Резонирующие сосуды в театре

Специальные акустические системы для усиления резонанса

Несмотря на встроенный в маску рупор, в театре оставалась проблема звукоусиления. Это заставляло греков прибегать к статичным и подвижным системам резонанса. Прежде всего, в них нуждался хор, который должен был перемещаться в определенных местах сцены. Это было нужно и для музыкальных инструментов, которые в трагедиях Эсхила сопровождали пение, а умолкая, создавали напряженное молчание. Подтвердился рассказ Аристотеля об этих музыкальных инструментах (о них мы поговорим позже), который впоследствии повторил Витрувий: греки использовали систему записи, сходную с нашей нотной, причем нот у них тоже было семь, а рождались они из соединения двух тетрахордов. В Codex Colbertinus*даже приводится октава, разбитая на полутона. Для записи вокальных партий орфических гимнов использовали интервалы в четверть тона, а также в два, три, четыре и пять раз превышавшие этот минимальный интервал. Благодаря тому, что все это было записано, подобный хоровой стиль просуществовал в неизменном виде многие века.

Статичные резонансные системы были созданы благодаря глубокому знанию акустики и особенно законов отражения звуковых волн в архитектурных пространствах вогнутой формы. Постройки старались максимально вписать в природную среду, поэтому руины греческих театров часто находят на горных склонах. А ориентированы они были таким образом, чтобы звуки усиливало естественно возникавшее эхо, помимо того эха, которое искусственно создавали люди.

Подвижные резонансные системы изготавливали из металлических, обычно бронзовых, сосудов в форме раструба, размером не больше человеческого роста. Сцена разделялась радиусами на три сектора – три акустических диапазона: диатонический, хроматический и гармонический. В них сосуды располагали таким образом, что они могли издавать 18 различных звуков. На самом деле сосуды лишь усиливали звуки, но так, словно сами их издавали. Слева от зрителя располагались усилители для получения более высоких звуков, справа – более низких. Поэтому певцы, музыканты и актеры в греческом театре часто перемещались, и хотя их игра была похожа на импровизацию, она была основана на искусной и кропотливой работе. Каждый персонаж занимал заранее отведенное ему место, а дальнейшие его перемещения определялись с поистине математической точностью.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

3.2.1. Классификационные системы родства

3.2.1. Классификационные системы родства В своем подходе к изучению родства Рэдклифф-Браун многим обязан своему учителю У. Риверсу. В частности, исходным постулатом концепции отношений родства Рэдклифф-Брауна послужил тезис Риверса о примате социального

ПАМЯТИ СЛОЖНОЙ СИСТЕМЫ

ПАМЯТИ СЛОЖНОЙ СИСТЕМЫ 14 декабря 1989 года умер академик Андрей Сахаров – единственный человек, которому было под силу спасти Советский Союз и мир в целом, но роковые особенности советской власти привели к тому, что Сахаров отправился в горьковскую ссылку, а СССР – в

Рельсовые транспортные системы

Рельсовые транспортные системы Высококачественные рельсовые системы общественного транспорта обеспечивают агломерациям свойства функциональной эффективности и удобства для жизни. Несмотря на это обстоятельство, они являются объектом постоянных нападок со стороны

ОСВОЕНИЕ РЕЗОНАТОРНОЙ СИСТЕМЫ

ОСВОЕНИЕ РЕЗОНАТОРНОЙ СИСТЕМЫ Одним из важнейших разделов в процессе развития голоса является работа по освоению резонаторной системы человека.Эффект резонанса (от латинского «resono» -откликаюсь) мы можем услышать под любым куполообразным сводом: в пещере, церкви,

Системы

Системы Системы это объединения клубов, которым удалось преодолеть болезнь «автономизации». Как правило, они поощряют переход не только из одного своего клуба в другой, но порой и уход в другое движение/субдвижение. Системы имеют совместную кадровую, а часто финансовую и

Глава четырнадцатая Парламентские сторожевые псы: специальные комитеты

Глава четырнадцатая Парламентские сторожевые псы: специальные комитеты Когда в 1979 году лидер палаты Норман Сент-Джон Стивас ввел новую департаментскую структуру специальных комитетов для надзора за работой отдельных правительственных департаментов, он заявил, что это

1.2. Концепция мир – системы И. Валлерстайна

1.2. Концепция мир – системы И. Валлерстайна Активно действующий процесс глобализации в мире на новом историческом витке «вернулся» и сделал актуальной идею системности в гуманитарной научной литературе. В лице американского ученого И. Валлерстайна она явилась как

2. Конструирование гендерной системы

2. Конструирование гендерной системы Данные археологии свидетельствуют, что в первобытные времена не существовало неравенства. Первобытные люди вели кочевой образ жизни. У кочевников не было частной собственности, не было и неравенства по половому признаку. Постепенно

Мифология мир-системы

Мифология мир-системы Оплеванное творение и собака-предательницаЭпохальную динамику распространения мифологических мотивов невозможно понять, не привлекая данных со всего мира. Как бы далеко друг от друга не были сделаны записи, они рано или поздно складываются в

3.7 Мария Михайлова. Кросс-промоушен и специальные мероприятия

3.7 Мария Михайлова. Кросс-промоушен и специальные мероприятия Мария Михайлова – PR-директор объединённой редакции московских СМИ «Москва

Источник

Книга V. Глава V. Расположение голосников в театре. Полный текст трактата Витрувия «Десять книг об архитектуре» (Vitruvius “De architectura libri decem”) публикуется по изданию Всесоюзной Академии Архитектуры 1936 года. Перевод Петровского Ф.А.

1. Итак, основываясь на этих данных математической теории, нужно делать медные сосуды в соответствии с размерами театра. Сосуды же эти должно изготовлять таким образом, чтобы они, от прикосновения к ним, могли каждый с каждым издавать звуки в отношениях кварты, квинты и далее по порядку вплоть до двойной октавы. Затем, расположив их по законам музыкальной теории в особые ниши, устроенные между сидениями театра, нужно поместить их так, чтобы они нигде не касались стен, были окружены пустым пространством и имели свободный промежуток со стороны своей верхушки. Ставят же их опрокинутыми, а со стороны, обращенной к сцене, под них подкладывают клинья, высотой не меньше чем в полтора фута. Против каждой такой ниши в проступях нижних ступеней оставляют отверстия длиной в два фута и вышиной в пол фута.

Читайте также:  Влияет ли желатин на сосуды

2. Распределение же их по назначенным для них местам таково: если театр незначительных размеров, то на половине его высоты намечают поперечную зону и в ней выводят тринадцать сводчатых ниш, отстоящих друг от друга на двенадцать равных промежутков, причем так, чтобы прежде всего описанные выше голосники, настроенные на нете гиперболайон, поместить по одному по краям каждого крыла; на втором месте от краев – голосники, настроенные на кварту ниже, а именно на нете диезевгменон, на третьем – еще на кварту ниже, то есть на парамесе; на четвертом – голосники, настроенные на нете синемменон; на пятом – на кварту вниз от последнего, то есть на месе; на шестом – еще на кварту вниз, а именно на гипате месон, а посредине, еще на кварту ниже, – один голосник, настроенный на гипате гипатон.

3. По такому расчету голос, растекаясь со сцены, как из центра, распространяясь кругами и ударяясь о полости отдельных сосудов, достигнет большей звучности и будет, благодаря согласию звуков, вызывать должное ответное созвучие. Если же величина театра будет более значительной, тогда высота его делится на четыре части так, чтобы получились три поперечных зоны для ниш: одна гармоническая, другая хроматическая, третья диатоническая. Первая зона снизу распределяется в гармоническом строе так, как было написано выше о малых театрах.

4. В среднем же поясе на первом месте по краям крыльев помещают по голоснику, настроенному в хроматическом гиперболайон; на втором месте – отстоящие от них на кварту и настроенные в хроматическом диезевгменон; на третьем – в хроматическом синемменон; на четвертом, на кварту ниже, – в хроматическом месон; на пятом, еще на кварту ниже, – в хроматическом гипатон; на шестом – в парамесе, так как этот звук имеет общее созвучие как с хроматическим гиперболайон – на квинту, так и с хроматическим месон – на кварту.

5. На середине не помещают ничего, ибо в хроматическом строе никакие звуки иного качества не могут давать согласного созвучия. В верхнем же ряду или в зоне ниш в начале крыльев располагают по сосуду, настроенному в диатоническом гиперболайон; на втором, на кварту вниз, – в диатоническом диезевгменон, на третьем – в диатоническом синемменон; на четвертом, на кварту вниз, – в диатоническом месон; на пятом, еще на кварту вниз, – в диатоническом гипатон; на шестом, еще на кварту вниз, – в просламбаноменос; посредине – в месе, ибо этот звук имеет созвучное родство как с просламбаноменос – на октаву, так и с диатоническим гипатон – на квинту.

6. Если бы кто пожелал осуществить изложенное с легкостью и в совершенстве, пусть он обратит внимание на музыкальную диаграмму, нарисованную в конце книги, которую оставил нам Аристоксен и в которой он весьма старательно и убедительно установил деление мелодий по строям. Всякий, кто усвоит себе его теорию, сможет на основании этой диаграммы легче довести театр до того совершенства, которое отвечает природе голоса и наслаждению слушателей.

7. Пожалуй, кто-нибудь скажет, что в Риме из года в год строилось много театров, но что в них ничего такого в расчет не принималось. Однако он в этом будет неправ, так как все общественные деревянные театры имеют много досчатых частей, которые непременно резонируют. Это же можно наблюдать на кифаредах, которые, собираясь петь на более высоких тонах, поворачиваются в сторону дверей сцены и таким образом пользуются их помощью для получения созвучия, отвечающего голосу. Если же театры построены из плотного материала, т. е. из бутовой кладки, тесаного камня или мрамора, которые не могут резонировать, то к ним должны быть применяемы вышеизложенные правила.

8. Если же спросят, в каком театре это было применено, то мы такого театра в Риме указать не можем, но зато они есть в разных местностях Италии и во многих городах Греции. К тому же мы имеем в качестве свидетеля Луция Муммия, который, разрушив театр коринфян, вывез его бронзовые голосники в Рим и из своей добычи посвятил их храму Луны. Кроме того, многие искусные архитекторы, строившие театры в небольших городах, пользовались за недостатком средств глиняными сосудами, настроенными таким же образом, и, размещая их согласно вышеизложенной теории, добивались в высшей степени полезного действия.

Источник

Большой театр в Москве на Театральной площади

Читайте также:  Какие овощи полезны для сосудов

Большой театр в Москве на Театральной площади

Многие люди любят ходить на театральные представления. Зрители приходят в театры или смотрят представления в режиме онлайн. Вероятно, вы помните из школьных уроков истории, что самый первый театр появился в Древней Греции. Давайте узнаем, какими были античные театры.

Предыстория

Дионис. Картина Симеона Соломона

Дионис. Картина Симеона Соломона

Современный театр берет начало от массовых шумных гуляний в Древней Греции. Диониссии проводились в честь Диониса (древнегреческого бога вина, плодородия, вдохновения, театра). Они были Большими и Малыми. Большие Диониссии проводились с 25 марта по 1 апреля, сопровождались увеселительными мероприятиями в виде представлений, состязаний актеров и поэтов, хвалебных гимнов, (дифирамбов) посвященных Дионису.

Большие Диониссии – масштабный городской праздник, а Малые – сельский. Последние проводились в конце декабря, когда заканчивался сезон сбора винограда.

Во время Диониссий в жертву приносился козел, а хор людей, переодетых в сатиров, пел хвалебные песни Дионису. Греки пили вино и шли к алтарю бога виноделия.

534 год до нашей эры считается годом рождения мирового театра, когда на великих Диониссиях впервые была поставлена пьеса афинского поэта Феспида. Феспиду принадлежит также еще одно нововведение. Он выделил из хора особого исполнителя, называемого «ответчик», являвшегося главным голосом в хоре.

Основные жанры древнегреческого театра: трагедия и комедия

Различия трагедии и комедии по мнению Аристотеля:

  • герои трагедии – люди высокого положения, комедии – всякий сброд;
  • предмет трагедии – события великого общественного значения, комедии – повседневные происшествия из частной жизни;
  • трагедия, как правило, основана на исторических событиях или мифах, тогда как сюжет комедии полностью выдуман автором.

Трагедия (состоит из слияния двух слов «трагос» – козел и «одэ» – песнь). Дословно, «песнь козлов». Название слова, вероятно, произошло от сатиров, козлоногих существ – спутников Диониса, которые прославляли подвиги бога.

Была довольно развитой уже к VI веку до нашей эры, использовала наследие эпоса и лирики.

Древнегреческая трагическая маска

Древнегреческая трагическая маска

Основные черты трагедии

  1. Серьезность.
  2. Конфликты реальности накалены до предела.
  3. У персонажей трагедии ужасная судьба.
  4. Большинство трагедий написано стихами.
  5. Присутствие в трагедии пафоса

Во время трагедий актеры использовали специальную обувь – котурны. Эта обувь существенно увеличивала рост актера.

Трагический актер. Рисунок Поля Селье

Трагический актер. Рисунок Поля Селье

Котурны

Котурны

Для придания фигуре объемности актеры-трагики подкладывали под одежду специальные ватные подушечки.

Хор в трагедии

Хор состоял из 12 человек. Позже это число увеличили до 15. Все участники хора назывались «хоревты», а руководитель хора – «корифей». Хор в трагедии, в основном, представлял людей, близких к главному герою.

Комедия (слияние древнегреческих слов «комос» – «шествие» и «одэ» -песнь)

Комедийная маска

Комедийная маска

Основные черты комедии

  1. Много юмористических и сатирических элементов в произведении
  2. Разрешение конфликта специфическим путем.

Аристотель определял комедию, как «подражание худшим людям, но не во всей их порочности, а в смешном виде».

Хор в комедии

Состоял из 24 человек. В комедии хористы изображали не только людей, но и животных, и сказочных существ.

Сюжеты трагедий и комедий

Сюжеты двух данных жанров включали не только религиозные, но и житейские мотивы. Со временем житейские мотивы стали доминирующими, а спустя некоторое время и вовсе единственными. Все комедии по-прежнему посвящались Дионису. В праздничных шествиях, помимо песен, стали появляться маленькие комические сценки, где актеры разыгрывали бытовые сюжеты (например, кража ворами пищи и вина, визит врача-иностранца к больному). К содержанию комедий стали примешиваться элементы социальной и политической сатиры. Актеры поднимали вопросы политического строя, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, ее внешней политики, ведения войн.

Основного расцвета греческое театральное искусство достигло во времена творчества трех великих трагиков: Эсхила, Софокла и Еврипида, а также комедиографа Аристофана. Естественно, существовали тогда и другие драматурги, но их произведения, к сожалению, не дошли до наших дней. Иногда историкам и исследователям театра известны лишь имена греческих авторов, а из их произведений – небольшие отрывки.

Античный театр. Иллюстрация

Античный театр. Иллюстрация

Устройство древнегреческого театра

Все древнегреческие театры строились на открытом воздухе и вмещали в себя огромное число зрителей. (например, афинский театр Диониса был рассчитан на 17 000 человек) Древнегреческий театр включал в себя три основные части: орхестру, тэатрон и скене.

Древнегреческий театр

Древнегреческий театр

Схема древнегреческого театра

Схема древнегреческого театра

1) Орхестра

Круглая площадка, где находились хор и актеры. Изначально представляла собой место, где приносилось жертвоприношение Дионису. Впервые появилась у склонов Акрополя в Афинах. На площадке танцевали и пели дифирамбы в честь Диониса. В центре орхестры стоял жертвенник. На ступенях жертвенника играл флейтист-авлет или стоял актер-протагонист, отвечающий хору. Жертвенник оставался на своем месте и позднее в честь дани традиции, когда уже о культе Диониса не было речи.

2) Места для зрителей – тэатрон

Поначалу зрители рассаживались вокруг площадки, где находились актеры. Со временем возникли специальные места для публики, расположенные на склонах прилегающих к орхестре холмов. Сначала деревянные, потом каменные. Места располагались полукругом вокруг орхестры. Нижние места предназначались для знати, почетных граждан, жрецов. Немного выше находились места для среднего класса. Места на самом верху предназначались для бедноты. Продольные проходы (пароды) делили тэатрон на сектора и на верхние и нижние места.

Читайте также:  Расширены сосуды малого таза что делать

3) Скене

Первоначально палатка для переодевания актеров. Позднее сценический задник. Скене представляла собой архитектурную конструкцию, примыкающую к орхестре. Передняя стена – проскений, имела вид колоннады и изображала фасад храма или дворца. По бокам к скене пристраивались параскении. В них хранился актерский реквизит, они иногда использовались в качестве декораций.

Греки использовали расписные декорации и механические машины в пьесах. Весь театр был построен таким образом, что даже на самых высоких местах люди отлично слышали реплики актеров. Иногда для усиления звука в театрах устанавливали резонирующие сосуды, которые размещали среди мест для публики. Занавеса в таких театрах не было. Но изредка в некоторых пьесах кое-какие части проскения временно занавешивали.

Дни представления

Древнегреческий театр в Эпидавре

Древнегреческий театр в Эпидавре

Представления в театрах шли с рассвета до заката. Поэтому зрители, которые находились в театре, там же пили и ели. Горожане надевали свои лучшие одежды, на голову – венки из плюща, приносили подушечки, чтобы не так было трудно сидеть. Пьесы представлялись согласно жребию. О начале каждой из них возвещала труба.

Афинская публика выражала свои эмоции очень бурно. Если зрителям нравилось представление, они громко кричали и аплодировали. Если пьеса не интересовала зрителей, они свистели, топали ногами, кричали. Иногда актеров прогоняли со сцены, бросая в них камни. Практически всегда успех драматурга зависел от суждения народа о его произведении.

Театральные состязания

Скульптура Ники -богини победы

Скульптура Ники -богини победы

Представления проходили три раза в год: на малых сельских дионисиях, ленеях (празднествах по случаю прессования винограда и получения свежего вина; они отмечались после сельских дионисий) и великих или городских дионисиях. Обычно в соревнованиях принимали участие три трагика и три комика. Каждый трагик должен был представить по четыре произведения (три драмы и одну пьесу шутливого содержания, или сатировскую драму). Кроме того, три драмы должны были иметь единый сюжет, то есть, составлять трилогию. Только после этого можно было ставить сатировскую драму. Все вместе эти произведения являлись тетралогией.

Как правило, состязания длились три дня. Целый день зрителям предлагались трагедии и сатировские драмы, а под вечер ставилась комедия одного из участвовавших в состязании комических поэтов.

Для определения победителя состязаний на представлениях присутствовали особые выборные лица. Для победивших драматургов имелось три награды. Драматург, занявший третье место, считался проигравшим. Кроме награды в виде гонорара, поэт получал от государства венок из плюща. Все результаты состязаний обязательно вносились в особый протокол, который назывался «дидаскалия» и хранился в государственном архиве.

Интересные факты:

1) В театре играли только мужчины.

2) Порядочным женщинам запрещалось присутствовать в театре во время комедий.

3) В древнегреческом театре была специальная должность – рабдух, в чьи обязанности входило лупить палкой особенно разбушевавшихся зрителей.

4) В древнегреческом театре было всего три актёра, каждый из актеров мог исполнять несколько ролей. В очень редких случаях появлялся четвёртый актёр – парахорегема, становившийся «обузой хорега», поскольку на хорега (богатого гражданина города, ответственного за финансовое обеспечение театра), ложилась дополнительная обязанность по оплате лишнего исполнителя.

5) Маски были обязательны для всех актеров. Женские маски были белыми, мужские темного цвета.

6) Поначалу вход на представления был бесплатным для всех. Позднее была введена плата в 2 обола. Со времен Перикла в казне появилась специальная статья расходов на зрелища, из которой оплачивался вход беднякам.

7) Древние греки приходили в театр заранее, чтобы занять лучшие места и пообщаться с соседями

8) В древнегреческом театре обычно пел лишь главный актёр. Иногда греческий театр поручал протагонисту (главному актеру) исполнение соответствующих частей обеих ролей. Например, сначала актер исполнял полностью роль Антигоны – вплоть до ее смерти, а в финале пьесы – переодевался в Креонта, роль которого ранее играл другой актер.

9) Посещение театра было для древних греков обязательно. Исключение составляли рабы.

10)Актеры в Древней Греции пользовались уважением древних греков. Профессия актера считалась почетной. Актеры занимали высокое общественное положение, избирались на высшие государственные должности, отправлялись в качестве послов в другие государства. Но стать актером мог только свободнорожденный житель Афин.

Послесловие

Думаю, никто не будет спорить, что древнегреческая цивилизация была великой. К сожалению, ничто не вечно. Проходят года, гибнут города, исчезают целые народы. Театр, придуманный древними греками, не остался забыт, а развивался со временем, приобретал в каждую эпоху новые черты, делаясь все больше похожим на современный. Сегодня многие из нас не представляют жизни без театра. Он уже давно стал частью культурной жизни человечества.

(с) Рыжая Молли

Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii Мы будем очень признательны любой поддержке!

Источник