Решение задачи в сосуде емкостью

Решение задачи в сосуде емкостью thumbnail

В
заданиях ЕГЭ по математике встречаются задачи, в которых речь идёт о
погружении детали в жидкость или о переливании жидкости из одного сосуда
в другой.

Вопросы
в условии связаны с нахождением объёма погружаемого в жидкость тела или
с нахождением какого-либо параметра сосуда. Форма сосуда может быть
различной: цилиндр, призма.

Что необходимо понимать?

Если
жидкость залита в цилиндрический сосуд, то она принимает форму
цилиндра. Если она залита в имеющий форму призмы, то соответственно
принимает форму призмы. Это означает, что формулы для объёмов цилиндра и
призмы работают и для объёмов жидкостей помещённых в такие сосуды.

Формула объёма (цилиндра и призмы):

Если
жидкость перливается в аналогичный сосуд с меньшим основанием, уровень
(высота) жидкости увеличивается; если в сосуд с большим основанием, то
уровень жидкости уменьшается.

Рекомендации!

В
задачах на погружение детали в жидкость следует найти объём полученный
после её погружения, далее найти разность объёмов до и после (если
данные в условии это позволяют). Можно такие задачи решать и другим
способом, используя закон Архимеда. Примеры рассмотрены ниже.

В
задачах, где идёт речь о переливании жидкости в другой сосуд (с
уменьшенной или увеличенной площадью основания) помните о том, что сам
объём жидкости остаётся неизменным. Вы можете выразить его через площадь
основания и высоту (S1 и H1) одного сосуда и площадь основания и высоту (S2 и H2) другого сосуда, далее полученные выражения приравнять.

При
дальнейших преобразованиях получите отношение соответствующих величин –
либо площадей оснований, их рёбер, либо высот. Пример такой задачи
рассмотрен ниже в статье.

В цилиндрический сосуд налили 5000 см3
воды. Уровень жидкости оказался равным 40 см. В воду полностью
погрузили деталь. При этом уровень жидкости в сосуде поднялся на 15 см.
Чему равен объем детали? Ответ выразите в см3.

Мы знаем, что объём цилиндра равна произведению площади основания на высоту:

В
жидкость погружаем деталь. Её уровень поднимается. Для того, чтобы
вычислить объём детали необходимо из полученного объёма (полученного
после погружения детали) вычесть объём жидкости, который был изначально.

Высота это есть уровень жидкости.

Итак, из имеющихся данных можем найти площадь основания:

Основание
цилиндра у нас величина неизменная, но изменилась высота жидкости (при
погружении детали) на 15 сантиметров, то есть она стала  

40 +15 = 55 см.

Найдём полученный объём:

Теперь можем вычислить объём детали:  6875 – 5000 = 1875 см3

Можно решать подобные задачи более рациональным способом.

По закону Архимеда объем детали равен объему вытесненной ею жидкости. Объем вытесненной жидкости равен 15/45  исходного объема:

Ответ: 1875

Решить самостоятельно:

Посмотреть решение

В сосуд, имеющий форму правильной треугольной призмы, налили 2500 см3 воды
и полностью в нее погрузили деталь. При этом уровень жидкости в сосуде
поднялся с отметки 20 см до отметки 24 см. Чему равен объем детали?
Ответ выразите в см3.

Принцип решения тот же самый, что и в предыдущей задаче.

Мы знаем, что объём призмы равен произведению площади основания на высоту:

В
жидкость погружаем деталь. Её уровень поднимается. Для того, чтобы
вычислить объём детали необходимо из полученного объёма (полученного
после погружения детали) вычесть объём жидкости, который был изначально.

Из имеющихся данных можем найти площадь основания призмы:

Основание призмы  не изменилось, но изменилась высота жидкости (при погружении детали)  она стала 24см.

Найдём полученный объём:

Теперь можем вычислить объём детали:  3000 – 2500 = 500 см3

Второй способ:

По закону Архимеда объем детали равен объему вытесненной ею жидкости. Объем вытесненной жидкости равен 4/20  исходного объема:

Ответ: 500

Решить самостоятельно:

Посмотреть решение

В
сосуд, имеющий форму правильной треугольной призмы, налили воду.
Уровень воды достигает 250 см. На какой высоте будет находиться уровень
воды, если ее перелить в другой такой же сосуд, у которого сторона
основания в 5 раз больше, чем у первого? Ответ выразите в см.

В
подобных задачах с переливаниями жидкости следует помнить, что объём её
остаётся прежним (он не изменен – куда бы её не перелили).

Объем
жидкости в данном случае это объём правильной  треугольной призмы  (в
её основании лежит правильный треугольник). Он равен произведению 
площади основания призмы на высоту:

Суть
дальнейших действий сводится к тому, что мы можем выразить объёмы
жидкостей в двух призмах: первой и второй (основание которой в 4 раза
больше), а затем приравнять полученные выражения, в итоге после
преобразований получим отношение двух высот.

Естественно, что высота жидкости уменьшится, если увеличить площадь основания.

Обозначим исходную высоту жидкости Н1, полученную после переливания Н2.

Найдём площадь основания призмы, обозначив его сторону как а. Площадь правильного треугольника равна:

Таким образом, объём залитой жидкости  в первую призму равен:

Площадь основания второй призмы равна:

Объём залитой жидкости  во вторую призму равен:

Найдём отношение высот:

Таким образом, при том же объёме жидкости её высота уменьшится в 25 раз и будет равна 10.

Или можно сказать так:

При увеличении стороны основания а в 5 раз уровень воды уменьшится в 25 раз.

Ответ: 10

Решить самостоятельно:

Посмотреть решение

В
цилиндрический сосуд, в котором находится 14 литров воды, опущена
деталь. При этом уровень жидкости в сосуде поднялся в 1,1 раза. Чему
равен объем детали? Ответ выразите в литрах.

Объём цилиндра равна произведению площади его основания на высоту:

Жидкость в сосуде имеет цилиндрическую объёмную форму.

Уровень
жидкости поднялся в 1,1 раза – означает, что высота цилиндра
увеличилась в 1,1 раза. Исходя из формулы объёма цилиндра понятно, что
при увеличении высоты в 1,1 раза влечёт за собой увеличение объёма также
в 1,1 раза (так как зависимость величин  прямопропорциональная).

Это означает, что после погружения детали объём будет равен 14∙1,1 = 15,4 литра.

Таким образом, объём детали будет равен: 15,4 – 14 = 1.4 литра.

Ответ: 1,4

Решить самостоятельно:

Посмотреть решение

Если ход решения сразу не увидели, ставьте вопрос – что можно найти исходя из условия?

Например,
если дан начальный объём и высота жидкости (в сосуде формы призмы или
цилиндра), то мы можем найти площадь основания. Затем, зная площадь
основания и высоту жидкости после погружения детали мы можем найти
полученный объём.

Далее
найти разницу между объёмами не составит труда  (это относится к первым
двум задачам). В последней задаче для решения  требуется немного
логики.

Источник

Инфоурок

Алгебра
›Презентации›Решение задач на переливание жидкости различными методами

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ПЕРЕЛИВАНИЕ ЖИДКОСТИ РАЗЛИЧНЫМИ МЕТОДАМИ

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ПЕРЕЛИВАНИЕ ЖИДКОСТИ РАЗЛИЧНЫМИ МЕТОДАМИ

Описание слайда:

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ПЕРЕЛИВАНИЕ ЖИДКОСТИ РАЗЛИЧНЫМИ МЕТОДАМИ

2 слайд

ВВЕДЕНИЕ Целью данной работы является нахождение наиболее рационального спосо

Описание слайда:

ВВЕДЕНИЕ Целью данной работы является нахождение наиболее рационального способа решения задач на переливание жидкости. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: выявить, какие существуют способы решения подобных задач; научиться ими пользоваться; найти условие разрешимости задач. Новизна данной работы заключается в том, что изучаемые способы решения задач на переливание жидкости не рассматриваются достаточно широко. Объект исследования — задачи, в которых требуется разделить жидкость на определённые пропорции. Предмет исследования — способы решения таких задач. Метод исследования — анализ литературы, сравнение, эксперимент.

Читайте также:  В закрытом сосуде вместимостью 20 л при нормальных условиях

3 слайд

РАЗДЕЛ 2 ТИПЫ И ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЙ ЗАДАЧ НА ПЕРЕЛИВАНИЕ Первый тип логических за

Описание слайда:

РАЗДЕЛ 2 ТИПЫ И ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЙ ЗАДАЧ НА ПЕРЕЛИВАНИЕ Первый тип логических задач на переливание — «Водолей». Задача 2.1. Имеются два сосуда. Ёмкость одного из них 9 л, а другого 4 л. Как с помощью этих сосудов набрать из бака 6 л некоторой жидкости? (Жидкость можно сливать обратно в бак.)

4 слайд

Решение задачи первого типа

Описание слайда:

Решение задачи первого типа

5 слайд

Второй тип логических задач на переливание — «Переливашка». Задача 2.2 («зада

Описание слайда:

Второй тип логических задач на переливание — «Переливашка». Задача 2.2 («задача Пуассона»). Некто имеет двенадцать пинт (пинта – 0,57 литра) вина и хочет подарить из него половину, но у него нет сосуда в шесть пинт. У него два сосуда, один в 8, другой – в 5 пинт. Вопрос: каким образом налить шесть пинт в сосуд в восемь пинт?

6 слайд

Решение задачи второго типа

Описание слайда:

Решение задачи второго типа

7 слайд

Решение задачи в сосуде емкостью

8 слайд

РАЗДЕЛ 3 ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА БИЛЬЯРДНОГО СТОЛА Задачи на переливание жидкостей

Описание слайда:

РАЗДЕЛ 3 ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА БИЛЬЯРДНОГО СТОЛА Задачи на переливание жидкостей можно очень легко решать, вычерчивая бильярдную траекторию шара, отражающегося от бортов стола, имеющего форму параллелограмма. Рассмотрим задачу: как с помощью сосудов объёмом 7 и 11 литров и бочкой с водой отмерить 2 литра воды.

9 слайд

Решение задачи методом бильярдного стола

Описание слайда:

Решение задачи методом бильярдного стола

10 слайд

РАЗДЕЛ 4 МЕТОД ТРЁХЛИНЕЙНЫХ КООРДИНАТ Рассмотрим применение этого метода к ре

Описание слайда:

РАЗДЕЛ 4 МЕТОД ТРЁХЛИНЕЙНЫХ КООРДИНАТ Рассмотрим применение этого метода к решению задач, в которых требуется разделить жидкость на определённые пропорции с помощью инструментов, казалось бы, непригодных для этого. Для решения нам понадобятся так называемые трёхлинейные координаты. Обычно для нанесения точек с заданными координатами пользуются миллиметровой бумагой. Для наших целей лучше использовать бумагу, на которой проведены три системы параллельных линий, разбивающих её на маленькие равносторонние треугольники. Нарисуем на такой бумаге большой равносторонний треугольник АВС со сторонами, проходящими по линиям сетки. Тройку чисел (x; y; z) будем называть трёхлинейными координатами точки Р относительно треугольника АВС. Заметим, что для точек, лежащих внутри треугольника АВС, все три координаты положительны.

11 слайд

Задача 4.1. Имеются три бочонка: 16, 11 и 6 - ведёрные. 16 - ведёрный бочонок

Описание слайда:

Задача 4.1. Имеются три бочонка: 16, 11 и 6 – ведёрные. 16 – ведёрный бочонок полон, 11 и 6 – ведёрные пусты. Требуется разделить квас поровну, используя только эти бочонки. Так как по условию задачи у нас имеется 16 л кваса, 3 бочонка ёмкостью 16 л, 11 л и 6 л и первый бочонок полон, то чертим трёхлинейную координатную сетку, а именно: равносторонний треугольник с вершинами А, В, С, координаты которых равны А(16; 0; 0), В(0; 16; 0), С(0; 0; 16).

12 слайд

Решение задачи в сосуде емкостью

13 слайд

Определяем область операций: 0  x  16, 0  y  11, 0  z  6. Соответствен

Описание слайда:

Определяем область операций: 0  x  16, 0  y  11, 0  z  6. Соответственно, областью операций является пятиугольник, ограниченный прямыми x=0 и x=16, y=0 и y=11, z=0 и z=6. Получили пятиугольник с вершинами, координаты которых (16; 0; 0), (10; 0; 6), (0; 10; 6), (0; 11; 5), (5; 11; 0). Определяем 2 точки: начало операций в точке (16; 0; 0) и конец операций в точке (8; 8; 0), так как по условию задачи 16 л кваса находятся в 16-ти литровом бочонке, а два других пусты; и требуется разделить 16 л пополам.

14 слайд

Решение задачи в сосуде емкостью

15 слайд

Решение задачи в сосуде емкостью

16 слайд

РАЗДЕЛ 5 УСЛОВИЕ РАЗРЕШИМОСТИ ЗАДАЧ Если объёмы двух меньших сосудов не имеют

Описание слайда:

РАЗДЕЛ 5 УСЛОВИЕ РАЗРЕШИМОСТИ ЗАДАЧ Если объёмы двух меньших сосудов не имеют общего делителя (т.е. взаимно просты), а объём третьего сосуда больше или равен сумме объёмов двух меньших, то с помощью этих трех сосудов можно отмерить любое целое число литров, начиная с 1 литра и заканчивая объёмом среднего сосуда. Имея, например, сосуды вместимостью 15, 16 и 31 литр, мы сумеем отмерить любое количество воды от 1 до 16 литров. Такая процедура невозможна, если объёмы двух меньших сосудов имеют общий делитель. Когда объём большего сосуда меньше суммы объёмов двух других, возникают новые ограничения. Если, например, объёмы сосудов равны 7, 9 и 12 литрам, то у ромбического стола надо отсечь верхний правый угол. Тогда шар сможет попасть в любую точку от 1 до 9, за исключением точки 6. Несмотря на то, что 7 и 9 взаимно просты, отмерить 6 литров воды оказывается невозможным из-за того, что самый большой сосуд имеет слишком маленький объём.

17 слайд

Решение задачи в сосуде емкостью

18 слайд

заключение В данной работе рассмотрены различные способы решения задач на пе

Описание слайда:

заключение В данной работе рассмотрены различные способы решения задач на переливание. Для задач на переливание жидкости самый быстрый способ решения —метод бильярдного стола. Этот способ является ещё и очень интересным. Метод трёхлинейных координат несколько сложнее, хотя при правильном подходе он переходит в метод бильярдного стола. Цель данной работы достигнута. Гипотеза нашла своё подтверждение. Таким образом, способы решения задач на переливание жидкости можно использовать для решения задач на смеси, задач на справедливый делёж имущества, а также на обмен имуществом.

19 слайд

ЛИТЕРАТУРА Гальперин Г.А., Математические бильярды / Земляков А.Н., Гальперин

Описание слайда:

ЛИТЕРАТУРА Гальперин Г.А., Математические бильярды / Земляков А.Н., Гальперин Г.А — 1990. Борахеостов В., Бильярды / Борахеостов В. / Наука и жизнь. 1966. №№ 2-4, 6, 11. Гальперин Г.А., Бильярды / Гальперин Г.А. // Квант. 1981. №4. Земляков А.Н., Математика бильярда / Земляков А.Н. / Квант. 1976. № 5. Земляков А.Н., Арифметика и геометрия столкновений / Земляков А.Н. / Квант. 1978. №4. Земляков А.Н., Бильярды и поверхности / Земляков А. Н. // Квант. 1979. №9. Гальперин Г.А., Периодические движения бильярдного шара / Гальперин Г.А., Степин А. М. / Квант. 1989. № 3. Я.И.Перельман., Занимательная геометрия М: ГИФМЛ, 1959, с.238.

Выберите книгу со скидкой:

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Решение задачи в сосуде емкостью

Курс повышения квалификации

Решение задачи в сосуде емкостью

Курс профессиональной переподготовки

Учитель математики

Решение задачи в сосуде емкостью

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-124663

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Задачи на переливание.

Термин «литр» введен в честь француза Клода-Эмиля-Жана-Батиста Литра. Он жил в XVIIIвеке и занимался производством винных бутылок. Считается, что Литр – первый из тех. Кто стал производить лабораторную посуду.  В частности, он придумал градуированные стеклянные цилиндры. Известно, что его родители так же занимались производством винных бутылок. В 1763 году на 47-м году жизни Литр предложил измерять объемы жидкости с помощью единицы, которую в последствии назвали литром.

1.     Как пользуясь банками в 3л и 5л, набрать воды ровно 1л?

2.     Как отметить 4л воды с помощью сосудов в 3л и 5 л?

3.     Как, имя лишь два сосуда емкостью 5л и 7 л, отметить6л воды?

Читайте также:  Как очистить сосуды крови народными средствами

4.     Каким образом из реки можно принести ровно 6л воды, если имеется только два ведра: одно – емкостью 4л. другое – 9л?

5.     Бидон емкостью 10л заполнен молоком. Требуется перелить из этого бидона 5л в семилитровый бидон, используя при этом еще один бидон, вмещающий 3л.

6.     Имея два бидона емкостью 4л и 5л, можно ли налить в ведро 3л воды. Если емкость ведра не менее 3л?

7.     (задача Пуассона) Известному французскому математику Симону Пуассону(1981-1840) в юности предложили задачу. Заинтересовавшись ею, Пуассон затем увлекся математикой и посвятил этой науке всю свою жизнь. Вот эта задача. Некто имеет 12 пинт вина и хочет отлить из этого количества половину, но у него нет сосуда в  6 пинт. Зато есть два других сосуда: в 8 пинт и  5 пинт. Спрашивается: каким образом налить 6 пинт в сосуд на 8 пинт?

Все задачи на переливания принципиально делятся на 2 типа.

Первый – когда у нас есть много жидкости (озеро, бесконечно большая бочка, водопровод), и мы можем наполнять доверху сосуды сколь угодно большое количество раз, то есть количество жидкости не ограничено. При этом мы можем безбоязненно выливать воду из сосудов.

Второй – это когда жидкости у нас ровно столько, сколько изначально налито в сосудах (в этом случае у нас обычно не простая жидкость, а какая-либо особенная: молоко, сок и т. д.). Чаще всего эту жидкость ещё и нельзя проливать – авторы стараются это отдельно оговаривать. Если же мы можем выливать жидкость, то в условиях задачи обычно присутствует какой-либо персонаж, который может пить данный тип жидкости: Кот Баюн, сосед Гриша и т. п.

Также стоит понять принцип задач на переливания: например, если у нас есть сосуд объемом 8 литров и 5 литров, и нам надо отмерить 2 литра воды, мы не имеем права на следующее решение: «Наполним восьмилитровый сосуд на четверть – таким образом, мы и получим 2 литра воды». Или: «Давайте опустошим наш 5 литровый сосуд на 60%, тогда в нем останется ровно 2 литра воды». Нет, так делать нельзя. (Если у ребёнка в этом месте возникают вопросы, то вы можете придумать, например, такое оригинальное объяснение: «А вдруг наш сосуд – это какая-нибудь замысловатая ваза (или древняя амфора), конечно, без шкалы делений!» Или даже просто банка не вполне симметрична, а на глаз определить середину – проблематично…) Мы можем либо полностью наполнять сосуды, либо полностью опустошать их, либо переливать из одного сосуда в другой. При этом мы можем пользоваться тем, что при этих операциях часть воды может оставаться в сосуде, из которого дополняется другой сосуд.

Для примера решим три задачи.

Задача 1-го типа

Для приготовления компота маме нужно налить в 5-литровую кастрюли 4 литра воды. Как маме справиться с этой задачей, если у мамы есть кроме этой кастрюли ещё 3-литровая банка, водопроводный кран и раковина, куда можно выливать воду?

Решение.

Нальём в 3-литровую банку воду и перельём её в кастрюлю. Затем еще раз наполним банку и выльём в кастрюлю, сколько поместится. Тогда в кастрюле будет 5 литров и 1 литр в 3-литровой банке. Теперь выльем всю воду из кастрюли в раковину. Затем перельем литр из банки в кастрюлю и добавим ещё три литра, наполнив банку ещё раз. Теперь в кастрюле 1 + 3 = 4 литра, что и требовалось. Задача решена.

Наше решение можно проиллюстрировать таблицей:

hello_html_m16e2f931.png

Итак, мы получили желанные 4 литра. Задача решена! Мы считаем, что такой способ решения с помощью таблицы является достаточно наглядным, и рекомендуем для вашего совместного с ребёнком решения.

Задача 2-го типа

У Марьи есть 2 кувшина объёмом 8 и 3 литра. В восьмилитровом кувшине налит весь имеющийся у Марьи кисель. Как отмерить 2 литра киселя? Все излишки киселя можно отдать Коту Баюну, который просто обожает это лакомство.

Решение.

Наполним трехлитровый кувшин доверху из восьмилитрового, после этого у нас будет 5 литров в 8-литровом и 3 литра в 3-литровом. Отдадим весь кисель из 3-литрового кувшина Коту Баюну. После этого у нас осталось 5 литров в 8-литровом и 3-литровый кувшин пуст. Снова наполним 3-литровый кувшин из 8-литрового. После этой операции в 8-литровом кувшине у нас останется ровно 2 литра (5 – 3 = 2). Мы отмерили 2 литра. Задача решена!

Решение также можно проиллюстрировать таблицей:

hello_html_m7cd1090d.png

Ещё одна задача 2-го типа

Задача 3.

В кастрюле налито 8 литров супа. Есть также пустые 3-х и 5-тилитровая банки. Требуется отмерить 4 литра супа. Как это сделать, если суп нельзя проливать?

Решение.

1 способ. Нальём суп доверху в меньшую банку, затем перельём полученные три литра в 5-литровую банку, а 3-литровую наполним снова. Теперь будем лить суп из 3-литровой банки в 5-литровую, пока она не наполнится доверху. Тогда в меньшей банке останется 1 литр (5 – 3 = 2 и 3 – 2 = 1). Перельём 5 литров в кастрюлю, а 1 литр – в большую банку. Затем перельём 3 литра из кастрюли в меньшую банку. После этого в кастрюле останется ровно 4 литра. Задача решена.

2 способ. Нальём суп доверху в большую банку, тогда в кастрюле останется ровно 3 литр. Перельём из большой банки в меньшую 3 литра, после чего перельём их в кастрюлю. Перельём 2 литра из большой банки в меньшую, и наполним большую банку доверху супом из кастрюли. После чего дольём меньшую банку (там было 2 литра, а помещается 3) из большей банки. Получим 4 литра в большой банке. Задача решена.

Проиллюстрируем оба способа таблицам:

hello_html_2b71db32.png

Советуем использовать таблицу при решении подобных задач.

Также ребёнку можно дать следующую подсказку. Речь пойдет о задачах, где разрешается выливать жидкости. Пусть в какой-то момент наполнены все сосуды, может быть, частично. Тогда перед ребенком стоит вопрос о том, откуда вылить жидкость. Выливать стоит из полного сосуда, а не из полупустого, так как количество литров в полном сосуде мы всегда с лёгкостью снова получим, тогда как получить полупустой сосуд − дело затруднительное. Надеемся, что в процессе работы вы сами сможете придумать множество оригинальных приемов и способов!

Обратите внимание, что приведённые решения могут не являться единственными. Ни в коем случае не говорите ребёнку, что он как-то не так стал решать задачу, если первым ходом он, допустим, налил воду из крана не в больший, а в меньший сосуд! Просто тщательно следите за его действиями. В большинстве задач есть как минимум 2 способа решения, и, скорее всего, при правильном выполнении переливаний ваш ребёнок в конечном итоге получит результат. Правда, возможно, за большее число ходов, зато – сколько удовольствия от самостоятельного решения без подсказок он получит!

Задачи на переливание — один из видов старинных задач. Они возникли много веков назад, но до сих пор вызывают интерес у любителей математики и их часто можно встретить в олимпиадных заданиях для 5–6-х классов. Однако данный вид логических задач целесообразно рассматривать и с учащимися среднего звена (7-8 классы).

 Суть этих задач сводится к следующему: имея несколько сосудов разного объема, один из которых наполнен жидкостью, требуется разделить ее в каком-либо отношении или отлить какую-либо ее часть при помощи других сосудов за наименьшее число переливаний.

Читайте также:  Сосуды на руках близко к коже

В задачах на переливания требуется указать последовательность действий, при которой осуществляется требуемое переливание и выполнены все условия задачи. Если не сказано ничего другого, считается, что

– все сосуды без делений,

– нельзя переливать жидкости “на глаз”

– невозможно ниоткуда добавлять жидкости и никуда сливать.

Мы можем точно сказать, сколько жидкости в сосуде, только в следующих случаях:

  • знаем, что сосуд пуст,

  • знаем, что сосуд полон, а в задаче дана его вместимость,

  • в задаче дано, сколько жидкости в сосуде, а переливания с использованием этого сосуда не проводились

  • в переливании участвовали два сосуда, в каждом из которых известно, сколько было жидкости, и после переливания вся жидкость поместилась в один из них

  • в переливании участвовали два сосуда, в каждом из которых известно, сколько было жидкости, известна вместимость того сосуда, в который переливали, и известно, что вся жидкость в него не поместилась: мы можем найти, сколько ее осталось в другом сосуде.

Чаще всего используются словесный способ решения (т.е. описание последовательности действий) и способ решения с помощью таблиц, где в первом столбце (или строке) указываются объемы данных сосудов, а в каждом следующем — результат очередного переливания. Таким образом, количество столбцов (кроме первого) показывает количество необходимых переливаний.
Задача № 1. Отмерить 3 л, имея сосуд 5 л. 

Какое наименьшее число переливаний потребуется для того, чтобы в четырехлитровую кастрюлю с помощью крана и пятилитровой банки налить 3 литра воды? 

Наливаем кастрюлю.

Переливаем воду из кастрюли в банку.

Наливаем кастрюлю.

Доливаем полную банку, и в кастрюле остается 3 литра.

Задача № 2. Винни-Пух и пчелы.

Однажды Винни-Пух захотел полакомиться медом и пошел к пчелам в гости. По дороге нарвал букет цветов, чтобы подарить труженицам пчелкам. Пчелки очень обрадовались, увидев мишку с букетом цветов, и сказали: «У нас есть большая бочка с медом. Мы дадим тебе меда, если ты сможешь с помощью двух сосудов вместимостью 3 л и 5 л налить себе 4 л!» Винни-Пух долго думал, но все-таки смог решить задачку. Как он это сделал? 

Как в результате можно получить 4 л? Нужно из 5-литрового сосуда отлить 1 л. А как это сделать? Нужно в 3-литровом сосуде иметь ровно 2 л. Как их получить? – Из 5-литрового сосуда отлить 3 л.

Решение лучше и удобнее оформить в виде таблицы:

Задача № 3. Бэтмен и Человек-Паук.

Бэтмен и Человек-Паук никак не могли определить, кто из них самый главный супергерой. Что только они не делали: отжимались, бегали 100 метровку, подтягивались – то один победит, то другой. Так и не разрешив свой спор, отправились они к мудрецу. Мудрец подумал и сказал: «Самый главный супергерой – это не тот, кто сильнее, а тот, кто сообразительнее! Вот, кто решит первым задачу, тот и будет самым-самым! Слушайте: имеются два сосуда вместимостью 8 л и 5 л. Как с помощью этих сосудов налить из источника 7 л живой воды?» Помогите вашему любимому герою решить эту задачу. 

Ход рассуждений таков:

Как в результате получить 7 литров? – Нужно к 5 литрам долить 2 л. А где их взять? – Из 5-литрового сосуда отлить 3 л. А как их получить? В 8-литровый перелить из 5-литрового 5 литров, потом еще три.

Решение задачи показано в таблице:

Будем “шаги” переливаний записывать в виде строки из трех чисел.

При этом сосуды размещены слева направо по мере убывания их вместимости:

Решение:

В скобках – второй вариант решения.

Задача № 6. Молоко из Простоквашино.

Дядя Федор собрался ехать к родителям в гости и попросил у кота Матроскина 4 л простоквашинского молока. А у Матроскина только 2 пустых бидона: трехлитровый и пятилитровый. И восьмилитровое ведро, наполненное молоком. Как Матроскину отлить 4 литра молока с помощью имеющихся сосудов?

Переливаем из 8-литрового ведра 5 литров молока в 5-литровое. Переливаем из 5-литрового бидона 3 литра в 3-литровый бидон.

Переливаем их теперь в 8-литровое ведро. Итак, теперь 3-литровое ведро пусто, в 8-литровом 6 литров молока, а в 5-литровом – 2 литра молока.

Переливаем 2 литра молока из 5-литрового бидона в 3-литровый, а потом наливаем 5 литров из 8-литрового ведра в 5-литровый бидон. Теперь в 8-литровом 1 литр молока, в 5-литровом – 5, а в 3-литровом – 2 литра молока.

Доливаем дополна 3-литровый бидон из 5-литрового и переливаем эти 3 литра в 8-литровое ведро. В 8-литровом ведре стало 4 литра, так же, как и в 5-литровом бидоне. Задача решена.

Решение: Задача № 8. Том Сойер.

Тому Сойеру нужно покрасить забор. Он имеет 12 л краски и хочет отлить из этого количества половину, но у него нет сосуда вместимостью в 6 л. У него 2 сосуда: один – вместимостью в 8 л, а другой – вместимостью в 5 л. Каким образом налить 6 л краски в сосуд на 8 л? Какое наименьшее число переливаний необходимо при этом сделать?

Задача № 9. Губка Боб.

Губке Бобу срочно нужно налить из водопроводного крана 6 л воды. Но он имеет лишь два сосуда 5-литровый и 7-литровый. Как ему это сделать?

Решение задач на переливание векторным способом

Существенным недостатком табличного способа решения является отсутствие четкого алгоритма действий, невозможность предвидеть ближайшие шаги. Составлять такие таблицы можно довольно долго, так и не придя к нужному результату.

Механизировать решение этих задач с помощью «умного» шарика предложил Я.И. Перельман в книге «Занимательная геометрия». Для каждого случая предлагалось строить биль­ярдный стол особой конструкции, длины двух сторон которого численно равны объему двух меньших сосудов. Далее, из острого угла этого стола вдоль одной из сторон нужно «запустить» шарик, который по закону «угол падения равен углу отражения» будет сталкиваться с бортами стола, показывая тем самым последовательность переливаний. На бортах стола нанесена шкала, цена деления которой соответствует выбранной единице объема. В результате движения шарик либо ударяется о бортик в нужной точке (тогда задача имеет решение), либо не ударяется (тогда считается, что задача решения не имеет). 

Предложим еще один способ решения задач на переливание — с помощью векторов. Построим прямоугольную систему координат хОу (для решения потребуется только первая четверть). На оси Ох отметим точки, координаты которых кратны объему а одного из двух меньших сосудов. Через отмеченные точки проведем пунктиром прямые х = а, х = 2а, …, х = kа.

Эти прямые покажут нам, что сосуд объемом а полон и его нужно опорожнить. На оси Оу отметим точку, координата которой численно равна объему второй из меньших емкостей, то есть b. Проведем через нее пунктирную прямую у = b, которая поможет нам определить точки очередного наполнения второго сосуда. Наполнение емкости, объем которой отметили на оси Оу, будем показывать векторами, направленными вертикально вниз. Переливание из этого сосуда в тот, объем которого указан на оси Ох, изобразим в