Ритуальный сосуд американских индейцев
Лопатки для штампования керамики, племя чероки.
Гончар из племени катоба за работой, фото 1908 г.
Традиция изготовления керамики у индейцев как Северной, так Центральной и Южной Америки возникла задолго до контакта с европейцами, а местные стили керамики были весьма разнообразными. При этом ни одна доколумбова культура не имела гончарного круга (что можно связать с отсутствием у индейцев колеса[источник не указан 3290 дней]). По этой причине все известные археологам и этнографам виды индейской керамики вылеплены вручную с использованием ряда традиционных технологий: скульптурного моделирования, лепки по форме или каркасу, лепки из глиняного шнура, формовки лопаткой. Помимо керамических сосудов, различные индейские культуры изготавливали также глиняные статуэтки, маски, другие ритуальные предметы.
Технологии[править | править код]
Глиняный шнур (восток совр. США)[править | править код]
Процедура изготовления керамики из глиняного шнура на востоке США больше зависела от подготовки глины, чем на западе. Женщины обычно часами смешивали глину с толчёными морскими раковинами, песком, растительными материалами и другими добавками для обжига, пока не достигалась нужная консистенция; затем смесь прощупывали деревянными клиньями, чтобы не допустить образования воздушных и водных карманов, которые могли бы привести к растрескиванию керамики во время обжига. Затем они готовили глиняный блин, который служил основанием сосуда. После этого женщина-гончар накладывала друг на друга глиняные «колбаски» и тщательно притирала их друг к другу, добиваясь равномерной толщины сосуда и ровной поверхности. В конце этой процедуры заготовка сосуда простукивалась палочкой для придания сосуду окончательной формы.
Американские индейцы не использовали закрытых печей для обжига; вместо этого готовый для обжига сосуд помещали в неглубокую яму, накрывали слоем древесины и поджигали её; сосуды обжигались при температуре около 1400 градусов или выше. После обжига поверхность сосудов полировалась специальным камнем.
Такая трудоемкая процедура изготовления превращала керамические изделия в предметы роскоши.
Шедевры керамического искусства[править | править код]
Исследователи индейской керамики сталкиваются с двумя проблемами. Первая состоит в том, что в прежние годы (а на территории Латинской Америки нередко и в настоящее время) раскопки ведутся неграмотно, культурные слои перемешиваются, что чрезвычайно затрудняет датировку и культурную классификацию произведений керамики. Вторая проблема связана с предыдущей и состоит в существовании обширного чёрного рынка артефактов индейских культур, в связи с чем многие раскопки ведутся нелегально, по заказу клиентов данного рынка, и добытые «чёрными археологами» произведения индейского искусства становятся известными исследователям лишь случайно, в отрыве от контекста раскопок.
Изделия доколумбовой керамики являются предметом гордости коллекций многих музеев. Среди наиболее примечательных образцов можно отметить:
- керамику древних пуэбло (культуры анасази и могольон на юго-западе США (регион Четыре угла), а также последовавшая за ними керамика Рио-Гранде и керамика современных пуэбло (юг США и север Мексики)
- керамика культуры майя на юге Мексики, Гватемалы и Белиза.
Менее известны традиции региона Касас-Грандес на севере Мексики и доисторическая керамика культуры Кокле из провинции Кокле в Панаме[1].
Современная индейская керамика[править | править код]
Ряд современных индейских культур продолжают развивать традиционные технологии изготовления керамики, производя её как для собственных нужд, так и для коллекционеров. Одним из наиболее распространённых видов сосудов в Северной и Центральной Америке является «олья», исп. olla — сосуд без глазировки сферической формы с широким устьем. Традиция изготовления «олья» существует уже более 1000 лет, хотя и адаптирована к современным технологиям (в частности, использованию гончарного круга).
Среди известных современных индейских гончаров заслуживают упоминания: Джозеф Одинокий Волк (Joseph Lonewolf), Нампейо, Мария Монтойя Мартинес и её супруг Хулиан Мартинес, Сара Фина Тафойя, Тэмми Гарсиа, Хуан Кесада из Мата-Ортис, Марвин Блэкмор и Ал Квойявама.
Галерея изображений[править | править код]
Северная Америка[править | править код]
- Североамериканская керамика
Керамика из Акома-Пуэбло, XIII век.
Сосуд из Чако-каньона
Керамика из Тесуке-Пуэбло, XIII век.
Сосуд из Хемес-Пуэбло, XX век.
Центральная Америка[править | править код]
- Центральноамериканская керамика
Погребальная урна. Майя
Современная керамика из Мата-Ортис, автор Хуан Кесада
Южная Америка[править | править код]
- Южноамериканская керамика
Сосуд с ушком и носиком, культура Моче
См. также[править | править код]
- Керамика Рио-Гранде
- Мартинес, Мария Монтойя
- Мата-Ортис
- Нампейо — династия керамистов из племени хопи
- Суэнцел, Роксана
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Керамика индейцев
- Through the Eyes of the Pot, виртуальная выставка керамики пуэбло
- The Amerind Foundation, an anthropological and archaeological museum and research center dedicated to the preservation and interpretation of Native American cultures and their histories. The Foundation’s museum has an extensive collection of North, Central and South American pottery.
- San Ildefonso pottery
Источник
Технологии
Глиняный шнур (восток совр. США)
Процедура изготовления керамики из глиняного шнура на востоке США больше зависела от подготовки глины, чем на западе. Женщины обычно часами смешивали глину с толчёными морскими раковинами, песком, растительными материалами и другими добавками для отжига, пока не достигалась нужная консистенция; затем смесь прощупывали деревянными клиньями, чтобы не допустить образования воздушных и водных карманов, которые могли бы привести к растрескиванию керамики во время обжига. Затем они готовили глиняный блин, который служил основанием сосуда. После этого женщина-керамист накладывала друг на друга глиняные «колбаски» и тщательно притирала их друг к другу, добиваясь равномерной толщины сосуда и ровной поверхности. В конце этой процедуры заготовка сосуда простукивалась палочкой для придания сосуду окончательной формы.
Американские индейцы не использовали закрытых печей для обжига; вместо этого готовый для обжига сосуд помещали в неглубокую яму, накрывали слоем древесины и поджигали её; сосуды обжигались при температуре около 1400 градусов или выше. После обжига поверхность сосудов полировалась специальным камнем.
Себестоимость изделий в результате подобной процедуры превращала керамические изделия в предметы роскоши.
Шедевры керамического искусства
Исследователи индейской керамики сталкиваются с двумя проблемами. Первая состоит в том, что в прежние годы (а на территории Латинской Америки нередко и в настоящее время) раскопки ведутся неграмотно, культурные слои перемешиваются, что чрезвычайно затрудняет датировку и культурную классификацию произведений керамики. Вторая проблема связана с предыдущей и состоит в существовании обширного чёрного рынка артефактов индейских культур, в связи с чем многие раскопки ведутся нелегально, по заказу клиентов данного рынка, и добытые «чёрными археологами» произведения индейского искусства становятся известными исследователям лишь случайно, в отрыве от контекста раскопок.
Изделия доколумбовой керамики являются предметом гордости коллекций многих музеев. Среди наиболее примечательных образцов можно отметить:
- керамику древних пуэбло (культуры анасази и могольон на юго-западе США (регион Четыре угла), а также последовавшая за ними керамика Рио-Гранде и керамика современных пуэбло (юг США и север Мексики)
- керамика культуры майя на юге Мексики, Гватемалы и Белиза.
Менее известны традиции региона Касас-Грандес на севере Мексики и доисторическая керамика культуры Кокле из провинции Кокле в Панаме[1].
Современная индейская керамика
Ряд современных индейских культур продолжают развивать традиционные технологии изготовления керамики, производя её как для собственных нужд, так и для коллекционеров. Одним из наиболее распространённых видов сосудов в Северной и Центральной Америке является «олья», исп. olla — сосуд без глазировки сферической формы с широким устьем. Традиция изготовления «олья» существует уже более 1000 лет, хотя и адаптирована к современным технологиям (в частности, использованию гончарного круга).
Среди известных современных индейских гончаров заслуживают упоминания: Джозеф Одинокий Волк (Joseph Lonewolf), Нампейо, Мария Монтойя Мартинес и её супруг Хулиан Мартинес, Сара Фина Тафойя, Тэмми Гарсиа, Хуан Кесада из Мата-Ортис, Марвин Блэкмор и Ал Квойявама.
Галерея изображений
Северная Америка
- Североамериканская керамика
Керамика из Уинтервиля
Погребальный сосуд, Паркин-парк
Керамика из Акома-Пуэбло, XIII век.
Сосуд из Чако-каньона
Керамика из Тесуке-Пуэбло, XIII век.
Сосуд из Хемес-Пуэбло, XX век.
Центральная Америка
- Центральноамериканская керамика
Погребальная урна. Майя
Современная керамика из Мата-Ортис, автор Хуан Кесада
Южная Америка
- Южноамериканская керамика
Сосуд с ушком и носиком, культура Моче
См. также
- Керамика Рио-Гранде
- Мартинес, Мария Монтойя
- Мата-Ортис
- Нампейо — династия керамистов из племени хопи
- Суэнцел, Роксана
Примечания
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Керамика индейцев
- Through the Eyes of the Pot, виртуальная выставка керамики пуэбло
- The Amerind Foundation, an anthropological and archaeological museum and research center dedicated to the preservation and interpretation of Native American cultures and their histories. The Foundation’s museum has an extensive collection of North, Central and South American pottery.
- San Ildefonso pottery
Категории:
- Доколумбовы культуры
- Искусство индейцев
- Керамика индейцев
Wikimedia Foundation.
2010.
Смотреть что такое “Керамика индейцев” в других словарях:
Керамика инков — отличается от стилей, доминировавших в центральноандском регионе в доинкскую эпоху. Стиль инков характеризуется своим массовым производством большого количества крайне стандартизированных изделий. Интенсивно использовались такие цвета: различные… … Википедия
Керамика Саладо — Стиль Gila Polychrome … Википедия
ИНДЕЙЦЕВ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ МИФОЛОГИЯ — сложилась в условиях родоплеменного строя и его разложения, в период образования союзов племён, военной демократии, в редких случаях при наличии рабовладения (у племён северо западного побережья). Она отражает сложные миграционные процессы,… … Энциклопедия мифологии
Керамика — (греч. keramike гончарное искусство, от keramos глина), изделия и материалы из глин или их смесей с различными неорганическими соединениями, закреплённые специальным обжигом. Основными технологическими видами керамики являются терракота,… … Художественная энциклопедия
Живопись индейцев — до европейской колонизации была довольно разнообразной, служила как религиозным, так и прикладным целям. Живописные изображения создавались как сами по себе, так и в виде изображений на керамике, раскрашенных скульптур, настенных фресок… … Википедия
Белая керамика Сибола — Белая керамика Сибола, англ. Cibola White Ware традиция индейской керамики, существовавшая на территории штатов Аризона и Нью Мексико среди древних пуэбло. Предшествовала появлению белой керамики Рио Гранде. Керамика данного типа… … Википедия
Лаковая керамика Рио-Гранде — Обломок полихромной керамики из Поттери Маунда, фото Д. Филлипса, Музей Максвелла Глазированная (лаковая) керамика Рио Г … Википедия
Геноцид индейцев — Казнь Атауальпы. Геноцид индейцев[1] процесс уменьшения численности коренного населения … Википедия
Белая керамика Рио-Гранде — Чаша в стиле «Бисквит A» … Википедия
Национальный музей американских индейцев — Национальный музей американских индейцев. Главное здание в Вашингтоне Национальный музей америка … Википедия
Источник
Обычаи приносить в жертву людей существовали на всех континентах, хотя в разное время и в разных масштабах. О доколумбовой Америке просто известно больше, так как там вполне уже продвинутые европейцы стали свидетелями такой практики и оставили о ней много письменных свидетельств. Они не полностью достоверны, но проверка с помощью других источников показала, что испанские монахи и конкистадоры, греша против истины в деталях, общую ситуацию обрисовали верно.
Жертва у южноамериканских индейцев рассматривалась либо как подарок богам или пища для них, либо как посол, задачей которого было обрисовать божеству нужды соплеменников и попросить помощи. От назначения жертвы зависело, кого изберут для этой цели.
«Пищей богов» жертвы становились главным образом у ацтеков. Для этой цели использовались военнопленные. Богам обычно отдавали только сердца, вырезаемые из груди еще живой жертвы – следовательно, жертв нужно было много. Поэтому ацтеки даже вели с соседями войны «по договоренности» – ради обеспечения своих богов пищей. Понятно, такой метод имел существенный недостаток – боги соседей тоже хотели кушать. Но индейцы в этом плане были фаталистами, и полагали, что боги сами решат, в какой роли человек им желательней: жертвы или жертвователя. И не сопротивлялись их воле.
Иногда жертва приносилась для того, чтобы «заменить» богам другого потенциального покойника. Так, в случае болезни Великого Инки жрецы убивали одного из его сыновей (желательно младшего или от наложницы) – он должен был заменить собой отца.
«Послов к богам» могли отправлять регулярно или в особых случаях. Так, майя сбрасывали людей в особые колодцы в случае засухи. Подобный колодец обнаружен в городе Чичен-Ица. Ацтеки перед началом сева приносили молодую девушку в жертву богу весны и земледелия. Инки периодически приносили в жертву красивых детей из уважаемых семей – чтобы они стали заступниками своей родины и народа перед богами. Такие жертвы выбирались из своего народа; до их смерти с ними обращались очень почтительно, исполняли все желания. Непосредственно перед ритуалом им давали наркотические средства – чтобы жертвы не мучились, ибо целью было не причинить боль, а доставить «посла» по адресу оптимальным для конкретного божества способом. Семья жертвы пользовалась потом разными привилегиями; поэтому родители охотно соглашались на принесение своих детей в жертву и даже специально готовили их к этому.
Пирамида Кукулькана племени майя. В ней совершались человеческие жертвоприношения.
В Северной Америке жертвы людей богам были менее распространены. Известные благодаря Ф.Куперу ритуальные пытки и убийства пленных североамериканскими индейцами (в основных чертах Купер описал обряд точно) не были приношением высшим силам. Скорей это были действия, направленные на обеспечение достойной компанией своих павших воинов – чтобы им не скучно было добираться в страну Маниту. По этой причине ритуальным пыткам подвергали только самых достойных, храбрых, сильных пленников – нельзя было допустить, чтобы свои герои шли на тот свет в сопровождении трусов. А сами пленники считали делом чести храбро выдержать все, что для них придумает враг. Ведь они полагали, что тогда Маниту встретит их достойно, а идти на тот свет вместе с поверженным храбрым врагом никто не считал зазорным – вражда кончалась на земле.
Скальпы же (как и засушенные головы-тсантсы в Южной Америке) были не жертвой богу, а трофеем, свидетельствующим о воинской доблести его обладателя. К владельцу такого трофея должны были перейти сила духа и моральные достоинства побежденного – вот почему индейцы всячески старались умереть со скальпом на голове.
Белые в Америке были потрясены «бесчеловечностью» увиденных здесь обрядов жертвоприношений и немедленно повели с ними успешную борьбу. Выражалась она в том, что испанские инквизиторы стали сотнями жечь людей на кострах вместо того, чтобы резать их на пирамидах. А в Северной Америке англичане начали платить за скальпы деньги, и не вникали в нюансы боевых и моральных качеств бывших владельцев кожи с волосами. Так что им приносили в основном волосы детей и женщин…
Источник
Что мы делаем. Каждая страница проходит через несколько сотен совершенствующих техник. Совершенно та же Википедия. Только лучше.
Из Википедии — свободной энциклопедии
Лопатки для штампования керамики, племя чероки.
Гончар из племени катоба за работой, фото 1908 г.
Традиция изготовления керамики у индейцев как Северной, так Центральной и Южной Америки возникла задолго до контакта с европейцами, а местные стили керамики были весьма разнообразными. При этом ни одна доколумбова культура не имела гончарного круга (что можно связать с отсутствием у индейцев колеса[источник не указан 3024 дня]). По этой причине все известные археологам и этнографам виды индейской керамики вылеплены вручную с использованием ряда традиционных технологий: скульптурного моделирования, лепки по форме или каркасу, лепки из глиняного шнура, формовки лопаткой. Помимо керамических сосудов, различные индейские культуры изготавливали также глиняные статуэтки, маски, другие ритуальные предметы.
Технологии
Глиняный шнур (восток совр. США)
Процедура изготовления керамики из глиняного шнура на востоке США больше зависела от подготовки глины, чем на западе. Женщины обычно часами смешивали глину с толчёными морскими раковинами, песком, растительными материалами и другими добавками для обжига, пока не достигалась нужная консистенция; затем смесь прощупывали деревянными клиньями, чтобы не допустить образования воздушных и водных карманов, которые могли бы привести к растрескиванию керамики во время обжига. Затем они готовили глиняный блин, который служил основанием сосуда. После этого женщина-гончар накладывала друг на друга глиняные «колбаски» и тщательно притирала их друг к другу, добиваясь равномерной толщины сосуда и ровной поверхности. В конце этой процедуры заготовка сосуда простукивалась палочкой для придания сосуду окончательной формы.
Американские индейцы не использовали закрытых печей для обжига; вместо этого готовый для обжига сосуд помещали в неглубокую яму, накрывали слоем древесины и поджигали её; сосуды обжигались при температуре около 1400 градусов или выше. После обжига поверхность сосудов полировалась специальным камнем.
Такая трудоемкая процедура изготовления превращала керамические изделия в предметы роскоши.
Шедевры керамического искусства
Исследователи индейской керамики сталкиваются с двумя проблемами. Первая состоит в том, что в прежние годы (а на территории Латинской Америки нередко и в настоящее время) раскопки ведутся неграмотно, культурные слои перемешиваются, что чрезвычайно затрудняет датировку и культурную классификацию произведений керамики. Вторая проблема связана с предыдущей и состоит в существовании обширного чёрного рынка артефактов индейских культур, в связи с чем многие раскопки ведутся нелегально, по заказу клиентов данного рынка, и добытые «чёрными археологами» произведения индейского искусства становятся известными исследователям лишь случайно, в отрыве от контекста раскопок.
Изделия доколумбовой керамики являются предметом гордости коллекций многих музеев. Среди наиболее примечательных образцов можно отметить:
- керамику древних пуэбло (культуры анасази и могольон на юго-западе США (регион Четыре угла), а также последовавшая за ними керамика Рио-Гранде и керамика современных пуэбло (юг США и север Мексики)
- керамика культуры майя на юге Мексики, Гватемалы и Белиза.
Менее известны традиции региона Касас-Грандес на севере Мексики и доисторическая керамика культуры Кокле из провинции Кокле в Панаме[1].
Современная индейская керамика
Ряд современных индейских культур продолжают развивать традиционные технологии изготовления керамики, производя её как для собственных нужд, так и для коллекционеров. Одним из наиболее распространённых видов сосудов в Северной и Центральной Америке является «олья», исп. olla — сосуд без глазировки сферической формы с широким устьем. Традиция изготовления «олья» существует уже более 1000 лет, хотя и адаптирована к современным технологиям (в частности, использованию гончарного круга).
Среди известных современных индейских гончаров заслуживают упоминания: Джозеф Одинокий Волк (Joseph Lonewolf), Нампейо, Мария Монтойя Мартинес и её супруг Хулиан Мартинес, Сара Фина Тафойя, Тэмми Гарсиа, Хуан Кесада из Мата-Ортис, Марвин Блэкмор и Ал Квойявама.
Галерея изображений
Северная Америка
- Североамериканская керамика
Погребальный сосуд, Паркин-парк
Керамика из Акома-Пуэбло, XIII век.
Сосуд из Чако-каньона
Керамика из Тесуке-Пуэбло, XIII век.
Сосуд из Хемес-Пуэбло, XX век.
Центральная Америка
- Центральноамериканская керамика
Погребальная урна. Майя
Современная керамика из Мата-Ортис, автор Хуан Кесада
Южная Америка
- Южноамериканская керамика
Сосуд с ушком и носиком, культура Моче
См. также
- Керамика Рио-Гранде
- Мартинес, Мария Монтойя
- Мата-Ортис
- Нампейо — династия керамистов из племени хопи
- Суэнцел, Роксана
Примечания
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Керамика индейцев
- Through the Eyes of the Pot, виртуальная выставка керамики пуэбло
- The Amerind Foundation, an anthropological and archaeological museum and research center dedicated to the preservation and interpretation of Native American cultures and their histories. The Foundation’s museum has an extensive collection of North, Central and South American pottery.
- San Ildefonso pottery
Источник