Ритон сосуд в виде головы быка
Инв. II 1б 1113
Апулия, Южная Италия. Последняя четверть IV в. до н.э.
Глина, черный лак, желтовато-белая краска
В. 21,5; Ø венчика 10
Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:
мелкие сбои и потертости
Происхождение:
до 1834 – коллекция Пиццати; 1834–1929 – Государственный Эрмитаж; до 1932 –Государственный музей керамики «Кусково»; с 1932 – ГМИИ
Литература:
Stephani, 1869. Vol. I. P. 200, no. 418; Trendall, Cambitoglou, 1982. Vol. II. P. 852, no. 520; Античная расписная керамика, 1985. № 66 (128–129); Лосева, Сидорова, 1988. С. 209, рис. 197–199; CVA Pushkin Museum 2, 1997. Pl. 30, 1–2
Гончары Апулии любили необычные формы ваз, нередко сложные, дополненные рельефными или скульптурными деталями. Примером тому могут служить ритоны – сосуды, своими очертаниями напоминающие рог животного. Особую популярность они приобретают в последней трети IV в. до н.э. Нижняя часть апулийского ритона обычно оттиснута в специальной форме в виде головы какого-либо животного – оленя, быка, лошади, собаки, реже – волка, лисицы, пантеры; встречаются также изображения грифона. Роспись сосредоточена на верхней цилиндрической или чашеобразной части сосуда. Как правило, это фигура Эрота, Ники или женская голова – мотивы, типичные для декора небольших апулийских ваз второй половины IV в. до н.э.
Московский ритон выполнен в виде головы быка. Последняя сплошь покрыта черным лаком, шерсть на лбу тщательно проработана насечками, глаза раскрашены. Верхняя часть сосуда имеет удлиненную форму и расписана. Изображен Эрот с гроздью винограда и веткой растения в руках. С обеих сторон фигуру обрамляют большие пальметты с усиками и отдельными лепестками. Основной рисунок исполнен черным лаком линиями разной плотности и длины, а многочисленные детали росписи – украшения Эрота, перья его крыльев, ягоды винограда – выделены желтовато-белой краской. Подобное сочетание белой краски и жидкого лака коричневато-желтых оттенков с блестящим черным лаком фона и красноватым тоном глины делает ритон и подобные ему сосуды особенно яркими и нарядными.
Роспись московского ритона исполнена одним из безымянных вазописцев, работавших бок о бок с двумя ведущими апулийскими художниками третьей четверти IV в. до н.э. – мастером Патеры и мастером Ганимеда. Оба они расписывали монументальные вазы, преимущественно волютные кратеры и амфоры с изображениями надгробия – стелы или эдикулы, окруженной пришедшими на могилу, или сценами из мифов1. Им помогали многочисленные мастера и подмастерья, которые также расписывали небольшие сосуды – ойнохои, канфары, ритоны, изготавливавшиеся в большом числе.
Выбор апулийскими мастерами фигуры Эрота или женской головы для расписной части ритона, равно как и головы или полуфигуры животного для нижней, рельефной, был самым непосредственным образом связан с назначением сосуда. Уже в ранний период своего существования (с III тыс. до н.э.) бронзовые, серебряные или золотые ритоны используются в различных культовых церемониях. В классическую эпоху (V–IV вв. до н.э.) ритон ассоциируется с Дионисом, занимает важное место в ритуалах почитания героев, а затем и умерших2. Не случайно большинство сосудов этого типа, как в Аттике, так и в Южной Италии, найдено в погребениях.
О.В. Тугушева
________________
1 Trendall, 1982. Ch. 26.
2 См.: Hoffmann, 1989. P. 131–130.
Источник
на выставке «Спасенные сокровища Древней Фракии из коллекции Васила Божкова»
Продолжение. Начало здесь и здесь.
Сосуды в форме рога, соединенные с головами животных, называют ритонами. Наверное, для пещерных людей рог или череп животного первоначально был таким же обычным сосудом для питья, как для нас стакан.
Позднее из отрубленных голов жертвенных рогатых животных жрецы выпивали кровь. И поставить такой «сосуд» не допив, было просто невозможно.
Со временем рог превратился в «священный сосуд» в руках богов, богинь и героев.
Палеолитическая Венера из Лоссель, Франция.
С овладением ремеслами, рога и черепа получили дополнительное декоративное оформление, а позднее их стали полностью изготовлять из глины, кости, рога или металла. Кровь же заменило красное вино.
Поскольку изначально питье из них было ритуальным, то и ставить сосуд не было необходимости. Вы думаете из ритона напиток пили, как из обычного бокала? Оказывается, сверху его наливали, а выливали через нижнее, узкое отверстие тонкой струйкой в чашу или прямо в рот. Одно дело, прочесть об этом, и совсем другое – увидеть. Итак, посмотрим, как они это проделывали:
Помпейская фреска
Греческая вазопись
Но какой же смысл заключается в двух отверстиях? Зачем такое неудобство? Разве недостаточно того, что сохранена древняя природная форма сосуда? Может быть, это связано с тем, что рог с двумя отверстиями был с древности музыкальным инструментом?
В античной Греции ритоны использовали в церемониях жертвенных возлияний богам и духам умерших, тризнах, пирах. В вазописи можно увидеть ритоны в руках Диониса, Плутона, героев, вакханок, сатиров. Чем выше статус владельца – тем роскошнее ритон. Их делали и на заказ, продавали «варварам». Превосходные мастерские были и в самой Фракии. Геродот и другие античные источники упоминают о золотых и серебряных рудниках фракийцев.
Ритон с конем. Серебро, позолота, выс. 23,5 см. Литье, чеканка, гравировка, пайка. IV в. до н. э.
Вихрем несется конь, и не важно, что не хватает у него задних ног. Зато нагрудный ремень у него – золотой, с узором плюща, связанного с культом Диониса. Посматривает он на нас живыми глазами из под больших век. И, видимо, глаза были еще живее, пока не утеряли инкрустаций, сделанных фракийским мастером.
Для «конелюбивых» фракийцев, лошадь – один из знаков социального статуса, верный помощник героев эпоса, животное, связанное с богами солнца и войны. И потому приносили их в жертву при погребении во множестве.
Ритон с оленем. Серебро, позолота, выс. 21,5 см. Литье, припой, ковка, гравировка. IV в. до н. э.
Грациозные олени на концах серебряных с позолотой ритонов тоже остановлены в быстром беге. Фракийский мастер счел нужным изобразить даже морщинки и жилки на мордочках животных. На груди – отверстие для выливания напитка. Ритон с козликом. Серебро, позолота, выс. 20 см. Литье, чеканка, пайка. V в. до н. э.
Ритон украшен по длине вертикальными желобками – каннелюрами (прямо как в дорической колонне) и отделан золотом. Наверху – сюжетная сцена.Ритон с головкой барана. Эллинский мастер. Серебро, позолота, выс. 29,5 см. Литье, чеканка, пайка, гравировка. 410 г. до н. э.
Самый большой из найденных на фракийской земле. Сделан он искусным эллинским мастером. Изображение барана, как царского символа, известно еще на самых ранних иранских ритонах.
На стенках – фигурный фриз с сюжетом из трагедии Эврипида «Мудрая Меланиппа». Внизу – стебель плюща.
Идеальное сочетание реализма, стилизации и декоративной разработки мельчайших деталей.
…И, все-таки, для чего же у ритона два отверстия?
Снова взглянем на палеолитическую Венеру на первой фотографии…
Вспомним о фаллической символике рога, и всё станет понятно.
Источник
Краснофигурный ритон в виде головы быка. Москва, ГМИИ
Инв. II 1б 1113
Апулия, Южная Италия. Последняя четверть IV в. до н.э.
Глина, черный лак, желтовато-белая краска
В. 21,5; O венчика 10
Сохранность:
мелкие сбои и потертости
Происхождение:
до 1834 – коллекция Пиццати; 1834–1929 – Государственный Эрмитаж; до 1932 – Государственный музей керамики «Кусково»; с 1932 – ГМИИ
Литература:
Stephani, 1869. Vol. I. P. 200, no. 418; Trendall, Cambitoglou , 1982. Vol. II. P. 852, no. 520; Античная расписная керамика, 1985. № 66 (128–129); Лосева, Сидорова , 1988. С. 209, рис. 197–199; CVA Pushkin Museum 2, 1997. Pl. 30, 1–2
Гончары Апулии любили необычные формы ваз, нередко сложные, дополненные рельефными или скульптурными деталями. Примером тому могут служить ритоны – сосуды, своими очертаниями напоминающие рог животного. Особую популярность они приобретают в последней трети IV в. до н.э. Нижняя часть апулийского ритона обычно оттиснута в специальной форме в виде головы какого-либо животного – оленя, быка, лошади, собаки, реже – волка, лисицы, пантеры; встречаются также изображения грифона. Роспись сосредоточена на верхней цилиндрической или чашеобразной части сосуда. Как правило, это фигура Эрота, Ники или женская голова – мотивы, типичные для декора небольших апулийских ваз второй половины IV в. до н.э.
Московский ритон выполнен в виде головы быка. Последняя сплошь покрыта черным лаком, шерсть на лбу тщательно проработана насечками, глаза раскрашены. Верхняя часть сосуда имеет удлиненную форму и расписана. Изображен Эрот с гроздью винограда и веткой растения в руках. С обеих сторон фигуру обрамляют большие пальметты с усиками и отдельными лепестками. Основной рисунок исполнен черным лаком линиями разной плотности и длины, а многочисленные детали росписи – украшения Эрота, перья его крыльев, ягоды винограда – выделены желтовато-белой краской. Подобное сочетание белой краски и жидкого лака коричневато-желтых оттенков с блестящим черным лаком фона и красноватым тоном глины делает ритон и подобные ему сосуды особенно яркими и нарядными.
Роспись московского ритона исполнена одним из безымянных вазописцев, работавших бок о бок с двумя ведущими апулийскими художниками третьей четверти IV в. до н.э. – мастером Патеры и мастером Ганимеда. Оба они расписывали монументальные вазы, преимущественно волютные кратеры и амфоры с изображениями надгробия – стелы или эдикулы, окруженной пришедшими на могилу, или сценами из мифов 1 . Им помогали многочисленные мастера и подмастерья, которые также расписывали небольшие сосуды – ойнохои, канфары, ритоны, изготавливавшиеся в большом числе.
Выбор апулийскими мастерами фигуры Эрота или женской головы для расписной части ритона, равно как и головы или полуфигуры животного для нижней, рельефной, был самым непосредственным образом связан с назначением сосуда. Уже в ранний период своего существования (с III тыс. до н.э.) бронзовые, серебряные или золотые ритоны используются в различных культовых церемониях. В классическую эпоху (V–IV вв. до н.э.) ритон ассоциируется с Дионисом, занимает важное место в ритуалах почитания героев, а затем и умерших 2 . Не случайно большинство сосудов этого типа, как в Аттике, так и в Южной Италии, найдено в погребениях.
О.В. Тугушева
________________
1 Trendall , 1982. Ch. 26.
2 См.: Hoffmann , 1989. P. 131–130.
Источник: https://www.antic-art.ru/data/italy_sicily/index.php
Источник
Ритон | |
---|---|
Пример: золотой ритон из периода Ахеменидов Ирана . Раскопаны в Экбатане . Хранится в Национальном музее Ирана . | |
Материал | Керамика, металл, рог, камень |
Размер | Размер чашки для практического использования, большего размера для церемониального использования, всегда примерно конической формы, образованной носиком или псевдо-носиком внизу. |
Письмо | Могут быть нанесены надписи и иным образом украшены |
Создано | Доисторические времена через настоящее |
Текущее местоположение | Евразия |
Серебряный ритон с козлиным протомом и смертью Орфея , ок. 420–410 гг. До н.э., хранится в коллекции Василия Бойкова , София , Болгария . Рупор в непрерывном и изящном изгибе изгибается под прямым углом. Его нижние две трети закрыты канавками с дугообразными верхними кончиками. Фигурная сцена под пылающим краем изображает убийство Орфея. Музыкант – центральная фигура, упавший на правое колено в окружении трех нападающих фракийских женщин. В правой руке он держит шестиструнную лиру, а в левой, завернутую в мантию, деревянную палку с выступами, которой он тщетно пытается защитить себя.
Ритон (множественное число ритоны или после греческого множественного числа, rhyta ) представляет собой примерно конический контейнер , из которого текучие среды должны были быть пьяным или вылить в какой – то церемонии такие как возлияния или просто за столом. Обычно они имеют форму головы животного и производились на обширных территориях древней Евразии , особенно от Персии до Балкан . У многих есть отверстие внизу, через которое капала жидкость; другие этого не делали, и их просто использовали как чашки для питья, с той характеристикой, что их обычно нельзя было поставить на поверхность, не проливая их содержимое.
Английское слово rhyton происходит от древнегреческого слова ῥυτόν ( rhy̆tón или rhŭtón ). Коническая форма ритона была известна в Эгейском регионе с бронзового века , или 2-го тысячелетия до нашей эры. Однако это никоим образом не ограничивалось этим регионом. По форме похожий на рог для питья и, возможно, происходящий от него, он был широко распространен в Евразии с доисторических времен.
Имя и должность
Рог головы льва | |
---|---|
Материал | Серебро и золото |
Размер | Высота до обода (в таком виде) 23,5 см. (правда, расширенная) л. 33 см., Диаметр обода. 10,9-11,2 см, толщина обода. 2 мм, размеры головы льва 5 x 3,7 x 4,4 см, диам. на стыке рога и головы 3,6 см, мас. 604,76 г. |
Обнаружил | Неизвестно |
Текущее местоположение | Частная коллекция Васила Бойкова, София , Болгария |
Римская фреска из Геркуланума, демонстрирующая использование ритона, ок. 50 г. до н. Э.
Греческий ритон для фракийского рынка, 4 век до н.э.
Лидделл и Скотт дают стандартное происхождение от греческого rhein , «течь», которое, согласно Юлиусу Покорному , происходит от индоевропейского * sreu- , «течь». Поскольку rhutos – это «поток», средний, rhuton , может быть своего рода объектом, связанным с заливкой, что эквивалентно английскому pourer . Многие сосуды, считающиеся ритонами, имели широкий рот наверху и отверстие в конической сужении внизу, из которого вытекала жидкость. Идея состоит в том, что человек черпает вино или воду из сосуда для хранения или подобного источника, держит его, открывает отверстие большим пальцем и позволяет жидкости течь в рот (или на землю во время возлияния ) так же, как вино сегодня пьют из бурдюка .
Смит указывает, что это использование засвидетельствовано в классических картинах, и принимает этимологию Афинея , что оно было названо ἀπὸ τῆς ῥύσεως , «от потока». Смит также определил, что это название является недавней формой (в классические времена) сосуда, ранее называвшегося keras , «рог» в значении рожка для питья. Слово ритон нет в том , что известно о микенской греческой , старейшей форме греческого написанном в Linear B . Однако ритон головы быка, о котором сохранилось много примеров, упоминается как ke-ra-a на табличке KN K 872, описи сосудов в Кноссе ; он показан с идеограммой быка (* 227 VAS ; также известный как ритон ). Вентрис и Чедвик восстановили это слово как прилагательное * kera (h) a с микенским интервокальным h .
Рита в форме быка заполняется через большое отверстие и опорожняется через второе, меньшее, отверстие. Это означает, что требуются две руки: одна, чтобы закрыть вторичное отверстие, и одна, чтобы заполнить ритон. Это привело некоторых ученых к мысли, что ритоны обычно заполнялись с помощью двух человек или с помощью цепи или веревки, которые пропускали через ручку. Ритоны, смоделированные по образцу животных, были созданы так, чтобы было похоже, что животное пьет, когда наполняется сосуд. Бычий ритон весил около трех килограммов в пустом состоянии и до шести килограммов в полном.
Другие ритоны с животными темами были смоделированы по образцу кабанов, львов и львиц (например, рог из головы льва ). Некоторые формы, такие как львица рита, можно было заполнить простым погружением благодаря форме судна и плавучести. Горизонтально оформленные риты, подобные тем, которые смоделированы по образцу львиц, можно было заполнить, опустив в жидкость и поддерживая. Вертикально оформленные риты, подобные тем, которые были смоделированы по образцу хряков, требовали другой руки, чтобы прикрыть основное отверстие и предотвратить разлив жидкости при заполнении сосуда.
Риты часто использовались для процеживания жидкостей, таких как вино, пиво и масло. Некоторые риты использовались в кровавых ритуалах и жертвоприношениях животных. В этих случаях кровь могла быть разбавлена вином. Некоторые сосуды были смоделированы по образцу животного, с которым они должны были использоваться во время ритуала, но так было не всегда.
Широкое происхождение
Невозможно доказать, что каждый рог для питья или сосуд для возлияния были проткнуты снизу, особенно в доисторических фазах формы. Сначала была бы функция совка. Однако, как только отверстия появились, они предложили зооморфную интерпретацию и пластические украшения в виде голов животных – быков, лошадей, цервид и даже клыков – с жидкостью, льющейся изо рта животных.
Риты встречаются среди остатков цивилизаций, говорящих на разных языках и языковых группах на Ближнем и Среднем Востоке и вокруг них, таких как Персия , со второго тысячелетия до нашей эры. Они часто имеют форму голов или рогов животных, могут быть очень украшены и украшены драгоценными металлами и камнями. На минойском Крите головы быков из серебра и золота с круглыми отверстиями для вина (позволяющими вину литься изо рта быков) казались особенно распространенными, поскольку некоторые из них были обнаружены в больших дворцах ( Археологический музей Ираклиона ).
Один из старейших примеров концепции фигуры животного, держащей в руках длинный сосуд конической формы с плоским концом, был обнаружен в Сузах. В Юго-Западном Иране, в эпоху протоэламитов, около 3-го тысячелетия до нашей эры, это серебряная фигурка коровы. с телом сидящей женщины, фактически предлагающей сосуд между своими коровьими копытами.
Ритоны были очень распространены в древней Персии, где их называли такук ( تکوک ). После победы Греции над Персией в Афины было доставлено много серебра, золота и других предметов роскоши, включая многочисленные ритоны. Персидские ритоны сразу же подражали греческим художникам. Не все риты были настолько ценными; многие из них были просто украшены коническими чашками из керамики.
Греческий символизм
Ритонный сосуд для питья с изображением животных; такие сосуды широко производились в Персии во времена империи Ахеменидов (550–330 гг. до н.э.), хотя реалистичные детали животных, представленные на этом изображении, относятся к более поздней Парфянской империи (247 г. до н.э. – 224 г. н.э.).
Классическая афинская керамика, такая как вазы с красными фигурками, обычно расписана мифологическими мотивами. Одна стандартная тема изображает сатиров, которые символизируют непристойность, с ритой и мехами. Рога-образные ритмы тщательно вплетены в композицию с прямостоячими мужскими органами сатиров, но эта откровенно сексуальная и несколько юмористическая тема, по-видимому, является поздней разработкой, соответствующей афинскому юмору, как это выражено в пьесах Аристофана . Богато украшенная и драгоценная ритма великих цивилизаций прежних времен носит скорее грандиозный, чем грубый характер, что придает демократическим картинам вазах дополнительное сатирическое измерение.
Соединение сатиры с вином и rhyta производится в Nonnus эпической «s Деяния Диониса. Он описывает сатиров при первом вытаптывании винограда во время изобретения виноделия Дионисом :
«… из плода пузырился красный сок с белой пеной. Они зачерпывали его воловьими рогами, а не кубками, которых еще не видели, так что с тех пор чаша с вином получила это божественное имя« Винный рог »».
Карл Кереньи , цитируя этот отрывок, отмечает: «В основе этого богато разработанного мифа, в котором поэт даже упоминает риту, нелегко отделить критские элементы от элементов, происходящих из Малой Азии ». Связь, на которую он ссылается, является каламбуром, отсутствующим в английском переводе: вино смешанное ( kerannymenos ), которое, кажется, содержит бычий рог ( keras ), древнегреческое название ритона.
В мифе ихор с Олимпа падает между скал. Из него растут виноградные лозы. Один растет вокруг сосны, где змея, вьющаяся в дерево, ест виноград. Дионис, увидев змею, преследует ее в яму в скалах. Следуя оракулу Реи , критской горной богини, Дионис вырывает яму и топчет в ней виноград, танцуя и крича. Богиня, скалы, змея и танцы – это критские темы. Культ Диониса был анатолийским. В самом абстрактном смысле ритон – это вместилище субстанции жизни, празднуемое ритуальным танцем на винограде.
Керамический церемониальный ритон в форме виноградной грозди, Алишар Хуюк , Анатолия , средний бронзовый век, 1750-1650 гг. До н.э.
Минойская стеатитовая рита в археологическом музее Ираклиона
Ритон головы кабана из Угарита , вид снизу
Греческий серебряный ритон для фракийского рынка, конец 4 века
Относительно необычный китайский ритон, династия Тан , ок. 675-750 гг. Н.э., фаянс глазированный
4 век. До н.э. Греческий золотой и бронзовый рог для питья с головой Диониса из Художественного фонда Тамойкина.
Смотрите также
- Рог для питья
- Серебряный осадный ритон
- Ахеменидский Персидский Лев Ритон
Примечания
внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы по теме Риты . |
- Джагер, Ульф (2016). «РИТОН». Энциклопедия Iranica .CS1 maint: ref = harv ( ссылка )
Еще картинки риты:
- Ахеменидский Персидский Лев Ритон
- Минойский бычий Ритон
- Доисторическая европейская рита
- Тибетский ритон
- Ритон в критском стиле из Египта
- Чердачная краснофигурная ваза, сатир держит ритон
Источник