Римские сосуды для вина

Римские сосуды для вина thumbnail

Винный кубок. Мозаика из музея Бардо, Тунис.

Самыми популярными во время трапезы напитками римлян всех слоёв населения были вода и вино[1]:397. В Древнем Риме вино было продуктом массового употребления и экспортировалось во все уголки империи. Перевозилось обыкновенно в амфорах, по Европе также в бочках. В период расцвета империи вино повсеместно развозили в бочках. В Риме употреблялось как местное, так и привозное вино, высоко ценилось старое, выдержанное вино. Технологию выращивания винограда и приготовления вина римляне в основном заимствовали из греческого опыта[2].

История[править | править код]

Самые ранние влияния на виноградарствo на итальянск. полуостровe можно отнести к древним грекам и этрусками. Подъем Римской империи способствовал как технологическому прогрессу, так и растущему осознанию виноделия, которое распространилось на все части империи. Влияние Рима оказало глубокое влияние на историю основных винодельческих регионов Франции, Германии, Италии, Португалии и Испании.

Римская вера в то, что вино было повседневной необходимостью, сделала напиток «демократичным» и вездесущим; в различных формах оно было доступно как рабам, крестьянам, женщинам и аристократам. Чтобы обеспечить постоянные поставки вина римским солдатам и колонистам, виноградарство и виноделие распространились на все части империи. Экономические возможности, представленные торговлей вином, привлекли торговцев к ведению бизнеса с племенами, проживающими в Галлии и Германии, привнося римское влияние в эти регионы еще до прибытия римских военных.

Произведения римских писателей – прежде всего Катона, Колумеллы , Горация , Катулла , Палладия , Плиния, Варро и Вергилия – позволили понять роль вина в римской культуре, а также современное понимание виноделия и практики виноградарства. Многие из методов и принципов, впервые разработанных в древнеримские времена, можно найти в современном виноделии.

Сорта вин[править | править код]

Популярным было красное вино, однако среди лучших изысканных вин присутствовали и белые – цекубское и фалернское. По вкусу римлянам было сладкое вино – vinum dulce, некоторые хозяйства производили praedulce (особенно сладкое вино). Римляне знали как приготовить из тёмного вина более светлое благодаря хранению. В книге Апиция «De re coquinaria» описывается рецепт ускорения этого процесса.

По вкусовым качествам было известно множество сортов (всего около 185), которые в общем можно разбить на категории:

  • vinum austerum – сухое
  • vinum tenue – возможно, полусухое
  • vinum dulce – сладкое

Римляне различали по цвету белое и красное вино, Плиний, однако, различает 4 категории вин[3]:

  • vinum album – белое
  • vinum fluvum – жёлтое
  • vinum sanguineum – кроваво-красное
  • vinum nigrum – чёрное.

Сорта по регионам[править | править код]

Римлянам были известные следующие сорта вин:

  • Альбанские вино – вино с Альбанских холмов к югу от Рима.
  • Массикское – со склонов горы Massicus в Кампании.
  • Соррентийское вино – вино из Сорренто, недалеко от Помпей.
  • Фалернское вино – первоклассное белое вино из Кампании. В конце республики и первом веке н. э. фалернское вино янтарного цвета считалось самым благородным сортом.
  • Цекубское вино – белое вино хорошего качества из Caecubum к югу от Рима (южный Лаций).

Употребление вина[править | править код]

При употреблении вина в качестве напитка, оно обычно разбавлялось водой, а неразбавленное вино употреблялось прежде всего в кулинарии, например при изготовлении соусов. Некоторые римляне также пили вино «по греческому обычаю» (по представлению римлян), то есть неразбавленным (см. также Древнеримская кухня и здоровье). Некоторые народы, по мнению римлян, также употребляли вино неразбавленным, например, фракийцы и скифы.

Соотношение вина и воды варьировалось в зависимости от личных предпочтений хозяина дома или заведения. Соотношения составляли (в основном по данным греческих источников): 2:5, 1:2, 1:3 и 1:4, при этом в смесь добавлялось значительно больше воды чем, собственно, вина. Вино в пропорции 1:1 считалось крепким и приготавливалось например, для Сатурналий.

Летом вино охлаждали льдом из специальных погребов или в амфорах с двойными стенками, в которые заливалась вода для охлаждения; зимой вино часто подогревали в сосудах, похожих на самовар[4]. Вина разливали не сразу из амфоры в бокал или чашу, а перед подачей пропускали через бронзовое сито, чтобы очистить напиток от примесей и специй.

Вино, заказанное в питейном или другом заведении быстрого питания, посетителям подносили уже разбавленным водой. Многие вина, особенно ароматизированные, хранились в загустевшем виде. В чистом виде такое вино имело вязкую консистенцию и высокое содержание алкоголя. Таким образом вина в винных погребах, походили на сироп, и при оптимальных условиях содержали 16-18 % алкоголя.

Винные напитки[править | править код]

Из винограда приготовлялись также различные винные напитки: пассум (passum) – вино из сушёного винограда, дефрутум (defrutum/defritum, содержал Ацетат свинца(II)) или сапа (sapa) – проваренные виноградные морсы, лора – лёгкий алкогольный напиток из виноградных выжимок. Выжимки смешивали с водой и снова прессовали, полученный напиток как можно быстрее употреблялся, так как очень быстро превращался в уксус. Легионерам поставлялись виноградные выжимки, так что они сами могли варить себе такой напиток. Если лора превращалась в уксус, то из неё ещё можно было сделать posca, уксусную воду. Плиний называл лору Vinum operarium – «вино работников». Рабы Катона получали в течение трёх месяцев после сбора винограда такое «вино», прежде чем им выдавалось настоящее вино.

Особой популярностью пользовался медовый винный напиток мульсум – напиток тёмно-красного цвета из свежего виноградного сока и мёда в пропорции 4:1. Мульсум способствовал, по представлению римлян, пищеварению, продлял жизнь, в тёплом виде помогал при поносе. Мульсум изготавливался так же из вина, но в процессе изготовления происходило выпаривание спирта и напиток получался безалкогольным. На вопрос императора Августа как некоему Поллиону Ромилию удалось прожить более ста лет, тот ответил, что благодаря медовому вину внутрь и (оливковому) маслу снаружи (Плиний, «Естественная история», XXII 114).

Также существовал рецепт наподобие современного глинтвейна – conditum paradoxum – смесь из вина, мёда, перца, лаврового листа, фиников, мастиковой смолы и шафрана, которая несколько раз варилась и употреблялась в горячем или холодном виде.

Aromatites, десертные вина и вина со специями, производили большинство потребителей и хозяева заведений по собственным рецептам с добавлением пряностей. Вина со специями ценились в медицине, например, вино с добавкой морского лука применялось от хронического кашля. Желая придать вину более сложный вкус, иногда к нему добавляли лепестки роз (Rosatum) или фиалок (violatum), перец (piperatum), листья алоэ или ягоды мирта, можжевельник, лавровые листья, ветви кипариса, полынь или даже благовония (нард или мирру)[2]. Кроме того использовались анис, укроп, фенхель, мята, фисташки. Другими добавками могли быть: морская вода и свинцовый сахар (токсичный ацетат свинца) для солёной или сладковатой ноты; гипс, тёртый мрамор и глина увеличивали кислотность вина.

Читайте также:  Осложнения заболеваний сосудов нижних конечностей

Хранение вин[править | править код]

Среднее время созревания вин составляло 15 лет, многие амфоры хранились в подвалах более длительный срок. Изысканное вино, предназначенное для массового потребления, хранилось около 3 – 4 лет.

Информацию о вине писали сначала на стенках амфор, и стёршаяся надпись служила вину лучшей рекомендацией. Разлитое по амфорам вино хранилось на чердаках в дымоходах; перед употреблением его доставали и какое-то время хранили в винном погребе. Лучшим возрастом для вина считались 15-20 лет.

Лучшим винным годом считался Opimianer, урожай фалернского вина, сбора 121 года до н. э. (правление консула Луция Опимия). Обильный урожай в тот год был исключительного качества. Некоторые амфоры этого вина просуществовали и 200 лет спустя. Плиний пишет, однако, что это вино нельзя было пить, так как оно имело вкус горького мёда.

Качество вин достигалось только после нескольких лет хранения, а иногда и десятилетий. Суррентинское дозревало в течение 25 лет, фалернское и альбанское хранились до 15 лет, сабинское оставляли в подвалах на 7 лет, и куманское и номентанское – 5 лет.

Цены[править | править код]

В Помпеях кубок простого вина стоил 1 асс, более хорошего качества 2 асса, фалернское вино 4 асса. Вино из виноградных выжимок было ещё дешевле.

Культура употребления вина[править | править код]

Кантарус на низком основании, популярен с конца Республики (Триумф императора Тиберия. Лувр)

Вино употребляли в больших количествах, например, в лагере легионеров Виндоланда в Британии на день рассчитывалось 73 модия вина (около 635 литров) на 500 человек.

На comissatio, пирушке, которая устраивалась после ужина по особым случаям или без и длилась часто до рассвета, киданием костей выбирался «магистр» или «арбитр» пития или «царь» (magister bibendi, arbiter bibendi, rex), который устанавливал пропорции смеси вина и воды. Магистр также следил за тем, в какой последовательности (по очереди начиная с главного места (a summo) или начиная с любого другого гостя) и сколько каждый присутствующий должен был выпить, предлагал гостям произнести тосты, давал знак наполнять чаши. Тосты произносились в том числе в честь императора или других отсутствующих важных людей; обычным тостом было пожелание «Всех тебе благ!» (Bene te!). Иногда присутствующие должны были выпить столько маленьких кубков (cyathi, 0,045 литра), сколько букв насчитывалось в имени хозяина[5]:345. К comissatio гости надевали венки из цветов или листьев плюща и мирта, столы посыпались лепестками цветов – фиалок, лилий и роз, гостям подносились благовония, которые наносились на руки, лицо и волосы[6].

Вино, особенно для больных и стариков, советовали разбавлять тёплой водой[5]:343.

«Старая пьяница» – римская копия с греческого оригинала века II до н. э.

Чрезмерное употребление вина[править | править код]

Римские источники не сообщают о распространении алкоголизма в римском обществе. Однако некоторые римляне по всей видимости страдали алкогольной зависимостью. Плиний Старший в Естественной истории причислял к негативным сторонам употребления вина прежде всего зависимость: вино – «… напиток; от которого человек теряет голову, неистовствует, совершает тысячу преступлений и который столь сладостен, что многие люди видят в нём единственную радость жизни.»[7]. Плиний описывает воздействие вина на тело и психику: бледность, обвисшие щеки, трясущиеся руки, ночная тревога и забывчивость[8]. Сенека называет такие последствия злоупотребления вином как умственное разложение, предрасположенность к тяжелым заболеваниям и психические расстройства[9].

Римляне считали признаками алкоголизма привычку употреблять неразбавленное вино и употреблять вино на пустой желудок[1]:14[10]:CXXII, 6.

Реконструкция домашнего алтаря – ларария.

Вина в обрядах[править | править код]

Римляне использовали вина в религиозных и погребальных обрядах. Для культовых целей использовалось неразбавленное вино – vinum merum[11]:54. После затухания погребального костра близкие умершего заливали пепел водой или вином[11]:54. Ежедневно римляне приносили жертвоприношения богам. Символически жертвовалась часть еды, чаще всего вино, фрукты или же благовония. По всей видимости, вино жертвовали в первую очередь, так как такие жертвоприношения назывались libamentum – «возлияния»[1]:270.

При жертвоприношениях животных делались три винных жертвоприношения: перед самой жертвой вином и благовониями, затем перед умертвлением вином орошали животное. Непосредственно винное жертвоприношение проводилось при сжигании внутренних органов животного на алтаре[11]:54.

Вино в медицине[править | править код]

Римские врачи считали вино средством против множества заболеваний. Вино употреблялось в лечебных целях как для внешнего применения, так и для принятия внутрь для лечения соматических и психических заболеваний. Например, при простуде, болях в желудке, лечения от укусов змей и скорпионов[12]. В качестве средства контрацепции использовались пессарии на основе шерсти, которые обмакивались в смесь из вина, оливкового масла, мёда и смолы[13].

Вино в римской литературе[править | править код]

• В различных мифах имя Диониса получает разные эпитеты – «Шумный», «Несущийся», «Гремящий», «Ликующий», «Носитель шкуры» и многие другие.[14][15]:15 В романе Петрония мальчик-раб предстаёт перед гостями в роли Вакха на пиру у Трималхиона то «Шумным», то «Освободителем»[16]. По мнению поэтов и писателей, Дионис освобождал душу и тело от общественных рамок. Так поэт Тибулл рассматривал начала танца именно в этом освобождении. (I 7, 37) В античной литературе описываются способности вина освободить человека от тоски, забот, безнадёждности и душевных мук. Несмотря на все «освободительные» качества вина, авторы не забывают напомнить и об опасности быстрой ссоры, особенно, если выпить более 3 кубков[17]. О разборках и ссорах на почве злоупотребления вина писали Ювенал (сатира 5 26) и Петроний (Сатирикон 74, 10). Как следствие чрезмерного употребления вина описывается легкомыслие и преувеличенная смелость, и как следствие ссоры, рукоприкладство и ранения. Опасными римляне считали пирушки скифов и фракийцев, так как, по представлению римлян, эти народы пили вино неразбавленным, и поэтому служили для римлян и греков символом варварской неумеренности.[15]:22

В то же время вино и литература неразлучны для большинства поэтов, так Гораций пишет, что стихи, написанные после выпитой воды, ничего не стоят, Овидий описывает себя как поэта Вакха[18]. Вино также может воспламенить «бессмысленную любовь», то есть ту, которая в трезвом виде не могла бы никогда случиться[19]. Овидий пишет, что вино подготавливает для любовного чувства сердца и открывает их. Апулей пишет о свойстве вина разжигать страсть m II 16, 127; 17, 132. Вместе с тем поэты часто дают совет вином залить несчастную любовь, Овидий называет вино «лекарством любви»[20].

Читайте также:  Чистим сосуды по малахову

Цезарь писал, что бельгийские нервии и германские свевы не допускали у себя распространение вина, так как считали, что вино ослабляет человека и размягчает его[21].

См. также[править | править код]

  • Вино в Библии
  • Виналии

Примечания[править | править код]

  1. ↑ 1 2 3 Weeber, Karl-Wilhelm. Alltag im Alten Rom: ein Lexikon. – Zürich: Artemis, 1997. – ISBN 3-7608-1140-X.
  2. ↑ 1 2 Никитюк Е. В. Быт античного общества. Пища и питьё греков и римлян. – Спб., 2005.
  3. ↑ Плиний Старший. Естественная история, XIV, 80: текст на латинском и русском
  4. ↑ Antike Tischkultur (нем.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 2011-16-02. Архивировано 20 августа 2011 года.
  5. ↑ 1 2 Marquardt, Joachim. Handbuch der römischen Alterthümer. – Leipzig/Darmstadt, 1864/1990.
  6. ↑ Weeber, Karl-Wilhelm. Nachtleben im alten Rom. – Darmstadt: Primus, 2004. – ISBN 3896782568.
  7. ↑ Плиний Старший. Естественная история, XIV, 137: текст на латинском и русском
  8. ↑ Плиний Старший. Естественная история, XIV, 142: текст на латинском и русском
  9. ↑ ep. 83,26
  10. ↑ Сенека. Письма. Дата обращения: 17 февраля 2011.
  11. ↑ 1 2 3 Weeber. Wein im Alten Rom.
  12. ↑ Plin NH XXIII 44
  13. ↑ Веебер 79
  14. ↑ RE 5 (1905), Sp. 1026-1034
  15. ↑ 1 2 Hagenow. Wein in der Antike
  16. ↑ Сатирикон, 41, 6
  17. ↑ Гораций, ода 1 19, 15
  18. ↑ Ars am I 525
  19. ↑ Гораций ода 3, 21, 2,4
  20. ↑ Ars am 801
  21. ↑ Галльская война III 15, 4; IV 2, 6

Источник

9 января, 2016 Эльвира

В период сосуществования на территориях Италии двух культур – греческой и этруской, они не смешивались. Существовала невидимая граница между ними из-за глубоких различий в традициях, верованиях и, даже погребениях. У греков – погребение в землю, у этрусков – кремация. Среди различий также методы возделывания винограда и использование вина в ритуалах.

Распространение лозы, опирающейся на деревья, совпадает с территориями распространения этрусков не только в северной Италии, но и в Кампанье. В районе Аверса в Кампанье с начала периода этруской цивилизации до наших дней используют «лозу на дереве» как метод выращивания виноградной лозы. Лоза, подвязанная к тополям характеризует пейзажи, в то время как в районе Неаполя совсем другие поля винограда, без деревьев, низкие лозы. В провинции Вероны ещё в XIX веке использовали деревья, разделяющие поля с овощами, на которых подвязывали лозы винограда.

Фреска в Помпей – купидоны и вино

Этруски виноградные лозы подвязывали к деревьям

Даже в словаре этих загадочных этрусков было слова атальсон, что значило «связанный с деревом». Этруски в районе центральной Италии с VIII века до н.э. предпочитали вино претто, то есть натуральное. А вот римляне пили вино, как греки – разбавленное водой, со специями или с травяными отварами. Термин Мульсум означал у римлян вино смешанное с мёдом. Его приносили в начале банкетов и ужинов вместе с закусками, так что мульсум – вино аперитив. Лучший мульсум получался из лозы на деревьях, когда виноград собирали в засушливые дни и ягоды не до конца раздавливали. К трём частям вина добавляли одну часть мёда и в течении месяца вино зрело в закрытых амфорах. Затем его фильтровали и снова оставляли дозревать. Мульсум – не только вино у римлян, но и лекарство для лечения желудка, в этом случае мульсум пили разогретым.

По примеру греков, в вино добавляли и «ароматизаторы», например, смолу сосны-пинии. Тогда получали вино пикатум – пикантное вино. Про полезные свойства такого вина писал Плиний в 23 книге своей Истории природы.

Такое вино (со смолой пинии) приобретает новые свойста – согревает, помогает пищеварению и очищает организм от токсинов. Хорошо помогает при болях в груди, в животе и маточных болях (если они не сопровождаются температурой), улучшает настроение, помогает при язве, переломах и растяжениях, кашле и астме путем прикладывания смоченной в вине шерсти. Лучше всего вино пикьято из района Ельвии, но все согласны, что если его выпить много, то оно ударяет в голову.

Симпулум – ковш для вина, Археологический Музей Неаполя

Во времена основания Рима в VIII – VII веках до н.э. вино предназначалось для избранных привилегированных слоёв общества, а также использовалось для ритуальных обрядов и жертвоприношений в храмах, как это уже сложилось ранее у шумеров, египтян, этрусков и греков.

Долгие времена символы, связанные с вином и виноделием, оставались религиозной символикой и символами власти. Например, ковш для черпания вина после фильтрации назывался симпулум, и его изображали на монетах императоров Рима.

На денарии эпохи Веспасиана 1 века н.э. изображены символические предметы, среди них симпулум, который использовали жрецы во время жертвоприношений. Изображения кувшина для вина на монете говорит о том, что император признаёт и почитает жрецов.

Реверс монеты Денарий Веспасиана, слева – симпулум

Часто такие символы на монетах указывали на должности Императора. Они часто были главными жрецами Помтифекс Максимус. По легенде тот же Веспасиан был ещё и Авгуром – предсказателем будущего, то есть передавал волю богов народу.

С расширением территорий Римской Империей на новые земли в колонии распространяли и культуру виноделия. Таким образом, увеличение производства вина расширяло возможности торговли и товарообмена с населением приграничных территорий, которые охотно покупали вино у римлян.

С юга и центральной части полуострова виноградники распространили в Паданской равнине – в Вальполичелле рядом с Вероной производили красное вино Ретико, за которым императоры из Рима присылали повозки. В Пьемонте делали вино из чёрного винограда, подходящего к холодному климату, соответствующего современному сорту винограда Неббиоло. Эти лозы перевезли и в Бургундию, из них произошел современный сорт Пино.

Римляне были прекрасными виноделами и знали основные приёмы современного виноделия. Историки тех далёких времён оставили нам перечень сортов винограда и свойств вина, которые из них производили. Древние труды Плиния и Колумеллы были основой виноделия вплоть до XVIII века.

Читайте также:  Объем 3 моль водорода в сосуде при температуре

Как делали вино римляне?

Римский пресс, реконструкция

Они собирали зрелые гроздья винограда, срезая их ножом серповидной формы. В корзинах виноград переносили в погреб, где его сортировали. Незрелые и раздавленные кисти предназначались для «вина рабов». К ним добавляли воду после выжимки, по сведениям Катона. Из такого разбавленного сока получалось вино низкого качества, плохо перебродившее. Только такое вино давали рабам. Им предназначалась порция на день – три четверти литра в день. На каждого раба в год с среднем получалось 260 литров. Также их поили водой с уксусом, она называлась поска.

Давили виноград в низких каменных ваннах, чтобы слой его был равномерным. При помощи решеток из ивовых прутьев сок фильтровали и разливали в сосуды – долии для ферментации.

Долии для вина на раскопках в Остии

Долия – широкий керамический сосуд, вмещал он 600-1000 литров вина. Так получалось игристое молодое мутное вино, которое осветляли взбитым яичным белком или козьим молоком. Греки, в отличии от римлян, применяли для осветления мрамор или куски глины.

Перебродившее вино разливали в другие сосуды для созревания, меньшие размером долии 180-300 литров или амфоры с ручками с обеих сторон для перевозки.

Дно амфор в виде конусов, Верона, Музей фресок

У них были заостренные конусы на дне, чтобы вкапывать из в землю в подвалах, где они хранились или в песок в трюме корабля при перевозках. До III века н.э. амфоры для морских перевозок вина были 20 литровыми. Их герметично закупоривали пробками, заливали смолой пинии, которая благоприятствовала созреванию вина.

На амфорах ставили клеймо – этикетку с названием места, где сделали вино, именами винодела и консула, который правил в этом году.

Так покупатели защищались от поддельного вина, но всё равно случаев фальсификации было немало. Например, в республиканскую эпоху славились вина из области Кос, и их имитировали на территориях Италии. Катон с своём труде о сельском хозяйсте De agricultura писал. Что виноград замачивают в морской воде, и вино, произведенное из такого винограда похоже на вино Кос. Даже амфоры имитировали, чтобы было впечатление иностранного вина.

С 1 века н.э. для перевозки вина начали использовать и бочки, их удобнее разгружать. Специальные корабли для перевозок вина назывались es Vinariae – Винные корабли. Они были небольшие и быстроходные, крепкие и устоичивые в случае ураганов, винные корабли перевозили до 300 амфор с вином одновременно.

Банкет, фреска в Помпей

Когда открывали амфору или долия с созревшим вином, надо было определить его качество. У римлян были дегустаторы, которые пробовали вина, определяя их достоинства. Конечно, вино пробовали и перед банкетами знати, чтобы избежать отравления.

Банкет у римлян

В эпоху Августа любили вино сладкое и крепкое. Вино старили на воздухе. Возраст вина имел значение и у римлян, и у греков. Старое вино было признаком отличного вина. В Сатириконе Петроний описывает банкет в доме богатого вольноотпущенника Тримальчона:

«Принесли амфоры с вином, аккуратно закупоренные. На горловинах были этикетки – Фалерно Опимьяно, сто лет. Пока все гости читали, Тримальчок хлопнул в ладоши и закричал – О, боги… Вино живёт дольше человека. Выпьем же его быстрее. Вино – это жизнь.»

Римский пресс, барельеф

С методами производства вина в Римской Империи только крепкие вина могли сохраняться более года. До 1 века до н.э. вино созревало натурально, затем стали придумывать методы искусственного ускорения созревания. Например, амфоры помещали в теплые подогреваемы помещения, что не только ускоряло ферментацию, делало вино стабильным, но и предохраняло от закисания и образования винного уксуса. Проходил процесс своеобразной пастеризации вина.

Римляне производили и вид шампанского, которое называли Aigleucos. Оно было шипучим и сладким, для его созревания амфоры опускали на дно глубоких колодцев с холодной водой.

Обрезка виноградных лоз

В Римской Империи производили красное вино vinum atrum и белое вино vinum candidum. Вино было крепким и пили его разбавленным водой, один к трём, а зимой и снегом. Так из вина крепостью 15/16 градусов получалось вино 5/6 градусов.

Самые важные и элитные виноградники были в Кампанье в те далёкие времена. Народы, которые жили здесь издавна возделывали виноградники, подрезая лозу на шпалерах. Такую технику редко применяли римляне. По традиции живший до основания Рима легендарный царь Сабино был прозван Потаторе дей вити или vitis Sator, то есть Обрезающий лозу. Виргилий в VII книге поэмы Энеида описывает Сабино с ножом для обрезки виноградной лозы в руках – эмблемой избранности и элиты тех времён.

После сбора урожая, виноград давили ногами, мозаика в Помпей 1 век

Цены на вино, сколько пили римляне?

С расширением Римской Империи распространялось на новые территории и виноделие. В конце III века н.э. при императоре Аурелиане в Риме сосредоточилось так много вина, что он раздавал его бесплатно. Перед банкетом вино разбавляли водой (или медом), добавляли специи в кувшинах с широкой горловиной – кратерах. Подробнее о кратерах в статье Одиссея винного кувшина.

Кратер Астеаса, сцена Похищение Европы, 4 век ДО н.э., Арх Музей Саннито Клаудио

Цена на вино зависела от качества, от 30 денариев за поллитра за ценные вина до 16 денариев за вина среднего качества. Низкокачественнные вина стоили 8 денариев за 0,54 литра- мера вина 1 сестиарий. Среднее потребление вина гражданами Империи 140-180 литров в год на человека.

Для сравнения цен в конце 1 века н.э. (1 денарий – 4 сестерция) Годовое жалование легионера – 1200 сестерциев, молодая рабыня Фортуната продана за 600 денариев (2400 сестерция), на аукционе в Помпеях продан раб за 6252 сестерция, вход в общественные термы – 1/16 сестерция, состояние генерала Красса – 200 млн сестерциев, стоимость большого имения – 3 млн сестерциев, состояние писателя Плиния Младшего – 20 млн сестерциев. Складывается впечатление, что хорошее вино стоило дорого в Римской Империи.

В 1996 году в пяти домусах на раскопках античного римского города Помпей были посажены виноградники.

Читайте статьи

Заколдованный сад в Помпеи

Виноградники в Помпеи

Один день в прошлом

Новые Домусы Помпеи.

Источник