обо мне словами А. С. Пушкина:

«Он создал нас, он воспитал наш пламень…

Заложен им краеугольный камень,

им чистая лампада возжена».

PS. Если бы из множества предметов мне предложили выбрать один, который характеризовал собственное педагогическое кредо, я выбрала бы свечу, и неспроста, ведь горящая свеча – символ жизни. Между прочим, от одной свечи очень легко зажечь множество других.

Источник

Читайте также:  Как повысить эластичность сосудов народные средства