Ритон это сосуд для

Ритон это сосуд для thumbnail

на выставке «Спасенные сокровища Древней Фракии из коллекции Васила Божкова»
Продолжение. Начало здесь и здесь.

Сосуды в форме рога, соединенные с головами животных, называют ритонами. Наверное, для пещерных людей рог или череп животного первоначально был таким же обычным сосудом для питья, как для нас стакан.
Позднее из отрубленных голов жертвенных рогатых животных жрецы выпивали кровь. И поставить такой «сосуд» не допив, было просто невозможно.
Со временем рог превратился в «священный сосуд» в руках богов, богинь и героев.
Палеолитическая Венера из Лоссель, Франция.


С овладением ремеслами, рога и черепа получили дополнительное декоративное оформление, а позднее их стали полностью изготовлять из глины, кости, рога или металла. Кровь же заменило красное вино.
Поскольку изначально питье из них было ритуальным, то и ставить сосуд не было необходимости. Вы думаете из ритона напиток пили, как из обычного бокала? Оказывается, сверху его наливали, а выливали через нижнее, узкое отверстие тонкой струйкой в чашу или прямо в рот. Одно дело, прочесть об этом, и совсем другое – увидеть. Итак, посмотрим, как они это проделывали:
Помпейская фреска

Греческая вазопись

Но какой же смысл заключается в двух отверстиях? Зачем такое неудобство?  Разве недостаточно того, что сохранена древняя природная форма сосуда? Может быть, это связано с тем, что рог с двумя отверстиями был с древности музыкальным инструментом?

В античной Греции ритоны использовали в церемониях жертвенных возлияний богам и духам умерших, тризнах, пирах. В вазописи можно увидеть ритоны в руках Диониса, Плутона, героев, вакханок, сатиров. Чем выше статус владельца – тем роскошнее ритон. Их делали и на заказ, продавали «варварам». Превосходные мастерские были и в самой Фракии. Геродот и другие античные источники упоминают о золотых и серебряных рудниках фракийцев.

Ритон с конем. Серебро, позолота, выс. 23,5 см. Литье, чеканка, гравировка, пайка. IV в. до н. э.

Вихрем несется конь, и не важно, что не хватает у него задних ног. Зато нагрудный ремень у него – золотой, с узором плюща, связанного с культом Диониса. Посматривает он на нас живыми глазами из под больших век. И, видимо, глаза были еще живее, пока не утеряли инкрустаций, сделанных фракийским мастером.
Для «конелюбивых» фракийцев, лошадь – один из знаков социального статуса, верный помощник героев эпоса, животное, связанное с богами солнца и войны. И потому приносили их в жертву при погребении во множестве.

Ритон с оленем. Серебро, позолота, выс. 21,5 см. Литье, припой, ковка, гравировка. IV в. до н. э.

Грациозные олени на концах серебряных с позолотой ритонов тоже остановлены в быстром беге. Фракийский мастер счел нужным изобразить даже морщинки и жилки на мордочках животных. На груди – отверстие для выливания напитка. Ритон с козликом. Серебро, позолота, выс. 20 см. Литье, чеканка, пайка. V в. до н. э.

Ритон украшен  по длине вертикальными желобками – каннелюрами (прямо как в дорической колонне) и отделан золотом. Наверху – сюжетная сцена.Ритон с головкой барана. Эллинский мастер. Серебро, позолота, выс. 29,5 см. Литье, чеканка, пайка, гравировка. 410 г. до н. э.

Самый большой из найденных на фракийской земле. Сделан он искусным эллинским мастером.  Изображение барана, как царского символа, известно еще на самых ранних иранских ритонах.
На стенках – фигурный фриз с сюжетом из трагедии Эврипида «Мудрая Меланиппа». Внизу – стебель плюща.

Идеальное сочетание реализма, стилизации и декоративной разработки мельчайших деталей.

…И, все-таки, для чего же у ритона два отверстия?
Снова взглянем на палеолитическую Венеру на первой фотографии…
Вспомним о фаллической символике рога, и всё станет понятно.

Источник

Ритон

Пример: золотой ритон из периода Ахеменидов Ирана . Раскопаны в Экбатане . Хранится в Национальном музее Ирана .

МатериалКерамика, металл, рог, камень
РазмерРазмер чашки для практического использования, большего размера для церемониального использования, всегда примерно конической формы, образованной носиком или псевдо-носиком внизу.
ПисьмоМогут быть нанесены надписи и иным образом украшены
СозданоДоисторические времена через настоящее
Текущее местоположениеЕвразия

Серебряный ритон с козлиным протомом и смертью Орфея , ок. 420–410 гг. До н.э., хранится в коллекции Василия Бойкова , София , Болгария . Рупор в непрерывном и изящном изгибе изгибается под прямым углом. Его нижние две трети закрыты канавками с дугообразными верхними кончиками. Фигурная сцена под пылающим краем изображает убийство Орфея. Музыкант – центральная фигура, упавший на правое колено в окружении трех нападающих фракийских женщин. В правой руке он держит шестиструнную лиру, а в левой, завернутую в мантию, деревянную палку с выступами, которой он тщетно пытается защитить себя.

Ритон (множественное число ритоны или после греческого множественного числа, rhyta ) представляет собой примерно конический контейнер , из которого текучие среды должны были быть пьяным или вылить в какой – то церемонии такие как возлияния или просто за столом. Обычно они имеют форму головы животного и производились на обширных территориях древней Евразии , особенно от Персии до Балкан . У многих есть отверстие внизу, через которое стекала жидкость; другие этого не делали, и их просто использовали как чашки для питья, с той характеристикой, что их обычно нельзя было поставить на поверхность, не проливая их содержимое.

Английское слово rhyton происходит от древнегреческого слова ῥυτόν ( rhy̆tón или rhŭtón ). Коническая форма ритона была известна в Эгейском регионе с бронзового века , или 2-го тысячелетия до нашей эры. Однако это никоим образом не ограничивалось этим регионом. По форме похожий на рог для питья и, возможно, происходящий от него, он был широко распространен в Евразии с доисторических времен.

Имя и должность

Рог головы льва
МатериалСеребро и золото
РазмерВысота до обода (в таком виде) 23,5 см. (правда, расширенная) л. 33 см., Диаметр обода. 10,9-11,2 см, толщина обода. 2 мм, размеры головы льва 5 x 3,7 x 4,4 см, диам. на стыке рога и головы 3,6 см, мас. 604,76 г.
ОбнаружилНеизвестно
Текущее местоположениеЧастная коллекция Васила Бойкова, София , Болгария

Римская фреска из Геркуланума, демонстрирующая использование ритона, ок. 50 г. до н. Э.

Греческий ритон для фракийского рынка, 4 век до н.э.

Лидделл и Скотт дают стандартное происхождение от греческого rhein , «течь», которое, согласно Юлиусу Покорному , происходит от индоевропейского * sreu- , «течь». Поскольку rhutos – это «поток», средний, rhuton , может быть своего рода объектом, связанным с заливкой, что эквивалентно английскому pourer . Многие сосуды, считающиеся ритонами, имели широкий рот наверху и отверстие в конической сужении внизу, из которого вытекала жидкость. Идея состоит в том, что человек черпает вино или воду из сосуда для хранения или подобного источника, держит его, открывает отверстие большим пальцем и позволяет жидкости течь в рот (или на землю во время возлияния ) так же, как вино сегодня пьют из бурдюка .

Смит указывает, что это использование отражено в классических картинах, и принимает этимологию Афинея , согласно которой оно было названо ἀπὸ τῆς ῥύσεως , «от текущего». Смит также определил, что это название является недавней формой (в классические времена) сосуда, ранее называвшегося keras , «рог» в значении рожка для питья. Слово ритон нет в том , что известно о микенской греческой , старейшей форме греческого написанном в Linear B . Однако ритон головы быка, о котором сохранилось много примеров, упоминается как ke-ra-a на табличке KN K 872, описи сосудов в Кноссе ; он показан с идеограммой быка (* 227 VAS ; также известный как ритон ). Вентрис и Чедвик восстановили это слово как прилагательное * kera (h) a с микенским интервокальным h .

Рита в форме быка заполняется через большое отверстие и опорожняется через второе, меньшее, отверстие. Это означает, что требуются две руки: одна, чтобы закрыть вторичное отверстие, и одна, чтобы заполнить ритон. Это привело некоторых ученых к мысли, что ритоны обычно заполнялись с помощью двух человек или с помощью цепи или веревки, которые пропускали через ручку. Ритоны, смоделированные по образцу животных, были созданы так, чтобы казалось, будто животное пьет, когда наполняется сосуд. Бычий ритон весил около трех килограммов в пустом состоянии и до шести килограммов в полном.

Другие ритоны с животными темами были смоделированы по образцу кабанов, львов и львиц (например, рог из головы льва ). Некоторые формы, такие как львица рита, можно было заполнить простым погружением благодаря форме судна и плавучести. Горизонтально оформленные риты, подобные тем, которые смоделированы по образцу львиц, можно было заполнить, опустив в жидкость и поддерживая. Вертикально оформленные риты, подобные тем, которые были смоделированы по образцу хряков, требовали другой руки, чтобы прикрыть основное отверстие и предотвратить разлив жидкости при заполнении сосуда.

Риты часто использовались для процеживания жидкостей, таких как вино, пиво и масло. Некоторые риты использовались в кровавых ритуалах и жертвоприношениях животных. В этих случаях кровь могла быть разбавлена ​​вином. Некоторые сосуды были смоделированы по образцу животного, с которым они должны были использоваться во время ритуала, но так было не всегда.

Широкое происхождение

Невозможно доказать, что каждый рог для питья или сосуд для возлияния были проткнуты снизу, особенно в доисторических фазах формы. Функция совка была бы первой. Однако, как только отверстия появились, они предложили зооморфную интерпретацию и пластические украшения в виде голов животных – быков, лошадей, цервид и даже клыков – с жидкостью, льющейся изо рта животных.

Риты встречаются среди остатков цивилизаций, говорящих на разных языках и языковых группах на Ближнем и Среднем Востоке и вокруг них, таких как Персия , со второго тысячелетия до нашей эры. Они часто имеют форму голов или рогов животных, могут быть очень украшены и украшены драгоценными металлами и камнями. На минойском Крите головы быков из серебра и золота с круглыми отверстиями для вина (позволяющими вину литься из бычьих пастей) казались особенно распространенными, поскольку некоторые из них были обнаружены в больших дворцах ( Археологический музей Ираклиона ).

Один из старейших примеров концепции фигуры животного, держащей в руках длинный сосуд конической формы с плоским концом, был обнаружен в Сузах. В Юго-Западном Иране, в эпоху протоэламитов, около 3-го тысячелетия до нашей эры, это серебряная фигурка коровы. с телом сидящей женщины, фактически предлагающей сосуд между своими коровьими копытами.

Ритоны были очень распространены в древней Персии, где их называли такук ( تکوک ). После победы Греции над Персией в Афины было доставлено много серебра, золота и других предметов роскоши, включая многочисленные ритоны. Персидские ритоны сразу же подражали греческим художникам. Не все риты были настолько ценными; многие из них были просто украшены коническими чашками из керамики.

Греческий символизм

Ритонный сосуд для питья с изображением животных; такие сосуды широко производились в Персии во времена империи Ахеменидов (550–330 до н.э.), хотя реалистичные детали животных, представленные на этом снимке, относятся к более поздней Парфянской империи (247 г. до н.э. – 224 г. н.э.).

Классическая афинская керамика, такая как вазы с красными фигурами, обычно расписывается мифологическими мотивами. Одна стандартная тема изображает сатиров, которые символизируют непристойность, с ритой и мехами. Рога-образные ритмы тщательно вплетены в композицию с прямостоячими мужскими органами сатиров, но эта откровенно сексуальная и несколько юмористическая тема, по-видимому, является поздней разработкой, соответствующей афинскому юмору, как это выражено в пьесах Аристофана . Богато украшенная и драгоценная ритма великих цивилизаций прежних времен носит скорее грандиозный, чем грубый характер, что придает демократическим картинам вазах дополнительное сатирическое измерение.

Соединение сатиры с вином и rhyta производится в Nonnus эпической «s Деяния Диониса. Он описывает сатиров при первом вытаптывании винограда во время изобретения виноделия Дионисом :

«… из плода пузырился красный сок с белой пеной. Они зачерпывали его воловьими рогами, а не чашами, которых еще не видели, так что с тех пор чаша с вином получила это божественное имя« Винный рог »».

Карл Кереньи , цитируя этот отрывок, отмечает: «В основе этого богато разработанного мифа, в котором поэт даже упоминает риту, нелегко отделить критские элементы от элементов, происходящих из Малой Азии ». Связь, на которую он ссылается, является каламбуром, отсутствующим в английском переводе: вино смешанное ( kerannymenos ), которое, кажется, содержит бычий рог ( keras ), древнегреческое название ритона.

В мифе ихор с Олимпа падает между скалами. Из него растут виноградные лозы. Один растет вокруг сосны, где змея, вьющаяся в дерево, ест виноград. Дионис, увидев змею, преследует ее в яму в скалах. Следуя оракулу Реи , критской горной богини, Дионис вырывает яму и топчет в ней виноград, танцуя и крича. Богиня, скалы, змея и танцы – это критские темы. Культ Диониса был анатолийским. В самом абстрактном смысле ритон – это вместилище субстанции жизни, празднуемое ритуальным танцем на винограде.

  • Керамический церемониальный ритон в форме виноградной грозди, Алишар Хююк , Анатолия , средний бронзовый век, 1750-1650 гг. До н.э.

  • Минойская стеатитовая рита в археологическом музее Ираклиона

  • Ритон головы кабана из Угарита , вид снизу

  • Греческий серебряный ритон для фракийского рынка, конец 4 века

  • Относительно необычный китайский ритон, династия Тан , ок. 675-750 гг. Н.э., фаянс глазурованный

  • 4 век. До н.э. Греческий золотой и бронзовый рог для питья с головой Диониса из Художественного фонда Тамойкина.

Смотрите также

  • Рог для питья
  • Серебряный осадный ритон
  • Ахеменидский Персидский Лев Ритон

Ноты

внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы по теме Риты .
  • Джагер, Ульф (2016). «РИТОН». Энциклопедия Iranica .CS1 maint: ref = harv ( ссылка )

Еще картинки риты:

  • Ахеменидский Персидский Лев Ритон
  • Минойский бычий Ритон
  • Доисторическая европейская рита
  • Тибетский ритон
  • Ритон в критском стиле из Египта
  • Чердачная краснофигурная ваза, сатир держит ритон

Источник

Александр®™

Гуру

(3768)

12 лет назад

Ритон – глубокий сосуд для жертвоприношений с одной ручкой, иногда с отверстием внизу для затыкания пальцем в определенный момент церемонии.
Стеклянный ритон из Ольвии
Стеклянные изделия разнообразного вида и назначения нашли широкое распространение в античных центрах Северного Причерноморья первых веков нашей эры. Ольвия, несмотря на потрясения, вызванные экономическим кризисом и гетским разгромом, не являлась исключением. Наряду с широко распространенными формами посуды, как, например, бальзамарии, графины, стаканы, здесь встречаются редкие формы, к числу которых относится и ритон. Эта публикация посвящена первому стеклянному ритону из Ольвии, найденному в 1973 г. в подбойном погребении. № 20 на территории некрополя к западу от городища. В подбое, закрытом мощным каменным закладом, находилось захоронение ребенка в вытянутом положении нa спине, головой на север, в деревянном гробу. За гробом у головы погребенного находился целый набор разнообразной посуды: на большой краснолаковой тарелке лежал стеклянный ритон, затем краснолаковая чашка с вертикальным бортиком пергамского производства первой половины I в. н. э. , краснолаковый двуручный сосуд типа килика, в котором находилась миниатюрная краснолаковая чашечка с двустрочным четырехугольным клеймом на донышке датирующаяся первой третью I в. н. э. Ритон был раздавлен тяжестью стоявших на нем сосудов и извлечен в сильно фрагментированном виде. В настоящее время он полностью восстановлен. Его длина 25,8 см, диаметр венца в виде раструба, имеющего очертания правильного круга, 8,2 см. Тулово ритона украшено рельефными вертикальными ребрами, образующими полукруглые лепестки под венцом сосуда. Противоположный конец ритона представляет собой трубочку с отверстием диаметром 0,5 см. Над туловом ритона возвышается (на 3,8 см) зооморфная фигурка длиной 10 см. Обобщенность образа затрудняет ее точное определение. Второй ритон этого типа известен в музее г. Адрии, которая находится на месте античной Атрии. Сосуд очень близок аквилейскому по форме, цвету и качеству стекла.
Третий ритон хранится в музее г. Сфакса (Тунис) . Он был найден в римском некрополе конца I—III в. н. э. г. Тены, располагавшегося на месте современного г. Сфакса.
В Персеполе создается тот имперский ахеменидский стиль, который впоследствии широко распространяется, создав единство культуры от Инда до побережья Малой Азии и даже дальше к западу, до Египта. Произведения торевтики, в особенности ритоны, исполненные мидийскими, малоазийскими и восточноиранскими мастерами, каноничны по форме, орнаменту, даже по размерам, независимо от места их происхождения. Для ахеменидского искусства характерно виртуозное изображение изолированного предмета. Чаще всего это металлические чаши и вазы, высеченные из камня кубки, ритоны из слоновой кости, изделия ювелиров, скульптура из ляпис-лазури. Высокого уровня достигло художественное ремесло, на памятниках которого изображены домашние и дикие животные (бараны, львы, кабаны и др.) . Значительный интерес представляют цилиндрические печати, вырезанные из агата, халцедона, яшмы. Эти печати с изображением царей, героев, фантастических и реальных существ до сих пор поражают зрителя совершенством форм и оригинальностью сюжетов. Великолепный комплекс находок обнаружен на ритуальной площадке, расположенной на вершине уляпского кургана № 4, вокруг которого располагался грунтовый могильник IV в. до н. э. Здесь были обнаружены человеческий череп, три античных бронзовых сосуда, серебряная фиала, золотые гривна и бляшки, а также два ритона – золотой и серебряный.

Александр®™Гуру (3768)

12 лет назад

Золотой ритон в месте перегиба опоясывает пластина, все поле которой украшено проволочными накладками в виде буквы S со свернутыми спиралью концами. На основание ритона надет наконечник в виде трубочки, украшенной четырьмя плетеными поясками и завершающейся скульптурным изображением головы пантеры. Ее уши, имеющие треугольную, сердцевидную форму, помогают определить место производства ритона. Подобная трактовка уха восходит к древностям хетто-хурритского круга и Луристана. Позднее такая форма уха встречается в наиболее ранних изображениях пантеры, выполненных в скифском зверином стиле (клад из Зивие). Уже с середины VI в. до н. э. в памятниках скифо-античной торевтики такое изображение уха не встречается, а значит, имеются все основания считать этот ритон привезенным из Ирана или Малой Азии. Второй серебряный ритон на стройной рюмкообразной ножке имеет прямое высокое тулово с чуть отогнутым краем.

uNw1s3

Мастер

(2180)

12 лет назад

Ритон (греч. rhytón, от rhéo — теку) , древний питьевой (обычно для вина) сосуд в виде рога с небольшим отверстием в нижнем узком конце. Ритон изготовлялись из металла, глины, рога; украшались рельефами и гравировкой. Ритон с укороченным широким туловом, заканчивающимся изображением головы животного (иногда с ручкой) , типичны для древнегреческого искусства; Ритон азиатского типа имеют удлинённое тулово, а на конце — скульптурное изображение (фигуру животного или человекоподобного существа).

Сероглазка

Мудрец

(11021)

12 лет назад

РИТОН (англ. rhyton), глубокий сосуд с одной ручкой, предназначенный для возлияний, а также для жертвоприношения богам, духам мертвых и т. д. Некоторые образцы снабжены отверстием в нижней части, которое затыкали пальцем до определенного момента в церемонии. Р. часто изготавливались из драгоценных материалов, имели изысканную форму. Они типичны для минойской и микенской культур, классической Греции, периода Ахеменидов в Персии. В основе формы Р. лежит рог животного. Иногда рога, оправленные драгоценными металлами, встречаются в скифских и славянских курганах (Черная могила) . Р. — рог изображается на скифских каменных изваяниях воинов Минойский ритон 1500 г. до н. э.
Серебряный ритон скифского времени из кургана у хутора Уляп.
Ритон в виде сидящего крылатого льва
Ритоны древнегреческого типа имеют укороченное широкое тулово, заканчивающееся скульптурным изображением головы животного.
Ритоны азиатского типа имеют удлиненное тулово, заканчивающееся скульптурным изображением полуфигуры животного или человекоподобного существа.
Стеклянный ритон из Ольвии.
Один из них находится в музее г. Аквилеи (Северная Италия, бывшая область Венеция) . При несомненной близости формы, характера отделки, качества стекла сравниваемые ритоны имеют и отличия. Аквилейский ритон немного короче, зооморфная фигурка не выделена из тулова ритона: от нее сохранились только ушки. Стекло, такое же тонкое и прозрачное, имеет зеленовато-оливковый цвет. Этот ритон отнесен к группе сосудов I—II в. н. э.
Второй ритон этого типа известен в музее г. Адрии, которая находится на месте античной Атрии. Сосуд очень близок аквилейскому по форме, цвету и качеству стекла.
Третий ритон хранится в музее г. Сфакса (Тунис) . Он был найден в римском некрополе конца I—III в. н. э. г. Тены, располагавшегося на месте современного г. Сфакса.
РИТОН.
I В. ДО Н. Э. — I В. Н. Э. НИСА. СРЕДНЯЯ АЗИЯ
В середине III в. до н. э. на западе Средней Азии образовалось сильное рабовладельческое Парфянское царство, а на рубеже н. э. — могущественная империя Кушан, в которую кроме значительной территории Средней Азии входили также Афганистан и часть Индии. Памятниками прикладного искусства этого времени являются ритоны — сосуды из слоновых бивней для ритуальных жертвенных возлияний, найденные в 1948 — 1949 гг. Южно-Туркменской археологической экспедицией в окрестностях Ашхабада.
Сама форма ритона очень древняя. Ритоны были найдены еще в раскопках крито-микенской культуры, где они подразделялись на ритуальные и бытовые. Скульптурная форма сосудов из Нисы носит уже сложившийся, совершенный характер. По традиции ритон завершался «протомой» — фигурой с отверстием для сцеживания вина. Воспроизводимый ритон заканчивается в нижней части скульптурным изображением крылатого лево-грифона — образ, известный греческой мифологии, но близкий и искусству Средней Азии, и древнего Востока. В верхней части сосуда, как обычно, расположен фриз с изображением ритуальной процессии музыкантов, сатиров, жертвенных животных. Скульптурные композиции ритона полны внутреннего напряжения, динамики, отличаются богатой светотеневой лепкой.
Слоновая кость

Источник

Читайте также:  Слезятся глаза лопаются сосуды в глазах