Регуляция работы сердца и сосудов конспект урока 8 класс

Учитель биологии: Узингер В.В. г. Костанай.

Тема урока: Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Автоматизм сердечной деятельности

Цель: сформировать представления о нейрогуморальной регуляции работы сердца и автоматизме сердечной деятельности.

Задачи урока. Образовательные:сформировать представления о нейрогуморальной регуляции работы сердца и автоматизме сердечной деятельности;

Развивающие: развивать память, речь, мышление, выделять главное, (составлять графические конспекты, обдумывать проблемные вопросы);

Воспитательные: Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье.

Оборудование: презентация, видеофрагмент.

Организационный момент:

– приветствие,

– беседа с дежурным.

Сегодня на уроке мы поговорим о регуляции работы и гигиене сердца и сосудов. Тема урока «Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Автоматизм сердечной деятельности»

Индивидуальный опрос у доски

Карточка опроса д/з

Фронтальный опрос

Проверка домашнего задания

  1. «да» или «нет»

  2. Найдите ошибку

  3. Строение сердца

  4. Круги кровообращения

  5. Фронтальный опрос

– Что такое артериальное давление?

– Какое артериальное давление считается верхним, а какое – нижним?

– Какие заболевания, связанные с нарушением артериального давления вы знаете? В чем их причина?

– Что такое пульс? Где его можно прощупать?

Сообщение темы урока

Постановка проблемы урока

Сообщение исторического факта

Демонстрация презентации

Обсуждение проблемного вопроса в группах

Высказывание своих предположений

Запись темы в тетрадь

Формирование новых знаний. Исторический факт

С очень давних времен люди пытались познать свой организм, интересовались функциями различных органов и, конечно, работой сердца.

Среди ярких имен эпохи Возрождения видное место занимает имя Андреаса Везалия – врача, основателя научной анатомии.

Однажды Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину его смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся.

Но почему же все-таки сокращалось сердце трупа? Неужели выдающийся врач, каким был Андреас Везалий, принял за мертвеца живого человека? Ответить на этот вопрос не мог никто, даже сам Везалий, ведь уровень знаний той эпохи был еще очень низок. Ответ на него человечество получило лишь только через три столетия.

– Как объяснить роковой случай с Везалием? (обсуждение в группах)

Предположения детей.

– Эти факты свидетельствуют о том, что сердце имеет собственный «встроенный» в него механизм, возбуждающий сокращения мышечных волокон.

Сегодня на уроке мы поговорим о регуляции работы и гигиене сердца и сосудов. Тема урока «Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов»

Повествовательный рассказ

Работа с новым понятием

Демонстрация презентации

Работа с новыми понятиями

Графический конспект на слайде

Демонстрация видеофрагмента

Работа сердца состоит из ритмично чередующихся сердечных циклов. Каждый цикл состоит из 3 фаз: сокращение предсердий (0,1 с); сокращение желудочков (0,3 с); общее расслабление сердца (0,4 с). То есть, один цикл сокращения длится меньше секунды, примерно 0,8 с. 

Способность сердца сокращаться без устали в течении всей жизни связана с наличием фазы расслабления – паузы. В сердечной мышце мышечные волокна соединены между собой и образуют как бы сеть. Особые эпителиальные плоские клетки внутреннего слоя оболочки сердца выстилают и внутреннюю поверхность стенок кровеносных и лимфатических сосудов. Эти клетки препятствуют свертыванию крови внутри сосуда и уменьшают трение крови о сердце и сосуды.

Еще одной особенностью сердечной мышцы является ее независимость от нервных импульсов. Сердце ритмично сокращается под влиянием импульсов, возникающих в нем самом. Это явление называется автоматия сердца. 

Автоматия сердца обусловлена специфическими (особыми) мышечными клетками, в которых возникают импульсы. Частота сердечных сокращений зависит от возраста. Сердце годовалого ребенка сокращается 120-150 раз в минуту, с 1 года до 5 лет 100 раз, у взрослого человека – 60-80 раз.

Регуляция работы сердца осуществляется нервным и гуморальным путями. 

Нервная регуляция работы сердца обеспечивается нервными центрами, расположенными в продолговатом мозге. Импульсы, ослабляющие работу’ сердца, передаются по парасимпатическим нервам, а усиливающие его работу по симпатическим нервам.

 Гуморальная регуляция осуществляется с помощью гормонов (через кровь и лимфу). Гормон надпочечников адреналин вызывает учащение сокращений сердца. Подобно адреналину действует и гормон щитовидной железы тироксин. Адреналин вызывает сужение большинства сосудов, усиливает сокращения сердца, повышает артериальное давление.

Тормозит работу сердца вещество ацетилхолин. Видеофрагмент.

Сообщение интересных фактов

Это интересно!

*Для повышения надежности всей кровеносной системы сокращение легочной артерии регулируется 13 гормонами, а ее расслабление вызывается действием 7 гормонов.

*При физических и эмоциональных напряжениях сердце перекачивает в среднем за 1 минуту в 3-5 раз больше крови, чем в покое.

*Сердце за жизнь человека сокращается 25 млрд. раз. Этой работы достаточно, чтобы поднять железнодорожный состав на гору Монблан.

Демонстрация презентации.

Закрепление.

Беседа

– В чем отличие гуморальной регуляции от нервной?

– Какие вещества оказывают влияние на работу сердца гуморальным путем?

Составить кластер у доски.

Формулирование выводов

Выводы – на слайде

Рефлексия

Итог урока. Рефлексия.

Выводы

1.Сердце способно возбуждаться без внешних раздражителей, под влиянием импульсов, возникающих в нем самом.

2.Регуляция работы сердца и сосудов осуществляется как нервным, так и гуморальным путем.

Рефлексия

– Понравился ли вам урок?

– Как вы думаете, был ли материал урока полезным для вас?

– Было ли что – то в уроке, что удивило, заставило задуматься?

Выдача и объяснение домашнего задания

V Домашнее задание

1) §32- пересказ, ответить на вопросы.

2) Выполнить и оформить в тетради лабораторную работу

Источник

Урок биологии в 8 классе.

Тема: Работа сердца, ее регуляция.

Цель: систематизировать знания о строении сердца; сформировать понятие о сердечном цикле и автоматизме работы сердца; раскрыть особенности регуляции сердечных сокращений, активизировать познавательную деятельность учащихся путем решения проблемных вопросов; воспитание добра, чуткого, взаимного уважения к окружающим.

Оборудование: таблица «Работа сердца», компьютер, мультимедиа, схема «Регуляция работы сердца».

Ход урока:

  1. Актуализация знаний

Читайте также:  Стент в сосуде сердца нужно менять или нет

Продолжаем знакомиться с органами кровообращения. Давайте вспомним, что мы уже знаем:

А) Блиц – опрос

– Система кровообращения состоит из … (сердца и сосудов)

– Сосуды бывают трех типов: … (артерии, вены и капилляры)

– Сосуды, которые несут кровь от сердца, называются … (артерии)

– Самая крупная артерия называется … (аорта), располагается в … круге кровообращения.

– Сосуды, которые несут кровь к сердцу, называются … (вены)

– Сосуды, в которых происходит газообмен, называются … (капилляры)

– В каких сосудах самые толстые стенки? (артерии)

– В каких сосудах есть полулунные клапаны? (вены)

– Сколько кругов кровообращения в организме человека? Какие?

– Как называется кровь алого цвета, насыщенная кислородом? (артериальная)

– Как называется кровь бордового цвета, насыщенная углекислым газом? (венозная)

– Всегда ли по артериям течет артериальная кровь?

– Когда по венам течет артериальная кровь?

– Какова последовательность движения крови по кругам кровообращения? (желудочек – артерия – капилляр – вена – предсердие)

– Где располагается сердце? Чем защищено?

– Каков его размер? Форма?

(отрывок стихотворения Э.Межелайтиса “Сердце”)

Что такое сердце?

Камень твердый?
Яблоко с багрово – красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой,
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.

Много произведений посвящено “сердцу”:

  • М. Горький – “смелое сердце Данко”.

  • Вильгем Гауф – “Холодное сердце”.

Какими только эпитетами не награждено сердце в литературных произведениях: горячее и холодное, бескорыстное и жадное, умное и глупое, отзывчивое, доброе и жестокое, смелое, гордое и злое, каменное, чуткое и щедрое, открытое и черствое, глухое, черное сердце и золотое, раненое, разбитое, сердце матери и сердце друга.

– Какое же оно – сердце?

Б) работа с рисунком «Строение сердца» – р/т с. 82 упр.124

hello_html_34c89eea.png

(Самопроверка: 1 – вены, 2 – аорта, 3 – легочная артерия, 4 – легочные вены, 5- левое предсердие, 6 – створчатые клапаны, 7 – левый желудочек, 8 – правый желудочек, 9 – полулунные клапаны,10 – правое предсердие)

  1. Мотивационный этап

– Какую работу совершает сердце, статическую или динамическую?

– При какой работе быстрее развивается утомление? За какой период времени?

– Почему, выполняя статическую? работу сердце может работать в среднем 70-80 лет?

Сердце способно ритмически сокращаться и в покое за сутки сокращается 100 000 раз, при этом расходует столько энергии, которой хватило бы, чтобы поднять груз в 900 кг на высоту 14 м.

(Дополнительно – с.152)

  1. Формирование нового знания

-Так почему же сердц обладает такой работоспособностью?

Функция работоспособности падает на саму сердечную мышцу.

– Каково ее строение? (ткань – с. 37 рис.; с. 38 текст, вверху)

Стенка сердца имеет три слоя:

*эпикард – наружный серозный слой, покрывает сердце (срастается с перикардом);

*миокард – средний мышечный слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей (каждое мышечное волокно содержит 1-2 ядра, множество митохондрий);

*эндокард – внутренний слой (из эпителия).

– Чтобы мышца длительно и активно работала, она систематически должна получать питание, как это происходит? (внутрисердечный круг кровообращения). В околосердечной сумке содержится серозная жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях.

(нервные узлы – с. 151 рис.)

В нервных узлах сердца возникает возбуждение, которое передается во все камеры сердца, сначала в предсердия, затем в желудочки, следовательно сокращаются последовательно.

Способность сердца ритмически сокращаться, под влиянием импульсов, возникающих в самой сердечной мышце, называется автоматией сердца.

  • Если перерезать нервы и кровеносные сосуды, удалить сердце из организм, то некоторое время сердце будет ритмично сокращаться;

  • Изолированное сердце лягушки «гоняет» 6% раствор поваренной соли;

  • Сердце человека можно оживить, если пропустить через него раствор Рингера (температура тела, глюкоза с кислородом);

  • Опыт оживления изолированного сердца впервые в 1903 г. провел русский ученый А.А.Кулябко (сердце ребенка после 20 часов смерти, умершего от воспаления легких).

Так возникает – сердечный цикл -70-75 раз в минуту

Фазы сердечного цикла:

  1. Сокращение предсердий (0,1 сек) – кровь в желудочки

  2. Сокращение желудочков (0,3 сек) – кровь выбрасывается в аорту и легочную артерию

  3. Пауза общее расслабление (0,4 сек)

Период, охватывающий 1 сокращение и расслабление сердца, называется сердечным циклом.

Сокращение – систола

Расслабление – диастола

Просмотр видеофрагментов

Таким образом, один сердечный цикл длиться – 0,8 секунды.

– Так какую работу выполняет сердце статическую или динамическую?

– Сколько времени сердце отдыхает? (половину жизни человека)

Регуляция работы сердца

– Всегда ли сердце работает одинаково? Приведите примеры.

Не зря когда изображают любовь – рисуют сердце. Почему сердце – символ любви выглядит по-другому. Это изображение символа целующихся лебедей.

(работа со схемами «Регуляция работы сердца»)

Нервная регуляция – с.56 учебника

Гуморальная регуляция – с.47 учебника

hello_html_m2fe3dc01.png

Просмотр видеофрагментов 343, 344, 348, 346 электронного приложения.

  1. Применение новых знаний

А) Выполнение лабораторной работы – 345 видеофрагмент

Б) Выполнение тестов 349 «Фазы сердечного цикла», 350 «Тесты с пропущенными терминами»

  1. Итог урока. Рефлексия

– Проанализируйте нужны ли знания, изученные сегодня вам в будущей жизни? Зачем?

Среди многочисленных факторов окружающей среды очень плохо влияют на сердце никотин и алкоголь.

Отрицательно влияют на сердце не только эти вещества, но больно ранят сердце грубые слова, зло, несправедливость. И как положительно сказывается на сердце доброе слово, улыбка, хорошее настроение, чуткое внимательное отношение, т.е. положительные эмоции.
Сердце – это особенный орган. Во все века оно было в почете у поэтов, сколько стихов и песен сложено о нем. И уж совсем на особом пьедестале находится сердце матери – безгранично доброе и любящее, всепрощяющее, как в стихотворении Дмитрия Кедрина “Сердце”.

Девчину пытает казак у плетня:
“Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей!”

Читайте также:  Инвалидность после стентирования сосудов сердца

Девчина в ответ, заплетая косу:
“Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердца мне в дар принесет,

Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь – и тебя полюблю!”

Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь:

Он сердце ее на цветном рушнике
Коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: “Не ушибся, сынок?”

После таких слов хочется всех призвать беречь свое сердце, сердца друг друга, чутко относиться к окружающим, щадить сердца от излишней нагрузки, беречь друг друга.

  1. Д/з

С. 149-152 читать, р/т с.84 упр.128,129

hello_html_7a250ab1.png

Источник

Биология 8 класс

Тема: Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

Цель: сформировать представления о нейрогуморальной регуляции работы сердца и автоматизме сердечной деятельности.

Задачи урока.

Образовательные:

  1. сформировать представления о нейрогуморальной регуляции работы сердца и автоматизме сердечной деятельности;

  2. указать связь местной и центральной, нервной и гуморальной регуляции;

  3. учить пользоваться функциональными пробами для самоконтроля своего физиологического состояния и тренированности, выполнять лабораторные работы, интерпретировать результаты опытов и делать выводы.

Развивающие:

  1. развивать память, речь, мышление, аналитико – синтетические умения, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, составлять схемы, выделять главное, работать с различными источниками информации; компетентность школьников; творческие способности (составлять графические конспекты, обдумывать проблемные вопросы);

  2. развивать познавательный интерес к предмету и своему организму средствами наглядности, ИКТ, использованием цитат, проблемных вопросов, опытов ученых, выполнением лабораторных работ;

Воспитательные:

  1. Воспитывать дисциплинированность, культуру умственного труда, самостоятельность, трудолюбие, уважение к выступающему;

  2. Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье.

Оборудование: демонстрационное – презентация, видеофрагмент «Гуморальная регуляция работы сердца» (ЭОР «Биология 8 класс» изд-во Дрофа); иное – карточки опроса д/з, цветные мелки.

Понятия (новые): автоматизм, симпатический и блуждающий нерв, гуморальная регуляция, адреналин, ацетилхолин, абстиненция.

Тип урока – комбинированный урок

Методы, приемы и оборудование

Ход урока

Эмоциональный настрой на урок

Организационный момент:

– приветствие,

– беседа с дежурным.

Индивидуальный опрос у доски

Карточка опроса д/з

Индивидуальный опрос по карточке

Работа с обратной стороны доски

Карточка опроса д/з, цветные мелки

Фронтальный опрос

Проверка домашней задачи

МПС (математика)

Ответ у доски и по карточке

Дополнение и корректировка

Микроитог

I Проверка домашнего задания

1.Индивидуальный опрос у доски

Дать развернутый ответ на вопросы:

– Что является причиной движения крови по сосудам?

– Как изменяется давление крови в разных сосудах?

– Что произошло бы с кровотоком, если давление в местах, где начинается и кончается его движение, было бы одинаковым?

– Каким прибором и в какой последовательности измеряют артериальное давление?

– Как изменяется скорость кровотока в артериях, капиллярах и венах?

2.Индивидуальный опрос по карточке (на доске)

Задание: какой путь (через какие сосуды и отделы сердца) пройдет с кровью до мышц ног лекарство, если его ввести в мышцы руки? Объясните и нарисуйте цветными мелками схему, условно изобразив руку, ногу, легкие и сердце. Стенки сосудов и сердца обозначьте одной линией, стрелочками – направление движения, артериальную кровь – красным цветом!

3.Фронтальный опрос

– Что такое артериальное давление?

– Какое артериальное давление считается верхним, а какое – нижним?

– Какие заболевания, связанные с нарушением артериального давления вы знаете? В чем их причина?

– Почему участок сердечной стенки, восстановившейся после перенесенного инфаркта, не может сокращаться?

– Что такое пульс? Где его можно прощупать?

– В чем причина пульса?

– Почему при переходе от одной деятельности к другой меняется кровоснабжение органов?

– Каким опытом это можно доказать?

Решение домашней задачи: Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в минуту. При каждом сокращении выбрасывается 150 см3 крови. Какой объем крови прокачивает ваше сердце за время 6 уроков в школе?

(70 ударов X 150 см3 = 10500 см3 – объем крови за одну минуту;

6 уроков X 40 минут = 240 минут – составляют все уроки;

240 минут X 10500 см3 = 2 520 000 см3 = 2520 литров)

4.Ответ у доски и по карточке. Микроитог.

Сообщение темы урока

Постановка проблемы урока

Сообщение исторического факта

Демонстрация презентации

?

Обсуждение проблемного вопроса в группах, анализ подсказок

На слайде – подсказки

Высказывание своих предположений

Дополнение учителя

Запись темы в тетрадь

II Работа по теме урока

1)Сообщение темы, постановка проблемы урока

Исторический факт

С очень давних времен люди пытались познать свой организм, интересовались функциями различных органов и, конечно, работой сердца. Нет почти ни одного мыслителя древнего мира, который не затрагивал бы этих вопросов. Среди ярких имен эпохи Возрождения видное место занимает имя Андреаса Везалия – врача, основателя научной анатомии.

Блестящие исследования Везалия привели к столкновению с католической церковью. Доведенный своими врагами до отчаяния, он прекратил научную деятельность в Италии, сжег свои рукописи и стал придворным врачом в Мадриде, где и произошло событие, послужившее поводом для суда инквизиции над гениальным анатомом.

Однажды Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину его смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся.

Но почему же все-таки сокращалось сердце трупа? Неужели выдающийся врач, каким был Андреас Везалий, принял за мертвеца живого человека? Ответить на этот вопрос не мог никто, даже сам Везалий, ведь уровень знаний той эпохи был еще очень низок. Ответ на него человечество получило лишь только через три столетия.

Читайте также:  Продукты полезные для сердца и сосудов при гипертонии

– Как объяснить роковой случай с Везалием? (обсуждение в группах)

На доске – подсказки:

1.Сердце животных, например, лягушки, можно долго сохранять работающим в физиологическом растворе для холоднокровных. При этом последовательность сокращений отделов сердца сохраняется.

2.Также можно сохранить изолированным сердце и у теплокровных, хотя состав физиологического раствора для них несколько иной.

3.Если сердце лягушки разрезать на части – отдельные его части также будут сокращаться.

Предположения детей.

– Эти факты свидетельствуют о том, что сердце имеет собственный «встроенный» в него механизм, возбуждающий сокращения мышечных волокон.

Сегодня на уроке мы поговорим о регуляции работы и гигиене сердца и сосудов. Тема урока «Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов»

Повествовательный рассказ

Работа с новым понятием

Демонстрация презентации

Работа с новыми понятиями

Работа с графическим конспектом – схемой

Графический конспект на слайде

?

2)Понятие об автоматии сердца. Нервная регуляция.

Способность органа ритмически возбуждаться без внешних раздражений под влиянием импульсов, возникающих в нем самом, называют автоматизмом. Автоматизмом обладает и сердце.

Автоматизм обеспечивается особыми мышечными волокнами (узлами) в разных частях правого предсердия, способными самовозбуждаться.

Синоатриальный узел называют водителем сердечного ритма, так как именно в нем зарождается каждая волна возбуждения; при остановке сердца этот участок последним перестает биться. Местонахождение: в правом предсердии, у места впадения верхней полой вены).

От этого узла отходит пучок специализированных волокон – путь, по которому волна возбуждения передается от предсердий к желудочкам. Передача импульса происходит с задержкой в 0,15 с, благодаря чему систола предсердий заканчивается раньше, чем начинается систола желудочков.

Атриовентрикулярный узел находится в правом предсердии, у перегородки, отделяющей предсердие от желудочка.

Демонстрация картинки с изображением местонахождения узлов

ЦНС не изменяет последовательность сокращений камер сердца, однако, влияет на ритм сокращений. Нервы вегетативной нервной системы: симпатический – ускоряющий работу сердца, сужает артериальные сосуды, кровяное давление повышается; блуждающий (парасимпатический) – замедляющий работу сердца, расширяет просвет артериальных сосудов, давление понижается. Но было бы ошибочно думать, что в целом организме сердца работает самостоятельно, независимо от общего состояния организма. Работа сердца находится под контролем ЦНС, и его деятельность изменяется под влиянием возбуждения, которое поступает из головного мозга. Это позволяет сердечно – сосудистой системе постоянно приспосабливаться к меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Таким образом, обеспечивается нервная регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

На доске – часть графического конспекта:

Регуляция работы сердца и сосудов

Нервная Гуморальная

возбуждение особых

Автоматизм мышечных волокон

правого предсердия

ЦНС (вегетативный отдел):

симпатический – ускоряет

блуждающий – замедляет

Вопрос: при жаре и волнении кожа краснеет, на холоде и испуге – бледнеет. Почему?

!

Демонстрация видеофрагмента

Самостоятельная работа с опорной схемой

Беседа

?

?

Дополнение учителя

?

3)Гуморальная регуляция работы сердца и сосудов

Регуляция работы кровеносной системы происходит и гуморальным путем.

Задание: посмотрите видеофрагмент о гуморальной регуляции работы сердца и сосудов. Выделите ключевые слова и понятия для дополнения графического конспекта – схемы.

Демонстрация видеофрагмента «Гуморальная регуляция работы сердца» (ЭОР «Биология 8 класс» изд-во Дрофа)

Самостоятельная работа в тетрадях по составлению опорной схемы.

Беседа

– В чем отличие гуморальной регуляции от нервной?

– Какие вещества оказывают влияние на работу сердца гуморальным путем?

Дополнение учителя

Адреналин вызывает сужение большинства сосудов, усиливает сокращения сердца, повышает артериальное давление.

– Могут ли они изменить последовательность сокращений отделов сердца?

Сообщение интересных фактов

Это интересно!

*Для повышения надежности всей кровеносной системы сокращение легочной артерии регулируется 13 гормонами, а ее расслабление вызывается действием 7 гормонов.

*При физических и эмоциональных напряжениях сердце перекачивает в среднем за 1 минуту в 3-5 раз больше крови, чем в покое.

*Сердце за жизнь человека сокращается 25 млрд. раз. Этой работы достаточно, чтобы поднять железнодорожный состав на гору Монблан.

Тестирование (интерактивное задание)

Опрос «по цепочке»

III Обобщающий контроль

Тест «Молодец!» (интерактивное задание)

1.Что происходит с просветом большинства кровеносных сосудов при повышении в крови концентрации гормона адреналина? а)не изменяется, б)уменьшается, в)увеличивается.

2.Какая из жидкостей непосредственно взаимодействует с клетками разных органов? а)плазма, б)лимфа, в)тканевая.

3.Как возбуждение нервного центра симпатического нерва влияет на частоту и силу сокращения сердца? а)не изменяет, б)уменьшает, в)увеличивает.

4.Одинаковое или разное количество крови протекает в единицу времени по обеим полым венам и по аорте? а)одинаковое, б)разное.

5.Как выкуривание сигареты влияет на диаметр кровеносных сосудов? А)не изменяет, б)уменьшает, в)увеличивает.

6.Как повышение концентрации ионов кальция в крови влияет на силу сокращения сердца? А)не изменяет, б)уменьшает, в)увеличивает.

7.Возбуждение, приходящее к сердцу по одному из нервов, ведет к уменьшению частоты и силы сокращений сердца. Назовите этот нерв. А)симпатический, б)блуждающий.

8.Отдел сердца, в особых мышечных клетках которого периодически и самопроизвольно возникает возбуждение, распространяющееся затем по всей сердечной мышце. А)правое предсердие, б)левое предсердие, в)правый желудочек.

9.Какая по насыщенности кислородом кровь течет по легочным венам? А)артериальная, б)венозная.

Формулирование выводов

Выводы – на слайде

Рефлексия

?

?

?

IV Итог урока. Рефлексия.

Выводы

1.Сердце способно возбуждаться без внешних раздражителей, под влиянием импульсов, возникающих в нем самом.

2.Регуляция работы сердца и сосудов осуществляется как нервным, так и гуморальным путем.

Рефлексия

– Понравился ли вам урок?

– Как вы думаете, был ли материал урока полезным для вас?

– Было ли что – то в уроке, что удивило, заставило задуматься?

Выдача и объяснение домашнего задания

V Домашнее задание

1)§20- пересказ, ответить на вопросы.

2)Выполнить и оформить в тетради лабораторную работу «Доказательство вреда курения»;

3)Индивидуальные задания – подготовить доклады «Наиболее распространенные заболевания ССС и их причины», «Правильное питание для укрепления ССС», «Влияние алкоголя на сердечно- сосудистую систему», «Роль психологических факторов в развитии заболеваний ССС», «Успехи медицины в лечении заболеваний ССС».

Источник