Рисунок сосуд в виде животных

В предыдущей статье я писала о том, какой была живопись в Древней Греции. Однако, рассуждать об этом сегодня можно лишь теоретически, т.к., собственно, образцы этого искусства не сохранились. Тем не менее, некоторое представление о древнегреческой живописи донесли до нас рисунки, украшавшие гончарные изделия древних греков. Этот вид искусства принято называть вазописью. Безусловно, она играла иную, чем живопись или скульптура, роль в жизни греков, и, соответственно, выработала свой собственный, яркий, узнаваемый художественный язык.

Древнегреческая вазопись

Этот язык и технические приёмы вазописи были неразрывно связаны с самим производством керамики. Нужно отметить, что это производство имело весьма важное значение в экономике Эллады. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки на очень широком ареале государств Средиземноморья, куда приходили греческие товары. Огромное количество сосудов различных форм и предназначения обнаруживаются там.

Древнегреческие сосуды, найденные археологами в Тамани.

Одним из центров гончарного производства были Афины, где сформировался целый квартал с лавками и мастерскими по производству посуды. Он так и назывался – Гончарный.

Керамические изделия греческих мастеров поражали своим разнообразием и стоили недорого. В каждом доме были такие предметы, предназначавшиеся для самых разных целей – и сосуды для хранения продовольственных запасов, и повседневная посуда, и в качестве декора домашней обстановки.

Виды древнегреческих сосудов

Их предназначение определяло их форму, а значит и роспись, украшавшую сосуд. Особенно разнообразными были вазы и кубки, наиболее часто использовавшиеся в домашнем обиходе.

Примеры росписи различных керамических ваз

О значимости этих изделий в жизни жителей Древней Греции, о достаточно высоком статусе мастеров-ремесленников и вазописцев, говорит тот факт, что и те, и другие оставляли подписи на своей работе. Так же как это делали и представители других профессий – живописцы, скульптуры, поэты и т.п. Имена некоторых художников-вазописцев известны нам и сегодня – это Экзе́кий, Евфро́ний, Евфими́д, Псиах, Дурис и др.

Разница в работе художников и мастеров-вазописцев была, пожалуй, лишь в том, какой аудитории их работа предназначалась. И если первые должны были воспитывать граждан полиса, и потому выбирали самые возвышенные сюжеты. То вторые допускали больше бытовизма, юмора в своё творчество.

Краснофигурная вазопись с изображением пира.

Если сюжеты для росписей черпались из мифологии, то, зачастую, художников – вазописцев интересовали не драматические или дидактические моменты, а бытовые и шутливые.

Чернофигурная роспись. “Ахилл и Аякс, играющие в кости”. Экзекий.

Чернофигурная роспись. “Геракл, приводит к Эврисфею Цербера”.

Кроме того, на чашах мы можем увидеть сцены из повседневной жизни – -спортивные состязания и тренировки;

– сцены военных походов и сражений;

– изображения музыкантов и танцоров;

– колесничих и моряков,

– пирующих и скорбящих,

– стариков и детей, прекрасных дев, и мускулистых мужей, и многое, многое другое.

Краснофигурная роспись. “Поцелуй”

Художник по керамике должен был следовать форме и размеру сосуда, который расписывал. И в этом греческие вазописцы достигли совершенства.

Краснофигурная роспись. “Геракл в саду Гесперид”

Они научились замечательно выстраивать композицию, распределяя фигуры персонажей и их позы, так, что они идеально “вписывались” в силуэт сосуда.

Краснофигурная роспись

Прекрасное чувство ритма, плавности и связанности линий и всех компонентов росписи, лёгкость и внимание к деталям – всё это присутствует в лучших образцах вазописи.

Чернофигруная роспись. “Ахиллес и Ипполита”. Экзекий.

Форма и фактура керамических изделий диктовали и своеобразный подход к цвету, сообщая определённый лаконизм росписям. Все изображения были плоскостными (т. е. отсутствовали объём и перспектива) и, чаще всего, монохромными.

Чернофигурный килик. «Дионис в ладье». Эксекий.

Широкое распространение в Элладе получили два основных вида вазописи:

чёрнофигурная – чёрным лаком рисовались фигуры, фоном же служила подкрашенная охрой глина, из которой изготовлялся сосуд. Мелкие детали на чёрных фигурах процарапывались специальным инструментом.

Есть легенда, что такая роспись появилась благодаря случайности – влюблённая девушка, обвела тень, которую отбрасывала фигура её возлюбленного.

Такая техника появилась ещё в VII в. до н.э. И секрет этой технологии до конца не разгадан до сих пор.

Чернофигурная роспись.

Чернофигурная роспись.

краснофигурная роспись известна с конца VI в до н.э. В этой технике фоном служит залитая чёрным лаком поверхность посуды, а сами фигуры сохраняют красный цвет обожжённой глины. Детали же прорисовывались кистью, что позволяло сделать рисунок более лёгким, гибким и живописным, а фигуры приобретали большую пластичность и естественность.

Краснофигурное изображение на амфоре Андокида. “Геракл и Афина”.

Краснофигурная роспись. “Полёт ласточки”. Евфроний.

Вследствие изменения технологий, повышается и мастерство художников. Росписью керамики начинают заниматься не просто ремесленники, а настоящие мастера. Их изделия сегодня рассматриваются как произведения искусства, которые занимают почётное место в самых значительных музейных коллекциях.

Что ещё почитать о древнегреческой культуре? Ссылки на мои статьи по этой теме смотрите ниже:

Культура Древней Греции. В чём секрет успеха?

Во что верили древние греки?

Что нужно знать о Гомере и его поэмах?

Этапы развития великой культуры.

Древнегреческая скульптура. Путь к совершенству.

Ордерная система – основа классической архитектуры.

Как строились храмы Древней Греции.

Ансамбль Афинского Акрополя.

Древнегреческая живопись.

Древнегреческая вазопись.

Что мы знаем о древнегреческой музыке?

Древнегреческий театр. Почему греки любили трагедию?

Источник

                                                                                                                                        Брылёва Елена Михайловна

Читайте также:  Размеры сосудов шейного отдела позвоночника

Конспект      урока      изобразительного   искусства

Класс: 5

 Тема урока:  « Выполнение   эскиза   декоративного  фигурного  сосуда  (сосуд-зверь, сосуд-птица).

Ознакомление с  произведениями  народного декоративно-прикладного   искусства»

Тип урока:  комбинированный урок, урок-путешествие.

Цели урока:

  1.  Углубить знания о народном декоративно-прикладном искусстве, значении образа животных в народном искусстве. Стимулировать мотивацию к творчеству.
  2. Развивать   творческое рисование на основе вариаций и импровизаций мотивов керамики Скопина и Опошни.
  3. Воспитывать и закреплять интерес к познанию искусства своего народа.

Оборудование:

для учащихся: фломастеры, карандаши, акварель, листы с силуэтами посуды, кисточка, баночка для воды.

для учителя: посуда Скопина  и Опошни, предметы народного декоративно-прикладного искусства, рисунки и слайды, рисунки керамики Скопина, рисунок «ковра-самолета». Слова для словарной работы: Скопа, Скопин, Опошня, декоративно-прикладное искусство, эскиз.

Зрительный ряд: предметы народных промыслов, иллюстрации, слайды  с изображением изделий Скопина и Опошни, фотографии и рисунки предметов народного быта с изображением птиц, коня, собаки, льва.

Литературный ряд: народные потешки, попевки.

Музыкальный ряд: народная  напевная мелодия.

                                     План урока:

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели.
  3. Вводная беседа. Повторение об основах цветоведения
  4. Тренинговое упражнение, подготавливающее к выполнению основной работы.
  5. Повторение о народных промыслах. Игра « Знаешь ли ты народные промыслы»
  6. Физминутка. Повторение о теплых и холодных цветах.
  7. Знакомство с керамикой Скопина и Опошни. Беседа « Образы животных в народном искусстве».
  8. Объяснение творческого задания.
  9. Практическая работа.
  10. Выставка работ. Итог урока.
  1. Организационный момент. Проверка организации рабочих мест.
  2. Вводное слово учителя. Создание  определенного настроя.

Сообщение темы и цели.

-Урок    изобразительного искусства. Урок у нас   сегодня необычный. Мы отправляемся в волшебный сказочный мир—мир декоративно-прикладного искусства. Вспомним о народных промыслах, с которыми уже познакомились ранее, и узнаем    еще об одних удивительных вещах, которые создают народные мастера. Но главная задача—это создать по воображению, по впечатлению от  увиденного эскиз декоративного сказочного кувшина. Что такое эскиз?

(эскиз—это рисунок для изготовления какого-нибудь изделия или для выполнения более крупной работы)

-Что означают слова  декоративно-прикладное искусство?

(декоративный—служащий для украшения;

прикладной—имеющий практическое значение, применяемый  на практике;

декоративно-прикладное искусство—искусство изготовления бытовых предметов, служащих для украшения интерьера)

-Мир декоративно-прикладного искусства  очень красив и наряден, можно сказать, что это сказочный волшебный мир. Вспомним, в волшебных сказках обычные предметы оживают. Они наделены волшебной силой. Какие вы знаете волшебные предметы. ( ковер-самолет, волшебная  палочка, шапка-невидимка, сапоги скороходы).

  1. Вводная беседа. Повторение об основах цветоведения.

-Итак, мы  находимся в сказочной стране. И, поэтому, у нас должны быть сказочные волшебные предметы. Простой карандаш, фломастер, кисть, краски вам понадобятся  на уроке. Представим, что они  превратились в волшебные. С их помощью будете создавать сказочные образы.

-А на каком транспорте лучше всего путешествовать в сказке? (на ковре-самолете)

-На этом ковре не хватает полос. Каких полос не хватает?

( на доске лист с полосами:

Нужно отгадать каких  полос не хватает на  «ковре самолете».Какие цвета получаются при смешивании основных цветов: красный + желтый, желтый + синий, синий + красный)

-Повторим, что мы знаем о цвете. Какие здесь цвета? (основные).

-Какие должны быть цвета в недостающих полосках? (оранжевый, зелёный, фиолетовый)

(на ковре появляются недостающие полосы)

Итак, представляем, что мы на ковре самолете. Закрываем глаза и …полетели.

( звучит музыка, на столе появляется корзина и предметы: деревянная чурочка, глина, кусок жести).

Перед вами совсем необычные вещи. Мы проходим мимо и  их не замечаем. Что это за предметы? (глина, дерево, жесть)

-Эти вещи  обыкновенные, но есть  в этой прекрасной стране декоративно-прикладного искусства  мастера, которые могут эти обыкновенные предметы превратить в прекрасные вещи.

-Во что может превратиться кусок глины? (в игрушку, кувшин, посуду)

-…дерева? (в ложку, донышко, кувшин, солонку, игрушку).

-…жести? (поднос, кувшин).

  1. Тренировочное упражнение, подготавливающие  к выполнению основной работы.

-Эти чудесные вещи хранятся в этой корзине. Но, чтобы открыть  их, нужно открыть «замки», т.е.  выполнить задание-упражнение.

( на корзине  « замки»  в форме ромашек, у которых на лепестках нарисованы круги)

Разберите лепестки. Фигуру, изображенную на листке превратим в предмет. Вспомним, что у нас в руках не обычный фломастер, а «волшебная  палочка». Начинаем превращение.

(Дети  выполняют тренировочное упражнение: из формы круга дорисовывают какой-нибудь  предмет.  Звучит музыка.) 

-Посмотрим, что у вас получилось. С заданием справились.

  1. Повторение о народных промыслах.  

Посмотрим, что за предметы находятся у нас в сундуке. К каким народным промыслам они относятся.

Читайте также:  Сосуды для медной воды

Эту посуду называют «золотой». Она горит  яркими красками, как жар. Главными элементами её росписи является травка, кустик, ягоды, листья, фон черный, красный.

-Правильно, это хохломская посуда. Их какого материала  сделана? (из дерева).

( посуду ставим около куска дерева)

     

-Отгадайте следующий промысел.

А на этих изделиях распустились сказочные букеты из необычных цветов. Цветы имеют названия: розан и купавка. Также в росписи мы видим необычных птиц, сказочных коней. Все элементы росписи  украшены белой краской. Этот прием росписи называется «оживка».

               

-Это городецкая роспись. Из чего сделаны предметы городецких мастеров? (из дерева). (Ставим около куска дерева).

-Следующее изделие:

Это игрушка забавная, необычная, яркая и веселая. Это не просто игрушка, а игрушка-свистулька. На белоснежном фоне геометрические узоры: линии, круги, овалы…                                  

-Правильно, это дымковская игрушка. Из чего она сделана? (из глины, ставим около куска глины).

  Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите: пышный хвост

У него совсем не прост—

Точно солнечный цветок.

Индя ,индя, индючок

Весь похож на сундучок.

Сундучок не простой:

Красный, белый, расписной.

Это барыня ,краса—тугая , черная коса

Щеки алые горят, удивительный наряд

Сидит кокошник горделиво,

Барышня вся так красива.

-Следующий промысел:

Этот поднос обычно черного цвета. Его украшает изображение ярких, очень красивых цветов, собранных в виде букета или венка. Иногда рисуют фрукты или ягоды.

   

-Правильно, это жостовский поднос. Из чего он сделан? (Из жести. Ставим около куска жести)

-Кто изготавливает такие удивительные вещи? (народные мастера)

-Где они живут? ( В разных регионах России)

-Испокон веку славилась наша великая Россия своими мастерами—одаренными людьми, создавшими яркое самобытное искусство.

Вещи эти сделаны из глины и из дерева. Мастера их вылепили, мастера их вырезали. В каждую вложили душу, свое  сердце  выразили.

– И вы сегодня постараетесь создать эскизы удивительных вещей.

  1. Физминутка. Повторение о теплых и холодных цветах.

Немножко отдохнем. На поляне растут удивительные цветы: розаны и купавки из Городецкой росписи. Нужно их собрать. Мальчики собирают розаны, а девочки—купавки. Затем нужно их поставить в вазы. составим букеты из теплых и холодных цветов.  В красный кувшин—цветы теплых тонов, а в синий—холодных.

  1. Знакомство с керамикой Скопина и Опошни. Беседа « Образы животных в народном искусстве».

-А в этой корзине находятся предметы необычной формы: керамические кувшины в форме животных и птиц.

Русский народ использовал образы животных в своей жизни и в искусстве. Так образы животных можно увидеть на вышитых полотенцах и передниках, на расписных прялках, на стенах соборов и в украшении изб. Древние образы коня и птицы сохранились в народной игрушке и в посуде. С животными, охранявшими людей, мы встречаемся и в народных сказках.

В древности многие явления природы олицетворялись в образах животных. Так птица в народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять ветер, облако, молнию, грозу, бурю и солнечный  свет. В виде птиц вырезали ковши и солонки, вышитые птицы украшали женскую одежду.

В русских деревнях до сих пор коньки украшают кровлю крыши, верхняя часть которой носит то же название.

Волк и собака в народных преданиях часто служили олицетворением одних и тех же природных стихий, явлений. Ведь свист ветра и гул бури были похожи и на лай, и на вой.

Собаки были воплощением не только ветра, но и тучи. Считалось, что они стряхивают со своей шкуры дождь и скалят огненные зубы—молнии. С огненными собачьими языками сравнивали пламя. Про огонь говорили, что он лижет  и пожирает добычу.

Лев был символом огня, а также олицетворял высшие силы, мощь, власть и величие, великодушие, благородство, ум. Образ льва издревле существовал в фольклоре и декоративно-прикладном искусстве. Он  являлся стражем дверей т и ворот храмов. Изображения львов можно увидеть и на деревянных украшениях избы, и на изразцах, и в рисунках тканей, и в резьбе.

Народные мастера вырезали львов на лобовой доске избы или рисовали на сундуках в окружении растительного орнамента.

В народном представлении добродушный лев больше напоминает собаку, чем грозного хищника.

-А сегодня мы познакомимся с необычными кувшинами в форме животных  и птиц.

-Есть на Руси, на Рязанской земле город Скопин. Стоит он среди невысоких холмов. Здесь когда-то шумели леса, протекали речки, и было в этих речках рыбы видимо-невидимо. Жила в этих местах крупная птица—скопа. Птица с темными крыльями и могучими когтями. Питалась  она рыбой. Осторожная птица жила только там, где было тихо. Но исчезли леса. Вместе с ними исчезла и птица скопа. Осталась память о ней только в названии города, да еще и в керамических изделиях.

Что такое керамика? (керамика—изделия их обожженной глины)

-Любят скопинские мастера делать кувшины, кружки, подсвечники из глины в виде знаменитой птицы.

Читайте также:  Приказ допуск персонала к обслуживанию сосудов работающих под

-Силой народной фантазии обычные предметы превратились в необычные. Мы видим кувшины в форме животных и птиц. Ручки и носики напоминают змей.

Рассмотрим кувшины из корзины. Во петух, глухарь. Мастер использовал форму кувшина в форме туловища птицы и украсил декоративными элементами.

-А в Полтавской области, в селе Опошня изготавливают керамические кувшины в виде забавных зверей.

-Туловище животного—туловище  кувшина, опирается на крепкие ножки. Это бык, баран, козел. Декоративная обработка в виде налепов.

  1. Объяснение творческого задания.

-Вы сегодня создадите  эскиз чудо-сосуда в форме животного или птицы. Перед вами листы с силуэтами обычной посуды. Выберите любую форму и создайте свой сказочный образ.

 

  1. Практическая работа

Эскиз декоративной росписи « волшебного» фигурного сосуда учащиеся  выполняют, соблюдая следующие  условия:

  1. Определить  форму фигурного сосуда ( кувшин, кружка, ковш), в которой должны сочетаться скульптурное начало и функциональность вещи.;
  2. Нарисовать декоративную фигуру  зверя или птицы (форма, цвет) для фигурного  сосуда с учетом предназначения этого сосуда.
  3. Использовать эскиз « волшебного» фигурного  сосуда на уроке для лепки объемного изделия; на уроке декоративного рисования готовое изделие расписать согласно эскизу.
  1. Выставка работ. Подведение итогов урока.

Источник

Скифо-сибирский звериный стиль – особенная манера изображения животных в искусстве древних скифов. Захотелось узнать больше об известных находках. В итоге открылось неимоверное количество интересных статей с рисунками и фотографиями скифского золота. Выбрала лишь десять, хотя их несоизмеримо больше.

Скифы – племена, заселявшие степи между Дунаем и Доном (8 век до н. э – 4 в н. э.). Это чрезвычайно обширная территория, поэтому находки встречаются и в Сибири, и в Причерноморье, и на берегах Днепра.

В дополнение: О Сибирской коллекции Петра Первого.

Пектораль

Пектораль из кургана Толстая Могила (Днепропетровская область) (4 век до н. э.). Археологическая экспедиция в 1971 году обнаружила две погребальные камеры со множеством золотых украшений, в том числе знаменитую пектораль (нагрудное украшение царей). Предположительно, она была изготовлена древними греками по заказу знатных скифов. У пекторали три уровня: нижний – анималистический (реальные и мифические животные), средний – растительные орнаменты, верхний – сцены с людьми (скифами) и домашними животными. Вес – 1 кг 148 г. Хранится в Киевском Музее исторических драгоценностей Украины.

Гребень

Солохский золотой гребень весом 294 г обнаружен в насыпе Солоха (Могила-Знаменская) возле города Каменка-Днепровская Запорожской области в 1912 году.

Гребень лежал возле головы скифского вождя. На нем представлена боевая сцена, зубья соединены фризом с лежащими львами. Фигуры сражающихся воинов изображены очень реалистично. Гребень хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Там же хранится большинство предметов из этого кургана.

Золотой сосуд

Царский курган Куль-Оба в Крыму рядом с Керчью оказался богат на находки. Одной из них стал золотой сосуд (ваза), на котором изображены скифы. Первые археологические раскопки кургана были проведены в 1830 г.

Келермесская пантера

Золотая бляха в виде пантеры найдена в Первом Келермесском кургане, Северо-Западный Кавказ, Закубанье. Курганы сооружены во второй половине 7 века до нашей эры. Накладка в виде пантеры выполнена в традиционном зверином скифском стиле. Хранится в Эрмитаже.

Олень

Золотая бляха-накладка на щит или футляр для лука в виде лежащего оленя найдена в Костромском (Первый Разменный) кургане, Северо-Западный Кавказ, Закубанье. Группа курганов находится рядом со станицей Костромская, Мостовской р-н Краснодарского края. Раскопки курганов начаты в 1897 г. Скифские предметы датируются 7 веком до нашей эры (ранняя скифская культура). Накладка представляет собой образец раннескифского звериного стиля. Хранится в Эрмитаже.

Золотые ножны

Ножны меча с обкладкой из золота обнаружены также в насыпи Солоха. На золотой обкладке выполнено тиснение хищников, терзающих оленей. Длина ножен 59 см, наибольшая ширина 12,8 см.

Диадема

Диадема их кургана Хохлач принадлежала, скорее всего, древней жрице. Курган Хохлач был случайно открыт возле Новочеркасска в 1864 году. При создании использовались традиции кочевников и античных народов. На диадеме изображение предположительно сарматской богини плодородия.

Височные подвески

Курган Куль-Оба хранил богато сокровищ, не смотря на то, что многое было разграблено. Среди находок височные золотые подвески, на которых изображена голова Афины – греческие мастера работали для заказчиков из Скифии.

Пантера из Сибирской коллекции Петра Первого

Изображение свернувшегося в кольцо хищника присутствует только в скифской культуре. Традиция такого изображения существовала с 8 в. до н. э. по 4 в. до н. э. включительно. Зверя условно обозначаю «кошачий хищник», часто называют пантерой.

Коллекция собрана по приказу Петра Первого. В ней собрано 250 серебряных и золотых изделий из скифских курганов Сибири, а также другие многочисленные предметы. На данный момент находится в Эрмитаже.

Золотая гривна

Гривна (шейное украшение) с фигурами хищников (львов) из золота и бирюзы датируется 4-3 веками до н. э. Украшение наиболее близко к ирано-бактрийскому стилю. (Бактрия – историческая территория между Ферганской долиной и цепью Гиндукуш).

Поразительные по красоте изделия. Многое из древних погребальных курганов, к сожалению, было разграблено. Но даже то что дошло, удивляет. Тем более странно, что народ, умевший все это делать, не имел письменности.

Источник