Решение задачи даны три сосуда
Ригидность –
это инертность, негибкость мышления, когда необходимо переключиться на новый способ решения задачи. Инертность мышления и связанная с нею тенденция к предпочтению репродуктивного, к избеганию ситуаций, в которых нужно искать новые решения – важный диагностический
показатель и
для
определения
типологических особенностей нервной системы (инертность нервной системы), и для диагностирования особенностей умственного развития ребенка.
Данная методика годится для школьников, начиная с первого класса и может
использоваться
как
индивидуально,
так
и
в
группе. Экспериментальный материал составляют 10 простых арифметических задач. Испытуемые письменно решают задачи, начиная с первой.
Перед выполнением задания педагог обращается к детям со словами:
“На бланке имеется десять задач для решения которых требуется выполнить элементарные арифметические операции. Непосредственно на бланке записывайте их последовательно, примененных вами для решения каждой задачи (от 1 до 10). Время решения ограничено.
Задачи.
1. Даны три сосуда – 37, 21 и 3 л. Как отмерить ровно 10л воды?
2. Даны три сосуда – 37. 24 и 2 л. Как отмерить ровно 9 л воды?
3. Даны три сосуда – 39, 22 и 2 л. Как отмерить ровно 13 л воды?
4. Даны три сосуда – 38, 25 и 2 л. Как отмерить ровно 9 л воды?
5. Даны три сосуда – 29, 14 и 2 л. Как отмерить ровно 11 л воды?
6. Даны три сосуда – 28, 14 и 2 л. Как отмерить ровно 10 л воды?
7. Даны три сосуда – 26, 10 и 3 л. Как отмерить ровно 10 л воды?
8. Даны три сосуда – 27, 12 и 3 л. Как отмерить ровно 9 л воды?
9. Даны три сосуда – 30, 12 и 2 л. Как отмерить ровно 15 л воды?
10. Даны три сосуда – 28, 7 и 5 л. Как отмерить ровно 12л воды?
Обработка результатов.
Задачи 1-15 могут быть решены только путем последовательного вычитания обоих меньших чисел из большего. Например: 37-21-3-3= 10 (первая задача) или 37-24-2-2=9 (вторая задача) и др. Они имеют только одно решение (т.е. решение их всегда рационально). ^
Критерием же рациональности решения задач 6-10 является использование
минимального числа арифметических действий – двух, одного или никакого (т.е. сразу дается ответ).
Эти задачи могут быть решены каким-нибудь другим, более простым способом. Задача 6 может быть решена так: 14-2-2=10. Решение задачи 7 вообще не требует вычислений, так как для того, чтобы отмерить 10 л воды, достаточно воспользоваться имеющимся сосудом в 10 л. Задача 8 допускает и такое решение: 12-3=9. Задача 9 может быть решена и путем сложения:
12+3=15. И, наконец, задача 10 допускает только одно, но иное решение:
7+5=12, чем в 1-5 задачах.
См. также
Тесты способностей
- Диагностика периферических нарушений речи у детей
- Диагностика структуры интеллекта тестом Амтхауэра
- Диагностическая методика “Проблема Эверье”
- Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов
- КОСКОМ 2
- Корректурная таблица Бентона
- Корректурные пробы
- Культурно-свободный тест на интеллект Р. Кеттелла: краткое описание
- Метод определения яркости и контролируемости представлений путем самооценки (опросник Р. Гордона)
- Метод оценки устойчивости представлений
- … и другое
RSS
azps@azps.ru
Источник