Ритуальный сосуд в древнем китае
Художественные особенности и символика
древних китайских сосудов в форме горы
Бронзовая курильница бошаньлу из погребения Лю Шэна | |
Провинция Хэбэй, Маньчэн. Китай |
Декоративно-прикладное искусство Китая в эпоху Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) демонстрирует высокий технологический уровень, а также разнообразие форм и сюжетов. Один из наиболее распространенных мотивов, раскрывающихся в искусстве данного периода, связан с формированием даосского религиозно-философского направления и популяризацией идеи обретения бессмертия. Известно, что по приказу императора У-ди впервые в китайской истории была создана алхимическая лаборатория для изготовления снадобий бессмертия. Поиски эликсира бессмертия и мест обитания даосских бессмертных императорами Цинь Шихуанди и У-ди описаны выдающимся историографом и мыслителем Сыма Цянем в его «Исторических записках».
Одним из самых ярких примеров изделий декоративно-прикладного искусства, воплотивших в себе представления о местах обитания даосских бессмертных сянь, являются курильницы в форме горы ??? бошаньлу. Выполненная в форме горных вершин крышка бошаньлу символизирует собой место обитания бессмертных сянь – их изображения часто встречаются в орнаменте курильниц.
Самые ранние образцы таких курильниц были обнаружены в погребениях знати, датируемых эпохой Хань. Курильницы бошаньлу находили широкое применение в разнообразных культовых практиках и дворцовых церемониалах, использовались в бытовых, санитарных и лечебных целях. В силу своей внешней привлекательности и широкой функциональности они служили для аристократии показателем высокого социального статуса [4, с. 20–21]. Во времена правления У-ди (140–84 гг. до н.э.) курильницы данного типа были стандартным видом прикладных изделий, составлявших погребальный инвентарь знати и правителей. Захоронения, в которых были найдены курильницы бошаньлу, располагаются на территории современных провинций Аньхой, Шэньси, Шаньси, Хэбэй, Хунань, Сычуань, Цзянсу и Ляонин. В настоящий момент известно более ста курильниц бошаньлу. Как правило, они изготавливались из бронзы способом литья по выплавляемым моделям. Зачастую на бронзовое изделие наносилась позолота.
Одной из самых ранних курильниц такого типа является бронзовая курильница из усыпальницы Лю Шэна, открытой в 1968 году в местности Маньчэн (провинция Хэбэй). Данная курильница датируется примерно 113 годом до н.э. Ее высота составляет 36 см. Крышка и тулово отделаны в технике тонкой золотой инкрустации. Крышка выполнена в характерной манере – в виде горных вершин, между которыми можно увидеть небольшие фигурки людей и диких животных: тигра, леопарда, кабана и обезьяны. В крышке проделано несколько отверстий, через которые дым от воскурения благовоний выходил наружу. Струйки клубящегося дыма окутывали курильницу таким образом, что горные вершины оказывались будто бы окруженными туманом и облаками, а фигурки животных словно оживали, проступая сквозь колеблющийся воздух. Интересен также декор тулова, форма которого восходит к ритуальным сосудам?доу. На тулове изображены гребни волн, поднимающиеся над местом его сочленения с крышкой, что создает визуальный образ горы, окруженной морем. На тулове присутствует спиралевидный орнамент, выполненный в технике золотой инкрустации. Возможно, он передает движение волн или горного тумана. С большой вероятностью можно предположить, что гребни волн и спиралевидный орнамент на тулове курильниц символизируют собой Восточное море, в котором, согласно даосским легендам, располагались горы бессмертных, исчезавшие в морских волнах при приближении людей [6, p. 16]. Кроме того, изображение волн на тулове курильниц может быть связано с даосскими представлениями об открытии пути к вечной жизни благодаря употреблению киноварного эликсира бессмертия. В философском трактате «Хуайнань-цзы» священная гора Куньлунь, считавшаяся местом обитания богини Сиванму и бессмертных сянь, представлена окруженной желтыми киноварными водами, дарующими бессмертие каждому, кто испробует их [6, p. 16]. Многие курильницы бошаньлу выполнялись с поддоном, в котором помещались ароматические эссенции. В практическом применении вода и ароматические эссенции в поддоне снижали тепловой эффект, элегантно парили над гладью воды [3, с. 514]. Вероятно, здесь ароматические эссенции символизировали собой киноварный эликсир, циркулирующий вокруг священной горы Куньлунь.
Бронзовая позолоченная курильница из могильника Маолин | |
Провинция Шаньси. Китай |
Тонкая ножка курильницы Лю Шэна выполнена в технике ажурной резьбы в виде трех драконов. Туловища драконов переплетаются, а головы вздернуты кверху. Изображение дракона в нижней части изделия встречается в декоративном оформлении ряда курильниц бошаньлу. Примером может служить курильница из могильника Маолин, провинция Шаньси. Ее ножка выполнена в форме стебля бамбука, поднимающегося из пасти дракона.
Еще одной трактовкой декора тулова курильниц бошаньлу является представление бинарного архетипа «горы-воды». Энергия гор ассоциировалась с полярностью ян, что связывало их с небом, в то время как энергия вод соотносилась с полярностью инь. Таким образом, выполненная в форме горных пиков крышка курильницы и тулово, на котором изображены гребни волн, представляют собой архетип «горы-воды», широко распространенный в искусстве Китая эпохи Хань [1, с. 237].
Другим уникальным типом изделий декоративно-прикладного искусства, воплотивших в себе идею поиска путей обретения бессмертия, являются ритуальные сосуды ?цзунь с крышкой в форме горы. Российская исследовательница В.Г. Белозерова относит их к разряду женских шкатулок для туалетных принадлежностей ?лянь [1, с. 265]. Сосуды такого типа были обнаружены в погребениях на территории города Баотоу, Внутренняя Монголия. Примечательно, что крышки ритуальных керамических сосудов, найденных во Внутренней Монголии, как и крышки курильниц бошаньлу, выполнялись в форме горных пиков. Особый интерес представляет экспонат Музея Баотоу – ритуальный керамический сосуд, покрытый желтой глазурью (????) [2, с. 26–27]. Он был обнаружен в 1981 году в ходе археологических раскопок могильника Чжаовань в окрестностях Баотоу, относящегося к периоду Западная Хань. Высота тулова сосуда составляет 22,2 см, диаметр – 18,3 см. Тулово имеет цилиндрическую форму и постепенно сужается к основанию. Дно сосуда плоское, установлено на трех ножках в форме медведей, сидящих на задних лапах.
На тулове сосуда изображены фигуры людей и животных. По всей вероятности, они представляют собой персонажей мифов и образуют условные группы, объединенные одним и тем же мифологическим сюжетом. Так, здесь изображена антропоморфная фигура с луком в руках, предположительно олицетворяющая легендарного стрелка Хоу И. Справа от Хоу И показано дерево, на верхних ветвях которого сидят две птицы. Стрелок держит в руках лук, направляя его в сторону дерева. Эта сцена связана с сюжетом мифа о подвигах Хоу И. Согласно мифу, десять небесных светил взбунтовались и, ослушавшись наказа своей матери Си Хэ, появились на небе одновременно вместо того, чтобы выходить поочередно, тем самым вызвав смертельную засуху на земле. Хоу И поразил своими стрелами девять солнц, оставив на небе лишь одно светило. Китайский специалист в области мифологии Юань Кэ описывает данный сюжет следующим образом: «Стрелок вышел на середину площади, снял из-за спины красный лук, вынул из колчана белую стрелу, натянул тетиву до отказа, прицелился в огненный шар на небе и спустил стрелу. Вначале ничего не было заметно, но прошло мгновение – и огненный шар в вышине беззвучно лопнул и полетел вниз, рассыпая вокруг себя золотые перья. Что-то сверкающее с треском упало на землю. Люди подбежали и увидели огромную трехногую золотую ворону, пронзенную стрелой. Это и было солнце. Люди снова посмотрели на небо и убедились, что там осталось лишь девять солнц. Они почувствовали, что стало прохладнее, и в один голос закричали от радости. И решил довести до конца начатое дело. Он вновь и вновь без устали натягивал лук, и стрелы летели в солнца, которые дрожали от страха и хотели бы убежать. Стрелы летели со свистом, как быстрые птицы, а на небе беззвучно лопались огненные шары. Все небо было заполнено струями пламени, летали бесчисленные золотые перья, и на землю падали трехногие вороны. Ликующие крики людей наполнили всю землю, радуя стрелка» [5, с. 143].
Миф также повествует о дереве фусан, на котором обитали братья-солнца. По всей видимости, дерево, изображенное на тулове сосуда рядом с фигурой Хоу И, олицетворяет то самое мифологическое дерево фусан, а птицы, сидящие на его ветвях, символизируют собой небесные светила. По обе стороны от дерева представлены антропоморфные фигуры с головами животных и различные дикие звери. Всех их можно отнести к сюжетной группе персонажей, связанных с мифами о подвигах Хоу И.
Керамическая курильница бошаньлу с ножками в форме медведей | |
Музей искусства Метрополитен. Нью-Йорк. США |
Исследователи причисляют мифы о Хоу И к солярным мифам. Помимо персонажей солярных мифов, на тулове сосуда имеются образы героев лунарных мифов. К данной группе можно отнести изображения Сиванму, жабы и зайца, приготовляющего эликсир бессмертия. Таким образом, в декоре сосуда наличествует гармония двух начал: персонажи, которые входят в группу солярных мифов, олицетворяют собой энергию ян, в то время как персонажи, относящиеся к группе лунарных мифов, воплощают энергию инь.
В руках у богини Сиванму, представленной на тулове сосуда, отчетливо виден тонкий вертикальный предмет, вероятно, символизирующий ветвь дерева бессмертия. Согласно Юань Кэ, в период Хань Сиванму часто изображали державшей в руках нечто, напоминавшее ветвь дерева. «Одни говорили, что это цзяхэ – счастливый злак, а другие – что это саньчжу, или «тройное жемчужное дерево». Вероятнее всего, это было дерево бессмертия, которое, как и другие деревья, дарующие долголетие, цвело и приносило плоды только один раз за несколько тысяч лет. Плодов было немного, и поэтому лекарство было исключительно ценным и редким. Если использовали сразу все лекарство, то новое долгое время невозможно было добыть» [5, с. 156]. В декоре сосуда преобладает мотив обретения бессмертия, о чем свидетельствуют изображения персонажей, связанных с мифами о богине Сиванму, и священной горы Куньлунь, места обитания Владычицы Запада.
Интересен тот факт, что мифологическое дерево фусан, изображенное на тулове сосуда, воплощает в себе представление древних китайцев о космической вертикали, или «мировой оси». Еще одним знаком «мировой оси» является образ священной горы Куньлунь, который воплощен в форме крышки сосуда.
Примечательно также оформление ножек сосуда, выполненных в форме медведей, сидящих на задних лапах. Такая форма была типична для многих аналогичных сосудов с крышками в виде горных пиков, изготовленных в эпоху Хань. Кроме того, известны случаи, когда подобные образы использовались в декоративном оформлении курильниц бошаньлу. Примером может служить керамическая курильница бошаньлу из коллекции музея Метрополитен в Нью-Йорке. Каждая ее ножка выполнена в виде миниатюрной скульптуры, по форме напоминающей медведя, сидящего на задних лапах. Особо привлекает внимание то, с какой тщательностью проработаны отдельные детали фигур – остроконечные уши, когти, выпученные глаза, раскрытая пасть, язык и клыки.
Ритуальные сосуды цзунь, как и курильницы бошаньлу, являются не только выдающимися произведениями искусства, но и ценными артефактами, предметами ритуально-религиозного характера, свидетельствующими о том, что верования, связанные с идеей бессмертия, были широко распространены среди элиты китайского общества уже в начале II в. до н.э.
Литература
1 | Белозерова В. Г. Традиционное искусство Китая. В 2 т. Том 1. Неолит – IX век // М., 2016. С. 238–240. |
2 | Войтишек Е. Э. Корейская курильница Пэкче и традиция использования курильниц бошаньлу в Восточной Азии // Вестник НГУ. Серия: История, филология. Т. 18, № 10: Востоковедение. С. 24–40. |
3 | Войтишек Е. Э., Яо С. Курильницы бошаньлу в ароматической культуре Китая: символика и социальные функции // Вестник СПбГУ. Востоковедение и африканистика. 2018. Т. 10. Вып. 4. С. 510–524. |
4 | Войтишек Е.Э., Яо С., Проталинская К.Н. Проблема происхождения курильниц бошаньлу в контексте межэтнических контактов в Азии // Материалы международной конференции «Актуальные вопросы изучения истории, международных отношений и культур стран Востока». Новосибирск : ИПЦ НГУ, 2019. С. 20–27. |
5 | Юань Кэ. Мифы Древнего Китая / пер. с кит. и послесловие Б. Л. Рифтина. М. : Наука, 1987. 508 с. |
6 | Erickson Susan. Boshanlu Mountain Censers of the Western Han Period: A Typological and Iconological Analysis // The Archives of Asian Art. 1992. № 45. Р. 6–28. |
В статье использованы иллюстрации из следующих источников
1 | Rawson Jessica. The Chinese Hill Censer, boshan lu: A Note on Origins, Influences and Meanings. Art Asiatiques, Tome 61, 2006. p. 76. |
2 | Rawson Jessica. The Chinese Hill Censer, boshan lu: A Note on Origins, Influences and Meanings. Art Asiatiques, Tome 61, 2006. p. 77. |
3 | Ben Janssens Oriental Art |
Источник
В самые ранние периоды существования Китая, искусство этого народа было неразрывно связано с мифологическими представлениями и, выполняя ритуальную функцию, предназначалось для проведения различных обрядов. Ярче всего об этом говорят находки изделий декоративно-прикладного искусства.
Бронзовая курильница с позолотой в виде священной горы бессмертия Бошань. 1 в. до н.э
Китайцы были изумительными мастерами, умеющими создавать уникальные вещи из самых разных материалов. В самые древние периоды – это были керамика, камень и бронза. А позже в Китае были изобретены такие материалы и технологии, как изготовление шёлка, фарфора, лака. Всё это поставлялось по Великому шёлковому пути в разные страны, вызывая зависть и восхищение китайскими “штучками” во всем мире.
Керамика
Керамические изделия в Китае стали появляться еще в период Яншао (назван так по месту обнаружения первых находок). Это расписные сосуды из глины разной формы.
Керамика Китая эпохи неолита.
Рисунки и орнаменты, украшающие их, передают представления древних жителей Китая об устройстве мира и вселенной.
Крамика Яншао.
Здесь мы можем встретить и образы животных (символы разных стихий) и различные геометрические орнаменты, также имеющие сакральное значение.
Керамика Яншао.
Бронза
Весьма интересны и разнообразны китайские бронзовые сосуды, во множестве изготовленные в период Шан-Инь. Они предназначались для ритуалов жертвоприношений различным духам (природы и предков), в которые верили древние китайцы.
Ритуальные бронзовые сосуды эпохи Шан-Инь.
Это были массивные изделия, богато декорированные рельефами по всей их поверхности.
Ритуальные бронзовые изделия эпохи Шан-Инь.
Сложные орнаменты вьющейся тонкой линией заполняли всё пространство стенок сосуда, а местами, выпукло выделялись на его плоскости.
Ритуальные бронзовые сосуды эпохи Шан-Инь.
Иногда, сосудам придавалась форма диковинных фантастических чудовищ (рыб, драконов, хищников) с выступающими над поверхностью стенок лапами, хвостами, рогами, оскалившимися пастями, гребнями и чешуей.
Ритуальные бронзовые сосуды эпохи Шан-Инь.
Это, по мнению древних китайцев, наделяло такие предметы особыми магическими свойствами.
Ритуальные бронзовые изделия эпохи Шан-Инь.
Нефрит
Множество различных изделий китайцы делали из камня. Особенно любимым был нефрит. Китайцы верили, что этот полудрагоценный минерал обладает магическими и целебными свойствами, и необычайно ценили его.
Вообще, вычитала, что в Китае «нефритом» называли целую группу камней: сам нефрит, агальматолит, яшму, жадеит, различные разновидности серпентина и другие.
Нефритовая черепаха.
Даосские алхимики считали, что нефрит может сделать человека бессмертным. Кстати, отсюда древняя китайская традиция хоронить знатных людей в нефритовых “скафандрах”. (В таком погребальном нефритовом одеянии был похоронен великий Цинь Ши-хуанди).
Нефритовый погребальный костюм.
Свойства нефрита соотносились и с морально-этическими достоинствами личности “Благородного мужа”, которые в конфуцианстве назывались «пять благих качеств» (у дэ). А они, в свою очередь связывались с учением у-син, о пяти первоэлементах.
1. Внутренне тепло камня соотносилось с “жэнь” – гуманностью;
2. Прозрачность – с “синь” – внутренней чистотой и искренностью;
3. Звучность и музыкальность камня – с “чжи” – мудростью и разумностью;
4. Твердость камня (он весьма сложен в обработке) — с “и” – верностью, следованием долгу и мужеством;
5. Поскольку нефрит олицетворяет древность и власть, то он соотносится с “ли” – традициями и ритуалами.
Кроме того, понятие “нефритовый” в китайской культуры стало универсальной эстетической категорией, обозначающей всё совершенное, в том числе – красоту предметов, явлений, внешних и внутренних качеств человека. Древнекитайская поговорка гласит: «Золото имеет цену, нефрит же бесценен».
Чаша для туши
Предметы из этого материала изготовлялись для самых разнообразных нужд. От небольших круглых дисков-би (видимо магического назначения), до амулетов и печатей.
Би – нефритовый диск, магического предназначения.
Кстати, такие печати стали чуть ли не символом китайской культуры. (Вспомните хотя бы средневековые картины китайских художников, с обилием именных красных оттисков на них).
Кстати, искусство резьбы по камню, и изготовления печатей (это называется глиптикой) было широко распространено и в Месопотамии, начиная с цивилизации шумеров. Об этом можете почитать здесь.
Китайская печать.
Китайская печать.
Сначала их функции были сугубо практическими – обозначить принадлежность вещи, предмета, конкретному владельцу. Но затем, изготовление печати стало приравниваться к искусству. Здесь важны были три составляющие: композиция всех деталей и надписей, стиль каллиграфии (он был чётко регламентирован) и мастерство самой гравировки.
Китайская печать.
Кроме имени владельца, на печати могли быть вырезаны цитаты философов, поэтические строки или просто благопожелания. Навершия этих изделий часто украшалось фигурками, которые имели символическое толкование.
Китайские печати.
Самой известной китайской печатью считается легендарная “Наследная печать” – первого императора Китая Цинь Ши-хуаньди. Она была изготовлена из редкого белого нефрита в 221 г. до н.э. в честь объединения всех царств под властью этого правителя. Надпись на ней гласила: «По велению небес, пусть (император) живет долго и счастливо». А оттиск мастер-изготовитель украсил изображением летящих даосских фей.
После смерти первого императора, печать стала объектом постоянных интриг в борьбе за власть, не утихавших целые столетия, пока в 10 веке не была утеряна. Но значимость этого артефакта была таковой, что все последующие династии, вплоть до 20 века, пытались сделать её копии, чтобы подтвердить своё право на владение престолом.
Китайская императорская печать, не так давно проданная на аукционе.
Китайские мастера-резчики умели изготавливать не менее интересные, в художественном плане, предметы и из других материалов – например избамбука
Стопки для кистей. Китай. 18-19 вв. Бамбук.
… и, конечно, шёлка, нашедшего в быту и искусстве весьма широкое применение.
Шёлк.
В первую очередь из него изготавливали ткани для одежды. Но не только. Шёлк использовался для создания струн музыкальных инструментов и для тетивы лука, из него делали лески удочек и даже бумагу.
Изготовление шёлка. Китайская живопись.
Долгое время секрет изготовления этого материала тщательно охранялся, и его разглашение каралось смертью. Поэтому высоко ценившийся за пределами Китая шёлк стал использоваться, как денежный эквивалент, подобный международной валюте. О том, насколько производство этого материала было важным в Китае, свидетельствуют 5 тысяч! иероглифов, в которых в качестве составляющей имеется ключ “шёлк”.
Вышивка на одежде мандарина. Дракон с жемчужиной символизирует энергию космоса и человека.
В китайских изделиях из шёлка поражали и яркость красок, изящество рисунка, и качество вышивок. Сюжеты и образы, наносимые на шёлковые изделия, чётко были регламентированы в соответствии с иерархией и чинами. Так, например, только император мог носить одежду из жёлтого шёлка, с изображениями драконов (императорский символ).
Одежда императора.
Императрица одевалась в платья, украшенные фениксами или бабочками,
Наряд императрицы.
знаком гражданских чиновников были журавли на ткани, а львы были атрибутами военных чиновников первого ранга и т.д.
Китайский чиновник.
Фарфор
С момента открытия способа производства фарфорав средние века, постепенно изделия декоративно-прикладного искусства утрачивают свою первоначальную ритуально-магическую функцию и становятся предметами роскоши, призванными украшать быт их владельцев, доставляя им эстетическое удовольствие.
Фарфоровая статуэтка согдийского купца, едущего на бактриане.
Фарфоровая посуда, изготавливаемая в Китае, отличалась изумительной хрупкой изящностью, поразительной белизной, нереальной (едва ли не прозрачной) тонкостью стенок и особенной звучностью. Изделия из фарфора имели различное предназначение, форму и по-разному декорировались.
Китайская фарфоровая ваза.
Случалось, что стенки фарфоровых ваз украшали монохромные росписи, оставляющие большую часть поверхности не закрашенной,
Китайские фарфоровые сосуды. XIII век.
а иногда художники-вазописцы, используя разноцветные, звучные краски, создавали яркие, сложные композиции (жанровые сцены, пейзажи) и орнаменты (растительно-цветочные мотивы и др.), которые покрывали сосуд от самого дна до горлышка (например, техника росписи «доу-цай» – «борьба цветов»).
Фарфоровая ваза, период правления императора Канси (1661-1722).
Лаковые изделия.
Средние века – это время создания многочисленных, так называемых, лаковых изделий, секрет изготовления которых (также, как и производство фарфора) был тщательно охраняемой государственной тайной.
Лакированная погребальная урна.
В такой технике китайские мастера могли производить предметы быта практически любого предназначения – от миниатюрных лаковых шкатулок до мебельных гарнитуров.
Императорский трон с драконами.
Основой для этих изделий служили дерево или ткань, которой придавали желаемую форму, а затем покрывали в несколько слоёв соком лакового дерева, смешанного с красителями разных цветов.
Шкатулка, черный лак и полихромная роспись, XIII век.
Такие вещи были изящными, очень легкими, блестящими, яркими и, главное, износоустойчивыми (им были не страшны ни влага, ни высокие температуры).
Шкатулка, черный и красный резной лак, XVI век.
Настольная ширма, коричневый лак и перламутр, XVIII век.
До сих пор, декоративно-прикладное искусство древнего и средневекового Китая ценится очень высоко. Фарфор, шёлк, нефритовые и бамбуковые поделки, бронзовые и керамические сосуды, являются желанными приобретениями для мировых музеев и частных коллекций. Именно они ассоциируются у большинства людей с Китаем и китайской культурой.
Если вам понравилась статья, то не забудьте поставить лайк, и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре, а также о культуре древнего и средневекового Китая:
Культура Китая. Кратко о достижениях цивилизации и периодизации.
Чем китайцы отличаются от всех? Особенности традиционной культуры Китая.
Учение об Ян, Инь и У-син, и другие древнейшие верования китайцев.
Конфуцианство. Кратко.
Даосизм. Кратко.
Чань-буддизм. Кратко.
О развитии письменности и литературы в Китае.
Древний Китай. Погребальные комплексы, Терракотовая армия Цинь Ши-хуанди и Великая стена.
Что умели делать китайцы из бронзы, нефрита, лака и шёлка. Декоративно-прикладное искусство в Китае.
Буддийская архитектура Китая.
Философия сада и ландшафтная архитектура средневекового Китая.
Запретный город – Гугун в Пекине.
Го-хуа. Традиционная китайская живопись.
О традиционной китайской музыке.
Китайский традиционный театр и Пекинская опера.
Храм Неба в Пекине.
Источник