Римские сосуды из стекла
Стекло было одним из любимых материалов Римлян. Его использовали практически во всех сферах, от изготовления домашней утвари до украшения храмов и погребений.
Но как же было организовано его производство и из чего состоял состав легендарного стекла Римской империи?
Производство римского стекла опиралось на применение основных ингредиентов: кремнезема и соды. Многочисленные исследования проведенные современными учеными на основе археологических находок позволили определить точный состав стекла.
Основным компонентом стекла является диоксид кремния, который во время Римского периода был достаточно распространен в виде кварцевого песка.
Содержание глинозема составляло обычно в пределах 2,5%, а извести 8%. Примечательно, что содержание глинозема варьировалось в зависимости от региона изготовления, достигая максимума около 3% в западных районах империи.
Другим компонентом был флюс, ингредиент используемый для понижения температуры плавления. Анализ Римского стекла показал, что карбонат натрия (в виде соды) использовался исключительно в производстве стекла. Основным его источником в Римский период была впадина Вади-эль-Натрун известная еще с древнеегипетских времен как место богатое содовыми озерами.
Но для получения стекла был необходим еще и стабилизатор.
Стекло образуются из диоксида кремния (кремнезема) и соды, но требует добавление стабилизаторов, таких как известь или магнезия. Известь являлась основным стабилизатором во времена Римского периода, но добавлялась она не как отдельный компонент, а естественным образом содержалась в используемом песке в виде известковых частиц.
К первому веку объемы производства стекла в Римской империи достигли промышленных масштабов. Стекло уже не являлось предметом роскоши и стало доступным обычным гражданам.
Археологические свидетельства стеклоделия во время Римского периода скудны, но по чертежам дошедших с более поздних исламских и византийских периодов, понятно, что стеклоделие было достаточно значимой и развитой отраслью.
Портлендская ваза.
К концу Римского периода стекло производилось в больших количествах благодаря использованию огромных печей с емкостями объемом более 8 тысяч литров. Крупные мастерские могли производить до нескольких сотен тонн сырцового стекла в год.
Размещение стекольных мастерских определялось тремя основными факторами: наличием топлива, которое требовалось в больших количествах; источниками песка, который являлся основной составляющей стекла; и соды.
Подавляющее большинство римского стекла содержит в своем составе соду озер Вади-эль-Натрун, и, как следствие, считается, что основное производство было сосредоточено в небольшом регионе восточного Средиземноморья. Это же в свою очередь облегчало торговлю сырцовым бесцветным или естественно окрашенным стеклом с другими регионами Римскую империи.
Сатир дающий виноград ребенку, начало I века.
Примечательной особенностью Римской промышленности является организованный процесс утилизации стекла, о чем свидетельствуют упоминания многих древних авторов включая таких известных, как Публий Стаций.
Пункты утилизации были сосредоточены в местах производства.
В небольших масштабах переплавка происходила в тиглях и специальных кастрюлях. Для операций крупного масштаба использовались большие резервуары или объемные керамические контейнеры.
Битое стекло смешивалось со свежим сырьем и шло на производство новых изделий.
Если Вам понравилась статья, ставьте «лайк» и присоединяйтесь к нашему каналу, чтобы не пропустить новые публикации.
Источник
Римское стекло. Римское стекло из Афганистана.
Меня спрашивают, а правда ли стекло Римское и ему столько лет, более 1000, а как оно попало в Афганистан. Как человек любопытный я начала искать дополнительную информацию на интересующую меня тему. Что есть Римское стекло и как его занесло в Афганистан, не самый близкий уголок к границам Римской Империи. Конечно и туда могли дойти караваны по торговым путям, но почему именно римское стекло из Афганистана и в таком количестве, что даже получило такой термин как “Римское стекло из Афганистана”. Вот что я смогла уточнить по этому поводу.
Термин “Римское стекло”, стекло “римского периода” используется для описания стекла возрастом 1000 – 1400 лет. Производилось оно на территории Римской Империи, включая Европу, частично в северной Африке и на Среднем Востоке. В основном это были вазы, бутыли, различная стеклянная утварь, а так же стеклянная плитка и оконное стекло.
История стекла насчитывает более 5000 лет. Одними из наиболее ранних образцов считаются фаянсовые плитки используемые в отделке пирамиды фараона Джоссера /2690-2670 до н э/ на территории Египта, а также находки сделанные на территории Месопотамии – цилиндрическая печать из прозрачного стекла возрастом 4500 лет и бусина зеленоватого цвета, диаметром около 9 мм и возрастом 5500 лет, хранящаяся в Берлинском музее.
После основания, становления и укрепления Римской Империи, в результате территориальной экспансии, существующие на тот момент технологии производства стекла на завоеванных землях были приняты, изучены и усовершенствованы римскими мастерами. До изобретения стеклодувной трубки сосуд формировался путем многократного вращения и наложения пластичных стеклянных волокон вокруг насаженной на железный стержень формы сделанной из песка и глины. С изобретением стеклодувной трубки производство стекла было полностью модернизировано и упростилось настолько, что к первому веку до нашей эры получило бурное развитие и достигло своего пика ко второму веку н. э. Этому способствовало и то, что благодаря новым технологиям, стало возможно формировать более тонкие стенки сосуда, стало требоваться меньше стекла для его создания, сократилось время производства и время на финишную обработку изделия. Все эти факторы привели к удешевлению производства до такой степени, что оно стало доступно не только элите, но и более широким слоям населения. Чашу для питья можно было купить за “медную монетку”
Интересно отметить, что производство стеклянных заготовок и создание стеклянных изделий были разделены. Мастерские для выплавки стекла находились в тех местах, где были хорошо доступны основные компоненты, необходимые для его производства – песок, сода, известь и топливо для стеклоплавильных печей. Чаще всего это побережье Средиземноморья, например особенно славилась стекольными мастерскими и современная территория Израиля. Там был и чистый песок, и раковины, и водоросли используемые для получения извести и соды. Чистый песок – основной компонент, известь – для химической стойкости и блеска, а сода – для плавки и выделки стекла. При чем для плавки стекла была необходима более высокая температура, чем для дальнейшей обработки и создания стеклянных изделий. В качестве красящих агентов использовались металлы. Так, например, медь использовалась для придания бирюзовых, светло голубых, зеленых и красных оттенков. Добавки кобальта служили для создания синих цветов. Железо для придания светло синих, зеленых и коричневых оттенков, а так же для черного цвета. Желтый и пурпурный производился с использованием магнезии. Такие мастерские создавали стеклянные заготовки, которые в последствие в виде слитков и кусков перевозились в мастерские по созданию стеклянных изделий. Как правило это был Рим, области Кампания и Падано-Венецианская. Именно там создавались знаменитые римские античные вазы искусно декорированные рисунком и мозаикой.
Производство стекла стало ведущей отраслью промышленности Римской Империи. Торговцы стеклянными сокровищами уже прокладывали свой путь через Парфийское Царство /Древний Иран/, в Кушанское Царство /Афганистан/, в Индию и даже Империю Хан в Китае.
Первое Римское стекло на территории Китая датируется началом 1 в до н. э. в захоранениях в Гуанчжоу.
Кроме богато декорированных ваз, скульптур, чашей производилось и огромное количество стеклянной тары для различных хозяйственных и косметических нужд. Различные бутыли, пузыречки были повсеместно распространены в Римской Империи и использовались для хранения масел, парфюмерии, косметики, помад и медикаментов. То есть, как это ни странно, но до наших дней дошло достаточно большое количество этого стекла.
Пользуясь тем, что в Афганистане практически нет никакого контроля за происходящим, именно оттуда в результате раскопок в последнее время притекает большое количество ограненных и обработанных под бусину стеклянных фрагментов. Повидимому именно из-за этого и появился этот термин Авганское стекло Римского периода. На просторах интернета я встречала информацию, что и диллеры в Израиле так же владеют древними стеклянными сокровищами.
То, что имеет бОльшую ценность, вазы, чаши, скульптуры , сохранившиеся до наших дней в практически первозданном состоянии расходятся по специализированным магазинам, аукционам, отправляются в музеи. Радужный и опаловый отлив на античном стекле обусловлен долгим пребыванием в кислотной среде почвы. Такие экземпляры представляют наибольшую, музейную ценность.
***
Собственно, начало разговора было тут https://www.livemaster.ru/topic/92698-moya-kollektsiya-rimskoe-steklo-afganistan?vr=1&inside=1
С тех пор эти бусинки снова попали мне в руки. Стеклышки старые. По крайней мере очень необычные, с характером и историей, бусы с ними получаются такие же. Некоторые бусы собраны со старыми, 12-16 вв бусинами из Персии. Они представляют собой бусинки декорированные различныи цветными точками, глазками, полосочками. Во времена аяттолы Хамени Тегеран стал центром диллеров занимающихся античными изделиями. Когда-то эти бусины были браслетами, а в наше время были распилены и в них просверлены маленькие дырочки.
Вот такая интересная и необычная история про Римское стекло…
Нет.
Нет. Собрано на Заказ.
4500.
5000
Источник
Многих людей, интересующихся историей, поражают тайны Римской империи, покорившей множество стран, оставившей после себя грандиозные сооружения, которые пережили буквально тысячелетия. Адепты альтернативной истории считают, что знаменитые акведуки, Колизей, собор святого Петра и многие другие невероятные здания Рима были построены при помощи высоких технологий. Но это всем известные следы этой великой цивилизации. Однако есть несколько загадок Древнего Рима, которые известны не так широко, но поражают воображение не меньше.
1. Потолок Пантеона
Римский Пантеон – одно из самых загадочных зданий в мире. Этому грандиозному сооружению не меньше 2000 лет. И что интересно, все эти годы оно не подвергалось ремонту. При этом с инженерной точки зрения Пантеон – это абсолютный шедевр. Огромная прочнейшая конструкция, построенная с непостижимой четкостью в деталях и использованием загадочных вечных материалов. Например, его полы совершенно не стерлись за века. Особенно поражает воображение его удивительный кессонный потолок – совершенно правильной геометрической формы. Причем размер его составляет 43 метра, а толщина – 12 метров. Освещается Пантеон через единственное круглое отверстие (его диаметр 9 м) в потолке, которое называется окулюс.
2. Гробница Эврисака
Эта загадочная гробница в Риме выглядит настолько странно, что даже официальные историки никак не могут найти достойное объяснение ее необыкновенной форме. Найдена она была в XIX веке, когда на площади Порта Маджоре решили убрать средневековые строения. Под одной разобранной башней оказалась 13-метровая древнеримская гробница. Надпись на ней гласила, что это могила пекаря Марка Вергилия Эврисака. На верхней части гробницы имеются рельефы, которые изображают различные этапы хлебопечения. Однако то, что находится под ними, до сих пор является предметом жарких споров. В нижнем ярусе таблицы находятся ровные вертикальные трубы, а над ними расположены такие же ровные горизонтальные отверстия. Существуют разные версии того, что значат эти загадочные трубы и отверстия. Под одной из них – они изображают хранилище зерна и элементы тестомешалок. По другой – это настоящие тестомешалки и настоящий элеватор, встроенные в гробницу. В любом случае, это древнее сооружение явно выполнено при помощи каких-то древних загадочных инструментов. Возможно, до того, как стать гробницей Эврисака, это здание являлось чем-то другим, и надпись и барельефы на ней появились уже позже.
3. Портлендская ваза
Портлендская ваза – загадочный стеклянный сосуд времен античности, выставленный в Британском музее. Предположительно ваза изготовлена в конце I тысячелетия до нашей эры. Этот декоративный сосуд сделан из двухслойного темно-синего и белого стекла, на котором изображены фигуры богов и смертных. Ваза была найдена в средние века неподалеку от Рима, долгое время принадлежала герцогам Портлендским, откуда и получила свое название. Любопытно, что многие мастера пытались воспроизвести эту вазу, но самые искусные резчики и стеклодувы так и не добились успеха. Технология ее создания так и не выяснена до сих пор.
4. Пирамида Цестия
Мало кто знает, но в Риме, рядом с воротами Сан-Паоло, есть настоящая древняя пирамида. Официальная история гласит, что построена она между 18 и 12 годами до нашей эры. Высота пирамиды около 36 метров, длина основания – около 30 метров. Внутри нее находится склеп, причем по легендам, в нем был захоронен Рем, один из основателей Рима. Любопытно, что по тем же легендам, его брат Ромул был похоронен в другой аналогичной пирамиде, которая находилась в Ватикане и была разрушена в XVI веке. Сделана эта пирамида очень качественно, ее блоки обработаны без изъянов. Интересно, что пирамида Цестия в III веке была встроена в стену Аврелиана. И эта кирпичная кладка кажется примитивной на фоне гораздо более древней пирамиды.
5. Гибкое стекло
Гибкое стекло – это современная разработка, появившаяся не так давно. При помощи нанотехнологий удалось создать стекло, которое может сгибаться. Но самое интересное тут то, что впервые гибкое стекло появилось тысячи лет назад. Плиний Старший писал о том, что в начале нашей эры один стеклодув подарил римскому императору Тиберию сосуд из гибкого стекла. Этот сосуд мастер бросил на пол, но тот не разбился, а только деформировался. Стеклодув руками выпрямил сосуд, и он вернулся в первоначальную форму. Сохранилось множество древнегреческих и древнеримских сосудов, которые поражают своими технологиями, например, та же Портлендская ваза. Возможно, часть древних стеклянных сосудов была сделана из гибкого стекла – просто никому в голову не приходило проверить их на прочность, бросив на пол.
6. Ливневый сток в Остии
Остия Антика – это древний город, который находится недалеко от римского аэропорта Фьюмичино. Здесь сохранилось множество удивительных следов прошлого, например система канализации, которой тысячи лет. Но самое удивительное – отверстие загадочной формы. Это ливневый сток, через который дождевые воды попадают в древнюю канализацию. Загадочны и его форма и то, каким неизвестным образом оно было вырезано в твердом камне.
7. Римские додекаэдры
Римские додекаэдры — это предметы, сделанные из бронзы или камня, размером до 4 до 11 см. Они имеют двенадцать плоских пятиугольных граней, с круглым отверстием в центре, совпадающее с аналогичным отверстием противоположной грани. Обычно они датируются II-м или III-м веком нашей эры. Всего было найдено около сотни подобных артефактов – в различных странах Европы, но больше всего их обнаружено в Германии и Франции. До сих пор функции этих объектов остаются загадкой. Нет никаких упоминаний о них в исторических текстах или изображениях того времени.
8. Гигантские размеры
Древние римские здания поражают своими размерами. Уже упоминавшиеся Колизей, Пантеон, собор святого Петра, триумфальные арки, Форум отличаются просто огромными размерами. Кстати, Колизей на итальянском языке называется colosseo – от латинского слова colosseus, что означает громадный – и высокие здания и сооружения мы называем колоссальными. Кроме того, сохранившиеся древние римские статуи людей тоже значительно выше человеческого роста – как будто изображают представителей другой цивилизации.
9. Живопись жанра каприччо и руины Рима
В XIII веке был очень моден жанр живописи, который называется каприччо. Знаменитые художники Робер Юбер, Шарль Луи Клериссо, Джованни Пиранези, Джованни Паоло Панини и другие рисовали руины Рима, которые выглядели так, как будто город пережил разрушительную войну. На этих картинах можно увидеть полуразрушенные грандиозные здания, величественные сооружения, следы пожаров и т.д.
Жанр каприччо считается архитектурной фантазией – то есть, якобы эти здания и эти руины вымышлены. Однако в Риме сохранилось немало мест, которые до сих пор выглядят почти так же, как и на картинах XVIII века – это та же пирамида Цестия, Пантеон, Колизей, Форум и т.д.
При этом в Риме до сих пор сохранилось множество руин, обломков колонн, ровных обработанных каменных блоков, которые лежат в самых неожиданных местах, причем иногда буквально на свалках. Может быть, фантазии художников были все же не фантазиями?
10. Акустика Колизея
По легендам, в знаменитом римском Колизее была просто невероятная акустика. Слово, сказанное на арене даже шепотом, легко можно было услышать на задних рядах. Долгие годы этот эффект приписывался невероятным умениям древних строителей. Однако, возможно, что просто в Римской империи имелась своя акустическая техника наподобие современной нам, в том числе и с усилителями. Естественно, она не пережила тысячелетия, в отличие от камней. И невероятная слышимость в Колизее объясняется наличием в древности высоких технологий…
Напомню, что также я рассказывала про 10 самых загадочных достопримечательностей Турции.
Наталья Трубиновская
Источник
Материал содержит информацию о товарах, употребление которых может навредить вашему здоровью.
Чтобы зазвучала бокальная мантра «прозрачный, бесцветный, тонкий – чистая форма», потребовалась вся история человечества, начиная с неолита. По одной из исторических версий, наш предок сначала изготовил сосуд, а уж затем позабыл в нем гроздья кисло-сладких ягод и пришел в восторг, отведав их забродивший сок.
«Бокал вина», 1658-1660. Ян Вермеер © Берлинская картинная галерея, Берлин, Германия.
VII-V тыс. до н. э.
Из праха вышел
Рога, черепа и раковины были первыми сосудами для питья. Палеолитическая Венера граветтской культуры (около 25 тыс. лет назад), найденная близ поселка Лоссель (Франция), держит в правой руке рог. Греки любили смешивать вино и воду в раковинах моллюсков. Хан Куря вместе со своей женой пил вино из черепа князя Святослава, чтобы сын родился таким же храбрым и сильным. Помимо остроумного использования природных емкостей, пращуры также делали чаши из глины. Глиняные сосуды для вина вместе с обрезками виноградной лозы археологи находят на территории современных Ирана и Грузии и датируют их VII тыс. до н. э.
Деталь берльефа восточной лестницы дворца Ападана, Персеполь, Иран © СС/Phillip Maiwald/Wikipedia
IV-II тыс. до н. э., Древний Египет
Откуда ни возьмись
Египтяне делали виноградное вино, но расходовали его по большей части на богослужебные ритуалы и предпочитали пить из глиняных сосудов, очень простых – в виде чаш. Серебро и золото полагалось жрецам, богам и фараонам. Иногда сосуды для вина были более замысловатыми. В музее Метрополитен хранится одна из таких чаш из красной глины – у нее человеческие «ступни» и «приглашающий» наклон (3750-3550 гг. до н. э.). Секрет стекла египтянам был известен, но пускали его в основном на бижутерию. В эпоху Нового царства богатые египтяне пили вино из голубого и зеленого фаянса, походившего на почитаемые ими лазурит и малахит.
II тыс. до н.э., Китай
А в это время на Востоке
В некоторых провинциях Китая производилось виноградное вино, и народ там жил так весело, что в какой-то момент один из правителей приказал вырубить все виноградники. Рисовое и сливовое вино победило. В плане сосудов китайцы тоже отличились: таких причудливых и воинственных форм больше нигде не встретишь. Кубок назывался «цзюэ», чаша – «гу» (эпоха Шан, 1600–1027 гг. до н. э.). Известный гуляка Ли Бо (701–762) упоминает сосуд «доу», вмещавший больше литра вина: «Три кубка дайте мне сейчас – и я пойду в далекий путь. А дайте доу выпить мне – сольюсь с природой как-нибудь».
III-I тыс. до н. э., Древняя Греция
Геометрия пития
Греки почитали богов, в частности Диониса, но к потреблению вина относились как к социальному процессу. Самым популярным сосудом на пиршествах было глубокое блюдце – фиала. В него из специального черпачка – киафа – наливали вино, уже смешанное с водой в специальной вазе – кратере.
V-I вв. до н. э., Древний Рим
Сплав культур
Греческие сосуды были взяты на вооружение римлянами. Их переименовали на латинский манер и широко употребляли на всей территории Римской империи. В отличие от греков, которые чтили традицию, римляне любили новации и адаптировали под себя все достижения покоренных царств. После завоевания Сирии римляне узнали, как делать стекло, и обнаружили, что вино в стеклянных сосудах смотрится интереснее. «Беден тот, чье жилище не украшено стеклом», – включил в свой риторический репертуар Цицерон (106-43 гг. до н .э.). В итоге римские мастера превзошли египетских и сирийских, научились имитировать изумруд, сапфир, опал, бирюзу и рубин.
«Вакх», ок. 1596. Караваджо © Галерея Уффици, Флоренция, Италия
I-IV вв., Древний Рим
Победа стекла
Стоимость римских стеклянных чаш поначалу была запредельна. Все изменилось с изобретением выдувальной трубки, которая радикально удешевила процесс производства. За два поколения вся Римская империя, от центра до самых дальних провинций, покрылась стекольными мастерскими. Патера (римский вариант фиалы) из рифленого стекла стала рядовым предметом в доме средней руки к началу первого века нашей эры. Вершиной мастерства времен Нерона были муррины. Считалось, что эти чаши придают вину особый аромат и целебные свойства, а также способны обезвреживать яд. За одну из муррин Нерон уплатил семьдесят талантов. На эти деньги можно было приобрести 300 рабов.
V-VIII вв., Европа
В когтях кризиса
Почти все техники изготовления стекла, изобретенные в Риме, были утеряны к V веку. Экономика, культура, ремесла Европы пришли в упадок на долгие века, а вместе с ними деградировали сосуды для вина. Франки, впрочем, создали в VI-VII веках. несколько необычных форм. Драгоценное стекло снабдили для прочности «доспехами» – получился «бокал с когтями». Однако воинственные князья раннего Средневековья предпочитали пить вино из мощных серебряных кубков. Простой народ, как обычно, довольствовался глиной. Эволюция бокала ушла на восток – в Византию, а затем в мусульманский мир.
VIII-XII вв., Византия
Дефицит – двигатель прогресса
Едва в Византии начало развиваться стекольное производство, как арабы завоевали Египет, источник соды – важнейшего компонента стекловарения. Зола, которой византийские мастера пытались хоть как-то восполнить недостаток щелочи, делала стеклянные сосуды грубыми и непривлекательными. Недостаток соды заставил обратиться к цвету. Так возникла константинопольская школа витражного стекла, секреты которой затем легли в основу феномена венеци-анского стекла. Абсолютным топом эксклюзивности стала изобретённая византийскими стекольщиками двустенная диатрета – округлый конус, словно по- висший внутри тонкой стеклянной сети.
XII-XIV вв., Ближний Восток
Не для питья, так для продажи
Где не пьют вина? – в исламском мире. Кто воспел вино? – Омар Хайям. Вот два устойчивых в Западной культуре стереотипа. Увлечение вином было противопоказано всякому правоверному мусульманину, зато продавать кувшины и пиалы в одичавшую Европу было выгодно. С XII по XIV века так называемое дамасское стекло стало предметом роскоши в Европе. Бокалы были украшены эмалью и позолотой, причудливыми надписями на непонятном языке, фигурами людей и хищных животных.
«Король пьет», ок. 1638. Якоб Йорданс © Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе
XII в., Константинополь. Венеция
Крестовый поход за бокалом
Во время 4-го крестового похода французские рыцари, прибывшие в Венецию для транзита, не смогли расплатиться за доставку в Египет. Дож уговорил их разграбить сначала город Задар, а затем Константинополь. Награбленное добро потекло в Венецию, а с ним – мастера-стекольщики, владевшие секретами витража и смальты. В 1291 году стекольные мастерские ради пущей секретности переселили на остров Мурано в паре километров от Венеции – с собственной администрацией, судом и дензнаками. Если мастер вдруг решал бежать с острова, то всех его родственников сажали в тюрьму, а на его поиски отправляли агента-убийцу.
Секрет сплава не покидал острова Мурано.
XIV-XVI вв., Венеция. Остров Мурано
Чудеса с острова
В середине XIV в. венецианец Анджело Баровьер изобрел способ получать совершенно прозрачное тонкое стекло, ставшее известным как cristallo или венецианский хрусталь. Вся Европа восхищалась феноменальной чистотой, прозрачностью, почти невесомостью венецианских кубков и бокалов. Секрет сплава не покидал пределы острова, а муранские стеклодувы не уставали удивлять свет все новыми и новыми бокальными чудесами: молочное стекло, опаловое стекло, миллефиори («тысяча цветов»), филигрань, плетеное стекло, перистое стекло, ледяное стекло.
Начало XVII в., Богемия
Лесной бокал
В Богемии в XVI в. научились варить стекло, которое по своей чистоте, прозрачности, блеску и твердости превосходило все известное ранее. В его состав вместо соды вошла древесная золапоташ, отчего оно стало тугоплавким и легко поддающимся гранению и шлифованию. Нюрнбергский гравер и ювелир Каспар Леман (1570-1622) одним из первых стал применять технику резьбы горного хрусталя к «лесному стеклу», сочетая крупные «алмазные грани» с тончайшей гравировкой. Постепенно у богемского стекла появились и свои характерные формы: большие кубки в форме перевернутого колокола и бокалы с крышками и точеными ножками.
«Натюрморт», 1634 г. Виллем Клас Хеда © Rijksmuseum, Амстердам
Середина XVII в., Англия
Дефицит дров
Для варки стекла нужно очень много дров, но в Англии к XVII в. практически истребили леса. В 1615 году король Якоб I запретил использование древесины в каком-либо производстве, кроме судостроения. Стеклодувам пришлось использовать в качестве топлива каменный уголь. Угольная сажа сильно чернила стеклянную массу, поэтому пришлось закрыть котлы крышками, что привело к чрезмерному повышению температуры стеклянной массы. Затем мастера попытались изменить состав стекла. Наконец, нужный ингредиент был найден – оксид свинца. Свинцовое стекло – кристалин – оказалось на редкость чистым, блестящим и прочным. Одной из популярных форм столовых бокалов стала «флейта» – высокий конус на короткой ножке.
Конец XVII в., Англия
Крылышки и защипы
В 1674 году англичанин Джордж Равенскрофт запатентовал новый способ производства «кристалина»: он радикально повысил долю свинца, почти до четверти. Его свинцовое стекло отлично поддавалось резке и гравировке, давало причудливую игру света и мелодично звенело. В мастерской Равенскрофта работали выходцы из Венеции, и итальянский вкус неизбежно отразился на облике раннего английского хрусталя. Тяжелые формы украшались характерными для «фасон-де-венис» защипами, «перьями», «крылышками» и налепами в виде капель и нитей.
Начало XVIII в., Англия
Очарование простоты
Английский потребитель все больше хотел наслаждаться видом вина, а резьба и грани мешали этому. Гладкостенный английский бокал начала XVIII века представлял собой небольшую чашу в виде колокольчика или конуса на массивной ножке с круглым, слегка приподнятым в центре основанием. С 1720-х годов пропорции этих бокалов достигли своего совершенства: корпус стал стройнее, а ножка изящнее. Нередко их называли «ньюкаслскими» – Ньюкасл был крупнейшим центром английского стеклоделия.
Грани мешали наслаждаться видом вина.
Середина XVIII в., Англия
Невесомость в цене
В 1745 году в Англии вышел закон о налогообложении стеклянного товара по весу, отчего винный бокал стал заметно легчать. Стенки становились все более тонкими, изменилась и форма ножки – она стала еще более гладкой. Впрочем, у англичан не хватило духа на полную простоту. Внутри ножки по принципу венецианской филиграни стали пускать молочную или красную стеклянную нить. Иногда вместо стеклянной «венецианской нити» мастера делали воздушную спираль или использовали еще более изощренную технику – «играющую ртуть». Эти изыски повышали стоимость бокала, не увеличивая веса.
Конец XVIII в., Англия
Почти алмаз
В 1780-х годах приемы резьбы по стеклу стали более разнообразными и широко распространенными: резчики использовали углубленные штрихи, рифление, звездочки, «арки», и прочие приемы, принятые при огранке алмазов. Так родился специфически английский способ рафинирования свинцового хрусталя – бриллиантовая грань. Эта техника полностью выявила уникальные качества материала – его светоносное сияние и чрезвычайный блеск. «Хрустальная» ветвь эволюции бокала достигла своего апогея.
«Завтрак гребцов», 1880–1881 гг. Пьер Огюст Ренуар © Собрание Филлипса, Вашингтон
Конец XVIII – начало XIX вв., Франция
Империя и размеры
На рубеже веков бокал послушно следовал смене эстетических вкусов: то подстраивался всевозможными завитушками под рококо, то вновь обретал строгие греческие формы. Ампир, пришедший вместе с Наполеоном Бонапартом, требовал от бокала помпезности, мощи и золотой оправы. Во Франции в начале XIX в. выпускали стилизованные канфары и фиалы, только не из глины, а из богемского хрусталя.По легенде «классические» креманки для шампанского впервые были изготовлены в 1787 году по форме и размеру груди королевы Франции Марии-Антуанетты (размер «В» по международной классификации размеров женских бюстов и объем в 200 мл согласно метрической системе).
XIX в., Европа
Хор форм
XIX век воспроизводил все фасоны, сложившиеся за историю бокала одновременно. Мода на эклектику и успехи химии давали мастерам почти безграничные возможности. Рядовой потребитель по-прежнему ценил блеск и звон хрусталя. Фабрика Baccarat в Нанси лучше прочих попала в настроение эпохи: она снабжала бокалами, люстрами, зеркалами не только французских королей, но и русских императоров. Экспорт в Россию был настолько существенным, что на Baccarat появились специализированные цеха: «Русская зала», «Русское гранение», «Русская гравюра».
Конец XIX – начало XX вв., Европа
Жертвы ар-нуво
Узнаваемый стиль эпохи – ар-нуво c его культом природных линий. Декоративное искусство считалось достойным способом самовыражения, и пластичное стекло привлекло особенное внимание художников. Эмиль Галле отображал в своих изделиях цветы, лепестки, фрукты и насекомых, передавая нюансы фактуры и цвета наложением слоев стекла, вводя пузырьки, трещинки и неровности, а так-же делал «говорящие» бокалы с цитатами из Вийона, Бодлера, Верлена. Рене Лалик в начале XX века, наоборот, пошел от формы, подчеркивая декором ее пластичность. На сосудах из любимого им опалового стекла в технике высокого рельефа оживают в полете кузнечики, светятся обнаженные женские тела.
Баухаус передал бокалу функциональность.
60-е гг. XX в., Австрия
Бокальный баухаус
Химик и инженер Йозеф Ридель Младший, представитель «стекольного» семейства из Богемии в седьмом поколении, начал выпускать классические бокалы под собственным именем в 1890 году. Но настоящую бокальную революцию совершил его внук – Клаус Йозеф Ридель, главный в мировой истории экспериментатор над формой бокала, поставивший в лучших традициях школы «Баухаус» во главу угла функциональность, т. е. способность раскрывать вино наилучшим образом. Благодаря ему на свет один за другим стали появляться специальные бокалы под бургундию, бордо, шардоне, совиньон – «самые изысканные бокалы как с технологической, так и с гедонистической стороны», по выражению Роберта Паркера.
Настоящее время.
Австрия и Германия
Идеал машинным способом Клаус Ридель создал новую форму бокала, Георг Ридель, его сын, сделал ее международным стандартом индустрии. Он открыл представительства Riedel по всему миру, а в 2004 году положил в портфель компании двух крупнейших игроков бокального рынка Германии. Фабрика F.X. Nachtmann продолжала традиции ар-деко, у Spiegelau к моменту покупки был огромный опыт в машинном производстве стекла. Именно благодаря Spiegelau идеальные формы риделевских бокалов, максимально раскрывающие тот или иной тип вина, стали доступны широкому потребителю.
Больше о вине и винной культуре – на swn.ru.
Источник