Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов 8 класс урок

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов 8 класс урок thumbnail

Урок биологии в 8 классе.

Тема: Работа сердца, ее регуляция.

Цель: систематизировать знания о строении сердца; сформировать понятие о сердечном цикле и автоматизме работы сердца; раскрыть особенности регуляции сердечных сокращений, активизировать познавательную деятельность учащихся путем решения проблемных вопросов; воспитание добра, чуткого, взаимного уважения к окружающим.

Оборудование: таблица «Работа сердца», компьютер, мультимедиа, схема «Регуляция работы сердца».

Ход урока:

  1. Актуализация знаний

Продолжаем знакомиться с органами кровообращения. Давайте вспомним, что мы уже знаем:

А) Блиц – опрос

– Система кровообращения состоит из … (сердца и сосудов)

– Сосуды бывают трех типов: … (артерии, вены и капилляры)

– Сосуды, которые несут кровь от сердца, называются … (артерии)

– Самая крупная артерия называется … (аорта), располагается в … круге кровообращения.

– Сосуды, которые несут кровь к сердцу, называются … (вены)

– Сосуды, в которых происходит газообмен, называются … (капилляры)

– В каких сосудах самые толстые стенки? (артерии)

– В каких сосудах есть полулунные клапаны? (вены)

– Сколько кругов кровообращения в организме человека? Какие?

– Как называется кровь алого цвета, насыщенная кислородом? (артериальная)

– Как называется кровь бордового цвета, насыщенная углекислым газом? (венозная)

– Всегда ли по артериям течет артериальная кровь?

– Когда по венам течет артериальная кровь?

– Какова последовательность движения крови по кругам кровообращения? (желудочек – артерия – капилляр – вена – предсердие)

– Где располагается сердце? Чем защищено?

– Каков его размер? Форма?

(отрывок стихотворения Э.Межелайтиса “Сердце”)

Что такое сердце?

Камень твердый?
Яблоко с багрово – красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой,
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.

Много произведений посвящено “сердцу”:

  • М. Горький – “смелое сердце Данко”.

  • Вильгем Гауф – “Холодное сердце”.

Какими только эпитетами не награждено сердце в литературных произведениях: горячее и холодное, бескорыстное и жадное, умное и глупое, отзывчивое, доброе и жестокое, смелое, гордое и злое, каменное, чуткое и щедрое, открытое и черствое, глухое, черное сердце и золотое, раненое, разбитое, сердце матери и сердце друга.

– Какое же оно – сердце?

Б) работа с рисунком «Строение сердца» – р/т с. 82 упр.124

hello_html_34c89eea.png

(Самопроверка: 1 – вены, 2 – аорта, 3 – легочная артерия, 4 – легочные вены, 5- левое предсердие, 6 – створчатые клапаны, 7 – левый желудочек, 8 – правый желудочек, 9 – полулунные клапаны,10 – правое предсердие)

  1. Мотивационный этап

– Какую работу совершает сердце, статическую или динамическую?

– При какой работе быстрее развивается утомление? За какой период времени?

– Почему, выполняя статическую? работу сердце может работать в среднем 70-80 лет?

Сердце способно ритмически сокращаться и в покое за сутки сокращается 100 000 раз, при этом расходует столько энергии, которой хватило бы, чтобы поднять груз в 900 кг на высоту 14 м.

(Дополнительно – с.152)

  1. Формирование нового знания

-Так почему же сердц обладает такой работоспособностью?

Функция работоспособности падает на саму сердечную мышцу.

– Каково ее строение? (ткань – с. 37 рис.; с. 38 текст, вверху)

Стенка сердца имеет три слоя:

*эпикард – наружный серозный слой, покрывает сердце (срастается с перикардом);

*миокард – средний мышечный слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей (каждое мышечное волокно содержит 1-2 ядра, множество митохондрий);

*эндокард – внутренний слой (из эпителия).

– Чтобы мышца длительно и активно работала, она систематически должна получать питание, как это происходит? (внутрисердечный круг кровообращения). В околосердечной сумке содержится серозная жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях.

(нервные узлы – с. 151 рис.)

В нервных узлах сердца возникает возбуждение, которое передается во все камеры сердца, сначала в предсердия, затем в желудочки, следовательно сокращаются последовательно.

Способность сердца ритмически сокращаться, под влиянием импульсов, возникающих в самой сердечной мышце, называется автоматией сердца.

  • Если перерезать нервы и кровеносные сосуды, удалить сердце из организм, то некоторое время сердце будет ритмично сокращаться;

  • Изолированное сердце лягушки «гоняет» 6% раствор поваренной соли;

  • Сердце человека можно оживить, если пропустить через него раствор Рингера (температура тела, глюкоза с кислородом);

  • Опыт оживления изолированного сердца впервые в 1903 г. провел русский ученый А.А.Кулябко (сердце ребенка после 20 часов смерти, умершего от воспаления легких).

Так возникает – сердечный цикл -70-75 раз в минуту

Фазы сердечного цикла:

  1. Сокращение предсердий (0,1 сек) – кровь в желудочки

  2. Сокращение желудочков (0,3 сек) – кровь выбрасывается в аорту и легочную артерию

  3. Пауза общее расслабление (0,4 сек)

Период, охватывающий 1 сокращение и расслабление сердца, называется сердечным циклом.

Сокращение – систола

Расслабление – диастола

Просмотр видеофрагментов

Таким образом, один сердечный цикл длиться – 0,8 секунды.

– Так какую работу выполняет сердце статическую или динамическую?

– Сколько времени сердце отдыхает? (половину жизни человека)

Регуляция работы сердца

– Всегда ли сердце работает одинаково? Приведите примеры.

Не зря когда изображают любовь – рисуют сердце. Почему сердце – символ любви выглядит по-другому. Это изображение символа целующихся лебедей.

(работа со схемами «Регуляция работы сердца»)

Нервная регуляция – с.56 учебника

Гуморальная регуляция – с.47 учебника

Читайте также:  Катетеризация сердца и сосудов

hello_html_m2fe3dc01.png

Просмотр видеофрагментов 343, 344, 348, 346 электронного приложения.

  1. Применение новых знаний

А) Выполнение лабораторной работы – 345 видеофрагмент

Б) Выполнение тестов 349 «Фазы сердечного цикла», 350 «Тесты с пропущенными терминами»

  1. Итог урока. Рефлексия

– Проанализируйте нужны ли знания, изученные сегодня вам в будущей жизни? Зачем?

Среди многочисленных факторов окружающей среды очень плохо влияют на сердце никотин и алкоголь.

Отрицательно влияют на сердце не только эти вещества, но больно ранят сердце грубые слова, зло, несправедливость. И как положительно сказывается на сердце доброе слово, улыбка, хорошее настроение, чуткое внимательное отношение, т.е. положительные эмоции.
Сердце – это особенный орган. Во все века оно было в почете у поэтов, сколько стихов и песен сложено о нем. И уж совсем на особом пьедестале находится сердце матери – безгранично доброе и любящее, всепрощяющее, как в стихотворении Дмитрия Кедрина “Сердце”.

Девчину пытает казак у плетня:
“Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей!”

Девчина в ответ, заплетая косу:
“Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердца мне в дар принесет,

Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь – и тебя полюблю!”

Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь:

Он сердце ее на цветном рушнике
Коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: “Не ушибся, сынок?”

После таких слов хочется всех призвать беречь свое сердце, сердца друг друга, чутко относиться к окружающим, щадить сердца от излишней нагрузки, беречь друг друга.

  1. Д/з

С. 149-152 читать, р/т с.84 упр.128,129

hello_html_7a250ab1.png

Источник

Филиал МОБУ БГ с. Большеустьикинска МР Мечетлинский район РБ

СОШ с. Алегазово

Строение и работа сердца

Открытый урок в 8 классе

hello_html_m2570653d.jpg

Подготовила и провела

учитель биологии и экологии

Амирова Светлана Фариховна

2019

Задачи:

Образовательные: формирование новых анатомических понятий: фазы работы сердца, пауза, автоматия, систола, диастола. Повторение, закрепление и учет знаний по теме.

Воспитательные: воспитание самостоятельного мышления; воспитание санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни.

Развивающие: развитие устойчивого произвольного внимания, умений сравнивать и обобщать.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, магнитофон с касетой, модель «Сердце», кластеры, незаполненные таблицы «Сердечный цикл».

hello_html_2adc1721.jpg

УЭ-1. Цель: определить исходный уровень знаний.

Ход урока.

Повторение. Учитель проводит устный биологический диктант:

  1. Движение крови по кровеносным сосудам (кровообращение)

  2. Самый крупный сосуд (аорта)

  3. Кровь, насыщенная углекислым газом (венозная)

  4. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия (большой круг кровообращения)

  5. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу (вены)

  6. Кровь, насыщенная кислородом (артериальная)

  7. Путь крови от правого желудочка до левого предсердия (малый круг кровообращения)

  8. Сосуды, несущие кровь от сердца (артерии)

УЭ-2. Цель: определить особенности строения сердца в связи с его функциями

Пользуясь макетом, рисунком, текстом учебника, выявите 5-7 особенностей сердца.

  1. Сердце состоит из 4х отделов

  2. Есть сплошная перегородка- артериальная не смешивается с венозной

  3. Между предсердием и желудочком расположен створчатый клапан

  4. Между желудочком и артериями расположен полулунный клапан

  5. Стенки желудочков толще,чем стенки предсердий

  6. Стенка левого желудочка толще, чем стенка правого желудочка

  7. Левая часть сердца содержит всегда артериальную, а правая часть венозную кровь.

Работу проверяют по слайдам (каждая группа представляет свои выводы)

Уэ-3. Цель: усвоить знания о работе сердца

Работа в группе.

1. Пользуясь рисунком и текстом учебника, определите фазы в работе сердца и по слайдам (учащиеся закрепляют полученные знания).

Заполните незаконченную таблицу «Сердечный цикл»

Проверка таблицы по слайду.

2. Обсудите в группе проблему: «Любая мышца через некоторое время работы утомляется, т.е. теряет работоспособность. Почему же сердце человека работает всю жизнь без остановки?»

УЭ-4. Цель: определить, как регулируется работа сердца

  1. Объясните, почему может работать длительное время изолированное сердце?

  2. Выпишите понятие «автоматия сердца».

  3. Задание: закончить схему.

Нервная

Гуморальная

Усиливает

__

Замедляет

__

Усиливает

Адреналин

Замедляет

__

  1. Правильность выполнения работы обсуждают в группе.

УЭ-5. Цель: определить факторы, влияющие на работу сердца

Работа в группе.

1 Из предложенного списка выберите факторы, которые, по вашему мнению, отрицательно влияют на работу сердца.

2 Расположите их в порядке от наиболее опасного к менее опасному.

Факторы: витамины, курение, алкоголь, малый вес тела, ожирение, гиподинамия.

3. Выступление ученика о вреде курения.

«Вредное воздействие никотина на сердечно-сосудистую систему заключается в развитии под его влиянием спазма сосудов, а также в постепенном перерождении их стенки (преимущественно внутренней оболочки), что ведет к склерозу и уменьшению просвета сосуда с соответствующим ухудшением кровоснабжения определенного участка тела. Следует учитывать также, что курение способствует ускорению свертывания крови и, соответственно, развитию тромбозов, особенно у полных людей, у которых вообще свертываемость крови повышена.

Никотин ухудшает течение обменных процессов в сердечной мышце, что ослабляет ее. Не случайно, что при одной и той же физической нагрузке у курящих пульс учащается значительно больше, чем у некурящих,-это верный признак недостаточной мощности сердца и низкой экономичности его работы. В ходе обследования группы некурящих людей нормальное состояние венечных артерий было выявлено у 57%, в группе же курящих, в остальном аналогичной первой, – только у 18%»

Читайте также:  Что такое реканализация сосудов сердца

УЭ-6. Цель: определить уровень усвоения знаний на уроке.

1) Выполните тест.

  1. Наибольшую толщину мышечной стенки имеет: А) левый желудочек, б)правый желудочек, в)левое предсердие, г) правое предсердие

  2. Клапан между левым желудочком и аортой: а) полулунный, б) двустворчатый, в) трехстворчатый.

  3. В правой стороне сердца кровь: а) венозная, б) артериальная В)смешанная.

  4. Во время сна работа сердца: а) усиливается б) замедляется, в) не изменяется.

  5. Сердечная мышца снабжается артериальной кровью по: а) легочным артериям, б) коронарным артериям, в) сонным артериям

  6. При сокращении выбрасывает кровь в легочную артерию: а) правое предсердие, б) правый желудочек, в) левый желудочек.

  7. Сердечная деятельность замедляется благодаря импульсам: а) парасимпатического отдела, б) симпатического отдела, в) соматической нервной системы.

  8. Решите биологическую задачу: Спортсмен пробежал 5000м. за 815 с. Сколько литров крови перекачало сердце спортсмена за это время, если оно сокращалось 150 раз в 1 мин, выбрасывая каждый раз 150 куб.см. крови?

2) Оцените работу: 8 правильных ответов – 5 баллов; 7 правильных ответов – 4 балла; 5-6 ответов – 3 балла; 4 и менее – 2 балла.

УЭ-7. Подведение итога урока

2. Определите свой средний балл за урок.

3. Выберите соответствующее домашнее задание: Средний балл – Домашнее задание; 5 – только творческое задание; 4 – записи в тетради; 3 – параграф 19 и записи в тетради.

Творческое задание: «Обращение сердца к своему хозяину»

В конце урока звучит стихотворение Межелайтиса «Сердце» (Магнитофон).

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово – красной кожей?

Может быть, меж ребер и аортой?

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе, все земное

Умещается в его пределы.

Потому что нет ему покоя

До всего есть дело.

Фотографии с презентации урока «Строение и работа сердца»

  1. Начало урока, объявление темы и целей

  1. Объяснение нового материала (несколько слайдов из данного этапа урока)

  1. Закрепление

Источник

Конспект урока биологии в 8 классе

по теме: 

«Работа сердца человека»

Учебная программа: Сонин Н.И. 8 класс

Учебник: Сапин М.Р., Сонин Н.И. Биология.Человек.8 класс

Составила: Архипкина И.И.

Цель: создать условия для формирования представлений о работе сердца как главном факторе движения крови по сосудам; помочь рассмотреть строение сердца и этапы его работы; способствовать развитию умений измерять кровяное давление

Планируемые предметные результаты: обучающийся будет знать правила техники безопасности при выполнении лабораторной работы, научится давать определения по теме, объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни.

Личностные результаты: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук, нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания, интеллектуальные и творческие способности, навыки обучения.

Метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные– научиться выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Познавательные- научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; систематизировать информацию, получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные– научится принимать участие в работе группами, получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятия для партнера высказывания. Адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Тип урока: комплексное применение знаний, умений, навыков.

Методы обучения: словесные (беседа, диалог), наглядные (работа с таблицами, схемами), практические (составление схем, поиск информации), дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: Таблицы «Строение сердца», «Кровеносная система человека», модель сердца

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  1. Работа с карточками и схемами Подпишите названия сосудов, изображенных на рисунке:

  1. — артерия;

  2. – капилляры;

  3. – вена.

  1. Рассмотрите рисунок. Напишите названия частей сердца-.

  1. – левый желудочек;

  2. – правый желудочек;

  3. – межжелудочковая перегородка;

  4. – створчатые клапаны;

  5. – полулунные клапаны;

  6. – левое предсердие;

  7. – правое предсердие;

  8. – аорта.

  1. Рассмотрите схему кровообращения. Подпишите ее части-.

  1. – левый желудочек;

  2. – аорта;

  3. – сосуды к голове и верхним конечностям;

  4. – сосуды к внутренним органам и нижним конечностям;

  5. – нижняя полая вена;

  6. – верхняя полая вена;

  7. – правое предсердие;

  8. – правый желудочек;

  9. – легочный ствол;

10- легочные артерии;

11– легочные вены;

12-левое предсердие.

  1. Изучение нового материала.

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока.

Учитель приводит статистику заболеваний сердца и смертности от заболеваний сердца.

  1. Учащиеся самостоятельно знакомятся с первым абзацем на с. 151 учебника.

Наше сердце постоянно в работе. Ученые подсчитали, что за сутки оно расходует количество энергии, достаточное для поднятия груза в 900 кг на высоту 14 м. А ведь оно работает непрерывно 70-80 лет и более.

  1. Учитель задает учащимся вопрос.

– В чем секрет неутомимости сердца?

  1. Учащиеся самостоятельно читают текст учебника на с. 151-152 и находят ответ на поставленный учителем вопрос.

Причины неутомимости сердца:

Читайте также:  Стенд сосудов сердца при инфаркте

1) особенности работы сердца: она состоит в последовательном сокращении и расслаблении с короткими промежутками для отдыха;

2) обильное кровоснабжение сердца: в состоянии покоя в него подается 250-300 см3 крови в минуту, а при тяжелой физической работе – до 2000 см3.

  1. Учитель предлагает более детально рассмотреть первую причину и результаты отразить в таблице «Сердечный цикл». (Обучающиеся самостоятельно работают с текстом учебника)

Вывод. В течение одного сердечного цикла предсердия тратят на работу примерно 12,5 % времени сердечного цикла, а желудочки – 37,5 %. Остальное время, а это 50 %, сердце отдыхает. В этом секрет долголетия сердца, удивительной его работоспособности.

5. Объяснение учителем м атер и а л а о регуляции работы сердца.

Автоматизм сердца– способность сердца ритмически сокращаться без внешних раздражений под влиянием импульсов, возникающих в нем самом.

В сердце человека источником автоматизма служат особые мышечные клетки. Они располагаются в различных его отделах. В здоровом сердце человека главным центром зарождения автоматических импульсов являются мышечные клетки, расположенные в правом предсердии.

Автоматически работающее сердце создает слабые биоэлектрические сигналы, которые проводятся по всему телу. Эти регистрируемые от кожи рук и ног и от поверхности грудной клетки сигналы называются электрокардиограммой.

(Запись определения и схемы в тетрадь)

Автоматия сердечной мышцы – периодически возникающее возбуждение сердца под влиянием процессов, протекающих в нем самом. Специфическая мускулатура образует в сердце проводящую систему, со скоплениями клеточных узлов – водителей ритма.

Нервная регуляция сердца. Центральная нервная система постоянно контролирует работу сердца посредством нервных импульсов. Внутри полостей самого сердца и в стенках крупных сосудов расположены нервные окончания – рецепторы, воспринимающие колебания давления в сердце и сосудах. Импульсы от рецепторов вызывают рефлексы, влияющие на работу сердца. Существует два вида нервных влияний на сердце: одни – тормозящие т. е. снижающие частоту сокращений сердца, другие – ускоряющие. Импульсы передаются к сердцу по нервным волокнам от нервных центров, расположенных в продолговатом и спинном мозге. Влияния, ослабляющие работу сердца, передаются по парасимпатическим нервам, а усиливающие его работу – по симпатическим.

Например, у человека учащаются сокращения сердца, когда он быстро встает из положения лежа. Дело в том, что переход в вертикальное положение приводит к накоплению крови в нижней части туловища и уменьшению кровенаполнения верхней части, особенно головного мозга. Чтобы восстановить кровоток в верхней части туловища, от рецепторов сосудов поступают импульсы в центральную нервную систему. Оттуда к сердцу по нервным волокнам передаются импульсы, ускоряющие сокращение сердца. Эти факты – наглядный пример само регуляции деятельности сердца.

Болевые раздражения также изменяют ритм сердца. Болевые импульсы поступают в центральную нервную систему и вызывают замедление или ускорение сердцебиений.

Мышечная работа всегда сказывается на деятельности сердца. Включение в работу большой группы мышц по законам рефлекса возбуждает центр, ускоряющий деятельность сердца.

Большое влияние на сердце оказывают эмоции. Под воздействием положительных эмоций люди могут совершать колоссальную работу, поднимать тяжести, пробегать большие расстояния. Отрицательные эмоции, наоборот, снижают работоспособность сердца и могут приводить к нарушениям его деятельности.

Гуморальная регуляция работы сердца. Наряду с нервным контролем деятельность сердца регулируется химическими веществами, постоянно поступающими в кровь. Такой способ регуляции через жидкие среды называется гуморальной регуляцией. Веществом, тормозящим работу сердца, является ацетилхолин. Чувствительность сердца к этому веществу так велика, что в дозе 0,000 000 1 мг ацетилхолин отчетливо замедляет его ритм. Противоположное действие оказывает другое химическое вещество – адреналин. Адреналин даже в очень малых дозах усиливает работу сердца. Например, боль вызывает выделение в кровь адреналина в количестве нескольких микрограммов, которые заметно изменяют деятельность сердца. В медицинской практике адреналин вводят иногда прямо в остановившееся сердце, чтобы заставить его вновь сокращаться.

Нормальная работа сердца зависит от количества в крови солей: калия и кальция. Увеличение содержания солей калия в крови угнетает, а кальция усиливает работу сердца.

Таким образом, работа сердца изменяется с изменением условий внешней среды и состояния самого организма.

(Запись схемы в тетрадь)

IV Лабораторная работа «Измерение кровяного давления»

Цель: научиться измерять кровяное давление, сравнить давление у учеников в классе.

Ход работы.

  1. Плотно оберните манжету вокруг обнаженного плеча испытуемого и закрепите ее.

  2. Ниже манжеты (в локтевом сгибе) установите фонендоскоп.

  3. Закрыв клапан баллона, нагнетайте в манжету воздух до исчезновения пульса или до показания на циферблате манометра 140-150 мм рт. ст.

  4. Приоткрыв вентиль, медленно выпускайте воздух из манжет ы. Внимательно следите за показаниями манометра и одновременно прислушивайтесь к звукам в фонендоскопе.

  5. В момент появления пульсовых ударов отметьте показания манометра. Они соответствуют максимальному (систолическому) давлению. Только в систолу кровь проталкивается через сдавленный участок.

  6. Отметьте момент исчезновения пульса: манометр указывает минимальное (диастолическое) давление. В диастолу кровь перетекает бесшумно.

  7. Для большей точности повторите измерения несколько раз. Делайте что быстро, иначе может возникнуть онемение.

  8. Сравните полученные величины давления с показателями у других учеников. У всех ли одинаковое давление крови?

9. Сделайте выводы. Объясните полученные результаты.

V. Домашнее задание

Стр. 151-154, вопросы, записи в тетради.

Подготовить сообщение на тему «Укрепление и сохранение здоровья сердца».

Источник