Ритуальный сосуд в котором древние египтяне хранили органы
Канопа (от греч. Κάνωβος или лат. Canopus) — ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые из тел умерших при мумификации. После извлечения органы промывались, а затем погружались в сосуды с бальзамом из Каноба (откуда и название). Древнейшие канопы найдены в гробнице Хетепхерес.
Всего каждой мумии полагалось по четыре канопы. Крышки каноп, как правило были украшены головами четырёх богов — сыновей Гора. Их звали: Хапи, имеющий голову павиана; Дуамутеф, с головой шакала; Квебехсенуф, имеющий голову сокола и Амсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Амсет хранил печень, Дуамутеф — желудок, Квебехсенуф — кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.
За всё время истории Египта число каноп, отводимых для каждого умершего, не изменялось, однако их форма модифицировалась в согласии с господствующими вкусами времени. Поначалу, во времена Древнего царства, они выглядели пузатыми и имели весьма скупую отделку. Позднее, ко времени Нового царства (начиная с правления Аменхотепа III), они становятся более вытянутыми, с высокими плечами и узким основанием. Затем, к Позднему периоду, их форма снова становятся более приземистой. Не меньшим образом менялись и крышки каноп. Поначалу просто круглые или плоские, изредка с нанесённым орнаментом, только ко времени Нового Царства они приобрели антропоморфную форму, имеющую черты сходства с покойником. И только ко времени XVIII-й династии появляются крышки «классической формы», представляющие собой четырёх сыновей Гора, три из которых имели голову животного, и только один — человеческую. Эта традиция окончательно закрепилась в эпоху Рамессидов.
Канопы помещались в специальный ящик, на котором рельефно были изображены покровительствующие богини: Исида, Нефтида, Мут и Нейт.
Изредка, вместо урны в захоронениях обнаруживались канопы с органами в виде компактного мешочка или пакета, находящегося прямо внутри брюшной полости мумии. В таких случаях процесс мумификации претерпевал некоторые изменения. После удаления внутренних органов их сначала обеззараживали и высушивали в соде или извести, затем бальзамировали и, наконец, заворачивали в ткань, чтобы, таким образом, вернуть их на исходное место умершему владельцу для дальнейшего использования в загробной жизни.
Позднее, этруски заимствовали и перенесли в свой погребальный обиход форму канопы, используя её в качестве урны для хранения пепла, оставшегося после церемонии сожжения умершего.
Защитники «Канопы».
Амсет — (так же известен под именами Имсети, Сети, Мести и Места) в древнеегипетской религии заупокойное божество, один из четырёх сыновей Гора. Имсети был единственным из четырёх сыновей Гора, кого изображали с человеческой головой. Главной его задачей была защита печени умершего. Покровительницей Имсети была богиня Исида.
Защитники «Канопы».
Кебехсенуф — один из четырех сыновей Бога Гора, его имя означает “тот, кто омолаживает его братьев”. Он почитался как божество Запада, защищающее покойного, а именно его внутренности. Каноп Кебехсенуфа имел вид сосуда с крышкой – головой сокола, в него помещался кишечник усопшего. В погребальной камере этот каноп обычно ставился у западной стены.
Защитники «Канопы».
Дуамутеф — один из четырех детей бога Гора, его имя переводится как “звезда его матери” или “обожающий свою мать”. Дуамутеф находился под покровительством богини Нейт.
В верованиях древних египтян считался олицетворением души Ба человека и ее хранителем.
Дуамутеф защищал желудок усопшего. Его канопа выглядела как сосуд с крышкой в виде головы шакала и располагалась у восточной стены погребальной камеры умершего. Иногда на канопе встречается надпись “защищающий от жажды и голода”.
Защитники «Канопы».
Хапи — в древнеегипетской религии один из четырёх сыновей Гора. В заупокойной литературе изображался как защитник трона Осириса в загробном мире. Не следует путать его с Хапи богом Нила. Хапи (сына Гора) обычно изображали как бога с головой гамадрила, его главной задачей была защита лёгких умершего, поэтому канопа в которой лежали лёгкие имела крышку в виде головы Хапи. Сам Хапи в свою очередь был под защитой Нефтиды. Когда его изображения рисовали на крышках саркофагов, то он как правило смотрел в направлении севера. В течение Третьего переходного периода практика бальзамирования претерпела некоторые изменения. Органы мумий стали помещать обратно во внутрь тела. Туда же в полость тела, клали амулет Хапи.
Дарья, верно. Ее изображения помещали на ящики для каноп, но конкретно на них ее не было.
Источник
Тутанхамон знаменит тем, что его гробница в «Долине царей» возле Фив оказалась почти нетронутой древними грабителями и сохранилась до наших дней. В ней, среди погребальных принадлежностей и утвари, было обнаружено множество произведений искусства той эпохи — различные предметы быта (позолоченная колесница, сиденья, ложа, светильники), драгоценные украшения, одежда, письменные принадлежности и даже пучок волос его бабушки.
Вскрытие археологами саркофага фараона Тутанхамона в его гробнице
Голова фараона Тутанхамона, изготовленная из дерева и украшенная красками с глазурью. Новое Царство, 1332—1323 гг. до н. э. Египетский музей, Каир, Египет.
Фараон Тутанхамон умер в возрасте около 19 лет или чуть более. Столь ранняя смерть фараона долгое время считалась достаточным основанием для того, чтобы считать её неестественной. Из этого следовало, что Тутанхамон мог быть убит по приказу собственного регента Эйе, ставшего после смерти Тутанхамона новым фараоном. Исследования, проведённые в 2005 году, выдвинули на первый план предположения о смерти Тутанхамона в результате травмы (открытый перелом ноги). Более новые исследования, результаты которых были обнародованы в феврале 2010 года, свидетельствуют, что Тутанхамон умер, скорее всего, «от тяжёлой осложнённой формы малярии, возбудители которой были обнаружены в его теле в ходе ДНК-анализов». Этот вывод косвенно подтверждается и обнаружением в гробнице Тутанхамона лекарственных снадобий, предназначенных для лечения проявлений малярии.
Алебастровые вазы из гробницы Тутанхамона, 1300-е гг. до н.э. Экспозиция Каирского Египтологического музея
Алебстровый ящик для каноп
Сами канопы из усыпальницы фараона Тутанхамона в экспозиции Каирского Египтологичекого Музея.
Канопа — ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые из тел умерших при мумификации. После извлечения органы промывались, а затем погружались в сосуды с бальзамом из Каноба (откуда и название).
Золотые “кресты духа” — анкхи, найденные в грбнице Тутанхамона. Египтологический Каирский Музей, Египет
Парадный трон Тутанхамона.
Трон полностью обит золотом, инкрустирован стеклом, фаянсом и цветными камнями. Ножки трона в форме кошачьих лап оканчиваются львиными головами – простыми и в то же время очень реалистичными. Ручками служат великолепно изваянные крылатые змеи, увенчанные коронами. Между брусьями, поддерживающими спинку, изгибаются шесть кобр из позолоченного и инкрустированного дерева. Но главным украшением всего трона является, конечно, его спинка.
На ней изображён один из залов дворца. Это комната, украшенная по бокам колоннами, увенчанными цветочными гирляндами, фризом из уреев и карнизом с традиционным рисунком. Сквозь отверстие в крыше солнце посылает свои дающие жизнь благословляющие лучи. Сам фараон в непринуждённой позе сидит на покрытом подушками троне, небрежно закинув руку за его спинку. Перед ним стоит его юная жена. По-видимому, она помогает фараону заканчивать туалет: в одной руке у неё маленькая ваза с благовониями, а другой она нежно умащает плечо мужа.
Краски спинки трона необычайно ярки и эффектны. Лица и обнажённые части тела фараона и его жены сделаны из красной стеклянной пасты, головные уборы – из сверкающего, похожего на бирюзу, фаянса, а их одежда – из серебра, которому время придало изысканный редкий оттенок. Короны и ожерелья и все орнаментальные детали панели инкрустированы разноцветным стеклом и фаянсом, сердоликом, а также совершенно неизвестным сочетанием прозрачных кварцевых пластинок с подкладкой из цветной пасты, очень напоминающим итальянскую стеклянную мозаику. И всё это на фоне листового золота, которым обит весь трон.
Церемониальный щит Тутанхамона. Каирский музей.
Трости фараона Тутанхамона обнаруженные в его гробнице.
Связанные семитские и чернокожие нубийские пленники украшают своими фигурами кривой конец трости Тутанхамона: когда египетский царь выходил на прогулку, он держал врагов Египта в своей длани.
Золотая планшетка, изображающая Тутанхамона на колеснице.
Ожерелья-оплечья из гробницы Тутанхамона.
Ну и пожалуй, самое главное сокровище — золотая погребальная маска Тутанхамона.
Подписывайтесь на канал (вверху страницы) и ставьте лайк, если вам было интересно
Источник
Похоронные ритуалы Древнего Египта
Трудно найти похоронные традиции, с которыми было бы связано столько мифов и преданий, сколько связано с погребением у древних египтян. Величественные пирамиды и древние гробницы, мумификация и «книга мертвых» издавна интересуют людей.
За долгие тысячелетия истории Древнего Египта похоронные практики населявших его народов сильно менялись. Тем не менее, преемственность традиций сохранялась, и несмотря на различия в нюансах, мы можем описать «усредненную» картину древнеегипетских похорон.
Похоронные ритуалы отражали веру в вечную жизнь
Похоронные ритуалы Древнего Египта
Церемонии и ритуалы древнеегипетских похорон сложились под влиянием религиозных представлений о загробном мире. Считалось, что каждого жителя Египта впереди ждет «вечность». Эта вечная загробная жизнь мало походила на наши представления о Рае. После смерти и суда бога Осириса, умерший отправлялся в Поля Камыша (Поля Иалу), которые представляли собой идеализированное отражение жизни умершего египтянина.
Считается, что подобные представления о загробной жизни сложились в Египте уже к 4000 г. до н. э. Вера в «вечность» просуществовала до 30 гг. до н. э. и успела повлиять на похоронные обряды и представления многих народов о загробной жизни.
Скорбь и траур в Древнем Египте
Траур в Древнем Египте проходил драматично: скорбящие родственники, измазав себя в грязи, шли шествием по городу, рвали на себе волосы, били себя в грудь и громко причитали о своей утрате. Так они находили выход своему горю и давали знать соседям о случившейся кончине. В отличие от древних греков, египтяне не пытались ограничить подобные проявления скорби.
Мумификация – главная ритуальная услуга в Древнем Египте
Похоронные ритуалы Древнего Египта
После завершения траурного шествия, тело отправлялось на мумификацию. Эта процедура начала практиковаться в Египте начиная с середины IV тысячелетия до н. э. Египетское понимание души предполагало, что для вечной загробной жизни требуется сохранить тело усопшего.
Семья усопшего обращалась к профессиональным бальзамировщикам, которые во многом были «ритуальными агентами» Древнего Египта. Первым бальзамировщиком, по египетским мифам, был бог Анубис, один из покровителей загробного мира. Именно его прикосновение превращает умершего в «оживленного», которому предстоит отправиться в путешествие в мир мертвых.
Традиционно бальзамировщики предлагали три варианта мумификации и погребения, различавшихся по сложности предстоящей работы и цене.
Цена определялась рядом факторов:
· из какого материала будет изготовлен гроб усопшего;
· сложность резьбы наносимой на гроб или саркофаг;
· сложность процедуры мумификации;
· комплекс погребальных ритуалов.
Соли для мумификации
Основным ингредиентом в мумификации был оксид натрия, который египтяне называли «божественной солью». Оксид натрия встречается в природе, и жители Древнего Египта добывали его преимущественно во впадине Вади-Натрун в окрестностях Каира. Это вещество прекрасно высушивает и расщепляет жир, что делало его подходящим для мумификации. Впрочем, в более бюджетных похоронах использовалась и простая соль.
Три вида погребения
Похоронные ритуалы Древнего Египта
В самом дорогом виде похорон из тела покойного извлекались все внутренние органы за исключением сердца, которое считалось вместилищем души, а потому наделялось сакральным статусом. Полости тела затем промывались и заполнялись благовониями, а разрезы на теле зашивались. После этого тело помещали в оксид натрия строго на семьдесят дней. По завершении этого периода, тело усопшего вновь омывали, после чего заматывали в порезанное на полоски льняное полотно (те самые «бинты», в которые завернуты мумии). В таком виде тело покойного отдавали семье усопшего, которая помещала его в деревянный гроб. Гробу обычно придавали вид человеческой фигуры.
Второй вид погребения, более экономичный, требовал меньшего внимания к телу покойного. Из тела покойного не извлекали внутренности, а только покрывали благовониями. Его оставляли на те же семьдесят дней в оксиде натрия, и в результате от покойного оставались лишь кожа и кости. После этой процедуры останки умершего возвращали родственникам.
Самый дешевый способ подразумевал лишь просто промывание и помещение покойного в соль.
«Вчерашний лён» — погребальное одеяние бедняков
Даже самые бедные египтяне проводили погребальные церемонии, так как считали, что если усопшего не похоронить должны образом, то его душа вернется, чтобы мучать живых родственников. Поскольку мумификация была очень дорогой процедурой, бедные египтяне отдавали свои ношенные вещи бальзамировщикам, чтобы те пустили их на бинты. Поскольку бедняки не могли позволить себе новое льняное полотно, то они заворачивали тела своих родных во «вчерашний лён».
Со временем эта фраза стала применяться ко всем умершим. Её часто использовали профессиональные плакальщицы на похоронах, обращаясь к усопшему. Льняные бинты также называли «локонами Нефтиды», в честь богини, которую связывали со смертью и загробной жизнью.
Ритуал «Отверзение уст»
Начиная с периода Древнего Царства, перед помещением усопшего в гробницу проводилась церемония отверзения уст. Эта церемония еще раз подчеркивала значение физического тела покойного в обретении душой вечной жизни. Жрец зачитывал ритуальные заклинания, прикасаясь лезвием ножа ко рту покойного (чтобы тот мог есть, пить и дышать), а также к ногам и рукам, чтобы тот мог ходить по гробнице. После завершения погребения и запечатывания могилы, зачитывались молитвы, которые должны были помочь умершему отправиться в путешествие в загробный мир.
Гробницы и пирамиды – кладбища Древнего Египта
Похоронные ритуалы Древнего Египта
Изначально гробницы в Древнем Египте представляли собой могилы в земле, но затем они развились в прямоугольные мастабы. Мастаба представляла собой усеченную пирамиду с прямоугольным основанием, сделанную из кирпича-сырца и покрытую кирпичной кладкой. Мастабы со временем были заменены на ступенчатые пирамиды, а те сменились гладкими «настоящими пирамидами».
Подобные гробницы предназначались для защиты тела усопшего, которое было неразрывно связано с его душой, от воров, злоумышленников и непогоды. Саркофаги, так же как и гробницы, создавали с целью практической и символической защиты тела усопшего. Так, линия иероглифов, тянущаяся по продольной части саркофага, должна была служить «хребтом» покойного и давать усопшему силу.
Ушебти – слуги в загробном мире
Похоронные ритуалы Древнего Египта
Богатство гробницы во многом зависело от материального благополучия семьи усопшего. Умершего старались отправить в последний путь в роскоши, окруженного дарами и культовыми предметами. В число культовых предметов, которые египтяне клали в усыпальницу, входили статуэтки ушебти.
При жизни египтянин должен быть посвящать часть своего времени общественным работам. Жители древнего Египта считали, что так предстоит жить и в загробном мире. Поэтому вместе с усопшим хоронили ушебти, которые должны были подменять умершего, если его призовут на общественные работы. Число ушебти обычно колебалось от нескольких десятков до нескольких сотен. Даже бедняки старались хоронить умерших вместе с такими статуэтками, поэтому сейчас ушебти входят в число самых частых находок при раскопках гробниц.
Читайте также: Египетская «Книга мёртвых»
Будем очень рады видеть вас, дорогие читатели, среди подписчиков нашего канала (подписаться можно сверху).
Обязательно ставьте лайки – это важно для канала 😉
Источник
Варианты ответов к вашему кроссворду
КАНОПА
- Кано́па (от греч. Κάνωβος или лат. Canopus) — ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые из тел умерших при мумификации.
- В Древнем Египте — сосуд для хранения внутренностей умершего. В. Д. Гладкий “Древний мир” Том 1
- Сосуд для хранения внутренностей бальзамированного покойника в Древнем Египте
- Ритуальный сосуд
- Сосуд для хранения внутренностей бальзамирования покойника
- Сосуд для хранения пепла после кремации
АМПУЛА
- А́мпула (от лат. ampulla уменьшительное от греч. ἀμφορεύς — амфора) — в современном значении герметически запаянный стеклянный сосуд, предназначенный для хранения лекарственных препаратов.
- Сосуд с узким горлышком у древних римлян
- Запаянная стеклянная трубочка, используемая для хранения стерильного лекарства, химического реактива
- Сосуд с лекарством
- Сосуд для лекарств
- Герметически запаянный сосуд для хранения чего-либо
- Запаянный сосуд
- Сосуд для новокаина
- Сосуд для хранения лекарственных растворов
- Запаянный стеклянный сосуд для сохранения лекарств
- Как древние греки называли круглый сосуд с узким горлышком, предназначенный для хранения масла?
БУТЫЛКА
- Буты́лка (от фр. bouteille, возможно, через польск. butelka) — ёмкость для долговременного хранения жидкостей, высокий сосуд преимущественно цилиндрической формы и с узким горлом, удобным для закупоривания пробкой.
- Удлиненный стеклянный сосуд с узким горлышком
- Сосуд из стекла для жидкостей
- Самый древний сосуд такого типа был найден археологами в Египте и датирован 1300 до нэ
- Стеклянный сосуд с узким горлом
- Стеклянный сосуд с длинным горлышком
- Стеклянный сосуд с узким горлышком
КАРАС
- Карасу́к (из тюркских, ср. чулым. карасук, сибтат. қарасу, южноалт. қарасуу, хак. карасуғ — чёрная вода) — город (с 1954 г., р.п.
- (армянское) сосуд для брожения и отстоя виноградного вина
- То же, что и пифос — древнегреческий глиняный сосуд для хранения зерна, воды, вина и пр.
- Кавказский глиняный сосуд
- Глиняный кувшин эллипсовидной формы, применяемый в Армении для брожения, хранения и перевозки вина
- Кавказский сосуд
- Античный сосуд
- Большой глиняный сосуд у народов Кавказа
ЛАГИНОС
- Лаги́нос (др.-греч. λάγυνος) — древнегреческий сосуд, использовавшийся для хранения ароматических масел.
- Древнегреческий сосуд, использовавшийся для хранения ароматических масел
ПИФОС
- Пи́фос (др.-греч. πίθος) — большой древнегреческий кувшин (мог быть размером с человека и более), сосуд для хранения продуктов — зерна, вина, оливкового масла, солёной рыбы.
- Древнегреческий глиняный яйцевидный сосуд для хранения зерна, воды, вина; высота до 2 м; сходные сосуды известны в древности и в средние века на Кавказе (карас, квеври) и в Средней Азии (хум)
- Большой древнегреческий сосуд
- Сосуд у эллинов
АБРИКОС
- Абрико́с — плод дерева абрикос, обычно абрикоса обыкновенного (лат. Prunus armeniaca Lin., Armeniaca vulgaris Lam.), но также и близкородственных ему видов из секции Armeniaca подрода Prunus (лат.
- Какой фрукт в Древнем Египте называли “солнечным яйцом”
- Что в древнем Египте называли “звездой солнца”
- Древесное садовое растение семейства миндальных
- Каким фруктом в Пакистане с древних времен чистят кровь жители горных районов
АКЕР
- Акер (егип. ȝkr) — малозначимый бог земли и покровитель умерших в египетской мифологии, одно из древнейших божеств.
- Божество земли в Древнем Египте
- В египетской мифологии бог земли, покровитель мертвых (мифическое)
- В египетской мифологии бог земли, покровитель мертвых
- Бог земли у египтян
АМОН
- Бенуа Амон (фр. Benoît Hamon; род. 26 июня 1967, Сен-Ренан) — французский политик-социалист. Участник первого тура президентских выборов 2017 года.
- Бог в Египте
- Царь богов в Египте
- Бог солнца в Египте
- Бог солнца (егип.)
- Он же бог Ра в Египте
- Бог солнца в Древнем Египте
- Египетский бог
- Египетский бог солнца
- Египетское божество
- Бог солнца в египетской мифологии
АМФОРА
- А́мфора (др.-греч. ἀμφορεύς — «сосуд с двумя ручками») — античный керамический сосуд вытянутой или яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками на горле или на плечиках.
- Античный глиняный сосуд
- Древний глиняный сосуд
- Древний высокий глиняный сосуд
- Античный глиняный сосуд для жидких и сыпучих продуктов
- Глиняный сосуд
- Глиняный сосуд (антич.)
- Античный сосуд, похожий на вазу
- Античный сосуд
- Античный сосуд с росписью
- В Древнем Риме: единица объема равная 26,26 л
Эти слова находили также по запросам:
Источник